Руководства, Инструкции, Бланки

Как Написать Прозу Показать Образцы img-1

Как Написать Прозу Показать Образцы

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как начать писать прозу

Как начать писать прозу

Научитесь наблюдать за тем, что вас окружает. Вокруг любого человека постоянно происходят какие-то события, но не все обращают на них внимание. Заведите дневник и записывайте все, что вас удивило, огорчило или развеселило. Это может быть все, что угодно – красивый закат над озером, пролетевшая стая птиц, забавная сценка у подъезда, интересная выставка, обрывки разговора в метро. Пишите самыми обычными словами, но подбирайте их возможно точнее. Зарисовку не нужно перегружать лишними деталями. Описывайте только те мелочи, которые действительно важны для создания общего впечатления. Кстати, записывать не обязательно на бумаге – для этого подходят и социальные сети, где вы можете обсудить случившееся со знакомыми и незнакомыми людьми. Не исключено, что комментарии дадут толчок к появлению и развитию сюжета.

Попробуйте написать короткую статью – например, в газету. Опишите понравившееся вам событие так, чтобы читатель как будто увидел его своими глазами. Журналистика – тоже проза, к тому же она дает хорошую школу. Из вашего материала читатель должен понять, что произошло, где, когда, с кем, установить последовательность событий, причины и возможные результаты. Все это должно быть описано простым и понятным языком.

Напишите очерк о каком-либо человеке. Перед этим, конечно, его надо будет как следует расспросить. Предложите вашему герою рассказать о своей жизни, о том, как он пришел к своим достижениям, что повлияло на выбор его жизненного пути, чем он увлекается, что ему не нравится в окружающем мире. Обязательно запишите самые яркие его воспоминания о времени, о городе, в котором он раньше жил и т.д. Постарайтесь записать все это простыми словами, избегая вычурности, жаргона и канцелярита.

Научившись рассказывать о реальных людях, придумайте себе героя. Представьте, как он выглядит, чем занимается, сколько ему лет, где он живет, кто его окружает, какие самые главные черты его характера, как он строит отношения с людьми. Решите, будет ваш персонаж обитать в реальном мире или вымышленном. В первом случае вам придется выяснить все возможное о времени и месте происходящего. Вымышленный мир вы придумаете сами, но он должен быть очень убедительным, то есть подчиняться законам природы. В этом случае тоже придется выяснять реалии, но не у историков, а у физиков, биологов, медиков и т.д.

Придумайте сюжетную линию. В большинстве сюжетных произведений можно выделить завязку, развитие, кульминацию и развязку. Завязка служит для того, чтобы читатель мог в общих чертах представить обстановку, познакомиться с главным героем и заинтересоваться, что же с этим героем будет дальше. Придумайте основное событие – кульминацию, которой будут предшествовать события более мелкие, но интересные. Подумайте, чем должно все закончиться, и составьте план будущего рассказа.

Вы уже умеете писать зарисовки. Напишите несколько зарисовок о событиях, происходящих с вашим героем. Расположите их так, как они будут стоять в рассказе. У вас получится расширенный план произведения. Основная сюжетная линия после этого этапа станет вам понятна. Возможно, придется добавить еще каких-то героев, прибавить или удалить некоторые эпизоды.

Придумайте связки между эпизодами. Они должны быть короткими. Это может быть описание пейзажа, характеристика нового персонажа (например, если главный герой впервые с ним встретился), воспоминания главного героя и т.д.

Прочитайте, что у вас получилось. Замените неудачные слова более точными. Уточните обстановку и время, уберите лишние детали и добавьте те, которые делают вашего героя более достоверным. Подумайте, что вы будете делать с этим персонажем дальше. Может быть, придуманные вами эпизоды настолько интересны, что каждый можно превратить в отдельную главу? Возможно, вы хотите продолжить истории других персонажей, и у вас получится повесть или цикл рассказов.

Другие статьи

Что такое проза?

Что такое проза?

Проза это какое либо словесное произведение. В литературе, как в художественной, так и не в художественной, прозой можно назвать различные отрезки текста, которые по своему звучанию, произношению и стилистики, отличаются от поэзии.

Отрезки текста могут быть разных объемов. Чаще от этих объемов и формируется название этого отрезка. Небольшой отрезок текста в литературе называется "рассказ ". Чуть побольше - "повесть ". И самая крупная форма повествования в литературе, это "роман ".

Также, прозой можно назвать одно предложение или абзац, если в этом тексте не присутствуют рифмы и другие признаки стихов и поэм. Проза может быть как письменная, которая пишется на листе бумаги, на страничке в компьютерной программе, так и устная, которая произносится человеком посредством голосовых связок и рта.

Прозаическая проза. Это просто проза. Допустим, рассказ о жизни. Какой-нибудь случай из жизни.

Любовная проза. В этом виде прозы, в произведении, должна присутствовать "любовь". Ну то есть кто-то кого-то должен любить.

Драматическая проза. В этой прозе должна быть драма. Главный герой и другие персонажи произведения должны на протяжении всего произведения испытывать какие-либо трудности. Должен быть постоянный конфликт. Конфликт может быть внутренний, а может быть внешний. Внутренний конфликт обуславливается собственными переживаниями, мыслями о проблемах. Внешний, это то, что препятствует жизни. Допустим, на Землю упал метеор, и людям нечего есть. Люди голодают, а это конфликт.

Трагическая проза. Это когда в произведении две стороны по своему правы. Допустим, дочь сбегает из дома, потому, что отец запрещает ей встречаться с бандитом. Этот человек бандит, он убивает людей, грабит банки и т.д. Но при этом, этот бандит, когда-то спас эту девушку и влюбился в нее. А она влюбилась в него. Она без него жить не может, и считает, что он добрый, хоть и бандит. Две стороны по своему правы - трагедия.

Фантастическая проза. Ну сюда можно отнести и фэнтези. В общем, это все, что не может быть на самом деле или прогнозы того, что может случиться. Какие-то футурологические тексты, несуществующие миры, необъяснимые явления. Колдуны, ведьмы, вампиры, обротни, все это можно отнести к фантастической прозе.

в избранное ссылка отблагодарить

Про?за (лат. pr?sa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству

в избранное ссылка отблагодарить

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!

Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!

Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..

Статистика проекта за месяц

Новых пользователей: 10386

Создано вопросов: 42719

Написано ответов: 119763

Начислено баллов репутации: 1721988

Соединение с сервером.

Как писать прозу ~ Проза (Юмор) ~

Как писать прозу


Для того чтобы создать добротный рассказ или претендующую на успех повесть, начинающему автору необходимо знать 3-5 несложных правил.
Правило первое, основополагающее. Если можешь не писать - не пиши. Занимайся своим прямым делом, не изменяй родной профессии.
Правило второе, главное. Если совсем невмоготу и уже взялся за перо, пиши о том, что хорошо знаешь, глубоко прочувствовал.
Правило третье, фундаментальное. Всякое произведение должно начинаться красиво и интригующе, независимо от избранного жанра. Например, повесть о деревенской жизни можно начать так: «Верхнереченский пастух Афанасий Егорыч знал в лицо каждую корову в своем стаде». А вот неплохая первая строка для детективной истории: «Полковник Вихрев, разжалованный за своенравный характер в рядовые, не спал четвертые сутки, ожидая в засаде коварных врагов». Роман о романтической любви желательно начать издалека: «Она стояла у раскрытого окна в цветастой кофточке совсем босая, а в кронах цветущих черемух без умолку пел соловей».
Правило четвертое, факультативное. В каждом произведении желательно наличие сюжета, по возможности оригинального или хотя бы хорошо забытого. Сюжет повести о сельской жизни может развиваться так: верхнереченекого пастуха Афанасия Егорыча переводят в плане обмена опытом скотником в соседнюю деревню Нижнереченскую. Удои у коров верхнереченского стада резко падают. Заведующий фермой, зоотехник и новый пастух не могут понять истинных причин и интенсивно лечат бедных буренок от бруцеллеза. В результате такой безжалостной химиотерапии коровы вовсе перестают доиться. Все в панике!
Вдруг из города приезжает с лекцией известный психотерапевт, гипнотизер и маг в пятом поколении. Этот чудо-целитель за один сеанс излечивает всех бабок и алкоголиков. Его уговаривают посетить ферму. Он долго отказывается, но после того, как его нижайше просит самая красивая в округе доярка, эскулап великодушно соглашается. Экстрасенс, гипнотизер и маг вступает с коровами в диалог на языке медиков - латыни - и выясняет истинную причину их болезни. Оказывается, буренки тоскуют по своему прежнему пастуху и им вовсе не хочется жить. Афанасия Егорыча в приказном порядке возвращают в родную деревню. Его встрече с коровами посвящается отдельная глава, которая заканчивается утверждениями о резком возрастании удоев. Эту сентиментальную повесть можно завершить такой фразой: Афанасий Егорыч плакал в своей жизни лишь дважды. Первый раз от горя, когда покидал свою малую родину, а теперь от радости возвращения домой после долгих мытарств на чужбине».
Сюжет детективной истории стоит по возможности предельно запутать. Ход мыслей может быть таковым. Бывшего полковника Вихрева вовсе выгоняют из органов. Так называемые друзья-сослуживцы от него отвернулись, жена бросила. Напасти одна за другой преследуют Вихрева: сгорает квартира, угоняют автомобиль, а сам он в восьми местах ломает правую руку. И все это - происки хорошо организованной преступности. Однако бывший полковник не сдается. Он учится стрелять левой рукой, сходится с другой женщиной, поселяется в ее квартире, пользуется ее автомобилем и помощью ее друзей. В итоге Вихрев выслеживает преступников и устраивает им засаду. Отдельная глава посвящается рукопашной схватке, пальбе и завершается пленением особо опасных преступников. Ими оказываются бывшие сослуживцы рядового Вихрева. Заключительный аккорд может звучать так: «Вихрев был произведен в звание генерала и представлен к правительственной награде. Однако к бывшей своей супруге так и не вернулся».
Любовный сюжет не обязательно выстраивать замысловато. Достаточно внешнего эффекта и внутреннего драматизма. Допустим, она его долгие месяцы ждет, а он об этом еще не знает. Пусть как можно чаще посвистывает соловей, а ночи будут сырыми и зябкими. Пусть он будет моряком дальнего плавания или ушедшим на битву ратником. Хэппи-энд предпочтительнее, хотя обоюдных слез должно быть пролито немало. Закончить эту историю можно кратко: «И жили они долго и счастливо, и оба умерли в один день на Страстной неделе».
Правило пятое, необязательное. Если вы все же решили следовать моим правилам - можете ограничиться первым.

Эта реклама видна только НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ пользователям. Зарегистрироваться!


Рейтинг работы: 62
Количество отзывов: 6
Количество просмотров: 222
© 12.09.2015 Владимир Горбань

Рубрика произведения: Проза -> Юмор
Оценки: отлично 11. интересно 2. не заинтересовало 0

СИрена 05.05.2016 07:58:10
Отзыв: положительный

балагурить изволите? удачно.

Неавторизованный пользователь 28.02.2016 13:16:46

Писать, не мешки таскать. -:)

Виктор 06.11.2015 18:38:42
Отзыв: положительный

Согласен, за хороший сюжет можно отдать пол царства. И он может вытянуть многие несовершенства автора.

© 2007-2016 Chitalnya.ru / Читальня.ру / Толковый словарь / Энциклопедия литератора
«Изба-Читальня» - литературный портал для современных русскоязычных литераторов.
В "Избе-читальне" вы сможете найти или опубликовать стихи, прозу и другие литературные разные жанры (публицистика, литературная критика и др.)

Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Литпортал Читальня.ру предоставляет каждому автору бесплатный сервис по публикации произведений на основании пользовательского договора. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами.

Как писать прозу (Николай Дмитриевич Балабай)

Как писать прозу

По-моему, научить кого-то, у кого нет искры божией, писать рассказы, нельзя. Как невозможно научить писать симфонии, кантаты, оратории, оперы и оперетты. Как нельзя научить писать пейзажи, натюрморты и портреты.

Поэтому данную инструкцию следует воспринимать как ироничное отношение автора к серьёзной проблеме - написанию рассказов, повестей или романов. Вместе с тем, кое-что из этого может пригодиться молодым авторам. Ведь в каждой шутке есть доля правды. Или по-другому: сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ.
Рассказ должен иметь сюжет. Потому что, если рассказ без сюжета, то это не рассказ, а галиматья, белиберда, ералаш, ерунда, чепуха. Это то, что узбек называет: «Что вижу, о том пою». А поёт он: «Гора крутой, ишак худой».

Одна женщина оспаривала это правило. А как же Александр Грин? Он что, плохой писатель, с укором спрашивает меня. Я Грина читал только "Алые паруса". Так там сюжет есть.
Я не против. Пусть спит на потолке. Правда, неудобно, одеяло падает. Пусть пишет без сюжета. Возможно, что это будет хорошая вещь. Но это будет не рассказ.

Что такое сюжет?

Это слово, естественно, французского происхождения. Да и как должно быть иначе? Помните, какой всплеск французской литературы XVII, XVIII и XIX веков?
Так вот. Слово «сюжет» имеет очень простое определение: «Последовательность и связь описания событий». Под словом «последовательность» понимается не последовательность совершения событий, а их изображение. Можно, например, написать рассказ по порядку, как происходили события. Ярчайшим примером такого решения в сюжете - роман Дюма «Граф Монте-Кристо». А можно и по-другому. Например у Чехова Каштанка, уже будучи у клоуна, вспоминает, как она жила у столяра.
Итак, для рассказа значение сюжета очень важное.

Есть ещё понятие «фабула». Это латинское слово. Означает примерно то же самое, что и сюжет. Правда, есть отличия. Но в литературоведении нет общей точки зрения, чем они отличаются. Можно счиать эти термины примерно сходными.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Не употребляй литературных штампов. Штампы в произведении - признак отсутствия таланта и наличия глупости у автора.

Вот такой начинающий сопливенький писатель увидит красивую фразу у кого-то и бормочет: «Хорошая штучка, надо взять на вооружение». Не понимает, дурья головушка, что этого не следует делать. Копирование чужого как раз и есть признак его глупости.

Может быть, я утомлю читателя обилием приведённых штампов. Но я иду на это, чтобы показать, какими жалкими являются красивые фразы, если они становятся штампами.

Голубая планета. Мало того, что это сам по себе штамп, относящийся к Земле. Так образ ещё и неверный. Из космоса Земля видится не голубой. Она рябая: белые шапки полюсов, снежные поля Сибири и Канады, облака и вершины гор, рыжие пустыни, зелёные джунгли. Сама атмосфера не голубого цвета. Это нам с поверхности Земли так она представляется. Больше «голубая планета» подходит к Урану из-за метановой дымки.

Когда впервые верблюда назвали кораблем пустыни, это было очень поэтично. Сравнение давно стало штампом. Или «отец семейства». Тоже штамп.

На Прозе.ру часто повторяется такой штамп. «Но это уже другая история». Ах, как жалки и сопливы эти авторы! Они напоминают детей, сосущих свой палец. Или мужчину, смотрящего на всех свысока и презрительно, с чувством собственного достоинства, а у самого ширинка расстёгнута.

Впервые больше ста лет назад эту фразу написал Редьярд Киплинг. И она была красива. Но от частого применения её затёрли, затоптали, загадили, испоганили. Она стала отвратительным штампом. Применяют этот штамп только совсем отпетые болванчики. И когда такому автору укажешь на штамп, оно обижается. Оно думает: «Ах, как красиво звучит: «Но это уже совсем другая история». Можно, например, написать: «Но об этом я расскажу в другой раз».

В спортивных комментариях много штампов, например, «автор гола», «вратарь на высоте», «штанга спасла», «ниже своих возможностей».

Вот ещё несколько примеров: без вредных привычек, я весь обратился в слух, во рту не было маковой росинки.

Я перечислю ещё некоторые штампы, приведённые Инной Криксуновой:
осиная талия, лебединая шея, мраморно-белая кожа, бездонные глаза, непокорные вихры, волосы черные, как смоль, пронзительный взгляд, белозубая улыбка, усталые и добрые глаза, серебристая седина, волевой подбородок, ледяной взгляд, чуткая душа, трепетное сердце, заботливые материнские руки, натруженные мозолистые руки, скупая мужская слеза, загадочная русская душа, город на Неве (Петербург), туманный Альбион (Англия), Москва белокаменная, Нью-Йорк — город контрастов, провинциальная дыра, разнести в пух и прах, разделать под орех, спать сном праведника, мороз крепчал, боль утрат, усталые, но довольные, воцарилась тишина, в гордом одиночестве, оскорблённая невинность.

Как узнать, штамп это или нет? Это определяет талант. Если автор эту фразу где-то читал или слышал, ни в коем случае нельзя её повторять.

Все пословицы и поговорки - штампы.
«Так что же? - кто-нибудь «затопает» на меня ногами, - Их нельзя применять в литературе. Так же можно обеднить родной народный язык!» (Спешу предупредить писателей, что в данном контексте «затопать ногами» - не штамп. Потому что здесь это приводится ВПЕРВЫЕ и в переносном смысле).

Вернёмся к пословицам. В авторской речи применение пословиц и поговорок, кроме использования их в переносном смысле, недопустимо. А вот в речах героев произведения пословицы и поговорки приветствуются. Они вносят колорит в характеристику героя. Если же автор пишет от первого лица (от имени одного из героев), то пословицы допустимы. Но всё-таки надо бы поменьше злоупотреблять пословицами.

В противовес штампам следует рекомендовать образность речи автора. Надо писать прозу свежими образами, новыми словесными оборотами, до сих пор неизвестными. Это украшает произведение и делает его талантливым. Ну а если какая-то его личная фраза станет потом штампом, автору можно гордиться. Например, «А Васька слушает, да ест». До Крылова этой фразы не было в литературе. Вот здесь меня могут неправильно понять. В погоне за «сочными» фразами станут изобретать новые слова. «Лиза закандерябилась, видя как Сашка пурталится». Из известных слов надо строить новые обороты. Например, «В саду горит костёр рябины красной» (Есенин).

Большинство глаголов не являются штампами, сколько бы их ни употребляли: есть, пить, бежать, бегать, ждать, спать, работать, воевать.

Много имён существительных тоже никогда не станут штампами, небо, отец, хлеб, любовь, ложка, кровать, река, ласточка.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ.
Не пиши для сытых! Я впервые услышал эту фразу от курского гениального писателя Евгения Ивановича Носова.

На Прозе есть две категории так называемых «писателей», пишущих для сытых.

Одна категория – это богатые люди.
Да простят они меня, но характерная черта этих писателей – грамматические ошибки, отсутствие сюжета или пустопорожний сюжет «о любви». Вот характерные ошибки этих грамотеев. НЕ и НИ, ТАКЖЕ и ТАК ЖЕ, не знают, как писать слова, начинающиеся с «пол», то есть «половина». Подсказываю. Через чёрточку пишутся, когда второе слово начинается на букву «л». Например, пол-литра, пол-лица, пол-ладони. Через чёрточку также пишутся слова, когда второе слово начинается с гласной буквы: пол-абрикоса, пол-оборота, пол-унитаза. Через чёрточку также пишется в том случае, когда второе слово - имя собственное: "Пол-Европы прошагали пол-Земли, этот день мы приближали, как могли". В остальных случаях пишутся слитно: полгектара, полдня, полмиски. Но самая распространённая ошибка: где надо, запятых не ставят, а где не надо, ляпают.

Очень распространённая ошибка с написанием слова «Вы». Здесь правило очень простое, хотя многие его не знают.

Слова «Вы», «Вас», «Ваш» с большой буквы пишутся ТОЛЬКО в личных письмах! И только в единственном числе! Например. Сын пишет письмо: «Дорогие мои родители, мама и папа! Поздравляю вас с Новым годом!». Такое написание будет грамотным. А если он напишет «Дорогие мои родители, мама и папа! Поздравляю Вас с Новым годом!», то это будет безграмотно. «А я уважаю своих родителей и буду писать с большой буквы» - ответит оболтус. Это не уважение к родителям, а неуважение к грамматике, к русскому языку.

