Руководства, Инструкции, Бланки

Учетная Политика Для Ук Применяющих Усн На 2015 Год Образец img-1

Учетная Политика Для Ук Применяющих Усн На 2015 Год Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ об учетной политике на 2011 год усн образец - База информации

Приказ об учетной политике

Приказ об учетной политике предприятия на 2016 год. Применять усн (приказ.). Образец. Образец составления учетной. Политики при усн на 2015 год или. Подготовка приказа об учетной политике. Приказ об учетной. На 2011 г. и сразу. Заказать комплект документов по учетной политике. Приказ. 2011 года 402. Политике на 2013.

Открыто составление учетной политики на 2011 год. Учетной политики на 2011. Усн и сейчас. Изменения в учетной политике. Скачать образец учетной. На 2011 год в связи с. Эта страница посвящена учетной политике на 2011. Образец учетной. Политике на 2011 год. Приказ об учетной. Положения об учетной политике для целей. На 2013 год образец.

Изменения в учетной политике. Готовый образец учетной. На 2011 год в связи с. Поэтому в своей учетной политике. Новый образец учетной. По усн за 2015 год. Учетная политика для целей налогообложения усн на 2015 год (доходы. Приказ утвердить на 2011 год учетную политику ооо абс для.).

Видео

Другие статьи

Как настроить учетную политику УСН в бухгалтерии 8, 3, Другое - Ответы экспертов 1С на вопросы по бухгалтерии

Учетная политика для целей УСН

Обратите внимание! Начиная с релиза 3.0.33 конфигурации "1С:Бухгалтерия 8" используется новый интерфейс "Такси". Подробнее см. здесь .

Наряду с интерфейсом "Такси" сохраняется и прежний интерфейс "1С:Предприятия 8". Пользователь может выбирать вид интерфейса в настройках программы (см. здесь ).

Данный пример приведен для интерфейса "Такси".

Параметры учетной политики для целей УСН в программе указываются на закладке " УСН " формы " Учетная политика " для системы налогообложения " Упрощенная " (рис. 1).

Объект налогообложения и ставка налога

В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения при применении УСН признаются:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, если только налогоплательщик не является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления (п.п. 2. 3 ст. 346.14 НК РФ ).

Объект налогообложения и ставка налога указывается в области реквизитов "Объект налогообложения" (рис. 2).

Для объекта налогообложения "Доходы" налоговая ставка фиксируется в размере 6% и не может быть изменена.

Для объекта налогообложения "Доходы минус расходы" по умолчанию предлагается ставка 15%. Если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации налог уплачивается по более низкой ставке, в поле "Налоговая ставка" указывается ставка, по которой уплачивается налог.

Если объектом налогообложения являются "Доходы минус расходы", то для учета используются все регистры накопления подсистемы "УСН". Для объекта налогообложения "Доходы" налоговый учет ведется только с использованием регистра "Книга учета доходов и расходов (раздел I)" и только для учета доходов.

Переход на упрощенную систему налогообложения

В соответствии со ст. 346.13 НК РФ организации и ИП, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В форме указывается дата перехода на упрощенную систему налогообложения, реквизиты уведомления о переходе на УСН (рис. 3).

Если до перехода на УСН организация применяла общую систему налогообложения и определяла доходы и расходы методом начисления, то в форме необходимо установить флажок "Контроль положений переходного периода" (рис. 4), т.е. контроль положений, установленных п. 1 ст. 346.25 НК РФ .

Порядок отражения авансов от покупателей

Параметр учетной политики "Основной порядок отражения авансов от покупателей" позволяет определить правило, в соответствии с которым в программе будут учитываться полученные авансы. В соответствии с выбором налогоплательщика указанный параметр устанавливается для организации в целом и может принимать одно из следующих значений (рис. 5):

Вариант "Доходы комитента" доступен, если включена функциональность "Продажа товаров и услуг комитентов (принципалов)".

В том случае, если выбран порядок отражения авансов "Доходы УСН" и при отражении аванса этот порядок не изменен в документе, то в регистре "Книга учета доходов и расходов (раздел I)" будет зафиксирован доход для целей УСН (рис. 6).

В том случае, если выбран порядок отражения авансов "Доходы комитента" или при отражении аванса установлен этот порядок в документе, то в регистре "Книга учета доходов и расходов (раздел I)" не будет зафиксирован доход для целей УСН (рис. 7).

Для объекта налогообложения "Доходы минус расходы" доступна кнопка <Порядок признания расходов. > для перехода в форму с перечнем событий, выполнение которых необходимо для признания расходов, уменьшающими налоговую базу по единому налогу (рис. 8).

Для расходов каждого вида предусмотрен свой перечень критериев признания. События, которые должны произойти для того, чтобы программа учла расходы при определении налоговой базы, отмечаются флажками. При этом для отдельных событий флажки проставлены и при этом отсутствует возможность их снять. Это означает, что для признания расхода это событие должно обязательно произойти.

Для материальных расходов обязательными условиями признания расходами, уменьшающими полученные доходы, являются оприходование материалов (событие "Поступление материалов" и оплата (событие "Оплата материалов поставщику").

В перечне указаны еще два события "Передача материалов в производство" и "Уменьшение расходов на остаток незавершенного производства". Они присутствуют потому, что до 31 января 2008 г. включительно действовала норма, разрешающая включать в состав расходов стоимость оплаченных материалов только по мере их списания в производство. При этом налоговые органы высказывали мнение, что этого недостаточно, и признать расходами, уменьшающими полученные доходы, можно только те отпущенные в производство материалы, из которых уже получена готовая продукция (т.е. без учета материалов в незавершенном производстве).

Согласно текущей редакции пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ для признания материальных расходов на приобретение сырья и материалов достаточно принять их к учету и оплатить. Таким образом, для учета расходов на приобретение материалов в соответствии с действующим на текущий момент законодательством нет необходимости устанавливать флажки "Передача материалов в производство" и "Уменьшение расходов на остаток незавершенного производства".

Расходы на приобретение товаров

Для расходов на приобретение товаров обязательными условиями являются оприходование товаров (событие "Поступление товаров") и оплата (событие "Оплата товаров поставщику").

В перечне условий признания расходов на приобретение товаров указаны еще два события: "Реализация товаров" и "Получение дохода (оплаты от покупателя)".

Первое событие прямо поименовано в пп. 2. п. 2 ст. 346.17 НК РФ. в котором сказано, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, признаются по мере реализации указанных товаров. Таким образом, для учета расходов на приобретение товаров в соответствии с действующим законодательством необходимо установить флажок "Реализация товаров".

По второму событию "Получение дохода (оплаты от покупателя)" вынесено решение Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 808/10. побудившее Минфин России (письмоот 29.10.2010 № 03-11-09/95 ) изменить свою позицию относительно момента реализации товаров. Таким образом, при настройке параметров учетной политики начиная с 2011 года налогоплательщик может не устанавливать флажок "Получение дохода (оплаты от покупателя)", не опасаясь за налоговые последствия.

Для сумм входящего НДС обязательными условиями признания в расходах является предъявление суммы налога поставщиком (событие "НДС предъявлен поставщиком") и уплата налога (событие "НДС уплачен поставщику").

В перечне событий указано дополнительное условие: для признания НДС в расходах должны быть "Приняты расходы по товарам (работам, услуг)", к которым они относятся. Ввиду неоднозначности положения каждый налогоплательщик должен самостоятельно принять решение по этому вопросу и либо оставить (значение по умолчанию) либо снять флажок "Приняты расходы по товарам (работам, услугам)".

Дополнительные расходы, включаемые в себестоимость

Для дополнительных расходов, включаемых в себестоимость, обязательными условиями являются их принятие к учету (событие "Поступление дополнительных расходов") и оплата (событие "Оплата поставщику"). Еще одно условие – "Списание запасов" (к которым относятся дополнительные расходы) является вариативным. Его необходимо синхронизировать с аналогичным условием признания расходов по запасам.

Для признания таможенных платежей расходами, учитываемыми при определении налоговой базы, предусмотрено три условия.

Первые два условия "Ввоз товаров оформлен" и "Таможенные платежи уплачены" являются обязательными. Для этих условий изменение настройки не предусмотрено.

Третье условие "Товары списаны" является вариативным. Программа следующим образом отрабатывает это условие. Если флажок "Товары списаны" не установлен, то таможенные платежи учитываются в расходах полностью (в регистр КУДиР вносятся записи о расходах, уменьшающих полученные доходы) при проведении документа "ГТД по импорту". Если флажок "Товары списаны" установлен, то включение таможенных платежей в расходы, на которые уменьшаются доходы текущего периода, производится регламентной операцией закрытия месяца "Списание таможенных платежей для УСН". Сумма принимаемых расходов в этом случае определяется пропорционально стоимости реализованных товаров, при ввозе которых таможенные платежи уплачены. Если налогоплательщик хочет избежать возможных претензий со стороны налоговых органов, то в настойках порядка признания расходов должен быть установлен флажок "Товары списаны" (значение по умолчанию).

Режим налоговых каникул

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2015 года и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах (абз. 1 п. 4 ст. 346.20 НК РФ ).

Указанные лица вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. При этом если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, минимальный налог, предусмотренный п. 6 ст. 346.18 НК РФ не уплачивается.

Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности .

При использовании права на налоговые каникулы следует учитывать, что по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

  • ограничения средней численности работников;
  • ограничения предельного размера доходов от реализации, получаемых при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов.

В случае нарушения установленных ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, установленным для "обычных" налогоплательщиков.

Если пользователь - индивидуальный предприниматель имеет право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов и решил этим правом воспользоваться, то в учетной политике нужно установить флажок "Режим налоговых каникул" (рис. 9).

Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

Перенос убытков на будущее

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК РФ

Рассмотрим таблицу 2.1 более подробно. Различия между объектами налогообложения заключаются в применении при исчислении единого налога разных налоговых ставок и порядке формирования налоговой базы. Если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания.

Если объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Налогового Кодекса РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов,

Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения

Налоговым периодом УСН признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года

Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно:

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Сроки уплаты налога:

- По итогам отчетного периода: 25 апреля, 25 июля, 25 октября;

- По итогам налогового периода: не позднее 31 марта.

Основные изменения в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения, касающиеся применения в 2009 году упрощенной системы налогообложения, были внесены федеральными законами: ФЗ от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ, ФЗ от 24.11.2008 г. № 208-ФЗ, ФЗ от 26.11.2008 № 224-ФЗ. Рассмотрим их по порядку.

В соответствии с новой редакцией п.2 статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ с 1 января 2009 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, помимо единого налога обязаны уплачивать в ряде случаев и налог на прибыль.

Установлено пять случаев, когда организация, уплачивающая единый налог, является также плательщиком налога на прибыль с исполнением всех обязанностей налогоплательщика в соответствии с главой 25 Налогового Кодекса РФ (эти случаи предусмотрены пп.3 и 4 статьи 284 Налогового Кодекса РФ):

1) уплата налога на прибыль по ставке 0 процентов по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов (при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей);

2) уплата налога на прибыль по ставке 9 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций прочими российскими организациями;

3) уплата налога на прибыль по ставке 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

4) уплата налога на прибыль по ставке 9 процентов - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

5) уплата налога на прибыль по ставке 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Следовательно, с 1 января 2009 года льгота, касающаяся освобождения от уплаты налога на прибыль организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не касается доходов этих организаций, полученных в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам.

