Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Роструда

Категория: Руководства

Описание

Роструд в своем письме разъяснил порядок внесения изменений в должностные инструкции работников

Роструд в своем письме разъяснил порядок внесения изменений в должностные инструкции работников

Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 "О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 31 октября 2007 г. N 4412-6

О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
В ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ

В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.

Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.

При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Начальник
Правового управления
Федеральной службы
по труду и занятости
И.ШКЛОВЕЦ

Рекомендуйте документ коллегам: Комментарии читателей

виктор 10.11.2009 11:36

изменения и дополнения в ди по данному письму противоречат конституции рф и конвенции - равенство прав обеих сторон при решении какого либо вопроса .в вашем же определении = отдается предпочтение работадателю, ущемляя права работника,что недопустимо при равенстве прав.такие же постулаты в нарушение международного равенства права закреплены в некоторых ст.тк рф = при рассмотрении определенных льгот и гарантий для руководящих и отсутствие таких же гарантий (в нарушение равенства права по международной конвенции и конституции рф) для подчиненных - один из примеров - компенсации в связи с увольнением.
нонсенс. 10.11.2009 11:47

ДОПОЛНЕНИЕ - ТОЛЬКО ПРИ ПРИВЕДЕНИИ ТЗ РФ К СООТВЕТСТВИЮ РАВЕНСТВА ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА МЫ МОЖЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ФАКТОР ДИСКРИМИНАЦИИ,ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЛОЖЕНИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ И ЗАЛОЖЕННЫЙ В КОНСТИТУЦИИ РФ - ГАРАНТИРУЮЩИХ РАВЕНСТВО ПРАВ.

руководство роструда:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Роструд: Письмо № 657-6-0 от

    Федеральная служба по труду и занятости: Письмо № 657-6-0 от 18.03.2008

    «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска»

    В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.

    В настоящее время основными актами, регулирующими порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу во вредных и опасных условиях, является Трудовой кодекс, а также Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/11-22, и Инструкция о порядке применения указанного Списка, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 273/П-20 (далее - Инструкция), применяемая в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

    При определении продолжительности такого отпуска необходимо учитывать особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленные ч. 3 ст. 121 Трудового кодекса Российской Федерации. Если в стаж, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, помимо времени фактической работы включаются некоторые другие периоды, то при предоставлении указанного дополнительного отпуска учитывается только фактически отработанное время в соответствующих производствах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца (п. 10 Инструкции).

    В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12). В случае ухода в ежегодный отпуск, который предоставляется авансом, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и опасных условиях предоставляется не полностью, а пропорционально отработанному времени в соответствующих условиях.

    Таким образом, работнику, проработавшему у данного работодателя в соответствующих условиях четыре месяца, дополнительный отпуск предоставляется пропорционально отработанному в таких условиях времени.

    Начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости
    И.И. Шкловец

    Просим объяснить,что означает:

    В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

    Засчитываются ли дни пребывания на больничном листке, ежегодном отпуске, административном отпуске, ученическом отпуске в тот период за который предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда

    Письмо Роструда от N 4412-6 О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников

    Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

    ПИСЬМО
    от 31 октября 2007 г. N 4412-6

    О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
    В ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ РАБОТНИКОВ

    В Правовом управлении Федеральной службы по труду и занятости рассмотрено обращение. Сообщаем следующее.

    Несмотря на то что в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции, она является важным документом, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности.

    Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

    Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

    Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того как работник согласился на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию.

    Если инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить одновременно изменения в трудовой договор и должностную инструкцию путем подготовки дополнительного соглашения.

    Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция, как правило, составляется в двух экземплярах, один из которых по просьбе работника может быть ему вручен.

    При подготовке должностной инструкции и внесении в нее изменений следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

    по труду и занятости

    Обсуждение документа Вопросы по документу

    Работаю по трудовому договору,в нем мои должностные обьзонности не прописанных и ссылок на них в договоре нет.Должностных вообще не было,до прошлой недели.Теперь работодатель заставляет их подписывать имею ли я право отказаться от подписи данного документ.

    В связи с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики, Учреждение обязано назначить должност.

    PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес

    Об утверждении Инструкции по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости

    Приказ Роструда от 28.09.2007 N 219 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости"

    Документ по состоянию на август 2014 г.

    В целях совершенствования работы с документами, повышения качества и установления единообразия при подготовке документов, а также для осуществления контроля за прохождением и исполнением документов в Федеральной службе по труду и занятости приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости.

    2. Заместителям руководителя, начальникам структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд):

    организовать в структурных подразделениях изучение Инструкции по делопроизводству Роструда и обеспечить ее безусловное выполнение всеми сотрудниками Роструда;

    обеспечить качественное и своевременное выполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поручений, контроль за выполнением которых осуществляется в соответствии с указаниями Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации и его заместителей, а также руководителя Роструда и его заместителей.

    3. Начальникам структурных подразделений, на которых возложена персональная ответственность за состояние исполнительской дисциплины в структурных подразделениях Роструда, обеспечить работу по контролю и ведению делопроизводства сотрудниками, ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях.

    4. Управлению делами (Китин А.Г.) обеспечить контроль за строгим выполнением положений Инструкции по делопроизводству Роструда специалистами структурных подразделений Роструда.

    5. Возложить ответственность за состояние исполнительской дисциплины в Роструде на заместителя руководителя Роструда Герция Ю.В.

    6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

    Утверждена
    Приказом Федеральной
    службы по труду и занятости
    от 28 сентября 2007 г. N 219

    I. Общие положения

    1.1. Инструкция по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), на основе федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    1.2. Федеральная служба по труду и занятости организует и ведет делопроизводство на основе Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233), Приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (зарегистрирован в Минюсте России 27 января 2006 г. N 7418), Регламента Федеральной службы по труду и занятости, других нормативно-методических документов и настоящей Инструкции по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости.

    1.3. Настоящая Инструкция по делопроизводству Федеральной службы по труду и занятости (далее - Инструкция) устанавливает порядок ведения делопроизводства в центральном аппарате Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд), в том числе и обязательные для всех работников центрального аппарата Роструда основные правила приема, учета, подготовки, оформления, размножения (тиражирования), контроля за исполнением, хранением и использованием документов.

    Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая их подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

    1.4. Правила работы с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, установлены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. II), ст. 3165).

    1.5. Персональная ответственность за организацию делопроизводства, своевременное и качественное исполнение документов, сохранность дел в структурных подразделениях Роструда возлагается на начальников этих подразделений, а также работников, ответственных за делопроизводство, и непосредственных исполнителей в той части, которая относится к кругу их обязанностей.

    Об утрате служебных документов немедленно докладывается начальнику структурного подразделения Роструда, который назначает служебную проверку. Результаты проверки сообщаются Управлению делами.

    1.6. Методическое руководство по ведению делопроизводства, контроль за соблюдением единой системы делопроизводства в структурных подразделениях Роструда, организация и проведение учебы по делопроизводству, проверок ведения делопроизводства в структурных подразделениях Роструда (не реже одного раза в год) возлагаются на Управление делами.

    1.7. Передача документов или их копий сторонним организациям допускается только после получения официального письменного запроса в адрес Роструда.

    1.8. Контроль за исполнением документов, их оформление и формирование в дела производятся Управлением делами и структурными подразделениями Роструда.

    1.9. Начальники структурных подразделений Роструда обязаны:

    1.9.1. Своевременно в день поступления документов или на следующий день обеспечить доведение их до исполнителей.

    1.9.2. Организовать оперативное ознакомление работников с документами и нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, приказами и другими документами Роструда, определяя в каждом конкретном случае круг заинтересованных специалистов. Нормативные правовые акты органов государственной власти должны находиться на ознакомлении в структурном подразделении Роструда не более 2-х дней. При необходимости по заявке руководства структурного подразделения Роструда Управлением делами делается ксерокопия нормативного правового акта органов государственной власти.

    1.10. Вновь принятые на работу в центральный аппарат Роструда работники должны быть ознакомлены начальниками структурных подразделений Роструда со структурой центрального аппарата Роструда, положением о соответствующем структурном подразделении Роструда, их должностными инструкциями, а также настоящей Инструкцией.

    1.11. При уходе работников структурного подразделения Роструда в отпуск, выезде в командировку (или при длительном отсутствии по другим причинам) все не исполненные ими документы, а также дела, взятые из текущего архива, передаются замещающим их работникам структурного подразделения Роструда.

    1.12. При уходе работника структурного подразделения Роструда, отвечающего за делопроизводство, в отпуск или в его отсутствие начальник структурного подразделения Роструда возлагает ведение делопроизводства на другого работника структурного подразделения.

    При уходе в отпуск или длительном отсутствии по другим причинам секретаря заместителя руководителя Роструда его обязанности возлагаются заместителем руководителя Роструда на одного из работников структурных подразделений Роструда, деятельность которых координирует данный заместитель руководителя Роструда (по согласованию с руководством соответствующего структурного подразделения Роструда и с уведомлением Управления делами).

    1.13. При увольнении или переводе на другую работу работника, отвечающего за делопроизводство, составляется акт о сдаче-приеме дел и документов, утверждаемый начальником структурного подразделения Роструда, согласованный с начальником Управления делами.

    II. Правила подготовки и оформления документов 2.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации

    2.1.1. Роструд по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в установленной сфере деятельности разрабатывает проекты федеральных законов во исполнение актов законодательства Российской Федерации, планов законопроектной деятельности Правительства и соответствующих поручений.

    2.1.2. Законопроекты, подготавливаемые для внесения в Правительство Российской Федерации, печатаются шрифтом N 15 на стандартных листах бумаги формата А4.

    На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка: "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 интервал и выравнивается по левой границе.

    На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

    2.1.3. Законопроект имеет следующие реквизиты:

    Наименование государства - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - печатается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

    Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от первого реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается прописными буквами размером шрифта не более N 17 и может быть выделено полужирным шрифтом. Выравнивается по центру.

    Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 36 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Пишется с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?" издан закон или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

    В заголовке законопроекта о внесении изменений в действующие законы необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется.

    О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Земельного кодекса Российской Федерации О внесении изменений в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в части платежей в бюджет и во внебюджетные фонды

    Текст отделяется от заголовка межстрочными интервалами 36 - 48 пт и печатается через межстрочный интервал 24 пт.

    Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

    Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи.

    Заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Номера проставляются римскими цифрами.

    РАЗДЕЛ I ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

    Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование подраздела печатается полужирным шрифтом.

    Подраздел I. Общие положения об обязательствах

    Главы нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок главы печатается полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

    Глава 5. Права, обязанности и ответственность

    Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок. Заголовок параграфа пишется с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

    § 1. Хозяйственные товарищества и общества

    Статьи имеют единую сквозную нумерацию. Порядковый номер статьи обозначается арабскими цифрами. Обозначение статьи печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

    Статья 33. Сертификация

    В исключительных случаях статья может не иметь заголовка. При его отсутствии слово "статья" и номер выделяют полужирным шрифтом.

    В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

    Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через один межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

    Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе.

    Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.

    Образец оформления законопроекта приводится в Приложении N 1.

    2.1.4. Требования по оформлению пояснительной записки к законопроекту.

    Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом N 14 на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты.

    Наименование вида документа - печатается прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

    Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

    В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

    К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"

    Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.

    2.2. Подготовка и оформление проектов актов Президента Российской Федерации

    2.2.1. Подготовка и оформление проектов актов (УКАЗОВ и РАСПОРЯЖЕНИЙ) Президента Российской Федерации производится Рострудом по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти и настоящей Инструкцией.

    2.2.2. Проекты актов Президента Российской Федерации и приложения к ним печатаются на стандартных листах бумаги А4 (210 х 297) шрифтом N 15. Верхнее поле документа устанавливается границами бланка. Левое поле - 2,75 см, правое - 2,25 см и нижнее - не менее 2 см. При оформлении проекта акта на двух и более страницах верхнее поле второй и последующих страниц составляет не менее 2,5 см.

    2.2.3. Проекты актов Президента Российской Федерации имеют следующие реквизиты: наименование вида акта (Указ Президента Российской Федерации или распоряжение Президента Российской Федерации), заголовок и текст.

