Категория: Бланки/Образцы
1.Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется …
Обычай – это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании. Обычай задает как бы алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе.
3.Под культурной нормой понимается …
правило, обязательное для исполнения социальных ролей
система запретов, установленная государством
неизменяемое и всеобщее правило
система, препятствующая свободе личности
Система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность.
4.Под ценностью понимается(-ются) …
жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям
артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения
объекты конкурентной борьбы в обществе
все то, что дорого стоит или является современным
Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.
5.Знания в культуре складываются из …
набора значений и смыслов повседневной жизни
врожденных идей и мистических озарений
социальных и биологических инстинктов
сообщений средств массовой информации
Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нем свое место и поладить с ним. Эти значения возникают и закрепляются в человеческой деятельности.
6.Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется …
Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется культурными ценностями.
7.Одним из родоначальников аксиологии является …
Одним из родоначальников аксиологии является Генрих Риккерт, немецкий философ и культурфилософ, который разделил все ценности на шесть классов.
8.Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется …
мифологической картиной мира
Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется культурными нормами.
© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам
НОРМЫ-ПРЕДПИСАНИЯ — нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения. Это нормы, сформулированные по типу правила, в котором есть указание на права и обязанности, условия, при которых они реализуются, государственно-правовые стимулы их осуществления. Нормы-предписания поэтому имеют классическое строение, хотя видовые особенности этих норм имеют некоторое отступление от этой схемы (конструктивные особенности строения регулятивных норм отличны от охранительных и т.д.). Все нормы-предписания подразделяются на регулятивные и охранительные группы норм, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственное подразделение.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М. КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003 .
Смотреть что такое "Нормы-предписания" в других словарях:НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. norms; от лат. norma мерило; руководство; правило, закон; образец) конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к. л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные»… … Большая психологическая энциклопедия
НОРМЫ ПРАВА — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… … Российская энциклопедия по охране труда
Нормы права — общеобязательные, формально определенные предписания и исходные нормативы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений, и выступающие критерием правомерности такого поведения. Особенности норм права… … Элементарные начала общей теории права
НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ — (категорические) нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Юридический словарь
нормы права императивные (категорические) — нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Большой юридический словарь
НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ (категорические) — нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Юридический словарь
НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
нормы права императивные — (категорические) нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Большой юридический словарь
Нормы криминального мира — Руководящие начала, точные предписания, совокупность требований, выработанных преступным сообществом, регулирующих и упорядочивающих поведение членов криминальной группы, характер их взаимоотношений, взаимодействия и общения. НКМ – специфический… … Энциклопедия современной юридической психологии
Нормы — – правила, ожидания и предписания, благодаря которым общество руководит поведением своих членов … Словарь-справочник по социальной работе
релаксационная (лат. relaxatio – ослабление, расслабление)
1. Защитная функция
Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений человек колоссально увеличил возможности своего приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы и управления ими. Вместе с тем, человечество постоянно заботится о своей безопасности и все время совершенствует методы и средства своей защиты.
Однако вопрос об их эффективности остается болезненным вопросом. На смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Сегодня последствия технического прогресса привели к массе глобальных проблем: освоение природных богатств и постоянное накопление и совершенствование т.н. «благ цивилизации» привели к экологическому кризису на планете; разработка современных биологических средств защиты и медикаментов соседствуют с созданием биологического оружия массового уничтожения, которое не всегда удается контролировать и т.д.
Таким образом, технический прогресс, с одной стороны, снижает угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышает ее. Функция сопровождается дисфункцией.
2. Креативная функция
Суть креативной функции — преобразование и освоение мира. Человек постоянно стремится расширить среду своего обитания. Важно отметить, что в этом выражается не только стремление к более благоприятным условиям бытия, но и проявляется человеческая любознательность. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами человеческой психики. Это находит свое выражение в человеческом творчестве: в науке, искусстве и т.д.
3. Сигнификативная функция
Сигнификация — приписывание значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры.
Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают.
Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире. Форма выражения этого представления – не важна (в этом узком смысле равноценны и миф, и религия, и наука, и искусство).