С 1 января 2009 года индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны параллельно уплачивать налог на доходы физических лиц в случае получения трех видов доходов:

1) налог по ставке 35 процентов в отношении:

- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 рублей в год;

- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения 2 / 3 ставки при займах в рублях и 9% при займах в иностранной валюте;

2) налог по ставке 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

3) налог по ставке 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, будут заменять единым налогом только те доходы, которые облагаются налогом на доходы физических лиц по основной ставке 13%. Получение доходов по иным ставкам будет требовать отдельной уплаты НДФЛ по данным доходам и декларирования НДФЛ в общеустановленном порядке.

Перечень расходов также претерпел некоторые изменения. С 1 января 2009 года в соответствии с новой редакцией подпункта 7 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса РФ к расходам относятся расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности.

Ранее страхование ответственности в данный перечень расходов не входило. Следовательно, включению в состав расходов с 1 января 2009 года подлежат, в частности, самые распространенные расходы на страхование ответственности – расходы на обязательное страхование автогражданской ответственности.

В новой редакции Кодекса исключено требование об отнесении на расходы сумм суточных и полевого довольствия только в пределах норм, утвержденных Правительством РФ. Также исключается требование о том, что расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

Также с 1 января упрощен порядок отнесения убытков на расходы при упрощенной системе налогообложения. Теперь будет действовать меньшее количество ограничений при уменьшении налоговой базы на сумму убытка, полученную в предыдущих налоговых периодах (п.7 статьи 346.18 Налогового Кодекса РФ).

Правило о том, что расчет убытка и уменьшение налоговой базы на его величину производятся только по итогам налогового периода и не затрагивают отчетные периоды, сохранилось. Однако в данную норму Кодекса внесено несколько полезных для налогоплательщика изменений. Так, принципиально изменен подход к доле убытка, относимой на налоговую базу в будущем.

Ранее применялся лимит в 30% - убыток не мог уменьшать налоговую базу более чем на 30%, а оставшаяся сумма убытка могла переноситься на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.

С 1 января 2009 года налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, без какого-либо ограничения доли убытка в налоговой базе. Напротив, установлена норма о том, что убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Введено также долгожданное правило, как действовать в том случае, если убыток по итогам налогового периода был получен не однажды: "Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены."

Введено также правило сохранения права на перенос убытка в случае реорганизации налогоплательщика: "В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, установленных Кодексом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации."

Непосредственно Кодексом закреплено требование о том, что налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Следовательно, в том случае, если налогоплательщик переносит убытки на будущее и если перенос затянулся на срок более четырех лет, уже нельзя по общим правилам, установленным частью первой Налогового Кодекса РФ, уничтожить документы, подтверждающие право на такой перенос – эти документы необходимо продолжать хранить.

Упрощенная система налогообложения на основе патента, введенная с 1 января 2006 года, за три года большого распространения в России не получила, хотя такой формат упрощенной оплаты налога достаточно удобен на практике. Причиной тому – очень жесткие условия ее применения.

С 1 января 2009 года условия применения упрощенной системы налогообложения по патенту становятся существенно либеральнее и удобнее для предпринимателей-практиков.

Прежде всего, с нового года совершенно не обязательно для применения «упрощенки» по патенту заниматься только одним видом предпринимательской деятельности, включенным в список разрешенных к применению патента видов деятельности – можно заниматься несколькими видами такой деятельности.

Во-вторых, принципиальным становится то, что ИП получает право нанимать работников и не терять право на применение «упрощенки» по патенту. В соответствии с новым п.2.1 статьи 346.25.1 Налогового Кодекса РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пять человек.

Также с 1 января 2009 года снимается ограничение на срок действия патента. Ранее патент мог быть выдан на срок не менее календарного квартала. С 1 января 2009 года патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Следовательно, патент можно взять на любой срок не меньше одного месяца. Не обязательно на квартал, полугодие, девять месяцев или целый год.

Уточено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, ведут налоговый учет доходов в порядке, установленном статьей 346.24 Кодекса. То есть книга учета доходов и расходов не отменяется, но колонку 5 с расходами заполнять совершенно не нужно.

Еще одно интересное правило было введено Федеральным законом от 26.11.08 № 224-ФЗ. С этого года субъекты Российской Федерации могут устанавливать свои ставки для объекта налогообложения «доходы минус расходы». Местная ставка должна находиться в диапазоне от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 Налогового Кодекса РФ). Раньше для объекта налогообложения «доходы за минусом расходов» была предусмотрена единая федеральная ставка 15 процентов, обязательная для всех регионов. Новым правом воспользовались Кемеровская, Псковская и Липецкая области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ — здесь для некоторых налогоплательщиков ставка понижена до 5 процентов. До 10 процентов уменьшили ставку Ростовская область и Якутия.

Самое ожидаемое изменение - в соответствии с новой редакцией статьи 346.23 Налогового Кодекса РФ с 1 января 2009 года налоговые декларации по единому налогу при упрощенной системе налогообложения всеми налогоплательщиками – и организациями, и ИП – сдаются в налоговый орган один раз в год, по итогам налогового периода. Как и ранее, годовые декларации представляются организациями в срок до 30 марта года, следующего за налоговым периодом, а ИП – в срок до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Но отсутствие необходимости сдавать декларации по итогам отчетного периода (квартала) не означает, что не нужно уплачивать налог. Правило о том, что авансовые платежи по налогу уплачиваются в срок не позднее 25 числа, следующего за отчетным периодом, сохранено и на 2009 год. Следовательно, авансовые платежи при УСН уплачиваться будут, а декларация сдаваться не будет.

