Руководства, Инструкции, Бланки

Совокупность Правил Образцов Поведения Предписаний Требований img-1

Совокупность Правил Образцов Поведения Предписаний Требований

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Тема 9: Ценности и нормы культуры - Студопедия

Тема 9: Ценности и нормы культуры

1.Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется …

Обычай – это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании. Обычай задает как бы алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе.

3.Под культурной нормой понимается …

правило, обязательное для исполнения социальных ролей

система запретов, установленная государством

неизменяемое и всеобщее правило

система, препятствующая свободе личности

Система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность.

4.Под ценностью понимается(-ются) …

жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям

артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения

объекты конкурентной борьбы в обществе

все то, что дорого стоит или является современным

Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.

5.Знания в культуре складываются из …

набора значений и смыслов повседневной жизни

врожденных идей и мистических озарений

социальных и биологических инстинктов

сообщений средств массовой информации

Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нем свое место и поладить с ним. Эти значения возникают и закрепляются в человеческой деятельности.

6.Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется …

Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется культурными ценностями.

7.Одним из родоначальников аксиологии является …

Одним из родоначальников аксиологии является Генрих Риккерт, немецкий философ и культурфилософ, который разделил все ценности на шесть классов.

8.Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется …

мифологической картиной мира

Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется культурными нормами.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Нормы-предписания - это

Нормы-предписания это:

НОРМЫ-ПРЕДПИСАНИЯ — нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения. Это нормы, сформулированные по типу правила, в котором есть указание на права и обязанности, условия, при которых они реализуются, государственно-правовые стимулы их осуществления. Нормы-предписания поэтому имеют классическое строение, хотя видовые особенности этих норм имеют некоторое отступление от этой схемы (конструктивные особенности строения регулятивных норм отличны от охранительных и т.д.). Все нормы-предписания подразделяются на регулятивные и охранительные группы норм, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственное подразделение.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М. КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003 .

Смотреть что такое "Нормы-предписания" в других словарях:

НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. norms; от лат. norma мерило; руководство; правило, закон; образец) конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к. л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные»… … Большая психологическая энциклопедия

НОРМЫ ПРАВА — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… … Российская энциклопедия по охране труда

Нормы права — общеобязательные, формально определенные предписания и исходные нормативы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений, и выступающие критерием правомерности такого поведения. Особенности норм права… … Элементарные начала общей теории права

НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ — (категорические) нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Юридический словарь

нормы права императивные (категорические) — нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Большой юридический словарь

НОРМЫ ПРАВА ИМПЕРАТИВНЫЕ (категорические) — нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Юридический словарь

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

нормы права императивные — (категорические) нормы права, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией … Большой юридический словарь

Нормы криминального мира — Руководящие начала, точные предписания, совокупность требований, выработанных преступным сообществом, регулирующих и упорядочивающих поведение членов криминальной группы, характер их взаимоотношений, взаимодействия и общения. НКМ – специфический… … Энциклопедия современной юридической психологии

Нормы — – правила, ожидания и предписания, благодаря которым общество руководит поведением своих членов … Словарь-справочник по социальной работе

  • Компьютерная этика. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! В самом общем смысле компьютерная этика занимается… Подробнее Купить за 1125 руб
  • Международное морское право. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Международное морское право (международное морское… Подробнее Купить за 1125 руб
  • Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиен-темы. Верещагин Е. М. Костомаров В. Г. В этой фундаментальной монографии авторы подытожили свои разыскания протяженностью без малого в сорок лет. Исследование состоит из 3 разделов, 12 частей, 56 глав (и имеет еще материалы,… Подробнее Купить за 372.4 руб

Лекция №2 Основные функции культуры - Лекция - стр

релаксационная (лат. relaxatio – ослабление, расслабление)

1. Защитная функция

Она состоит в том, что при помощи искусст­венно созданных орудий и приспособлений человек колоссально увеличил возможности своего приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы и управления ими. Вместе с тем, человечество постоянно заботится о своей безопасности и все время совершенствует методы и средства своей защиты.

Однако вопрос об их эффективности остается болезненным вопросом. На смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят дру­гие, порожденные им. Сегодня последствия технического прогресса привели к массе глобальных проблем: освоение природных богатств и постоянное накопление и совершенствование т.н. «благ цивилизации» привели к экологическому кризису на планете; разработка современных биологических средств защиты и медикаментов соседствуют с созданием биологического оружия массового уничтожения, которое не всегда удается контролировать и т.д.

