Категория: Руководства
Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Правовой основой деятельности внутренних войск служат Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями детально определяет назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск, порядок выполнения ими возложенных задач и устанавливает гарантии правовой и социальной защищенности военнослужащих внутренних войск.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральным законом.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ, который утверждает их состав, численность и структуру; принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск; утверждает Положение о Главном командовании внутренних войск и Устав внутренних войск МВД России.
Министр внутренних дел непосредственно руководит внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач. Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем Министра внутреннихдел и осуществляет управление внутренними войсками.
Главное командование внутренних войск – структурное подразделение Министерства внутренних дел. В его состав входят командование внутренних войск, главный штаб, управления, отделы, службы и иные подразделения.
Низовым звеном управленческой структуры являются округа внутренних войск – оперативно-территориальные объединения внутренних войск. Командующий войсками округа – прямой начальник для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа. Организация и порядок деятельности управления округа внутренних войск определяются положением, утверждаемым Министром внутреннихдел РФ.
При определенных условиях военнослужащие внутренних войск вправе применять физическую силу, специальные средства, оружие и специальную технику.
256. Обобщающим термином для обозначения двух понятий «меры административного наказания» и «меры административного пресечения» являются:
• меры административного принуждения
257. Обобщающим термином для понятий «страховая деятельность государства» и «налоговая деятельность государства» является такая деятельность государства, как:
• финансовая
258. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
• добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда
• добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении
• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения
• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение
• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка
• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств
• совершение административного правонарушения несовершеннолетним
259. Общее руководство внутренними войсками осуществляет:
• Министр внутренних дел РФ
260. Общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, — это:
• предмет административного права
261. Общий административный надзор — это:
• надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением гражданами и организациями правовых норм
262. Общими признаками субъекта административного правонарушения являются те, которые.
• должны быть у любого лица, привлекаемого к административной ответственности (достижение определенного возраста и вменяемость)
263. Объект административного правоотношения — это:
• то, по поводу чего возникает правоотношение
264. Обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, доказывать свою невиновность?
• нет
265. Обязательными условиями при производстве личного досмотра являются:
• осуществление досмотра специально уполномоченным на то должностным лицом
• присутствие двух понятых одного пола с досматриваемым
266. Ограничения в приватизации распространяются на предприятия.
• связи
267. Один из способов реализации административно-правовых норм, которые заключаются в совершении субъектом права активных действий по осуществлению его субъективного права, называется:
• использованием
268. Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в воздержании субъекта права от действий, запрещенных этими нормами, без вступления субъекта в конкретные административные правоотношения, называется:
• соблюдение
269. Один из способов реализации административно-правовых норм, который заключается в правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах, называется:
• исполнение
270. Одним из видов административных договоров является:
• контракт о прохождении военной службы
Полномочиями по управлению и руководству внутренними войсками РФ по действующему законодательству наделены многие органы и их должностные лица.
Президент РФ. осуществляя руководство внутренними войсками РФ.
— утверждает состав, численность и структуру внутренних войск;
— принимает решения о дислокации и передислокации внутренних войск, о привлечении внутренних войск совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения;
— определяет общее количество российских граждан, подлежащих призыву на военную службу и военные сборы во внутренние войска;
— утверждает Устав внутренних войск Министерства внутренних дел РФ;
— присваивает высшие воинские звания верховному высшему командному составу внутренних войск и осуществляет ряд других функций и полномочий в сфере деятельности внутренних войск и по руководству ими (статья 9 Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ»).
Правительство РФ в рамках процесса управления внутренними войсками:
— принимает меры по бюджетному финансированию деятельности внутренних войск и обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов;
— утверждает перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, правила их применения и обеспечивает оснащение ими внутренних войск;
— утверждает правила и нормы определения численности внутренних войск, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов и специальных грузов, и осуществляет ряд других функций и полномочий (ст. 11 Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ»).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере деятельности внутренних войск обеспечивают соблюдение действующего законодательства, создают внутренним войскам необходимые условия для их деятельности.
Министр внутренних дел РФ осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность возложенных на них задач, а его заместитель по должности — главнокомандующий внутренними войсками — осуществляет непосредственное повседневное управление ими через командующих округами внутренних войск.
Округа внутренних войск являются оперативно-территориальными объединениями внутренних войск.
Командующий войсками округа внутренних войск является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа.
Командующий войсками округа внутренних войск организует свою работу в тесном взаимодействии с министрами внутренних дел, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел на территории округа.
Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи:
· участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
· охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
· оказание содействия пограничным войскам в охране Государственной границы РФ;
· участие в территориальной обороне Российской Федерации.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральным законом.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
· органами управления внутренними войсками;
· соединениями и воинскими частями оперативного назначения, включая авиационные и морские части;
· специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
· соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и грузов;
· разведывательными и воинскими частями специального назначения;
· учреждениями (медицинскими, образовательными, научными и др.) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск.
Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ, который утверждает их состав, численность и структуру; принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск; утверждает Положение о Главном командовании внутренних войск и Устав внутренних войск МВД России
Главное командование внутренних войск – структурное подразделение Министерства внутренних дел. В его состав входят командование внутренних войск, главный штаб, управления, отделы, службы и иные подразделения.
Низовым звеном управленческой структуры являются округа внутренних войск – оперативно-территориальные объединения внутренних войск. Командующий войсками округа – прямой начальник для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в состав округа. Организация и порядок деятельности управления округа внутренних войск определяются положением, утверждаемым Министром внутренних дел РФ.
50. Федеральная миграционная служба Российской Федерации: основы ее организации и полномочия.
Федеральная миграционная служба (ФМС) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Федеральная миграционная служба подведомственна Министерству внутренних дел РФ.
Основные задачи Федеральной миграционной службы:
· производство по делам о гражданстве России, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина России;
· осуществление регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан России;
· оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Россию, проживания и временного пребывания в России;
· осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в России;
· разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
· исполнение законодательства России по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
· осуществление в соответствии с законодательством России контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Россию и трудоустройства граждан России за пределами страны;
· управление территориальными органами миграционной службы, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями.
ФМС возглавляет директор Федеральной миграционной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФМС России полномочий. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Количество заместителей директора устанавливается Президентом РФ.
В Федеральной миграционной службе образуется коллегия в составе директора (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя руководства Министерства внутренних дел РФ.
В процессе проверки коммерческого киоска на территории вокзала, установлено, что продавец киоска Дмитриева осуществляла продажу товаров без применения контрольно-кассовой машины.
Квалифицировать действия Дмитриевой и составить протокол об административном правонарушении.
Милиционеры Вишняков и Смирнов, во время несения службы подошли к группе подростков, стоявших у вокзала ст. Дзержинск и потребовали, чтобы они разошлись. Пятнадцатилетние Карпушев и Ермаков стали выяснять у милиционеров, почему им нельзя в 21 час находиться в данном месте. В ответ на это Вишняков нанес им побои, применив резиновую палку.
Решить вопрос об ответственности милиционера Вишнякова.
В ресторане вокзала Котов, находясь в пьяном виде, громко выражался нецензурной бранью, пел непристойные песни, приставал к официантке.
Квалифицировать действия Котова и составить протокол об административном правонарушении.
Нгуэн Куок - гражданин Вьетнама, имея местом регистрации г. Москву, находился на вокзале ст. Горький-Московский без уведомления о посещении г. Н.Новгорода.
Квалифицировать действия Нгуэна и составить протокол об административном правонарушении.
В здании вокзала продавец ТОО "Орион" Воронина Л.К. не использовала во время расчета с покупателем Машиным В.С. контрольно-кассовую машину, которая находилась в исправном состоянии.
Квалифицировать действия Ворониной Л.К. и составить протокол об административном правонарушении.
Следуя в вагоне пассажирского поезда, пассажир Родионов, выбрасывал из окна своего вагона свертки с мусором и пустые бутылки.
Квалифицировать действия Родионова и составить протокол об административном правонарушении.
Проанализируйте правовое положение следующих структурных элементов системы органов внутренних дел:
– Правовое положение федеральных органов внутренних дел (Министерства внутренних дел России, ГУ МВД России по федеральным округам, УВДТ);
– Правовое положение органов внутренних дел субъектов Российской Федерации (МВД республик в составе России, управлений (главных управлений) внутренних дел края, области, города федерального значения, автономного округа);
– Правовое положение управления (отдела) внутренних дел города, района (района в городе);
– Правовое регулирование и принципы деятельности милиции;
– Организационное построение криминальной милиции и милиции общественной безопасности.