В соответствии с п. 3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Но, как показывает практика, освобождение от ведения бухгалтерского учета по своей сути формально.

Во-первых, бухгалтерский учет организации все-таки нужен с практической точки зрения - наилучшим образом покажет финансовое положение фирмы и поможет всесторонне оценить результаты ее деятельности.

Во-вторых, в большинстве случаев у организаций - "упрощенцев" возникает необходимость вести бухучет в силу иных законов.

Так, например, бухгалтерский учет нужно вести акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью. Это следует из ряда норм Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (см. например, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 35, п. 2 ст. 42, ст. 78 и др.) и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (см. например, абз. 2 п. 1 ст. 18, ст. 23, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 49 и др.).

По существу вопроса - несмотря на освобождение от обязанности вести бухгалтерский учет, акционерным обществам и ООО необходимо составлять бухгалтерскую отчетность по данным об имущественном и финансовом положении, а также по результатам хозяйственной деятельности. Это обеспечивает права собственников на получение информации о деятельности общества.

Необходимость вести бухгалтерский учет может возникнуть и в других случаях, предусмотренных законом, а также при совмещении УСН и ЕНВД, т.к. организации, которые применяют ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учет.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Что касается налогового учета, то при использовании УСН налогоплательщики должны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения".

В соответствии с данным документом в Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога. Ведение Книги учета доходов и расходов, а также документирование фактов предпринимательской деятельности осуществляется на русском языке.

В соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса РФ общий срок хранения налогоплательщиком данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги составляет четыре года. Если же организация воспользовалась правом переноса убытка на будущее, то срок хранения Книги возрастает, вплоть до 14 лет (п. 7 ст. 346.18 Налогового Кодекса РФ).

Книга учета доходов и расходов может вестись на бумажных носителях либо в электронном виде, открывается на один календарный год. Она должна быть прошнурована и пронумерована с указанием на последней странице числа страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии), а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения.

При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком Книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.

Исправление ошибок в Книге учета доходов и расходов допускается, но должно быть обосновано, и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при ее наличии).

Книга учета доходов и расходов состоит из трех разделов:

Раздел I "Доходы и расходы" – в данном разделе на основании первичных документов указывается содержание регистрируемой хозяйственной операции и сумма дохода или расхода по ней. Учет доходов и расходов ведется за каждый квартал отдельно. В Книге отражаются все полученные доходы, в том числе в отдельной графе доходы, учитываемые при расчете единого налога.

Аналогично отражаются и расходные операции: показываются все понесенные расходы и обособленно учитываемые при налогообложении. Расходные операции отражаются только налогоплательщиками, выбравшими объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Раздел II "Расчет расходов на приобретение основных средств, принимаемых при расчете налоговой базы по единому налогу" - устанавливает порядок учета расходов по основным средствам, как по новым, так и по приобретенным до применения упрощенной системы.

Данный раздел заполняется только налогоплательщиками с объектом обложения "доходы, за вычетом расходов". Данные по приобретенным и оплаченным объектам основных средств отражаются в расчете позиционным способом по каждому объекту отдельно.

В отдельных графах данного раздела указывается наименование объекта в соответствии с техническим паспортом, инвентарными карточками и иными документами; дата, а также наименование и номер документа, подтверждающего факт ввода в эксплуатацию объекта основных средств; число, месяц и год оплаты основных средств на основании первичных документов (платежное поручение, квитанция к приходному кассовому ордеру, иные документы, подтверждающие факт оплаты).

Также отражается первоначальная и остаточная стоимость основного средства, срок его полезного использования и количество кварталов эксплуатации в отчетном (налоговом) периоде оплаченного и введенного в эксплуатацию основного средства. Здесь же отражается и сумма расходов на приобретение основного средства, подлежащая включению в состав расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу за отчетный (налоговый) период.

Данный раздел также заполняется за каждый квартал отдельно. Итоговая сумма расходов за квартал (а не за отчетный период в целом) переносится последней записью в Раздел 1 в графу расходы.

Раздел III "Расчет налоговой базы по единому налогу" – в данном разделе отражается сумма полученных доходов и расходов, учитываемых при расчете единого налога за отчетный (налоговый) период исходя из данных раздела 1, и формируется налоговая база по налогу. На основании данных этого раздела заполняется налоговая декларация.

На примере малого предприятия ООО «Компания ЭкСи»покажем современное состояние упрощенной системы налогообложения в главе 3.

3.1 Специфика деятельности предприятия

Полное фирменное наименование объекта исследования – общество с ограниченной ответственностью "Компания ЭкСи". Данное предприятия входит в состав холдинга ЗАО "Электрокомплектсервис", который является одним из крупнейших поставщиков электротехнической продукции на рынке России. Основной вид деятельности Холдинга – торговля электротехническими товарами. На предприятии работает более 3 000 работников. Имеет широкую торговую сеть в крупных городах России. По организации и ведению бухгалтерского учёта, а также составлению отчетности, в ЗАО "Электрокомплектсервис" применяется Общая система налогообложения.

В состав Холдинга входят несколько предприятий – дистрибьюторов, работающих по упрощенной системе налогообложения. Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость, оптимизации налогообложения.

Основным видом деятельности ООО "Компания ЭкСи" является реализацией услуг, сдачей нежилых помещений в аренду. ООО "Компания ЭкСи" начала свою деятельность в июле 2004 года. 29 июля 2004г. компания получила свидетельство о постановке на учет в федеральной налоговой службе с присвоением идентификационного номера налогоплательщика. Свою официальную коммерческую деятельность фирма начала с июля 2004 года с занесения в единый государственный реестр юридических лиц. Фирма зарегистрирована по адресу: г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, д.47.