    Заголовок печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа, пишется с прописной буквы, выделяется полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал.

    Начало и конец каждой строки заголовка центрируются относительно слов "Президент Российской Федерации". В отдельных распоряжениях Президента Российской Федерации заголовок может отсутствовать.

    Текст отделяется от заголовка дополнительным интервалом 24 пт и печатается через интервал 18 пт <1>.

    <1> Допускается уменьшение интервалов между реквизитами "Заголовок", "Текст", "Подпись" и "Место издания" при необходимости размещения текста проекта указа, распоряжения Президента Российской Федерации на одной странице.

    Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    Текстовая часть может подразделяться на констатирующую часть - преамбулу и постановляющую часть (в распоряжении - распорядительную часть).

    Преамбула в указах Президента Российской Федерации завершается словом "постановляю", которое печатается вразрядку.

    Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

    Пункты могут разделяться на подпункты, которые могут нумероваться арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.

    Все изменения и дополнения, вносимые в ранее принятый указ (распоряжение), должны соответствовать структуре основного нормативного акта.

    При наличии приложений к указу (распоряжению) Президента Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

    Допускается печатать прописными буквами и выделять шрифтом другой насыщенности фамилии при подготовке проектов указов (распоряжений) Президента Российской Федерации по вопросам награждения государственными наградами, присвоения почетных, воинских и специальных званий Российской Федерации (в других случаях не рекомендуется).

    Подпись отделяется от текста дополнительным интервалом 32 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации", инициала имени и фамилии Президента Российской Федерации.

    Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. От границы левого поля печатаются слова "Российской Федерации", а слово "Президент" центрируется относительно этих слов. Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

    Место издания отделяется от подписи, как правило, дополнительным интервалом 48 пт межстрочными интервалами и печатается от границы левого поля: Москва, Кремль.

    На распоряжениях место издания не печатается.

    Дата проставляется после подписания документа, оформляется словесно-цифровым способом и отделяется от реквизита "Место издания" межстрочным интервалом 18 пт. Печатается от левой границы текстового поля.

    Номер проставляется после подписания, печатается от левой границы текстового поля и отделяется от реквизита "Дата" межстрочным интервалом 18 пт.

    К порядковому номеру распоряжения Президента Российской Федерации через дефис добавляются строчные буквы "рп".

    Приложения к проектам указов и распоряжений Президента Российской Федерации оформляются на отдельных листах бумаги.

    Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов указов (распоряжений).

    Приложениями являются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и др. Приложения визируются руководителем органа, внесшего проект.

    Если в тексте дается ссылка "согласно приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово ПРИЛОЖЕНИЕ, ниже через межстрочный интервал 18 пт дается ссылка на указ или распоряжение Президента Российской Федерации. Все составные части реквизита центруются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал. При наличии нескольких приложений они нумеруются.

    Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты составляет 2 - 3 см.

    При наличии в тексте акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово УТВЕРЖДЕНО или УТВЕРЖДЕН со ссылкой на нормативный акт, его дату, номер.

    Слова УТВЕРЖДЕНО и УТВЕРЖДЕН в приложениях согласуются в роде и числе с видом утверждаемого документа: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.

    Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Наименование вида документа - приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано в разрядку (ПОЛОЖЕНИЕ, ПЕРЕЧЕНЬ, СПИСОК т.д.). Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.

    Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта дополнительным интервалом 70 пт, интервалами от текста приложения - дополнительным интервалом 24 пт.

    При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.

    Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы. Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.

    Если таблицу печатают более чем на одной странице, заголовочная часть таблицы (наименование граф) повторяется на каждой странице.

    Листы приложения нумеруются самостоятельно начиная со второго листа.

    При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой со скобкой. Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.

    На одной странице не должно проставляться более трех сносок.

    В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются, как правило, римскими цифрами, а пункты и подпункты - так же, как и в тексте указа (распоряжения) Президента Российской Федерации. В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами. Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.2.). Номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.3.1.). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1.).

    Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа проекта указа (распоряжения) в нижней его части.

    На приложениях к проектам указов (распоряжений) визы проставляются также на оборотной стороне последнего листа приложения.

    Образец оформления проекта указа Президента Российской Федерации приведен в Приложении N 2.

    2.3. Подготовка и оформление проектов актов Правительства Российской Федерации

    2.3.1. Роструд принимает участие в подготовке и оформлении проектов актов (ПОСТАНОВЛЕНИЙ и РАСПОРЯЖЕНИЙ) Правительства Российской Федерации по поручению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

    2.3.2. Проект постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации печатается на стандартном листе бумаги формата А4 шрифтом размером N 14. Проект акта имеет следующие реквизиты:

    Наименование вида акта - постановление Правительства Российской Федерации или распоряжение Правительства Российской Федерации.

    Дата акта отделяется от наименования вида акта, как правило, межстрочным интервалом 24 пт, оформляется словесно-цифровым способом, печатается центрованным способом, проставляется при подписании акта.

    Индекс (номер) печатается арабскими цифрами и состоит из знака "N" и порядкового номера документа, например N 143.

    К порядковому номеру распоряжения через дефис добавляется буква "р", например N 153-р.

    Место издания отделяется от реквизитов "Дата" и "Номер" межстрочным интервалом 24 пт и оформляется центрованным способом.

    Заголовок - порядок оформления заголовка аналогичен оформлению этого реквизита в проектах указов (распоряжений) Президента Российской Федерации.

    Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается шрифтом размером N 14 с интервалом 18 пт.

    Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы поля.

    Текст может подразделяться на констатирующую часть (преамбулу) и постановляющую часть (в распоряжениях - распорядительную).

    Преамбула в проектах постановлений Правительства Российской Федерации завершается словами "Правительство Российской Федерации постановляет", последнее слово печатается полужирным шрифтом вразрядку.

    Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

    Постановляющая (распорядительная) часть проектов постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации, как правило, подразделяется на пункты.

    Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.

    При наличии приложений к постановлению (распоряжению) Правительства Российской Федерации в тексте на них обязательно делается ссылка.

    Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Председатель Правительства Российской Федерации", инициала имени и фамилии Председателя Правительства Российской Федерации. Слова "Председатель Правительства" и "Российской Федерации" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Председатель Правительства" печатаются от левой границы текстового поля, а слова "Российской Федерации" центрируются относительно первой строки реквизита. Инициал имени и фамилия Председателя Правительства Российской Федерации печатаются у правой границы текстового поля.

    Приложения к проектам актов (постановлений и распоряжений) Правительства Российской Федерации печатаются на отдельных листах бумаги и визируются.

    Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании текста идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов постановлений (распоряжений).

    Порядок оформления приложений к проекту постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации аналогичен оформлению приложений к проектам указов (распоряжений) Президента Российской Федерации.

    Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра (подлинника) проекта постановления (распоряжения) в нижней его части.

    Образец оформления постановления Правительства Российской Федерации приведен в Приложении N 3.

    2.3.3. Если в тексте проекта акта Правительства Российской Федерации упоминаются ранее принятые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, то делается ссылка на соответствующий официальный источник их опубликования, например: "(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 3, ст. 6)".

    Если подготавливаемый акт Правительства Российской Федерации влечет за собой внесение изменений или дополнений в другие акты Правительства Российской Федерации, эти изменения или дополнения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются в виде самостоятельного акта одновременно с ним.

    Проект акта Правительства Российской Федерации по организации исполнения федерального закона или акта Президента Российской Федерации должен содержать ссылку на соответствующий федеральный закон или акт Президента Российской Федерации.

    2.3.4. В проектах постановлений Правительства Российской Федерации употребляются полные официальные наименования органов и организаций, в проектах распоряжений - их сокращенные официальные наименования.

    2.3.5. Документы (программы, положения, регламенты, планы, нормы и т.п.), которые предлагается утвердить подготавливаемым проектом акта Правительства Российской Федерации, в обязательном порядке прилагаются к данному проекту акта.

    2.3.6. Справка к проекту постановления (распоряжения) оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет следующие реквизиты:

    Наименование вида документа - печатается прописными буквами с 2 межстрочными интервалами ниже верхней границы текстового поля, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру.

    Заголовок отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

    В заголовке указывается полное название проекта постановления (распоряжения), к которому подготовлена справка.

    Текст отделяется от заголовка 3 межстрочными интервалами, печатается шрифтом размером N 14 через 1,5 интервала.

    Первая строка абзаца печатается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    В тексте кратко излагаются мотивы внесения проекта, обоснование и суть проекта, наличие разногласий, результаты проработки и экспертизы.

    Подпись отделяется от текста 3 межстрочными интервалами.

    Подпись включает наименование должности лица, подписывающего справку, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию).

    Наименование должности печатается от левой границы текстового поля через 1 межстрочный интервал и центрируется относительно самой длинной строки.

    Расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности без пробела между инициалами и фамилией. Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правым полем.

    При наличии нескольких подписей они располагаются одна под другой в соответствии с занимаемыми должностями.

    Подписи отделяются одна от другой 1 - 2 пустыми строками.

    2.4. Подготовка и оформление проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти

    2.4.1. Нормативные правовые акты издаются Рострудом в пределах компетенции в соответствии с положением в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

    2.4.2. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

    2.4.3. Порядок подготовки и оформления нормативных правовых актов устанавливается Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895), регламентами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, разрабатываемыми на основании Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305), и Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 31, ст. 3233), и утверждаемыми руководителем Роструда.

    2.4.4. При подготовке документов рекомендуется применять текстовый редактор Word for Windows версии 6.0 и выше с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером N 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, 15, Times DL размером N 12, 13, 14 через 1 - 2 интервала

    2.5. Бланки документов

    2.5.1. Документ, оформляемый на бланке, должен иметь установленный комплекс обязательных реквизитов с соблюдением порядка их расположения.

    Бланки документов изготавливаются на стандартных листах бумаги форматов А4 (210 х 297 мм), А5 (148 х 210 мм).

    Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля:

    2.5.2. В центральном аппарате Роструда применяются следующие бланки:

    угловой бланк письма Федеральной службы по труду и занятости (Приложение N 6);

    угловой бланк руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Приложение N 7);

    угловой бланк заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Приложение N 8);

    продольный бланк приказа Федеральной службы по труду и занятости (Приложение N 4).

    Допускается использование бланков структурных подразделений Роструда для внутренней переписки.

    Использование иных бланков, не предусмотренных настоящим пунктом Инструкции, не допускается.

    В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков - угловой и продольный.

    Реквизиты бланка и ограничительные отметки для реквизитов в пределах границ зон расположения реквизитов размещают центрованно (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов) или флаговым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

    Состав видов и формы бланков, применяемых в Роструде, утверждаются его руководителем по представлению Управления делами.

    2.5.3. Бланки с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации изготавливаются полиграфическими предприятиями, имеющими лицензии на соответствующий вид деятельности, по заказам Управления делами Роструда и подлежат учету. На гербовых бланках типографским способом или нумератором проставляются порядковые номера.

    2.5.4. Бланки документов, перечень которых определен в п. 2.5.2 настоящей Инструкции, должны использоваться строго по назначению и не могут передаваться другим организациям и частным лицам.

    2.5.5. Введение в обращение по мере необходимости новых бланков документов осуществляется по разрешению (поручению) руководителя Роструда. Соответствующие предложения вносятся Управлением делами вместе с образцами предлагаемых бланков.

    2.6. Оформление реквизитов в процессе подготовки документов в Роструде

    При подготовке организационно-распорядительных документов работники Роструда оформляют реквизиты документов с учетом ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" <2>.

    <2> По заключению Минюста России ГОСТ Р 6.30-2003 признан не нуждающимся в государственной регистрации (письмо Минюста России от 04.04.2003 N 07/3276-ЮД).

    2.6.1. Государственный герб Российской Федерации.

    Государственный герб Российской Федерации помещают на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, часть I, ст. 5021).

    2.6.2. Код федерального органа исполнительной власти <3>.

    <3> Указывают по усмотрению федерального органа исполнительной власти.

