Руководства, Инструкции, Бланки

Транзитная Декларация Т1 Образец Заполнения img-1

Транзитная Декларация Т1 Образец Заполнения

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 81

Статья 81. Транзитная декларация

1. В качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

2. Для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления следующие сведения:

1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;

2) о стране отправления (стране назначения) товаров;

3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор;

4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства;

5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;

6) об общем количестве грузовых мест;

7) о пункте назначения товаров;

8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути;

9) о планируемом сроке перевозки товаров (статья 82);

10) о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (пункт 3 статьи 86).

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе сокращать перечень сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с учетом категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, видов товаров, а также исходя из вида транспорта.

4. Если документы, представленные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не содержат всех сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, эти сведения представляются дополнительно путем внесения недостающих сведений в письменной форме в транзитную декларацию. Форма транзитной декларации и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

5. Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика или экспедитора предоставления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

6. О принятии в качестве транзитной декларации документов, представленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должностным лицом таможенного органа делается отметка на таких документах по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

7. Транзитная декларация может быть представлена в форме электронного документа. Порядок представления транзитной декларации в форме электронного документа и порядок ее использования при внутреннем таможенном транзите определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с настоящим Кодексом.

8. В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в качестве транзитной декларации используются документы, оформленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Видео

Другие статьи

Процедура общего транзита ЕС

Процедура общего транзита ЕС

Марина Романова, магистр юридических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана

1 мая 2016 г. в Европейском Союзе вступит в силу Таможенный кодекс Союза (ТКС), который заменит собой действующий с 1994 г. Таможенный кодекс Сообщества. Совместно с нормами в отношении транзита в ТКС продолжит действовать Конвенция об общем транзите от 20.05.1987 г.

В настоящее время процедура общего транзита применяется между 28 членами ЕС, странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), Турцией (с 1 декабря 2012 г.) и Македонией (с 1 июля 2015 г.). Конвенция об общем транзите применяется в комплексе с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле от 20.05.1987 г. закрепляющей нормы о Едином административном документе (ЕАД).

Процедура общего транзита применяется для того, чтобы отложить уплату таможенных пошлин, акцизов и НДС, а также других сборов в отношении товаров, перемещаемых между таможенным органом отправления и таможенным органом назначения. При этом у экономических операторов стран-участниц указанных Конвенций, нет обязанности использовать эту процедуру, при желании они могут воспользоваться иными международными транзитными системами.

Процедура общего транзита управляется таможенными администрациями сторон Конвенций через сеть таможенных органов отправления, транзита, назначения и гарантии.

Процедура общего транзита начинается в таможенном органе отправления и заканчивается когда товары и транзитная декларация предоставляются в таможенный орган назначения в соответствии с положениями о процедуре транзита. Официальная заверенная копия транзитной декларации направляется таможенным органом назначения в таможенный орган отправления (или в центральный таможенный орган страны отправления). После получения данной копии таможенный орган отправления завершает процедуру транзита и прекращает обязанность принципала, если не обнаружены какие-либо нарушения процедуры транзита.

Принципал является ключевым лицом в процедуре общего транзита. После подачи транзитной декларации принципал запрашивает у таможенного органа отправления разрешение на помещение товаров под процедуру транзита. Как держатель процедуры транзита после получения такого разрешения он является лицом, ответственным за предъявление товаров таможенному органу в неизменном виде, а также за представление пломб в неизменном виде совместно с транзитной декларацией в таможенном органе назначения в рамках отведенного ему времени на доставку товаров. Также он является ответственным за уплату платежей в случае возникновения нарушений процедуры транзита.

Принципал является ответственным за предоставление гарантии уплаты платежей при перемещении товаров в соответствии с процедурой транзита. Гарантия может иметь вид денежного депозита или быть выдана финансовым институтом, выступающим в качестве гаранта.

Существуют два вида процедуры общего транзита в зависимости от разного статуса товаров, помещаемых под процедуру транзита:

1) процедура Т1, в рамках которой перемещаются несоюзные товары и при ней откладывается применение мер, обычно налагаемых при импорте товаров;

2) процедура Т2, в рамках которой перемещаются несоюзные товары и при ней откладывается применение мер, обычно налагаемых при их импорте в страны ЕАСТ.

Основным различием между процедурами является возможность возникновения таможенного долга в случае нарушений условий транзита. Если по процедуре Т2 перевозятся союзные товары а, то недоставка товаров в таможню назначения не повлечет таможенный долг. Это обусловлено имеющимися между странами – участницами Конвенций и ЕС заключенных соглашений о свободной торговле. В случае недоставки товаров третьих стран или реимпортированных союзных товаров по процедуре Т1 на таможню назначения возникает таможенный долг. Для предотвращения этого явления при помещении товаров под процедуру транзита Т1 требуется гарантия уплаты долга.

Основным документом системы Общего транзита является Единый административный документ (ЕАД). Его бланк представляет сброшюрованный комплект из восьми экземпляров на самокопирующейся бумаге. Однако в случае оформления Единого административного документа с использованием государственной или частной компьютерной системы обработки деклараций бланк представляет собой уже два сброшюрованных комплекта, по 4 экземпляра в каждом.

Каждый из них имеет свою цветовую гамму и предназначен для своего этапа таможенных процедур. В частности, 1, 4 и 5 экземпляры используются при транзите. Экземпляры 1, 2 и 3 – при экспорте, а экземпляры 6, 7 и 8 – при импорте.

Помимо основных бланков могут использоваться аналогичным образом сброшюрованные дополнительные листы. Хотя Конвенция предусматривает возможность использования вместо них коммерческих документов и перечней, что на практике широко применяется.

В левом верхнем углу бланков указывается наименование страны или Европейского союза, на территории которых оформляется Единый административный документ.

Бланки заполняются в соответствии с пояснениями, указанными в Конвенции об упрощении процедур торговли, а также в соответствии с рекомендациями Объединенного комитета данной конвенции. В части заполнения Единого административного документа такие рекомендации Комитета фактически идентичны правилам и пояснениям ЕС по заполнению деклараций.

После заполнения бланки подписываются собственноручной подписью либо в них вместо нее делается техническая отметка, если была использована электронная подпись при оформлении ЕАД с использованием государственных или частных компьютерных систем декларирования и оформления документа. В этом случае, система формирует также технические отметки, удостоверяющие факты и решения государственного контроля вместо механических оттисков таможенных печатей и подписей уполномоченных должностных лиц.

В настоящее время предоставление транзитных деклараций в ЕС максимально осуществляется с использованием Новой компьютеризированнной транзитной системы (NCTS). Представление транзитной декларации на бумажном носителе возможно исключительно с разрешения таможни отправления в случае выхода из строя электронной системы. Система насчитывает более 150 стандартизированных электронных сообщений, обмен которыми осуществляется в автоматическом режиме. Каждое сообщение имеет свою кодировку, структуру и предназначено для использования в конкретной ситуации.

NCTS состоит из 3 доменов: общего, национального и внешнего. Общий домен управляется Европейской комиссией и выступает в качестве «почтового ящика» для маршрутизации электронных сообщений. При этом Еврокомиссия контролирует систему, следит за единообразным ее применением, консультирует по различным вопросам, занимается доработкой программного обеспечения, предоставляет его членам ЕС. Национальный домен предназначен для использования на уровне каждой отдельной страны ЕС. Национальные домены управляются таможенными администрациями стран ЕС и содержат национальные базы данных транзитных деклараций. Национальные администрации вправе адаптировать предоставленное им программное обеспечение к своим условиям. Каждый национальный домен имеет выход на общий домен, что обеспечивает информационный обмен на уровне ЕС. Внешний домен предназначен для подключения к NCTS субъектов хозяйствования. Пользоваться NCTS через внешний домен могут только те субъекты, которые соответствуют определенным критериям и получили разрешение таможни.