4. Коммуникативная функция
Коммуникация – передача информации, в узком смысле слова – общение. Только коммуникация делает общество жизнеспособным. Только через коммуникацию с миром людей, то есть миром культуры, человек становится человеком. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Пример - так называемые феральные люди (люди-«маугли»).
5. Интегративная и дезинтегративная функции
Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.
Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей.
Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные народы, составляющие «христианский мир» или «мир ислама». В еще больших масштабах проявляется объединяющая роль науки. По мере своего развития наука все более становится коллективным делом всего человечества. Образуется единое всемирное сообщество ученых. Школьники и студенты всех стран осваивают одни и те же основы научных знаний. Повсюду на Земле распространяется одинаковая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географических карт и т. д.).
Но в истории человечества возникают и в каждую эпоху существуют различные культуры. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному и тому же культурному кругу, воспринимаются как «Мы», а представители других культурных кругов — как «Они». Солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Культурные различия между сообществами нередко становятся причиной их противостояния и вражды.
Сегодня интегративная функция культуры призвана не уничтожить культурные различия, а соединить мировое разнообразие культур в единую гармоничную общепланетарную мозаику. Интегративная функция культуры нацелена на осознание всем человечеством своего единства.
6. Нормативная функция
Создание, соблюдение и изменения норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей находятся в пространстве культуры.
Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации.
Культурные нормы — обязательные предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Они указывают меру необходимости в человеческих поступках; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.
Культурные нормы носят разрешающий и запрещающий характер. Практика не выявила, какой вид норм — разрешающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Главное – мотивация поведения.
Совокупность взаимосвязанных культурных норм составляет нормативную систему культуры.
Нормативная система культуры:
Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм:
Сегодня этот список существенно расширен. К числу основных, наиболее социально значимых культурных норм сегодня относят следующие:
Индивидуальные культурные нормы:
Првивычки – установившиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях. Они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры основаны на привычках.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям; принятая в особых кругах общения система правил поведения, составляющих единое целое.
Общественные культурные нормы:
Табу – абсолютный запрет, наиболее древняя из коллективных культурных норм. Это самый сильный вид социального запрета, нарушение которого карается особенно строго. Табу стало основой множества позднейших культурных норм.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычках, но, в отличие от манер, касается коллективных форм действия. Обычаи – это всегда одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.
Традиция – ценности, образцы поведения, идеи, взгляды, вкусы и т.п. унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию, как правило окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом в обществе.
Обряд – одна из разновидностей соблюдения традиций. В основе обряда лежит совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.
Чаще всего мы можем встретить обряды в культовой религиозной практике. Но обряды имеют не только религиозную природу. Разновидностями обрядов являются церемония и ритуал .
Во всех обрядах все действия глубоко символичны.
Нравы – особо оберегаемые, особо чтимые обществом массовые образцы действий. В нравах отражаются моральные ценности общества. Преступление против нравов наказывается более сурово, чем забвение традиций.
Закон – разновидность нравов, содержащая нормы и правила поведения, оформленная и санкционированная политическим авторитетом общества или государства, зафиксированная в документе и требующая неукоснительного исполнения (см. рис. 1)
Степень распространенности культурных норм в обществеКультуры и страны мира можно поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения . Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.
Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета.
Еще раз напомним о «нормативной избыточности» и «нормативной недостаточности». Специалисты считают, что чрезмерная регламентация поведения, то есть избыточное количество норм, характерно для обществ с бедной культурой.
Противоположным состоянием общества является аномия— такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Аномия отражает конфликт официально провозглашенных целей и доступных законных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провозглашенных обществом в качестве нравственного закона целей.
7. Адаптивная функция
Культура обеспечивает адаптацию (приспособление) человека к окружающей среде: как к природной, так и к культурной (!).
Адаптация к среде обитания, согласно научному мировоззрению, происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору, посредством которых формируются и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающих выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его «экологической нише»).
Но адаптация человека отличается от характера приспособляемости всех других живых существ: все эти существаприспосабливаются к среде, то есть изменяются в соответствии с заданными условиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями.
Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. По утверждению одного из основателей культурной антропологии А. Гелена, человек является «незавершенным», «неопределившимся», «биологически недостаточным» животным. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. Таким образом, человек адаптируется к природной среде, изменяя ее под себя.
Но человека человеком делает не факт его рождения, а приобщение к миру культуры. Известно, что выкормленный волчьей стаей, и проживший с волками длительное время человек никогда не сможет приспособиться к социальной жизни. То есть – не станет собственно человеком. Но родившийся в России, а воспитанный в Афганистане в чужой семье, например, человек становится полноценным членом социума. Более того, он может еще раз (или несколько раз) поменять страну проживания (и, соответственно, социокультурное пространство) и оставаться полноценным человеком.
Каковы же механизмы и формы приобщения к культуре?
Основой приобщения человека к культуре является его социализация.
Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.
От социализации надо отличать собственно адаптацию в узком смысле слова – как ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям.
Процесс социализации начинается еще в период раннего детства и обычно заканчивается вместе с достижением человеком зрелого возраста, но нередко продолжается до старости. В процесс социализации включаются субпроцессы:
Воспитание - целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Эта передача осуществляется в системе различных педагогических практик. Но в воспитании происходит и стихийное усвоение культурных норм (например, через подражание родителям, киногероям и т.д.).
Обучение – передача практических знаний, умений и навыков с целью последующего включения обученного человека в систему общественных отношений, производства материальных и духовных ценностей, обладающих соответствующими уровню развития данного общества качествами и свойствами.
Однако обучение в школе, вузе и на производстве – это лишь техническое мероприятие. Обучить жизни – вот главная задача социализации. Поэтому более емким словом будет не обучение, а освоение содержания культуры.
В социализации принято выделять два вида: первичную и вторичную.
Первичная социализация протекает в ближайшем окружении человека: родители и другие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, друзья. Эта первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация— сфера межличностных отношений.
Вторичная социализация протекает с участием социальных институтов и их представителей: администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, СМИ, политических партий, суда и т. д. Вторичная социализация — сфера социальных отношений.
Прочие формы приобщения к культуре:
1) Адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции ценностей определенной социальной группы (например, профессиональной). Т.е. адаптация – более узкое и частное понятие, чем социализация. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям.
Способность к адаптации с возрастом угасает.
2) Инкультурация (enculturation) — обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.
Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.
Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями: через прямое научение чему-либо (например, ребенка учат говорить «спасибо» за подарок) и через наблюдение за тем, как ведут себя другие люди в подобных ситуациях. Сложность второго варианта заключается в том, что часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затрудняется.
Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность.
Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.
Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.
Инкультурация и социализация развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.
Социализация достигает своего максимума в молодости и начале зрелого возраста, а затем чаще всего уровень социализации снижается, реже – сохраняется неизменным.
Инкультурация же достигает своего максимума в старости, а в молодости ее показатели низки.
3) Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.
Обычно аккультурацией является результат контактов представителей разных культур, при котором происходит восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.
Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.
4) Ассимиляция - процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.
5) Культурное обновление (полная ресоциализация).
Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.
Примеры культурного обновления личности — длительное тюремное заключение; эмиграция для постоянного проживания в другой стране в раннем возрасте.
8. Регулятивная функция
(см. Лекцию 1, «информационно-семиотическая трактовка культуры»)
9. Семиотическая функция
Говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знаковой системе, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл.
Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем :
вербальные знаковые системы (естественные языки);
знаковые системы записи.
Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы.
Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки — это знаки-признаки.
Пример . дым как знак огня.
Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.
Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их.
Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. Постепенно, с развитием цивилизации это умение утрачивается.
Естественных знаков великое множество, но в обыденном опыте они обычно не подвергаются систематизации. Построение систем естественных знаков является, как правило, результатом длительного развития практики и науки:
Примеры . 1) знаковая система медицинской диагностики (симптомы болезней); 2) спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; 3) астронавигация, которая основывается на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.
Функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки являются предметами, имеющими какое-то прагматическое назначение. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком.
Примеры: обнаруженное археологом в кургане оружие — функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин; обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.
В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей: когда учитель начинает водить пальцем по классному журналу, — это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать.
Функциональные знаки – порождение человеческой деятельности, поэтому они ей самой и систематизируются.