Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Педагогическая Характеристика Дошкольника 4-5 Лет Образец img-1

Образец Педагогическая Характеристика Дошкольника 4-5 Лет Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бланк психолого педагогической характеристики дошкольника - быстрый поиск

Характеристика воспитанника детского сада - pedsovet su

Психолого педагогическая черта на малыша. Принципы построения психолого-педагогическая свойства точно описаны еще а.ф.лазурским для того чтоб эти свойства не представляли собою. Игнат благожелательный мальчишка приятной наружности, нередко бывает недоверчивым и пугливым в незнакомой обстановке.

У малыша не сформировано представление о последовательности расположения месяцев друг за другом и наполняемости месяцами времен года. (индифферентно, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения либо становится пассивным, теряет энтузиазм к работе либо проявляет услибоя при преодолении учебных проблем и др. Объем случайного внимания также существенно снижен, отмечается нарушение распределяемости и переключаемости внимания. преждевременное развитие 1-ые слова 7 месяцев, пошел в 11 месяцев, стал держать голову в 1,5 месяца, 1-ые зубы 6 7 месяцев, фразовая речь в 2,9 лет. эталон написания психолого-педагогической свойства.

Образец характеристики ребенка 4 5 - образцы и примеры

На подгрупповых упражнениях может находиться минут 5-7, повторяя некие упражнения артикуляционной и фонетической гимнастики. В возрасте 3, 5 лет в активном словаре 10 лепетных слов. Внимание не устойчивое, мальчишка подвижный активный, стремительно реагирует на окружающие действия, пытливый. Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества.

Образец психолого-педагогической и логопедической

Родителям рекомендовано пройти центральную пмпк для определения личного образовательного маршрута малыша. эталон написания психолого-педагогической свойства дошкольника. Усидчивый, но деятельность почаще всего малорезультативна, так как очень стремительно утомляется. городское экономное образовательное учреждение. Способность к сопоставлению, систематизации, обобщению, умение выделить значимый признак предметов, явлений. эталон психолого-педагогической и логопедической свойства на малыша с моторной алалией. Стало может быть внедрение местоимений, союзов и время от времени обычных предлогов.

Бланк психолого педагогической характеристики дошкольника

Добавлен: 29 Окт 2016 от: monk

Другие статьи

Психологическая характеристика возрастного отрезка 4-5 лет

Методические материалы

25 декабря 2016 года

Приветствуем вас на сайте, посвященному методическим материалам и современным образовательным технологиям. У нас можно опубликовать своё методическое пособие. Делимся своими наработками и педагогическим опытом!

Психологическая характеристика возрастного отрезка 4-5 лет

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации.


Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет

Диагностика среднего дошкольного возраста от 4-5 лет

Комплект методик ориентирован на качественный анализ развития ребенка среднего дошкольного возраста. Он позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и учитывает социальную ситуацию развития ребенка, индивидуальные отличия игровой деятельности, воображение, формы общения со взрослым.
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики, направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что позволяет использовать данный комплект для диагностики детей с ослабленным здоровьем и другими дисфункциями.

Полнотексты методик доступны на сайте "Практический психолог" ( practic.childpsy.ru ) Зарегистрированным специалистам-психологам, работающим в учреждениях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, студентам или выпускникам МГППУ. Для доступа к полнотекстам необходимо Зарегистрироваться на сайте и Отправить заявку на включение в базу психологов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 4 - 5 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие. Благодаря этому на данном отрезке жизни ребенка становится возможна формулировка социально - психологического норматива диагностики психического развития:

  1. внеситуативно - познавательное общение;
  2. появление сюжетно- ролевой игры;
  3. наглядно-образное мышление;
  4. «планирующее» воображение;
  5. речевая опосредованность восприятия и мышления.

Отбор методик и способов интерпретации полученных данных обусловлен этим нормативом. Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап включает в себя методики направленные на выявление особенностей воображения и познавательной сферы. Второй этап целиком занимает диагностика форм общения. При необходимости обследование может быть разбито на большее число этапов, что особенно важно при диагностике детей о ослабленным здоровьем и других дисфункциях.

Информационная сетка по использованию диагностических методов в работе со средним дошкольным возрастом 4-5 лет.

Психологические характеристики возраста

Образец педагогическая характеристика дошкольника 4-5 лет образец

20. Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5го годов жизни: Разрезная картинка. Цветные кубики. Достань ключик.

Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку три (четыре) части разрезанной картинки и просит, сложит целую картинку: «Сделай целую картинку».

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: см. предыдущую методику.

5. Цветные кубики. Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выде5ление по слову, название цвета).

Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: «Покажи, где красный…». Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет 2-3 раза: «Покажи, где желтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».

