Руководства, Инструкции, Бланки

Приложение 3 К Инструкции О Порядке Отбора Граждан На Службу В Органы Внутренних Дел img-1

Приложение 3 К Инструкции О Порядке Отбора Граждан На Службу В Органы Внутренних Дел

Категория: Инструкции

Описание

Отбор граждан на службу в ОВД

Отбор граждан на службу в ОВД

“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2009, N 9

ОТБОР ГРАЖДАН НА СЛУЖБУ В ОВД

В целях совершенствования порядка отбора граждан на службу в органы внутренних дел была разработана Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России N 386 <1> (далее - Инструкция N 386), вступившая в действие 18.08.2009. Согласно этой Инструкции работа по отбору кандидатов и ее организация возлагаются на руководителей органов внутренних дел, руководителей их структурных подразделений, а также на заместителей начальников по работе с личным составом и помощников начальников по кадрам. В статье рассмотрим основные этапы и принципы отбора кандидатов.

--------------------------------
<1> Приказ МВД России от 19.05.2009 N 386 “О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации“.

Итак, с чего начать отбор кандидатов.

Для сотрудников кадровой службы не будет новостью, что отбирать кандидатов следует с учетом требований к их профессиональным качествам, определяемых предусмотренными штатной должностью должностными обязанностями, а также целями и задачами предстоящей работы. Для этого, во-первых, население информируется о порядке приема на службу в органы внутренних дел и условиях службы, как правило, на основе специальных целевых программ с использованием средств массовой информации и рекламы. Такие программы разрабатывают и проводят сотрудники кадровой службы с участием заинтересованных структурных подразделений органов внутренних дел, центров общественных связей и пресс-служб (п. 6 Инструкции N 386). Во-вторых, руководителями и сотрудниками кадровой службы организуется поиск кандидатов в учреждениях профессионального образования, воинских частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах занятости путем направления запросов в эти учреждения, а также публикации объявлений о вакансиях должностей сотрудников (работников) в конкретном органе внутренних дел (п. 8 Инструкции N 386).

Кроме того, согласно п. 2 Инструкции N 386 лица, принимаемые на службу в органы внутренних дел, должны отвечать требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел ст. ст. 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <2>, а также разд. IV Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации <3>.

--------------------------------
<2> Утверждено Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (далее - Положение).

<3> Утверждена Приказом МВД России от 14.12.1999 N 1038.

Исходя из ст. 8 Положения на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане РФ не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения МВД могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, на должности среднего и старшего начальствующего состава - граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе, утвержденной министром внутренних дел РФ.

Возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из органов внутренних дел и вновь принимаемых на службу, определяются исходя из ст. 59 Положения. В данной статье сказано, что сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, в зависимости от присвоенных им специальных званий могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения ими возраста от 45 до 60 лет. При этом в интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников. В исключительных случаях срок оставления на службе сотрудников органов внутренних дел из числа лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава может быть продлен в таком же порядке повторно на пять лет. Решение о продлении срока оставления на службе не исключает возможности увольнения сотрудника по основаниям, предусмотренным Положением.

Существуют и ограничения на прием в органы внутренних дел - они указаны в ст. 9 Положения. Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он:

- вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

- имел или имеет судимость;

- не отвечает требованиям, предусмотренным в ст. 8 Положения.

Кроме этого, сотрудникам органов внутренних дел, состоящим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Изучение кандидатов для приема
на службу в органы внутренних дел

Прием кандидатов на службу в органы внутренних дел имеет два этапа:

- изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, испытаний по общей и физической подготовленности.

Предварительное изучение кандидата проводится в порядке, определяемом разд. IV Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В ходе предварительного изучения выявляются состояние здоровья кандидата, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества. Для этого кандидат составляет заявление, заполняет анкету и пишет автобиографию (образцы этих документов приведены в Приказе МВД России N 386). Далее руководитель структурного подразделения, в которое принимается кандидат, лично проводит первоначальное разъяснительное собеседование, на котором проверяет достоверность полученных данных и описывает характер предстоящей работы. Также можно провести беседу с родителями, женой (мужем) кандидата.

Если по итогам беседы решено продолжить предварительное изучение кандидата, ему предлагается представить в подразделение по работе с личным составом:

- трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые, работающих на момент изучения по трудовому договору, а также принимаемых на работу на условиях совместительства);

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые);

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - для кандидатов на службу или работу по должностям, требующим специальных знаний или специальной подготовки.

Кандидат может представить письменные рекомендации о возможности его службы в органах внутренних дел, характеристику с последнего места работы.

Проверка представленных кандидатом документов организуется подразделением по работе с личным составом в установленном порядке.

По результатам предварительного изучения начальник структурного подразделения органа внутренних дел составляет справку о результатах изучения кандидата (форма заключения о приеме - Приложение 4 к Инструкции N 386). Справка направляется руководителю органа внутренних дел, имеющему право назначения на должность. Последний рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в органах внутренних дел.

Порядок медицинского обследования установлен Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел РФ и внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ <4>. Цель данной проверки - определение годности по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел и виду деятельности (в конкретной должности, по специальности) военно-врачебными комиссиями. Психофизиологическое обследование кандидата проводится одновременно с медицинским освидетельствованием в центрах психофизиологической диагностики МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. Цель такого обследования - выявление профессиональной пригодности к службе в органах внутренних дел.

--------------------------------
<4> Утверждена Приказом МВД России от 14.07.2004 N 440.

Результаты этих обследований предоставляются подразделению по работе с личным составом и также заносятся во разд. 2 заключения о приеме. Кандидаты, признанные годными к работе в органах внутренних дел по состоянию здоровья, допускаются к следующему этапу отбора.

Испытания по общей и физической подготовленности проводятся в соответствии с нормативно-правовыми актами МВД. Уровень общей и физической подготовленности также фиксируется в заключении о приеме (в разд. 3).

Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел, проводится для выявления ограничений в приеме на работу в органы внутренних дел, установленных ст. 19 Закона N 1026-1 <5> и ст. 9 Положения (дееспособность, отсутствие судимости и возраст от 18 до 40 лет, а для милиции - до 35 лет). При проверке используются оперативные возможности органов внутренних дел.

Внимание! Проверка должна проводиться с письменного согласия проверяемого лица.

Проверка сведений бывает полной, неполной, местной и дополнительной. Согласно п. 20 Инструкции N 386 полной проверке подлежат лица:

- принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава в органы внутренних дел, в том числе направляемые на учебу в образовательные учреждения МВД;

- принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска.

Полной проверке подвергаются также жена (муж) кандидата и их близкие родственники.

Полная проверка предполагает:

- проверку кандидата, его жены (мужа) и ближайших родственников по учетам органов внутренних дел;

- подтверждение данных через соответствующие органы внутренних дел.

Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в органы внутренних дел в качестве работников, за исключением указанных в п. 20 Инструкции N 386. Неполная проверка проводится также в отношении жены (мужа) и близких родственников. Она включает в себя:

- проверку по учетам внутренних дел;

- проверку по месту жительства кандидата.

Местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников, за исключением лиц, которые подлежат полной или неполной проверке. Местной проверке подвергается только сам кандидат, она проводится по данным учета органов внутренних дел.

Внимание! Если проверяемый проживает в данной местности менее года, такая проверка выполняется и по прежнему месту жительства (п. 32 Инструкции N 386).

После окончания проверки сотрудником кадровой службы составляется заключение о ее результатах по форме согласно Приложению 6 к Инструкции N 386. При получении сведений, которые могут препятствовать прохождению службы, в заключении обосновывается возможность приема (или отказа в приеме) кандидата на службу в органы внутренних дел. Кроме этого, материалы проверки заносятся в разд. 4 заключения о приеме на службу в органы внутренних дел. Данный раздел подписывается проводившим проверку сотрудником подразделения по работе с личным составом.

Материалы проверки подшиваются в отдельную папку, пронумеровываются и вносятся в опись документов этой папки. Папка хранится в личном деле сотрудника органов внутренних дел и имеет одинаковый с ним номер. Если на работника не ведется личное дело, то материалы проверки хранятся в специально заведенном для этих целей деле (п. 37 Инструкции N 386).

При необходимости (по открывшимся обстоятельствам) проводится дополнительная проверка - результаты такой проверки отражаются в заключении (Приложение 6 к Инструкции N 386) и приобщаются к основным материалам проверки.

Материалы проверки кандидатов, не принятых на службу в органы внутренних дел, по истечении сроков хранения уничтожаются (п. 39 Инструкции N 386).

Принятие решения о приеме кандидата

По окончании изучения и проверки кандидата оформляется заключение о приеме на службу в органы внутренних дел. В случаях, предусмотренных ст. 12 Положения, даются рекомендации по установлению испытательного срока и его продолжительности. Согласно ст. 12 Положения для лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, испытательный срок может иметь продолжительность от трех месяцев до одного года (в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую те поступают). В этом случае кандидат назначается на соответствующую должность стажером без присвоения специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен.

Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии МВД.

Внимание! Для лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава, для выпускников высших и средних специальных учебных заведений, поступающих на службу по распределению, а также при назначении на должность по конкурсу испытательный срок не устанавливается.

Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на работу, дают обязательство не разглашать сведения, составляющие государственную и служебную тайну, точно и аккуратно выполнять требования приказов, положений, инструкций по обеспечению режима секретности (Приложение 7 к Инструкции N 386).

Внимание! Если гражданин не может быть принят в настоящее время на должность или назначен стажером по должности по причинам, не препятствующим его приему на службу, данное обстоятельство не может выступать основанием для окончательного отказа в приеме на службу. Его кандидатура может быть рассмотрена в дальнейшем при появлении вакансии. Материалы изучения и проверки кандидата хранятся в подразделении по работе с личным составом и считаются действительными в течение шести месяцев с момента утверждения их начальником органа внутренних дел.

Отказ от приема на работу оформляется в соответствии с законодательством РФ. В частности, следует обратить внимание на ст. 64 ТК РФ, согласно которой запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

О.Е.Глущенко
Эксперт журнала
“Отдел кадров
бюджетного учреждения“


Подписано в печать
07.09.2009

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Другие статьи

Приложение 3 к инструкции о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел

V. Принятие решения о приеме кандидата на службу (работу)

40. По окончании изучения и проверки кандидата сотрудник кадровой службы оформляет заключение о приеме на службу (работу) в федеральную противопожарную службу (приложение N 4 к Инструкции).

По результатам изучения кандидата даются предложения о приеме на службу в федеральную противопожарную службу, назначении на должность (стажером по должности). Вывод подписывается руководителем структурного подразделения организации МЧС России, в котором предполагается использовать кандидата, сотрудником кадровой службы, проводившим его изучение, и согласовывается с заместителем руководителя организации МЧС России, курирующим данное структурное подразделение, а также с руководителем кадровой службы организации МЧС России, руководитель которой имеет право назначения на должность.

41. Решение о приеме кандидата на службу (работу) принимается руководителем организации МЧС России, имеющим право назначения на должность, и скрепляется печатью установленного образца.

42. Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу (работу), дают обязательство о неразглашении сведений согласно приложению N 9 к Инструкции. Кандидат также обязуется в возможно короткий срок сообщать в кадровую службу обо всех изменениях в его анкетных данных.

43. Если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажером по должности по причинам, не препятствующим приему его на службу, то данное обстоятельство не может служить основанием для окончательного отказа в приеме на службу. Его кандидатура может быть рассмотрена впоследствии при наличии вакантных должностей.

Материалы изучения данного кандидата хранятся в кадровой службе вместе с материалами проверки и считаются действительными в течение шести месяцев с момента утверждения их руководителем организации МЧС России.

44. В случае, если кандидат не может быть принят на службу, запись об этом делается в соответствующем разделе заключения о приеме на службу в организацию МЧС России сотрудником, проводившим его изучение. При этом дальнейшее изучение кандидата прекращается, о чем ставится в известность руководитель структурного подразделения организации МЧС России, в котором предполагалось использовать кандидата, а также сам кандидат с указанием причин, препятствующих его приему на службу (с учетом требований, изложенных в пункте 19 Инструкции).

к Инструкции о порядке

отбора граждан на службу

(работу) в федеральную

(наименование организации МЧС России,

специальное звание, фамилия и инициалы)

от гражданина Российской Федерации

(фамилия, имя, отчество)

Пишется собственноручно, в произвольной форме, без помарок и

исправлений, с указанием следующих сведений:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, родной

язык, какими языками еще владеет, причины смены фамилии, имени, отчества,

когда, где, в каких образовательных учреждениях учился(лась),

специальность по образованию;

какую подготовку получал(а) в системе дополнительного образования,

ученая степень, ученое звание, наименование темы диссертационного

исследования, область научных интересов, основные публикации;

отношение к воинской обязанности, когда и каким военкоматом призван(а)

на военную службу (если не призывался(лась), указать причину);

какими видами спорта увлекается, какой имеется спортивный разряд, по

какому виду спорта;

семейное положение, когда вступил(а) в брак, состав семьи;

трудовая деятельность, занимаемые должности, причины увольнения;

сведения о своей судимости, судимости близких родственников;