    Код федерального органа исполнительной власти проставляют по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ), а также по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

    2.6.3. Основной государственный регистрационный номер юридического лица <4>.

    <4> Указывают по усмотрению федерального органа исполнительной власти.

    Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) федерального органа исполнительной власти проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

    2.6.4. Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет <5>.

    <5> Указывают по усмотрению федерального органа исполнительной власти.

    Идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) проставляют в соответствии с документами, выдаваемыми налоговыми органами.

    2.6.5. Наименование федерального органа исполнительной власти.

    Наименование федерального органа исполнительной власти должно соответствовать его наименованию, указанному в положении об этом федеральном органе исполнительной власти, - Федеральная служба по труду и занятости.

    При наличии сокращенного наименования федерального органа исполнительной власти его помещают в скобках ниже полного.

    Над наименованием Федеральная служба по труду и занятости указывается полное или сокращенное наименование федерального министерства, в ведении которого находится Роструд, - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    2.6.6. Справочные данные о федеральном органе исполнительной власти.

    Справочные данные о федеральном органе исполнительной власти включают почтовый адрес, номер телефона и другие сведения по усмотрению федерального органа исполнительной власти (номера факсов, телексов, адрес электронной почты и т.д.).

    2.6.7. Наименование вида документа.

    Наименование вида документа, создаваемого федеральным органом исполнительной власти, должно соответствовать видам документов, предусмотренным Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД).

    2.6.8. Код формы документа <6>.

    <6> Указывают по усмотрению федерального органа исполнительной власти.

    Код формы документа проставляют в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации.

    2.6.9. Дата документа.

    Датой документа является дата его подписания или утверждения, для протокола - дата заседания, для акта - дата составления.

    Документы, изданные совместно двумя или более федеральными органами исполнительной власти, должны иметь одну (единую) дату.

    Дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами.

    Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например: 14 марта 2005 г.

    2.6.10. Регистрационный номер документа.

    Регистрационный номер документа, присваиваемый Управлением делами, состоит из порядкового номера и буквенных индексов "ТЗ", "Пр".

    Например: N 2573-ТЗ.

    В структурном подразделении Роструда регистрационный номер документа состоит из порядкового номера, индекса структурного подразделения Роструда и индекса отдела в структурном подразделении.

    Регистрационный номер документа, составленного несколькими юридическими лицами, состоит из присвоенных ими регистрационных номеров документа, перечисленных в порядке перечисления авторов документа через косую черту.

    2.6.11. Ссылка на регистрационный номер и дату документа.

    Ссылка на регистрационный номер и дату документа включает регистрационный номер и дату документа, на который должен быть дан ответ.

    2.6.12. Место составления или издания документа.

    Место издания документа указывается в том случае, если затруднено его определение по реквизитам общего бланка или бланка конкретного вида документа. Место составления или издания документа указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает только общепринятые сокращения.

    2.6.13. Пометка ограничения доступа к документу.

    Гриф "Для служебного пользования" с указанием номера экземпляра проставляется на первой странице документа, содержащего служебную информацию ограниченного распространения.

    Гриф печатается в правом верхнем углу документа. Номер экземпляра проставляется ниже пометки через 1,5 межстрочных интервала и центруется по отношению к нему.

    На обороте первого листа документа печатается количество экземпляров и расшифровывается, куда какой экземпляр направляется.

    Документы адресуют организациям, их структурным подразделениям, должностным или физическим лицам. При адресовании документа должностному лицу инициалы указываются перед фамилией, физическому лицу инициалы указываются после фамилии.

    При адресовании документа организации, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже.

    Допускается центрировать все строчки реквизита "Адресат" по отношению к самой длинной строке.

    При адресовании документа конкретному должностному лицу наименование организации и подразделения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном.

    При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата.

    Следует иметь в виду, что воинское (специальное) звание или классный чин государственного служащего - адресата указывается в том случае, если указывается воинское (специальное) звание или классный чин должностного лица, подписавшего документ.

    В состав реквизита "Адресат" может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указывают в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи.

    При адресовании письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес.

    При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, а затем - почтовый адрес.

    Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово "копия" перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывается. При большем количестве адресатов составляется рассылка.

    2.6.15. Утверждение документа.

    На документах, подлежащих утверждению, гриф утверждения проставляется справа на верхнем поле первого листа документа.

    Документ утверждается должностным лицом (лицами) или специально издаваемым документом.

    При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа состоит из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, личной подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

    При утверждении документа приказом, решением, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО (без кавычек), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера, например:

    Слово УТВЕРЖДЕНО согласуется в роде и числе с первым словом наименования приложения: положение - УТВЕРЖДЕНО, программа - УТВЕРЖДЕНА, мероприятия - УТВЕРЖДЕНЫ.

    В состав резолюции входят следующие элементы: фамилия исполнителя (исполнителей), содержание поручения, срок исполнения, подпись, дата.

    В случаях, когда поручение дается двум или нескольким лицам, равным по должности, основным исполнителем является лицо, указанное в поручении первым. Ему предоставляется право созыва соисполнителей и координация их работы.

    Основной исполнитель и соисполнитель вправе давать поручения в виде резолюций лицам, непосредственно им подчиненным.

    На документах, не требующих указаний по исполнению и имеющих типовые сроки исполнения, в резолюции указываются исполнитель, подпись автора резолюции, дата.

    Резолюция оформляется на отдельном листе с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому резолюция относится.

    2.6.17. Заголовок к тексту документа.

    Заголовок к тексту документа должен быть кратким, точно передавать содержание документа. Заголовок должен быть согласован с наименованием вида документа.

    Заголовок должен отвечать на вопросы:

    "о чем?" ("о ком?"), например:

    ПРИКАЗ Об изменении штатного расписания

    "чего?" ("кого?"), например:

    Должностная инструкция главного бухгалтера

    Заголовок составляется лицом, готовящим проект документа.

    К тексту документов, оформленных на бланках формата А5, заголовок не составляется.

    Заголовок к тексту письма печатается от левой границы текстового поля. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не ставится.

    2.6.18. Отметка о контроле.

    Отметку о контроле за исполнением документа обозначают буквой "К", словом или штампом "Контроль".

    2.6.19. Текст документа.

    Текст документа должен быть ясным, кратким, обоснованным, обеспечивающим точное и однозначное восприятие изложенной в нем информации.

    Текст документа оформляют в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур.

    При составлении текста в виде анкеты наименования признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени (имеете, были, находились и т.д.). Характеристики, выраженные словесно, должны быть согласованы с наименованиями признаков.

    Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблицу печатают более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы и на следующих страницах должны быть напечатаны только номера этих граф.

    Связный текст, как правило, состоит из двух частей. В первой части указываются причины, цели, основания создания документа; во второй (заключительной) - решения, выводы, просьбы, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (например, приказы - распорядительную часть без констатирующей, письма - просьбу без пояснения). В тексте документа, подготовленного на основании или во исполнение ранее изданного документа, указывают его реквизиты: наименование документа и организации-автора, дату, регистрационный номер, заголовок к тексту.

    Если текст содержит несколько решений, выводов и т.д. его можно разбить на разделы, пункты, которые нумеруют арабскими цифрами.

    В распорядительных документах организаций, действующих на принципах единоначалия, а также во внутренних документах, адресованных руководству, текст излагают от первого лица единственного числа ("приказываю", "предлагаю", "прошу").

    В документах коллегиальных органов текст излагают от третьего лица единственного числа ("постановляет", "решил").

    В совместных документах текст излагают от первого лица множественного числа ("приказываем", "решили").

    Текст протокола излагают от третьего лица множественного числа ("слушали", "выступили", "решили").

    В письмах используют следующие формы изложения:

    от первого лица множественного числа ("просим предоставить. ", "направляем в Ваш адрес");

    от первого лица единственного числа ("прошу выслать", "считаю необходимым";

    от третьего лица единственного числа ("Роструд не возражает").

    Текст печатается на расстоянии 2 - 3 межстрочных интервалов (24 - 36 пт) от заголовка в установленных границах полей. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    2.6.20. Отметка о наличии приложений.

    Если письмо имеет приложения, не названные в тексте, то указывают его наименование, число листов и число экземпляров; при наличии нескольких приложений их нумеруют, например:

    Если приложения сброшюрованы, то число листов не указывают.

    Если к документу прилагается другой документ, также имеющий приложение, отметку о наличии приложения оформляют следующим образом:

    Если приложение направляют не во все указанные в документе адреса, то отметку о его наличии оформляют следующим образом:

    Приложение: на 3 л. в 5 экз. только в первый адрес.

    В приложении к распорядительному документу (приказы, правила, инструкции, положения, решения) на первом его листе в правом верхнем углу пишут "Приложение N" с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера, например:

    Допускается выражение "ПРИЛОЖЕНИЕ N" печатать прописными буквами, а также центрировать это выражение, наименование документа, его дату и регистрационный номер относительно самой длинной строки, например:

    Руководителем Роструда подписываются служебные письма, направляемые:

    Руководителю и заместителям руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, и ответы на письма за подписью вышеперечисленных должностных лиц;

    инициативные служебные письма и служебные письма во исполнение поручений Правительства Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации;

    Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Председателю Верховного суда Российской Федерации;

    Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации;

    руководителям федеральных органов исполнительной власти;

    Председателю Государственной Думы и Председателю Совета Федерации;

    Председателю Счетной палаты Российской Федерации.

    Вышеперечисленные служебные письма в исключительных случаях (болезнь, отпуск, командировка руководителя Роструда) допускается направлять за подписью лица, исполняющего обязанности руководителя Роструда.

    Заместителями руководителя Роструда подписываются документы, направляемые:

    в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации;

    в федеральные органы исполнительной власти (в т.ч. по поручениям Правительства и аппарата Правительства Российской Федерации и по поручениям, содержащимся в постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации, в протоколах заседаний Правительства Российской Федерации и его комиссий, совещаний у Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей);

    депутатам, в комитеты и комиссии Государственной Думы и Совета Федерации;

    в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации;

    в субъекты Российской Федерации;

    организациям и гражданам на запросы, поступившие в адрес Роструда.

    Начальники структурных подразделений Роструда и их заместители подписывают ответы на заявления и жалобы граждан и организаций, запросы и заключения, направляемые начальникам других структурных подразделений Роструда.

    Также в рамках установленной компетенции начальники структурных подразделений Роструда направляют запросы в территориальные органы Роструда, могут давать им конкретные поручения по проверке поступающих жалоб и заявлений.

    В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего документ (при использовании должностного бланка наименование должности не указывается), личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия).

    Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия (исправления можно внести от руки или машинописным способом, например: "и.о.", "зам."). Не допускается подписывать документы с предлогом "за" или проставлением косой черты перед наименованием должности.

    При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают на одном уровне или одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности.

    При подписании документа несколькими лицами, равными по должности, но представляющими разные органы, подписи располагают на одном уровне.

    2.6.22. Согласование проекта документа.

    Согласование проекта документа проводится при необходимости оценки обоснованности документа, соответствия его правовым актам и ранее принятым решениям.

    Представляемые на подпись документы визируются исполнителем (ответственным исполнителем) и начальником структурного подразделения, где готовился проект документа. Документы, содержащие поручения работникам, ими должны быть завизированы.

    Согласование проекта документа оформляется визой на документе (внутреннее согласование) или грифом согласования (внешнее согласование).

    Виза включает в себя должность визирующего документ, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) и дату.

    Виза проставляется в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативно-правового акта. На проекте законодательного акта, на внутреннем документе и на копии отправляемого документа визы проставляются на лицевой стороне документа.

    Замечания, особые мнения и дополнения к проекту документа оформляются на отдельном листе. В этом случае виза оформляется следующим образом:

    Замечания докладываются руководителю, подписывающему документ.

    Согласование проекта документа с федеральными органами исполнительной власти и организациями, интересы которых в нем затрагиваются, - внешнее согласование.

    Внешнее согласование документа оформляется грифом согласования, который включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.

    Гриф согласования располагается ниже реквизита "Подпись" в левом нижнем поле документа.

