Руководства, Инструкции, Бланки

Требование Судебного Пристава Исполнителя Образец img-1

Требование Судебного Пристава Исполнителя Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя

Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя

Старшему судебному приставу
Басманного районного отдела
судебных приставов УФССП по Москве

Взыскателя по исполнительному
производству № 9555/15/77018-ИП
К. Бориса Семеновича
г. Омск, ул. Котовского, …
тел. …

Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя

18 марта 2015 года Постановлением судебного пристава-исполнителя Басманного РОСП было возбуждено исполнительное производство № 9555/15/… в отношении должника ОАО «Объединение ВНИПИЭНЕРГОПРОМ» по взысканию задолженности в размере 2 535 000 руб. в пользу взыскателя ИП К.Б.С.

Однако это не вся сумма долга, подлежащая взысканию по исполнительному листу № ФС 000127… от 09.02.2015г.

Согласно ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве". содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Исполнительный лист содержит требование:

"Взыскать с открытого акционерного общества «Объединение ВНИПИэнергопром» в пользу индивидуального предпринимателя К. Бориса Семеновича 2 500 000 рублей задолженности по арендной плате, а также 35 500 рублей расходов по государственной пошлине".

Путем нехитрых вычислений получается, что исполнительное производство должно быть возбуждено по взысканию задолженности в размере 2 535 500 руб .

Почему 500 рублей не стали предметом взыскания, в постановлении о возбуждении исполнительного производства не указано.

И это не первый случай занижения взыскиваемой суммы судебными приставами – исполнителями Басманного РОСП.

26 сентября 2014 года Постановлением судебного пристава-исполнителя Басманного РОСП было возбуждено исполнительное производство в отношении должника ОАО «Объединение ВНИПИЭНЕРГОПРОМ» по взысканию задолженности в размере 2 483 950 руб. в пользу взыскателя ИП Красильщикова Б.С. по исполнительному листу № АС 003631191 от 03.09.2014г.

Однако исполнительный лист содержал требования о взыскании с должника суммы, на 35 419 руб. 75 копеек больше, чем было указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

По данному факту нами также была подана жалоба, однако ответа до настоящего момента не получено.

Кроме того, до настоящего времени требования исполнительного документа в отношении должника ОАО «Объединение ВНИПИЭНЕРГОПРОМ» не исполнены, а материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что исполнение не будет произведено в срок.

Считаю, требования исполнительного документа по возбужденному исполнительному производству 9555/15/… не исполняются по причине бездействия судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве". судебный пристав-исполнитель вправе, в частности:

  • в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
  • в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
  • привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее — оценщик).

Притом, что должник добровольно исполнять требования судебного пристава-исполнителя не намерен, судебный пристав-исполнитель обязан применять меры принудительного исполнения, такие как:

  1. обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;
  2. обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу гражданско-правовых правоотношений;
  3. обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде.

В рамках настоящего исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не проведены исполнительные действия, направленные на принудительное исполнение исполнительного документа.

Такое промедление дает реальную возможность должнику для увода имеющихся денежных средств с расчетного счета в банке и кассе организации, сокрытии имеющегося товара в обороте.

Кроме того, налицо виновные действия должника по неисполнению требований судебного пристава-исполнителя, что является основанием для наложения административного штрафа на должника.

Бездействие судебного пристава-исполнителя приводит к нарушению прав взыскателя и причинению взыскателю убытков. Причиненные бездействием судебного пристава-исполнителя убытки в соответствии с действующим законодательством могут быть взысканы с Федеральной Службы судебных приставов за счет казны РФ.

На основании изложенного, прошу:

1. Провести служебную проверку и установить соответствие занимаемой должности судебных приставов-исполнителей, не способных производить элементарные арифметические действия "сложения";

2. Возбудить исполнительное производство в отношении должника ОАО «Объединение ВНИПИЭНЕРГОПРОМ» по взысканию задолженности в размере 500 рублей;

3. В соответствии со ст. 127 ФЗ "Об исполнительном производстве". прошу признать неправомерным бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 9555/15/…, определить меры, которые должны быть предприняты для надлежащего исполнения судебного решения.

1. копия доверенности представителя.

Представитель по доверенности ___

Документы в суд (процессуальные документы):

Другие статьи

MKA - РОСАР

Адвокат по уголовным делам

рекомендует ознакомиться со

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Законодательство, определяющее особенности статуса судебного пристава-исполнителя и отличающие его от других государственных служащих, представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполни тельного производства. Отдельные аспекты деятельности судебных приставов-исполнителей определяют упра вленческие акты Министерства юстиции Российской Федерации. Государственная служба судебных приставов-исполнителей проходит в органах юстиции субъектов РФ, точнее, в подразделениях судебных приставов - районных, меж районных или иных (соответствующих административно-территориальному делению субъектов РФ). Система таких подразделений образует Службу судебных приставов.

Вышестоящими должностными лицами, осуществляющими контроль над действиями судебного пристава-исполнителя, являются:

1) старший судебный пристав подразделения, в котором состоит на службе судебный пристав-исполнитель;

2) главный судебный пристав субъекта РФ как вышестоящий руководитель подразделения судебных приставов

3) главный пристав РФ, который соответственно своему уровню организует и контроли р ует работу всей службы судебных приставов.

Основная задача судебного пристава-ис полнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них. Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.

Сфера деятельности судебного пристава-исполнителя охватывает не все направления исполнительного производства. Во-первых, в случаях, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками (и иными кредитными учреждениями). Во-вторых, названный Закон предусматривает случаи, когда требования судебных актов и актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Не только С лужба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя.

При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав-исполнитель выступает как представитель исполнительной власти, требования и указания которого являются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особым правомочием - от имени государства применять меры принуждения к должн ику, не исполняющему требование исполнительного листа или требования судебно го пристава-исполнителя.

Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Исключение предус мотрено ст. 11 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «О б исполнительном производстве». согласно которой судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия на другой территории с согласия соответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами-исполнителями не допускаются, исполнительный документ должен быть принят теми, кому он направлен.

С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФ должны разрешаться вопросы направления исполнительных документов для дальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставов одного субъекта РФ. При возникновении необходимости перенести исполнение на территорию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованию главных судебных приставов соответствующих субъектов, а в особо сложных случаях - по согласованию с Главным судебным приставом РФ.

В соответствии со своими функциями судебный пристав-исполнитель обязан.

1) принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, оценивать их законность. Исполнительный документ от суда (или иного органа, его выдавшего) либо от взыскателя принимается к исполнительному производству, если не истек срок предъя вления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, судебный пристав-исполнитель вправе просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения.

2) возбуждать исполнительное производство. Возбуждение исполнительного производства, как и большинство иных действий судебного пристава-исполнителя, оформляется вынесением соответствующего постановления. При вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан незамедлительно направить запросы с целью получения необходимой информации об имущественном положении должника. Такие запросы направляются в соответствующие органы субъекта РФ, а именно:

- в налоговые органы - об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности, а также в случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу - о новом его адресе;

- в государственную инспекцию безопасности дорожного движения - о принадлежащем должнику автотранспорте;

- в органы государственной регистрации недвижимости и сделок с ней - о принадлежащем должнику не движимом имуществе;

К опи и направленных запросов являются материалами исполнительного производства и в нем хранятся. В процессе исполнения судебный пристав-исполнитель взаимодействует не только со сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), их представителями, но также с прокурором, осуществляющим надзор за исполнением, и другими участниками исполнительного производства.

На практике неоднозначно трактуется вопрос о том, вправе ли судебный пристав -исполнитель запрашивать у операторов связи необходимую в рамках испол нительного производства информацию об их абонентах?

Преобладающей является следующая позиция. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ “О персональных данных” (далее – Закон о персональных данных) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и пр. Согласно ст. 7 упомянутого Закона операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.

Как следует из ст. 6 Закона о персональных данных, обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов этих данных. Причем такое согласие не требуется, если обработк а персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, чьи персональные данные подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Следует обратить внимание на ст. 9 Закона о персональных данных, в которой еще раз упоминается о том, что любые действи я с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляются только с согласия субъекта этих данных, которое может быть ими отозвано. Исключения из данного правила устанавливаются федеральными законами, предусматривающими случаи обязательного предоставления субъектом своих персональных данны х в целях защиты основ конституционног о строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес печения обороны стран ы и безопасности государства.

Кроме то го, в соответствии со ст. 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» ( далее – Закон о связи) сведения об аб онентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными о ператорам связи(юридическим лицам или индивидуальным предпр инимателям, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии) в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите согласно законодательству Российской Федерации. При этом к сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения б аз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в т. ч. о со единениях, трафике и платежах абонента.

В названной выше статье отмечается, что сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не могут быть включены в данные для информационно-справочного обслуживания и использованы для оказания справочных и и ных информационных услуг оператором связи или третьими лицами. Предоставление т ретьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться т олько с п исьменного согласия а бонентов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что сведения об абонентах – юридических лицах включаются в данные (фирменное наименование абонента – юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконечного оборудования) для информационно-справочного обслуживания и могут и спользоватьс я для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами без их письменного согласия. При этом сведения об абонентах – юридических лицах могут быть предоставлены без их согласия операторами связи третьим лицам.

Между тем в силу ст. 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осущес твляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о п ользователях услуг связи и оказанных им услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач в случаях. установленных федеральными законами.

Таким образом, т олько уполномоченным государственным органам, осуществляющи м оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, операторы связи обязаны пр едоставлять информацию об або нентах, вне зависимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

Привед енные положения законодательства позволяют сделать следующее заключение: о ператоры связи обязаны представлять по требованию судебного пристава-исполнителя необходимую ему информацию об абоненте – юридическом лице для исполнения исполнительного документа.

Исходя из ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Предоставляет ли законодательство об исполнительном производс тве судебно му приставу-исполнителю доступ к конфиденциально й информации (персональным данным физических лиц и профессиональн ой тайне операторов связи) в отношении абонентов – физических лиц? При разрешении обозначенных вопросов на практ ике сформировались две точки зрения.

Согласно первой. оператор связи не вправе предоста влять су дебному п риставу-исполнителю сведения об абонентах – физических лица х. Закон об исполнительном производстве и Закон о судебных приставах не являются теми федеральными законами, о которых упомянуто в Законе о связи и Законе о персональных данных. Следовательно, судебному приставу-исполнителю не предоставлен доступ к персональным данным абонента (физического лица) оператора связи.

Кроме того, в письме М инкомсвязи России от 6 августа 2009 г. № 15-1-18-32 69 указано, что операторы обязаны предоставлять сведения об абонентах-гражданах уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации. Однако судебные приставы-исполнители к таковым не относятся. В ряде случаев отмечается, что запрошенная судебным приставом-исполнителем у оператора связи информация об абоненте – физическом лице (данные о его абонентском номере) не является необходимой для реализации возложенных на судебного пристава-исполнителя задач. При этом указывается на то, что розыск должника либо его имущества могут производить как сам пристав-исполнитель, так и привлеченные им правоохранительные органы, которым предоставлен доступ к персональным данным должника (абонента-гражданина). В поддержку данной правовой позиции приводится довод о том, что сведения об абонентском номере должника – физического лица не помогут судебному приставу-исполнителю взыскать с должника денежные средства или исполнить иные требования исполнительных документов. Также сведения не могут быть использованы судебным приставом-исполнителем в целях извещения должника либо направления ему вызовов в порядке, установленном процессуальным законодательством и Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ст. 24), для того, чтобы такое извещение было признано надлежащим. Предоставление судебному приставу-исполнителю возможности извещать участвующих в деле лиц по телефону не означает одновременного предоставления ему права получать информацию, которая относится к охраняемой законом тайне, о номере телефона абонента без его согласия.

Ни Федераль ный зако н «О суде бных приставах». ни Федеральный зак он «Об исполнительном производстве» не предоставляют судебным приставам-исполнителям право получать персональные данные без согласия их субъектов, не устанавливают условия получения персональных данных, не определяют круг субъектов, чьи персональные данные подлежат обработке, а также полномочия судебного пристава-исполнителя по обработке персональных данных. Из этого следует, что ни Ф едеральный закон «О судебных приставах». ни Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не могут быть признаны федеральными законами, на основании которых п. 2 ст. 6 Закона о перс ональных данных допускает обработку (получение) персональных данных без согласия их субъектов.

Кроме того, сторонниками этой точки зрения также отмечается, что служба судебных приставов не относится к органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в законе нет прямого указания на полномочия судебных приставов-исполнителей запрашивать у операторов связи сведения об абонентах – физических лицах. В связи с этим отказ от предоставления судебному приставу-исполнителю указанных сведений не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Следует также отметить, что сторонники приведенной точки зрения, относят сведения о номерах мобильных телефонов физических лиц, а также о наличии договоров на оказание услуг сотовой связи, позволяющие идентифицировать объект, к конфиденциальной информации (персональным данным).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает право судебного прист ава-исполнителя запрашивать исчерпывающий перечень строго у определенных субъектов, в число которых не включены операторы связи, располагающие сведениями, составляющими тайну частной жизни абонентов-граждан, тайну с вязи, персональные данные. В связи с этим судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от операторов связи предоставления информации о пользователях услугами связи (физических лицах) и об оказанных услугах связи.

При этом ст. 64 Федерального закона «Об исполнител ьном производстве» не исключает необходимости соблюдения судебным приставом-исполнителем требований действующего законодательства о том, что он вправе запрашивать только ту информацию, которая необходима ему в рамках возбужденного исполнительного производства и может быть предана лицом, у которого испрашивается, в силу отсутствия запрета на ее предоставление.

Но есть и другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» являются теми самыми нормативными правовыми актами, о которых упомянуто в Законе о персональных данных и в Законе о связи. На их основании, считают сторонники этой точки зрения, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать у операторов связи в рамках возбужденного исполнительн ого производства необходимые сведения об абонентах – физических лицах.

С торонники данной точки зрения исходят из следующего. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации » вступившие в законную силу акты судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения. Законом об исполнительном производстве на судебных приставов возложена задача по исполнению судебных актов и актов других органов, определены права, о бя занности и полномочия во взаимоотношениях с иными государственными органами, а также друг ими организация ми, до лжностными лицами и гражданами.

Положения, закрепленные ст. 6 и 64 Федерального зако на «Об исполнительном производстве». а также ст. 12 и 14 Федерального закона «О судебных приставах». имеют под собой объективные и не противоречащие действующему законодательству основания, а следовательно, распространяются и на операторов связи.

Сторонники указанной позиции исход ят из того, что названными законами пр ину дит ельное исполнен ие судебных актов, а также актов других о рганов и должностных лиц возложено на службу судеб ных приставов, и что правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнитель ном документе, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.

Считается, что такое регулирование нельзя квалифицировать как неправомерно наделяющее судебного пристава-исполнителя полномочием истребовать сведения, необходимые для осуществления им своих функций, или как возлагающее на операторов персональных данных обязанность, не соответствующую их природе, поскольку управомоченные на осуществление принудительного исполнения судебных актов органы и должностные лица действуют в соответствии с подлежащим неукоснительному исполнению решением суда и на его основании; объем же полномочий судебного пристава-исполнителя и обязанностей опер аторов, обусловленный функцией исполнения судебных актов, конкретизируется в подлежащем исполнению постановлении суда и выдаваемом на основании этого решения исполнительном документе.

Закон о судебных приставах обязывает судебного пристава-испол нителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13), что предполагает недопустимость разглашения ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей сведений о персональных данных лица.

Таким образом, сторонники этой точки зрения считают, что взаимосвязанные положения, закрепленные ст. 6, 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве». ст. 12, 14 Федера льног о Закона «О судебных приставах», в части, касающейся обязательности требований судебного пристава-исполнителя о предоставлении ему (в связи с исполнением постановления суда) персональных данных физических лиц, озна чают, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления пер сональных данных физического лица, а о ператор персональных данных обязан предоставить такие сведения. Следовательно, счи тается, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках возбужденного исполнительного производства с целью реализации задач службы судебных приставов, имеет пра во запрашивать информацию о зарегистрированных те лефонных номерах должника-гражданина.

В обоснование данного вывода встречается довольно спорный аргумент о том, что требо вание судебного пристава -исполнителя не относится к оперативно -розыскным мероприятиям, не выходит за рамки обычн ой и необходимой информации о должнике, получаемой им в целях установления связ и с до лжником и исполнения исполнительного документа.

Несмотря на противостояние аргументаций, на практике преобладающим является первый подхо д.

Судеб ный пристав-исполнитель наделен правами вызывать гр аждан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к месту совершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе (ст. 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ).

Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий. Все устные указания должнику или взыскателю, запросы, пору чения, объяснения целесообразно оформлять телефонограммой или справкой с указанием даты, времени, Ф.И.О. и должности лица, получившего такое указание и давшего ответ. Справка или телефонограмма подписывается судебным приставом- исполнителем.

Судебный пристав исполнитель в соответствии со ст. 29, 31, и 33 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии. Он должен подготовить выписки документов, разъяснить сторонам их права и обязанности, сроки и порядок обжалования ими действий судебного пристава-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства.

3) совершать предусмотренные законодательством исполнительные действия. Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, какие исполнительные действия следует совершать в каждом конкретном случае. В ходе их совершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или ему принадлежащие, проводить их осмотр или их вскрытие, а на основании определения суда - совершать аналогичные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащим им.

Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения находящиеся в муниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Он может, с согласия собственника, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества (понесенные при этом расходы относятся на счет должника).

Периодические проверки работодателей на предмет правильности взыскания с должников сумм по исполнительным документам и своевременности их перечисления взыскателям, а также ведение в этой части финансовой документации - одно из важных полномочий судебного пристава-исполнителя. С целью своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель может давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Объявление розыска должника, его имущества или розыска ребенка - одно из самых ответственных действий судебного пристава-исполнителя, поскольку ранее розыск мог объявить только суд и лишь по некоторым категориям дел, а объявление розыска имущества д олжника и ребенка не предусматривалось вообще. В настоящее время предусмотрены обязательные и факультат ивные виды розыска.

Судебный пр истав-и сполнитель по инициативе должника или по с обственной инициативе может отложить осущ ествление исполнительных действий, но не более чем на десять дней. Иные процедурные вопросы исполнения разрешаются судом. К таки м вопросам Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнитель ном производстве» отнесены:

- восстановление пропущен ного срока и предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 16);

- разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего толкованию (ст. 17);

- отс рочка или расс рочка исполнения судебных актов и актов других органов, изменение способа и порядка исполнения (ст. 18);

-отложение исполнительных действий (ст. 19);

- при остановление и прекращение исполнительного производства (ст. 20-25).

Существенное значение имеет право судебного пристава-исполнителя взыскивать с должника расходы на совершение исполнительских действий, а в случае уклонения должника от добровольного исполнения судеб ного решения взыскивать также исполнительский сбор. Взысканные суммы перечисляются судебным приставом-исполнителем на текущий счет по у чету сред ств, поступающих во временное распоряжен ие подразделения судебных приставов. О днако распоряжение средствами, поступившим и на указанный счет, осуществ ляется стар ш им судебным приставом.

4) применять меры воздействия к недобросовестным должникам, а также к должностным лицам всех органов и организаций, физическим лицам в случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя.

Частями 1 и 3 ст. 17.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение должником (ч. 1) и лицом, не являющимся должником (ч. 3), законных требований судебного пристава-исполнителя.

Судебный пристав-исполнитель может штрафовать любое лицо, не исполняющее требования исполнительного д окумента неимущественного характера. Штраф может быть наложен также за невыполнение законных требований самого судебного пристава-исполнителя, а если в таком невыполнении имеются признаки состава преступления, судебны й пристав-исполнитель вправе внести в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

П ри исполнени и су дебными приставами-исполнителями служебных обязанностей в случаях, если им препятствуют в совершении и сполнительных д ействий либо угрожает опасность их жизни или здоровью, они взаимодействуют с органами МВД. Порядок такого взаимоде йствия регулирует совместный приказ Ми нюста РФ и МВД РФ от 9 декабря 2005 г. N 208/1003 «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов».

Судебные приставы-исполнители обеспечиваются боевым ручным стрелковым оружием, боеприпасами и патронами к нему, а также специальными средствами в порядке, предусмотренном Инструкцией по организации учета, хранения и выдачи оружия, боеприпасов и специальных средств в службе судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста РФ от 7 июня 1999 г. N 190.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ приказом Минюста РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ от 28 марта 2002 г. № 66/112 утвержден соответствующий Порядок, который предусматривает обмен аналитическими, нормативно-справочными и иными документами, представляющими взаимный интерес, совме стные рабочие встречи, совещания по подготовке предложений, выработке управленческих решений и механиз мов их реализации, обмен информацией, содержащейся в оперативно-справочных, розыскных учетах и картотеках при наличии оснований, предусмотренных законодательством.

Высокий статус судебного пристава-исполнителя, формируемый столь широки ми полномочиями, с одной стороны, позволяет судебному приставу-исполнителю принимать самостоятельные решения по совершению большинства исполнительных действий. С другой стороны, он требует ответственного подхода к принимаемым решениям, накладывает обязанность строгого соблюдения законности. В законодательстве прямо предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Однако, на практике случаи бездействия судебных приставов-исполнителей либо превышения ими своих полномочий нередки. Если Вы считаете, что судебным приставом-исполнителем нарушаются Ваши права, права Вашего предприятия, учреждения, организации, не теряйте время, обращайтесь к участникам программы «Защитник» по телефонам +7 (495) 671-53-72, +7 (495) 671-53-62 или +7 (495) 671-53-73, либо отправьте сообщение (E-mail: rosar@inbox.ru).