Руководства, Инструкции, Бланки

Групповая Динамика И Руководство В Менеджменте img-1

Групповая Динамика И Руководство В Менеджменте

Категория: Руководства

Описание

Групповая динамика в менеджменте - Студопедия

Групповая динамика в менеджменте

Глава 8. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

1. Какие процессы называют «групповая динамика», в чем их важность для менеджмента? Как графически можно изобразить процесс жизненного цикла группы, показав основные тенденции изменения эффективности ее работы во времени?

2. В чем состоят основные различия форм и методов управления человеком и управления группой?

3. Каковы основные качества личности менеджера в классической и современной трактовках, а также с точки зрения техно- и социоподходов?

4. Какие стили управления имеют известные политические, экономические лидеры, исторические личности? Какова их эффективность с точки зрения ситуационного подхода?

5. Каковы методы регулирования властных взаимоотношений в организации по каждому ее источнику?

6. Как соотносятся между собой имидж руководителя и корпоративный имидж организации?

7. Каким образом корпоративная культура и организационное поведение влияют на социально-экономическую эффективность деятельности предприятия? Как можно оценить это влияние?

Формирование и развитие личности, деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые группами .

Человек нуждается в общении с себе подобными и получает радость от него. Большинство активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях эти контакты кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более человек проводят достаточно много времени в непосредственной близости, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. На степень такого осознания и время, требующееся для него, влияют ситуация и характер взаимосвязи людей. Однако его результат практически всегда один и тот же. Понимание того, что о них думают и чего ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

По мнению М. Шоу, группой являются два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Это два или более индивидуума, которые собираются вместе для достижения определенных целей, т. е. человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп.

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы. в свою очередь, классифицируют на реальные (контактные) и условные (номинальные).

Реальные (контактные) большие группы образуют социальную общность, которая включает значительное число людей и существует в общем пространстве и времени. К подобного рода группам, например, относится трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив университета, где многие рабочие или преподаватели не находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняются одним и тем же руководителям . придерживаются общих для всех правил внутреннего распорядка и т. д.

Условные (номинальные) большие группы выделяют и объединяют на основе некоторых признаков (половых, национальных, возрастных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики.

Малые группы представляют собой контактные общности, связанные взаимодействием входящих в них индивидуумов и реальными взаимоотношениями между ними. Малая, или рабочая, группа является важнейшей частью любой организации. Примерами таких групп могут быть производственные бригады, различные комитеты и комиссии, экипажи самолетов, бригады хирургов и т. д.

Малые группы могут быть формальными (официальными ), имеющими определенную, нормативно закрепленную организационную структуру . юридически фиксированные права и обязанности, назначенное или избранное руководство. Формальные группы создаются для решения конкретных задач. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью.

Руководство создает формальные группы по своей воле для организации производственного процесса, когда производит разделение труда по горизонтали (на подразделения) и по вертикали (на уровни управления ). Как бы малы ни были эти группы, они являются формальными организациями, чья первейшая функция по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. В организации существует три основных типа формальных групп: командные (соподчиненные) группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.

Командная (соподчиненная) группа руководителя включает в себя руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа состоит из президента компании и старших вице-президентов. В рабочую (целевую) группу входят лица, вместе работающие над одним и тем же заданием. Хотя они имеют общего руководителя, эти группы отличаются от командных тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Руководство целевых групп считает, что они устраняют недоверие между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня. Комитет целенаправленно создается для решения определенных задач.

Все соподчиненные и целевые группы, а также комитеты должны эффективно работать как единый слаженный коллектив. Однако имеется множество факторов, влияющих на поведение отдельной личности в коллективе. Руководители этих групп не всегда считают своим долгом повышать свой личный вклад в достижение общих целей.

Организация эффективно решает свои глобальные задачи только в том случае, если каждое из ее структурных подразделений обеспечивает деятельность друг друга. Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы ее эффективности, и чем лучше он владеет искусством управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

Выделяют также неформальные (неофициальные ) группы. не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т. д.). Такие группы не являются организационной структурой, а возникают сами вследствие потребности людей в социальных контактах.

Неформальные группы подразделяют на группы по интересам и дружеские. Оба вида неформальных групп играют важную роль в удовлетворении социальных потребностей своих членов.

Группы по интересам включают в себя людей, формально не связанных по работе, но объединяющихся для решения некоторых специфических задач, например проведения совместного досуга. Дружеские группы состоят из индивидуумов, имеющих ряд общих характеристик, например: компания болельщиков одной спортивной команды или выпускников одной учебной группы университета. Их взаимодействие, не замкнутое кругом профессиональных задач, оказывает большое влияние на их поведение.

Границы между формальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей менеджеров является формирование такого рода неформальных (неофициальных) групп, существование которых укрепляло бы и обогащало функционирование формальных (официальных).

Общение и деятельностьв любых группах (больших и малых) определяются и регулируются общественными отношениями, формирующими образ жизни входящих в эти группы людей, их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Одним из признаков классификации групп является уровень группового развития ¾ характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Основой для выявления уровня группового развития является деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. С учетом этого строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: высокоразвитые группы ¾ коллективы и слаборазвитые ¾ просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации.