Основной задачей деятельности общества является – удовлетворение потребности населения в товарах, продукции, работах, услугах.

Для обеспечения деятельности общества согласно законодательству, образуется уставный капитал общества. Уставный капитал образуется за счет вкладов учредителей. Минимальный размер уставного капитала для ООО составляет 100 МРОТ (10 000 рублей). В соответствии с действующим законодательством на момент государственной регистрации юридического лица, при открытии расчётного счёта в банке необходимо оплатить не менее 50 % заявленного уставного капитала. Оставшаяся часть оплачивается в течение одного года с момента государственной регистрации. Вкладом в уставный капитал Общества могут быть денежные средства, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку. Размер уставного капитала ООО "Компания ЭкСи" составляет 10 000 рублей, который состоит из 100 долей номинальной стоимостью 100 рублей каждая.

Учредителем ООО является физическое лицо.

Имущество состоит из вклада учредителя – это общая долевая собственность учредителя. На момент образования предприятия Уставный фонд составлял 10 000 рублей.

Уставный капитал ООО "Компания ЭкСи" образован единственным учредителем в лице Соловьева С.Ю. Учредитель является генеральным директором ООО.

Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Согласно Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ члены ООО отвечают по обязательствам только в размере внесенных ими вкладов и не отвечают личным имуществом. ООО "Компания ЭкСи" образовано полностью как частная компания. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. По организации и ведению бухгалтерской отчётности, а также составлению отчётности, в ОО "Компания ЭкСи" применяется Упрощенная система налогообложения.

ООО "Компания ЭкСи" применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы за минусом расходов по ставке 15 %.

Ведение учета на предприятии ведется частично вручную (расчет заработной платы, расчет единого налога), и частично с использованием программы 1С: Предприятие – Упрощенная система налогообложения. Учетная политика на 2009 год на предприятии отсутствует.

Для налогового учета предприятия составляются налоговые декларации по УСН, заполняется Книга учета доходов и расходов, расчеты и декларации по страховым взносам в пенсионный фонд. Также ежеквартально заполняется расчетная ведомость по средствам социального страхования.

К основным доходам организации относятся поступления на расчетный счет или в кассу организации от юридических и физических лиц за оказанные услуги.

К основным постоянным расходам предприятия можно отнести:

- заработную плату работников и отчисления с нее,

- арендные и коммунальные платежи,

- оплата услуг банка,

- расходы на услуги связи,

- расходы на рекламу,

- расходы на выплату процентов за пользование заемными средствами,

- расходы на канцелярские принадлежности,

- расходы на обслуживание кассового аппарата.

Расчет начисленной заработной платы в ООО "Компания ЭкСи" производится вручную в расчетных ведомостях, после чего информация заносится в базу данных, производится расчет НДФЛ, ЕСН, а также обобщение данных.

Прочие расходы заносятся в программу 1С. Книга учета доходов и расходов на предприятии формируется в программе 1С. Декларации и расчетные ведомости для квартальной отчетности также формируются с помощью программы 1С.

По окончании каждого квартала бухгалтер предприятия формирует необходимые регистры налогового и бухгалтерского учета.

Схематично алгоритм расчета единого налога можно представить следующим образом:

1. Алгоритм расчета суммы квартального авансового платежа за отчетный период для объекта налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов (рис. 3.1).

Рисунок 3.1 - Алгоритм расчёта суммы квартального авансового платежа

Для расчета налога по окончании года можно использовать следующую схему (рис.3.2).


Рисунок 3.2 - Расчёт налога по окончании года

На примере данных за 1 квартал 2009 года покажем расчёт налогооблогаемой базы и расчёт налога. Налогооблогаемая база рассчитана как разность Доходы – Расходы.

За данный период на расчетный счет предприятия были зачислены следующие суммы, которые показаны в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Суммы, зачисленные на расчётный счёт

Расчет расходов предприятия за первый квартал 2009 года:

В январе 2009 г.:

- была выплачена заработная плата работникам за декабрь 2008 г. – 18000 руб.

- оплачены взносы в пенсионный фонд – 2520 руб.

- оплачены взносы на страхование от несчастных случаев в сумме 0,2% - 36 руб.

- оплачен налог на доходы физических лиц – 2054 руб.

- оплачены услуги банка за ведение счета – 836 руб.

- оплачен счет за телефон – 500 руб. (счет-фактура на сумму 390 руб.)

- оплачены услуги рекламного агентства – 890 руб.

- оплата арендных и коммунальных платежей по счету – 2350 руб.

В феврале 2009 г.:

- была выплачена заработная плата работникам за январь 2009 г. – 19520 руб.

- оплачены взносы в пенсионный фонд – 2733 руб.

- оплачены взносы на страхование от несчастных случаев в сумме 0,2% - 39 руб.

- оплачен налог на доходы физических лиц – 2252 руб.

- оплачены услуги банка за ведение счета – 795 руб.

- оплачен счет за телефон – 570 руб.

- оплачены услуги рекламного агентства – 550 руб.

- оплата арендных и коммунальных платежей по счету – 1970 руб.

- была выплачена заработная плата работникам за январь 2009 г. – 21320 руб.

- оплачены взносы в пенсионный фонд – 2985 руб.

- оплачены взносы на страхование от несчастных случаев в сумме 0,2% - 43 руб.

- оплачен налог на доходы физических лиц – 2486 руб.

- оплачены услуги банка за ведение счета – 1024 руб.

- приобретены канцелярские товары - 2320 руб.

- начислены и оплачены проценты банку за пользование заемными средствами – 270 руб.

- оплачен счет за телефон – 500 руб.

- оплачены услуги рекламного агентства – 1050 руб.

- оплата арендных и коммунальных платежей по счету – 2470 руб. (счет-фактура на сумму 1530 руб.)

- оплачен аванс за рекламу в апреле – 2300 руб.

Расходы организации, принимаемые для расчета единого налога, отражаются вместе с доходами в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Раздел I Книги доходов и расходов, показывающий расходы организации, принимаемы для расчёта единого налога

Справка к разделу I Книги учета доходов и расходов заполняется только по итогам налогового периода (календарного года). Поэтому просто рассчитываем сумму единого налога к уплате в бюджет по итогам 1 квартала 2009 года:

(Доходы – Расходы) х 15 % = (338950 – 89033) х 15 % = 37488 руб.

Всего за квартал было уплачено в бюджет и фонды:

- отчисления в пенсионный фонд – 8238 руб.

- отчисления в фонд социального страхования – 118 руб.

- налог на доходы физических лиц – 6792 руб.

- единый налог – 37488 руб.

Итого: 52636 руб.

Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы работников, а остальные перечисления происходят за счет организации. Таким образом, предприятие за первый квартал 2009 года израсходовало 45844 рубля на налоговые платежи.

Для предприятий, занимающихся не производством и торговлей, а оказанием услуг, чаще всего выгоднее применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы.

Рассчитаем налог, который уплатила бы компания за первый квартал, если бы выбрала объектом налогообложения – доходы.

Алгоритм расчета налога для объекта налогообложения – доходы (рис.3.3).


Рисунок 3.3 – Алгоритм расчёта налога

Определяем сумму доходов: 338950 руб.

Сумма единого налога = 338950 х 6 % = 20337 руб.

Сумма уплаченных пенсионных взносов = 8238 руб.

Окончательная сумма единого налога, подлежащего уплате за первый квартал 2009 года = 20337 – 8238 = 12099 руб.

Таким образом, общая сумма налоговых отчислений за счет предприятия составляет: 12099+8238+118 = 20455 рублей.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что если бы предприятие ООО "Компания ЭкСи" выбрало объектом налогообложения "доходы", то оно сэкономило бы 25389 рублей.

Результатом проведенного в настоящей работе исследования упрощенной системы налогообложения является вывод о том, что для предприятия ООО "Компания ЭкСи" гораздо выгоднее применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", а не "доходы за минусом расходов".

Если бы предприятие выбрало объектом налогообложения "доходы", то за первый квартал величина налоговых платежей была бы на 55 % меньше. Именно поэтому предприятию было рекомендовано воспользоваться правом, указанным в пункте 2 статьи 346.14 Налогового Кодекса РФ, и с нового налогового периода перейти на объект налогообложения "доходы". Это позволит значительно сократить налоговые платежи, упростит работу бухгалтерии, т.к. не будет необходимости вести полный учет расходов предприятия.

Также хотелось бы рекомендовать предприятию автоматизировать процесс расчета заработной платы и прочих начислений работникам на предприятии с помощью программы 1С.

Программа "1С: Предприятие" с модулем "Заработная плата", используемая на предприятии охватывает фактически все моменты организации налогового и бухгалтерского учета, в том числе и расчетов по оплате труда. Но сама программа, а также процесс ее использования на предприятии имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, несмотря на то, что программа позволяет вести кадровый учет, эта функция вообще не используется на предприятии, т.к. отдел кадров не обеспечен средствами автоматизации и продолжает вести учет кадров "вручную". Поэтому бухгалтер расчетного отдела вынужден много времени тратить на обработку первичной документации по учету сотрудников и их перемещению, поступающую из отдела кадров и вводить самостоятельно эти данные в базу данных для осуществления расчетов по оплате труда.

Во-вторых, не используется такая функциональная возможность программы, как ведение учета рабочего времени, т.к. заполнение табелей учета рабочего времени и нарядов о количестве произведенной продукции (работ, услуг) производится также "вручную".

В-третьих, модуль "Заработная плата" в ООО "Компания ЭкСи" разрабатывался отдельно от других учетных программ, применяемых на предприятии. Это одна из основных причин, почему процесс автоматизации на предприятии в данный момент далек от завершения. Кроме того, использование разрозненных учетных автоматизированных модулей делает невозможным построение процесса комплексной автоматизации предприятия.

Таким образом, перед предприятием в настоящий момент стоит необходимость выбора и внедрения комплексной системы автоматизации налогового и бухгалтерского учета и управления. На мой взгляд, оптимальным является дополнительное приобретение и установка других модулей такой общеизвестной и хорошо себя зарекомендовавшей программы, как "1С Бухгалтерия". Одним из главных достоинств данной программы является вариантность ее конфигураций, а также совместимость различных модулей программы, которые можно приобретать и устанавливать независимо друг от друга.

В части совершенствования организации учета на предприятии и полной автоматизации работы бухгалтера хотелось бы рекомендовать предприятию сменить устаревшую версию программы "1С: 6.0" на более современную "1С: 7.7".

Последняя версия программы адаптирована на осуществление учета по новому плану счетов и учета доходов и расходов в целях налогового учета.

Модули взаимосвязаны между собой, что позволяет использовать данные одного, для целей другого. Также следует отметить, что компания "1С" вопросам администрирования посвящает большое внимание, что делает ее программы защищенными, а работу бухгалтеров более индивидуально-ответственной. Так, за каждым работником бухгалтерии закрепляются свои обязанности, выполнение которых предусматривает и соответствующие ограничения в доступе к информации и, особенно, - к ее изменению.