    Грифы согласования могут располагаться на отдельном "Листе согласования", если содержание документа затрагивает интересы нескольких организаций. На документе делается отметка "Лист согласования прилагается".

    Согласование документа осуществляется в следующей последовательности:

    с должностными лицами федеральных органов исполнительной власти;

    с руководителями подчиненных организаций, интересы которых затрагиваются в документе;

    с федеральными органами исполнительной власти, интересы которых затрагивает содержание документа;

    при необходимости с органами, осуществляющими государственный надведомственный контроль (надзор) в определенной области (экологический, пожарный и т.п.), с общественными организациями;

    с вышестоящими органами - в случаях, когда законодательством предусматривается возможность совершения управленческих действий только с согласия этих органов.

    2.6.23. Оттиск печати.

    Роструд имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и иные печати.

    Оттиск печати с изображением Государственного герба Российской Федерации ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности. Простые круглые печати (без изображения государственной символики) ставятся на копиях документов для удостоверения их соответствия подлинникам. Оттиск печати должен захватывать окончание наименования должности лица, подписавшего документ.

    2.6.24. Отметка о заверении копии.

    Для заверения соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись "Верно", должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи, дату заверения.

    Отметка о заверении копии удостоверяется оттиском печати.

    2.6.25. Отметка об исполнителе.

    Отметка об исполнителе документа проставляется в левом нижнем углу лицевой или оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

    Отметка включает инициалы, фамилию исполнителя и номер его телефона, например:

    На документе, подготовленном по поручению руководителя группой исполнителей, в отметке об исполнителе указывается фамилия основного исполнителя.

    2.6.26. Отметка об исполнении документа.

    Отметка об исполнении документа и направлении его в дело включает в себя следующие данные: ссылку на дату и номер документа, свидетельствующего о его исполнении, или при отсутствии такого документа - краткие сведения об исполнении; слова "В дело"; номер дела, в котором будет храниться документ. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело подписывается и датируется исполнителем документа или руководителем структурного подразделения, в котором исполнен документ.

    2.6.27. Отметка о поступлении документа.

    Отметка о поступлении документа в Роструд содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости - время поступления). Допускается проставлять отметку о поступлении документа в виде штампа.

    2.6.28. Идентификатор электронной копии документа.

    Идентификатором электронной копии документа является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащая наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные.

    2.7. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов

    В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости Роструд на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда, ведет переписку с органами исполнительной, законодательной и судебной власти Российской Федерации, органами исполнительной, законодательной и судебной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами.

    При оформлении служебных документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие их юридическую силу, оперативное исполнение, обработку с помощью средств вычислительной техники, сохранность.

    2.7.1.1. Приказами оформляются решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам работы Роструда.

    Проекты приказов готовят и вносят структурные подразделения Роструда на основании поручений руководителя Роструда, его заместителей либо в инициативном порядке.

    Проекты приказов по кадровым вопросам готовит отдел по вопросам государственной службы и кадров Управления делами на основании соответствующих представлений.

    Обеспечение качественной подготовки проектов приказов и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на начальников структурных подразделений Роструда, которые готовят и вносят проект.

    Проекты приказов во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации должны быть подготовлены в течение 10 дней, если постановлением не установлен другой срок.

    Контроль за правильностью оформления проектов приказов осуществляет Управление делами.

    2.7.1.2. Проекты приказов по основной деятельности и приложения к ним визируются исполнителем и начальником структурного подразделения Роструда, подготовившего проект, начальниками структурных подразделений Роструда, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, заместителями руководителя Роструда, курирующими вопросы основной деятельности Роструда, по которым вносится проект приказа, а также начальниками Управления делами и Правового управления (их заместителями). Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра приказа.

    Проекты приказов по кадровым вопросам визируются начальником отдела по вопросам государственной службы и кадров Управления делами, начальником Управления делами, начальниками структурных подразделений Роструда, подготовивших соответствующее представление, заместителем руководителя Роструда, курирующим данное подразделение. Приказы по вопросам приема, перевода на другую работу, увольнения, наложения дисциплинарных взысканий, предоставления гарантий и компенсаций, денежных выплат визируются в обязательном порядке начальниками Правового управления и Финансово-экономического управления (их заместителями). Визы на приказах по кадровым вопросам проставляются на лицевой стороне последнего листа.

    Возражения по проекту приказа, возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту, при этом проект возражающим лицом не визируется. Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.

    Все проекты приказов визируются до представления руководителю Роструда на подпись.

    2.7.1.3. Проекты приказов печатаются на стандартных бланках установленной формы и докладываются для подписи со справкой, которая должна содержать краткое изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также сведения о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован. Датой приказа является дата его подписания.

    Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года; приказы по основной деятельности, по личному составу нумеруются отдельно. Приказы по основной деятельности регистрируются в отделе делопроизводства Управления делами, приказы по кадровым вопросам - в отделе по вопросам государственной службы и кадров Управления делами.

    2.7.1.4. Копии приказов по основной деятельности или их размноженные экземпляры заверяют печатью Управления делами и направляют адресатам в соответствии с рассылкой, которая составляется и подписывается начальником структурного подразделения Роструда (Приложение N 5). Приказы по кадровым вопросам заверяются печатью отдела по вопросам государственной службы и кадров и направляются адресатам в соответствии с рассылкой. Экземпляры приказов в обязательном порядке направляются руководителю Роструда, заместителям руководителя Роструда, Управлению делами, Правовому управлению, Финансово-экономическому управлению, Управлению планирования, технологии работы и контроля.

    2.7.1.5. Приказ имеет следующие реквизиты:

    Государственный герб Российской Федерации;

    наименование федерального министерства, в ведении которого находится Роструд, - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

    наименование федерального органа исполнительной власти - Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);

    наименование вида документа - приказ;

    дата и номер приказа. Дата оформляется словесно-цифровым способом, номер состоит из знака "N" и порядкового номера приказа.

    Указанные реквизиты печатаются центрованным способом.

    Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал.

    Об утверждении временной Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по труду и занятости

    Заголовок к документам, оформленным на бланках с продольным расположением реквизитов, выравнивается по центру.