Когда я служил в армии, восьмилетняя сестрёнка моего одноклассника написала мне: «Здравствуй, Коляь!». Спрашиваю: «Люда, почему Коля с мягким знаком?». «Чтоб мягче было». Что взять с ребёнка? А тут автор мнит себя писателем.

В художественной литературе «вы» пишется только с маленькой буквы. Меня могут спросить: а если автор книги обращается к читателю? Отвечаю. Если даже автор обращается в книге, а не в личном письме, к одному читателю, то на самом деле он обращается к каждому в отдельности, но предполагается, что ко всем читателям. В этом случае автор не пишет личное письмо читателю. И писать надо с маленькой буквы. Тем более, если автор обращается к читателям (множественное число!), то надо писать с маленькой буквы. Так как письмо не личное.

Многие не знают, когда следует писать "одевать", а когда "надевать". Надевать можно одежду: пальто, трусы, рубашку. Одевать можно того, кто или что носит одежду: ребёнка, собаку, куклу.

Или вот ещё слово "таки". Что оно такое? Союз, частица, предлог или междометие? И как его писать: отдельно, через чёрточку или вместе?

"Таки" - это разговорная частица. Её любят одесситы и евреи. Потому что она многозначна. У Шолома Алейхема часто попадается, и у Исаака Бабеля. Она означает: тем не менее, всё же, однако же, действительно, в самом деле,в конце концов.

Таки ни с каким словом не пишется вместе. Это уже хорошо.

Если "таки" стоит после глагола или наречия, то присоединяется к ним дефисом. "Пришёл-таки". "Долго-таки".

Через чёрточку пишется и в том случае, если образуется сложная частица: всё-таки, так-таки, довольно-таки, вот-таки.

Во всех остальных случаях пишется отдельно. "Мы с тобой таки давненько не виделись".

Есть у меня знакомый Володя. Ему идёт 79 год. Но я его знаю с тех пор, когда ему было 18. Он украинец. 50 лет живёт в России. Он считает, что говорить "по-руському", это грамотно, а по-украински - безграмотно. Кстати, он говорит и пишет вопиюще безграмотно и по-русски, и по-украински.

Среди "писателей" Прозы.ру есть такие володи. Они считают, что слово "наверно" безграмотное, а "наверное" - грамотное. Что ввело их в заблуждение? Маяковский! В одном стихотворении поэт пишет: "Открою полюс южный и северный наверное".

В словарях эти слова равноценны, нет предпочтения.

Что касается Маяковского, то поэзия не может быть аргументом в правописании. Чего только поэты не вытворяют со словами, уродуя их.

Другая категория людей, пишущих для сытых – это небогатые люди, но стремящиеся во что бы то ни стало прилепиться к богатым, придуриться богатыми. У них зависть к богатым. Они в своих вымышленных произведениях рассуждают о поездках в Рим, в Испанию, в Лондон, на Канары, на Мадагаскар. Они описывают дорогие вина (которых в глаза не видели), попойки в ресторанах, проживание в отелях. Их герои сорят деньгами. Со стороны их потуги жалкие и нищенские. Ошибки те же.

Ведь во всём мире голодных больше, чем сытых. А уж в России! Поэтому писать надо для бедных и о бедных.

ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ. Писать надо не правду, а ПРАВДОПОДОБИЕ. Оно может иметь два источника: действительный случай, факт, то есть именно правда. И художественный вымысел, то есть враньё.

И вот напишет человек слабое произведение по действительному случаю. Например, такое.

"Я утром ехал на велосипеде по берегу реки. Зазевавшись, я упал в воду. Искал, искал велосипед, так и не нашёл".

Ему говоришь: неинтересный рассказ. А он в ответ:
Так это же правда!
Так так же было!
Это быль!
Это действительный случай!
И тому подобные.

Правда ещё не значит, что рассказ хороший. Зачем нужна твоя правда? Ты выдумай так, чтобы читать было интересно!

Литература, как и всякий иной род искусства, представляет собою творческое преображение дествительности, которое нельзя механически копировать. То, что действительно произошло, само по себе ещё не составляет искусства. "Факт - ещё не вся правда, он - только сырьё, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Преклонение перед фактом ведёт именно к тому, что смешивают случайное и несущественное с коренным и типическим" (Максим Горький).

Я вовсе не призываю писать откровенную брехню. Я призываю писать ХУДОЖЕСТВЕННО!

ПРАВИЛО ПЯТОЕ. Фамилии и имена героев желательно брать нейтральными. Без эмоциональной окраски. Ни Блюдолизов, ни Засранцев. Даже если сатирическое произведение (или юмористическое). А то автор пишет, например: "Аппроксилина Гадюкина посмотрела зло на Хлора Негодяева". У классиков русской художественной литературы фамилии нейтральные. У Гоголя: Чичиков, Манилов, Плюшкин, Ноздрёв. Сами фамилии не выражают характера. Это уже потом многие фамилии становятся нарицательными и несут специфическую информацию. Например, Плюшкин - вершина человеческой жадности, Собакевич - грубиян, Манилов - бесплодный мечтатель, Ноздрёв - брехун, нахал и кутила.

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ. Некоторые авторы, и мужчины, и женщины, применяют мат или очень прозрачные намёки на половые органы, а то и подробное описание устройства этих органов. Или смакуют действия, которые эти органы совершают совместно. Они ещё и бравируют:

- Да, у меня присутствует мат! Да, у меня есть секс! Так я же пишу о жизни!

Запретить нельзя. Такая литература, как и описание садизма, терроризма, половых извращений имеет право на существование. Но она предназначена, на мой взгляд, для узкого круга озабоченных. И если вы встретите такого пропагандиста мата, секса и смакования убийств, знайте, это лицо озабоченное. Другими словами, ненормальное, часто больное психически или умственно неполноценное. Либо от рождения, или от удара по голове тупым предметом.

Часто этим грешат начинающие авторы. Оно ещё и жизни не знает, и таблицы умножения не выучило, а полностью овладело только матерной терминологией и несколькими общечеловеческими связующими словами. Поэтому и пишет "о жизни".

Давайте вдумаемся. Если "это" о жизни, то почему такие "произведения" не попадают в школьные хрестоматии?

И ещё один довод. У Гоголя, Некрасова, Льва Толстого, Гончарова, Чехова, Горького, Фурманова, Фадеева, Шолохова мата нет. Мне скажут: да Пушкин был такой матерщинник! Это правда. Только эти перлы в детские хрестоматии не помещают.

Я не против мата в жизни. Пожалуйста, если ты человек мужского пола, разговаривай пополам с матом со своей бабушкой, мамой, тётей, сестрой, дочкой или внучкой. А если мат любит женщина, то, соответственно - с дедушкой, отцом, дядей, братом, сыном и внуком. Это будет жизненно.

Если кто-то, в том числе и женщины, напишут рассказ с матом, то я советую, прежде, чем публиковать, дайте почитать своим родителям, детям и внукам. Пусть, сердешные, порадуются за автора.

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ. Следует, на мой взгляд, умеренно и со вкусом пользоваться знаками препинания. В авторском тексте надо до минимума убрать восклицательные знаки. Эти знаки можно сравнить со сваренными из рельсов противотанковыми "ежами". Некоторые авторы думают, что если он поставит пять восклицательных знаков подряд, то читатель будет внимательно читать эти слова. Пропустит как мусор. На весь рассказ достаточно один, в крайнем случае два, восклицательных знака. В прямой речи, то есть речи героев, допускается ставить восклицательный знак, если он орёт благим матом. Но два или три ставить бесполезно. В математике есть понятие "бесконечность". Что такое бесконечность, понятно. А что больше одна бесконечность или 100 бесконечностей? Одинаково - бесконечность. Так и с восклицательными знаками.

Тире тоже надо свести до минимума. Тире - это противотанковый ров. Текст при встрече с тире спотыкается. И читатель зашвырнёт книгу, где много восклицательных знаков и тире, на помойку.

Из всех знаков самым вредным являются скобки. Их надо в художественной прозе исключить, как заразу.

Самым лучшим знаком препинания можно назвать точку, королеву прозы. Серебряную медаль заслуживает запятая. Нужно стремиться писать по возможности короткими предложениями. Они и читаются легче. И вредных знаков препинания меньше.

Нельзя, на мой взгляд, злоупотреблять заглавными буквами. Один одуревший от религиозного экстаза начинающий священник написал какое-то обращение большими буквами. В рецензии один человек ему написал: "Трудно читать такой текст. Я читать не стал".

"У (НА РЕДКОСТЬ. ) МИЛОГО - я бы сказал - Пафнутия Львовича Чебышева (ВЕРИТЕ ЛИ. ) да была ОЧЕНЬ (. ) БОГАТАЯ идея о четырёхзвенном МЕХАНИЗМЕ. ".

Эта фраза кажется мне кучей мусора, вываленного из кузова самосвала. В ней 22 знака препинания.

А можно написать и так:
"У на редкость милого, я бы сказал, Пафнутия Львовича Чебышева, верите ли, да была очень богатая идея о четырёхзвенном механизме". Здесь пять знаков препинания - точка и четыре зяпятых.

Как пишутся в художественном произведении числительные. Общее правило: в художественном произведении все числительные пишутся словами, а не цифрами. Допускается числа, содержащие большие четырёх цифр, писать цифрами. Например. 5872. До Луны 400000 километров. Да и то, лучше написать "четыреста тысяч". Грамматика запрещает количественные числительные, состоящие из одной цифры, писать числом. Надо обязательно писать словом: шесть, девять, два.

Порядковые числительные все пишутся словами. Не 2-й год, а второй год. Не 400000-ый километр, а "четыреста тысячный".

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ. Многие авторы, плохо знающие орфографию, вместо того, чтобы выучить правила грамматики, начинают прятаться за словесный бурьян. Вроде они шутят. Вроде у них юмор такой. Начинают употреблять не к месту: сие - вместо это; оный - вместо этот, который и тому подобные: надысь, давеча, намедни, ейный, тэйтая. Мало того. Применяют явно неграмотные слова и обороты речи: у йих вместо у них, мы с йим вместо мы с ним.

В речи персонажей, этот народный колорит и даже неправильности речи приветствуются. А в авторской речи - это бурьян. И любой десятиклассник сразу видит: автор не только безграмотен, но ещё и дурак.

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ. Писать повести следует по тем же правилам, что и рассказы.

ПРАВИЛО ДЕСЯТОЕ. Написание романов имеет особенности.

Первая особенность. В романе должно быть, как минимум, две сюжетные линии, события в которых должны переплетаться. И, тоже как минимум, хотя бы один из героев должен действовать в обеих сюжетных линиях.

Вторая особенность. В романе должна быть не просто "гора крутой, ишак худой", а БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ИДЕЯ. Например:

Герои ищут, или пытаются создать, лекарство от СПИДА, рака, туберкулёза. Другие им мешают. Описание столкновений развлекает и увлекает читателя. На этом строится сюжет.

Герои борются за нравственное очищение общества, например, воюют с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, с коррупцией.

Герои вычисляют траекторию мчащегося к Земле разрушительного астероида. Борьба героев заключается в исправлении ошибок в вычислениях и т.п.

Герои вычисляют когда наступит катастрофа, связанная с изменением наклона оси вращения Земли. Определяют, какие территории будут залиты водой океанов, а какие акватории вылезут наружу.

Борьба с парниковым эффектом.

Грандиозная любовь двух лиц.

Поиск дармовой природной энергии.

Герои сооружают металлургическую домну, плотину, церковь и т.д.

ДРУГИЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ РОМАНА.

Их много - 17. Одно из них. Заканчивать каждую главу надо на самом интересном месте. Следует резкий поворот в сюжете и - конец главы. Например.

Мария оглянулась. Погони нет. Она успокоилась и задышала ровнее. "Всё - промелькнуло в голове. - Я спасена!". Как из-под земли вынырнул Степен с перекошенным от злобы лицом. (Конец главы).

ПРАВИЛО ПОСЛЕДНЕЕ.
Это я пошутил. Забудьте мою инструкцию и пишите, как вам хочется. Если у автора есть талант, так он есть. Научить быть талантливым нельзя.

© Copyright: Николай Дмитриевич Балабай. 2010
Свидетельство о публикации №210111300508