Приобретение в настоящий момент этой программы позволит предприятию осуществить полную автоматизацию налогового учета на соответствующем уровне. Фирма "1С" производит методическую поддержку своих продуктов путем поставки своим покупателям информационного сопровождения и обновления версий своих программ, а также предоставляет возможность получения консультаций по всем возникающим у пользователей вопросам. Это позволит сократить расходы на обеспечение функционирования программного продукта. Кроме того, внедрение этой программы позволит создать базу для дальнейшей автоматизации всего учетного процесса предприятия и формирования автоматизированной системы управления.

Также хотелось бы отметить отсутствие на предприятии учетной политики на 2009 год. Это необходимо исправить, так как утверждение налоговой учетной политики не только необходимо для самой организации-налогоплательщика в соответствии с требованиями налогового законодательства, но и полезно для самой организации, так как ее отсутствие может повлечь за собой санкции, а также упущенные выгоды. С помощью учетной политики до налоговых органов доводятся сведения, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Кроме того, учетная политика закрепляет в одном документе все методики, которые организация-налогоплательщик применяет при исчислении налогов. И, наконец, учетная политика в целях налогообложения, являясь действенным инструментом налогового планирования, позволяет в определенных размерах корректировать величину налоговых платежей организации. И хотя правила ведения налогового учета едины, но в пределах единых норм существуют возможности для выбора методов учета, дающих возможность регулировать финансовые потоки организации.

Для ООО "Компании ЭкСи" можно предложить составить учетную политику с помощью бухгалтерской программы "БухСофт 2009". Образец формы учетной политики в программах "БухСофт 2009" содержит фактически исчерпывающий перечень вопросов, которые необходимо отразить в приказе об учетной политике. Отвечая на вопросы, как в анкете, бухгалтер предприятия легко может составить свой пример учетной политики организации на 2009 год. Причем если какие-то разделы не отвечают специфике конкретной организации их можно просто опускать. Например, сведения об основных средствах, товарах, материалах и порядке формирования себестоимости необходимо заполнять фактически каждой организации, а вот порядок работы с ценными бумагами или создание резервов для многих могут быть неактуальными. Каждый вопрос учетной политики в программе снабжен подробным комментарием. Комментарий содержит информацию о том, почему тот или иной вопрос включен в учетную политику, ссылку на нормативно-правовой акт, который его регламентирует, а также информацию о степени автоматизации данного направления в программе и примеры оформления. По окончании ввода необходимой информации программа сформирует полностью готовый пакет документов учетной политики.

Современные налоговые системы сейчас достигли, возможно, пика своего развития. В прошлом налоги бывали и более высокими, и более многочисленными, но никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру. В отличие от тех времен, когда налоги определялись по числу дымовых труб в доме или по головам скота, сейчас в правилах исчисления и уплаты налогов нельзя разобраться без специальной подготовки.

Налоговые органы практически всех стран вооружились мощными компьютерами и содержат специальные службы налоговых расследований, сторону налогоплательщика представляют весьма высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов. На той и другой стороне трудятся сотни тысяч специалистов и экспертов, которые занимаются только налогами. Налоги стали одним из основных предметов международных споров, нередко главной мотивацией для принятия важнейших решений в финансовой политике компаний и даже смыслом и основой существования некоторых государств.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации реализован принцип налогообложения, сформулированный еще в XVIII веке А. Смитом: "Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога"[18, с.12].

Но стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые освящены Законом. Защита своего имущества, в том числе и от государства, является сильнейшей мотивацией в деятельности любого человека. Причем, данная мотивация практически не зависит от степени его законопослушности: отрицательные эмоции возникают независимо от воли и желания человека. Предполагать иное, означает недооценку и отрицание существующей реальности.

Пока есть государство, пока есть частная собственность государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов (других достаточных источников для этого практически не существует), а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя. Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет, естественно, вызывает ответную реакцию государства. Как и налогоплательщик, главным стремлением которого является сохранить часть своей собственности, подлежащей изъятию государством, государство также вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов. Любые попытки налогоплательщиков, так или иначе, снизить налоговое бремя, сталкиваются с достаточно активным противодействием государственных фискальных и правоохранительных органов.

В то же время государству необходимо признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по борьбе с налогоплательщиками переходить к его регулированию в рамках законодательства.

В последнее время много говорится о необходимости снижения налогового бремени на малый бизнес. Правительство давно пытается подготовить новый законопроект, призванный привести к реальному сокращению взимаемых налогов. Но на практике пока не получается. Поэтому предпринимателям остается только самим заниматься налоговым планированием, чтобы максимально сократить расходы на налоговые издержки.

В данной выпускной квалификационной работе было рассмотрено применение упрощенной системы налогообложения на предприятии ООО "Компания ЭкСи". Данное предприятие выбрало объектом налогообложения "доходы за минусом расходов" по ставке 15 %. Как показал расчет единого налога, налоговые издержки предприятия за первый квартал составили 45844 рубля, что составляет 13,5 % от полученных доходов.

Для предприятий, занимающихся не производством и торговлей, а оказанием услуг, гораздо выгоднее применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы. Это было доказано на примере, рассчитав единый налог по ставке 6 % с доходов. Находясь на таком налогообложении, предприятию пришлось бы заплатить на 55 % меньше налогов – 20455 рублей. Это составляет всего 6 % от полученных доходов.

Поэтому, как показал данный анализ расчета налоговых издержек за первый квартал 2009 года, предприятию необходимо сменить объект налогообложения. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию, и с нового года можно применять объект налогообложения "доходы".

При анализе работы бухгалтера было замечено, что часть расчетов на предприятии ведется вручную, например, расчет заработной платы. Для решения данной проблемы было предложено предприятию сменить устаревшую версию программы "1С: 6.0" на более современную "1С: 7.7", так как данная версия программы адаптирована на осуществление учета по новому плану счетов и учета доходов и расходов в целях налогового учета.

Также необходимо использовать все возможности модуля "Заработная плата" к программе 1С, это позволит полностью автоматизировать процесс расчета заработной платы и прочих начислений работникам предприятия, что сократит объем работы бухгалтера и упростит процесс заполнения необходимых первичных документов.

Также было отмечено отсутствие на предприятии учетной политики на 2009 год. Для этого было рекомендовано воспользоваться программой "БухСофт 2009", которая автоматически формирует полный пакет документов, входящих в учетную политику:

- "Приказ об учетной политике на 2009 г.";

- "Положение о бухгалтерском учете на 2009 г.";

- "Положение о налоговом учете на 2009 г.";

- Необходимые приложения к учетной политике.

Таким образом, по результатам исследуемой темы, было рекомендовано руководству предприятия:

- разработать и утвердить учетную политику на 2009 год;

- для автоматизации начислений работникам предприятия обновить программу 1С и использовать все ее возможности.

- принять вариант налогообложения в новом финансовом году на упрощенную систему налогообложения, закрепив в учетной политике вариант налогообложения - 6% от дохода;

Принятие данных рекомендаций позволит руководству полностью автоматизировать работу бухгалтера, что сократит вероятность ошибок и избавит от лишнего заполнения бумаг, поможет предприятию укрепить свои финансы и выполнить задачу по оптимизации налоговых платежей, абсолютно не нарушая налоговый кодекс.

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в ред. от 30.12.2006 N 6-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 4. - ст. 445.

2. Гражданский Кодекс РФ I часть от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007 N 13-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 5. - ст. 410.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: НК: Ч. 1 и 2: текст с изменениями и дополнениями на 1 января 2009 года. – М. Эксмо, 2009. - 831 с.

4. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2006 N 271-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

5. Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – N 4.

Учебная и научная литература

6. Акулинин Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. - 2004. - N 10. – С. 16.

7. Альтшулер В.А. Налоги (промысловый, подоходный, гербовый сбор и акцизы // Экономическая жизнь. – 1986. - № 3. – С. 12.

8. БрызгалинаА.В. Берник В.Р. Головкина А.Н. Актуальные вопросы налогового, административного и гражданского права. - М. Налоги и финансовое право, 2005. – 98 с.

9. Брызгалина А.В. Берник В.Р. Головкина А.Н. Бухгалтерский и налоговый учет и отчетность организации. - М. Налоги и финансовое право, 2004. – 219 с.

10. Виссарионов А.А. Еланчук О.Т. Использование налогов в государственном регулировании экономики России (вопросы методологии)// Проблемы теории и практики управления. - 2000. - N 5. – С. 22.

11. Глушков И.Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. - М. Экор-книга, КноРус, 2002. – 1200 с.

12. Дадалко И.Л. Упрощенная система налогообложения: руководство к эксплуатации. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2005. – 78 с.

13. Зрелов А.П. Краснов М.В. Налоговые преступления. - М. Статус-Кво 97, 2004. – 48 с.

14. Климова М.А. Состав расходов для расчета налога на прибыль. - М. НалогИнформ, 2003. – 84 с.

15. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету / Под ред. А.С. Бакаева. - 2-е издание, дополненное. - М. Юрайт-Издат, 2005. – 86 с.

16. Малый бизнес: налоги и отчетность / Под ред. Оганесова А.Р. – 2-е издание. - М. Главбух, 2005. – 224 с.

17. Налог на доходы физических лиц, ЕСН и взносы в ПФР. / Под ред. С.Г. Гладковой. - Новосибирск: Издательский центр Мысль, 2006. – 78 с.

18. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. Барда В.С. Павловой Л.П. - М. КноРус, 2004. – 164 с.

19. Налоги и налогообложение / Под ред. Русаковой И.Г. Кашина В.А. - М. ЮНИТИ, 1998. – 232 с.

20. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. - 5-е изд. перераб. и доп. – М. АБАК, 2009. – 594 с.

21. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Пол ред. Сухарева А.Я. - М. НОРМА, 2003. – 316 с.

22. Практическая налоговая энциклопедия: В 3 т. / Под ред. Брызгалина А.В. - М. Бератор-Паблишинг, 2005. – Т.2: Бухгалтерский учет налогов. – 324 с.

23. Проваленко О.М. Налоговый учет под контролем полицейских. // Главная книга. - 2002. - № 25. – С. 27.

24. Расходы фирмы: все, что должен знать бухгалтер, чтобы не платить лишних налогов / Под ред. Петрова А.В. - М. Бератор-Паблишинг, 2005. – 298 с.

25. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник. - 2005. - № 5. – С. 18-19.

26. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. - М. Научная книга, 2005. – 248 с.

27. Соколов А. С. Теория налогов. - М. Экон, 1928. – 48 с.

28. Тривус А.А. Налоги как орудие экономической политики. - Баку: РИО, АСПС, 1925. – 36 с.

29. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. – СПб. Н. Греча, 1818. – 56 с.

30. Упрощенная система налогообложения-2006 / Под ред. Гладковой С.Г. - Новосибирск: Издательский центр Мысль, 2006. – 154 с.

31. Упрощенная система налогообложения-2007 / Под ред. Гладковой С.Г. - Новосибирск: Издательский центр Мысль, 2007. – 162 с.

32. Упрощенная система налогообложения-2009 / Под ред. Гладковой С.Г. - Новосибирск: Издательский центр Мысль, 2009. – 156 с.

33. Черник. Д.Г. Налоги: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М. Финансы и статистика, 2003. – 376 с.

34. Шаповалов С.Ю. Как не платить лишние налоги? - М. НалогИнформ, 2003. – 126 с.