Руководства, Инструкции, Бланки

Схема Оповещения При Чс В Организации Образец img-1

Схема Оповещения При Чс В Организации Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал (10 класс) по теме: Схема оповещения

Материал (10 класс) по теме:
Схема оповещения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ в 10 классе. "Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени".

Урок ОБЖ в 10 классе "Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени" (Презентация урока) по разделу программы "Гражданская оборона - составная часть обороноспособност.

На классном часе учащиеся получают знания о действиях по сигналам оповещения гражданской обороны.

Конспект комбинированного урока по ОБЖ, содержит подробный план, приложения.

Организация и проведение тренировок по сигналам оповещения о РХБ заражении

Данная методическая разработка решает вопросы исполнения законодательства РФ (Приложение к Приказу МО РФ и Министерства образования РФ от 03 мая 2001 года №203/1936 п.20 к Инструкции об организации об.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Комплекс мер, проводимых по защите населения. Организация оповещения и инженерной защиты населения.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Комплекс мер, проводимых по защите населения. Организация оповещения и инженерной защиты населения.

презентация Оповещение и эвакуация населения при ЧС.

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци.

Видео

Другие статьи

Схема оповещения при ЧС

Детский сад №25 общеразвивающего вида
Общероссийский
рейтинг
школьных сайтов

Рейтинг нашего сайта:
50 баллов из 50 возможных

Сумма за критерий:
  • Общая информация, информационно-коммуникационные сервисы - 14.5
  • Информация об администрации ДС - 7.5
  • Информация о воспитателях - 8.5
  • Условия обучения и документы - 7
  • Юзабилити/качество исполнения сайта/удобство использования (проверяется главная страница; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 7.5
  • Качество текста (на главной странице; при проверке ссылок с главной страницы могут быть проверены вторые страницы) - 5

Общая сумма баллов - 50

Об утверждении Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в м

Об утверждении Правил организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время

В соответствии с подпунктом 70-2) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «?дiлет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр К. Касымов

Утверждены
приказом Министра
внутренних дел
Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 945

Правила
организации системы оповещения гражданской защиты
и оповещения населения, государственных органов
при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время
1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-2) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», которые определяют порядок организации системы оповещения гражданской защиты и оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время.
2. Основными задачами системы оповещения гражданской защиты являются своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов государственного управления, а также круглогодичное функционирование и постоянная готовность к применению во всех режимах функционирования государственной системы гражданской защиты в мирное и военное время.
3. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
1) гражданская защита – общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны. оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной и промышленной безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва ;
2) система оповещения гражданской защиты – совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информирование населения и государственных органов об угрозе жизни и здоровью людей, о порядке действий в сложившейся обстановке;
3) сигнал оповещения «Внимание всем!» – единый сигнал оповещения, передаваемый посредством сирен или других сигнальных средств, для привлечения внимания населения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Порядок организации системы оповещения гражданской защиты и
оповещения населения, государственных органов при чрезвычайных
ситуациях в мирное и военное время

4. Интеграция систем оповещения республиканского и территориального уровней, осуществляется ведомством уполномоченного органа посредством ведомственных сетей телекоммуникаций.
5. Процесс оповещения заключается в оперативном доведении до населения, организаций и органов государственного управления на соответствующей территории единого сигнала оповещения «Внимание всем!» и информационных сообщений о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.
6. Информация об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения формируется службами наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования, в том числе сейсмологической службой, системами селевого оповещения, контроля за радиационной обстановкой и иными компетентными организациями независимо от их формы собственности и передается в государственное учреждение «Республиканский кризисный центр» Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – ГУ «РКЦ»). Получение ГУ «РКЦ» такой информации является основанием для организации оповещения населения и государственных органов.
7. С момента поступления информации о чрезвычайных ситуациях республиканского или регионального масштаба, уполномоченный орган согласовывает с Премьер-Министром Республики Казахстан – начальником гражданской обороны Республики Казахстан о задействовании системы оповещения республиканского уровня, посредством которой незамедлительно оповещаются население, территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа, органы государственного управления и местные исполнительные органы.
С момента поступления информации о чрезвычайной ситуации регионального масштаба оперативный дежурный территориального подразделения ведомства уполномоченного органа незамедлительно информирует об этом ГУ «РКЦ», акима соответствующей административно-территориальной единицы и руководителя территориального подразделения ведомства уполномоченного органа для задействования системы оповещения территориального уровня в установленном порядке.
8. Ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями в целях своевременного оповещения органов управления государственной системы гражданской защиты об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, формируются списки лиц, которые утверждаются руководителями ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений для их оповещения с использованием существующих технических средств.
Информация для формирования списков представляется органами управления государственной системы гражданской защиты ведомству уполномоченного органа и его территориальным подразделениям.
9. После получения распоряжения о задействовании системы оповещения гражданской защиты, оперативным дежурным организуется оповещение должностных лиц в соответствии со списками оповещения, а также подача единого сигнала оповещения «Внимание всем!» для привлечения внимания населения.
10. С момента подачи единого сигнала оповещения «Внимание всем!», должностными лицами дежурно-диспетчерских служб ведомства уполномоченного органа незамедлительно организуется передача информационных сообщений о чрезвычайной ситуации и инструкции о действиях населения в сложившейся ситуации посредством:
передачи информационных видео- и аудио сообщений путем прерывания трансляций телерадиовещания (перехват радио- и теле каналов);
передачи текстовых сообщений по сетям операторов сотовой связи на мобильные телефоны населения;
передачи звуковых и голосовых сообщений с использованием мобильных средств оповещения различной ведомственной принадлежности;
передачи текстовых сообщений с использованием информационных терминалов в местах массового пребывания населения;
размещения информации в глобальных и ведомственных информационных сетях и иных доступных средствах массовой информации.
11. По сигналу оповещения «Внимание всем!» население использует доступные средства приема информации для получения и выполнения инструкций о действиях в сложившейся обстановке.
12. Создание систем оповещения гражданской защиты республиканского и территориальных уровней, а также техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования, организация и содержание каналов связи систем оповещения, осуществляется ведомством уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и его территориальными подразделениями.
13. Создание, эксплуатация, техническое обслуживание, плановый и текущий ремонт оборудования систем оповещения объектового уровня, а также организация и содержание необходимых для их бесперебойного функционирования каналов связи, в том числе до управляющего оборудования системы оповещения гражданской защиты территориального уровня, осуществляются организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, объекты с массовым пребыванием людей и гидротехнические сооружения (далее – организации).
14. Руководители организаций утверждают схемы оповещения, которые согласовывается с соответствующим территориальным подразделением ведомства уполномоченного органа.
15. Передача информационных видео- и аудио сообщений путем прерывания трансляций телерадиовещания в целях оповещения населения осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Республики Казахстан от 18 января 2012 года «О телерадиовещании».
16. Руководители организаций оповещают работников организации, аварийно-спасательные службы, дежурные диспетчерские службы и население, проживающее в зоне распространения чрезвычайной ситуации путем задействования систем оповещения объектового уровня, по команде оперативного дежурного соответствующего территориального подразделения ведомства уполномоченного органа, или самостоятельно в случае возникновения чрезвычайной ситуации на данном объекте.
17. При нарушении работы сетей энергоснабжения и телекоммуникаций, оповещение организуется с использованием доступных средств информирования, автомобилей оповещения ведомства уполномоченного органа, служебных транспортных средств государственных органов, имеющих громкоговорящие установки.
18. Порядок организации оповещения и доведения информации об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе применении современных средств поражения до личного состава воинских частей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, других специальных и правоохранительных государственных органов Республики Казахстан и населения военных городков определяется соответствующими командирами соединений, частей, подразделений и начальниками учреждений совместно с территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа.
19. При задействовании систем оповещения действия оперативных дежурных территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа, нормативы оповещения (время, сроки доведения), тексты информационных сообщений разрабатываются и принимается департаментами по чрезвычайным ситуациям областей, городов Астана и Алматы.
20. В целях обеспечения надежности систем оповещения всех уровней, не реже одного раза в квартал осуществляется проверка их готовности с подачей единого сигнала оповещения «Внимание всем!» и передачей населению информационных сообщений по средствам массовой информации.
21. Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации системы оповещения республиканского и территориального уровня производится за счет бюджетных средств.
22. Финансирование мероприятий по созданию и эксплуатации локальной системы оповещения производится за счет средств юридического лица, эксплуатирующего объект с массовым пребыванием людей, опасный производственный объект.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Организация оповещения в Чрезвычайных Ситуациях

Организация оповещения в Чрезвычайных Ситуациях


Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение средств для передачи в короткие сроки сигналов и распоряжений штабами и службами ГО, воинскими частями населению. Система оповещения должна обеспечивать, как централизованное (от вышестоящего штаба), так и децентрализованное (местное) оповещение населения.

План оповещения является основным документом определяющим организацию оповещения. Он включает схему организации оповещения с пояснительной запиской.

На схеме организации оповещения отображаются организационно-технические построения системы оповещения, аппаратура оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирования этой системы.

В пояснительной записке указываются: задачи оповещения; характеристика защиты оповещения; привлекаемые для выполнения задач оповещения силы и средства; наличие стоек циркулярного вызова, сирен (электрических и ручных), радиотрансляционных узлов, радиоточек, уличных громкоговорителей, мегафонов; охват техническими средствами оповещения руководящего состава, объектов промышленности и населения; порядок доведения сигналов оповещения до органов управления, сил ГО (гражданской обороны) и остального населения, в том числе в населённых пунктах, не имеющих радиотрансляционной сети; задачи и мероприятия по повышению живучести системы оповещения; резерв сил и средств оповещения.

Система оповещения сельских районов сопрягается с существующими системами централизованного оповещения краёв и областей.

Сигналы оповещения передаются вне всякой очереди по радио и проводным каналам связи, по автоматизированным системам централизованного оповещения, по сетям радиовещания и телевидения. Передача сигналов может осуществляться циркулярно и выборочно (по направлениям). Время на оповещения об угрозе химического заражения не должно превышать суммарного времени подхода заражённого и времени, необходимого для принятия мер защиты.

Оповещения личного состава войск (сил) и населения о факте химической опасной чрезвычайной ситуации, а также о заражении местности и воздуха, направлении распространения воздуха облака АХОВ (аварийно химически опасные вещества) производится в целях своевременного принятия мер по защите.

Оповещения о факте чрезвычайной ситуации должно передаваться во все воинские части и населённые пункты, находящиеся в пределах площади, ограниченной радиусом, равным максимально возможной глубине распространения облака АХОВ при данных метеорологических условиях.

После поступления оповещения о факте химически опасной чрезвычайной ситуации приводятся в готовность средства индивидуальной защиты и коллективной защиты, а в ряде случаев могут проводиться подготовительные мероприятия к временной эвакуации населения и личного состава войск (сил).

Для своевременного оповещения о возникновении непосредственной опасности поражения АХОВ и немедленного принятия личным составом и населения мер по защите подаётся сигнал «Химическая тревога». При этом штабы воинских частей и органы гражданской обороны информируются, каким АХОВ заражена атмосфера, направления распространения заражённого воздуха, характер действий производственного персонала и населения.

В отличие от оповещения о факте химической опасности чрезвычайной ситуации сигнал «Химическая тревога» подаётся только тем воинским частым и населённым пунктам (улицам, кварталам), которые в ближайшее время могут оказаться или уже находятся в зоне воздействия АХОВ.

На химически опасных объектах и вокруг них заблаговременно создаются локальные системы оповещения персонала объектов, личного состава войск (сил) и населения близлежащих районов.

Границы локальной системы оповещения определяются, исходя из максимально возможной зоны распространения последствий ЧС на рабочем месте диспетчера на пункте управления устанавливаются по два пульта управления.

Один – местного оповещения (для оповещения расположенных вблизи к объекту населённых пунктов), другой – для доведения сигналов до вышестоящих штабов ГО и частей ЛЧС (ликвидация чрезвычайных ситуаций).

Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий её персонал. Оповещение о факте химической опасности ЧС осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными химически опасных объектов.

Системы оповещения должны иметь возможность в зависимости от обстановки передавать сигналы избирательно:
- для отдельных подразделений (цехов) химически опасного объекта;
- для всего химического объекта;
- для воинских частей и населенных пунктов, находящихся вблизи объекта.

В системе оповещения используются электросирены типов С–40 и С–28 и аппаратура дистанционного управления и циркулярного вызова. Кроме того, для оповещения могут использоваться различные средства громкоговорящей связи. Например, комплект оперативной связи и аппаратура производственной громкоговорящей связи, бытовые громкоговорители различной мощности (мегафоны), а также существующая радиотрансляция и телефонная сеть, телевидение.

Электросирена С- 40 обеспечивает озвучивание территории в радиусе 300-700 м в зависимости от характера и высоты застройки, высоты установки электросирены над поверхностью земли. Масса сирены 70 кг, питание от сети 220/380 В. Сирены устанавливаются на наиболее высоких зданиях на уровне не менее, чем 2,5 м от верхней точки крыши в стороне от дымовых и вентиляционных труб, а также источников сильных и постоянных шумов.

Электросирена С- 28 устанавливается в шумных цехах промышленных предприятий. Масса сирены 30 кг, питание от сети 220/380 В. Уровень звука на расстоянии одного метра от оси рабочего колеса 90-100 дБ.

«Вой» сирен означает сигнал «Внимание всем». Услышав сигнал, немедленно включаются громкоговорители, радио – и и телеприёмники и ожидаются сообщения диспетчера или штаба ГО.

Следует отметить, что оповещение личного состава воинских частей, формирований гражданской обороны, а также населения о возникновении химически опасной ЧС и возможности заражения атмосферы АХОВ должно осуществляться с использованием всех имеющихся средств связи, звукоусилительных станций и сигнальных средств.

Для оповещения персонала работающей смены объекта, на котором произошла ЧС, используются электросирены, радио - трансляционная сеть, и внутренняя связь. Оповещение людей по месту жительства организуются органами местной власти, руководителями ДЭЗ (ЖЭК) с использованием всех имеющихся в распоряжении средств.

Учитывая возможность поступления большого количества запросов от различных организаций и населения при возникновении химически опасных ЧС и оповещения о них, целесообразна организация информационной (справочной) службы, которая по мере развития ЧС и в ходе ликвидации её последствий должна осуществлять информацию, особенно по правилам проведения людей в условиях заражения АХОВ.

система комментирования CACKLE

Основы организации управления, связи и оповещения на объектах связи в чрезвычайных ситуациях

Autodesk представил версию 2.0 открытого шаблона BIM-стандарта

Autodesk предложил участникам строительного рынка новую версию открытого шаблона BIM-стандарта для площадных объектов. Его цель – помочь компаниям, меняющим свои процессы при переходе на BIM. Он содержит практические рекомендации по построению коллективной работы, организации и систематизации данных об объекте строительства на разных этапах жизненного цикла. Шаблон является открытым и может быть применен пользователями любого программного обеспечения, поддерживающего технологию информационного моделирования. В скором времени версия 2.0 также будет доступна на английском языке, чтобы упростить работу отечественным компаниям, работающим на международных проектах.

Южная столица будет с теплом

В этом году исполнилось 10 лет со дня создания Акционерного общества «Алматинские электрические станции» (АО «АлЭС»). К своему юбилею и в преддверии 25-летия Дня Независимости Республики Казахстан 21 сентября 2016 года состоялась официальная церемония пуска котлоагрегата № 8 в рамках реконструкции и расширения Алматинской ТЭЦ-2. В церемонии запуска принимали участие аким города Алматы Б. Байбек, председатель правления АО «Самрук-Энерго» А. Саткалиев, председатель правления АО «Алматинские электрические станции» Н. Мухамед-Рахимов и другие. На кнопку «пуск» в момент запуска котла нажали вместе аким Алматы и председатель правления АО «Самрук-Энерго».

С 12 по 14 апреля состоится выставка «AstanaFloraExpo 2017» в Астане

Выставочная компания «Астана-Экспо КС» приглашает Вас принять участие в VIII Международной выставке цветоводства и озеленения «AstanaFloraExpo-2017», которая пройдет с 12 по 14 апреля 2017 года в выставочном центре «Корме» (Астана, Казахстан). «AstanaFloraExpo» – единственная специализированная отраслевая выставка в Казахстане и всей Центральной Азии, объединяющая на своей площадке профессионалов цветочной индустрии и флористики, ландшафтной архитектуры и дизайна, специалистов в области садово-паркового строительства, благоустройства и озеленения.

Новинка! Системы охранной сигнализации Bosch Security Systems

Рады сообщить Вам о выходе нового System Bundle v1.43.1 для MAP-5000. В нем были реализованы следующие основные доработки: поддержка дополнительных протоколов для IP-коммуникатора (SIA DC09, Conettix IP); поддержка индикаторных модулей ATG 420 для панели BAT 100; поддержка нового MAP OPC-сервера v1.4.1. Значительно повышена чувствительность сенсорного дисплея пульта управления MAP (решена проблема, когда оператору требовались значительные усилия для получения отклика от сенсорной панели).

Основы организации управления, связи и оповещения на объектах связи в чрезвычайных ситуациях

Успешное решение хозяйственных задач, управление работами по ликвидации последствий ЧС может быть решено только в том случае, если организовано надёжное управление, а это может быть обеспечено только в случае хорошо организованных систем связи и оповещения.

Для обеспечения управления в случаях ЧС используются государственная сеть связи (ГСС), сети связи министерств, ведомств и объектов экономики (ОЭ).

Рис. 1. Система управления ГО ЧС

Организация управления в случаях ЧС. Пункты управления. Под управлением понимают постоянное руководство хозяйственными органами, формированиями ГО ЧС в организации действий и направление усилий на своевременное решение хозяйственных задач и проведение спасательных и других неотложных работ (С и ДНР) на ОЭ в очагах поражения. Для обеспечения управления создаётся система постоянно-действующих пунктов управления ГО ЧС (ПУ ГО ЧС), соединённых линиями и каналами связи через узлы государственной и ведомственных сетей связи и прямыми линиями радиосвязи между пунктами управления (рис. 1).

ПУ ГО ЧС представляют собой специально оборудованные сооружения, помещения, транспортные средства или их комплекс, предназначенные для обеспечения работы начальника ГО — руководителя ОЭ и органов управления объекта.

На объектах экономики организуются: основной и защищённый ПУ, подвижные пункты управления (ППУ), а в случаях размещения части подразделений ОЭ и временного размещения людей в загородной зоне создаются загородные ПУ (ЗПУ).

Основные ПУ предназначены для управления хозяйственной деятельностью в штатных условиях. Для управления хозяйственной деятельностью и формированиями ГО ЧС ОЭ в чрезвычайных ситуациях создаются защищённые ПУ, дублирующие основные.


Для руководства ведением спасательных и других неотложных работ в очагах поражения организуются подвижные пункты управления, размещаемые на транспортных средствах. На ППУ размещается оперативная группа (ОГ), возглавляемая начальником ГО или одним из его заместителей. В состав ОГ входят руководящие лица ОЭ или их заместители, что определяется конкретной обстановкой (рис. 2).

Для руководства хозяйственной деятельностью из ближней загородной зоны, где могут размещаться отдельные подразделения ОЭ, и куда может временно эвакуироваться личный состав, организуется загородный пункт управления (ЗПУ), возглавляемый руководителем ОЭ или одним из его заместителей в зависимости от обстановки. В случае необходимости на ЗПУ организуется ППУ с ОГ для руководства спасательными и другими неотложными работами в очаге поражения.

Места размещения ПУ должны обеспечивать возможность использования действующих, строящихся и проектируемых линий и узлов связи.

На ПУ ГО организуются узлы связи (УС), на которых развертываются средства связи и средства оповещения.

Основы организации связи для обеспечения управления. Система связи представляет собой совокупность узлов связи, соединённых между собой линиями электрической связи (рис. 1) и предназначена для управления хозяйственной и иной деятельностью в штатных и чрезвычайных ситуациях. Такая система организуется заблаговременно во всех звеньях управления и состоит из узлов связи, соединённых между собой проводными линиями через ближайшие УС государственной сети (от УС ПУ к УС ГСС идут линии привязки) и прямыми каналами радио связи.

Итак, в систему связи входят: стационарные и подвижные УС ПУ, ретрансляционные пункты, обеспечивающие увеличение дальности линий УКВ радиосвязи, и линии привязки к городским и загородным УС государственной сети.

В основе построения системы связи лежит принцип обеспечения связи старшему руководителю с подчинёнными и взаимодействующими (соседними) ОЭ через УС ГСС и путём организации прямых связей между ПУ ГО ЧС (старший штаб с подчинёнными).

Для обеспечения связи и оповещения на ОЭ главным энергетиком создается служба оповещения и связи, основу которой составляют объектовый УС — телефонная станция (ПАТС), радиотрансляционный узел (РТУ).

Службу оповещения и связи возглавляет начальник УС ОЭ (как правило), в состав которого входят ПАТС, РТУ, УС основного и защищенного пунктов управления.

Начальник службы оповещения и связи (НСОС) непосредственно подчиняется начальнику штаба ГО ЧС ОЭ (помощнику руководителя ОЭ по делам ГО ЧС), а по специальным вопросам НСОС старшего штаба.

На городском защищённом ПУ силами одной группы связи создаётся УС, на котором развертывается коммутатор МБ для обеспечения внутренней связи на ПУ и для связи с убежищами. Линии связи к убежищам прокладываются подземным кабелем от защищённого выносного щита (ВЩ), размещаемого в колодце. На ПУ и в убежищах устанавливаются телефонные аппараты с индукторным вызовом (телефонные аппараты МБ). Для обеспечения прямых связей со старшим начальником и для управления формированиями ГО организуется радиосвязь на КВ и УКВ радиостанциях (рис. 3).

Организация оповещения и связи на объекте экономики. Под оповещением понимают доведение до органов управления ГО ЧС, формирований ГО и населения сигналов и распоряжений органов ГО ЧС о стихийных бедствиях и катастрофах, об опасности радиационного, химического и биологического заражений, загрязнений.

В настоящее время используется сигнал «Внимание всем!», который передаётся всеми звуковыми средствами — сирены, заводские гудки и др. По этому сигналу необходимо включать средства приёма информации — радиоточки, радиоприёмники, телевизоры, при помощи которых передаётся информация о ЧС.

Основу системы оповещения и связи на ОЭ представляет громкоговорящая директорская связь (ГГС), обеспечивающая прямую связь руководителя объекта с подчинёнными. С этой целью на рабочем месте руководителя устанавливается коммутатор оперативной связи (КОС), позволяющий передавать информацию циркулярно всем подчиненным и обеспечивать переговоры с любым из абонентов (рис. 3).

Для обеспечения прямой связи оперативного руководителя ОЭ — диспетчера с цехами, службами организуется диспетчерская ГГС.

Также для обеспечения связи и оповещения на ОЭ может использоваться технологическая связь, предназначенная для обмена информацией между работниками, обслуживающими отдельные агрегаты, конвейеры.

Обеспечение связи между всеми подразделениями объекта осуществляется через телефонную станцию ОЭ — производственная телефонная связь Для обеспечения связи с внешними абонентами ПАТС имеет выходы на районную, городскую АТС.

Для передачи сигналов оповещения на ОЭ используется объектовое звуковое вещание, для чего в помещениях, на территории ОЭ, в убежищах устанавливаются громкоговорители, через которые передаются речевые сообщения, записанные на магнитофон или непосредственно через микрофон, подключаемый при помощи П-16… к усилителю на РТУ или на защищённом ПУ. Для передачи звуковых сигналов оповещения используются электрические сирены, устанавливаемые на территории объекта.

В шумных цехах для оповещения персонала могут устанавливаться световые табло с мелькающим текстом для привлечения внимания. Управление передачей речевой, звуковой и световой информации осуществляется при помощи аппаратуры П-16…, устанавливаемой на защищенном УС, РТУ, ПАТС.

На рабочем месте руководителя для обеспечения прямой связи со старшим начальником ГО устанавливается отдельный телефонный аппарат.

Примечание. Для обеспечения директорской и диспетчерской ГГС прокладываются отдельные соединительные линии к должностным лицам ОЭ, где устанавливаются громкоговорящие телефонные аппараты (линии ГГС на ПАТС ОЭ не заходят).

Рис. 3. Схема оповещения связи и оповещения ОЭ (вариант)

Для обеспечения управления в случаях ЧС на защищённом ПУ дублируются все основные линии связи и с переходом руководства на защищённый ПУ общее управление объектом не теряется. На УС защищённого ПУ развёртывается коммутатор МБ, устанавливаются телефонные аппараты МБ и через ВЩ обеспечивается связь с убежищами. На УС развертываются 1 радиостанция КВ диапазона, 2–3 радиостанции УКВ диапазона, радиоприемник для приёма сигналов оповещения и аппаратура оповещения П166 (П-160, П-163), подключенная к линии старшего штаба и к своим стойкам П-16…, устанавливаемым на ПАТС и РТУ.

Организация оповещения в городе, районе и на объектах. Под системой оповещения понимают организационно-техническое объединение средств передачи сигналов оповещения и распоряжений штабам, службам, формированиям ГО и населению. Основу системы оповещения составляют сети связи, радиовещание, телевидение и специальная аппаратура дистанционного управления (П-160, П-163, П-166).

Автоматизированные системы оповещения обеспечивают циркулярное оповещение должностных лиц по служебной и городским телефонным сетям, подачу сигналов «Внимание всем!» с помощью электрических сирен, переключение РТУ, радиовещательных станций и телевизионных центров для передачи сигналов оповещения и распоряжений с пунктов управления.

Ответственность за организацию оповещения возлагается на штабы гражданской обороны.

Рту являются основными элементами системы проводного вещания на уличные, цеховые и квартирные громкоговорители по проводам. Сеть проводного вещания является основным средством оповещения, так как она постоянно готова к работе, проста, надежна, обеспечивает высокое качество звучания и передачу информацию на всей территории населенного пункта, а также может обеспечивать передачу информации на ограниченной территории.

По схеме организации системы оповещения в городе (рис. 4) рассмотрим прохождение сигналов оповещения. Следует иметь в виду, что все сигналы оповещения передаются сверху вниз, т. е. от старшего к младшему. Из рис. 4 видно, что источником сигналов оповещения является ПУ старшего штаба ГО (1-й уровень), на котором устанавливается центральная стойка. С центральной стойки производится управление всей системой оповещения.

С центральной стойки оповещения П-16… сигналы оповещения могут одновременно передаваться на:

- промежуточную стойку П-16… следующего уровня;

Рис. 4. Организация системы оповещения города

- стойку циркулярного вызова П-16… на АТС, автоматически отключающую оповещаемых абонентов от АТС и обеспечивающую подключение этих абонентов для приёма речевой информации штаба ГО. При этом подъём трубки с рычага аппарата говорит о начале приёма информации, а отбой означает окончание приёма, что фиксируется в штабе ГО на компьютере и одновременно обеспечивает подключение телефона к АТС;

- радиовещательную станцию и РТУ, телевизионный центр для передачи информации о ЧС через громкоговорители, радиоприёмники, телевизоры;

- промежуточные стойки П-16… второго уровня, т. е. ПУ ГО ЧС района города. Промежуточные стойки ретранслируют сигналы оповещения на системы 3-го уровня, а в остальном система работает по аналогии с 1 уровнем;

- на ПУ ОЭ устанавливается оконечный блок П-16…, сигналы на который поступают с ПУ 2- или 1-го уровня. С оконечного блока П-16… сигналы поступают на исполнительные устройства П-16…, устанавливаемые на ПАТС и РТУ, откуда и ведется управление сиренами и передаётся речевая информация (рис. 3). Исполнительные устройства также подключают световые табло в шумных цехах.

Локальное оповещение районов, примыкающих к потенциально опасным объектам осуществляется этими предприятиями через систему уличных громкоговорителей, квартирных радиоточек при помощи районных РТУ и включением сирен в данном районе.

Примечание. Аппаратура П-160 требует для передачи сигналов отдельных физических проводов, а П-163, П-166 могут использовать задействованные телефонные линии, уплотненные линии связи и радиоканалы.

Организация радиосвязи при проведении С и ДНР в очаге поражения. Для обеспечения управления работами в очаге поражения организуется радио и проводная связь.

Радиосвязь является важнейшим средством обеспечения управления, а при ведении спасательных и других неотложных работ может оказаться единственным средством, способным обеспечить управление формированиями в очаге поражения. Она должна быть постоянно готова к действию с тем, чтобы в любой момент могла заменить вышедшую из строя проводную связь.

Основными способами организации радиосвязи являются радионаправление и радиосеть.

Радионаправление — способ организации радиосвязи между двумя корреспондентами (радиостанциями), работающими на специально выделенных радиоданных (частотах) и имеющих свои позывные.

Радиосеть — способ организации радиосвязи между несколькими (тремя и более) радиостанциями (между старшим и несколькими подчиненными), работающими на специально выделенных радиоданных и имеющими свои позывные. Радиостанция старшего начальника является в радиосети главной и только с её разрешения могут вести между собой переговоры подчиненные радиостанции. Радиосеть позволяет передавать сообщения всем корреспондентам одновременно.

При необходимости радиосвязь может осуществляться путём взаимного вхождения в радиосети и радионаправления.

Для организации радиосвязи в группах связи, в звеньях связи и разведки формирований ГО ОЭ, в разведывательной группе (РГ) имеются 2–3 радиостанции КВ диапазона, 5–6 УКВ радиостанций, 2–3 радиоприёмника КВ диапазона.

Рассмотрим вариант организации связи при ведении С и ДНР в очаге поражения (рис. 5).

Для обеспечения радиосвязи организуются:

- радиосеть оповещения, в состав которой входят радиостанция (передатчик) оповещения МЧС, работающая в КВ диапазоне и принадлежащая штабу ГО ЧС области, крупного города (Санкт-Петербург, Москва). В эту радиосеть входят все приемники, установленные на ПУ всех районов, ОЭ области, города, расположенных на территории. Радиосеть оповещения создается распоряжением старшего штаба по делам ГО ЧС;

- радиосети начальника ГО района в КВ и УКВ диапазонах (2 радиосети). В эти радиосети входят радиостанции начальников ГО ОЭ, расположенные на территории района;

- радиосеть начальника ГО ОЭ на радиостанциях УКВ диапазона. В состав радиосети входят радиостанции формирований ГО (сводная команда — Св. к. спасательная команда — Сп. к.), разведывательной группы (РГ), УС ППУ и защищенного городского ПУ. Главной радиостанцией является станция НГО ОЭ, находящаяся на ЗПУ или на ППУ во главе ОГ, или НОГ (зависит от обстановки). При проведении С и ДНР командиры формирований становятся начальниками участков работ, а радиостанции РГ развертываются на ПРХН (посты радиационного и химического наблюдения);

- радионаправление разведки, в которое входят радиостанции начальника ОГ и командира РГ. Во время проведения С и ДНР эта радиостанция находится на ПРХН.

Рис. 5. Организация связи в очаге поражения

Организация проводной связи в очаге поражения. На ППУ развёртывается УС ППУ, в состав которого входит коммутатор МБ на 10 номеров. Здесь имеется 5 км 2-проводного телефонного кабеля, 7 телефонных аппаратов МБ, 1 телефонный аппарат ЦБ для подключения к РШ ПАТС. Телефонные аппараты устанавливаются у должностных лиц ОГ и на участках работ.

Коммутатор МБ имеет выносной щиток (ВЩ), который выносится примерно на расстояние 10 м от УС.

От ВЩ прокладываются соединительные линии:

- к ВЩ защищённого ПУ для установления связи с ПУ и убежищами. Местонахождение защищённого ВЩ НСОС известно;

- к РШ ПАТС для установления связи с людьми, которые могут находиться в разрушенных зданиях, сооружениях;

- к пунктам управления на участках работ (к пунктам управления начальников спасательной и сводной команд);

- к медицинскому пункту — пункту сбора поражённых (ПСП);

- к ПРХН — обычно их два, расположенных на разных сторонах очага поражения, и один имеет свой телефонный аппарат МБ.

Проводная связь со старшим штабом ГО организуется силами и средствами старшего штаба (в идеальном случае могут быть использованы оставшиеся линии проводной телефонной связи).

Связь подвижными средствами может быть организована при помощи автомобилей, мотоциклов, перемещающихся по круговому маршруту с заездом на другие ОЭ.

Для оповещения работающих о внезапной опасности может быть использован подвижный РТУ с громкоговорящей установкой. В этом случае могут передаваться сигналы оповещения и распоряжения, команды старшего командира в очаге поражения.