Формальная группа создается по воле руководства. Однако, как только такая группа создана, она становится также социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

Неформальная группа представляет собой спонтанно образовавшийся коллектив людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных групп, эти цели являются причиной существования такой неформальной группы. В крупной организации всегда существует не одна неформальная группа. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть, поэтому некоторые считают, что неформальная организация ¾ это, по существу, сеть неформальных групп. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

У неформальных групп много общего с формальными группами, в которые они оказываются вписанными:

1) они практически организованы так же, как и формальные группы, ¾ у них имеется иерархия, лидеры и задачи;

2) в спонтанно возникших группах также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика заключается в том, что формальная группа создана по заранее продуманному плану, а неформальная является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем получаемая заработная плата.

Важнейшими причинами вступления в группу являются: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

1. Чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в этом чувстве является самой первой причиной вступления в неформальную группу. Еще до Хоторнских экспериментов Э. Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными.

Исследования показали, что возможность принадлежать к группе и поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. Однако, несмотря на то что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно лишают людей возможностей социальных контактов. Рабочие часто вынуждены обращаться к неформальным группам, чтобы эти контакты обрести.

2. Взаимопомощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или нет, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе . где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий ¾ необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной группы, и происходит это двумя путями.

3. Взаимозащита. Люди всегда знали, что сила ¾ в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. И сегодня члены неформальных групп, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил.

Иногда руководители также образуют неформальные группы для защиты своих коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации. Например, сотрудники отдела маркетинга могут попробовать добиться прерогатив, которые в противном случае могут оказаться у производственных и финансовых подразделений, и использовать при этом такой способ, как неформальные собрания для выработки путей противодействия «врагам».

4. Тесное общение. Люди хотят общаться и знать, что происходит вокруг них, особенно если это затрагивает их работу. Тем не менее во многих формальных группах система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной группе является доступ к неформальному каналу поступления информации ¾ слухам.

5. Заинтересованность. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют. Например, клерки или инженеры отдела часто работают в больших комнатах, где нет перегородок между столами. Эти люди имеют много общего и испытывают симпатию друг к другу частично оттого, что выполняют аналогичную работу. Так, они могут ходить вместе обедать, обсуждать свои рабочие и личные дела во время перерывов на кофе или обращаться к начальству с просьбой о повышении заработной платы и улучшении условий работы. На работе люди склонны взаимодействовать с теми, кто рядом.

Неформальные группы имеют следующие характеристики:

· социальный контроль. Неформальные группы осуществляют контроль за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм ¾ групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы, например четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и протокола;

· сопротивление переменам. Люди используют неформальную группу для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые возможны в их отделе или организации. В таких группах наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что изменения часто несут в себе угрозу их дальнейшему существованию. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной группы или организации либо сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Последствием таких изменений является возможность для конкретных групп добиться положения и власти. Поскольку люди реагируют не на объективную реальность, а на то, что происходит, по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем в действительности. Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы усмотрят в переменах угрозу ее дальнейшему существованию как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений;

· неформальные лидеры. Так же как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и используя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу, нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных групп для оказания воздействия. К факторам, определяющим возможность стать лидером неформальной группы, относятся: возраст, должностное положение, профессиональная компетентность, расположение рабочего места, свобода передвижения по рабочей зоне и отзывчивость. Точные характеристики зависят от принятой в группе системы ценностей. Например, в некоторых неформальных группах пожилой возраст может считаться положительной характеристикой, а в других ¾ наоборот.

Групповая динамика ¾ это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Процесс формирования групп исследовали Б. Такмен и Д. Дженсен. Они выделили следующие этапы создания группы:

1) формирование ¾ стадия, на которой происходит директивный или добровольный отбор членов команды в соответствии с их функциональным и техническим опытом или другими навыками;

2) этап смятения ¾ характеризуется возникновением конфликтов внутри группы, по мере реализации поставленной цели члены группы выражают различные интересы, которые они не высказали на стадии формирования. Члены группы осознают, что каждый из индивидов имеет специфические интересы, другие приоритеты и руководствуется различными мотивами . В результате возникают разные мнения и складываются особые отношения в группе. Какие-то группы на данном этапе распадаются, другие приспосабливаются к противоречиям, подавляют их либо открыто обсуждают. Успешное прохождение данного этапа во многом зависит от лидера команды, который должен провести группу от смятения до следующей стадии;

3) нормирование ¾ связано с приспособлением членов группы к индивидуальностям своих коллег. На данном этапе разрабатываются общепринятые нормы ожидаемого поведения относительно подходов к выполнению заданий, взаимодействий и отношений к различиям. Члены команды выбирают роли, которые будут играть в группе. Существует два основных вида ролей: 1) целевые ¾ дают возможность членам группы отбирать и выполнять групповые задания. К ним относятся инициирование деятельности, т. е. выработка новых идей, предложения решения какой-либо проблемы и выдвижение нового подхода в решении проблемы, поиск информации, сбор мнений, представление информации, обобщение; 2) поддерживающие ¾ определяют поведение, способствующее активизации деятельности группы. Эти роли включают в себя поощрение, обеспечение участия ¾ это требует создания такой обстановки, которая позволила бы каждому члену группы внести свой вклад; установления критериев, формирующих нормы поведения в группе; исполнительности; выражения чувств группы;

4) выполнение работы ¾ осуществляется в соответствии с выдвинутыми к ней требованиями и нормами;

5) расформирование группы.