1. Из двух понятий «милиция» и «органы внутренних дел»:
1. милиция входит в состав органов внутренних дел;
2. органы внутренних дел входят в состав милиции;
3. одно равнозначно по смыслу другому;
4. ни одно не имеет ничего общего с другим.
^ 2. Одной из основных задач криминальной милиции является:
1. организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов следствия, дознания и суда;
2. предупреждение и пресечение всех правонарушений;
3. обеспечение личной безопасности граждан;
4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
^ 3. Одной из основных задач милиции общественной безопасности является
1. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
2. раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия;
3. содействие органам государственной налоговой службы;
4. борьба с организованной преступностью и коррупцией.
4. Из перечисленных государственных органов: 1) органы МВД России; 2) органы МИДа России; 3) органы безопасности Российской Федерации - процедуру выезда с территории Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации регулируют
^ 5. Подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы входят в состав:
1. милиции общественной безопасности;
2. криминальной милиции;
3. внутренним войскам.
^ 6. Выдача заграничных паспортов отнесена к ведению:
1. МВД России и МИДа России;
2. Минюста России;
7. Из перечисленных пунктов: 1) оборот оружия; 2) оборот наркотических и психотропных веществ; 3) оборот средств цветного копирования; 4) частная детективная и охранная деятельность - милиция общественной безопасности осуществляет лицензионно-разрешительную деятельность и контроль за:
^ 8. Общее руководство внутренними войсками осуществляет:
1. министр внутренних дел Российской Федерации;
2. министр обороны Российской Федерации;
3. Президент Российской Федерации;
4. Председатель Правительства Российской Федерации.
^ 9. Уголовно-исполнительные учреждения относятся к ведению:
1. Министерства юстиции Российской Федерации;
2. Министерства внутренних дел Российской Федерации;
3. Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
4. Федеральной службы охраны Российской Федерации.
^ 10. В состав милиции общественной безопасности входит:
1. отдел дознания
2. следственный отдел
3. подразделение по борьбе с организованной преступностью
4. все перечисленное.
Литература по изучаемым теме
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – М. Известия, 1995.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. 2001.
3. Декларация прав и свобод человека. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.
4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Подписана государствами – членами Совета Европы 4 ноября 1950 года. // Российская газета. – 1995. – 5 апреля.
5. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 1. – Ст. 1.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М. 1996. – 192 с.
7. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». М. 2002.
8. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях Российской Федерации. М. 2002.
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 19. – Ст. 2069.
10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 16. – Ст. 1800.
11. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
12. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 50. – Ст. 4873.
13. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 6. – Ст. 711.
14. Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. – 1997. – № 12. – Ст. 1378.
15. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 16. – Ст. 1801.
16. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 26. – Ст. 3176.
17. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». – М. «Изд-во ПРИОР». 2002.
18.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Нормативно-методические материалы. Ч.5. – Н. Новгород. – 1999. – С. 36-57.
19. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации». – М. ООО «ТК Велби», 2002.
20. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 15. – Ст. 769.
21. Закон Российской Федерации «О ветеринарии» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 24. – Ст. 857.
22. Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 12. – Ст. 1024.
23. Закон Российской федерации «О милиции». – М. Проспект, 1999.
24. Закон РФ от 27.04.93 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Ведомости СНД и ВС РФ. 13.05.93. № 19, – Ст. 685. С последующими изменениями и дополнениями в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
25. Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 15. Ст. 769.
26. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35, Ст. 3506
27. Закон РФ от 19 мая 1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930 (с последующими изменениями и дополнениями по настоящее время).
28. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» // Российская газета. – 1998. – 19 июня.
29. Указ Президента Российской федерации от 2 июля 1999 года № 949 «Об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 32. – Ст. 4041.
30. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. – 2000. – 18 января.
31. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1998 года «О Федеральной службе лесного хозяйства России» // Собрание законодательства Российской федерации. – 1998. – № 8. – Ст. 945.
32. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 10 января 2000 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 52. – Ст. 5909; – 2000. – № 2. – Ст. 170.
33. Закон Нижегородской области от 21. 09.98 № 11-3 «О Муниципальной службе и муниципальных должностях в Нижегородской области». // Нижегородские новости. № 190 (1669), 1998.
34. Закон Нижегородской области от 09. 04. 2001 № 176-3 «О Правительстве Нижегородской области» // Налоговые известия Нижегородской области. г. Н.Новгород.