    Текст отделяется от заголовка 2 - 3 межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером N 14 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

    Текст приказа может состоять из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

    В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами "в целях", "во исполнение" и т.д. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в родительном падеже, его автор, дата, номер и заголовок.

    Преамбула в проектах приказов завершается словом "приказываю", которое печатается вразрядку.

    Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения Роструда или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о структурном подразделении Роструда или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

    Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами "Признать утратившим силу. ".

    В приказ не следует включать пункт "Приказ довести до сведения. ". Структурные подразделения Роструда, до сведения которых доводится приказ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

    Визы включают должности визирующих, личные подписи, расшифровку подписей и дату.

    Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).

    Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы текстового поля.

    Приказы подписывает руководитель Роструда, а в его отсутствие - лицо, его замещающее.

    Приложения к приказу визируются начальником структурного подразделения Роструда, подготовившего проект. При наличии нескольких приложений приложения нумеруются. Внесение изменений в подписанный приказ, а также в согласованный проект документа не допускается.

    2.7.1.6. Совместные приказы федеральных органов исполнительной власти печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

    При оформлении совместного приказа:

    наименования федеральных органов исполнительной власти располагаются на одном уровне;

    наименование вида документа - приказ - располагается центрованно;

    дата совместного приказа - единая, соответствует дате более поздней подписи;

    регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе;

    подписи руководителей федеральных органов исполнительной власти располагаются ниже текста на одном уровне.

    Образец оформления приказа приведен в Приложении N 4.

    2.7.2. Положение, правила, инструкция

    2.7.2.1. Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

    В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов.

    Положения (правила, инструкции) применяются как самостоятельные правовые акты, которые подписываются руководителем, или как акты, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти; утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания распорядительного документа об их утверждении. Решение о порядке принятия положений, правил и инструкций находится в ведении федерального органа исполнительной власти.

    2.7.2.2. Порядок подготовки проекта положения (правил, инструкции) соответствует общему порядку подготовки проектов нормативных актов.

    2.7.2.3. Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке федерального органа исполнительной власти. Если проект положения (правил, инструкции) утверждается распорядительным документом, то положение (правила, инструкция) печатается на стандартном листе бумаги формата А4.

    Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: "должен", "следует", "необходимо", "запрещается", "не допускается".

    Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос "О чем?"; заголовок к инструкции, содержащей должностные требования и порядок проведения работ (должностная инструкция), отвечает на вопрос "Кого?" (Должностная инструкция главного специалиста).

    Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

    Основной текст положения (правил, инструкции) может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

    Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

    Образец оформления положения приведен в Приложении N 9.

    2.7.3.1. Протокол составляется на основании записей, произведенных во время совещания (заседания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и др.

    2.7.3.2. Протоколы могут издаваться в полной или краткой форме, при которой опускается ход обсуждения вопроса и фиксируется только принятое по нему решение.

    2.7.3.3. Текст полного протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной.

    Во вводной части указываются:

    Председатель или Председательствующий

    Присутствовали (подчеркивается) - список присутствовавших или отсылка к прилагаемому списку присутствовавших, если их количество превышает 15 человек.

    Вводная часть заканчивается повесткой дня - перечень рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости, с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой и его наименование начинается с предлога "О" ("Об"), которая печатается от границы левого поля.

    Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

    СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

    Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему; в последнем случае делается в тексте сноска "Текст выступления прилагается". Постановление (решение) - в тексте протокола печатается полностью; при необходимости приводятся итоги голосования.

    Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления (решения).

    2.7.3.4. Текст краткого протокола также состоит из двух частей. Во вводной части указываются инициалы и фамилии председательствующего (председателя), а также должности, инициалы, фамилии лиц, присутствовавших на заседании.

    Слово "Присутствовали" печатается от границы левого поля, подчеркивается, в конце слова ставится двоеточие. Ниже указываются наименования должностей, инициалы и фамилии присутствующих. Наименования должностей могут указываться обобщенно, например:

    Заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;

    заместители руководителя Федерального архивного агентства Российской Федерации.

    Многострочные наименования должностей присутствующих указываются через 1 межстрочный интервал.

    Список отделяется от основной части протокола сплошной чертой.

    Основная часть протокола включает рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения. Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога "О" ("Об"), печатается центрованно размером шрифта N 15 и подчеркивается одной чертой ниже последней строки. Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Фамилии печатаются через 1 межстрочный интервал. Затем указывается принятое по вопросу решение.

    2.7.3.5. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Датой протокола является дата заседания.

    Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов: протоколы заседаний коллегии, протоколы технических, научных и экспертных советов и др. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в заседании.

    Номера постановлений (решений), принятых на заседаниях, состоят из номера протокола, номера рассматриваемого вопроса в повестке дня и порядкового номера постановления (решения) в пределах вопроса.

    К номерам протоколов и постановлений (решений) могут прибавляться буквенные коды в соответствии с поисковой системой.

    2.7.3.6. Копии протоколов при необходимости рассылаются заинтересованным организациям и должностным лицам в соответствии с указателем рассылки; указатель составляет и подписывает начальник структурного подразделения, готовившего рассмотрение вопроса. Копии протоколов заверяются печатью Управления делами.

    Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов, которые оформляются на соответствующем бланке и заверяются печатью Управления делами.

    2.7.3.7. Протоколы печатаются на стандартном бланке протокола размером шрифта N 14 или на общем бланке формата А4 и имеют следующие реквизиты:

    Наименование документа - слово ПРОТОКОЛ печатается от границы верхнего поля прописными буквами вразрядку полужирным шрифтом размером N 17 и выравнивается по центру.

    Вид заседания, совещания - отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами, печатается полужирным шрифтом через 1 интервал и выравнивается по центру.

    Место проведения заседания, совещания - указывается (при необходимости), у кого проводится совещание, выравнивается по центру и отделяется от реквизитов "дата" и "номер" протокола линейкой.

    Дата и номер протокола. Дата оформляется словесно-цифровым способом и печатается через 2 межстрочных интервала ниже предыдущего реквизита. Номер протокола печатается арабскими цифрами и состоит из знака "N" и порядкового номера протокола.