Категория: Бланки/Образцы
Итак, постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане, обладающие правом пользования жилым помещением, находящимся на территории России, обязаны в порядке и на условиях, установленных законодателем, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением следующего случая: при наличии у постоянно или временно проживающего в России иностранца двух и более жилых помещений, находящихся на территории России, он обязан заявить одно из них как свое место жительства. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории России.
К основаниям для регистрации иностранных граждан по месту жительства относятся: во-первых, наличие у иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории России, что определяется в соответствии с жилищным законодательством России; во-вторых, фиксация адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, в учетных документах органа миграционного учета и в ГИСМУ.
При этом порядок регистрации иностранного гражданина по месту жительства основан на факте подачи им заявления установленной формы о регистрации по месту жительства в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин указал в качестве своего места жительства (ст. 16 базового закона).
Перечень документов. предъявляемых должностному лицу органа миграционного учета для регистрации иностранных граждан по месту жительства, включает (ст. 17 базового закона):
Представление иностранным гражданином исчерпывающего перечня документов обусловливает сроки его регистрации по месту жительства. При этом орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства при предъявлении им заявления о регистрации по месту жительства и документов (ст. 17), в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте его жительства в своих учетных документах и в ГИСМУ.
Кроме того, орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ, выполняет иные действия, связанные с регистрацией (ст. 18 базового закона).
В качестве оснований дня снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства законодатель выделил следующие случаи:
Процедура снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство (в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина), в учетные документы органа миграционного учета и в ГИСМУ.
Иностранные граждане в обязательном порядке учитываются по месту пребывания. в случае нахождения в месте пребывания гражданин обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с базовым законом (ст. 20) или международным договором Российской Федерации. Причем принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранца в место пребывания. Учету по месту пребывания подлежат:
а) постоянно проживающий в России иностранный гражданин — по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
б) временно проживающий (пребывающий) иностранный гражданин в России — по истечении трех рабочих дней 1 Иностранные граждане-моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение более 24 часов на территории порта России, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города России ставятся на учет по месту пребывания органом миграционного учета на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде указанных иностранцев в Россию. со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:
В то же время учет по месту пребывания постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, которые временно покинули место проживания в связи с возникновением в данном месте чрезвычайной ситуации, проведением на территории, на которой они проживают, контртеррористической операции либо введением на указанной территории чрезвычайного или военного положения и которые находятся в месте временного размещения, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Некоторые категории иностранных граждан не подлежат учету по месту пребывания, а именно:
Вместе с тем иностранные граждане вправе уведомить о своем месте пребывания орган миграционного учета по месту своего пребывания (ст. 6 базового закона) при наличии следующих оснований (ст. 21 базового закона): во-первых, при временном фактическом своем нахождении в месте, не являющемся его местом жительства, либо при отсутствии у указанного иностранного гражданина места жительства; во-вторых, для фиксации сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа миграционного учета и в ГИСМУ.
Процедура постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания (ст. 22 базового закона) осуществляется органом миграционного учета при получении уведомлений об их прибытии в место пребывания и основывается на следующих положениях.
Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Россией в этом качестве, а также миграционную карту, затем, после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания, получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением двух случаев:
Принимающая сторона с соблюдением установленных п. 1 и 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 20 базового закона сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, за исключением вышеизложенных случаев для иностранного гражданина; затем передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания.
При этом изъятие принимающей стороной у иностранного гражданина документов не допускается. В то же время прием уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания органом миграционного учета и организацией федеральной почтовой связи осуществляется на платной основе при предъявлении лицом, подающим такое уведомление, документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Россией в этом качестве.
В качестве подтверждения выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляется отметка в отрывной части бланка уведомления органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи 2 Порядок подтверждения выполнения указанных действий в случае утраты или повреждения отрывной части бланка уведомления устанавливается Правительством РФ.
Кроме того, Правительством РФ установлена форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень содержащихся в нем сведений, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, сроки хранения копии уведомления в организации федеральной почтовой связи, а также форма выражения принимающей стороной согласия на временное нахождение у нее иностранного гражданина и перечень документов, прилагаемых к уведомлению.
Фиксация сведений об иностранных гражданах, осуществляющих свою трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом, либо находящихся в гостинице ми в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания, либо находящихся в спецучреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства либо находящихся в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, осуществляется администрацией соответствующих организаций или учреждений по прибытии и убытии данных иностранных граждан. Указанная фиксация осуществляется для последующего уведомления органа миграционного учета о прибытии (убытии) данных иностранных граждан.
Рассмотрим основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания. установленные базовым законом (ст. 23). Подчеркнем, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в трех случаях: 1) при его убытии из места пребывания; 2) при его выезде из России; 3) в случае его смерти в России либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранца, находившегося в России, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В указанных случаях снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты его убытия из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
Кроме того, при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организаций или учреждений обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Таким образом, рассмотрены сущность и содержание миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в России, а также права и обязанности иностранных граждан и принимающей стороны в рамках обеспечения интересов России. Изложена деятельность органов миграционного учета и их полномочия в области миграционного учета: при регистрации иностранных граждан по месту жительства и их учету по месту пребывания. Кроме того, рассмотрены особенности ответственности иностранных граждан и принимающей стороны за нарушение российского законодательства о миграционном учете.
Для всех российских граждан и лиц, которые пребывают временно на территории России, является обязательным регистрационный учет согласно временному месту проживания.