35. Договор между Правительством Российской Федерации и администрацией Нижегородской области «О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды». Экологическое законодательство Нижегородской области // Сборник законодательных актов (с комментариями) – Н. Новгород. Нижегородский гуманитарный центр, 1998. – 62 с.
Основная учебная литература
1. Алехин А.П. Кармалицкий А.А. Административное право России: Учебник. – М. 2006.
2. Бахрах Д.Н. Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – М. 2006.
3. Бобылев А.И. Горшков Н.Г. Иванов В.И.Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М. 2003.
4. Галанов А.С. Административное право Российской федерации. Конспект лекций. - Н. Новгород: Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2005.
5. Исполнительная власть в Российской Федерации. – М. БЕК, 1996.
6. Старилов Ю.Н. Курс общего административного право: в 3 т. Т.1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. – М. 2002.
7. Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч.2. Книга первая: Субъекты. Органы управления. Государственная служба. – Воронеж: ВГУ, 2001.
8. Старилов Ю.Н. Курс общего административного право: в 3 т. Т.1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. – М. 2002.
9. Макарейко Н.В. Административное право как отрасль права и как наука: Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
10. Макарейко Н.В. Административное право: в тезисах и определениях. Учебное пособие. – Н. Новгород, 2002.
11. Макарейко Н.В. Административное право как отрасль права и как наука: Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2001.
7. Четвериков В.С. Административное право: Учебник. – М. 2006.
ДополнительнаяОсновная учебная литература
1. Агапов А. Б. Федеральное административное право России: Курс лекций. – М. Юристъ, 1997.
2. Агапов А. Б. Учебник административного права. – М. ГОРОДЕЦ, 1999.
3. Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. – М. Статут, 2000.
4. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть Общая / Под ред. А. П. Коренева. – М. МЮИ МВД России, 1996.
5. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть Особенная / Под ред. А. П. Коренева. – М. МЮИ МВД России, 1997.
6. Административная деятельность органов внутренних дел: Альбом схем / Под ред. В. Е. Помаскина. – .МЮИ МВД России; Щит-М, 1996.
7. Административное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. – М. Юристъ, 1999.
8. Административное право в схемах: Учеб. пособие для вузов / В. В. Власенков, Б. В. Российский, Н. Д. Эриашвили и др.; Под ред. А. М. Никитина. – М. ЮНИТИ-ДАНА-Закон и право, 2000.
9. Административное право зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина. – М. СПАРК, 1996.
10. Алехин А. П. Козлов Ю. М. Кармолицкий А. А. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М. ЗЕРЦАЛО, 1997.
11. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М. Юрид. лит. 1997.
12. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. – М. НОРМА-ИНФРА М, 2000.
13. Бахрах Д. Н. Административная ответственность: Учеб. пособие. – М. 1999.
14. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Д. Я. Бахрах. – М. БЕК, 1997.
15. Бахрах Д. Н. Кивалов С. В. Таможенное право России. – Екатеринбург: Диамант, 1995.
16. Бельский К.С. Феноменология административного права. – Смоленск: Изд-во Смоленского ун-та, 1995.
17. Быстренко В. И. История государственного управления и самоуправления в России: Учеб. пособие. М. ИНФРА М; – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997.
18. Воронков А. В. Проблемы теории административного права: Сравнительно-правовое исследование. – СПб. Изд-во С. -Петербургского ун-та, 2001.
19. Габричидзе Б. Н. Елисеев Б. П. Российское административное право: Учебник для вузов. – М. НОРМА—ИНФРА М, 1998.
20. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций. – Ростов на Дону. Феникс, 1998.
21. Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. Л. М. Энтина. – М. НОРМА, 2000.
22. История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – М. Закон и право-ЮНИТИ, 1997.
23. Князев С.Д. Конституция РФ и современное российское административное право // ЖРП. – 2001. – № 10. – С. 25-32.
24. Козырин A.H. Таможенное право России. Общая часть: Учеб. пособие. – М. СПАРК, 1995.
25. Козлов Ю.М. Административное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М. Юристъ, 2000.
26. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. – Саратов: СГАП, 2001.
27. Коренев А. П. Административное право России: Учебник. В 3 ч. Ч. 1. – М. МА МВД России; Щит-М, 2001.
28. Коренев А. П. Административное право России: Учебник. В 3 ч. Ч. 2. – М. МЮИ МВД России, 1997.