Оценка действий ребёнка: принятие задания, отмечается уровень восприятие цвета (сличение, узнавание цвета по слову, назначение), обучаемость, отношение к результату.

6. Достань ключик.

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Проведение обследования: ребёнку дают заводную игрушку, а ключик от неё висит так высоко, что ребёнок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребёнок догадался использовать стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Не далеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет зависти машинку ключиком, но не знает, как эго достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание условий задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

21. Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5го годов жизни: Счёт. Конструирование. Рисование. Игра.

Счёт. Задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

для детей 4-го года жизни: перед ребёнком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем – много. Обучение проводится по подражанию;

для детей 5-го года жизни: перед ребёнком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладёт одну палочку себе на ладонь, на глазах ребёнка берёт ещё одну палочку и кладёт её на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребёнка спрашивают: «Сколько там?» Затем кладут ещё одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: «Сколько там?», т.е. проверяют счетные представления в пределах трёх. При затруднениях проводится обучение. Если ребёнок не справляется с выбором определённого количества по слову, то предлагают выбор – один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

8. Конструирование. Задание направлено на выявление умения ребёнка создавать конструкции из четырёх (пяти) элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу, обучаемость, отношение к результату.

9. Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка, поведение в определённой ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этого просят нарисовать человека, а затем дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

Игра. Проверяется интерес ребёнка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы «би-ба-бо».

Проведение обследования: взрослый приглашает ребёнка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу. Затем покатать её в коляске, потом уложить спать. Если ребёнок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и попросить ребёнка провезди её по дорожке. В случае отказа ребёнку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребёнка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

22.Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни: Включение в ряд. «Лесенка». Классификация картинок по функциональному назначению.

Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестиместная матрёшка.

Проведение обследования: взрослый берёт шестиместную матрёшку и на глазах у ребёнка разбирает и собирает её попарно. Затем выстраивает матрёшки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрёшек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить её на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен поставить в ряд две-три матрёшки (каждый раз по одной).

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.

2?«Лесенка». Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти, по образцу.

Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребёнка строит «лесенку» из восьми палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый закрывает «лесенку» экраном и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях проводится обучение.

Обучение: взрослый ещё раз строит «лесенку», обращая внимание ребёнка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит построить такую же. Если у ребёнка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно, после обучения, по образцу.

3. Классификация картинок по функциональному назначению. Задание направлено на выявление у ребёнка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т.е. уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: 8 предметных картинок с изображением одежды и 8 – с изображением посуды.

Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладёт на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить ли её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображением чашки. После этого последовательно (по одной) дают в руку картинки и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил не верно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять. После выполнения задания, спрашивают: «Расскажи, какие – в этом ряду, а какие – в другом», т.е. выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.

Оценка действий ребёнка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.

Возрастные особенности развития детей 4-5 лет: психологические, умственные и физические

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет

Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

Психологическое развитие

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

  1. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
  2. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
  3. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
  4. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
  5. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
  6. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
  7. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
  8. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
  9. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.

Интеллектуальные особенности

Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.

Математические умения
  1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
  2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
  3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
  4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
  5. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.
Логическое мышление
  1. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
  2. Увеличивается объём памяти.
  3. Повышается устойчивость внимания.
  4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
  5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
  6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
  7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
  8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
  9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
  10. Подбирает противоположные слова.
  11. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.
Речевое развитие
  1. Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
  2. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
  3. Употребляет множественное число.
  4. Находит предмет по описанию.
  5. Понимает значение предлогов.
  6. Знает профессии.
  7. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
  8. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
  9. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

О диагностике и лечении задержки речевого развития у ребёнка, можно прочесть в одной из наших статей .

Окружающий мир
  1. Различает овощи, фрукты и ягоды.
  2. Знает насекомых.
  3. Называет домашних животных.
  4. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.
Повседневные навыки
  1. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
  2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
  3. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
  4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
  5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
  6. Различает правую и левую руку.

С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.

Физическое развитие

Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.

  1. Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее.
  2. Движение им по-прежнему необходимо.
  3. Моторика активно развивается .
  4. Ребёнок становится ловким и быстрым.
  5. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.
  6. Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг.
  7. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.
  8. Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.
  9. Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.
  10. Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.
  11. Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.
  12. Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.
  13. Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.
  14. Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы.
  15. Быстрое образование условно-рефлекторных связей.
  16. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.

Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.

Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.

Советы родителям

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

  1. Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
  2. Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
  3. Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
  4. Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
  5. Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
  6. Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
  7. Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
  8. Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
  9. Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
  10. Играйте с ним дома.
  11. Читайте книги.
  12. Закрепляйте любые полученные знания.

Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.