Руководства, Инструкции, Бланки

Протоколы Заводских Испытаний Образец img-1

Протоколы Заводских Испытаний Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

НПБ 180-99

Пожарная техника. Автомобили пожарные.

Разработка и постановка на производство.

Fire engineering. Fire vehicles. Development and putting into production

Разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) (Н.В. Навценя, Н.Е. Грушин) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (А.И. Косых).

Внесены ВНИИПО МВД России.

Подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 12 апреля 1999 г. № 31.

Дата введения в действие 1 июля 1999 г.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) устанавливают основные положения разработки и постановки на производство новых (модернизируемых) пожарных автомобилей и прицепов (далее - пожарные автомобили), предназначенных для использования в подразделениях Государственной противопожарной службы (ГПС) Министерства внутренних дел Российской Федерации. Нормы разработаны на основании и в развитие ГОСТ 15.001.

2. В настоящих нормах применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1. Пожарный автомобиль - оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, оснащенное пожарно-техническим вооружением и предназначенное для использования при тушении пожара. В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяют на основные, специальные и вспомогательные.

2.2. Заказчик пожарного автомобиля - организация, по договору с которой разрабатывается и выпускается пожарный автомобиль.

2.3. Потребитель пожарного автомобиля - организация, использующая пожарный автомобиль по назначению.

2.4. Производитель пожарного автомобиля - организация, самостоятельно или с участием разработчика и (или) изготовителя разрабатывающая и производящая пожарный автомобиль.

2.5. Разработчик пожарного автомобиля - организация, выполняющая конструкторскую разработку пожарного автомобиля.

2.6. Изготовитель пожарного автомобиля - предприятие, изготовляющее пожарный автомобиль.

2.7. Инициативная разработка пожарного автомобиля - разработка пожарного автомобиля, которую выполняет производитель по своей инициативе.

2.8. Опытный образец пожарного автомобиля - пожарный автомобиль, изготовленный по рабочей конструкторской документации без литеры.

2.9. Постановка на производство пожарного автомобиля - организационные, конструкторские и технологические мероприятия, направленные на выпуск пожарных автомобилей со стабильными показателями качества.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3. Разрабатываемые пожарные автомобили, подлежащие постановке на производство, должны соответствовать действующим нормативным документам, удовлетворять требованиям заказчика и потребителя.

Разработка и изготовление пожарных автомобилей осуществляется по договору с заказчиком или по инициативе разработчика.

4. Заказчиком пожарных автомобилей может быть:

а) потребитель в лице органа управления ГПС, которому будут поставляться пожарные автомобили;

б) орган управления ведомственной, добровольной пожарной охраны, объединений пожарной охраны, при условии поставки пожарных автомобилей ГПС;

в) производитель при инициативной разработке пожарного автомобиля, при условии поставки пожарных автомобилей ГПС.

Заказчик во всех случаях должен руководствоваться интересами потребителя.

5. Производителем пожарных автомобилей (разработчиком и изготовителем) может быть любая организация (предприятие), имеющая лицензию ГУГПС МВД России на производство пожарных автомобилей.

Порядок получения лицензии осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, приведенных в приложении 1.

Допускается изготовление опытных образцов организацией (предприятием) без лицензии, если эта организация (предприятие) имеет технологические возможности. В этом случае выдача лицензии на выпуск пожарных автомобилей будет осуществляться в установленном порядке по результатам приемки опытных образцов.

6. Разработка и постановка пожарных автомобилей на производство предусматривает:

а) разработку технического задания;

б) разработку конструкторской документации;

в) изготовление, испытание и приемку опытных образцов;

г) технологическую подготовку и освоение производства.

IV. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

7. Техническое задание является исходным документом для разработки пожарного автомобиля.

8. Техническое задание должно состоять из разделов:

наименование и область применения;

основание для разработки;

Техническое задание должно включать в себя приложения:

перечень пожарно-технического вооружения, размещаемого на пожарном автомобиле;

сводную таблицу основных параметров и размеров пожарного автомобиля;

чертеж общего вида пожарного автомобиля, выполненный в одном или нескольких вариантах (при необходимости) в соответствии с требованиями ГОСТ 2.118.

8.1. В разделе “Наименование и область применения” указывают наименование, условное обозначение пожарного автомобиля и область его применения.

8.2. В разделе “Основание для разработки” указывают заказчика разработки, наименование и дату утверждения документа, на основании которого разрабатывают пожарный автомобиль. При инициативной разработке указывают наименование и дату утверждения документа (решение технического совета, протокол технического совещания, приказ по предприятию), на основании которого разрабатывают пожарный автомобиль.

8.3. В разделе “Источники разработки” в общем случае указывают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на основании которых ведется разработка, а также предшествующий опыт создания пожарных автомобилей разработчиком и изготовителем. При отсутствии у изготовителя лицензии на производство пожарных автомобилей указывают наличие у него опыта создания подобной техники иного назначения или соответству- ющих технологических возможностей.

8.4. В разделе “Технические требования” указывают требования действующих стандартов и норм пожарной безопасности к показателям качества пожарных автомобилей. В этом разделе должны быть приведены основные справочные данные по применяемому шасси. Если составные части пожарного автомобиля (пожарные насосы, стационарные лафетные стволы, электрогенераторы, вентиляторы и т. п.) поставляют по отдельной нормативно-технической документации, то их выходные параметры указывают только в составе параметров пожарного автомобиля.

8.5. В разделе “Требования безопасности” в общем случае указывают требования к информативной окраске пожарного автомобиля, электробезопасности личного состава, эффективности торможения пожарного автомобиля, допустимым уровням вибрации и шумовым нагрузкам, предельно допустимым концентрациям вредных веществ от выхлопа отработавших газов, безопасности размещения, посадки и высадки боевого расчета, безопасности доступа к органам управления и пожарно-техническому вооружению.

8.6. В разделе “Общие требования” указывают параметры и требования, не вошедшие в предыдущие разделы (развесовку, углы свеса, срок службы, габариты и т. п.).

8.7. В разделе "Приемка продукции" указывают порядок приемки, разработанный в соответствии с пп. 23-24 настоящих норм.

9. Техническое задание (исключение - чертеж общего вида пожарного автомобиля) оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 на листах формата А4, без рамки, основной надписи и дополнительных граф к ней.

10. Техническое задание согласовывают:

потребителем в лице органа управления ГПС, если он не является заказчиком;

ВНИИПО МВД России.

11. Техническое задание утверждает производитель (изготовитель).

12. При необходимости в утвержденное техническое задание вносят изменения. Согласование и утверждение изменений - в соответствии с пп. 10-11 настоящих норм. Не допускается изменять техническое задание после представления опытного образца на приемочные испытания.

13. Если в результате предварительных (заводских) испытаний опытного образца получены значения, которые отличаются от приведенных в техническом задании или не указаны в нем, то комиссия предварительных испытаний принимает решение о доработке конструкторской документации и опытного образца, или этот вопрос может быть вынесен на приемочную комиссию.

V. РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

14. Виды и комплектность разрабатываемых конструкторских документов, установленных в ГОСТ 2.102, определяет разработчик. Обязательными документами являются чертежи, спецификации, технические условия (проект), эксплуатационные документы (паспорт, руководство по эксплуатации).

15. Разработку конструкторской документации проводят по правилам, установленным стандартами ЕСКД, с соблюдением стадий и этапов, установленных в ГОСТ 2.103. Обязательными считаются стадии, начиная с разработки рабочей конструкторской документации.

16. По требованию ГУГПС, если оно является заказчиком, производитель (разработчик) разрабатывает технический проект в соответствии с ГОСТ 2.120 и согласовывает его с заказчиком и ВНИИПО.

17. Порядок применения в конструкции пожарных автомобилей доработанных покупных изделий (шасси, двигателя и т. п.) - по ГОСТ 2.124.

18. Права на конструкторскую документацию (владение, пользование или передачу) определяются договором между заказчиком и производителем (разработчиком и изготовителем).

VI. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ИСПЫТАНИЕ И ПРИЕМКА ОПЫТНЫХ ОБРАЗЦОВ

19. Для подтверждения соответствия разработанной конструкторской документации техническому заданию изготовляют опытный образец пожарного автомобиля.

20. Опытный образец пожарного автомобиля должен быть подготовлен к проведению испытаний: шасси проходит техническое обслуживание согласно руководству по эксплуатации; автомобиль комплектуется пожарно-техническим вооружением в соответствии с техническим заданием.

21. Опытный образец пожарного автомобиля подвергают испытаниям, установленным в ГОСТ 16504 :

а) предварительным (заводским);

22. Испытания опытного образца должны проводиться производителем или специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение испытаний пожарных автомобилей, с применением средств испытаний, контроля и измерений, обеспечивающих создание требуемых режимов и условий испытаний, а также необходимую точность измерения контролируемых параметров.

23. Предварительные (заводские) испытания

23.1. Производитель разрабатывает программу и методику испытаний и направляет на согласование в ГУГПС и ВНИИПО.

23.2. Предварительные испытания организует и проводит производитель (изготовитель) опытного образца. Состав комиссии предварительных испытаний формируется приказом производителя. В состав комиссии должны входить представители производителя (разработчика и изготовителя), военной приемки ГУГПС, территориальных органов управления ГПС. В состав комиссии могут быть включены представители ВНИИПО. Председателем комиссии назначается представитель производителя.

23.3. Предварительные испытания должны включать в себя проведение в подразделении ГПС, в целях опробования опытного образца, учений личного состава с выполнением упражнений боевого развертывания в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке (приложение 1) и определением фактического времени их выполнения.

23.4. По результатам испытаний комиссия составляет протоколы, а специалисты подразделения ГПС, проводившего учения, готовят отзыв по форме рекомендуемого приложения 2. Данные протоколов испытаний и выводы о соответствии их техническому заданию приводят в сводном протоколе результатов предварительных (заводских) испытаний по форме рекомендуемого приложения 3. На основе протоколов и отзыва составляют акт предварительных (заводских) испытаний опытного образца пожарного автомобиля, в котором указывают возможность представления его на приемочные испытания. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 4.

23.5. Материалы предварительных (заводских) испытаний в составе технического задания, проекта технических условий, программы и методики испытаний, протоколов испытаний, отзыва и акта предварительных (заводских) испытаний направляют на рассмотрение в ГУГПС и ВНИИПО.

24. Приемочные испытания

24.1. Приемочные испытания опытных образцов осуществляет приемочная комиссия. Состав комиссии по согласованию с ГУГПС формирует производитель (изготовитель), который издает соответствующий приказ по организации. Председателем комиссии назначают представителя ГУГПС.

24.2. Место проведения приемки определяет производитель по согласованию с ГУГПС.

24.3. Приемочной комиссии предъявляют:

опытный образец, укомплектованный согласно техническому заданию;

программу и методику испытаний;

акт предварительных (заводских) испытаний, протоколы испытаний и отзыв;

конструкторскую документацию с литерой “О” (откорректированную по результатам предварительных испытаний).

24.4. Приемочная комиссия рассматривает представленные документы и оценивает полноту проведенных испытаний, проверяет работоспособность опытного образца в целом и отдельных его элементов, при необходимости проверяет отдельные параметры по программе испытаний или проекту технических условий. По результатам испытаний комиссия составляет протокол при- емочных испытаний (проверок) опытного образца пожарного автомобиля. Форма протокола приведена в рекомендуемом приложении 5.

24.5. На основании протокола приемочных испытаний комиссия составляет акт приемки опытного образца пожарного автомобиля, в котором указывает:

а) соответствие пожарного автомобиля заданным требованиям (техническому заданию, конструкторской документации);

б) возможность практического использования опытного образца;

в) срок проведения квалификационных испытаний, учитывающий готовность производства и наличие заказа на пожарные автомобили.

Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 6.

24.6. Акт приемки опытного образца, содержащий положительную или отрицательную оценку результатов разработки, утверждает ее председатель. При наличии замечаний, требующих проведения дополнительных испытаний, доработки опытного образца, внесения изменений в документацию, председатель комиссии может принять решение об утверждении акта после их реализации.

24.7. Утверждение акта, содержащего положительную оценку результатов разработки, означает прекращение действия технического задания, согласование технических условий и эксплуатационной документации.

24.8. При отрицательной оценке результатов разработки в целом в акте указывают направления дальнейших работ, условия повторного представления результатов на приемочные испытания или нецелесообразность продолжения работ.

24.9. Члены комиссии, не согласные с общей оценкой результатов разработки, указывают в акте особое мнение с его обоснованием.

24.10. После утверждения технических условий в соответствии с ГОСТ 2.114 их направляют во ВНИИПО, где им присваивают код ОКП.

25. Эксплуатационные испытания

25.1. На основании акта приемочных испытаний, содержащего положительную оценку результатов разработки, ГУГПС готовит нормативные документы на постановку опытного образца пожарного автомобиля в боевой расчет подразделения ГПС для проведения эксплуатационных испытаний.

25.2. Обучение личного состава подразделения проводит производитель (изготовитель).

25.3. Эксплуатация опытного образца в подразделении ГПС осуществляется в соответствии с Наставлением по технической службе (приложение 1).

25.4. На основании результатов испытаний специалисты подразделения ГПС готовят заключение, в котором указывают эффективность применения пожарного автомобиля, удобство эксплуатации и т. д. и передают его производителю. Форма заключения приведена в рекомендуемом приложении 7.

25.5. При необходимости, в зависимости от результатов эксплуатационных испытаний, производитель проводит доработку опытного образца и корректировку конструкторской документации до начала производства.

VII. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

26. Для обеспечения готовности организации к выпуску пожарных автомобилей производитель (изготовитель) проводит технологическую подготовку и освоение производства.

27. Для подтверждения готовности производства к выпуску пожарных автомобилей и выполнения мероприятий по реализации предложений приемочной комиссии производитель (изготовитель) проводит квалификационные испытания пожарного автомобиля.

28. Квалификационные испытания проводят и при постановке на производство пожарных автомобилей, ранее освоенных на другом предприятии или изготовляемых по лицензии.

29. Программу квалификационных испытаний готовит производитель (изготовитель с привлечением разработчика или держателя подлинников конструкторской документации). Согласование программы - в соответствии с п. 23.1 настоящих норм.

30. Организация квалификационных испытаний и состав комиссии - в соответствии с п. 23.2 настоящих норм.

31. Испытания должны подтвердить, что отклонения показателей качества пожарных автомобилей, связанные с технологией производства, не выходят за допустимые пределы, а предложения приемочной комиссии реализованы.

32. На основании протоколов испытаний и заключения подразделения ГПС по результатам эксплуатационных испытаний пожарных автомобилей комиссия составляет акт квалификационных испытаний, в котором решает вопрос о готовности производства и присвоении конструкторской документации литеры “А”. Форма акта квалификационных испытаний приведена в рекомендуемом приложении 8.

33. При отрицательных результатах квалификационных испытаний приемку пожарных автомобилей прекращают до устранения выявленных недостатков и получения положительных результатов повторных испытаний.

34. Утверждение акта квалификационных испытаний, содержащего положительную оценку, означает окончание освоения производства (с присвоением конструкторской документации литеры "А"), а также окончание разработки.

35. Материалы квалификационных испытаний направляют в ГУГПС и ВНИИПО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В НОРМАХ СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 16504-81 СГИП

Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.

Приказ МВД СССР от 11 сентября 1972 г. “Наставление по пожарно-строевой подготовке личного состава пожарной охраны МВД СССР”.

Приказ МВД России от 6 января 1994 г. № 5 “Положение о порядке лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности”.

Приказ МВД России от 8 сентября 1994 г. № 241 “Инструкция по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности”.

Приказ МВД России от 24 января 1996 г. № 34 “Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое)

Комиссия в составе:

председателя. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

заместителя председателя _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

и членов комиссии: 1. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

2. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

назначенная приказом по _________________ (наименование организации)

от ______________№_____, на основании сводного протокола испытаний

и отзыва _________________ (обозначение подразделения ГПС) считает

_________________ (наименование и обозначение пожарного автомобиля)

годным к представлению на приемочные испытания.

В результате испытаний комиссия установила:

Пункт 1. Указание о соответствии (несоответствии) пожарного автомобиля заданным требованиям (техническому заданию, конструкторской документации).

Пункт 2. Указание о реализации замечаний и предложений комиссии.

Пункт 1. Предложения о вынесении вопросов на приемочную комиссию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (рекомендуемое) Приложение к акту приемочных испытаний ПРОТОКОЛ
приемочных испытаний (проверок) опытного образца пожарного автомобиля

______________________ (период проведения испытаний) _________________ (место проведения испытаний)

Приемочная комиссия в соответствии с программой и методикой испытаний, утвержденной _____________ (дата утверждения). провела испытания

_________________ (наименование и условное обозначение пожарного автомобиля)

В результате испытаний комиссия установила следующие основные данные.

Раздел 1. Результаты проверки работоспособности пожарного автомобиля в целом и его составных частей, комплектность и удобство размещения пожарно-технического вооружения, оценка ходовых свойств пожарного автомобиля и качества его изготовления.

Раздел 2. Данные и результаты предварительных (заводских) и приемочных испытаний и соответствие их требованиям технического задания. Раздел рекомендуется изложить в виде таблицы.

Раздел 3. Результаты проверки наличия и соответствия конструкторской документации опытному образцу.

Раздел 4. Замечания комиссии для устранения на опытном образце до передачи потребителю.

Раздел 5. Предложения комиссии для реализации у производителя.

АКТ
приемки опытного образца пожарного автомобиля

_________________ (дата приемки) _________________ (место проведения испытаний)

Межведомственная приемочная комиссия в составе:

председателя. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

заместителя председателя _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

и членов комиссии: 1. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

2. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

назначенная приказом по _________________ (наименование организации)

от ___________№_____, на основании протокола испытаний считает

_________________ (наименование и обозначение пожарного автомобиля)

__________________ (выдержавшим, не выдержавшим) приемочные испытания.

Пункт 1. Указание о соответствии (несоответствии) пожарного автомобиля заданным требованиям (техническому заданию, конструкторской документации).

Пункт 2. Указание о возможности практического использования опытного образца пожарного автомобиля.

Пункт 3. Указание о сроке проведения квалификационных испытаний, учитывающем готовность производства и наличие заказа на пожарные автомобили.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам эксплуатационных испытаний опытного образца пожарного автомобиля

Пожарная часть ________________ города

________________ УГПС (ОГПС)

в период с _________ по ___________ провела эксплуатационные испытания

________________ (наименование и условное обозначение пожарного автомобиля)

В результате испытаний личный состав подразделения установил следующие основные данные.

Раздел 1. Данные о работе пожарного автомобиля (выписка из журнала учета наличия, работы и движения автомототехники).

Раздел 2. Сведения о неисправностях пожарного автомобиля (выписка из журнала учета ТО).

Раздел 3. Оценка комплектности и удобства размещения пожарно-технического вооружения. Предложения по дополнительному комплектованию автомобиля пожарно-техническим вооружением и его размещению.

Раздел 4. Номера и условия выполнения упражнений боевого развертывания и фактическое время их выполнения.

Раздел 5. Оценка ходовых свойств пожарного автомобиля.

Раздел 6. Соответствие технических характеристик пожарного автомобиля выполняемым боевым задачам.

Раздел 7. Эффективность применения пожарного автомобиля при выполнении боевых задач.

Приложение. Копия эксплуатационной карты.

АКТ
квалификационных испытаний пожарного автомобиля

__________________ (период проведения испытаний) _________________ (место проведения испытаний)

Квалификационная комиссия в составе:

председателя _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

и членов комиссии: 1. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

2. _________________ (фамилия, инициалы, должность, организация)

назначенная приказом по _________________ (наименование организации)

от ___________№_______, на основании протоколов квалификационных испытаний и заключения подразделения ГПС по результатам эксплуатационных испытаний считает

_________________ (наименование и обозначение пожарного автомобиля)

_________________ (соответствующим, не соответствующим) технической документации и

_________________ (выдержавшим, не выдержавшим) квалификационные испытания,

а производство ___________________________ (готовым, не готовым) к выпуску продукции.

Пункт 1. Указание о корректировке конструкторской документации с присвоением литеры “А”.

Пункт 2. Рекомендации о направлениях по модернизации и модификации базовой модели.

Другие статьи

Разработка документации, изготовление и испытания опытных образцов

Разработка документации, изготовление и испытания опытных образцов

Разработку КД и ТД, а при необходимости программной документации, проводят по правилам, которые установлены стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).

Управление проектированием должно отвечать требованиям 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001. Если реализуется первая модель, то в соответствии с НПБ 180-99 по требованию ГУГПС разработчик (производитель) разрабатывает технический проект (требования к техническому проекту изложены в ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект), который согласовывает с ГУГПС и ВНИИПО. При реализации второй и третьей моделей решение о необходимости разработки технического проекта принимает заказчик или разработчик.

Независимо от реализуемой модели права на разработанную КД определяются договором между заказчиком и разработчиком (производителем и изготовителем). Решение вопроса о правах на КД является одним из ключевых при разработке и постановке на производство пожарной техники. При реализации первой и второй модели права на КД выгоднее оставлять за заказчиком (структурами ГПС). Это позволяет заказчику (структурам ГПС) принимать решение о выдаче или лишении лицензии на изготовление ПА, создавать конкуренцию при передаче КД новому изготовителю, тем самым влиять на производителя или изготовителя. Если права на КД принадлежат ГПС, то это позволяет размещать заказы на изготовление уже разработанных ПА на предприятиях, удовлетворяющих требованиям ГПС. В противном случае, при смене изготовителя приходится заново разрабатывать КД, что требует много времени и связано со значительными материальными расходами. Подобная ситуация уже возникала в истории производства пожарной техники России: при отделении Украины пришлось заново организовывать производство, а следовательно, КД и ТД для ПА, аналогичных тем ПА, которые производились на заводе в пос. Ладан Прилукского района Черниговской области.

Для подтверждения соответствия разработанной конструкторской документации ТЗ изготавливают опытный или головной образец ПА: опытный – для серийного производства; головной – для несерийного. При создании единичного ПА головной образец, как правило, подлежит реализации заказчику. Опытный или головной образец ПА подвергается процедурам контроля и испытаний в соответствии с требованиями 4.10 – 4.12 ГОСТ Р ИСО 9001. Объем и содержание испытаний, необходимых для предотвращения постановки на производство не отработанной, не соответствующей ТЗ продукции, определяет разработчик с учетом новизны, сложности, особенностей производства и применения ПА, а также требований заказчика. При этом обязательно должны быть проведены испытания на соответствие всем требованиям стандартов и нормативных документов органов, осуществляющих надзор за соблюдением требований техники безопасности (стандартами ССБТ) и охраны природы.

В соответствии с ГОСТ 15.201-2000 и НПБ 180-99 опытный или головной образец ПА подвергают следующим видам испытаний: предварительным (заводским), приемочным, эксплуатационным.

Предварительные (заводские) испытания организует исполнитель ОКР в целях предварительной оценки соответствия опытного или головного образца ПА требованиям ТЗ, а также для определения готовности опытного или головного образца ПА к приемочным испытаниям. Испытания должны проводиться производителем (изготовителем) ПА или специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида испытаний. Состав комиссии предварительных испытаний формирует производитель ПА на основании изданного им приказа. В состав комиссии должны входить представители производителя (разработчика и изготовителя) и ГПС. Программу и методику испытаний разрабатывает производитель и согласовывает ее с ГУГПС и ВНИИПО. Предварительные испытания должны включать в себя боевые развертывания в целях определения времени их выполнения. Схемы боевых развертываний выбираются в соответствии с Наставлением по пожарно-строевой подготовке.

Материалы предварительных (заводских) испытаний в составе ТЗ, проекта ТУ, программы и методики испытаний, акта предварительных (заводских) испытаний направляются заказчику на рассмотрение для решения вопроса об организации приемочных испытаний. При реализации первой модели в соответствии с требованием НПБ 180-99 перечисленные материалы направляются в ГУГПС и ВНИИПО.

При создании ПА по первой модели организуются и проводятся государственные приемочные испытания, по второй и третьей модели – приемочные испытания с участием соответствующих органов государственного надзора и других заинтересованных организаций. Государственные приемочные испытания по ГОСТ 15.201-2000 организует государственный заказчик, если иное не оговорено договором (контрактом). Особенность государственных приемочных испытаний ПА заключена в том, что по НПБ 180-99 состав комиссии по приемке ПА формирует по согласованию с ГУГПС производитель (изготовитель), который издает соответствующий приказ по организации. Председателем комиссии назначают представителя ГУГПС, по согласованию с которым назначают место и время проведения приемочных испытаний.

Приемочные испытания опытных образцов ПА по второй и третьей модели ОКР в соответствии с ГОСТ 15.201-2000 организует разработчик ПА. При реализации второй модели состав комиссии формирует заказчик совместно с разработчиком, председателем комиссии назначается представитель заказчика, если иное не оговорено договором (контрактом). В случае выполнения ОКР при инициативной разработке (без конкретного заказчика) приемочные испытания организует разработчик, а приемочная комиссия, как правило, формируется из представителей потенциальных потребителей ПА, структур ГПС, государственных и надзорных органов.

Независимо от реализуемой модели ответственность за проведение приемочных испытаний несет их организатор. По ГОСТ 15.201-2000 при согласии заинтересованных сторон допускается проводить приемочные испытания без назначения комиссии, но с возложением ее функций и обязанностей на соответствующие службы организации, проводящей испытания, что должно быть отражено в ТЗ и (или) договоре (контракте) на выполнение ОКР. В проведении приемочных испытаний, независимо от места их проведения, вправе принять участие изготовитель и органы государственного надзора (ОГН), которые должны быть информированы о предстоящих испытаниях за один месяц до их начала. Все ОГН, определенные действующим законодательством для данной продукции, либо участвуют в приемочных испытаниях, либо дают заключения по результатам испытаний. При отсутствии представителя ОГН или его заключения считают, что ОГН согласен на приемку продукции или не заинтересован в ней.

Приемочной комиссии по НПБ 180-99 предъявляют: опытный образец ПА, укомплектованный согласно ТЗ; техническое задание; программу и методику испытаний; акт предварительных (заводских) испытаний с протоколами испытаний; конструкторскую документацию (литеры "О").

Программу испытаний разрабатывают на основе требований ТЗ, КД с использованием типовых программ, типовых (стандартизованных) методик, изложенных в предписывающих документах. В программу испытаний включают: объект испытаний (опытный или головной образец ПА); цель испытаний; объем испытаний; условия и порядок проведения испытаний; материально-техническое обеспечение испытаний; метрологическое обеспечение испытаний; отчетность по испытаниям. Программа и методика приемочных испытаний должны включать проверку качества рабочей КД и эксплуатационной документации для принятия решения о пригодности документации к промышленному производству.

В методику испытаний включают: оцениваемые характеристики (свойства, показатели) ПА; условия и порядок проведения испытаний; способы обработки, анализа и оценки результатов испытаний; используемые средства испытаний, контроля и измерений; отчетность. Если используются нестандартизованные методики, то они должны быть согласованы с соответствующими ОГН.

По результатам проведения приемочных испытаний и рассмотрения представленных материалов комиссия составляет акт, в котором:

1. Устанавливает соответствие образца разработанного (изготовленного) ПА требованиям ТЗ.

2. Дает оценку технического уровня и конкурентоспособности ПА, в том числе в патентно-правовом аспекте.

3. Оценивает разработанную техническую документацию (включая проект ТУ).

4. Дает рекомендации о возможности дальнейшего использования опытного образца ПА (для головного образца ПА – возможность его приобретения и дальнейшей эксплуатации заказчиком).

5. Дает рекомендации по изготовлению установочной серии ПА и ее объему при постановке ПА на производство.

6. Делает замечания и вносит предложения по доработке ПА и документации.

По ГОСТ 15.201-2000 акт приемочной комиссии утверждает заказчик. Утверждение акта приемочной комиссии, содержащего положительную оценку, означает окончание разработки; прекращение действия ТЗ; согласование представленных ТУ, технической документации. По НПБ 180-99 акт приемки опытного образца ПА, содержащий положительную или отрицательную оценку результатов разработки, утверждает председатель комиссии. Причем при наличии замечаний, требующих проведения дополнительных испытаний, доработки опытного образца, внесения изменений в документацию, председатель комиссии имеет право принять решение об утверждении акта после устранения замечаний. При этом члены комиссии, не согласные с общей оценкой разработки, указывают в акте особое мнение с его обоснованием.

Эксплуатационные испытания опытного или головного образца ПА проводят в подразделении ГПС в соответствии с Наставлением по технической службе. Обучение личного состава работе на ПА проводит производитель (изготовитель) ПА. На основании результатов испытаний специалисты ГПС готовят заключение, в котором указывают: данные о работе ПА за период эксплуатационных испытаний (выписка из журнала учета наличия, работы и движения автомототехники); сведения о неисправностях ПА (выписка из журнала ТО); оценку комплектности и удобства размещения ПТВ, а также предложение по дополнительной комплектации ПА ПТВ и изменению размещения ПТВ; схемы и условия проведения боевого развертывания и время их выполнения; оценку ходовых свойств ПА
(см. гл. 6 учебника); соответствие ТТХ ПА выполняемым боевым задачам; эффективность применения ПА при выполнении боевых задач.

mydocx.ru - 2015-2016 year. (0.006 sec.)