NCTS применяется исключительно для оформления и контроля транзитных перевозок. Оформление товаров для помещения под режимы экспорта, импорта и др. происходит с использованием иных компьютерных программ, разработанных, в том числе, и на национальном уровне. При этом электронные данные, введенные в систему при оформлении экспортной декларации, не во всех странах используются для формирования транзитной декларации, т.е. транзитная декларация чаще формируется на основе представляемых для оформления документов путем ввода информации на рабочем месте.

Обязательным условием для выпуска товаров по процедуре транзита является наличие действующей гарантии, покрывающей все расходы, которые могут возникнуть в связи с недоставкой товаров. Для этих целей в ЕС созданы специальные гарантийные таможни. Зачастую гарантийные таможни и таможни отправления/назначения объединены в одной таможне и функции проверки гарантий осуществляют отдельные службы. Проверка наличия гарантии – это обязательная функция системы и производится в автоматическом режиме. Кроме проверки гарантии, на любой стадии оформления таможенник может принять решение о проведении дополнительной проверки каких-либо данных либо досмотра товаров. В таком случае процедура обработки декларации приостанавливается, и она приобретает статус «под проверкой». Дальнейшее оформление зависит от результатов проверки. Корректировка таможенником данных в поданной электронной декларации не производится. Система проверяет электронную декларацию и, в случае каких-либо неточностей или несоответствий возвращает ее туда, откуда она поступила для внесения исправлений и повторной подачи.

В рамках системы Общего транзита с применением NCTS в ЕС могут использоваться институты уполномоченного получателя и уполномоченного отправителя товаров. Это относится к так называемым упрощенным процедурам. Статус уполномоченного получателя либо отправителя можно получить у таможенных органов только в том случае, если они признают, что субъект соответствует установленным для этого требованиям. Данные требования определены в Конвенции о процедуре общего транзита 1987 года.

Основной смысл указанных статусов – наличие у субъекта возможности осуществлять стандартизированный электронный обмен информацией с таможней, представление транзитной декларации и иных сообщений в NCTS в электронном виде, отправление и получение товаров без их предъявления таможне, выполнение ряда контрольных функций самими субъектами с обязательным уведомлением об этом таможни. В случае намерения проконтролировать (досмотреть) товар таможня в отведенное ей системой время (30 мин, 1 час и т.д.) до направления субъекту сообщения о выпуске (отправитель) либо разгрузке (получатель) товара должна принять решение относительно контроля и направить к субъекту специальную группу. Для этих целей в таможне существуют специальные мобильные подразделения.

В настоящее время электронная транзитная декларация первична по отношению к бумажной декларации. Бумажная декларация используется только в случае выхода из строя NCTS и с разрешения таможенных органов. Распечатка электронной транзитной декларации (транзитного сопроводительного документа) используется для ввода или считывания MRN либо – в исключительных случаях, когда невозможно использовать электронную декларацию (например, при отсутствии электроэнергии). Электронные транзитные декларации используются в ЕС с 1 января 2006 г.

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Новации таможенного транзита - Статьи

Новации таможенного транзита

Евгений Иванов, заместитель начальника отдела Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, рассказывает о порядке осуществления таможенного транзита в рамках Таможенного союза.

Таможенный транзит - это особая таможенная процедура - перевозка между двумя таможенными органами, поэтому при подготовке Таможенного кодекса Таможенного союза мы исходили из того, что правила должны быть одинаковы во всех трех странах. Соответственно, в кодексе были заложены прямые нормы для транзита во всех государствах ТС, и если посмотреть гл. 32, которая регламентирует таможенный транзит. то количество отсылочных норм минимально. Отсылочные нормы остались только по тем вопросам, по которым не удалось договориться (например, по форме документов), поэтому они отнесены на национальный уровень.

