Руководства, Инструкции, Бланки

Личная Карточка Оперативного Дежурного Мвд Образец img-1

Личная Карточка Оперативного Дежурного Мвд Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г

Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389"Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" Наставление
о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан
I. Общие положения

1. Настоящее Наставление устанавливает последовательность действий оперативного дежурного*(1) после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции)*(2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства*(3) в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

2. Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(4). Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации*(5). Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях*(6) и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

4. Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Наставлению.

5. По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:

5.1. О помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции"*(7) .

5.2. Об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных.

5.3. О направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях.

5.4. О передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

5.5. О передаче лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

5.6. Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП - выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП - выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

7. Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

II. Основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть

8. После доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан:

8.1. Выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении.

8.2. Установить личность доставленного лица, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (месту пребывания).

8.3. Зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России*(8) .

8.3.1. В случае если при установлении личности доставленного лица выяснится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации данное лицо обладает иммунитетом от задержания*(9). оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить такое лицо, о чем в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, информируется дежурная часть вышестоящего территориального органа МВД России.

8.3.2. В случае доставления в дежурную часть за совершение административных правонарушений военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов оперативный дежурный обязан известить командира воинской части (военного коменданта) либо начальника соответствующего органа (учреждения) о произведенном доставлении, вызвать, при необходимости, представителя воинской части или указанных органов (учреждений) для передачи доставленного лица в целях привлечения его к дисциплинарной ответственности.

8.3.3. При совершении лицами, указанными в подпункте 8.3.2 Наставления, административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 2.5 КоАП, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на общих основаниях.

8.4. Разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8.5. Поместить доставленное лицо в помещение для задержанных, оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Наставлению.

8.6. В случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены*(10) извинений. Об освобождении неправомерно доставленного лица производится соответствующая запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а о факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается начальнику территориального органа МВД России или лицу, исполняющему его обязанности.

III. Обязанности оперативного дежурного перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных

9. Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

10. В случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (приложение N 4 к настоящему Наставлению), о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Оперативный дежурный обязан обеспечить сохранность изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

12. Оперативный дежурный обязан организовать дактилоскопирование доставленных лиц, которые подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"*(11) .

13. Оперативный дежурный обязан проверить наличие сведений о доставленных лицах по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам МВД России.

Если доставленное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, его необходимо проверить по централизованному учету правонарушений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в их отношении (АИС "Криминал-И") ФКУ "ГИАЦ МВД России".

Другие статьи

Тема 2 л

/ Тема 2 л. 2

Для того чтобы деятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и предусмотрительно­сти, точности и исполнительности, инициативы и творчества.

Безусловно, основой успешного выполнения стоящих перед штабами задач является тщательный подбор, высокая профессиональная и специ­альная подготовка сотрудников штабов, глубокое понимание стоящих пе­ред ними задач и способов их выполнения.

Задачи и функции штабных аппаратов органов внутренних дел

В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России на штабные аппараты органов внутренних дел возложены следующие основные задачи:

1) обеспечение оперативно-служебной и мобилизационной готовно­сти органа внутренних дел;

2) непрерывный сбор, анализ и оценка оперативной обстановки и ор­ганизация реагирования на ее изменения;

3) планирование и руководство оперативно-служебной деятельно­стью органа внутренних дел при привлечении для выполнения задач двух и более подразделений и служб различных направлений деятельности;

4) организация действий органа внутренних дел и его подразделений при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

5) подготовка проектов и организация реализации комплексных про­грамм, планов, иных управленческих решений начальника органа внутрен­них дел путем координации усилий всех подразделений и служб и органи­зация взаимодействия между ними;

6) своевременное доведение до подразделений и служб задач, приказов и распоряжений начальника;

7) контроль за выполнением подразделениями и службами постав­ленных задач и оказание им практической и методической помощи;

8) организация всех видов связи, средств автоматизации и вычисли­тельной техники;

9) изучение, обобщение и распространение положительного опыта служебной деятельности и другие задачи.

Для выполнения указанных задач штабные аппараты осуществляют определенные функции.

К ним относятся: обеспечение сбора и анализа информации об опе­ративной обстановке; координация деятельности служб и подразделений органа внутренних дел в решении комплексных правоохранительных за­дач; контроль за выполнение службами и подразделениями законодатель­ства, подзаконных нормативных правовых актов, планов оперативно-служебной и управленческой деятельности; подготовка органа внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств; органи­зационно-методическое обеспечение деятельности штабов нижестоящих органов внутренних дел; выявление, распространение и внедрение положительного отечественного и зарубежного опыта опера­тивно-служебной и управленческой деятельности.

Перейдем теперь к рассмотрению содержания этих функций. При этом следует учитывать, что функция при ее реализации расчленяется на функциональные обязанности, то есть на конкретные действия, осуществ­ляемые в процессе повседневной работы.

Обеспечение сбора и анализа информации об оперативной обста­новке. При реализации этой функции штабные аппараты систематизируют и анализируют информацию о пре­ступлениях и правонарушениях, об использовании сил и средств в право­охранительной деятельности, результатах оперативно-служебной деятель­ности; влиянии социально-экономических, демографических и иных фак­торов на состояние правопорядка; проводят комплексный анализ инфор­мации по проблемам борьбы с преступностью, охране общественного по­рядка и обеспечению общественной безопасности; организуют проведение социологических исследований и прогнозирование тенденций и процессов в криминальной сфере.

По результатам комплексного анализа и оценки оперативной обста­новки для руководства органа внутренних дел готовятся справки о состоя­нии общественного порядка на обслуживаемой территории, проблемные записки о наиболее актуальных направлениях борьбы с преступностью и укрепления правопорядка с указанием конкретных предложений и пред­ставлением проектов управленческих решений по их реализации.

Штабные аппараты разрабатывают карты, схемы, диаграммы, характеризующие динамику, структуру, распро­страненность преступлений и правонарушений на территории обслуживания, расстановку и использование имеющихся сил и средств; формируют справочно-информационный фонд, в котором концентрируются и хранятся законодательные акты, указы, распоряжения Президента РФ, постановле­ния и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также ста­тистические, аналитические материалы и материалы социологических ис­следований, юридическая литература и сообщения о наиболее эффектив­ных формах и методах оперативно-служебной и управленческой деятель­ности.

Указанными аппаратами осуществляется координация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в решении комплексных правоохранительных задач. Совместно с подразделениями органа внут­ренних дел они разрабатывают планы оперативно-служебной деятельно­сти, а также планы совместных мероприятий по предупреждению и пресе­чению правонарушений.

Штабные аппараты осуществляют контроль за выполнением службами и подразделениями органа внутренних дел законодательства, планов оперативно-служебной и управленческойдеятельности. Они организуют и участвуют в проведении комплексных и контрольных проверок органов внутренних дел. По результатам проверок разрабатывают предложения, направленные на устранение недостатков, а также определяют меры по улучшению оперативно-служебной и управ­ленческой деятельности. Кроме этого, осуществляют контроль исполнения службами и подразделениями органа внутренних дел законов, подзакон­ных нормативных правовых актов, планов работы. Изучают организацию и состояние контроля в подразделениях органов внутренних дел, разрабаты­вают нормативные и методические документы по этим вопросам.

При подготовке органа внутренних дел к действиям при возникнове­нии чрезвычайных обстоятельств штаб­ные аппараты анализируют информацию, поступающую из служб и под­разделений, органов государственной власти и местного самоуправления, других источников о происходящих на обслуживаемой территории соци­ально-политических, экономических, демографических, межнациональных и других процессах, влияющих на возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, эпидемий, эпизоотии, осложнение криминогенной обстановки.

Организационно-методическое обеспечение деятельности (штабных аппаратов ниже­стоящих органов внутренних дел. Штаб­ные аппараты вышестоящих органов внутренних дел организуют обуче­ние сотрудников штабов в системе текущей профес­сиональной подготовки; проводят семинары и учения с начальниками штабов территориальных органов внутренних дел, а также учебные сборы сотрудников штабов раздельно по линиям работы; обеспечива­ют стажировку в штабах МВД, ГУВД, УВД вновь при­нимаемых на службу в эти подразделения; организуют внедрение и ис­пользование в работе штабов автоматизированных систем управления и информационного обеспечения.

К числу функций штабных аппара­тов относится также выявление, распространение и внедрение положи­тельного отечественного и зарубежного опыта оперативно-служебной и управленческой деятельности. При реализации этой функции они, преж­де всего, координируют работу служб и подразделений органов внутрен­них дел по выявлению, распространению и внедрению положительного опыта. Организуют изучение состояния работы по выявлению и внедре­нию положительного опыта в подразделениях органов внутренних дел; за­слушивают отчеты их руководителей на заседаниях коллегий, оператив­ных совещаниях, обеспечивают сбор, обработку и хранение в справочном информационном фонде обобщенных материалов по одобренному к вне­дрению положительному опыту, ведут тематический их учет и информи­руют заинтересованные подразделения органов внутренних дел о посту­пивших материалах. Таковы основные функции, исполнение которых позволяет различ­ного уровня штабным аппаратам осуще­ствлять реализацию задач, возложенных на них.

2. Дежурные части органов внутренних дел.

В обеспечении безопасности личности, прав и законных интересов граждан, общественного порядка и общественной безопасности, организа­ции розыска и задержания «по горячим следам» лиц, совершивших пре­ступления, велика роль дежурных частей органов внутренних дел. От их умения качественно подготовить наряды полиции к несению службы, по­стоянного взаимодействия с ними, при необходимости маневра силами и средствами, несущими службу на территории обслуживания соответст­вующего органа внутренних дел, своевременного реагирования на инфор­мацию о совершенном преступлении во многом зависит должный общест­венный порядок, безопасность граждан, нормальный ритм общественных отношений города, района и иного муниципального образования.

Дежурная часть является самостоятельным структурным подразде­лением органа внутренних дел. Она предназначена для обеспечения ком­плексного использования сил и средств органа внутренних дел в целях не­замедлительного реагирования на поступающие заявления и сообщения о преступлениях и правонарушениях, обеспечения безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности.

В соответствии с Наставлением по организации деятельности дежур­ных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации 3 на дежурную часть управления, отдела внутренних дел, линейного управле­ния (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте возлагаются сле­дующие задачи:

1) непрерывный круглосуточный сбор, обработка и передача инфор­мации об оперативной обстановке;

2) прием, регистрация поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрез­вычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирова­ние на них;

3) непрерывное управление силами и средствами органов внутрен­них дел, немедленное принятие мер к раскрытию преступления по «горя­чим следам»;

4) безотлагательная организация действий по обеспечению общест­венного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

5) организация разбирательства с гражданами, в том числе с достав­ленными и задержанными;

6) контроль за соблюдением установленного порядка содержания и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

7) обеспечение сохранности служебных документов, оружия, бое­припасов, специальных средств, оперативной и криминалистической тех­ники, средств связи и другого вверенного имущества;

8) прием и сохранность изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей, принадлежность кото­рых не установлена;

9) контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания орга­на внутренних дел и прилегающей к нему территории, его противопожар­ной безопасностью и санитарным состоянием;

10) организация передачи в подчиненные органы внутренних дел специальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение лич­ного состава по ним.

К функциям дежурных частей органов внутренних дел относятся: сбор и анализ информации об обстановке; организация раскрытия престу­плений по «горячим следам»; разбирательство с правонарушителями, кон­троль за содержанием, охранной и конвоированием подозреваемых и об­виняемых в совершении преступлений; подготовка служебных нарядов к несению службы и контроль за их работой; прием-передача служебной информации в подразделения; информирование руководителей органов власти города (района) и оповещение личного состава органа внутренних дел; обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи, защи­ты и другого имущества, числящегося за дежурной частью; контроль за охраной здания органа внутренних дел и изолятора временного содержа­ния подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (ИВС); а также за соблюдением правил пожарной безопасности в здании органа внутренних дел.

Система и структура дежурных частей органов внутренних дел

Система дежурных частей состоит из нескольких уровней - дежур­ных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутрен­них дел на транспорте.

В систему территориальных органов входят: дежурная часть МВД России, дежурные части подразделений центрального аппарата МВД Рос­сии, в том числе главных управлений МВД России по федеральным окру­гам (ГУ МВД России по ФО), дежурные части МВД, ГУВД, УВД субъек­тов Российской Федерации, территориальных органов внутренних дел, органов внут­ренних дел на режимных объектах.

К системе дежурных частей органов внутренних дел на транспорте относятся: дежурная часть Главного управления на транспорте МВД России, дежурные части управлений внутренних дел на транспорте, линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Кроме того, в систему дежурных частей входят дежурные части ор­ганов внутренних дел закрытых административно-территориальных обра­зований, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России.

Дежурная часть ГУ МВД России по ФО, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ выполняет возложенные на нее обязанности по реагированию на осложне­ния обстановки через дежурные части территориальных органов.

Дежурные части территориальных органов внутренних дел обязаны инфор­мировать дежурные части МВД, ГУВД, УВД, УВДТ об оперативной об­становке и ее изменениях.

Персональную ответственность за работу дежурной части несет на­чальник органа внутренних дел. Начальник территориального органа внутренних дел в целях организации эффективной работы дежурной части обязан обеспечивать правильный подбор, расстановку и воспитание сотрудников дежурной части; постоян­но контролировать ее деятельность, оказывать сотрудникам практическую помощь; организовывать служебную и боевую подготовку сотрудников дежурной части; принимать непосредственное участие в проведении слу­жебных занятий; внедрять передовой опыт; принимать меры к обеспече­нию дежурной части служебными помещениями, документацией, воору­жением, средствами защиты и связи, автотранспортом, другим имущест­вом согласно штатной и табельной положенности; обеспечивать ведения учета работы дежурной части.

Дежурные части органов внутренних дел обеспечиваются необходи­мыми помещениями. Их количество и предъявляемые требования по обо­рудованию определяются в соответствии с примерным перечнем помеще­ний и оборудования дежурной части.

На дежурную часть органа внутренних дел составляется тактико-технический паспорт по установленной форме.

Основными принципами работы дежурной части являются: высокая боевая готовность, оперативность, глубокое знание оперативной обстанов­ки на обслуживаемой территории, преемственность в работе, инициатива и целеустремленность в решении оперативно-служебных задач, строжайшее соблюдение законности, сохранение государственной и служебной тайны, четкое выполнение нормативных актов, бдительность, высокая профес­сиональная этика и культура в работе.

Организация работы дежурной части

Дежурная смена, выполняющая возложенные на дежурную часть за­дачи, формируется в соответствии с типовыми штатными расписаниями дежурных частей. Начальник смены, а в органах внутренних дел, где в штатах эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделе­ния), старший оперативный дежурный) является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за ее работу. Кроме указанных лиц, в состав суточного наряда входят дежурный по разбору с доставленными и задержанными, помощник оперативного дежурного.

Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включаются также следственно-оперативная группа (СОГ) и группа не­медленного реагирования (ГНР), группа (группы) задержания пункта цен­трализованной охраны (ПЦО) отдела вневедомственной охраны, водители служебного автотранспорта.

При осложнении оперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнитель­ными силами и средствами.

Перечисленные выше должности комплектуются лицами среднего и старшего начальствующего состава, положительно характеризующимися по службе, имеющими высшее, преимущественно юридическое, образова­ние, стаж работы в органах внутренних дел не менее трех лет, после согла­сования их кандидатур и прохождения собеседования в штабном либо ор­ганизационно-инспекторском подразделении вышестоящего органа внут­ренних дел, по представлению руководителя органа внутренних дел.

Из числа лиц младшего начальствующего состава, положительно ха­рактеризующимися по службе, имеющими среднее образование и стаж ра­боты не менее трех лет, приказом начальника органа внутренних дел на­значаются и освобождаются от должности помощники оперативного де­журного.

Организует работу дежурной части ее начальник, который обязан:

- обеспечивать эффективное выполнение возложенных на дежур­ную смену задач, готовность заступающей смены к несению службы;

- оценивать деятельность сменяющегося наряда;

- организовать раскрытие преступлений по горячим следам;

- контролировать соблюдение законодательства при разрешении заявлений и сообщений, разбирательстве с доставленными и задержанны­ми в органы внутренних дел и выполнять другие функции.

В организации работы дежурного существенное значение имеет по­рядок приема и сдачи дежурства. Оперативный дежурный, сдающий де­журство, подробно знакомит наряд, прибывший на смену, с оперативной обстановкой, информирует о проводимой работе по зарегистрированным преступлениям и происшествиям, о предстоящих массовых и иных меро­приятиях, о силах и средствах, о распоряжениях начальника и его замести­телей, о лицах, содержащихся в комнатах для задержанных в администра­тивном порядке. После чего сотрудники заступающей дежурный смены принимают числящуюся за дежурной частью служебную документацию, законодательные и иные нормативные акты, согласно перечню основных законодательных и других нормативных актов, служебной документации, картотек и справочных материалов (приложение № 3 к Наставлению); воо­ружение, боеприпасы, специальные средства, оперативную, криминали­стическую и иную технику, проверяют ее исправность. В случае отсутст­вия штатных дежурных по изолятору временного содержания (ИВС) про­веряют состояние охраны ИВС, проводят осмотр камер и других помеще­ний изолятора, наличие и исправность средств связи, сигнализации, пожа­ротушения; проводят досмотр и опрос подозреваемых и обвиняемых; про­веряют документы и соблюдение сроков задержания лиц, содержащихся в ИВС; при выявлении нарушений делают запись в книге замечаний и пред­ложений проверяющих изолятор временного содержания.

Обо всех выявленных недостатках оперативный дежурный делает запись в книге рапортов о приеме и сдаче дежурства и принимает меры к их устранению.

О приеме и сдаче дежурства, зарегистрированных правонарушениях, происшествиях, принятых по ним мерах, о выявленных нарушениях закон­ности оперативные дежурные докладывают начальнику органа внутренних дел. Начальник органа дает оценку и проводит разбор несения службы сменяющегося суточного наряда, проводит инструктаж заступающей сме­ны и разрешает провести смену дежурства.

Начальствующий состав несет службу в форменной одежде. На вре­мя несения службы вооружается табельным оружием. Они обязаны иметь при себе служебные удостоверения, жетоны с личными номерами, а также личные нагрудные карточки для оперативных дежурных.

Продолжительность работы каждой смены установлена в 24 часа. Во время дежурства сотрудникам поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при трехсменном дежурстве - шесть часов, при четырехсменном - четыре часа. После смены штатным сотрудникам дежурной части предоставляется отдых продолжительностью: при наличии трех дежурных - 48 часов, при наличии четырех дежурных - 72 часа.

Общие и специальные права дежурного по органу внутренних дел

Дежурный по органу внутренних дел пользуется всеми правами, за­крепленными в Федеральном Законе «О полиции», то есть, условно говоря, «общими правами».

Как сотрудник полиции он вправе: требовать от граждан и должно­стных лиц прекращения преступления или административного правонару­шения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, долж­ностных лиц органов государственной власти и органов местного само­управления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия; проверять у гра­ждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступле­ния или полагать, что они находятся в розыске либо имеется повод к воз­буждению в отношении их дела об административном правонарушении; получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведе­ния, справки, документы и копии с них; составлять протоколы об админи­стративных правонарушениях, осуществлять административное задержа­ние, применять другие меры, предусмотренные законодательством об ад­министративных правонарушениях; применять физическую силу, специ­альные средства и огнестрельное оружие в соответствии с главой 5 Федерального За­кона РФ «О полиции».

