Руководства, Инструкции, Бланки

Социометрическое Исследование Класса Образец img-1

Социометрическое Исследование Класса Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Социометрия для школьников

В любом коллективе существует разные отношения между его членами. Особенно хорошо это просматривается в рамках одного класса, где дети не просто общаются между собой, но и еще соперничают друг с другом. Это может выражаться на практически всех уроках, так как успешность и уровень знаний у каждого разный, поэтому возникают конфликты, обиды и ссоры. Чтобы выявлять и разрешать возможные проблемы в общении между одноклассниками школьный психолог, используя различные методики, составляет социометрию класса.

В статье вы узнаете: для чего и как правильно проводится социометрия, как вид изучения межличностных отношений в классе.

Правила проведения социометрии в классе:

  1. Этот вид психологического исследования можно проводить, начиная с начальных классов. У деток дошкольного возраста ее использовать нельзя, так как они очень впечатлительны и эмоциональны, поэтому их мнение меняется очень быстро.
  2. Группа, в которой планируется проводить опрос, должна взаимодействовать минимум полгода.
  3. В ней не имеют права участвовать дети, не входящие в постоянный состав коллектива.
  4. Не следует проводить в преддверии праздников или мероприятий, произойдет искажение данных.
  5. Человек, проводящий работу с детьми должен вызывать у них доверия, но не иметь никакого к ним отношения.
Цели проведения социометрии для детей

Социометрию в старших классах проводят для того, чтобы определить уровень сплоченности коллектива, выявить лидеров и отверженных. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог проводить необходимую воспитательную работу, знал, кому можно доверить руководство и контроль за остальными учащимися (старосту).

Для младших школьников проведение социометрии становится действительно информационным, начиная с 3-4 класса, когда приоритетом кроме учебной деятельности становится общение между сверстниками.

Методика проведения социометрии для школьников

Для того чтобы создать целостную картину о классе необходимо перед проведением письменного опроса учащихся, нужно провести подготовительную работу по сбору информации. Для этого необходимо:

  • изучить документацию (классный журнал, личные дела);
  • провести беседы с учителями, работающими с этими детьми;
  • посетить уроки и внеклассные мероприятия, с целью наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей класса.

Существует определенная технология, как нужно провести опрос в классе для социометрии, чтобы получить наиболее достоверные результаты. Она заключается в следующем:

  1. Проводится инструктаж, то есть объясняется, где и как писать.
  2. Каждому ребенку предлагается выбрать из класса следующих детей:
  • с которыми они предпочитают общаться;
  • тех, кого следует убрать.

В каждом варианте необходимо написать всего троих детей в порядке предпочтения (первым – самых любимых или нелюбимых, а потом – чуть менее значимые). Чтобы детям в начальных классах было понятно, кого писать в опросе социометрии, можно сформулировать вопрос так: «Кого ты пригласишь на свой день рождения?».

Анализ и расшифровка полученных данных

Чтобы разобраться в отношениях между учащимися класса, все данные заносятся в матрицу, которая представляет собой таблицу с фамилиями детей расположенными по вертикали и горизонтали.


В клетках напротив каждой фамилии обозначается выбор этого ребенка. Подсчет высказанных симпатий и антипатий, сделанных участниками исследования, помогает выделить среди детей лидеров (или звезд), предпочитаемых, принимаемых, непринятых и изгоев.
Для наглядности, по составленной психологом матрице рисуется социограмма, которая позволяет визуально представить взаимоотношения в классе.


Другие статьи

Социометрическое исследование класса образец

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных

На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А. то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А. поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7. 9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Матрица социометрических положительных выборов

ЕЖЕГОДНЫЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Социометрический опрос учащихся позволяет определить пары антагонистов, явных и скрытых лидеров и аутсайдеров в классе; выявить подгруппы и их лидеров, а также понять причины, формирующие эти подгруппы. Цель – обоснованное проведение необходимых мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе, и, в конечном счете, повышении качества обучения и успеваемости.

Для лучшего понимания таких причин и для повышения качества мониторинга, предусмотрена возможность учитывать данные по поведению и успеваемости на каждого ученика, а также социальные и иные характеристики, определяющие его положение в классе. Такие данные психологу предоставляет классный руководитель и соцпедагог.

