Руководства, Инструкции, Бланки

Отзыв К Выпускной Квалификационной Работе Образец img-1

Отзыв К Выпускной Квалификационной Работе Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приложение 4 - Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы отзыва ВКР

ОТЗЫВ
руководителя на выпускную квалификационную работу

(фамилия, имя и отчество)

На тему ___________________________________________________________________________


Руководитель должен изложить в отзыве:

  • актуальность темы исследования;

  • особенности выбранных материалов и полученных решений (новизна используемых методов, оригинальность поставленных задач, уровень исследовательской части);

  • достоинства ВКР;

  • выделить вопросы наиболее интересно исследованные; определить научную и практическую значимость;

  • степень инициативности, ответственности, самостоятельности и творчества принятия решений при написании ВКР;

  • уровень теоретической подготовки дипломника;

  • умение анализировать, обобщать, оформлять, делать практические выводы;

  • знание основных концепций, научной и специальной литературы по избранной теме;

  • владение применяемыми в сфере своей профессиональной деятельности компьютерными средствами;

  • мнение о возможности практического использования материалов работы;

  • недостатки ВКР.
В заключении оценка не выставляется, а только указывается рекомендация («Рекомендуется оценка….) Приложение 5 Пример оформления рецензии ВКР

на выпускную квалификационную работу


Фамилия Имя Отчество (группа)


В дипломной работе рассматривается одна из актуальных проблем –…………….

Дано обоснование актуальности исследуемой темы. Рассмотрены основные аспекты ………………. проанализированы ……………. описаны современные методы ………………….


В практической части показана реальная практика ………………… на примере ……………………. разработаны направления совершенствования …………………….


Студентом обработано большое количество теоретического материала, на достаточно высоком теоретическом и методологическом уровне проведено исследование …………………. Содержание работы полностью соответствует выданному дипломнику заданию. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь.


Прослеживается тщательная работа по каждому разделу рассматриваемой темы. Полностью раскрыта тема работы, достигнута поставленная цель, решены поставленные задачи.


Использованный практический материал достоверен, сделанные выводы обоснованы, рекомендации имеют практическую значимость.


Дипломная работа имеет практическое, (или теоретическое) значение, в ней разработана и реализована …………. Также результаты исследования, проведенного в работе, могут быть применены ……………………………………………………………….


Работа выполнена в соответствии с требованиями. Она актуальна, полна, качественна. Существенных недостатков работа не имеет.

В связи с этим, дипломная работа заслуживает рекомендуемой оценки «отлично».


Фамилия, имя, отчество рецензента_____________________________________________


«___» ___________ 20__ г. Подпись __________________


Актуальность исследования специально автором не обосновывается.

Сформулированы цель, задачи не точно и не полностью, (работа не зачтена – необходима доработка). Неясны цели и задачи работы (либо они есть, но абсолютно не согласуются с содержанием)


Актуальность либо вообще не сформулирована, либо сформулирована в самых общих чертах – проблема не выявлена и, что самое главное, не аргументирована (не обоснована со ссылками на источники). Не четко сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе проблем


Автор обосновывает актуальность направления исследования в целом, а не собственной темы. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования. Тема работы сформулирована более или менее точно (то есть отражает основные аспекты изучаемой темы).


Актуальность проблемы исследования обоснована анализом состояния действительности. Сформулированы цель, задачи, предмет, объект исследования, методы, используемые в работе.


Полнота раскрытия темы,

Логическое построение работы


Содержание и тема работы плохо согласуются между собой.


Содержание и тема работы не всегда согласуются между собой. Некоторые части работы не связаны с целью и задачами работы


Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы, имеются небольшие отклонения. Логика изложения, в общем и целом, присутствует – одно положение вытекает из другого.


Содержание, как целой работы, так и ее частей связано с темой работы. Тема сформулирована конкретно, отражает направленность работы. В каждой части (главе, параграфе) присутствует обоснование, почему эта часть рассматривается в рамках данной темы


Много нарушений правил оформления и низкая культура ссылок.


Представленная работа имеет отклонения и не во всем соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам


Есть некоторые недочеты в оформлении работы, в оформлении ссылок.


Соблюдены все правила оформления работы.


Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки)


Работа сдана с опозданием (более 3-х дней задержки).


Работа сдана в срок (либо с опозданием в 2-3 дня)


Работа сдана с соблюдением всех сроков


Самостоятельность в работе


Большая часть работы списана из одного источника, либо заимствована из сети Интернет. Авторский текст почти отсутствует (или присутствует только авторский текст.) Научный руководитель не знает ничего о процессе написания студентом работы, студент отказывается показать черновики, конспекты.


Самостоятельные выводы либо отсутствуют, либо присутствуют только формально. Студент недостаточно хорошо ориентируется в тематике, путается в изложении содержания. Слишком большие отрывки (более двух абзацев) переписаны из источников.


После каждой главы, параграфа автор работы делает выводы. Выводы порой слишком расплывчаты, иногда не связаны с содержанием параграфа, главы Студент не всегда обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания


После каждой главы, параграфа автор работы делает самостоятельные выводы. Студент четко, обоснованно и конкретно выражает свое мнение по поводу основных аспектов содержания работы.

Из разговора со студентом научный руководитель делает вывод о том, что студент достаточно свободно ориентируется в терминологии, используемой в работе


Студент совсем не ориентируется в тематике, не может назвать и кратко изложить содержание используемых книг. Изучено менее 5 источников


Изучено менее десяти источников. Студент слабо ориентируется в тематике, путается в содержании используемых книг.


Изучено более десяти источников. Студент ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг


Количество источников более 20. Все источники, представленные в библиографии, использованы в работе. Студент легко ориентируется в тематике, может перечислить и кратко изложить содержание используемых книг


Студент совсем не ориентируется в терминологии работы.


Студент, в целом, владеет содержанием работы, но при этом затрудняется в ответах на вопросы членов ГАК. Допускает неточности и ошибки при толковании основных положений и результатов работы, не имеет собственной точки зрения на проблему исследования. Студент показал слабую ориентировку в тех понятиях, терминах, которые она (он) использует в своей работе.

Защита, по мнению


Студент достаточно уверенно владеет содержанием работы, в основном, отвечает на поставленные вопросы, но допускает незначительные неточности при ответах. Использует наглядный материал Защита прошла, по мнению комиссии, хорошо (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).


Студент уверенно владеет содержанием работы, показывает свою точку зрения, опираясь на соответствующие теоретические положения, грамотно и содержательно отвечает на поставленные вопросы. Использует наглядный материал: презентации, схемы, таблицы и др.

Защита прошла успешно с точки зрения комиссии (оценивается логика изложения, уместность использования наглядности, владение терминологией и др.).


Возможности практического использования полученных результатов

Другие статьи

Требования к выпускной квалификационной работе

Общие требования к ВКР (из Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного на заседании ученого совета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева 27.04.2012 г. протокол №9)

4.11. Требования к выпускной квалификационной работе

4.11.1. Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом обучения студента и формой контроля его теоретической и практической подготовки к будущей профессиональной деятельности.

4.11.2. Целью выполнения ВКР являются:



  • обобщение знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения;

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности/направлению подготовки и применение этих знаний при решении конкретных научных, технических и педагогических задач;

  • развитие умений и навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

  • развитие способностей студента к проектированию на основе системного подхода и апробирование этого проекта в своей творческой деятельности;

  • выяснение подготовленности студентов к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО/ФГОС ВПО.

4.11.3. Тематика ВКР должна быть актуальной, соответствовать требованиям ГОС ВПО/ФГОС ВПО и современной школы, перспективам развития науки, техники и культуры. Темы ВКР определяются выпускающими кафедрами и утверждаются советом факультета. Общий перечень тем ежегодно обновляется и объявляется к началу 2-го семестра предвыпускного курса.

4.11.4. Студентам предоставляется право выбора темы ВКР вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для утверждения темы ВКР студент должен написать заявление на имя декана факультета, предварительно получив письменное согласие заведующего кафедрой.

4.11.5. Темы ВКР утверждаются приказом ректора Университета по представлению выпускающей кафедры (Приложение 3).

4.11.6. За каждым студентом по решению кафедры закрепляется руководитель ВКР и по необходимости консультанты. Список руководителей, количество дипломников у конкретного преподавателя утверждаются советом факультета.

4.11.7. Поэтапное выполнение ВКР отслеживается руководителем (Приложение 4) и фиксируется в его отзыве.

4.11.8. Законченная ВКР представляется руководителю не позднее чем за месяц до ее защиты. Руководителем вносятся последние исправления и рекомендации, за 2 недели до защиты окончательный вариант работы с подписью руководителя сдается на кафедру. На заседании кафедры решается вопрос о допуске студента к защите. Заведующий кафедрой делает об этом соответствующую запись на работе.

4.11.9. Представленная работа должна иметь отзыв руководителя (Приложение 5), в котором необходимо отметить:

соответствие разрабатываемых вопросов теме исследования и полноту их освещения;

- степень самостоятельности и инициативы, проявленных студентом-дипломником;

- научную и практическую ценность сделанных выводов;

- наличие расчетно-графической части (для технических специальностей).

4.11.10. ВКР, имеющая положительный отзыв руководителя, в обязательном порядке представляется на рецензирование (Приложение 6).

4.11.11. Рецензент ВКР назначается выпускающей кафедрой. Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты Университета или других учреждений.

4.11.12. После получения рецензии студент направляется в ГАК для защиты ВКР.

4.11.13. Структура ВКР включает: титульный лист;

- обзор научной литературы по избранной проблематике;

- характеристику предмета и объекта исследования;

- характеристику методики исследования;

- описание полученных результатов; обсуждение результатов;

список использованной литературы;

4.11.14. ВКР состоит из текста (рукописи) и графических материалов, отражающих решение профессиональных задач в соответствии с избранной тематикой.

Объем ВКР (без приложений) не должен, как правило, превышать 50 страниц. Работа должна содержать достаточное для восприятия результатов количество иллюстративного материала в виде карт, схем, рисунков, графиков и фотографий. Оформление работы.

Текст работы печатается на листах формата А4. Поля на листах: слева - не менее 30 мм, с других сторон - не менее 20 мм. Рекомендуется использовать текстовый редактор Word, шрифт – Times New Roman размером кегля 12-14, интервал - 1,5. Нумерация страниц - в соответствии с принятыми в научных журналах требованиями. Нумерация глав осуществляется по порядку арабскими цифрами. Нумерация разделов внутри глав состоит из двух цифр, разделенных точкой: номера главы и порядкового номера раздела - 1.1. или 1.2. и т. д. (слова «раздел» или «подраздел» не пишутся). Нумерация подразделов внутри разделов состоит из номера главы, номера раздела и порядкового номера подраздела - 1.1.1. или 1.1.2. и т. д. Более дробное подразделение нежелательно.

Титульный лист ВКР оформляется единообразно (Приложение 7), визируется руководителем работы («К защите») и подписывается заведующим кафедрой.

Таблицы и рисунки в тексте даются в сплошной нумерации и размещаются внутри текста работы. Все рисунки и таблицы должны иметь названия (заголовки). Использованные на рисунках условные обозначения должны быть пояснены в подрисуночных подписях. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия (заголовка) ссылку на источник этой информации. Следует избегать помещения на рисунки и таблицы англоязычных надписей.

Ссылки на литературу в тексте, названиях рисунков и заголовках таблиц заключаются в квадратные скобки, в которых указываются порядковый номер в списке литературы и номер страницы, на которой помещен объект ссылки. Сведения разделяются запятой. Например: [10, с. 81].

Список литературы составляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Приложение 8).

4.11.15. Критерии оценки уровня ВКР и качества защиты. Защита ВКР проводится в сроки, установленные графиком учебного процесса, на открытых заседаниях ГАК с участием не менее 2/3 членов от полного списочного состава комиссии, утвержденного ректором Университета.

К защите ВКР допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение ООП по специальности/направлению подготовки высшего профессионального образования, реализуемому в Университете в соответствии с требованиями ГОС ВПО/ФГОС ВПО. и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

После доклада (10-15 минут, определяемые регламентом работы ГАК) студенту могут быть заданы вопросы всеми присутствующими на заседании.

Руководитель и рецензент выступают с отзывами, в которых оценивается ВКР и уровень соответствия компетенций выпускника требованиям ГОС ВПО/ФГОС ВПО.

Выпускнику предоставляется возможность ответить на высказанные замечания и вопросы.

По результатам выступления претендента ГАК выставляет итоговую оценку ВКР. ГАК оценивает у выпускника грамотность построения речи, степень владения профессиональной терминологией, умение квалифицированно отвечать на вопросы, полноту представления иллюстративных материалов выступления и уровень представления материалов в пояснительной записке, уровень знаний.

При формировании заключения об уровне представленной работы и подготовки выпускника ГАК ориентируется на мнения членов ГАК, учитывая при этом мнения руководителя и рецензента.

4.11.16. ВКР после защиты хранится в течение 5 лет на соответствующей кафедре.

Шкала рейтинговой оценки учебных достижений студентов

при выполнении и защите выпускных квалификационных работ


Прописные и строчные буквы в начале элементов описания:

- начало области (после «точки – тире») – с заглавной буквы,

- внутри области – всё со строчных букв.


Заголовок (Ф. И. О. автора)._ Основное заглавие_. _ сведения, относящиеся к заглавию(сб. ст. учебник, справочник и др.)_/_ сведения об ответственности(авторы, составители, редакторы и др.)._ – _Сведения о переиздании(2-е изд, прераб. и доп.)._ – _Место издания(город)_:_ Издательство,_ год издания._ –_Объем(кол-во страниц)._ –_ (Серия_ ;_ номер выпуска серии).


Глушаков, С. В. Самоучитель для работы на персональном компьютере. [Windows 98, Word 2000, Excel 2000, Internet]. учеб. курс / С. В. Глушаков. – М. АСТ ; Харьков. Фолио, 2002. – 275 с. ил. табл.


Шевырева, Н. А. Уроки флористики. пособие для начинающих / Н. Шевырева, Т. Коновалова ; [под ред. И. Высоцкой]. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. Фитон+. 2004. – 232 с. ил. – (Серия «Живой мир вокруг нас» ; вып. 32).


Федорова, Л. М. Английский для юристов. учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Л. М. Федорова, Н. Н. Немчина, С. Н. Никитаев ; [под общ. ред. Л. М. Федоровой]. – 3-е изд. перераб. – М. Экзамен, 2004. – 127 с.


4 автора и более (коллективные монографии)


Основы психологии. Экзаменац. ответы. [учеб. пособие для вузов] / И. Б. Котова [и др.]. – Ростов н/Д. Феникс, 2002. – 446 с. – (Сдаем экзамен).

Классическое востоковедение и классический ориентализм / [Гроховский П. Л. и др.] ; под ред. С. И. Лунева. – М. Аспект Пресс, 2003. – 127 с.


Зощенко, М. М. Сочинения. в 2 т. Т. 1 / Михаил Зощенко ; [Сост. Л. Быков]. – Екатеринбург. У-Фактория, 2003. – 782 с.

Пивоев, В. М. Философия. в 2 ч. Ч. 2. Основы философских знаний / В. М. Пивоев. – Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. гос. ун-та, 2003. – 432 с.


Сборники произведений разных авторов


Английская абсурдная поэзия. [сборник / пер. с англ. и сост. М. Фрейдкина ; предисл. Н. М. Демуровой ]. – М. Carte Blanche, 1998. – 223 с. ил.

Читать человека – как книгу. [сборник / сост. Е. К. Знак ]. – Минск. Мет ; М. Эксмо, 1995. – 341 с. ил.

Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки. [сборник] / под ред. А. Г. Аллахвердяна и др. – М. Логос, 2005. – 304 с. – (Межрегиональные исследования в общественных науках. Научные доклады ; вып. 3).


Сборники статей и трудов с тематическим заглавием


Исследования и прикладные применения кремнистых пород. сб. ст. / Чуваш. гос. ун-т ; [редкол. Л .П. Кураков (отв. ред.) и др.]. – Чебоксары. Крона, 2002. – 120 с. ил.

Оптимизация преподавания учебных дисциплин в условиях вариативности начального школьного образования. сб. науч. тр. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [редкол: В. П. Ковалев (отв. ред.) и др.]. – Чебоксары. ЧГПУ, 2004. – 240 с.

Теория обучения в схемах и таблицах. (в помощь студенту) / Чуваш. гос. пед. ин-т ; [авт.-сост. М. К. Енисеев, В. Н. Кошкин]. – Чебоксары. ЧГПИ, 1994. – 45 с. схем.

Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях. материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Чуваш. гос. пед. ин-т ; [редкол. Максимова О. Г. (отв. ред.) и др.]. – Чебоксары. ЧГПИ. 1995. – 279 с.

История Чувашской Республики. библиогр. указ. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук ; сост. К. Д. Дмитриев и др. – Чебоксары. ЧГИГН, 1996. – 401 с.


Сборники трудов с типовым заглавием


Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. № 3 (4). Гуманитарные и общественные науки / [гл. ред. О. Г. Максимова]. – Чебоксары. ЧГПУ, 1998. – 147 с.

Труды III международной конференции женщин-математиков. Вып. 1 / [под ред. И. С. Емельяновой, С. О. Стрыгиной]. – Воронеж. Б. и. 1995. – 210 с.


Выпуск с собственным заглавием


Теория и история педагогики, педагогическая антропология. [сб. ст.] / гл. ред. Г. Б. Корнетов. – М. Изд-во УРАО, 2001. – 197 с. – (Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии / Ун-т Рос. Акад. Образования ; вып. 8).


. – Изд. 5-е (В книге: Издание пятое)

– 2-е изд. испр. и доп.


Шевырева, Н. А. Уроки флористики. Аранжировка, ассортимент, техника. пособие для начинающих / Н. Шевырева, Т. Коновалова ; [под ред. И. Высоцкой]. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. Фитон+. 2004. – 232 с. ил. – (Серия «Живой мир вокруг нас» ; вып. 32).

АНАЛИТИЧЕСКОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

(ЖУРНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ)
Заголовок (Ф. И. О. автора)._ Основное заглавие_ :_ сведения, относящиеся к заглавию_ /_ сведения об ответственности(другие авторы)._ // _ Название источника(Журнал, газета, сборник.). _ – _ Год издания._ –_ Номер источника._ –_ Страницы.

Статья из журнала


Новиков, А. М. О структуре теории образования / А. М. Новиков // Педагогика. – 2005.№ 7.С. 1823.

(допускается вариант без тире: // Педагогика. 2005. № 7. С. 18–23)

Статья из газеты


Казнина, Е. Главный экзамен для вуза. (аттестация ЧГПУ им. И. Я. Яковлева) / Е. Казнина // Советская Чувашия.2002.26 ноября.

Статья из сборника


Шугаев, А. Г. Формирование навыков ориентирования на местности у школьников в условиях внешкольных оздоровительных мероприятий / А. Г. Шугаев // Актуальные проблемы физического воспитания учащейся молодежи. (сб. науч. тр.).Чебоксары, 2004.С. 114117.

Горский А. В. О характеристических соотношениях для напряжений и скоростей перемещений общей плоской, осесимметрической и сферической задач теории идеальной пластичности / А. В. Горский, П. В. Горский // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2003. – № 1 (Т. 1). – С. 10–20.

Мокшина, Н. Ф. Совершенствование хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета педвуза в условиях заочного обучения / Н. Ф. Мокшина, Н. Ю. Павлова // Вестник Чувашского гос. педагогического университета им. И. Я. Яковлева.2004.№ 2 (40).С. 147151.

Другие виды изданий

Депонированная научная работа


Разумовский, В. А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В. А. Разумовский, Д. А. Андреев. – М. 2002. – 210 с. схем. – Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, № 139876.

Диссертация


Тенякова, Е. А. Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. дис. канд. пед. наук. 13.00.01 / Е. А. Тенякова. – Чебоксары, 2005. – 248 с.

Автореферат диссертации


Егорова, О. Г. Глагольное словосочетание в чувашском и русском языках. автореф. дис. канд. филол. наук. 10.02.20 / О. Г. Егорова. – Чебоксары, 2004. – 21 с.

Электронные ресурсы


Ресурсы локального доступа

Сидыганов, В. У. Модель Москвы [Электронный ресурс]. электрон. карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У. Толмачев С. Ю. Цыганков Ю. Э. – Версия 2.0. – Электрон. дан. и прогр. – М. FORMOZA, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Систем. требования: ПК 486 ; Windows 95 (OSR). – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329600098.

Ресурсы удаленного доступа

Исследовано в России [Электронный ресурс]. многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный. МФТИ, 1998. – Режим доступа к журн. http://zhurnal.mipt.rssi.ru. Доступен также на дискетах. – Систем. требования для дискет: IBMPC ; Windows З.хх/95 ; Netscape Navigator или Internet Explorer ; Acrobat Reader 3.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900013.

Положение о подготовке и защите выпускной квалификационной работы по кафедре МНО

Обучение на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева" заканчивается защитой выпускной квалификационной работы по дисциплине, избранной студентом. Такую работу студенты выполняют по методике преподавания математики и методике преподавания русского языка. Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно, но под руководством научного руководителя, утвержденного советом факультета.

Студент выбирает тему исследования (ориентировочный перечень тем представлен ниже), согласует ее с научным руководителем. Данная тематика утверждается деканом факультета и фиксируется в Приказе. В ходе работы над выпускной квалификационной работой научный руководитель консультирует студента по вопросам планирования и проведения исследовательской работы. Научный руководитель регулярно консультирует и обсуждает со студентом полученные результаты и выводы, после чего рекомендуют к предзащите. Предзащита, предназначенная для проверки готовности студента к защите, проводится за месяц до защиты. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план и успешно прошедшие предзащиту.

Защита проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Название выпускной квалификационной работы и оценка, полученная студентом на защите, вписываются в титульный лист квалификационной работы и Приложение к диплому.


Перечень документов, предоставляемых студентом

в день предзащиты

1. Завершенная выпускная квалификационная работа в одном экземпляре.

2. Подготовленная к выступлению статья, отражающая в краткой форме содержание квалификационной работы (8-10 листов формата А4 через полтора интервала, шрифт Times New Roman, кегль 14) – 1 экз. и электронный вариант на дискете в виде файла формата .rtf.

3. 2 рецензии на выпускную квалификационную работу, написанные опытными учителями начальной школы и преподавателями кафедры методики начального образования.

4. Отзыв научного руководителя.

Структура выпускной квалификационной работы
Содержание Стр.


Глава I. Общая характеристика математического мышления


1.1. Математическое мышление и его компоненты ………… 7

1.2. Развитие математического мышления младших

школьников в учебном процессе. ………………………
Глава П. Методика работы по развитию математического

мышления у учащихся начальных классов

2.1. Методика организации учебной деятельности

младших школьников по развитию математического

2.2. Развитие математического мышления в процессе

2.3. Опытно-экспериментальная работа. …………………….

Приложение ……………………………………………………………. 70
Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

1. Тема работы должна быть краткой и отражать основную проблему исследования. Основным критерием выбора темы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области. В основном выбор темы осуществляется на предвыпускном курсе, иногда и раньше.

2. Во введении (не менее 7 страниц) раскрываются актуальность и новизна избранной темы, проблема, цель и задачи, предмет и объект, гипотеза, методы исследования, описывается практическая и научная значимость работы. Объект исследования – это крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Предмет исследования – это конкретная часть объекта. В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема. После выбора темы приступают к выработке гипотезы. Гипотеза (от греч. hypothesis 'основание, предположение') есть предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Из этого определения вытекают, по меньшей мере, два следствия. Первое, что гипотеза должна содержать предположение. Второе, что это предположение должно касаться установления закономерной (причинной) связи исследуемых явлений.

3. При проведении анализа психолого-педагогической и методической литературы (общий объем не более 1/3 всего объема работы) необходимо опираться на научно обоснованные данные. Не допускаются ссылки на популярные издания; исключение составляют случаи, когда анализ популярной литературы предусматривается задачами исследования.

4. Обзор такой литературы подразумевает не реферирование, а углубленный анализ и систематизацию имеющихся подходов к избранной проблеме и исследований, проведенных отечественными и зарубежными авторами за последние 5 лет и ранее. Автор должен продемонстрировать свое понимание развития проблемы. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированными краткими выводами.

5. Стиль изложения должен быть лаконичным, логически завершенным. Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. В качестве терминов лучше использовать полностью эквивалентные понятия в русском языке.

6. Основные схемы, графики, таблицы и чертежи следует размещать по ходу изложения. Дополнительные материалы лучше размещать в конце текста в приложениях.

7. Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий этап эксперимента (проверочный), формирующий или созидательно-преобразующий (конструирующий) и контрольный этапы эксперимента (В.И. Загвязинский, И.Ф. Харламов и др.) (см. Приложение 3).

Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ работ детей, уроков и др.).

Формирующий этап эксперимента является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.

Контрольный этап эксперимента дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).

После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д. отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.

8. Исследование должно быть проведено в строгом соответствии с предметом, объектом, гипотезой, целью и задачами, которые были названы во Введении.

9. Применение методов анализа результатов исследования (качественных или количественных) должно быть строго обосновано.

10. В случае если целью или одной из задач работы было создание или применение какой-либо методики обучения математике, необходимо статистически обосновать его эффективность и целесообразность внедрения в практику.

11. Обсуждение результатов исследования (общий объем не более 1/3 всего объема работы) должно проводиться с учетом первоначальной гипотезы и проанализированных литературных данных и носить содержательный, творческий характер.

12. Выводы (объем 0,5-1 стр.) должны в сжатой форме отражать результаты работы и соответствовать поставленным задачам.

13. Заключение (не более 5 стр.) должно отражать проделанную работу и намечать направления дальнейших исследований.

14. Работа должна иметь законченный характер, быть построена и оформлена в соответствии с материалами настоящего Положения.

18. Объем работы должен составлять 50-60 страниц формата А 4 (без учета приложений).

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы. Также указываются объект, предмет, гипотеза исследования, используемые методы анализа, база проведения эксперимента и некоторые литературные источники.

Дипломная работа содержит как правило, 2 или 3 главы, каждая из которых в свою очередь делится на параграфы.

Первая глава носит общий теоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.

Вторая глава носит методический характер. В ней излагается решение методической стороны данной проблемы. Она должна включать также описание проведенной исследовательской работы в школе и др. В этой главе студент не должен ограничиваться констатацией фактов, а выявляет педагогические условия внедрения данной проблемы в учебный процесс. Также вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Разрабатывает конкретные методические рекомендации.

Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.
Заключение

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате проведенного исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

В приложении следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст, например, фрагменты уроков, планы внеклассных мероприятий и т.д.


Процедура защиты выпускной квалификационной работы

1. Представление работы (слово предоставляется председателю ГАК).

2. Выступление студента (не более 10 мин.). В выступлении должны быть отражены:

· Актуальность и новизна темы исследования

· Предмет и объект исследования

· Цели и задачи исследования

· Методы исследования (без подробного описания)

· Краткая характеристика испытуемых

· Краткое описание хода исследования

3. Вопросы председателя и членов ГАК по поводу представляемой работы.

4. Ответ студента на заданные вопросы.

5. Оглашение рецензии и отзыва научного руководителя (слово предоставляется одному из членов ГАК).

6. Ответ студента на замечания, содержащиеся в рецензии и отзыве.

7. Выступления председателя и членов ГАК по поводу выступления и работы студента, а также содержания его ответов на вопросы и замечания.

8. Заключительное слово студента.

9. Оглашение результатов защиты (результаты оглашаются в день защиты после оформления протоколов заседания Государственной аттестационной комиссии).
Подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы

Планирование опытно-экспериментальной работы:

- определение экспериментальной и контрольной групп;

- уточнение диагностической методики и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация;

- разработка системы работы с детьми по теме исследования (планов-конспектов занятий, воспитательных мероприятий и других форм опытно-экспериментальной работы);

- разработка методики анализа результатов исследования;

- получение консультаций у преподавателей, учителей и воспитателей в целях уточнения диагностических методик и возможности применения выбранных методов и приемов при проведении опытно-экспериментальной работы.

Проведение опытно-экспериментальной работы:

- проведение констатирующего эксперимента; на основе анализа констатирующего эксперимента проведение формирующего эксперимента, т.е. системы работы с детьми (уроки, занятия, внеклассные мероприятия, индивидуальная работа, направленная на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы);

- анализ проведения формирующего эксперимента, внесение возможных уточнений гипотезы и содержания опытной работы, описание опытной работы с определением возможных позитивных и негативных результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений;

- на основе выводов повторное проведение формирующего эксперимента для обоснования научной гипотезы, проверки выполнения задач исследований и определения психолого-педагогических условий, обеспечивающих их выполнение;

- заключительный контрольный эксперимент, анализ, выводы, возможные рекомендации.


Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ

по методике преподавания математики

  1. Преемственность в обучении математике в подготовительных группах детских садов и первых классах начального звена школьного образования.

  2. Формирования умения решать задачи с пропорциональными величинами.

  3. Использование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся начальных классов при изучении арифметических действий.

  4. Развитие пространственного мышления у младших школьников при изучении геометрического материала.

  5. Приемы активизации учащихся при усвоении таблицы умножения и деления.

  6. Использование приема сравнения как средство повышения вычислительных умений и навыков младших школьников.

  7. Функциональная пропедевтика при изучении арифметических действий в начальных классах.

  8. Графическое моделирование как один из приемов обучения решению текстовых задач.

  9. Моделирование как основа обучения решению задач в начальных классах.

  10. Организация и методика дифференцированного обучения математике в начальных классах.

  11. Приемы активизации деятельности учащихся в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10.

  12. Прием сравнения при изучении умножения и деления.

  13. Использование идей арифметики Л.Ф. Магницкого в начальном курсе математики.

  14. Использование исторических сведений по вычислительным приборам во внеклассной работе с младшими школьниками.

  15. Использование графов в начальном курсе математики при формировании умения решать задачи.

  16. Формирование у младших школьников умения решать текстовые задачи.

  17. Развитие конструкторского мышления младших школьников в процессе ознакомления их с геометрическим материалом.

  18. Развитие экономического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений у младших школьников.

  19. Использование элементов доказательства при обучении математике в начальных классах.

  20. Формирование приемов самоконтроля при обучении учащихся решению задач.

  21. Использование элементов проблемного обучения при изучении величин в начальных классах.

  22. Роль логической подготовки младших школьников к обучению математике в средней школе.

  23. Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников при формировании умения решать задачи.

  24. Функциональная пропедевтика как основа развивающего обучения математике в начальных классах.

  25. Ознакомление младших школьников с элементами теории отношений при изучении математики в начальных классах.

  26. Формирование умения делать обобщения у младших школьников при изучении математики в начальных классах.

  27. Методика изучения математических выражений в начальных классах.

  28. Изучение прямой и обратной пропорциональности в начальных классах.

  29. Методика формирования у младших школьников понятий длине и площади на уроках математики.

  30. Формирование у младших школьников представлений о величинах и их измерениях.

  31. Особенности обучения математическому языку младших школьников.

  32. Создание проблемных ситуаций при изучении деления с остатком.

  33. Буквенная символика как средство обобщения арифметических понятий в начальных классах.

  34. Самостоятельная работа как одна из форм формирования знаний, умений и навыков младших школьников.

  35. Совершенствование вычислительных умений и навыков при изучении письменных приемов умножения и деления многозначных чисел.

  36. Развитие внимания младших школьников при изучении арифметических действий.

  37. Уроки на воздухе как средство формирования здорового образа жизни младших школьников (на материале начального курса математики).

  38. Развитие пространственного воображения младших школьников в процессе изучения объемных фигур в курсе математики начальных классов.

  39. Использование различных подходов в процессе формирования понятия числа у детей 6-7 лет.

  40. Прием моделирования как средство формирования у младших школьников понятия действий сложения и вычитания.

  41. Формирование у младших школьников обобщенных умений при обучении решению задач.

  42. Математические экскурсии как средство развития познавательного интереса младших школьников.

  43. Использование групповой формы работы на уроках математики в процессе обучения младших школьников решению задач.

  44. Эвристические методы как средство организации творческой познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

  45. Бинарные отношения и их свойства в курсе математики начальной школы.

  46. Теория геометрических преобразований в курсе «Математика и конструирование» начальной школы.

  47. Элементы математической логики в курсе математики начальной школы.

  48. Развитие логического мышления при изучении нумерации многозначных чисел.

  49. Развитие мышления младших школьников в процессе обучения решению арифметических задач различными способами.

  50. Использование некоторых традиций русской (чувашской) национальной школы на уроках математики в начальных классах как средство повышения эффективности процесса обучения.

  51. Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах как средство формирования познавательного интереса младших школьников.

  52. Использование различных форм проведения уроков математики как средство формирования познавательного интереса младших школьников.

  53. Использование микрокалькуляторов на уроках математики в начальных классах.

  54. Использование комбинаторных задач в процессе развития мышления младших школьников на уроках математики.

  55. Знакомство младших школьников с системами счисления, отличными от десятичной.

  56. Решение комбинаторных задач построением логического дерева.

  57. Использование табличного способа при решении логических задач.

  58. Методика организации и проведения математических олимпиад в начальной школе.

  59. Развитие математического мышления учащихся начальных классов при проведении внеурочных мероприятий.

  60. Система геометрических понятий в курсе математики начальной школы.

  61. Числовые ребусы как вид занимательных задач в курсе математики.

  62. Использование сведений из истории математики при обучении нумерации младших школьников.

  63. Использование тестов в качестве основной формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

  64. Развитие алгоритмического мышления на уроках математики.

  65. Использование дидактических материалов при ознакомлении учащихся с геометрическими фигурами.

  66. Использование сказок при обучении математике в адаптационный период.

  67. Совершенствование методики обучения решению задач с пропорциональными величинами.

  68. Формирование понятия функциональной зависимости в процессе обучения решению задач с пропорциональными величинами.

  69. Методика использования составных задач в обучении первоклассников математике.

  70. Использование дидактических игр на уроках математики как одно из средств развития логического мышления младших школьников.

Тематика курсовых выпускных квалификационных работ по методике преподавания русского языка

  1. Обучение чтению по Азбукам в традиционных и альтернативных системах обучения русскому языку.

  2. Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте.

  3. Роль игры в период обучения грамоте.

  4. Традиционные и нетрадиционные приемы формирования первоначальных навыков чтения.

  5. Формирование каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

  6. Формирование орфографически правильного письма в букварный период.

  7. Использование иллюстративного материала Азбуки на уроках обучения грамоте.

  8. Развитие связной речи в период обучения грамоте.

  9. Подготовка детей к школе в семье и в дошкольных образовательных учреждениях.

  10. Методика формирования у младших школьников навыков полноценного чтения (класс по выбору).

  11. Обучение выразительному чтению во 2-4 классах (по выбору).

  12. Методика работы над пониманием текста на уроках чтения.

  13. Формирование умений самостоятельной работы над текстом.

  14. Анализ художественного произведения на уроке чтения.

  15. Работа с иллюстрациями на уроках чтения.

  16. Словесное рисование на уроках чтения.

  17. Элементы интегрирования на уроках чтения.

  18. Методика работы над крупнообъемными произведениями в начальной школе.

  19. Методика работы над лирическим произведением.

  20. Методика работы над сказкой.

  21. Уроки внеклассного чтения во 2-4 классах (по выбору).

  22. Использование произведений С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова, Б Житкова, В. Драгунского и других писателей на уроках чтения и во внеурочной работе (по выбору).

  23. Изучение русского фольклора на уроках чтения.

  24. Формирование навыков диалогической речи (класс по выбору).

  25. Обучение составлению рассказов-описаний.

  26. Обучение составлению повествовательных рассказов.

  27. Обучение составлению рассказов на основе наблюдений.

  28. Обучение сочинениям по картинкам.

  29. Обучение изложениям в начальной школе.

  30. Словарная работа на уроках русского языка и чтения.

  31. Развитие связной речи учащихся на уроках русского языка в связи с изучением грамматических тем (по выбору). Например: «Развитие речи учащихся в связи с изучением глаголов движения», «Развитие речи у учащихся при изучении прилагательных».

  32. Обучение русскому этикету на уроках и во внеурочное время.

  33. Речевые ситуации в устном курсе русского языка.

  34. Обучение пересказу текстов на уроках чтения.

  35. Развитие русской речи ребенка в семье.

  36. Творческие работы на уроках чтения.

  37. Использование «Рассказов в картинках» для развития речи.

  38. Формирование грамматических понятий в чувашской начальной школе.

  39. Особенности изучения русских имен существительных.

  40. Особенности изучения русских местоимений в начальной школе.

  41. Особенности изучения русских глаголов.

  42. Особенности изучения русских имен прилагательных.

  43. Грамматический разбор на уроках русского языка в начальной школе.

  44. Особенности работы над составом слова и словообразования.

  45. Работа над типовыми конструкциями в начальной школе.

  46. Обучение русскому произношению в чувашской школе.

  47. Применение наглядности в обучении грамматике.

  48. Работа с учебными словарями на уроках русского языка.

  49. Особенности орфографической работы в 1 классе.

  50. Приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.

  51. Методика обучения правописанию на материале одной из тем: «Безударные гласные в корне», «Сомнительные согласные корня», «Правописание гласных в корне», «Обозначение мягкости согласных».

  52. Диктанты в системе обучения русскому правописанию.

  53. Использование учебных словарей при формировании орфографических навыков.

  54. Использование наглядности в обучении орфографии.

  55. Списывание в системе обучения русскому правописанию.

  56. Работа по предупреждению и преодолению орфографических ошибок.

  57. Взаимосвязь обучения произношению и правописанию на уроках русского языка.

  58. Формирование орфографической зоркости у младших школьников.

  59. Пути и средства повышения интереса к изучению русского языка.

  60. Роль внеклассной работы в формировании навыков речи на русском языке.

  61. Уголок русского языка в обогащении словаря и формировании русской речи учащихся.

  62. Формы внеклассной работы по русскому языку во 2-4 классах.

  63. Использование русского фольклора во внеклассной работе.

  64. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка.

  65. Организация самостоятельной работы на уроках чтения.

  66. Однотемные уроки русского языка в малокомплектной школе.

Требования к выпускной квалификационной работе

Положение о выпускной квалификационной работе