Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Описания Семьи img-1

Образец Описания Семьи

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Характеристика семьи дошкольника пример

Характеристика семьи дошкольника пример

Характеристика на родителей, семью трудного ученика - образец, пример Характеристика

На родителей ученика

Япономамкина Бориса Гавриловича

1998 года рождения, ученика 8 Ж класса,

с.ш. №45, г. Мухолюбска

Состав и структура семьи Япономамкина Бориса следующие:

Отец - Япономамкин Гаврила Миронович 1973 года рождения, образование высшее, работает слесарем 3-го разряда в ЖКХ Домострой. Рабочий телефон (222)22-33-22.

В настоящее время живет отдельно от семьи

Мать - Япономамкина Наталья Сергеевна 1978 года рождения, образование среднее, работает укротительницей удавов в ЗАО Цирк им. сестер Крольчихиных. рабочий телефон (222)23-23-23

Отчим - Широкощекин Козьма Гекторович 1968 года рождения, образование неоконченное как написать характеристику на семью, временно безработный.

Братьев и сестер нет.

Проживают по адресу: г. Мухолюбск, ул.Светлозимняя, д.12; тел. (222)33-22-23 в двухкомнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната. Квартиру нельзя назвать создающей способности для благополучного существования ребенка. Уборка практически не производится, комната сильно захламлена и завалена цирковыми аксессуарами, бутылками и прочими, не имеющими отношения к мальчику, вещами.

Таким образом, семью можно назвать полной с невысоким материальным достатком. Связано это с сезонностью работы матери, безработностью отчима и ловким уходом от уплаты алиментов отца ученика. Это влияет на отношения в семье, порождая конфликтные ситуации. Ребенок не всегда одет в соответствующую сезону одежду, не имеет зимой перчаток и шарфика, экономит на обедах в столовой.

Семью можно назвать социально-неустойчивой, маргинальной (с алкогольной зависимостью), негативной в воспитательном отношении. Психологическая обстановка в семье напряженная, что выражается в синяках на лице мальчика. Надо заметить, что с течением времени, ученик окреп и синяки чаще стали появляться на теле отчима. Однако, это говорит о том, что конфликты по прежнему происходят. Мать, к сожалению, занимает пассивную позицию, пытаясь не вмешиваться. В последнее время накалились отношения у Бориса и с матерью на почве любви к кроликам, которых мать скармливает в цирке удавам. Ребенок даже вступил в природоохранное общество Плодись и размножайся .

В учебном процессе сына и пасынка родители принимают слабое участие, занимая эгоистическую позицию. На собраниях появляются редко и в нетрезвом виде, рассматривая подобные мероприятия как развлечение после деньги и семья. Часто срывают их оскорблениями и драками, якобы защищая своего сына от нападок других родителей и учителей.

С родителями Япономамкина Бориса были проведены беседы учителями школы, психологом в тот момент, когда они были застигнуты в трезвом состоянии. После таких бесед ситуация несколько улучшалась, у ребенка появлялась новая одежда, деньги на обеды, поднимался общий уровень настроения. Со временем этот эффект исчезал. Принято решение устраивать такие беседы чаще, участвуя в повышении уровня воспитательной атмосферы в семье.

Классный руководитель 8 Ж класса /Неунывайкина К.К./

Характеристика на родителей, семью трудного ученика - образец, пример Характеристика

На родителей ученика

Япономамкина Бориса Гавриловича

1998 года рождения, ученика 8 Ж класса,

с.ш. №45, г. Мухолюбска

Состав и структура семьи Япономамкина Бориса следующие:

Отец - Япономамкин Гаврила Миронович 1973 года рождения, образование.

Как написать характеристику на ребенка?

Для того, чтобы составить психолого–педагогическую характеристику на ребенка дошкольного возраста, необходимо сначала провести диагностику. Ниже вы найдете информацию о том, как написать характеристику на ребенка.

Информативные сведения
  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения (число, месяц.

Характеристика на родителей, семью трудного ученика - образец, пример Характеристика

На родителей ученика

Япономамкина Бориса Гавриловича

1998 года рождения, ученика 8 Ж класса,

с.ш. №45, г. Мухолюбска

Состав и структура семьи Япономамкина Бориса следующие:

Отец - Япономамкин Гаврила Миронович 1973 года рождения, образование.

Характеристика неблагополучной семьи: образцы, примеры и советы по написанию характеристики

Что такое неблагополучная семья? Это, прежде всего, семья с низким социальным статусом, которая не справляется с возложенными на нее обществом функциями, в первую очередь, с воспитанием детей. Процесс социализации несовершеннолетнего ребенка в такой семье происходит намного сложнее, а процесс семейного воспитания снижен и протекает с большими трудностями, медленно и безрезультатно.

Работа с такой семьей проходит обычно в несколько этапов.

  • Первый этап — знакомство, составление акта обследования жилищно-бытовых условий. беседа о воспитании ребенка, о его успехах (или неуспехах) в школе, о поведении и общественных нагрузках.
  • Далее к работе подключаются специальные психолого-педагогические службы, которые пытаются установить контакт со всеми членами семьи.
  • Следующий этап — выявление существующих семейных проблем, причин их появления и внутренних ресурсов неблагополучной семьи.
  • Далее, если возможно, организация необходимой помощи семье, рассмотрение стимуляции родителей к самопомощи.

На всех этапах постоянно составляется и заполняется множество документов: характеристика и на неблагополучную семью, и на ребенка из неблагополучной семьи, и другие.

Как писать характеристику на неблагополучную семью?

В самом начале характеристики следует указать полное имя, фамилию и отчество, дату и место рождения, состав семьи, их возраст, образование, специальность и профессию.

Далее обязательно следует указать причины неблагополучия данной семьи: отсутствие постоянного места работы, пьянство, дебоши, равнодушие к детям и их проблемам и т.д.

Затем нужно подробно остановиться на школьных проблемах и успехах ребенка: его успеваемость, интерес к различным предметам, участие в общественной жизни школы, классные обязанности и т.д.

Далее описываются личностные характеристики ребенка: раскрыть сильные и слабые стороны, неплохо при этом опираться на результаты психолого-педагогического обследования и т.д.

В конце текста характеристики нужно осветить отношения ребенка с педагогами и учащимися класса. Есть ли у ребенка близкие друзья, с кем он может находить общий язык. Одинок ли он в коллективе и отвергает всякую помощь извне. Пользуется ли авторитетом среди сверстников.

Если ребенок состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, то нужно указать причины, с какого периода и отношение родителей к данной проблеме. Являются ли они на заседания комиссии. Как относятся к проблемам ребенка. Как собираются их решать.

Если ребенок отличается девиантным поведением, то следует выявить его причины, поскольку оно может являться прямым следствием неправильного поведения старших членов семьи.

В заключение можно сделать прогноз о дальнейшей судьбе ребенка, если помощь своевременно не будет оказана.

Образцы характеристик на неблагополучную семью вы найдете в этом разделе сайта: они написаны учителями-практиками. Эти готовые характеристики вы можете изменить под себя и использовать в работе.

2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Характеристика на неблагополучную семью образец

на семью _______________

учащегося 5 класса

МОУ СОШ №____ г.________

проживающего по адресу ____________

Мальчик, ______ года рождения, воспитывается в неполной, малообеспеченной семье. Мама ___________, не работает.

Мальчик проживает в двухкомнатной полублагоустроенной квартире вместе с бабушкой, дедушкой, тётей, сестрой и мамой (всего 6 человек). Доход семьи — это зарплата и пенсия бабушки, которая работает в психиатрической больнице, пенсия дедушки, пенсия на детей по потере кормильца (отец, _______, умер почти сразу после рождения сына) и детское пособие.

Анализ материально-бытовых условий показывает, что санитарное состояние квартиры не удовлетворительно, в ней давно не убирались, кругом пыль и мусор. В квартире имеется вся необходимая мебель, но она старая. Место для подготовки уроков у мальчика имеется.

Внешне мальчик всегда одет в костюм, но вещи давно не обновлялись, поэтому он выглядит неопрятно.

Воспитанием сына мама практически не занимается, в домашней и хозяйственной работе ребёнок не задействован. По словам сестры, он часто, много гуляет на улице. У него имеются друзья старше него.

В школе Кирилл получает бесплатное питание.

Директор школы _____________

Классный руководитель: _______


Полный текст материала Характеристика на неблагополучную семью образец смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Автор: Болякова Людмила Александровна ppppppp

учитель географии, МОУ ИРМО Хомутовская СОШ №2

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге Взрывной ребенок .

Не только у людей, но и у книг бывает разная судьба. Одни произведения быстро забываются, а другие оставляют неизгладимый след в душе. Книги-юбиляры 2016-2017 учебного года — это шедевры, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Список актуален для классных руководителей, учителей литературы, библиотекарей и др.

Общаясь с ребенком, взрослые почти не следят за собственной речью. И от этого наша взрослая речь захламляется, отягощаясь грузом ненужного, лишнего и даже вредного. Что мы, взрослые, творим с собственной речью, сами того не замечая?

Также как и вещами, человек постепенно обрастает эмоционально-ментальным багажом, многое из которого вполне можно отнести к хламу, осложняющему жизнь. Эмоционально-ментальный хлам — это наши эмоции, поведенческие реакции и отношения, привычки умственного характера, которые портят жизнь нам самим, нашим родным и близким, а в особенности детям. Приведу примеры из собственной жизни.

Как показывает опыт, расхламлять свою жизнь в материальном плане, избавляясь от лишних вещей, гораздо легче, чем очищать собственное эмоционально-ментальное пространство. Приведу примеры из своей трудовой деятельности. Работа в школе нескончаема и многогранна. Учителям приходится выполнять столько всего, чему их никто, никогда и нигде не учил.

2007-2016 Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU .
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуются по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Источники: http://semyafamily.ru/imushestvo/kak-napisat-harakteristiku-na-semyu.html, http://pedsovet.su/charakteristika_neblagopoluchnoy_semi, http://pedsovet.su/charakteristika_neblagopoluchnoy_semi/45986

Комментариев пока нет!

Новые статьи

Времена года поделки детей

Стихи про времена года Детские стихи про четыре времени года для дошкольников 5-6 лет детей школьного возраста ЗИМА рисует дерево Простым карандашом. И выглядит растерянной Берёза

Весенние цветы поделки детьми

Поделки весенние цветы в детском саду Делаем веселые ромашки и тюльпаны на зеленом бумажном панно своими руками. Изготовление тематических

Весенние поделки детьми 5 6

Весенние поделки с детьми Малыши дошкольного возраста очень любят создавать всевозможные поделки своими руками. Это не только интересное

Веселые поделки для детей на день смеха

«1 апреля — День Смеха!» Конкурс «Чудной человечек своими руками из шариков» Евгения Андреева «1 апреля — День Смеха!» Конкурс «Чудной человечек своими руками из шариков» Каждый ребёнок

Другие статьи

Краткое описание семьи на английском языке с переводом

Описание моей семьи

There are four people in my family: my father, my mother, my little brother and me. My father is the tallest member of our family. He is 185 centimeters tall. He is strong and broad-shouldered. My father has got short fair hair and blue eyes. He wears a moustache. He is quite light-skinned.

My mother is quite short. She is not very slim, but she has got a good figure. Her face is pretty too. She has got long black hair. It is straight and not very thick. She has got beautiful big brown eyes. Her lips are of regular shape. They are quite thin. My mother is dark-skinned and looks tanned even in winter.

My little brother is five years old. He looks very much like our mother. He is a bit plum. He has got short dark hair. It is straight and quite thin. My brother has got a cute roundish face. He has got big brown eyes with long black eyelashes. His nose is small and his lips are thin. Like our mother he is dark-skinned.

I am sixteen years old. I am not very tall and I am slim. I have got reddish blonde hair. It is very long and thick. My hair is straight and I often wear it in a high ponytail. I have got a high forehead and thin fair eyebrows. My eyes are green. I have got a small straight nose. My lips are not very full. I am pale-skinned and I have got freckles on my face.

В моей семье четыре человека: папа, мама, мой младший брат и я. Мой папа – самый высокий член нашей семьи. Его рост 185 сантиметров. Он сильный и широкоплечий. У моего папы короткие светлые волосы и голубые глаза. Он носит усы. У него довольно светлая кожа.

Моя мама невысокая. Она не очень стройная, но у нее хорошая фигура. У нее красивое лицо. У мамы длинные черные волосы. Они прямые и не очень густые. У нее красивые большие карие глаза. Ее губы правильной формы. Они довольно тонкие. У моей мамы смуглая кожа, и она выглядит загорелой даже зимой.

Моему младшему брату пять лет. Он очень похож на маму. Он немного полноват. У него короткие темные волосы. Они прямые и не очень густые. У моего брата симпатичное круглое лицо. У него большие карие глаза с длинными черными ресницами, небольшой нос и тонкие губы. Он смуглый как мама.

Мне 16 лет. Я не очень высокая и стройная. У меня светлые рыжеватые волосы. Они очень длинные и густые. Мои волосы прямые, и я часто собираю их в высокий хвост. У меня высокий лоб и тонкие светлые брови. Мои глаза зеленые. У меня небольшой прямой нос. Мои губы не очень полные. У меня светлая кожа и веснушки на лице.

Урок 21

И еще несколько текстов о семье. Вот стишок, к примеру:

This is my father, this is my mother,
This is my brother Paul.
This is my sister, this is my uncle.
How I love them all.

Это мой отец, это моя мать,
Это мой брат Пол.
Это моя сестра, это мой дядя.
Как я люблю их всех.

Теперь еще Света хочет задолбать нас своей семьей:

My name is Sveta. I am eleven. I am a schoolgirl in the fourth form. My family is small. I have a mother, a father, and a brother. My mother and father are thirty-four and thirty-eight. My mother is a teacher and my father is an engineer. They are very good parents. My brother's name is Boris. Boris is five. He is not a schoolboy.

Меня зовут Света. Мне 11 лет. Я ученица 4 класса. Моя семья маленькая. У меня есть мама, папа и брат (странное у них понятие о маленькой семье. Что тогда говорить тем, у кого нет братьев и сестер и есть только мама или папа). Моим маме и папе 34 и 38 лет. Моя мама учительница и мой папа инженер. Они очень хорошие родители. Моего брата зовут Борис. Борису 5 лет. Он не школьник.

А теперь еще и Мери:

My name is Магу. I have an aunt. My aunt's name is Anna Stepanovna. She is a teacher. She has two sons and a daughter. The children's father is a teacher too. Their village is big. There is a school in the village. It is a very good school.

Меня зовут Мери. У меня есть тетя. Мою тетю зовут Анна Степановна. Она учительница. У нее два сына и дочь. Отец детей тоже учитель. Их село большое. Их школа находится в селе. Это очень хорошая школа.

Раз уж пошла семейная тематика, то рассмотрим текст с описанием еще одной семейки Аддамсов:

My Friend's Family

I have a friend. My friend's name is Igor. He is eleven. He is a schoolboy. Igor is a good student.

Igor's hair is dark. He has brown eyes. He is not tall.
My friend's family is small. He has a father, a mother, and a sister. Igor's father, Yakov Vasilievich, is an engineer at a shoe factory. He is forty. He is a good engineer. Yakov Vasilievich is tall. He has black hair and brown eyes. Igor's mother's name is Zoya Trofimovna. She is not very tall. She has fair hair and blue eyes.
Igor's sister Natasha is a nice little girl. She is like her mother. She is small and thin. Her hair is fair too.

Семья моего друга.

У меня есть друг. Моего друга зовут Игорь. Ему 11 лет. Он школьник. Игорь - хороший ученик.
У Игоря темные волосы. У него карие глаза. Он невысокого роста.
Семья моего друга маленькая (ну да). У него есть отец, мать и сестра. Отец Игоря, Яков Васильевич, инженер на обувной фабрике. Ему 40 лет. Он хороший инженер (это рассказывает 11-летний школьник. ну да, он знает, какой инженер хороший, а какой нет). Яков Васильевич высокого роста. У него черные волосы и карие глаза. Маму Игоря зовут Зоя Трофимовна. Она не очень высокого роста. У нее светлые волосы и голубые глаза.
Сестра Игоря, Наташа, хорошая маленькая девочка. Она любит свою маму (ну надо же, кто бы мог подумать). Она маленькая и худенькая. У нее тоже светлые волосы.

И напоследок диалог еще двух личностей, лезущих в семейные дела друг друга:

"Nina, have you a large family?"
"No, I haven't. My family is small. I have a father, a mother, and a brother."
"How old are your father and mother?"
"My father is forty and my mother is thirty-eight."
"What are they?"
"My parents are workers."
"Is your brother a schoolboy?"
"Yes, he is in the seventh form."
"Have you a grandfather and a grandmother?"
"Yes, I have. They are not in our town. They are pensioners."

Переведем и насладимся любопытством людей:

"Нина, у тебя большая семья?"
"Нет. Моя семья маленькая. У меня есть отец, мать и брат"
"Сколько лет твоим папе и маме?"
"Моему отцу 40 лет, а моей маме - 38."
"Кто они?"
"Мои родители - рабочие."
"Твой брат - школьник?"
"Да, он в седьмом классе."
"У тебя есть дедушка и бабушка?"
"Да, есть. Они не в нашем городе. Они пенсионеры."

Психологическая характеристика современной семьи

Психологическая характеристика современной семьи.

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия.

Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.

Основные признаки отличия современных семей между собой

1. По количеству детей (многодетная, малодетная, бездетная или инфертильная)

2. По составу: неполная, сложная и т.д.

3. По структуре: например, с одной брачной парой и т.д.

4. По типу главенства в семье: эгалитарные, авторитарные

5. По семейному быту, укладу: семья – «отдушина», семья типа спортивной команды и т.д.

6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и т.д.

7. По семейному стажу: молодожёны и т.д.

8. По качеству отношений и атмосферы в семье

9. По географическому признаку: городская и т.д.

9. По типу потребительского поведения: в зависимости от потребностей

10. По особым условиям семейной жизни: студенческая, «внебрачная» и т.д.

Основные формы брачно-семейных отношений

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта.

Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру.

3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга.

Психологические особенности семейных отношений

    наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи; частичное различие в интересах и установках членов семьи; наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье; включенность в семью представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами; многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
  • особая открытость, уязвимость членов семьи.

Основные жизненные стратегии семейных партнеров

  • внутренний контроль - внешний контроль;
  • эгоизм - альтруизм;
  • ориентация на общественные нормы - на себя;
  • принятие противоречий - их неприятие;
  • чувство собственного достоинства - неверие в себя.

Факторы, стабилизирующие семейные от ношения

    постоянное стремление партнеров к сохранению семьи; желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи; инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела; разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями; стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению; эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т. д.); способность эмоционально согреть супруга, т. е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» - от слова «нуклеа» - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нукле-арной семьи - малодетная нуклеарная семья.

Особенности современной модели семьи

Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей.

Основные элементы нормативной модели семьи:

- нормативные члены семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т.е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано ожидаемое поведение;

- кроме членов семьи её структура определяется через отношения, их содержание и динамику.

Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных (элементарная семья - семья из трех членов: муж, жена и ребе нок).

С точки зрения М. Мид, «нормальная семья», в которой ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных.

Идеальную семью можно рассматривать как нормативную модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях, нравственных ценностях, куль туре общества, в том числе - в религиозной культуре.

Как мы заметили основу семьи составляют семейные отношения. По мнению большинства специалистов считают, что семейные отношения – это, прежде всего, отношения власти: доминирования-подчинения.

Задача доминирующей личности - обеспечение безопасности группы, координация действий ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.

Соглашаясь с исследователями А. Янковой, Е. Ачиловой и О. Лосевой, нужно добавить, что доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи, хотя не меньшее значение может иметь удовлетворенность браком при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.

Одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи. является ответственность.

Внешняя ответственность, ориентированная на общество и означает причастность, участие, состязание.

Внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самостоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и, прежде всего, перед своей совестью.

В.Н. Дружинин предлагает внести в модель современной семьи такой компонент как: перед кем несет ответственность личность (перед собой, перед отдельными другими, перед группой в целом, перед обществом в целом).

Тот или иной член семьи может нести ответственность за других членов семьи (например, жену, или мужа, или детей).

Необходимо ввести в обиход термин (контакт, общение).

Аффилиация – это, прежде всего, определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомы ми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.

Потребность в аффилиации - это потребность «заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться. Любить. Присоединяться к группам» (Мюррей).

Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность - власть над людьми для реализации ответственных задач.

Таким образом. психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям (В.Н. Дружинин):

- кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?

«Нормальной» семьей считают семью, где ответственность несет муж (отец).

«Аномальной» семьей назовем такую семью, где муж не несет ответственности за нее.

«Псевдосемья» - е сли ответственность не несет никто.

Основные модели семьи (в зависимости от доминирования)

1. Патриархальная - доминирует отец.

2. Матриархальная - доминирует мать

3. Детоцентрическая - реально (психологически!) доминирует ребенок, его потребности или капризы.

4. Эгалитарная - властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теории конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной семьей.

Типология иерархии в семье

1) «отец - мать - ребенок»;

2) «отец - ребенок - мать»;

3) «мать - отец - ребенок»;

4) «мать - ребенок - отец»;

5) «ребенок - отец - мать»;

6) «ребенок - мать - отец».

Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. К этому типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова.

Типичную российскую семью, полагает В.Н. Дружинин, можно рассматривать как вариант модели аномальной языческой семьи с рудиментами православной модели. В такой семье мужчина и женщина борются за доминирование. Победа достается более сильному - не столько физически, сколько психи чески. Существуют противостояния поколений, подавление детей и борьба детей с властью родителей. Аномальность этой семьи в том, что мужчина не несет ответственности за семью в целом.

Эмоционально-психологический климат семьи.

В. Сатир полагает, что в настоящее время в современном мире существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная.

Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях.

Проблемные семьи. независимо от характера проблем, также имеют много общего в своей жизни. Она предлагает некоторое обобщенное описание каждого из этих двух типов семей.

Характеристика атмосферы проблемной семьи

  • неудобство;
  • дискомфорт;
  • холодность(члены семьи чрезвычайно вежливы друг с другом, и каждому очень тоскливо);
  • ощущение неустойчивости, тяжести, напряжения и грусти;
  • скрытности; лица и тела людей говорят об их страданиях (тела скованны и напряженны или неуклюже сутулятся; лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать, словно маски; глаза смотрят в пол, они не видят других людей) и т.д.
Характеристика атмосферы в зрелых семьях
  • ощущение естественности, честности и любви;
  • готовность поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом;
  • открытое проявление своей радости и боли;
  • чувство полноценности личности членов семьи;
  • проявление особой жизненной силы и т.д.

Зрелая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на раз личные жизненные ситуации. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей - это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще.

Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.

В проблемных семьях все происходит наоборот: родители призывают детей не обижать и не огорчать друг друга, а сами беспрестанно шлепают или бьют.

Родители усваивают важную истину, что хороший воспи татель умеет выбрать соответствующую ситуацию и время, что бы поговорить с ребенком тогда, когда тот действительно готов выслушать родителя. Когда ребенок ведет себя неправильно, отец

Другой американский психотерапевт К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как:

  • преданность и сотрудничество;
  • общение, предполагающее открытое самовыражение;
  • гибкость отношений;
  • самостоятельность.

Он исходил из того, что семейные отношения представляют собой процесс развития всех членов семьи. Особую роль в укреплении семейных отношений от отводил совместному переживанию радости в семье, аутентичности отношений и толерантности членов семьи друг к другу

Важнейшей интегральной характеристикой такой семьи является ее психологическое здоровье.

Психологическое здоровье семьи - это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности.

Это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.

Психологическое здоровье - это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.

Основные критерии психологического здоровья семьи

    1.Сходство семейных ценностей

Совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

  • 2.Функционально-ролевая согласованность

    Представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

  • 3.Социально-ролевая адекватность в семье

    Обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности, складывается более жесткой по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий.

  • 4.Эмоциональная удовлетворенность

    Показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости «пристрастное отношение» друг к другу составляет особое качество здоровой семьи.

  • 5.Адаптивность в микросоциальных отношениях

    Характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

  • 6.Устремленность на семейное долголетие.

    Представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении. Неотъемлемым атрибутом любой здоровой семьи являются ближайшие и перспективные семейные цели.

    1. 7. Идентичность и стабильность семьи. Один из основателей семейной терапии Н. Аккерман ввел два понятия - «идентичность» и «стабильность семьи».

    Семейную идентичность он определял как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей.

    Другими словами, семейная идентичность - это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи.

    Стабильность семьи. которую точнее было бы обо значить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.