Средние оценки по успеваемости и поведению для каждого ученика выставляются цифрами по пятибалльной шкале. Оценки факторов Ф1, Ф2 и Ф3 ставятся по шкалам: по 2, 3, 5, 10, 100 или произвольно - балльной шкале.

Такими факторами могут быть, например: степень участия ученика в жизни класса (3 - балльная шкала); результаты теста по умственному развитию учеников (100 или 200 - балльная шкала); материальное или социальное положение семьи; неполная семья (3 - балльная шкала). Можно по 3 или по 5 баллам указать настойчивость, упрямство / уступчивость, податливость. Или степень физического развития. Или уверенность, активность / стремление быть незаметным. Какие-то из этих качеств могут оказаться группообразующими. Например вокруг сильной личности формируется подчиненная команда. Для правильного обсчета компьютером все данные по всем факторам выставляются только цифрами.

Условия при проведении, обработке и применению результатов опроса должны обеспечивать конфиденциальность данных опроса участников. Отчетная таблица под названием "Матрица" предназначена только для работы психолога. Показывать эту таблицу кому-либо не рекомендуется. Ответственность за последствия утечки данных несут лица, проводящие тест (кстати, в Интернете был описан такой случай: в результате оглашения содержания заполненных учениками бланков, пришлось расформировывать класс).

Тот, кто проводил социометрию, знает, сколько часов требуется для обсчета результатов опроса только одного класса. Поэтому для автоматизации обработки данных нами была разработана компьютерная программа обсчета. Данные с бланков, заполненных учениками, заносятся в компьютер и обрабатываются программой. Затем результаты распечатываются, анализируются психологом, и результаты предоставляются классному руководителю.

Особый интерес представляет выявление и использование позитивных связей аутсайдеров с остальными детьми для вовлечения их в общественную жизнь класса. Также надо обратить внимание на пары антагонистов. Такие пары встречаются как между группами, так и внутри групп.

Нужно отметить, что выводы, представленные психологом, должны иметь только информативный (не рекомендательный) характер. Все решения по мероприятиям принимает классный руководитель.

Опрос целесообразно проводить в ноябре - декабре, когда в классах уже определились устойчивые отношения между учениками, чтобы во втором полугодии можно было на основании результатов провести работу по улучшению психологического климата в классе. Социометрические исследования включены в план работы психолога. После получения данных желательно составлять обзорный отчет директору о динамике изменений обстановки в классах по сравнению с прошлым годом. Такие отчеты позволяют наглядно представить результаты работы классных руководителей с классами.

В опросе участвуют все классы с 5 по 10.

ПОДГОТОВКА К ОПРОСУ

После внесения списка класса в компьютер, программа формирует и распечатывает бланки для опроса. Также выпускается таблица для заполнения классным руководителем данных по успеваемости, поведению и по трем факторам (Ф1, Ф2, Ф3).

Для правильного проведения опроса нужно, чтобы в нем приняли участие все ученики класса без исключения. Список учеников в бланках должен быть полный. Всякие исправления и дополнения в уже распечатанных бланках вносят путаницу и ошибки при проведении опроса и последующей обработке данных. Поэтому окончательный просмотр, коррекцию и распечатку бланков нужно делать буквально накануне проведения.

На процедуру проведения опроса уходит всего несколько минут. Учеников желательно рассадить так, чтобы они не видели работу друг друга. Для этого лучше всего подойдет актовый зал, но тогда нужно взять с собой книжку, чтобы на ней заполнять бланк. Если опрос проходит в классе, то провести его нужно в две очереди. Педагог, проводящий опрос, раздает всем участникам специальные бланки. Каждый участник должен разборчиво написать свою фамилию и имя полностью, в отведенной для этого верхней строчке бланка.

Вступительная беседа. Межличностные отношения вызывают повышенный интерес у подростков, но также и опасение и нежелание обсуждать их с взрослыми. Психолог, проводящий опрос, должен создать с аудиторией атмосферу взаимного доверия. Прежде всего, он объявляет, что сведения, полученные в результате опроса, не будут разглашены, потому что личные карточки участников будут находиться только у него, а опубликованные в итоговых документах результаты - обезличены. Поэтому дети могут не опасаться, что данные опроса будут использованы против них. Затем нужно убедить аудиторию в важности мероприятия и в том, что откровенность в опросе принесет пользу, прежде всего, самим ученикам.

Само проведение опроса и заполнение бланк а опроса ( личной карточки ) проводится в два этапа:

Полная свободная выборка. Полный выбор. Ученику предлагается свободный выбор любого числа одноклассников.

Против фамилий тех, кто ему НУЖЕН, надо в колонке "заполнять здесь" поставить знак + (один знак плюс или крестик).

Против фамилий тех, кто ему вообще НЕ НУЖЕН, надо в колонке "заполнять здесь" поставить знак - (один знак минус).

Против фамилий тех, кто ему безразличен, ни в какой колонке не надо ничего ставить.

Если ученик допустил ошибку, или передумал, то нужно аккуратно зачеркнуть ошибочный знак большой косой чертой, и рядом колонке "заполнять здесь" поставить правильный знак, или ничего не ставить.

Принудительная выборка. Жестко ограниченный выбор согласно таблице, приведенной ниже.

После выполнения первого этапа заполнения карточки, ученику предлагается очень хорошо подумать и выбрать фиксированное число тех одноклассников, кто ему ОСОБЕННО НУЖЕН, с кем он ХОЧЕТ быть. В списке, в колонке "заполнять здесь", напротив их фамилий он должен знак + обвести кружком (заключить в кружок).

Если ученик допустил ошибку, или передумал, то нужно в колонке "заполнять здесь" аккуратно зачеркнуть ошибочный знак большой косой чертой, и рядом поставить правильный знак, или ничего не ставить.

Число ограничения выборов указано в розданных бланках опроса, и составляет приблизительно 20 - 25 % от общего числа учеников в классе (смотри таблицу).

Таблица зависимости количества выборов от числа членов коллектива при ограниченном выборе:

Число членов коллектива Разрешенное кол-во выборов

В качестве исключения можно на усмотрение психолога, (если кто-то настойчиво требует!!) одному - двум самым активным ученикам разрешить 1 дополнительный выбор. Так уже на стадии опроса выявляется экспансивность индивидуума.

Критерии выбора определяются психологом. Формулы вопросов примерно такие:

– С кем бы вы хотели учиться в следующем году? – С кем не хотите?

– С кем вы хотите поехать отдыхать на море (на турбазу, на экскурсию)? – С кем не хотите?

– Кого вы хотите пригласить на свой день рождения? – Кого не хотите?

– С кем вы хотите общаться после окончания школы (это для старшеклассников)? – С кем не хотите?

– С кем вы хотите вместе выполнять какую-нибудь работу? – С кем не хотите?

– Кто, по-вашему, достоин быть старостой класса?

– С кем вы хотите дружить? – С кем не хотите дружить?

– С кем вы дружите?

– К тебе за помощью обратился весь класс. Кому ты окажешь помощь в первую очередь?

– Тебе нужна в чем-то помощь. К кому ты обратишься за помощью в первую очередь?

Такие или другие формулы нужно применять соответственно возрасту школьников, и предлагать не один, а несколько критериев, иначе на единственный вопрос: – С кем вы хотите вместе делать домашние задания? – многие укажут на отличника, не из симпатии к нему, а потому что у него можно списать (хотя прагматизм тоже группообразующий фактор).

Выбор ребенка очень сильно зависит от его настроения. При плохом настроении он может вычеркнуть всех одноклассников. При благодушном – выбрать всех. И то и другое не отвечает истинному отношению. Поэтому во вступительной беседе психолог должен постараться создать деловой, серьезный настрой, помочь осознать сиюминутность эмоций и вызвать критическое отношение к ним. Например, перед опросом друзья поссорились и обязательно вычеркнут друг друга. Однако если психолог убедит аудиторию хотя бы временно забыть свои обиды и простить, то результат опроса будет ближе к истинному положению в классе.

Кроме того, желательно придерживаться стандарта и применять одни и те же формулы, соответствующие каждой возрастной группе, как в этом, так и в последующие годы. Тогда одинаковые условия опроса создадут возможность сравнивать результаты разных классов в разные годы. Поэтому все формулы надо записать, чтобы использовать их без изменений во время проведения опросов в будущем. Это обеспечит одинаковость условий опросов.

Иногда, при недостаточно продуманной вступительной беседе, ученики задают вопросы, на которые трудно ответить сходу. В таких случаях можно ссылаться на некую инструкцию или правила, которые предписано выполнять.

Задаваемые учениками вопросы и возможные ответы:

Вопрос: – Себя можно выбирать?

Ответ: – Вам нужно отметить 4 человека кроме себя. Себя вы уже отметили, записав фамилию в карточке в верхней строчке.

Вопрос: – Можно выбрать меньше 4 человек? (У спрашивающего низкая экспансивность)

Ответ: – Конечно можно.

Вопрос: – Почему ему разрешили выбрать дополнительно пятого, а мне нет?

Ответ: – Потому что он попросил первый, а по инструкции разрешено только одному.

Заявление: – Я не буду выбирать 4 человека. Или я выбираю всех, или ни одного!!

Ответ: – По инструкции такой выбор делают все. Если ты отказываешься, то все остальные делали эту работу зря. Это показывает, что ты не уважаешь мнение остальных. Поэтому, чтобы не выбрасывать сделанную всеми работу в мусор, мы выберем за тебя 4 первые по списку фамилии, так как тебе все равно - кто это будет.

Заявление: – Мы не хотим выбирать 4 человека. Мы дружный класс. Почему Вы хотите разделить нас?

Ответ: – Вам во взрослой жизни придется много раз сталкиваться с таким выбором и это нужно уметь. Представьте, что сейчас мы моделируем выборы лидера вашего коллектива и желательно, чтобы это был человек, который может и умеет нести ответственность за всех. И не мы, а вы сами выбираете такого человека.

Вопрос: – Вы покажете наши карточки классному руководителю, или директору?

Ответ: – Нет. Будут показаны только статистические результаты обсчета. Там данные обезличены.

После завершения опроса, данные, с заполненных бланков, заносятся в компьютер, обрабатываются программой и выпускается на бумажный носитель в виде таблиц в двух вариантах: "Полный" и "Контрастный".

В "Полном" варианте просчитаны все выборы, отражены все взаимосвязи между учениками в классе. Класс отсортирован по количеству взаимовыборов по убывающей. На первом месте стоит лидер, признанный всем классом и обладающий достаточной экспансией. В нижних строчках списка находятся члены коллектива, набравшие наименьшее количество взаимовыборов. Возможна разбивка класса на две и более микро групп, со своим лидером в каждой подгруппе. В самом низу возможна микро группа, члены которой не имеют ни одного взаимовыбора. Мы назвали такую группу - аутсайдеры.

В "Контрастном" варианте, когда принимаются во внимание данные только по жесткому, ограниченному выбору (3, 4 или 5 выборов в зависимости от количества учеников в классе), картина резко меняется. Класс, как правило, делится на несколько подгрупп, сформированных по каким-либо признакам. Эти признаки в некоторых случаях можно определять по таблице "Матрица" и по колонкам успеваемости, поведению и факторам Ф1, Ф2, Ф3.

Основной таблицей является "Матрица". В ней отражены все взаимосвязи между учениками. В результате обработки и обсчета "Матрицы" создается "Полная таблица", которая состоит из нескольких разделов:

"Таблица суммирования данных" суммирует данные опроса по: выборам (Выб+), отрицаниям (Выб-) и безразличным (Безраз.).

"Таблица социометрических индексов" вычисляет коэффициенты экспансивности (он выбирает) и статуса (его выбирают).

В таблице "Положение в классе" показано расслоение класса на группы, отражено стремление участника попасть в другую группу и признание его в другой группе (очень полезная информация для мероприятий по объединению групп).

Таблица "Межличностная совместимость" вычисляет коэффициент взаимоотношений каждого участника со всеми членами коллектива.

Колонки "Усп." и "Пов." представляют среднюю оценку успеваемости и оценку поведения каждого ученика (оценки выставляются классным руководителем по пятибалльной шкале).

Колонки "Ф1", "Ф2", "Ф3" зарезервированы для дополнительных данных (например: результат "IQ" и уровень благосостояния).

Таблица "Коллективные показатели" представляет средние значения результатов обработки социоматрицы по группам и по классу в целом (для сравнения с результатами других классов).

При некотором навыке работы с этими таблицами, мы сможем представить достаточно полную картину взаимоотношений в коллективе для проведения в нем коррекционной работы.

Каждый классный руководитель должен стремиться выявить в своем классе неформальных лидеров - организаторов и наделить их официальными полномочиями, а аутсайдерам помочь получить признание у других членов. Также необходимо снимать противоречия у пар антагонистов, искать подходы к конфликтным личностям. Изучая и анализируя таблицы "Полный" и "Контрастный" варианты за текущий и прошлый годы, мы имеем возможность выявить внешне неочевидные, но реальные взаимоотношения между учениками в классе, и, учитывая при этом статус и личностные качества каждого члена коллектива, проводить действия, отвечающие достижению этих задач.

Социометрический метод исследования группы - Студопедия

Социометрический метод исследования группы

Метод социометрии (от лат. "общество" и грсч. "изме­ряю") применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.

1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

3. Внутригрупповыс статусы участников процедуры;

4. Качество психологической атмосферы группы в целом.

Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им по­ложения в неформальной структуре малой группы. Недоста­ток симпатий становится одновременно и следствием межлич­ностных проблем, и их источником. Согласно Морено, социо­метрия - способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы - средства коррекции индивидуальных затрудне­ний и дисгармоний.

В настоящее время социометрия активно используется пси­хологами, социологами, педагогами, конфликтологами, соци­альными работниками.

Достоинство данного метода в том, что внут­ригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложив­шихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только тс, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. Соци­ометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения ма­лой группы (18).

Основные понятия и содержание диагности­ческих процедур социометрии

Выбор - это единица измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно взаимодействия с членами своей группы в определенных си­туациях. Является показателем симпатии или антипатии.

В зависимости от вопроса социометрический выбор может быть положительным (или прямым), отрицательным (или об­ратным) и нулевым (отсутствие выбора).

Так, ответ на вопрос "Кого из членов группы Вы пригласи­ли бы домой на День Рождения?" - это и есть положительный выбор. А ответ на вопрос "Кого из группы Вы не хотели бы иметь соседом по квартире?" - выбор отрицательный. При этом подразумевается, что в отношении тех, кто вообще не был упомянут при ответах, сделан нулевой выбор.

Как правило, один вопрос требует нескольких ответов (вы­боров).

Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической про­цедуры.

В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на вы­явление взаимоотношений в группе (например, "Кого бы Вы выбрали для. "), и гностические, выясняющие степень осоз­нания человеком своих взаимоотношений с членами группы (типа "Кто, по Вашему мнению, выбрал бы Вас. ").

По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения парт­нерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например, "С кем бы Вы не согласились пойти в поход?"), и ординарные, связанные с установлением иерархических отно­шений лидерства и подчинения ("Кого бы Вы выбрали брига­диром на субботнике?").

По характеру ответов критерии могут быть предполагаю­щими положительные выборы (типа "Кого бы Вы выбрали для. ") или отрицательные выборы ("Кого бы Вы отвергли при. ").

По количеству ответов критерии подразделяют на непараметрические, или без ограничения числа возможных выборов, и параметрические. или с четким ограничением числа выбо­ров.

Социометрический шифр. Всем членам группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры). Общие их списки заранее готовятся и при обследовании раздаются на каждый стол. Если в помещении есть классная доска, то список шифров и фамилий можно на­писать на ней.

При ответе респонденты выставляют на бланках не фами­лии других членов группы, а соответствующие номера.

Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анке­ты) - это средство получения информации от опрашиваемых. Именно на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Если критерии не даны респондентам в устной фор­ме, то здесь же размещается и список критериев. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению.

При проведении социометрического обследования нет и не может быть полной анонимности, иначе сама процедура ока­жется неэффективной. Поэтому карточки должны подписы­ваться респондентами. Однако в ряде случаев возможно использование метода скрытой нумерации бланков до начала социометрии. Если исследователю достоверно известно, кто из респондентов заполнял данный бланк, наличие на нем фа­милии не обязательно.

Процедура социометрического опроса обычно занимает 10-12 минут. При этом респондентов размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно, не советуясь друг с дру­гом. Разговоры не допускаются. Необходимо, чтобы участники опроса на всем его протяжении имели возможность видеть и группу, и список фамилий се членов с шифрами. Важным условием проведения социометрии является пред­варительное установление доброжелательных и достаточно до­верительных отношений исследователя и респондентов. Цель процедуры излагается в популярной форме. Опрашиваемые должны быть проинформированы о том, что всерезультаты социометрии конфиденциальны. Заполненные карточки по окончании работы собирает сам исследователь. Окончательные итоги обычно сообщаются индивидуально. Участие в процедуре опроса - дело добровольное (18).

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам