Категория: Бланки/Образцы
Занятие по профессиональной подготовке с заместителями командиров по воспитательной работе
ЗКВР
части
26
II. Воспитательная работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
1.
Анализ состояния боевой и ОГП, воинской дисциплины, морально-психологического состояния личного состава, состояния службы войск, воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, подведение итогов работы:
· в подразделениях
Командиры подразделений
Ежене-дельно
· в части
Командир части
29
2.
Анализ грубых дисциплинарных проступков
НОБП, ЗКВР
21
3.
Сверка учётных данных по совершённым правонарушениям с органами военной юстиции
ЗКВР
части
21
4.
Занятия по мерам безопасности со всеми категориями военнослужащих
Командиры подразделений
Ежедневно
5.
Доведение до личного состава УК РФ, приказов и директив вышестоящего командования, приговоров военных судов об осуждении военнослужащих
Командиры подразделений
Ежене-дельно
6.
Оперативное информирование о происшествиях и преступлениях с гибелью и травмированием военнослужащих
Командиры подразделений
Ежене-дельно
7.
Уточнение плана розыска и задержания военнослужащих, самовольно оставивших часть
НОБПК
4
·6
8.
Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины
Командиры подразделений
Ежедневно
9.
Анализ правонарушений на почве неуставных взаимоотношений между военнослужащими
ЗКВР
части
21
10.
Мероприятия в ходе Дня сержанта
По отдельному плану
25
11.
Изучение правового минимума с военнослужащими части
НОБПиК
25
·27
III. Психологическая работа
1.
Изучение морально-психологических особенностей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
ЗКВР, психолог
1
·31
2.
Психологический отбор военнослужащих для выполнения особых задач военной службы
Психолог
1
·31
3.
Индивидуальные беседы с военнослужащими с низкой степенью нервно-психической устойчивости
ЗКВР, психолог
1
·31
4.
Индивидуальные беседы с военнослужащими, обратившимися за психологической помощью
Психолог
1
·31
5.
Анализ суицидальной обстановки в части
Психолог
До 24
6.
Работа внештатного пункта психологической помощи и реабилитации согласно требованиям директивы начальника ГУВР МО РФ 1998 г.
· Д-1
Психолог
1
·31
IV. Информационное обеспечение, взаимодействие с местными органами власти, общественными и религиозными объединениями
Примерный план индивидуальной беседы с военнослужащим
Расскажите, пожалуйста, о себе.
Расскажите, пожалуйста, о своей семье:
где живут, кем работают родители, их материальное положение и финансовое состояние;
какие отношения в семье;
какие отношения к детям;
кто из членов семьи уделял большое внимание вашему воспитанию;
есть ли у родителей вредные привычки;
какого состояние здоровья близких родственников, какими болезнями болели, болеют;
судимы ли ваши родственники, за что;
занимаются ли коммерческой деятельностью;
как родственники отнеслись к призыву вас в ряды ВС;
служил ли отец, братья в рядах ВС, где и кем;
получили ли вы письмо от родителей, написали ли им письма;
есть ли у вас родственники в населенном пункте, где вы проходите службу, их адрес и телефон;
Ваше семейное положение:
женат или холост;
состоите ли в гражданском браке;
есть ли дети, их возраст;
если неженат, то года планируете пожениться. Есть ли девушка, которая ждёт вашего возращения из армии.
Расскажите об учёбе в школе, других учебных заведениях:
в каком заведении, где и когда учились;
есть ли гражданская или военная специальность;
какие предметы и учителя вам нравились и почему;
поступали ли в военно-учебное заведение.
5. Расскажите о своих друзьях и подругах:
кто они, какой возраст, чем занимаются;
какие совместные интересы вас связывали;
как вы проводили свободное время;
кто ваш самый близкий друг, расскажите о нем;
есть ли друзья, которые служат в ВС, учатся в военных училищах;
принимали ли вы с друзьями участие в общественной деятельности, работе неформальных молодежных объединений;
какие музыкальные стили вы предпочитаете;
принимают ли ваши друзья наркотики, какие, как долго;
употребляли ли вы спиртное, с какого возраста, что, сколько можете выпить;
есть ли среди друзей лица, имеющие судимость, за что;
существовали ли в вашем населенном пункте трения, столкновения между молодежными группировками, почему;
принимали ли вы участие в уличных драках, как часто, какие последствия;
есть ли среди друзей участники криминальных группировок, уголовные авторитеты;
есть ли у вас финансовые и другие долги, которые вы сделали до призыва в ВС;
есть ли среди ваших друзей лица, с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Расскажите о работе до призыва в армию:
где, сколько времени и кем работали;
планируете ли заниматься этой работой после службы в армии;
какие отношения были в трудовом коллективе;
сколько зарабатывали, как расходовали деньги;
занимались ли коммерческой деятельностью, каковы результаты этой деятельности.
Расскажите о себе как о личности:
легко ли Вы сходитесь с людьми;
в общении предпочитаете брать инициативу на себя или нет;
посещали ли кино и театр, какие фильмы, спектакли смотрели;
какие книги читали;
какие передачи предпочитали смотреть по телевизору и слушать по радио;
занимались ли спортом, каким видом, какие имеются спортивные достижения;
принимали ли участие в художественной самодеятельности, играете ли на музыкальных инструментах;
есть ли увлечения, хобби, какие;
есть ли или были ли вредны привычки (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания);
имели ли приводы в милицию, по какой причине;
каково состояние Вашего здоровья;
какими болезнями болели, где и когда лечились;
есть ли в раду наследственные болезни;
были ли у родственников суицидальные попытки.
Расскажите, как готовились к службе в ряды ВС;
имелся ли в программе обучения в школе, предмет, который готовил бы Вас к службе в арии;
есть ли у вас воинская специальность, какая;
хотели ли служить в рядах ВС, в каком роде войск, почему;
готовились ли к службе в армии, каким образом;
что Ваши друзья и знакомые рассказывали о своей службе в рядах ВС;
как Вы оцениваете свою готовность к службе в армии;
какие трудности видите перед собой в ходе службы в рядах ВС, сможете ли их преодолеть;
приходилось ли стрелять, водить боевую технику, работать на военном оборудовании.
Расскажите, какой Вы представляете свою воинскую службу и чего хотите добиться в рядах ВС:
считаете ли Вы свою службу в армии временем, потраченным с пользой для Родины и для себя или нет;
какую воинскую специальность хотели бы получить;
какие моральные и физические качества хотели бы получить;
от каких вредных привычек надеетесь избавиться;
хотите ли стать сержантом (командиром отделения, заместителем командира взвода, старшиной);
каких спортивных результатов хотели бы достичь;
как Вы представляете себе взаимоотношения между командирами и подчинёнными, между воинами различных периодов службы;
сможете ли Вы подчиняться требованиям командиров, стойко переносить все тяготы и лишения военной службы.
Расскажите, какие цели Вы ставите перед собой по окончании срочной службы:
планируете ли Вы поступать в военное училище;
планируете ли Вы остаться в рядах ВС в качестве прапорщика или военнослужащего по контракту;
планируете ли Вы поступать на службу в органы милиции, ФСБ, другие ведомства;
рассчитываете ли Вы продолжить после службы своё образование;
планируете ли Вы продолжить трудовую деятельность, где;
планируете ли Вы открыть своё частное дело или стать фермером.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы «да» или «нет»:
верно ли, что по отношению к Вам часто поступают несправедливо;
начинаете ли Вы нервничать, когда замечаете, что за Вами наблюдают;
бывают ли у Вас конфликты с окружающими;
верно ли, что Вам трудно угодить;
часто ли бывает, что окружающие люди раздражают и Вам хочется побыть одному;
часто ли Вы испытываете чувство апатии, безразличие к окружающим, подавленность;
не кажется ли Вам, что Вы человек особенный, странный и непонятный для других;
не создаётся ли у Вас впечатление, что на Вас обращают внимание чаще, чем на других;
не создаётся ли у Вас впечатление, что Вас преследуют, хотят наказать;
часто ли у Вас бывают головные боли, головокружения, расстройства кишечника из-за переживаний.
При достижении цели беседы командир переходит к её завершению. Это можно сделать словами: « А теперь давайте подведём итог нашему разговору. Может быть, у Вас есть вопросы или проблемы, в решении которых я смогу помочь?» Такое завершение дает возможность выслушать пожелания и проблемы подчинённого, а также заложить основу для последующего индивидуального контакта. Ваш подчинённый должен быть уверен, что информация, полученная офицером, будет конфиденциальной и использоваться только в служебных целях.
Молодой воин по окончании беседы, уходя, покидает командира с чувством морального удовлетворения, веры и желанием к дальнейшему общению.
В ходе завершающего этапа офицер должен проделать следующую работу:
зафиксировать полученные данные в педагогическом дневнике или карточке индивидуальной беседы;
проанализировать ход и содержание беседы;
сделать психолого-педагогические выводы;
определить меры последующей индивидуальной работы и способы влияния на военнослужащего.
План разрабатывает заместитель командира роты по воспитательной работеПамятка по воспитательной работе в карауле .
Примерный перечень мероприятий воспитательной работы при подготовке личного состава, заступающего в караул1. Общее собрание роты: "Бдительно нести караульную службу - долг каждого военнослужащего”.
2. Тематический вечер: "Живи по уставу - завоюешь честь и славу”.
3. Назначить актив караула: информаторов и редакторов боевого листка.
4. Дать конкретное задание начальнику караула о проведении воспитательной работы с личным составом в карауле, обратив особое внимание на индивидуальную работу.
5. Провести индивидуальные беседы с солдатами, заступающими в караул, которые имели нарушения УГ и КС.
6. Подготовить необходимую литературу, альбомы, вырезки из газет и журналов о бдительности, героических поступках часовых, боевые листки, выпущенные в карауле ранее.
7. Мероприятия по изучению и разъяснению требований УГ и КС, особых обязанностей часовых согласно табелю постам, проверке знанию обязанностей составом караула.
8. Выпуск специального номера стенной газеты, боевых листков, листков-молний о ходе несения караульной службы.
1. Провести беседы с личным составом: "Несение караульной службы - есть выполнение боевой задачи”.
2. Провести беседу с военнослужащими об особенностях службы в карауле.
3. Выпустить 2-3 боевых листка, листки-молнии, посвященные отличившимся при несении службы.
4. Провести беседы по сменам: "Нести службу в карауле так, как несут ее лучшие военнослужащие роты”.
5. Провести обмен опытом военнослужащих, отличившихся при несении караульной службы.
6. Провести читки и беседы по материалам газет. Ознакомить военнослужащих караула с последними известиями в стране и за рубежом.
7. Провести беседу "Твоя боевая задача”.
8. Подвести итоги несения службы каждой сменой часовых.
При подведении итогов после возвращения подразделений из караула и наряда, как правило, приводятся примеры бдительного несения службы, дается оценка каждому военнослужащему, поощряются отличившиеся, разбираются недостатки и их причины, намечаются меры по их устранению
В своей практической работе психологи всех степеней (при наличии соответствующей подготовки) могут применять различные методы и методики психологической профилактики суицидов.
Индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом, как метод, имеет свою специфику. Основная задача такой профилактической беседы – оказание помощи военнослужащему в разрешении сложных жизненных ситуаций. Важнейшим условием такой беседы является ее анонимность.
Профилактическая беседа с суицидентом, как правило, должна включать в себя четыре этапа
Начальный этап – установление эмоционального контакта с военнослужащим. На этом этапе, установив доверительные взаимоотношения, поста¬раться понять его эмоциональное состояние посредством сопереживания, проникновения в его внутренний мир. Здесь важно терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны, выслушать суицидента, т.е. дать ему выговориться.
В процессе беседы необходимо:
Это поможет определить, установлен ли контакт.
На втором этапе главное:
С этой целью целесообразно преодолеть исключительность ситуации, убедив военнослужащего в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел поправимо и причины могут быть устранены. При этом все время необходимо подчеркивать даже незначительные успехи, достижения в жизни и службе военнослужащего.
В ходе профилактической беседы необходимо несколько раз повторить по-следовательность фактов, приведших к психологическому срыву.
Это способствует пониманию того, что произошло стечение обстоятельств и снимает отрицательные эмоции. Точная формулировка ситуации, переживаемой военнослужащим, создает впечатление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята и вы ее понимаете.
Третий этап – совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. При этом дать военнослужащему возможность проявить инициативу в планировании предстоящей служебной деятельности и дальнейшей жизни. Совместный поиск способов решения проблемы придаст уверенность вашему подчиненному в собственных силах, повысит его самооценку.
Четвертый, завершающий этап беседы – окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента и придание ему уверенности в том, что он сам способен выйти из кризисной ситуации.
Военнослужащего необходимо убедить в том, что:
1. Тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент, является временным, что другие люди в аналогичной ситуации чувствуют себя также тяжело, а со временем их состояние полностью нормализуется.
2. Его жизнь нужна родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.
3. Он безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение этого вопроса, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно его обдумать.
Если в ходе беседы военнослужащий неуверенно предлагал варианты разрешения кризисной ситуации, пессимистически оценивал будущее, активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо безотлагательно направить в ближайшее лечебное учреждение.
Дальнейшая работа будет складываться исходя из анализа беседы, с учетом личностных особенностей военнослужащего и сложившейся ситуации. Поэтому всякие детализированные рекомендации на этот счет весьма затруднительны, но основные состоят в следующем:
1. Отнеситесь ко всем высказываниям вашего подчиненного серьезно, продумайте план оказания ему реальной помощи. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам
2. Необходимо поставить в известность командира о проведенной бе¬седе и полученной информации с условием сохранения ее в тайне, сделав упор на причины и условия, поставившие военнослужащего на грань срыва.
3. Учитывая повышенную вероятность неадекватных реакций, создать
для военнослужащего на какой-то период более спокойные условия службы: не назначать в наряды (особенно с оружием), на работы в отрыве от подразделения, водителей не посылайте в рейс и т.д.
4. Не оставляйте его на этот период без контроля и внимания со стороны окружающих (целесообразно поручить это сослуживцам, которые с ним в дружеских отношениях).
5. В целях повышения самооценки подчиненного поручайте ему задачи с постепенно возрастающей сложностью.
6. При необходимости продумайте возможность своевременной госпитализации военнослужащего (для медикоментозной поддержки).
Предупреждение: нельзя допускать никаких действий вопреки желанию военнослужащего. Любая информация, сообщенная вам в ходе беседы, не может быть передана без его согласия кому бы то ни было, а тем более стать предметом обсуждения в воинском коллективе.
В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или документов, имеющихся на военнослужащего. Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака НПН, а также с эпизодическими проявлениями НПН в поведении.
При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.
Признаками НПН и условиями, способствующими ее развитию, следует считать: воспитание в неполной, неблагополучной семье (плохие взаимоотношения родителей; наличие у них судимости, психических заболеваний; чрезмерно строгое или "тепличное" воспитание; злоупотребление алкоголем членами семьи; побеги из дома), ранний алкогольный опыт военнослужащего, случаи употребления наркосодержащих препаратов, приводы в милицию, многочисленные конфликты в школе, семье; наличие нервно-психических заболеваний; ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи.
По результатам проведенной работы командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании. Психолог полка проводит анкетирование прибывшего пополнения с помощью анкеты "Прогноз -2". Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностных опросников "НПН-А", “Адаптивность”, а также других психологических методик. Конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.
Итогом изучения прибывшего пополнения должно стать выделение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью:
- с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в первичном медицинском освидетельствовании у врача психиатра (психоневролога);
- с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).
В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев).
В данный период наращиваются усилия по изучению военнослужащих, особенно тех, за которыми требовалось наблюдение.
Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:
- оценка процесса адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;
- изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;
- выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.
Методами изучения личного состава остаются наблюдение, психологическое тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, т.к. в этот период появляется возможность наблюдать за поведением воинов в сложных, непривычных для них условиях, когда признаки нервно-психической неустойчивости проявляются со всей очевидностью.
Наблюдению за военнослужащими должен предшествовать инструктаж психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом (см.
этап прибытия пополнения). Предлагается обратить внимание на недисциплинированных, болезненно реагирующих на замечания, неисполнительных, легко возбудимых, вспыльчивых, конфликтных или, наоборот, замкнутых, обидчивых, чрезмерно робких и застенчивых военнослужащих. Подлежат выявлению лица, проявляющие высокомерие, стремящиеся во что бы то ни стало выделиться среди окружающих или, напротив, ставшие объектом шуток, насмешек, совершающие нелепые поступки, имеющие странности, ненормальности в поведении, неряшливый внешний вид. Необходимо выделять воинов, проявляющих во время различных занятий несобранность, неловкость, нарушения координации движений, излишнюю напряженность, вычурность движений и поз, отмечать обмороки, случаи частого обращения за медицинской помощью с разнообразными жалобами, фиксировать отстающих, с большим трудом осваивающих воинскую специальность, отмечать случаи неверного исполнения приказов и распоряжений.
Кроме этого, до должностных лиц доводятся основные меры по профилактике нервно-психической неустойчивости:
- внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д. недопущения в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;
- создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах - атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
- создание здорового быта, борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;
- предупреждение конфликтных и исключение других психотравмирующих ситуаций;
- ограничение физической нагрузки для ослабленных военнослужащих;
- временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ;
- разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);
- знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости может быть неадекватным.
Особо подчеркивается недопущение случаев использования полученной информации во вред военнослужащим.
Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы и дополняются результатами тестирования. Ход адаптации к условиям военной службы удается оценить с помощью многоуровнего личностного опросника "Адаптивность". Обобщенные данные изучения служат базой для выработки конкретных предложений командованию о мерах индивидуально-воспитательного характера, рационального использования того или иного военнослужащего, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий. Все перечисленные мероприятия должны быть отражены в плане работы психолога с военнослужащими, у которых выявлены признаки НПН.
B период последующего прохождения военной службы.
В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их текущего состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.
Наиболее информативной в этом плане является социометрическая методика (Приложение № 10). Кроме того могут быть использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдение).