Руководства, Инструкции, Бланки

Стиль Педагогического Руководства При Котором Создаются Предпосылки Для

Категория: Руководства

Описание

Семинар-практикум для педагогов - Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке

Семинар-практикум для педагогов "Стиль педагогического общения, как одно из условий создания ситуации успеха на уроке"

Актуальность данной проблемы заключается в следующем:

Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На семинаре поднимаются вопросы о влиянии стиля педагогической деятельности учителя на формирование положительной “Я-концепции” учащихся, педагоги получают представление о том, как технологически строится работа по созданию ситуации успеха на уроке и практически моделируют их с конкретными учащимися.

Основой этой работы является эффективное педагогическое общение, которое определяется индивидуальным стилем деятельности педагога.

Формирование способности у педагогов использовать профессионально-личностный потенциал в развитии эмоционально-положительной “ Я-концепции” учащихся.

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов через осознание своих профессионально-личностных качеств.
  2. Актуализировать и систематизировать знания о методах и приемах создания ситуаций успеха на уроках.

Семинар-практикум состоит из трех частей:

1-2 части – теоретические;
3 часть – практическая.

Особенности педагогического общения. Стиль деятельности педагога. Результаты диагностики.

Педагогические приёмы создания ситуации успеха:
  • результаты опроса учащихся;
  • мозговой штурм “банк ситуаций успеха”;
  • алгоритм создания ситуаций успеха.
Упражнение “Орехи”
  • Педагогический практикум.
  • Памятка.
  • Рефлексия.

Помещение, где столы размещены полукругом.

Диагностика педагогов. Тест “Стиль преподавания”.

Практическая значимость заключается в следующем:

  • знания о своем индивидуальном стиле деятельности, в основе которого лежат профессионально-личностные качества.
  • практические навыки моделирования ситуаций успеха в работе с конкретными учащимися.

Уважаемые коллеги, каждый из Вас помногу лет осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством.

Сущность и структура педагогической деятельности – один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики.

Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Вспомним. как гордился своей работой Волшебник в “Обыкновенном чуде” Евгения Шварца, приговаривая: “Подумаешь сделать живое из мёртвого. А вот из живого, сделать ещё более живое. ”

Сегодня мы с Вами снова возвращаемся к теме педагогического общения, так как коммуникативная компетентность педагога – один из главных инструментов, владея которым в совершенстве, педагог может совершать чудеса.

Эта тема не является для Вас новой, и мы уже говорили о том, что такое педагогическое общение.

Но сегодня мы решили не просто вернуться к этой тем, а расширить и углубить её границы.

Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?

“Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его ( в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.”

Критерии продуктивного педагогического общения – это:

  • Создание благоприятного психологического климата.
  • Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.
  • Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.

Состоял он в следующем:

психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе.

А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и. как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты эксперимента свидетельствуют:

  • Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка
  • От особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения

Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:

Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным

Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку;

Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы

Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.

Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название “эффект Пигмалиона”

“Эффект Пигмалиона” формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Проецируя на Я– концепцию ребёнка, получаем:

  • Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.
  • Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.
  • В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.
  • Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой. или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом К. Левином, впоследствии с приходом к власти в Германии нацистов, эмигрировавшим в США. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

  • Авторитарный.
  • Демократический.
  • Попустительский.

Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная.

Проявляется:
  • Проявляется тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль
  • Выражается в том, что учитель прибегает к приказному тону, делает резкие замечания.
  • Нетактичные выпады в адрес учащихся
  • Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.
  • Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно.
Характеризуется:
  • Снижением деятельностной мотивацию, поскольку ребёнок не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.
  • Следует также заметить, что поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся.
  • В глазах такого педагога, учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.
  • Любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
  • При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив.
  • Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
  • Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
  • Решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
Проявляется:
  • Руководитель имеющий попустительский стиль по сути самоустраняется из учебно-воспитательного процесса.
  • Снятие с себя ответственности за происходящее.
Характеризуется:
  • Стремлением учителя, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняться от руководства
  • Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации

Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность.

Главной особенностью является тот факт, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление.

Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

Учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся.

Характеризуется
  • Не только проявляется интерес к работе учащимися. обнаруживается позитивную внутреннюю мотивацию, но сближением между собой в личностном отношении.
  • Позиция учителя в организации коллектива: “первый среди равных”.
  • Проявлением учителя определенной терпимости к критическим замечаниям учащихся, проникновением в их личные дела и проблемы.
  • Обсуждением проблем коллективной жизни учащимися, которые и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

Значение индивидуального стиля деятельности

Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная природными особенностями, устойчивая система задач, способов, тактик деятельности, обеспечивающих эффективность труда.

Индивидуальный стиль деятельности учителя – педагогический почерк. зависящий от природно-обусловленных типологических особенностей и некоторых других качеств личности

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт:
  • Быстроты;
  • Оригинальности;
  • неожиданности решений.
Им присущ.
  • артистизм;
  • экспрессия;
  • готовность импровизировать;
  • непосредственность;
  • выразительность эмоциональных реакций.
Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:
  • тщательно готовят и взвешивают свои решения;
  • действуют неторопливо, основательно;
  • обладают большой выдержкой;
  • сдержаны в эмоциональных проявлениях;
  • последовательны и настойчивы.

Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы:

Им присущ.
  • особая чуткость;
  • вдумчивость в возникающих педагогических ситуациях;
  • способность понять внутренний мир учащихся.

Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога, в зависимости от оснований по которым они выделяются.

Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль.
  • обучающей деятельности
  • воспитательной деятельности
  • педагогического общения

Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.

В основу предложенной А.К. Марковой и А. Я. Никоновой классификаций стилей обучающей деятельности положены следующие основания.
  • содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда);
  • динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость);
  • результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).
На основе этого выделены четыре стиля:
  • Эмоционально-импровизационный.
  • Эмоционально-методический.
  • Методически-импровизационный.
  • Рассуждающе-методический стиль.

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога

Достоинства:
  • Высокий уровень знаний.
  • Артистизм.
  • Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
  • Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:
  • Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
  • Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
  • Несколько завышена Ваша самооценка.
  • Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
  • У учащихся стойкий интерес к предмету.
  • Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:
  • Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
  • Систематически осуществлять контроль знаний.

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога

Достоинства:
  • Высокий уровень знаний.
  • Артистизм.
  • Умение увлечь учащихся преподаваемым предметом.
  • Уроки отличаются благоприятным коммуникативным климатом, разнообразием методов.
Недостатки:
  • Отсутствует система закрепления и повторения учебного материала.
  • Недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся).
  • Несколько завышена Ваша самооценка.
  • Зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
  • У учащихся стойкий интерес к предмету.
  • Высокая познавательная активность сочетается с непрочными знаниями.
Рекомендации:
  • Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
  • Систематически осуществлять контроль знаний.

Эмоционально-методический стиль деятельности педагога

Достоинства:
  • Высокий уровень знаний.
  • Высокая методичность.
  • Умение активизировать учащихся.
  • Умение использовать различные методы, формы и средства обучения.
Недостатки:
  • Ваше настроение зависит от ситуации на уроке, от подготовленности отдельных учащихся на уроке, и их дисциплина.
Результат:
  • Прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учения.

Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.

стиль педагогического руководства при котором создаются предпосылки для:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Стили общения и стили педагогического руководства - Студопедия

    Стили общения и стили педагогического руководства

    Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

    Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

    Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.

    Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» [8, с. 97].

    Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обу-ченности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

    Рассмотрим типичные стили педагогического общения, характеристика которых дана В. А. Кан-Каликом [8, с. 97—101].

    Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

    Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

    В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—ученик» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

    В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

    Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

    Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.

    Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.

    Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

    Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

    При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

    Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

    Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

    Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.

    При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

    Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

    Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

    При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

    Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».

    Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

    Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

    Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

    Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Какие стили общения и руководства были присущи учителям школы, которую вы окончили?

    2. Опишите школьные ситуации, характеризующие учителей разного стиля общения и педагогического руководства.

    3. Как, по вашему мнению, можно преодолеть авторитарность педагогического руководства в образовательных учреждениях?

    Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руководства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.

    Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?

    Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства оказывают решающее влияние на развитие личности, мотивацию деятельности и поведения ученика, они сказываются также на межличностных отношениях, нравственно-психологической атмосфере детского коллектива.

    Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности. Его становление предполагает совершенствование свойств и качеств педагога, овладение процессом общения, его технологией.

    В. А. Кан-Калик рекомендует такую систему формирования индивидуального стиля общения:

    1) изучение и анализ своих личностных качеств и особенностей;

    2) установление позитивных и негативных моментов в личностном общении. Работа по преодолению застенчивости, скованности;

    3) овладение элементами педагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;

    4) овладение технологией педагогического общения (использовать многообразие приемов, форм взаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать, эмпатийно воспринимать воспитанника);

    5) закрепление индивидуального стиля общения в реальной педагогической деятельности.

    Воспользуйтесь этой программой, займитесь изучением и формированием своего индивидуального стиля педагогического общения и руководства.

    Подчеркнем: стиль общения и руководства зависит от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и психологии общения, владения коммуникативными умениями (перцептивными, вербальными).

    Психологи утверждают, что человек способен довольно точно себя оценить, т. е. обычно он знает, над чем ему надо работать, что преодолеть и что развить, укрепить в себе. Помочь вам выяснить, насколько вы приятны в общении. сможет предлагаемый тест.

    Проверьте себя. Отвечайте «да» и «нет».

    1. Вы любите больше слушать, чем говорить? Да — 1, нет — 0.

    2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком? Да — 1, нет — 0.

    3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника? Да — 1, нет — 0.

    4. Вы любите давать советы? Да — 0, нет — 1.

    5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? Да — 0, нет — 1.

    6. Раздражаетесь ли вы, когда вас не слушают? Да — 1, нет— 0.

    7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу? Да — 1, нет — 0.

    8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать? Да — 1, нет — 0.

    9. Вы любите быть центром внимания? Да — 1, нет — 0.

    10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? Да — 1, нет — 0.

    11. Вы хороший оратор? Да — 1, нет — 0.

    Исключите вопросы 4 и 5, по остальным подсчитайте баллы.

    1 — 3 балла — с вами тяжело общаться (вы или молчун, или настолько общительны, что вас избегают). Избегайте крайностей!

    4 9 баллов — вы не слишком общительны, но достаточно внимательный собеседник, хороший слушатель.

    10 — 11 баллов — вы очень приятны в общении, друзья вряд ли могут без вас обойтись.

    Как молчаливость, так и излишняя общительность в равной мере создают затруднения в общении. Приятный собеседник — тот, кто соблюдает умеренность в общении, сбалансирование говорит и слушает других.

    © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам