Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Тифлопедагогической Характеристики На Ребенка img-1

Образец Тифлопедагогической Характеристики На Ребенка

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Михайловская школа-интернат - Страничка тифлопедагога

Государственное казенное общеобразовательное учреждение ''Михайловская школа-интернат'' Страничка тифлопедагога

Тифлопедaгогическое обследование детей

Тифлопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание слепых и слабовидящих детей с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных функций.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами: ЦПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деят ельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

В соответствии с «Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов: развитие зрительного восприятия; развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве; социально-бытовая ориентировка и т.д.

Кабинет тифлопедагога оснащен дидактическими играми, пособиями для развития зрительного восприятия, зрительных функций; слухового восприятия и слухового внимания; осязания и мелкой моторики; по ориентировке в большом и малом пространстве; по развитию мыслительной деятельности ребенка; по формированию представлений об окружающем мире. Своеобразие подбора предметной атрибутики, игрушек, дидактических материалов, оборудования и технических средств коррекционно-развивающей среды кабинета дает возможность тифлопедагогу решать задачи коррекционно-компенсаторной работы с детьми с нарушением зрения.

Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.

Тифлопедагог образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.

Методическая копилка тифлопедагога:

Другие статьи

Плаксина Л

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. 1.1. Ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики.

Любая конкретная наука имеет свой предмет изучения. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности, то тифлопедагогика как составная часть общей педагогики занимается рассмотрением личности, имеющей нарушение зрения.

Тифлопедагогика, как мы знаем, базируясь на общепедагогических принципах изучения личности, имеет свои тифлопсихологические и тифлопедагогические подходы к своеобразию развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.

Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии.

Первичный дефектнарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений

Работа тифлопедагога в условиях ФГОС ДО - Статьи - ИД «ДОСУГ»

Работа тифлопедагога в условиях ФГОС ДО

Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировки в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях.

Рассказывает Ирина Юрьевна Сидорова, учитель-дефектолог, тифлопедагог МАДОУ «Детский сад № 59» города Березников:

– Дети данной категории, большинство из которых имеет различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.

В МАДОУ «Детский сад №59 для детей с нарушениями зрения» г. Березников я работаю тифлопедагогом более 20 лет и являюсь ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В системе коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном учреждении, проводимые мною специальные занятия играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Также я решаю задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.

При организации и планировании своей работы руководствуюсь имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями. Мое знакомство с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов я получаю сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет мне составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции зрительной недостаточности мною определяются в процессе обследования. Все эти данные позволяют определить степень и характер необходимой ребенку-офтальмопату помощи, наметить основные задачи обучения. По данным тифлопедагогического обследования составляю тифлопедагогическую характеристику ребенка. Для наиболее полной и объективной характеристики использую метод наблюдения за ребенком во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты.

Данные обследования и характеристики фиксируются в разработанных мною индивидуальных тифлопедагогических картах. В конце учебного года анализирую и обобщаю данные всех проведенных обследований за учебный год и получаю возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.

На основании полученных о детях данных, комплектую их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) /под ред. Л. И. Плаксиной. М.,1997/ провожу специальные коррекционные занятия следующих видов:

• развитие зрительного восприятия;

• развитие осязания и мелкой моторики;

• ориентировка в пространстве;

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога – подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к ортоптическому лечению.

Длительность каждого коррекционного индивидуального занятия – от 10 (в младшей и средней) до 20 (в старшей и подготовительной группах) минут.

Специальные коррекционные занятия планирую и провожу с использованием дидактических игр и игровых упражнений, которые решают следующие коррекционные задачи: формировать у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением; формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов; научить использовать получаемую полисенсорную информацию в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Для решения этих задач я создала и активно использую в практике своей работы серии дидактических пособий и игр: «Зонтик Мэри Поппинс», «Волшебная бутылочка», «Прятки с матрешкой», «Комод», «Королева Черничка», «Прозрачные картинки» и др.

Важнейшая задача, которую я как тифлопедагог решаю на коррекционных занятиях всех видов – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольникам со зрительной патологией быть адекватными и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Составляющей частью моей деятельности является работа с педагогами и родителями, которую я веду по двум направлениям:

• сообщение теоретических знаний (консультация для педагогов «Особенности формирования познавательной деятельности детей с косоглазием и амблиопией», семинар «Пути осуществления дифференцированного подхода к организации коррекционного процесса с детьми-офтальмопатами» и др. консультации для родителей «О семейном воспитании ребенка, имеющего нарушения зрения», «Как сохранить зрение ребенка»и др.);

• практические советы для преодоления особенностей развития слабовидящих детей (открытые занятия для педагогов «В гостях у Королевы Чернички», «Флаг России» и др. мастер-классы для педагогов «Работа с контуром как одно из средств расширения сферы зрительного опыта детей с патологией зрения», «Игры на развитие зрительной памяти», мастер-классы для родителей «Зрительные тренажеры дома», «Развиваем мелкую моторику» и др.). Для родителей активно работает семейный клуб «Светлячок».

Достигнутые результаты позволяют говорить об эффективности выбранных мною методов и приемов организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Образец тифлопедагогической характеристики на ребенка

история развития ребёнка;

аудиограмма, если снижение слуха уже установлено;

педагогическая характеристика тифлопедагога образовательного учреждения.

2) Изучение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребёнка (мо­торного, речевого, психического):

б) наличие или отсутствие в семье родственников с функциональными на­рушениями зрения;

в) предполагаемые причины нарушения зрения у ребёнка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребёнка, в течении родов, перенесённые заболева­ния).

3) Зрительный диагноз, острота зрения.

4) Причина нарушения и время выявления.

5) Положение ребёнка в семье.

6) Сопутствующие заболевания.

7) Состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнаёт ли окружающие предметы и их изображения).

8) Готовность осязательно-двигательного анализатора:

а) тактильная чувствительность (пороги чувствительности);

б) развитие мелкой моторики:

состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки);

способы захвата предмета;

точность мелких движений.

9) Состояние осязательного восприятия:

а) хаотичное, последовательное восприятие руки;

б) моно-, биномануальное восприятие;

в) наличие поисковых и прослеживающих движений руки;

г) сформированность прослеживающих функций руки;

д) координация глаз и руки.

10) Распознавание предметов различных форм и поверхностей частями теля (в соответствии с возрастом).

11) Готовность слухового анализатора к пространственно-различитель­ной деятельности:

а) состояние уха (заключение ЛОРа);

б) состояние речевого слуха;

в) соотношение звуковых сигналов с источником звука;

г) локализация звука и его направлений;

д) переключение звукового внимания;

е) соотнесение звука с действием;

ж) узнавание и различение по голосам окружающих людей.

12) Обонятельная чувствительность:

а) различение основных запахов и их локализация;

б) соотнесение запахов и их источников.

13) Уровень развития двигательной сферы:

а) общее физическое состояние (по антропометрическим данным);

г) наличие навязчивых движений;

д) общая моторика:

точность основных движений;

ритмичность выполнения движений;

14) Пространственные представления:

а) знание частей собственного тела;

б) пространственные направления, связанные с собственным телом;

в) различение пространственных представлений от себя;

г) определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением).

15) Временные представления:

16) Психические процессы:

общее состояние речи: произношение, выразительность, темп, голос, дыха­ние;

обследование мимической моторики (движение мышц глаз, лба, носа);

жестовая выразительность речи (головой, плечами, руками).

17) Предметное представление (узнавание, называние, различение дета­лей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группи­ровка):

растения, цветы, деревья;

животные (домашние, дикие);

18) Изобразительная деятельность в соответствии с возрастными возможностями:

сенсорные эталоны: цвет, форма, величина;

навыки рисования: самостоятельно, по трафарету;

владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоятельно, с помощью взрослого);

19) Личностные качества:

уровень овладения неречевыми способами общения;

уровень самостоятельности в практической деятельности.

Результаты обследования заносятся в таблицы 2 и 3.

Исходный уровень готовности детей с нарушениями зрения

к обучению пространственной ориентировке

Оценка уровня сформированности навыка производится в соответствии со следующими категориями:

0 уровень – задание не выполнено;

1 уровень – при выполнении задания допускались грубые ошибки или требовалась значительная словесная или действенная помощь со стороны педагога;

2 уровень – задание выполнено с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога;

3 уровень – задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.

Регистрационный лист тестового контроля

Уровень понимания ориентирования

Уровень сформированности навыка

Уровень сформированности представления о себе

Умение составлять планы помещений

Умение словесно воспроизводить маршрут

Уровень сформированности навыка владения длинной тростью

Умение пользоваться городским транспортом

Умение свободно и уверенно передвигаться по знакомому маршруту

Готовность к самостоятельному изучению новых маршрутов различной сложности

Программа обучения пространственной ориентировке

Формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

Обучение приёмам и способам ориентировки в микропространстве (на
рабочем месте, за столом, в тетради, учебнике и т. д.).

Формирование у учащихся необходимых специальных умений и навыков
самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём.

Обучение незрячих учащихся младших классов ориентировке совместно
со зрячими сверстниками и взрослыми.

Ознакомление слепых учащихся с приёмами и способами ориентировки с
помощью вспомогательных средств.

В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя:

развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и
свойств окружающего мира;

формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство;

ориентировку в микропространстве;

обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и формирование топографических представлений;

формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и
ориентировке;

совместную ориентировку со зрячими;

ознакомление с приёмами пространственной ориентировки с помощью
трости.

Содержание этих разделов и полнота могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся.

Перечень материалов и приборов

для тифлопедагогического обследования

Набор предметов, предметных картинок с доработкой тифлопедагога по
обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям.

Набор сюжетных картинок.

Набор картинок по развитию речи (Л. И. Плаксиной).

Картотека пословиц, поговорок (в плоскопечатном варианте и по системе Брайля).

Набор материалов для обследования сенсорных эталонов, пространственных представлений.

Касса букв и слогов, цифровая касса, колодка шеститочия, кубик шеститочия, азбука по системе Брайля.

Альбом по развитию зрительного восприятия, тесты по развитию зрительного восприятия.

Набор предметов из различных материалов для развития осязательного восприятия.

Коллекция запахов и фломастеры с различными запахами.

Кассета с записями шумов большого города.

Набор для обводки предметов по контуру.

Подборка текстов с различными шрифтами в зависимости от остроты зрения и написанные шрифтом Брайля.

Приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага.

Изучение уровня зрительной коммуникации учащихся

Комплексный метод тифлопедагогики

Изучение пространственных представлений ребенка

Рис. 4. Алгоритм работы тифлопедагога ПМПк

Заключение тифлопедагога ПМПк

Учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему: Паспорт кабинета тифлопедагога

Учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему:
Паспорт кабинета тифлопедагога

Свиридова Жанна Анатольевна – учитель – дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ детского сада комбинированного вида № 6 (в группе детей с тяжелыми нарушениями зрения). Образование – высшее, закончила Санкт – Петербургский институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, курсы квалификационной переподготовки при этом же институте. Педагогический стаж – 28 лет, из них: в должности учителя – логопеда – 7 лет, в должности учителя – дефектолога (тифлопедагога) – 2 года 7 месяцев. Высшая квалификационная категория.

Основные направления коррекционно – развивающей работы проводится по следующим направлениям:

- Формирование представлений об окружающем мире;

- Развитие ориентировки в пространстве;

- Социально – бытовая ориентировка;

- Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира (развитие мелкой и общей моторики, слухового, обонятельного, осязательного, зрительного восприятия).

- Коммуникативная деятельность, речевое развитие;

ППРС среда кабинета сформирована в соответствии с перечисленными направлениями работы.

Список программного обеспечения:

- «Образовательная программа ДОУ»

- « Коррекционные программы для детей с тяжелыми нарушениями зрения» под ред. В. А. Феоктистовой, Л. М. Шипициной. - СПб. Образование, 1995.

- Коррекционные программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под. Ред. Л. И. Плаксиной. - М. изд. Экзамен, 2003.

- Задачи МБДОУ на учебный год.

1. Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста путем совершенствования физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов путем внедрения в практику работы ДОУ новых педагогических технологий и приемов работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

3. Создание условий для реализации национального проекта «Доступная среда» для детей с нарушением зрения посредством разработки и реализации индивидуальных маршрутов развития.

4. Совершенствование работы с родителями воспитанников за счет использования интерактивных форм взаимодействия с семьей.

- Общая характеристика детей посещающих группу

Группу для детей с тяжелыми нарушениями зрения № 10 посещают шесть воспитанников: два мальчика и четыре девочки. Первый год обучения – два ребенка; второй год обучения - четыре воспитанника.

Трое воспитанников имеют диагноз – ретинопатия недоношенных, два ребенка – атрофия дисков зрительных нервов, один – врожденная катаракта, врожденный микрофтальм.

1 группа – дети, имеющие крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением (острота зрения от 0,005 до 0,04 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции) - (практическая слепота).

Направленность офтальмо – гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране и развитии остаточного зрения.

2 группа - слабовидящие дети. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05 до 0,4 (в условиях оптической коррекции).

Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения слабовидящих детей выражается в поддержке и развитии всех структур зрительной системы, стабилизации и повышении зрительной работоспособности; в совершенствовании функционирования зрительного анализатора; в профилактике осложнений глазных заболеваний ухудшения зрительных функций, профилактике зрительного утомления в процессе зрительного труда.

В зависимости от времени наступления нарушения выделяют две категории незрячих детей:

Наряду с имеющимся тяжелым нарушениями зрения у всех детей отмечается общее недоразвитие речи различной степени выраженности.

Площадь кабинета – 6 м.кв.

1 – учебная зона для коррекционно – развивающих занятий - стол (4 посадочных места);

2 – 3 – 4 – Сенсорная зона для развития осязательного восприятия, мелкой моторики, тактильно – кинестетических ощущений, включающая в себя стенды - тренажеры;

5 – пособия по развитию неречевых и речевых средств общения, речевого развития: модели позы (шарнирный человечек), карточки - схемы для обучения детей звуковому анализу и синтезу, методический материал для развития связной речи, грамматического строя речи;

6 – пособия по развитию компенсаторных способов восприятия окружающего мира:

- слухового восприятия: набор звуковых игрушек: набор игровой музыкальные кубики; погремушки; музыкальные и звуковые книги: «Новогодние игрушки»; «Кто на ферме главный «ушки – хвост», аудиотека и т. д.);

- для развития светоощущения; фонарик;

- обоняния: набор баночек с бытовыми запахами (чай с лимоном, чай ягодный, кофе молотый, кофе в зернах, корица, мята, ромашка аптечная);

- пособия по развитию мелкой моторики рук (пирамидка малая (деревянная), сборные бусы, шнуровки, застежки, разные поверхности и т. д.);

7 – специальные тифлологические приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций: лупа- 1; приборы «Школьник» - 5; тифлоприбор для письма по системе Брайля (18 строк) – 1; грифели детские -5; Брайлевская колодка (шеститочие) – 2; азбука в картинках рельефная) в двух частях – 2;

- пособия по тифлографике: карточки с точечным изображением, образцы рельефных орнаментов, различные рельефные изображения, выполненные разным способом (выкалывания, наклеивания, выдавливания).

- пособия по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей с остаточным зрением (цветные эталоны предметов и их изображение, эталоны формы, величины);

- пособия по развитию осязательно-двигательного восприятия (различные виды поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал);

- игрушки; пособия по развитию мыслительной деятельности (кубики, разрезные картинки, «Крестики – нолики», лабиринт – вариант «Счеты» и др.)

8 - Пособия по обучению незрячих и слабовидящих детей в микропространстве большом и малом пространствах:

- цветные фланелеграфы для фронтальной и индивидуальной работы (на 3 детей);

- тактильные трости (2);

9 - стенд – тренажер для развития прослеживающей функции глаз.

10 - Песочный световой планшет – 1

11 – светодиодный экран

12 – полка – методическое обеспечение, материалы по социально – бытовой ориентировке: пособия по формированию представлений об окружающем мире в соответствии с возрастом и программными требованиями, (игрушки-модели (овощи, фрукты, кукла – пупс; грибы, набор посуды «Моя кухня», животное лесное «Лось», маски домашних животных (корова, коза) - 2);

13, 14, 15, 16, 17, 18 – детские стулья.

Методическое обеспечение специального дефектологического (тифлопедагогического)) сопровождения

Документация учителя - дефектолога (тифлопедагога)

1. Перспективный план коррекционно – развивающей работы по разделам коррекционных программ.

2. Календарный план коррекционно – развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями зрения.

3. Карты тифлопедагогического обследования воспитанников группы для детей с тяжелыми нарушениями зрения.

4. Журнал регистрации консультаций родителей (консультации).

5. Консультации для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

6. Список детей группы с тяжелыми нарушениями зрения.

7. Должностная инструкция учителя – дефектолога (тифлопедагога).

8. Инструкция по технике безопасности учителя – дефектолога (тифлопедагога).

9. Списки детей групп для детей с нарушением зрения, материалы по подготовке документов на ТПМПК.

10. Архивные материалы (документация работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) за период … учебные годы).

11. Нормативно – правовая база, регламентирующая работу учителя – дефектолога (тифлопедагога).

Перспективный план пополнения ППРС и методического обеспечения кабинета учителя – дефектолога (тифлопедагога)