Ряд финских психологов, специалистов по управлению (Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, Й. Ниссинен и др.), предложили свою оригинальную конструкцию, описывающую поведение групп. Согласно ей формальные и неформальные группы проходят примерно одни и те же стадии развития, и чем более развита группа, тем выше эффективность ее деятельности.

Стадия I. Формирование новой первичной группы. На этой стадии устанавливаются взаимоотношения, вырабатываются нормы и распределяются целевые роли, необходимые для существования группы. Поведение группы в целом формально и направлено на избежание критических ситуаций. Групповая деятельность как таковая важной пока не считается, и при выполнении работы используется коллективный метод ¾ каждый вносит свой индивидуальный вклад, решения принимаются на основе голосования. Основным объединяющим фактором является работа, поэтому руководителю рекомендуется для первичной группы подбирать простую, знакомую, достаточно интересную работу, чтобы увлечь всех членов группы.

Стадия II. Приобретение навыков. В этом случае происходит определение форм деятельности. Она начинается, когда группе поручают обширную и достаточно сложную работу, требующую общего решения. При этом подчеркивается, что индивидуальные мнения особого значения не имеют, так как важно групповое решение. Трудным моментом является временное недоиспользование потенциала каждого работника и вызванное этим недовольство. Здесь же происходит окончательное распределение ролей.

Стадия III. Упрочение. Группа выступает как единый коллектив. Роли определены, выработаны собственные приемы работы и ее характер (методичный, творческий, спонтанный и др.). Будучи пока закрытой для внешнего мира, внутри себя группа открыта, но эта открытость регулируется жесткими нормами. Основная проблема для каждого члена группы ¾ компромисс между индивидуальностью и свободой, с одной стороны, и принадлежностью к группе и ее нормам ¾ с другой. Необходимость компромисса вызывает к жизни защитные механизмы личности: молчание и отход от деятельности группы, высокомерие; критический настрой, подчеркивание собственного превосходства; приведение коллег в замешательство при помощи неожиданных ответов и реакций; жесткий формализм в отношениях, наблюдение за поведением других; пробуждение в других чувства вины, ложная скромность и т. д.

Как указывают О. С. Виханский и А. И. Наумов, восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой ¾ он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.

1. Преданный и дисциплинированный член организации. Полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли.

2. Приспособленец. Человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке для того, чтобы добиться повышения заработной платы.

3. Оригинал. Человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. Он может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Однако, если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и создать состояние свободы выбора форм поведения для таких ее членов, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.

4. Бунтарь. Индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Он все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации . Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, ведущие себя таким образом, ей не нужны. Однако в большинстве случаев бунтари порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Матрица типов включения человека в организацию

Организация заинтересована в том, чтобы ее члены вели себя определенным образом. Первый подход к решению данной проблемы ¾ подбор людей с определенными качествами, которые могут гарантировать желаемое для организации поведение ее членов. Второй подход состоит в том, что организация влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном для нее направлении.

Стадия IV. Разделение на клики. Это критическая стадия «отрезвления». Она сигнализирует о необходимости рационального анализа сложившейся к данному моменту ситуации: недовольства, ранее подавляемого во имя формирования отношений, форм и методов общения. В группе это проявляется в неприкрытом раздражении, понижении желания сотрудничать, во взаимной критике членов группы, конкуренции в области влияния, борьбе за власть между кликами и отдельными членами группы и падении производительности и эффективности труда. Ускоренному прохождению этой стадии или ослаблению ее воздействия на группу и организацию способствует открытое обсуждение проблем и поддержание чувства единства с организацией, которое подтолкнет людей к необходимости сотрудничать и находить общий язык с коллегами. При выявлении неразрешимых психологических или формальных (властных) противоречий происходит разрушение группы или образование нескольких меньших групп с различными внутренними нормами.

Стадия V. Внутренняя гармония. На этой стадии вырабатывается общее согласие на достаточно прочной основе общности интересов и жизненных позиций; появляется признание ценности для группы каждого ее члена как личности и работника, а также осознание ценности группы в организации и ее положительных сторон; возрастает стабильность группы; окончательно складывается дружеская атмосфера, и появляется самоудовлетворенность работой. Основная проблема на этом этапе ¾ самоудовлетворенность группы, ее отрыв от проблем внешнего мира (организации), ограничение притока новых членов, негибкость. Одно из решений проблем состоит в повышении содержательности работы и улучшении взаимоотношений с другими группами и отдельными работниками.

Стадия VI. Дробление (разрушение группы). Этот процесс происходит в результате неразрешенных проблем. Если группа эффективна, то для ее восстановления требуется вмешательство руководителя организации и разъяснение пользы группы для организации. В противном случае разрушение следует признать логическим завершением групповых отношений.

Другие статьи