место последней работы и должность, место жительства, если приходилось

переезжать с одного места жительства на другое, то указываются прежние

НА ПРОВЕРКУ ПО ОПЕРАТИВНЫМ УЧЕТАМ И МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

В соответствии со статьей 9 Положения о службе в органах внутренних дел

Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета

Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, прошу провести

проверку с целью установления сведений, являющихся ограничениями в приеме

на службу, и сообщить о наличии компрометирующих сведений на:

Фамилия _______________________ Имя _____________________

Отчество _______________________ Дата рождения _____________________

Национальность _______________________ Место рождения _____________________

В анкетных данных указано, что он (она) проживает _________________________

Место работы и должность __________________________________________________

должность, звание руководителя кадрового органа

_________ _______________________________ _________ ___________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

1. Сведения паспортного стола (отделения) ______________________________

2. Сведения инспекции по делам несовершеннолетних ______________________

3. Сведения медицинского вытрезвителя __________________________________

4. Сведения ГИБДД ______________________________________________________

5. Доставление в органы милиции, когда и за что ________________________

6. Профилактические учеты ______________________________________________

7. Привлечение к административной ответственности ______________________

8. Наличие компрометирующих сведений в аппаратах уголовного розыска, ОБЭП,

9. Оперативную установку по месту жительства (дать приложением)

10. Можно ли кандидата принять на службу (работу) или учебу в федеральную

Приказ МВД РФ от N 386 - О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации - (вместе с - Инструкцией о порядке

Приказ МВД РФ от 19.05.2009 N 386 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2009 N 14167)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 мая 2009 г. N 386

О ПОРЯДКЕ ОТБОРА ГРАЖДАН НА СЛУЖБУ (РАБОТУ)

В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования порядка отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации <*> приказываю:

<*> Далее - "органы внутренних дел".

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации <*>.

<*> Далее - "Инструкция".

2. Начальнику Департамента ОБДД МВД России - главному государственному инспектору безопасности дорожного движения Российской Федерации, первому заместителю начальника Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов, управления МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения МВД России, медицинских, научно-исследовательских и образовательных учреждений:

2.1. Обеспечить соблюдение требований Инструкции и организовать ее изучение в системе служебно-боевой подготовки сотрудников. Взять под личный контроль работу по отбору граждан на службу (работу) в органы внутренних дел, прием на службу осуществлять с учетом всестороннего изучения их деловых и личных качеств.

2.2. Содействовать организации в общеобразовательных учреждениях специализированных классов с углубленной правовой, физической подготовкой и ориентацией выпускников на службу в органы внутренних дел.

3. Начальнику ЦОКР МВД России Юдину А.В. во втором полугодии 2009 года разработать целевые комплексные программы информирования населения об условиях службы в органах внутренних дел.

4. Командирам соединений и частей внутренних войск МВД России совместно с руководителями органов внутренних дел проводить организаторскую работу по отбору на службу в органы внутренних дел увольняемых в запас военнослужащих, способных по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья проходить службу в органах внутренних дел.

5. Обеспечить изготовление бланков, предусмотренных Инструкцией :

5.1. ДТ МВД России (Лукьянову В.В.) - для центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России (по заявкам).

5.2. Подразделениям материально-технического и хозяйственного обеспечения главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, образовательным и научно-исследовательским учреждениям - по заявкам подразделений по работе с личным составом этих подразделений самостоятельно в пределах выделенных на эти цели ассигнований.

6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

к Приказу МВД России

от 19 мая 2009 г. N 386

О ПОРЯДКЕ ОТБОРА ГРАЖДАН НА СЛУЖБУ (РАБОТУ) В ОРГАНЫ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Основной целью отбора является прием на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации <*> граждан, способных добросовестно и качественно выполнять возложенные на них обязанности при прохождении службы (работы) в органах внутренних дел.

<*> Далее - "органы внутренних дел".

2. Лица, принимаемые на службу в органы внутренних дел, должны отвечать требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел статьями 8 и 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 14, ст. 1212; 2007, N 10, ст. 1151; N 49, ст. 6072; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6235) <*>, разделом IV Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 апреля 2000 г. регистрационный N 2190) <**>.

<*> Далее - "Положение".

<**> Далее - "Инструкция о порядке применения Положения о службе".

Положения Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации <*>, за исключением раздела IV Инструкции, не распространяются на граждан, поступающих на должности федеральной государственной гражданской службы.

<*> Далее - "Инструкция".

3. Требования, предъявляемые к деловым (профессиональным) качествам граждан, принимаемых на службу в органы внутренних дел, определяются должностными обязанностями сотрудников органов внутренних дел, предусмотренными штатной должностью, а также целями и задачами, стоящими перед подразделением, в которое планируется назначение кандидата на службу.

II. Отбор кандидатов на службу (работу) в органы

4. Работа по отбору кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел является одним из направлений их деятельности. Ее организация возлагается на руководителей органов внутренних дел, руководителей их структурных подразделений, в которых предполагается использовать кандидатов, а также на заместителя начальника по работе с личным составом (подразделение по работе с личным составом, помощника начальника по кадрам) <*>.

<*> Далее - "подразделения по работе с личным составом".

Результаты работы по отбору кадров на службу в органы внутренних дел отражаются в годовых отчетах. Итоги этой работы обсуждаются ежегодно на коллегиях или оперативных совещаниях, определяются пути ее совершенствования.

5. Основными направлениями деятельности по отбору кандидатов являются:

информирование населения о порядке приема на службу (работу) в органы внутренних дел и условиях службы (работы);

профессионально-ориентационные мероприятия с населением по вопросам службы (работы) в органах внутренних дел;

непосредственный поиск кандидатов;

первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом.

6. Информирование населения о порядке приема и условиях службы (работы) в органах внутренних дел осуществляется под руководством подразделения по работе с личным составом. Оно проводится, как правило, на основе специальных целевых программ, носящих комплексный характер, с использованием средств массовой информации, рекламы. Их разработка и проведение осуществляются сотрудниками кадровой службы с участием заинтересованных структурных подразделений органов внутренних дел, центров общественных связей и пресс-служб.

7. Проведение профессионально-ориентационных мероприятий с определенными группами населения (как правило, подпадающими под возрастные критерии отбора) по вопросам службы (работы) в органах внутренних дел организуется подразделениями по работе с личным составом и руководителями структурных подразделений органов внутренних дел. Кроме того, они могут проводиться путем личных встреч и отчетов руководителей и сотрудников органов внутренних дел, членов советов ветеранов перед населением, различными коллективами.

8. Непосредственный поиск кандидатов проводится руководителями и сотрудниками кадровых служб и структурных подразделений органов внутренних дел. Он включает в себя:

целенаправленную работу по отбору кандидатов в образовательных учреждениях профессионального образования, воинских частях и военных комиссариатах, трудовых коллективах, центрах занятости;

публикацию объявлений о вакансиях должностей сотрудников (работников) в конкретном органе внутренних дел;

направление запросов в образовательные учреждения профессионального образования, в общественные организации (общества), командованию воинских частей (подразделений) относительно кандидатов для замещения вакантных должностей в органе внутренних дел;

9. Работа по отбору кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел носит плановый характер и включается в план работы органа внутренних дел и его структурных подразделений.

Планирование осуществляется с учетом текущей и перспективной потребности в кадрах, возможностей конкретных источников комплектования. При этом анализируются и учитываются потребности в кадрах, связанные с изменением штатной численности, перемещением сотрудников по службе, направлением на учебу, увольнением, а также необходимостью удовлетворения потребностей в кадрах других органов внутренних дел (вышестоящих, расположенных в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, комплектуемых на контрактной основе).

III. Изучение кандидатов для поступления на службу (работу)

в органы внутренних дел

10. Изучение кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел осуществляется в два этапа:

изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического обследования, сдачи испытаний по общей и физической подготовленности.

Кандидаты для поступления на работу испытания по общей и физической подготовленности не сдают.

11. Предварительное изучение кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел организуется руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата, в порядке, определяемом разделом IV Инструкции о порядке применения Положения о службе.

Кандидат, самостоятельно обратившийся в орган внутренних дел по вопросу приема на службу (работу), также направляется для предварительного изучения к руководителю структурного подразделения органа внутренних дел, где возможно его использование.

Кандидат подает заявление (приложение N 1 к Инструкции), заполняет анкету (приложение N 2 к Инструкции), пишет автобиографию (приложение N 3 к Инструкции).

Руководитель структурного подразделения, в котором предполагается использовать кандидата, лично проводит с ним первоначальное разъяснительное собеседование, в ходе которого выясняет достоверность полученных в процессе предварительного изучения данных, мотивы поступления на службу, разъясняет характер предстоящей работы.

В процессе предварительного изучения кандидата в случае необходимости также проводится беседа с родителями, женой (мужем) кандидата. Обращается внимание кандидата и его родственников на характер будущей деятельности, условия службы (работы) в органах внутренних дел в целом и в конкретном структурном подразделении. Они информируются о гарантиях и компенсациях, установленных законодательством для сотрудников (работников) органов внутренних дел.

12. В случае принятия по итогам беседы, указанной в пункте 11 настоящей Инструкции, решения о продолжении предварительного изучения кандидата ему предлагается представить в подразделение по работе с личным составом:

трудовую книжку (за исключением поступающих на работу впервые, работающих на момент изучения по трудовому договору, а также для принимаемых на работу на условиях совместительства);

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (за исключением поступающих на работу впервые);

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

для кандидатов на службу или работу по должностям, требующим специальных знаний или специальной подготовки, - документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Кандидатом могут быть представлены письменные рекомендации о возможности его службы в органах внутренних дел, характеристика с последнего места работы.

Проверка представленных кандидатом документов организуется подразделением по работе с личным составом в установленном порядке.

13. Результаты предварительного изучения кандидата (за исключением принимаемых на работу) оформляются справкой в разделе I заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции). В ней отражается:

каким образом выявлен кандидат (обратился лично; рекомендован как возможный кандидат на службу конкретным сотрудником органа внутренних дел; выявлен в результате целенаправленного поиска или иным образом);

кто и когда проводил разъяснительное собеседование;

как, каким образом и в какие сроки проводилось изучение деловых, личных и нравственных качеств кандидата;

какие профессионально значимые деловые качества выявлены при изучении, насколько уровень общей подготовки кандидата позволяет сделать вывод о возможности освоения должностных обязанностей, приобретения необходимых профессиональных знаний, умений и навыков;

какие выявлены основные качества и свойства личности кандидата;

основные мотивы выбора службы, отношение родственников кандидата к его возможной службе в органах внутренних дел;

другие полученные в ходе изучения сведения и факты, представляющие интерес для принятия решения о соответствии кандидата требованиям и условиям приема на службу.

Справка (раздел) подписывается начальником структурного подразделения органа внутренних дел, в котором проводилось изучение кандидата, и сотрудником, проводившим его изучение.

В отношении кандидатов на работу решение об испытании при заключении трудового договора принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Подразделение по работе с личным составом, получив указание начальника органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность, о продолжении изучения кандидата на службу, направляет его на медицинское освидетельствование, психофизиологическое обследование, организует проверку в целях выявления ограничений в приеме на службу в органы внутренних дел, проверку общей и физической подготовленности, проверку по учетам.

15. Медицинское освидетельствование кандидата проводится с целью определения его годности по состоянию здоровья к службе в органах внутренних дел и виду деятельности (в конкретной должности, по специальности) военно-врачебными комиссиями <*>. Порядок медицинского освидетельствования регламентируется Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 июля 2004 г. N 440 <**>.

<**> Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 2004 г. регистрационный N 5926.

Медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора с кандидатами на работу проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Психофизиологическое обследование кандидата проводится одновременно с медицинским освидетельствованием в центрах психофизиологической диагностики <*> МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации с целью определения их профессиональной пригодности к службе в органах внутренних дел.

17. Результаты медицинского освидетельствования и психофизиологического обследования представляются в подразделение по работе с личным составом, сотрудниками которого они переносятся во второй раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции), со ссылкой на номер документа и дату заключения ВВК, освидетельствовавшей кандидата. Диагнозы выявленных при освидетельствовании заболеваний не отражаются.

Заключения ЦПД о целесообразности использования кандидата в предполагаемой должности носят рекомендательный характер.

Раздел подписывается сотрудником подразделения по работе с личным составом, перенесшим записи заключений.

Кандидаты, признанные годными к службе в органах внутренних дел по состоянию здоровья, допускаются к последующим мероприятиям по отбору.

18. Изучение общей и физической подготовленности кандидата на службу в органы внутренних дел проводит подразделение по работе с личным составом в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Результаты проверки уровня общей и физической подготовленности заносятся сотрудником подразделения по работе с личным составом в третий раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел.

IV. Проверка кандидатов, принимаемых на службу (работу)

в органы внутренних дел

19. Проверка кандидатов, принимаемых на службу в органы внутренних дел <*>, проводится с целью установления сведений, являющихся ограничениями в приеме на службу в органы внутренних дел, установленными статьей 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" <**> и статьей 9 Положения. Проверка проводится с письменного согласия проверяемого лица путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

<*> Далее - "проверка".

<**> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2005, N 13, ст. 1078; N 19, ст. 1752; 2006, N 31, ст. 3452.

Проверочные мероприятия на граждан, принимаемых на работу, на должности федеральной государственной гражданской службы осуществляются в случаях, когда по характеру занимаемой ими должности им необходим доступ к государственной тайне.

Проверка подразделяется на полную, неполную, местную и дополнительную.

20. Полной проверке подлежат лица:

принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе направляемые на учебу в образовательные учреждения МВД России;

принимаемые на работу на должности, предусматривающие оформление допуска к государственной тайне по первой и второй формам допуска.

21. Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в органы внутренних дел в качестве работников (за исключением лиц, указанных в пункте 20 Инструкции).

22. Местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности государственных гражданских служащих и работников (за исключением лиц, указанных в пунктах 20 и 21 Инструкции).

23. Полная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников.

В процессе полной проверки осуществляются следующие мероприятия:

проверка по учетам органов внутренних дел кандидата, его жены (мужа) и их близких родственников;

проверка по месту жительства кандидата;

подтверждение данных в необходимых случаях через соответствующие органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, иные органы.

24. Неполная проверка проводится в отношении кандидата, его жены (мужа) и близких родственников, проживающих совместно с кандидатом, и включает в себя:

проверку по учетам органов внутренних дел;

проверку по месту жительства кандидата.

25. Местная проверка проводится в отношении самого кандидата по учетам органов внутренних дел.

26. Для проведения проверки кандидатов составляется план проведения проверки по форме согласно приложению N 5 к Инструкции, который утверждается руководителем подразделения, имеющим право приема на должность, и скрепляется печатью подразделения установленного образца. Она проводится по формам и в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.

Проверка по учетам органов внутренних дел осуществляется:

по оперативно-справочным учетам ГИАЦ МВД России, информационных центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;

по учетам отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

по учетам подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.

27. Запросы о проверке, оформляемые в виде требований, направляются:

в отношении кандидата - в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту его рождения и регистрации по месту жительства. При необходимости - в органы внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в том числе по прежнему;

в отношении жены (мужа) кандидата и их близких родственников - в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по месту их рождения и регистрации по месту жительства, при необходимости - по прежнему месту жительства.

28. Проверка по учетам органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации <*> проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<*> Далее - "ФСБ России".

29. Запросы на проверку по учетам органов ФСБ России направляются через соответствующие информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.

30. На лиц, уволенных с военной службы, службы в правоохранительных органах (если с момента увольнения прошло не более одного года), мотивированные запросы направляются по месту прохождения службы.

31. В запросах, направляемых в соответствии с пунктами 29. 30 Инструкции, наряду с другими установочными данными кандидата указываются:

цель проверки, которая позволила бы определить, какого рода информацию необходимо получить в результате проверки (например, подтверждение прохождения службы, употребление наркотических средств);

где проходил службу проверяемый, период службы, занимаемая им должность.

32. В целях установления деловых, личных и нравственных качеств кандидата проводится проверка по месту жительства соответствующими органами внутренних дел.

В материалах проверки по месту жительства кандидата отражаются сведения о его образе жизни, поведении в быту, взаимоотношениях в семье и с окружающими, отзывы о кандидате его родственников, соседей, других лиц, при необходимости - иные сведения.

В обязательном порядке в проверке по месту жительства фиксируются сведения о привлечении кандидата к административной ответственности, доставлении в медицинский вытрезвитель.

Если проверяемый проживает в данной местности менее года, то указанная проверка проводится и по прежнему месту жительства.

33. Если кто-либо из близких родственников кандидата состоит на службе в органах внутренних дел или в других правоохранительных органах, федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрено проведение проверки при приеме на службу (работу), соответствующее подразделение по работе с личным составом запрашивает ее результаты. После получения ответа проверка на указанных лиц не проводится.

34. Все полученные в результате проверки данные должны быть тщательно изучены, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и справкой о предварительном изучении кандидата. При наличии расхождений данные уточняются. На указанные в настоящем пункте сведения распространяются положения законодательства Российской Федерации о персональных данных.

35. После окончания проверки сотрудником кадровой службы составляется заключение о ее результатах по форме согласно приложению N 6 к Инструкции.

При получении сведений, которые могут препятствовать прохождению службы, в заключении обосновывается возможность приема (или отказа в приеме) кандидата на службу в органы внутренних дел. При этом следует объективно рассмотреть и оценить все характеризующие кандидата сведения.

36. Материалы проверки докладываются для согласования начальнику органа внутренних дел (подразделения), который имеет право назначения на должность (приема на работу). Ее результаты заносятся в четвертый раздел заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции). Раздел подписывается сотрудником подразделения по работе с личным составом, проводившим проверку.

37. Материалы проверки подшиваются в отдельную папку, пронумеровываются и вносятся в опись документов этой папки. Папка хранится в личном деле сотрудника органов внутренних дел (работника) и имеет одинаковый с ним номер <*>.

<*> Материалы проверки работников, на которых личные дела не ведутся, хранятся в специально заведенном для этих целей деле.

38. Дополнительная проверка кандидата проводится при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам, связанным с биографией кандидата (сотрудника), а также в случае приема на службу лиц, ранее проходивших службу в органах внутренних дел, в иных правоохранительных органах. Результаты дополнительной проверки отражаются в заключении (приложение N 6 к Инструкции) и приобщаются к основным материалам проверки.

39. Материалы проверки кандидатов, не принятых на службу в органы внутренних дел, по истечении сроков хранения уничтожаются.

V. Принятие решения о приеме кандидата на службу (работу)

40. По окончании изучения и проверки кандидата сотрудник подразделения по работе с личным составом оформляет заключение о приеме на службу в органы внутренних дел (приложение N 4 к Инструкции).

По результатам изучения кандидата даются предложения о приеме на службу в органы внутренних дел, назначении на должность (стажером по должности). Вывод подписывается руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата, сотрудником подразделения по работе с личным составом, проводившим его изучение, и согласовывается с заместителем начальника органа внутренних дел, курирующим данное структурное подразделение, а также с руководителем подразделения по работе с личным составом органа внутренних дел, начальник которого имеет право назначения на должность. В случаях, предусмотренных статьей 12 Положения, даются рекомендации об установлении и продолжительности испытательного срока, предложения о закреплении за принимаемым в качестве стажера по должности наставника.

Вывод и рекомендации должны основываться на материалах предварительного изучения кандидата и записываться в четких, сжатых и конкретных формулировках <*>.

<*> Например: "Считаю возможным назначить ФИО стажером по должности дознавателя с установлением испытательного срока шесть месяцев. Полагаю необходимым закрепить наставником старшего дознавателя майора милиции ФИО.".

41. Решение о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел принимается начальником органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность, и скрепляется печатью подразделения установленного образца. Оно оформляется в конце заключения с указанием должности, на которую предполагается назначить кандидата. При назначении кандидата стажером по должности в решении указывается продолжительность испытательного срока, определяется наставник.

42. Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу (работу) в органы внутренних дел, дают обязательство о неразглашении сведений согласно приложению N 7 к Инструкции. Кандидат также обязуется в возможно короткий срок сообщать в подразделение по работе с личным составом обо всех изменениях в его анкетных данных.

43. При назначении кандидата на службу в органы внутренних дел стажером по должности с испытательным сроком начальник структурного подразделения, в котором работает стажер, обеспечивает дальнейшее изучение его деловых и личных качеств. Результаты изучения стажера, его подготовленность к службе в органах внутренних дел, степень соответствия требованиям по должности, на которой его предполагается использовать, отражаются в заключении о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока (приложение N 2 к Инструкции о порядке применения Положения о службе).

44. Если кандидат не может в настоящее время быть назначен на должность или стажером по должности по причинам, не препятствующим приему его на службу, то данное обстоятельство не может служить основанием для окончательного отказа в приеме на службу. Его кандидатура может быть рассмотрена впоследствии при наличии вакантных должностей.

Материалы изучения данного кандидата хранятся в подразделении по работе с личным составом вместе с материалами проверки и считаются действительными в течение шести месяцев с момента утверждения их начальником органа внутренних дел.

45. В случае, если кандидат не может быть принят на службу в органы внутренних дел, запись об этом делается в соответствующем разделе заключения о приеме на службу в органы внутренних дел сотрудником, проводившим его изучение. При этом дальнейшее изучение кандидата прекращается, о чем ставится в известность руководитель структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагалось использовать кандидата, а также сам кандидат с указанием причин, препятствующих его приему на службу (с учетом требований, изложенных в пункте 17 Инструкции).

Отказ от приема на работу оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

к Инструкции о порядке отбора

граждан на службу (работу)

в органы внутренних дел

к Инструкции о порядке отбора

граждан на службу (работу)

в органы внутренних дел