Специальные права оперативного дежурного вытекают из его право­вого положения. Он является старшим оперативным начальником по от­ношению к дежурным всех подразделений и учреждений данного органа, а также начальником (старшим) всех служебных нарядов.

К числу специальных прав дежурного по органу внутренних дел (старшего дежурной смены) следует отнести право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделениям, служебным нарядам.

Кроме того, в отсутствие руководителей органа внутренних дел, де­журный (старший дежурной смены) имеет право:

- контролировать выполнение задач служебными нарядами. При осложнении оперативной обстановки или возникновении чрезвычайных обстоятельств, производить временные изменения в расстановке сил и средств с последующим докладом начальнику органа внутренних дел;

- привлекать при необходимости для организации охраны места происшествия, преследования и задержания преступников по «горячим следам» любые задействованные для охраны общественного порядка наря­ды милиции;

- вводить в действие по указанию начальника органа внутренних дел, а в его отсутствие - самостоятельно, с последующим ему докладом, специальные сигналы оповещения по плану действий при чрезвычайных обстоятельствах;

- давать дежурной следственно-оперативной группе (СОГ) обяза­тельные к исполнению указания о выезде на места происшествий, не вме­шиваясь в процессуальную деятельность следователя и дознавателя;

- получать от руководителя СОГ информацию о результатах работы на месте происшествия;

- при наличии доступа и в пределах своей компетенции получать и использовать для работы по раскрытию преступлений и розыску преступ­ников информацию оперативно-справочных, розыскных, криминалистиче­ских учетов и автоматизированных банков данных информационных цен­тров и экспертно-криминалистических подразделений системы МВД Рос­сии, а от руководителей и сотрудников подразделений органа внутренних дел - сведения, необходимые для выполнения возложенных на дежурную часть задач;

- направлять, в необходимых случаях, заявки на получение транс­портных средств для выполнения служебных задач; требовать от личного состава поддержания установленного порядка в служебных кабинетах и местах общего пользования, дисциплины, соблюдения формы одежды, правил пожарной безопасности;

- при изменении оперативной обстановки обращаться в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел и дежурные части соседних органов внутренних дел для получения экстренной помощи силами и сред­ствами, а также необходимой информации;

- ходатайствовать о поощрении сотрудников органов внутренних дел, членов общественных объединений и граждан, отличившихся в охра­не общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а по фактам недобросовестного отношения к службе сотрудников органов внутренних дел - о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

Старший дежурной смены дежурной части МВД, ГУВД, УВД субъ­ектов РФ, УВДТ помимо прав, указанных выше, имеет право:

- отдавать необходимые и обязательные для исполнения распоря­жения дежурным частям нижестоящих органов внутренних дел и подраз­делений, а также, по указанию руководства, требовать проведение служеб­ных проверок по фактам нарушений сотрудниками органов внутренних дел действующего законодательства и ведомственных нормативно-правовых актов;

- производить при осложнении оперативной обстановки через опе­ративных дежурных органов внутренних дел маневр силами и средствами с последующим докладом о принятом решении министру внутренних дел, начальнику ГУВД, УВД, УВДТ.

Сотрудники дежурной смены при реализации задач и функций, воз­ложенных на дежурные части, выполняют значительный объем обязанно­стей.

По сбору и анализу информации об обстановке. Дежурная смена обя­зана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные о ее изменениях, докладывать о них на­чальнику органа с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые реше­ния и отдавать соответствующие распоряжения дежурным нарядам.

Для выполнения этих обязанностей оперативный дежурный поддер­живает постоянную связь со служебными нарядами, обменивается инфор­мацией с соседними территориальными органами, аварийными, спасательными, са­нитарно-эпидемиологическими службами; использует средства проводной и радиосвязи и другие технические средства приема, анализа и обработки информации.

Полученную информацию оперативный дежурный заносит в зависи­мости от ее содержания в книгу учета заявлений и сообщений о преступ­лениях; в журнал учета информации о происшествиях, поступившей в ор­ган внутренних дел по телефону, телеграфу; в тетрадь для записи опера­тивного дежурного; в папку для хранения телефонограмм.