Таким образом, тех­нический прогресс, с одной стороны, снижает угро­зу жизни и здоровью людей, а с другой — повышает ее. Функция сопровождается дисфункцией.

2. Креативная функция

Суть креа­тивной функции — пре­образование и освоение мира. Человек постоянно стремится расширить среду своего обитания. Важно отметить, что в этом выражается не только стремление к более благоприятным условиям бытия, но и проявляется человеческая любознательность. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами человеческой психики. Это находит свое выражение в человеческом творчестве: в науке, искусстве и т.д.

3. Сигнификативная функция

Сигнификация — приписывание значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечест­ва, как бы не имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астроно­мических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры.

Расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначае­мых предметов. В итоге объем культуры и объем пред­метов, приобретших ценность и значение, всегда сов­падают.

Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире. Форма выражения этого представления – не важна (в этом узком смысле равноценны и миф, и религия, и наука, и искусство).

4. Коммуникативная функция

Коммуникация – передача информации, в узком смысле слова – общение. Только коммуникация делает общество жизнеспособным. Только через коммуникацию с миром людей, то есть миром культуры, человек становится человеком. Информационная изоляция от культу­ры наносит непоправимый ущерб человеческому су­ществу, особенно на ранней стадии социализации. Пример - так называемые феральные люди (люди-«маугли»).

5. Интегративная и дезинтегративная функции

Любая социальная общность, в ко­торой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распрост­раняется единая совокупность взгля­дов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколени­ями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении сто­летий общности людей.

Широкие рамки культурной общ­ности создаются мировыми религиями. Единая вера связывает различные на­роды, составляющие «христианский мир» или «мир ислама». В еще боль­ших масштабах проявляется объеди­няющая роль науки. По мере своего развития наука все более становится коллективным делом всего человече­ства. Образуется единое всемирное со­общество ученых. Школьники и сту­денты всех стран осваивают одни и те же основы научных знаний. Повсюду на Земле распространяется одинаковая научная символика (язык математики, физики, химических формул, географи­ческих карт и т. д.).

Но в истории человече­ства возникают и в каждую эпоху су­ществуют различные культуры. Куль­турные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному и тому же культурному кру­гу, воспринимаются как «Мы», а представители других культурных кру­гов — как «Они». Солидар­ность между «нашими» может сопро­вождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Куль­турные различия между сообществами нередко становятся причиной их про­тивостояния и вражды.

Сегодня интегративная функция культуры призвана не уничтожить культурные различия, а соединить мировое разнообразие культур в единую гармоничную общепланетарную мозаику. Интегративная функция культуры нацелена на осознание всем человечеством своего единства.

6. Нормативная функция

Создание, соблюдение и изменения норм, стандар­тов, правил и рецептов поведения людей находятся в пространстве культуры.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы пред­писывают образцы поведения и передаются инди­виду в процессе инкультурации.

Культурные нормы — обязательные предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обще­ственно одобряемого) поведения. Они указывают меру необходимости в человеческих пос­тупках; контролируют отклоняющееся поведение; слу­жат образцами, эталонами поведения.

Культурные нормы носят разрешающий и запрещающий характер. Практика не выявила, какой вид норм — разре­шающий или запрещающий — эффективнее влияет на поведение людей. Главное – мотивация поведения.

Совокупность взаимосвязанных культурных норм составляет нормативную систему культуры.

Нормативная система культуры:

Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм:

Сегодня этот список существенно расширен. К числу основных, наиболее социально значимых культурных норм сегодня относят следующие:

Индивидуальные культурные нормы:

Првивычки – установившиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях. Они возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Манеры основаны на привычках.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям; принятая в особых кругах общения система правил поведения, составляющих единое целое.

Общественные культурные нормы:

Табу – абсолютный запрет, наиболее древняя из коллективных культурных норм. Это самый сильный вид социального запрета, нарушение которого карается особенно строго. Табу стало основой множества позднейших культурных норм.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычках, но, в отличие от манер, касается коллективных форм действия. Обычаи – это всегда одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция – ценности, образцы поведения, идеи, взгляды, вкусы и т.п. унаследованные от предшественников. Традиции относятся к культурному наследию, как правило окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом в обществе.

Обряд – одна из разновидностей соблюдения традиций. В основе обряда лежит совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Чаще всего мы можем встретить обряды в культовой религиозной практике. Но обряды имеют не только религиозную природу. Разновидностями обрядов являются церемония и ритуал .

Во всех обрядах все действия глубоко символичны.

Нравы – особо оберегаемые, особо чтимые обществом массовые образцы действий. В нравах отражаются моральные ценности общества. Преступление против нравов наказывается более сурово, чем забвение традиций.

Закон – разновидность нравов, содержащая нормы и правила поведения, оформленная и санкционированная политическим авторитетом общества или государства, зафиксированная в документе и требующая неукоснительного исполнения (см. рис. 1)

Степень распространенности культурных норм в обществе

Культуры и страны мира можно поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения . Из европейских стран больше всего норм, правил, стан­дартов, законов, по единодушному мнению специали­стов, существует в современной Германии. В конце на­ходятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.

Высока насыщенность нормами, обычаями и тра­дициями восточных культур. Условно выражаясь, ко­личество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и раз­работанные правила этикета.

Еще раз напомним о «нормативной избыточности» и «нормативной недостаточности». Специалисты считают, что чрезмерная регламентация поведения, то есть избыточное количество норм, характерно для обществ с бедной культурой.

Противоположным состоянием общества является аномия такое состояние общества, в кото­ром значительная часть жителей, зная о существова­нии обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.

Аномия отражает конфликт офи­циально провозглашенных целей и доступных закон­ных средств их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь законным путем провоз­глашенных обществом в качестве нравственного закона целей.

7. Адаптивная функция

Культура обеспечивает адаптацию (приспособление) человека к окружающей среде: как к природной, так и к культурной (!).

Адаптация к среде обитания, согласно научному мировоззрению, происходит в процессе биологической эволюции благодаря изменчивости, на­следственности и естественному отбо­ру, посредством которых формируются и генетически передаются из поколе­ния в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспе­чивающих выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его «экологической нише»).

Но адаптация человека отличается от характера приспособляемости всех других живых существ: все эти существапри­спосабливаются к среде, то есть изме­няются в соответствии с заданными условиями своего существования; че­ловек же приспосабливает среду к себе, то есть изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. По утверждению одного из основателей культурной антропологии А. Гелена, человек является «незавершенным», «неопределившим­ся», «биологически недостаточным» животным. У него не хватает инстин­ктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устой­чивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, по­добно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы вы­жить, создавать вокруг себя искусст­венную, культурную среду. Таким образом, человек адаптируется к природной среде, изменяя ее под себя.

Но человека человеком делает не факт его рождения, а приобщение к миру культуры. Известно, что выкормленный волчьей стаей, и проживший с волками длительное время человек никогда не сможет приспособиться к социальной жизни. То есть – не станет собственно человеком. Но родившийся в России, а воспитанный в Афганистане в чужой семье, например, человек становится полноценным членом социума. Более того, он может еще раз (или несколько раз) поменять страну проживания (и, соответственно, социокультурное пространство) и оставаться полноценным человеком.

Каковы же механизмы и формы приобщения к культуре?

Основой приобщения человека к культуре является его социализация.

Социализация представляет собой процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он оз­начает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которого именуют личностью.

От социализации надо отличать собственно адаптацию в узком смысле слова – как огра­ниченный во времени процесс привыкания к новым условиям.

Процесс социализации начинается еще в период раннего детства и обычно заканчивается вместе с достижением человеком зрелого возраста, но нередко продолжается до старости. В процесс социализации включаются субпроцессы:

Воспитание - целенаправлен­ная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Эта передача осуществляется в системе различных педагогических практик. Но в воспитании происходит и стихийное усвоение культурных норм (например, через подражание родителям, киногероям и т.д.).

Обучение – передача практических знаний, умений и навыков с целью последующего включения обученного человека в систему общественных отношений, производства материальных и духовных ценностей, обладающих соответствующими уровню развития данного общества качествами и свойствами.

Однако обучение в школе, вузе и на производстве – это лишь техническое мероприятие. Обучить жизни – вот главная задача социализации. Поэтому более емким словом будет не обучение, а освоение содержания культуры.

В социализации принято выделять два вида: первичную и вторичную.

Первичная социализация протекает в ближайшем окружении человека: родители и другие родственники, прихо­дящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тре­неры, врачи, друзья. Эта первичная среда - не только ближайшая к чело­веку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация— сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация протекает с участием социальных институтов и их представителей: администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, СМИ, политических партий, суда и т. д. Вторичная социализация — сфера социальных от­ношений.

Прочие формы приобщения к культуре:

1) Адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной сре­дой, когда индивид усваивает социальные нормы и тра­диции ценностей определенной социальной группы (например, профессиональной). Т.е. адаптация – более узкое и частное понятие, чем социализация. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным сооб­ражениям.

Способность к адаптации с возрастом угасает.

2) Инкультурация (enculturation) — обуче­ние человека традициям и нормам поведения в кон­кретной культуре.

Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптирует­ся к социальным условиям жизни, во втором — к куль­турным. При социализации адаптация легкая и быст­рая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями: через прямое научение чему-либо (например, ребенка учат говорить «спасибо» за подарок) и через наблюдение за тем, как ведут себя другие люди в подобных ситуациях. Сложность второго варианта заключается в том, что часто люди гово­рят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию, и процесс инкультурации затруд­няется.

Социализация — врастание в общество, становле­ние человека социального. Конечный процесс социа­лизации — личность.

Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный резуль­тат инкультурации — интеллигент.

Социализация связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «ин­культурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других наро­дов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь при­обретение профессиональных знаний не есть необхо­димое требование социализации.

Инкультурация и социализация развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходит­ся максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

Социализация достигает своего максимума в молодости и начале зрелого возраста, а затем чаще всего уровень социализации снижается, реже – сохраняется неизменным.

Инкультурация же достигает своего максимума в старости, а в молодости ее показатели низки.

3) Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой куль­туры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Обычно аккультурацией является результат контактов представите­лей разных культур, при котором происходит восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на по­стоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бы­вает.

Аккультурация — необходимый элемент межкуль­турного взаимодействия. Когда встречаются предста­вители двух разных культур, то они, намереваясь най­ти общий язык, пытаются понять друг друга.

4) Ассимиляция - процесс усвоения куль­турных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства. Ассимиляция мо­жет продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

5) Культурное обновление (полная ресоциализация).

Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобо­ждению от них. Результатом служит окончательное вы­теснение старых обычаев и ценностей новыми.

Примеры культурного обновления личности — длительное тю­ремное заключение; эмиграция для постоянного проживания в другой стране в раннем возрасте.

8. Регулятивная функция

(см. Лекцию 1, «информационно-семиотическая трактовка культуры»)

9. Семиотическая функция

Говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как знако­вой системе, а любые культурные явле­ния рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл.

Язык любой культуры свое­образен и уникален. Но во всех культу­рах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе это­го поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем :

вербальные знаковые системы (естественные языки);

знаковые системы записи.

Под «естественными знаками» по­нимаются вещи и явления природы.

Предмет не может быть зна­ком самого себя, он становится зна­ком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в ка­честве носителя информации о них. Ча­ще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и потому дает инфор­мацию о последнем. Естественные зна­ки — это знаки-признаки.

Пример . дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные зна­ки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержа­щуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил — все это знаки, которые многое могут ска­зать тому, кто способен «расшифро­вывать» их.

Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существен­ным компонентом первобытной культуры. Постепенно, с развитием цивилизации это умение утрачивается.

Естественных знаков великое мно­жество, но в обыденном опыте они обычно не подвергаются систематиза­ции. Построение систем естественных знаков является, как правило, резуль­татом длительного развития практики и науки:

Примеры . 1) зна­ковая система медицинской диагностики (симптомы болезней); 2) спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический состав вещества; 3) астронавигация, которая основывается на ус­тановлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и коор­динатами наблюдателя.

Функциональные знаки — это тоже знаки-признаки. Но в отличие от есте­ственных знаков, связь функциональ­ных знаков с тем, на что они указыва­ют, обусловлена не их объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые они выпол­няют в деятельности людей. Эти знаки являются предметами, имеющи­ми какое-то прагматическое назначение. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой де­ятельности и основывается на способе его употребления человеком.

Примеры: обнаруженное археоло­гом в кургане оружие — функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин; обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоя­тельности хозяев; лопата на плече указывает, что человек занимал­ся или собирается заняться земляными работами.

В качестве функциональных зна­ков могут выступать не только пред­меты, но и действия людей: когда учитель начи­нает водить пальцем по классному журналу, — это знак того, что он сей­час вызовет кого-то отвечать.

Функциональные знаки – порождение человеческой деятельности, поэтому они ей самой и систематизируются.