В Законе «О таможенном регулировании в РФ» прописана сквозная технология порядка совершения таможенных операций должностными лицами таможенных органов. Этот порядок утвержден решением Комиссии Таможенного союза № 438 от 17 августа 2010 г. Такой же подход был к правилам заполнения транзитной декларации - должны быть единые правила. Они утверждены решением Комиссии ТС № 281 от 18 июня 2010 г. В настоящее время с учетом наработанной практики в это решение КТС уже внесены изменения по порядку заполнения транзитной декларации (от 19 мая 2011 г. № 638). Особых новшеств здесь нет. За базовый документ была принята действовавшая в РФ инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной и транзитной деклараций.

Есть еще ряд международных соглашений, которые подписаны в целях реализации таможенной процедуры таможенного транзита по территории ТС. В частности, соглашение «Об особенностях перемещения товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита железнодорожным транспортом» было разработано в связи с тем, что на территории трех стран ТС разные перевозчики: ОАО РЖД, белорусская железная дорога и казахстанская железная дорога. Необходимо было прописать обязанности каждой из железных дорог (когда они возникают, прекращаются и т.д.) и ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в случае утраты товаров. Еще одно соглашение «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита» устанавливает единый документ - сертификат, подтверждающий принятие таможенным органом обеспечения таможенных пошлин, налогов, а также порядок его заполнения и использования. Если перевозка осуществляется через несколько стран, необходимо использовать документ, предусмотренный этим соглашением.

При этом надо отметить, что по решению руководителей таможенных служб мы отказались от бланков гарантийных сертификатов, которые у нас применялись ранее в РФ, - это были бланки строгой отчетности, на защищенной бумаге. Это касается транзитной декларации. декларации на товары и гарантийного сертификата. Так что сертификат, предусмотренный соглашением, просто распечатывается на листах формата А4. В связи с этим в целях гарантии, что таможенным органам представлен настоящий сертификат, а не подделка, в соглашении заложена такая норма: сертификат может быть принят таможенным органом отправления только в том случае, если есть электронное подтверждение из таможни, которая его выдала.

Однако в настоящее время такой информобмен у нас есть только с Белоруссией. Поэтому таможенные органы РФ не принимают сертификаты, оформленные таможенными органами Казахстана, а казахстанские таможенные органы не принимают наши документы. Соответственно, если перевозка идет с запада в Казахстан, обеспечение нельзя внести в Казахстане и использовать в белорусском или российском таможенном органе, необходимо вносить обеспечение в таможне отправления, то есть либо в Белоруссии, либо в России. Если перевозка осуществляется с востока на запад, соответственно, только в Казахстане можно внести обеспечение. Таким образом, из-за того, что наши информационщики не доработали, страдают участники ВЭД. Для решения этой проблемы руководители таможенных служб трех стран в мае подписали новую редакцию технологии информационного взаимодействия таможенных органов Таможенного союза, где предусмотрен обмен информацией по сертификатам. Информационные подразделения стран ТС подписали технические условия информационного взаимодействия, где определены структуры, форматы электронных документов, которыми они будут обмениваться, и обещают к сентябрю доработать программные средства для информобмена. Правда, Казахстан сделал оговорку, что, возможно, они не успеют к этому времени. Это связано с тем, что для доработки программных средств необходимо объявить конкурс, выбрать организацию-разработчика. И самое главное, деньги на эти цели для таможенной службы закладываются в бюджет лишь на следующий год.

В отношении мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов есть одна серьезная особенность: сумма обеспечения рассчитывается исходя из максимальной суммы таможенных пошлин, налогов, если бы товары выпускались для внутреннего потребления в одном из государств Таможенного союза. Это значит, что если товары ввозятся в Россию, нельзя учитывать российский НДС 18%, потому что в Белоруссии НДС 20%. В самом невыгодном положении оказались казахстанские участники ВЭД, так как в РК НДС 12%, а сумма обеспечения такая же, как и у всех.

Декларант таможенного транзита

Теперь о самом транзите. Ранее таможенный транзит был отдельной процедурой, которая отличалась от декларирования, таможенных режимов. Теперь подход одинаковый, и таможенный транзит - такая же таможенная процедура. как выпуск для внутреннего потребления. Поэтому появились новации, такие как отказ в регистрации транзитной декларации, отказ в выпуске, отзыв транзитной декларации. Ранее инспектор, если при проверке транзитной декларации обнаруживались ошибки, просто возвращал ее перевозчику или декларанту для их исправления. Сейчас каждая из этих процедур регламентируется, то есть если отказ в регистрации транзитной декларации должен быть письменным, с регистрацией в журнале, с мотивированным обоснованием отказа. То же касается отказа в выпуске. Для нас это серьезная дополнительная работа, время совершения операций увеличивается, но, с другой стороны, зато для участников ВЭД всегда есть прецедент для обжалования действий таможенного органа. Могу сказать, что такие обжалования с приложением копии отказов уже есть.

Введено новое понятие «декларант таможенной процедуры таможенного транзита», вместо понятия «лицо, получающее разрешение на таможенный транзит». Смысл не изменился, то есть это лицо, которое должно заявить сведения в транзитной декларации, должно нести ответственность за заявление этих сведений, и, соответственно, на это лицо возлагается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в случае, если товары будут утрачены на территории Таможенного союза. Что касается круга лиц, которые могут выступать декларантом, то в Таможенном кодексе ТС это регламентирует ст. 186. Пункт 3 определяет, кто может выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита - перевозчик (в большинстве случае он и является декларантом), экспедитор, если он является лицом государства - члена ТС, а также лица, перечисленные в п. 1 и 2 этой статьи. Проще говоря, все лица, которые указаны в ст. 186, могут быть декларантами. По сравнению с ТК РФ добавилось лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, а если такая сделка не заключалась, то лицо, которое обладает полномочиями в отношении товаров. Ранее в РФ лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, не могло получать разрешение на транзит. То есть продавец либо покупатель может быть декларантом. Это было предложение Казахстана, где такая практика широко используется, и мы его поддержали. Но есть и обратный пример: из круга лиц, которые могут быть декларантами, исчезло лицо, которое осуществляет хранение товаров. По ТК РФ, владелец склада временного хранения мог получать разрешение на транзит, сейчас он не может выступать декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру транзита по сравнению с ранее действовавшим законодательством не изменились. Условий всего семь:

1) товары не запрещены к ввозу на территорию ТС;

2) в отношении товаров проведен пограничный и иные виды госконтроля;

3) в отношении перемещаемых товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, если перемещение этих товаров допускается при наличии таких документов;

4) подана транзитная декларация;

5) обеспечена идентификация товаров;

6) транспортные средства допущены к перевозке под таможенными пломбами и печатями;

7) в отношении товаров приняты меры соблюдения и обеспечения транзита. Имеется в виду обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов либо таможенное сопровождение, иногда в дополнение к этим мерам применяется еще маршрут перевозки.

В качестве транзитной декларации могут использоваться любые транспортные, коммерческие или иные документы, содержащие сведения, установленные в ст. 182 Таможенного кодекса Таможенного союза. В состав сведений входит стандартный набор перевозчика - транспортная накладная и коммерческие документы. Сведений, которые там содержатся, достаточно, чтобы оформить транзитную декларацию. В транспортных документах есть все сведения, за исключением данных о стоимости. Если заполняется транзитная декларация по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза, она распечатывается на листах формата А4. Но, повторяю, это не обязательно: стандартный пакет транспортных документов плюс счет-фактура - это уже транзитная декларация.

В отношении количества экземпляров транзитной декларации у экспертов трех стран были разные подходы. Белорусы требовали, чтобы было два экземпляра, мы - три, представители Казахстана склонялись к позиции белорусской стороны. Поэтому руководители таможенных служб приняли компромиссное решение: транзитная декларация заполняется в двух экземплярах, но для перевозчика еще все отметки проставляются на транспортном документе. Поэтому в таможенный орган представляются два листа транзитки, две счет-фактуры, но три экземпляра транспортных документов.

Если в качестве транзитной декларации используются транспортные и перевозочные документы, есть один небольшой нюанс. В транзитной декларации должны быть указаны сведения о декларанте. Но ни в транспортном, ни в перевозочном документах этих сведений нет. Кроме того, порой коммерческих документов несколько, и были случаи, когда таможенному органу отправления предъявляют две счет-фактуры, а в таможню назначения почему-то одну. Соответственно, товар декларируется несколько меньшим количеством или меньшей стоимостью. Чтобы такого не происходило, мы ввели норму: если в качестве транзитной декларации используются транспортные и коммерческие документы, вместе с ними должна быть представлена опись документов, составляющих транзитную декларацию. В этой описи указываются все документы, их количество, а также сведения о декларанте таможенного транзита и перевозчике. При этом декларант и перевозчик ставят свои подписи, что они с обязанностями, установленными ТК ТС, ознакомлены. В отношении описи есть исключение - при перевозке железнодорожным транспортом она может не требоваться, если в железнодорожной накладной указаны сведения о прилагаемых коммерческих документах и их количестве.

Для железнодорожников вообще сделано очень много исключений, прежде всего потому, что они очень активно участвовали в заседании экспертов при Комиссии ТС. В частности, для них сделано значительное упрощение - перевозки товаров железнодорожным транспортом освобождены от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако в результате возникла проблема. Если железная дорога выступает декларантом, тогда вопросов нет: в случае утраты товаров мы с нее будем взыскивать платежи. Но когда декларантом будет экспедитор, а товар перевозится железной дорогой, то взыскать с экспедитора деньги, если товар не доставлен, весьма проблематично. Поэтому при подготовке соглашения по железнодорожному транспорту была введена норма, с которой железнодорожники нехотя согласились, что они несут солидарную ответственность по уплате таможенных пошлин, налогов, если не являются декларантом.

Еще одна новация: по ТК ТС вместе с транзитной декларацией должна быть представлена ее электронная копия. Ранее декларант мог представить ее, но по своему усмотрению. Теперь это обязательное требование. В отношении электронных копий вначале были проблемы, в частности по СЗТУ. Участники ВЭД могут представить предварительную информацию о товарах до ввоза их на территорию Таможенного союза. В частности, на сайте ФТС России есть раздел, куда можно войти и представить предварительную информацию. В принципе она точно такая же, как и электронная копия транзитной декларации. Но инспекторы СЗТУ требовали помимо предварительной информации, представленной через портал, еще электронную копию. В мае в таможенные органы ушло разъяснение ФТС о том, что если подана предварительная информация, то ее считать в качестве электронной копии транзитной декларации .

По сравнению с ТК РФ случаев, когда таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении, формально стало меньше - 4, а не 8. Но первый пункт, когда таможенный орган имеет право организовать таможенное сопровождение, сформулирован таким образом - это случаи, определяемые на основе системы управления рисками (СУР). А СУР широкая, поэтому в принципе здесь возможности неограниченные. Остальные случаи: не представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов; перевозчикявляется нарушителем таможенного законодательства ТС, и это подтверждено вступившими в силу постановлениями о назначении административного наказания,- наличие у перевозчика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов. В принципе это та практика, которую мы давно применяли при организации таможенного сопровождения.

Что касается обращения участников ВЭД в таможенный орган для организации таможенного сопровождения. Бывают случаи, когда проще заплатить сборы за сопровождение, чем вносить суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, то часто возникала ситуация, когда таможенный орган отказывал в организации такого сопровождения. Это связано с тем, что до определенного момента у нас не было подразделения в таможенной системе, которое бы отвечало за организацию сопровождения. Лишь в конце апреля руководителем таможенной службы было принято решение, что таможенное сопровождение должно осуществляться силами СОБРов, как это было предусмотрено прежним регламентом.

Кроме того, при подготовке ТК ТС был использован опыт работы белорусской таможенной службы, где разрешено осуществлять таможенное сопровождение силами сторонних организаций - на принципе аутсорсинга. Президентским указом определены две организации: «Белтаможсервис» и подразделение охраны при МВД РБ, которые исполняют функцию по сопровождению. Причем от момента заявки на сопровождение до прибытия конвойных машин проходит три часа, в то время как при осуществлении сопровождения должностными лицами таможенных органов на это уходит двое суток (надо подготовить приказ по командированию, проинструктировать людей, выдать им оружие и т.д.). В соответствии с законом «О таможенном регулировании в РФ» правительство определяет организации, которые могут осуществлять таможенное сопровождение, а также условия, на которых они осуществляют свою деятельность. Последняя запись появилась для того, чтобы сборы этих организаций за сопровождение не сильно превышали суммы сборов при осуществлении сопровождения должностными лицами таможенных органов. Мы проводили анализ, как работают филиалы «РОСТЭК», и сталкивались с ситуациями, когда сбор за поручительство (в рамках генерального поручительства между «РОСТЭК» и ФТС) от Смоленска до Москвы (450 км) в два раза больше, чем от Выборга до Москвы (1100 км). Проект соответствующего постановления правительства был подготовлен, однако правительство отказалось от исполнения этих функций, так как у него нет полномочий регулировать этот вопрос. Нам было предложено внести изменения в закон. Поэтому сторонние организации появятся у нас еще не скоро.

При выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает место доставки и срок таможенного транзита. Место доставки - это зона таможенного контроля в зоне деятельности таможенного органа назначения. При этом место доставки определяется исходя из сведений о пункте назначения, указанного в транспортном документе. Для воздушного и морского видов транспорта места доставки определяются просто - таможенный орган аэропорта или морского порта. Для железнодорожного транспорта своя технология - они нам присылают справочник железнодорожных станций, мы каждую станцию привязываем к таможенному органу, и, исходя из кода станции, автоматически определяется таможенный орган назначения и место доставки.

Хотелось бы обратить внимание, что для автомобильного транспорта ситуация несколько иная. Мы ориентируемся на пункт назначения, указанный в международной товарно-транспортной накладной CMR. Если в графе «место разгрузки» будет написано просто «город Москва» (как правило, так и пишут), то таможенник может определить любой таможенный пост. который находится в регионе деятельности Московской таможни, и направить не в тот таможенный орган, куда необходимо подать декларацию на товар. Поэтому важно работать с перевозчиками, которые, как правило, заполняют CMR. Они должны указывать тот таможенный орган, куда будет подаваться декларация на товары, а также склад временного хранения, если товар будет помещаться на СВХ, чтобы таможенные инспекторы ориентировались на эту информацию и правильно направляли товар. На железной дороге местом доставки является зона таможенного контроля на станции назначения либо на подъездных путях (ранее была только ЗТК на станции назначения).

Введена новая норма, неприятная для участников ВЭД и перевозчиков: таможенный орган отправления вправе определить место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Для чего эту норму вводили? У нас есть концепция таможенного оформления в местах, приближенных к госгранице. Предполагается, что в 30-километровой приграничной зоне будут создаваться СВХ, на которых разместятся таможенные по-сты. Соответственно, товары с границы будут направляться на эти таможенные посты для оформления, если это предусмотрено национальным законодательством одного из государств Таможенного союза. Российским законом это предусмотрено.

Минэкономразвития при подготовке закона попыталось описать случаи направления товаров в иное место доставки:

1) если декларирование этих товаров осуществляется в специализированном таможенном органе (акцизная таможня, например);

2) если в таможенном органе, где будет осуществляться выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой, произошло стихийное бедствие, то есть нет возможности подать декларацию на товары;

3) случаи, определенные правительством. Проект соответствующего постановления правительства ФТС уже подготовила и направила на согласование. Это неприятный документ для участников ВЭД, если он вступит в силу, хотя там много исключений.

Подход был такой: если рядом с пунктом пропуска есть СВХ, то товары должны направляться на этот СВХ. за исключением товаров, которые перечислены в приложении к этому постановлению и за исключением тех случаев, когда в транспортных документах имеются сведения об определенных таможенных процедурах, под которые будут помещаться товары. Допустим, если в транспортных документах указано, что товар будет помещаться под процедуру переработки на таможенной территории, таможенник не имеет права направить на близлежащих СВХ. Но выйдет ли это постановление, пока непонятно.

В отношении срока таможенного транзита по сути ничего не изменилось. Предельный срок может определяться из расчета 2000 км в месяц. Единственное изменение: ранее для авиации предельный срок составлял трое суток, теперь он одинаков для всех видов транспорта.

Если говорить о завершении таможенной процедуры таможенного транзита, то за основу были взяты нормы ТК РФ и учтены пожелания белорусских и казахстанских коллег. Сроки подачи регистрации таможенным органом документов несколько ужаты: он обязан в течение часа зарегистрировать документы, представленные перевозчиком в месте доставки.

Единственная норма, которая была новой как для перевозчиков, так и для нас: в течение трех часов после завершения процедуры таможенного транзита перевозчик либо иное заинтересованное лицо обязан совершить операции, связанные с помещением товара на временное хранение либо под определенную процедуру. Для чего введена эта норма? Нередки были ситуации, когда перевозчик прибывал в место доставки, ему завершали таможенный транзит, а участник ВЭД, получатель, не подавал декларацию на товар и вообще не объявлялся. При этом перевозчик отказывался заключать договор с владельцем СВХ и поместить туда товар, но и в зоне таможенного контроля товар тоже не может находиться месяцами. Поэтому ввели такую норму. И сразу встал вопрос - кого привлекать за исполнение этой нормы: перевозчика либо заинтересованное лицо? Исходя из последних разъяснений наших правоохранительных органов основное лицо - это перевозчик. Только если перевозчик докажет, что полномочиями обладало третье лицо, тогда дело должно возбуждаться в отношении того лица, что на самом деле проблематично.

Есть решение Комиссии ТС о порядке допущения транспортных средств к перевозкам под таможенными пломбами и печатями, которое касается только одного вида транспорта - автомобильного. В этом решении установлена форма свидетельства о допущении и порядок допущения транспортных средств. В настоящее время мы внесли в секретариат Комиссии ТС проект нового решения по этому вопросу. В частности, оно затрагивает допущение железнодорожного, воздушного и морского транспорта. У железнодорожников есть свои правила пломбирования вагонов - это предусмотрено международными соглашениями, поэтому все вагоны, которые используются железными дорогами наших стран для перевозок под таможенными пломбами и печатями, автоматически допущены к этим перевозкам. То же касается и морского транспорта. По авиации ситуация иная. В силу конструкции воздушного судна к товарам, которые находятся в грузовом отсеке, всегда имеется доступ третьих лиц, например экипажа, даже в целях безопасности полетов. Поэтому по авиационному транспорту было принято решение использовать иные средства идентификации товаров - описание, фотографии и т.д. либо можно использовать контейнеры, которые пломбируются.

Кроме того, будет новая форма свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке под таможенными пломбами и печатями. Сейчас есть две формы: одна предусмотрена решением Комиссии ТС, вторая - международной конвенцией о перевозке грузов с применением книжки МДП. Но на практике часто одна и та же машина может перевозить товар как по процедуре МДП, так и по другой процедуре. Поэтому, чтобы не оформлять два свидетельства, мы предлагаем решением Комиссии ТС установить точно такую же форму, как в конвенции. Также будет несколько упрощена процедура допущения транспортного средства: если сейчас заявление подается в таможню, то после вступления в силу решения Комиссии ТС любой таможенный пост сможет оформить это свидетельство, и заверяться оно будет не гербовой печатью, а личной именной печатью инспектора.

Материал предоставлен Издательским домом "Панорама"