Временная регистрация по месту пребывания – учет российскими гражданами мест их временного проживания. Таким местом может выступать любое помещение, подходящие для жилья (жилой дом, комната, квартира), которое не является официальным местом прописки. Регистрация по месту жительства необходима и тем лицам, которые временно останавливаются в гостиницах, профилакториях, лечебных пансионатах, домах отдыха или санаториях. Граждане, проживающие в выше перечисленных местах, сроком больше 90 дней, по окончанию его должны оформить регистрационный учет.
При осуществлении временной регистрации граждане, так или иначе, сталкиваются с вопросами касательно порядка регистрации, сбора необходимых документов, ответственностью в случае невыполнения поставленных для совершения временной прописки сроков, и пр.
Список документов для оформления регистрационного учетаДля получения свидетельства, разрешающего временное пребывание по месту, где он не проживает на постоянных условиях, необходимо представить ряд нижеперечисленных документов:
1. Удостоверение личности. Удостоверением личности при оформлении регистрации, могут выступать:
Регистрация не может совершаться согласно любого другого документа или загранпаспорта, если данные лица проживают в России на постоянных условиях.
2. Заявление, которое выступает прошением временной регистрации, подписанное обеими сторонами, заявителем и собственником соответствующего помещения. Подпись собственника обязательна, так как свидетельствует о его согласии на вселение заявителя.
3. Документ, подтверждающий возможность вселения в помещение временной регистрации. Регистрационный учет временного пребывания предусматривает наличие одного из нижеперечисленных документов:
Регистрация, происходящая на основе договора о социальном найме или соответствующего свидетельства о праве собственности, не требует от гражданина предъявление этих документов, достаточно только их указать в заявлении.
Регистрация также может основываться и на письменном заявлении от собственника соответствующего помещения, что указано в качестве временного места проживания, написанного в произвольной форме. Владельцу данного помещения необходимо присутствовать лично с оригиналом паспорта и официального документа на право собственности. Если владельцами данного помещения является несколько собственников, необходимо присутствие каждого из них.
Следствием оформления регистрации должно служить официальное свидетельство про то, что граждан зарегистрирован по определенному месту пребывания. Оформление регистрационных документов происходит в течение 3-х суток, со дня поступления документов в Федеральную миграционную службу России. Передача всех необходимых документов может быть совершена и должностному лицу, непосредственно на это уполномоченному. Тогда срок оформления составляет 6 дней. Согласно действующему законодательству максимальный срок временного пребывания не ограничивается и определяется соглашением собственника.
Данный регистрационный учет оформляется бесплатно, то есть заявителю не требуется оплачивать не услуги по регистрации, ни государственную пошлину.
Нарушение сроков оформления регистрационных документовЕсли прибытие на временное проживание превышает срок в 90 дней, по истечении этого срока следует подать все необходимые для оформления временного пребывания документы. Подобное обязательство закреплено законодательно. Согласно с нормативным положением, граждане, которые несвоевременно оформляют регистрацию или проживают без оформления регистрации, попадают под административную ответственность. Эта ответственность предусматривает штраф, который может составлять от 1,5 до 3 тыс. рублей.
Порядок временной регистрации граждан другой страныЗаконодательством Российской Федерации постановлено, что каждый иностранный гражданин, прибывающий в стране на законных основаниях, также обязан пройти официальную регистрационную процедуру оформления временного места жительства. Оформление временного проживания для граждан другой страны – это практически то же, что постоянная прописка. Выглядит она в виде отметки во временном паспорте или в виде на жительство.
Оформление регистрации должно осуществляться тогда, когда гражданин другой страны собирается пребывать в России дольше, чем 7 дней. В случае нарушения регистрационных норм предусматривается административный штраф или депортация с запретом на въезд в страну на последующие 5 лет.
Наличие данной регистрации предусматривает разрешение на работу в России, медицинское обслуживание, обслуживание в любом банке и учебу в любом образовательном учреждении.
Штамп о регистрации
Список документов для оформления регистрационного учета иностранных граждан:
Федеральная миграционная служба постановила правило, что процедура регистрации граждан другой страны выполняется Принимающей стороной (родственниками, друзьями, работодателями, различными учреждениями, гостиницей). Если иностранный граждан останавливается в гостинице и не имеет приглашения, то на месте заполняется специальный регистрационный бланк.
Прибытие в страну по визовому режиму, а она, как правило, выдается максимальным сроком до года, то и срок регистрации не будет дольше срока действия визы. Максимальный срок пребывания безвизового въезда в страну (например, для стран СНГ) составляет до 3-х месяцев.
При нарушении правил миграционной регистрации ответственность ложится на Принимающую сторону и может грозить ей штрафом в размере до 500 тыс. рублей.
Снятие гражданина другой страны с временной регистрации может происходит при следующих условиях:
С недавнего времени закон, подписанный Президентом Российской Федерации, предполагает более сильное наказание за нарушение регистрационных норм, как для российских граждан, так и для иностранцев. Так, за фиктивную регистрацию российских граждан предусматривается денежный штраф, принудительные общественные работы или лишение свободы до 3-х лет. Что же касается иностранных граждан, то фиктивная регистрация грозит им таким же наказанием или депортацией без права дальнейшего въезда в страну. Согласно этого фиктивную регистрацию рассматривают наравне с уголовными преступлениями, а не административными.
Видео о прописке: