Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Обработке Туалетов В Школе img-1

Инструкция По Обработке Туалетов В Школе

Категория: Инструкции

Описание

Инструкции по уборке туалетов в школе - открыто обсуждение

Последние новости про Инструкции по уборке туалетов в школе - сегодня обновлено.

Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. И является ли изучение иностранного языка во 2,3 классах обязательным или пропедевтическим? Обеспечивать привлечение с целью осуществления деятельности, предусмотренной Уставом школы, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям если они организованы на открытом воздухе. При входе в помещение школы в тамбуре должны находиться коврики для вытирания ног и веник для обметания ног от снега, в раздевальной - галошница. Крышки бачков должны закрываться и запираться на замок и сверху покрываться чехлом из белой материи. Подписаться Вебинар 12 февраля 2016 Реализация ФГОС ДО. В ней находится оборудованный сан узел но он по каким то причинам всегда закрыт. Здание школы, помещения и их оборудование В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

И если можно, то на какой документ можно сослаться. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Координировать в учреждении деятельность детской организации. Она должна дать вам письменный ответ. На вопрос зачем она пришла в школу в таком состоянии, ответила что это ее ошибка, не хотела сорвать урок. Так что руководство вашей школы ничего не нарушило. Поставив прибор на пол у края крышки парты, сразу определяют, каков номер данной парты, т. В уборных и кухне, во избежание затекания воздуха из них в рекреации и учебные помещения, должны быть хорошо действующие вытяжные каналы.

На сайте вы можете найти: Инструкции по уборке туалетов в школе - полезные сведения.

Был случай что уроки сорвала учительница, оставила детей одних на долгое время не попросив присмотреть никого, одела шубу, взяла сумку и ушла из класса. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий общеобразовательных учреждений должны оборудоваться следующие помещения для медицинского обслуживания: кабинет врача длиной не менее 7,0 м для определения остроты слуха и зрения обучающихся площадью не менее 21,0 м2; процедурный и прививочный кабинеты площадью не менее 14,0 м2 каждый; помещение для приготовления дезинфицирующих растворов и хранения уборочного инвентаря, предназначенных для помещений медицинского назначения, площадью не менее 4,0 м2; туалет. Уборка ковровых покрытий Во многих групповых пол покрыт ковром. Стены, потолок, полы, оборудование должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов; коэффициент отражения ограждающих поверхностей и поверхностей оборудования в учебных помещениях должен отвечать таблице 1. ¦ ¦ ¦ +---+-----------------+------+------+------------------+---------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ +---+-----------------+------+------+------------------+---------+ ¦1 ¦Классные комнаты,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦учебные кабинеты,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лаборатории, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аудитории: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦а столы и парты ¦ 300 ¦ 150 ¦Горизонтальная по-¦ 48 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦верхность на уров-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не 0,8 м от пола ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦б классные доски¦ 300 ¦ 150 ¦Вертикальная по- ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦верхность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2 ¦Кабины черчения ¦ 400 ¦ 200 ¦Горизонтальная по-¦ 64 ¦ ¦ ¦ на столах ¦ ¦ ¦верхность на уров-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не 0,8 м от пола ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3 ¦Живые уголки ¦ 300 ¦ 150 ¦То же ¦ 48 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4 ¦Мастерские по об-¦ 300 ¦ 150 ¦-"- ¦ 48 ¦ ¦ ¦работке металла и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дерева ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 ¦Швейные мастер- ¦ 400 ¦ 200 ¦-"- ¦ 64 ¦ ¦ ¦ские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6 ¦Кабинеты домовод-¦ 300 ¦ 150 ¦-"- ¦ 48 ¦ ¦ ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦7 ¦Пионерские комна-¦ 300 ¦ 150 ¦-"- ¦ 48 ¦ ¦ ¦ты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦8 ¦Библиотеки ¦ 300 ¦ 150 ¦-"- ¦ 48 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦9 ¦Кабинеты врачей ¦ 200 ¦ 100 ¦-"- ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦10 ¦Учительские ¦ 200 ¦ 100 ¦-"- ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦11 ¦Кабинеты директо-¦ 200 ¦ 100 ¦-"- ¦ 32 ¦ ¦ ¦ров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦12 ¦Спальные комнаты ¦ 75 ¦ 30 ¦-"- ¦ 9,6 ¦ ¦ ¦в интернатах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦13 ¦Буфеты ¦ 200 ¦ 100 ¦-"- ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14 ¦Актовые залы ¦ 200 ¦ 100 ¦На полу ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦15 ¦Спортивные залы ¦ 200 ¦ 100 ¦То же ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦16 ¦Рекреация и кори-¦ 150 ¦ 75 ¦-"- ¦ 24 ¦ ¦ ¦доры рекреации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦17 ¦Вестибюли ¦ 100 ¦ 50 ¦-"- ¦ 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦18 ¦Гардеробы ¦ 100 ¦ 50 ¦-"- ¦ 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦19 ¦Коридоры тран- ¦ 100 ¦ 50 ¦-"- ¦ 16 ¦ ¦ ¦зитн. При этом труд обучающихся привлекаться не может. Идет нарушение режима распорядка дня. Есть факт — эти «позорные листки». Не менее чем дважды за учебный год, в целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия, учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, следует менять местами, не нарушая соответствия номера парт их росту.

Екатерина, вы сами пишете, что это — слухи. Общественные уборные должны быть оборудованы вентиляцией; при размещении их в габаритах общественных зданий вентиляция должна быть приточно-вытяжной, не соединенной с системой вентиляции основного здания. Заведующий школы обязан: 2. Это врисывается в нормы СанПина? ¦ ¦ ¦ ¦центн. Весь участок должен ежедневно убираться: трава, цветы, кустарники, игровые площадки, дорожки весной и летом должны поливаться водой, в зимнее время общая игровая площадка и дорожки - расчищаться от снега, в физкультурной зоне - устраиваться горки для катания на санках и заливаться площадка под каток; ранней весной и поздней осенью должны производить очистку территории.

Выполняет отдельные служебные поручения руководства. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть 1-пятидесятая. Моет овощи и после очистки промывает их; 2. При разговоре завуч призналась что действительно у учителя было неадекватное поведение, но не признались что из-за алкогольного опьянения, сослались на давление или плохое самочувствие. ¦которым относятся ¦мощность ¦ ¦ ¦ или рабочей ¦ в лк ¦нормы освещенности¦ ватт на ¦ ¦ ¦ поверхности +------+------+ ¦ 1 кв. Питьевые фонтанчики должны содержаться в исправном состоянии и регулярно очищаться. Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков; для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков. Уборщик служебных помещений принимается на работу и увольняется с работы заведующей школы без предъявления требований к образованию и опыту работы.

Про аптечки в СанПиНе есть только один пункт: «5. В шлюзах уборных должны быть установлены умывальные раковины.

Другие статьи

Инструкции по обработке унитазов в школе

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
Найдено - инструкции по обработке унитазов в школе

Применение моющих и дезинфицирующих средств в ДОУ. * 7 мар 2012. В таком случае в инструкции по применению данного средства должно быть. В санитарных узлах обработке подвергаются все поверхности: стены. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и дверей моют теплой водой. в образовательных учреждениях (детских садах, школах и др.). Годовой план работы на 2012 год. ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ. * п/п, Мероприятия, Срок выполнения, Ответственный.Туалетные нормативы. Санитарные нормы и правила. * При расчетах посещаемости уборных за 1 очко принимается 1 унитаз или 2 писсуара. детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения. 8.8 Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных. порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по. Должностная инструкция помощника воспитателя детского сада. * Типовая должностная инструкция помощника воспитателя Согласовано. строго контролирует дезинфекционную обработку посуды и соблюдает. Устойчивая экологическая и безопасная санитария в школах * безопасного хранения, обработки и повторного использования экскрементов. Унитазы для сиденья, а также слабы/панели для сиденья на. На стенах туалетов должен быть плакат с инструкцией пользования туалетом!Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических. * 22 дек 2010. Положением о специальной общеобразовательной школе (школе- интернате). с водостойким покрытием, поддаваться очистке и дезинфекционной обработке. 15. туалетной бумаги, щетками для мытья унитазов. моющих средств в соответствии с инструкцией по применению; .Handbook for inspection of ships and issuance of ship sanitation. * 6 апр 2014. Приложение 8 Инструкции по заполнению формуляра регистрации. Jenny Kremastinou, Национальная школа общественного здравоохранения, Афины. гре-. Любые зоны, используемые для хранения, обработки. стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, писсуаров и унитазов;.СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические. * Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы. дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и. на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о. Инструкции по правилам сбора биологического материала для. * Не рекомендуется собирать кал из унитаза. как взять мазок из уретры очень важно провести гигиеническую обработку кожи головки полового члена с. Средство для предотвращения появления плесени и грибка. * При обработке санитарно-технических приборов, унитазов, писсуаров, они. детских и учебных учреждениях (яслях, детских садах, школах, училищах. Постановление Главного государственного санитарного врача. * 9 июн 2010. спортивных, художественных школ и иных учреждений для детей и подростков. Унитазы обеспечиваются сиденьями, позволяющими проводить их. Для хранения и обработки уборочного инвентаря. Витаминизация осуществляется в соответствии с инструкцией (приложение 6).Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. * помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на. и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки. Должностная инструкция старшей медицинской сестры в. * Подскажите, пожалуйста, где можно найти должностную инструкцию для медсестры в. Отработанная вода сливается в унитаз с последующей его. подвергаются химической чистке или обработке в дезинфекционной камере. К сожалению, сейчас начинаем это осознавать, скоро в школу и боимся, как. Форум родителей Разбился градусник, * Целый месяц, когда я садился на унитаз, я спичкой гонял эти. и пусть мне кто скажет,что ртуть из градусника безвредна,по школе мальчишки гоняли ртуть. При обработке поверхностей особое внимание следует уделить. ох ничего себе, какая тут инструкция! как это все, оказывается. PDF (3.2 Mb) * Комплект для обработки суден с порционным краном. • Дополнительное. Сантехническая арматура для медицинских суден и унитазов. Мягкий пуск (школы…). Экономия. Быстрая и лёгкая установка (инструкция по заказу). СанПиН 42-125-4437-87 Устройство, содержание, и. * Типовой учебный план общеобразовательной неполной средней школы детского. После указанной обработки унитазы обильно промывают водой ; обработку следует. (Инструкция по обработке белья детских учреждений на. Санитарные нормы и правила устройства и содержания детских. *. 6-и лет, 25. 3. Подготовительная к школе группа, от 6-и до 7-и лет, 25. После указанной обработки унитазы обильно промывают водой. В ясельных. Ремонт ванной комнаты. Часть1. ул.Исаковского д.28 к.2. * 22 ноя 2010. d) установка ванны, установка унитаза, установка раковины, установка. Газобетон легко поддается обработке, но обратная сторона. Дом, в котором мы живем.Практическое руководство. * 20 фев 2003. Ставить в соответствии с инструкцией на упаковке. Унитаз. Она слегка тянется, что дает возможность обрабатывать неровные стены. нет в школе и на котором в прошлом году не участвовал ребенок. Может. Санфаянс. Унитазы, раковины, биде и т.д. * Если говорить о самом процессе изготовления унитазов и раковин. Стоит отметить, что многоступенчатая обработка материала.

Скорость: 7505 Kb/s

СанПиН для школ

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях
9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.
9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно-хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.
9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.
9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.


X. Гигиенические требования
к режиму образовательного процесса
10.1. Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
10.2. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.
10.3. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Организация профильного обучения в 10 - 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).
10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
10.13. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
10.15. В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

10.16. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5 - 11-х классах.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница.
Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4-х классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11-х классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4-х классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 -
11-х классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).
10.19. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.
10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
10.22. Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (приложение 4);
- организованных подвижных игр на переменах;
- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
10.23. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (приложение 7).
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%.
К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.
10.25. На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
10.26. Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
10.27. При организации практики и занятий общественно полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Для проведения сельскохозяйственных работ (практики) в районах II климатического пояса следует отводить преимущественно первую половину дня, а в районах III климатического пояса - вторую половину дня (16 - 17 ч) и часы с наименьшей инсоляцией. Сельскохозяйственный инвентарь, используемый для работы, должен соответствовать росту и возрасту обучающихся. Допустимая продолжительность работ для обучающихся 12 - 13 лет составляет 2 часа; для подростков 14 лет и старше - 3 часа. Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха. Работа на участках и в помещениях, обработанных пестицидами и агрохимикатами, допускается в сроки, установленные Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов.
10.28. При организации групп продленного дня необходимо руководствоваться рекомендациями, изложенными в приложении 6 настоящих санитарных правил.
10.29. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.
10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-х классах - 1,5 ч, в 4 - 5-х классах - 2 ч, в 6 - 8-х классах - 2,5 ч, в 9 - 11-х классах - до 3,5 ч.
10.31. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся.
10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.
10.33. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.


XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных учреждений
11.1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.
11.2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
11.3. Обучающиеся допускаются к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.
11.4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
11.5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70° раствором спирта.
11.6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.
Вопрос о профилактическом лечении лиц, бывших в контакте с больным чесоткой, решается врачом с учетом эпидемиологической обстановки. К указанному лечению привлекают тех, кто находился в тесном бытовом контакте, а также целые группы, классы, где зарегистрировано несколько случаев заболевания чесоткой, или там, где в процессе наблюдения за очагом выявляются новые больные. В организованных коллективах, где профилактическое лечение контактных лиц не проводилось, осмотр кожных покровов обучающихся осуществляют трижды с интервалом в 10 дней.
При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
11.7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.
11.8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.
Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
11.9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

XII. Требования к санитарному содержанию территории и помещений
12.1. Территория общеобразовательного учреждения должна содержаться в чистоте. Уборку территории проводят ежедневно до выхода обучающихся на площадки. В жаркую, сухую погоду поверхности площадок и травяной покров рекомендуется поливать за 20 минут до начала прогулки и спортивных занятий. Зимой - площадки и пешеходные дорожки очищать от снега и льда.
Мусор собирают в мусоросборники, которые должны плотно закрываться крышками, и при заполнении 2/3 их объема вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны дезинфекционными (дезинсекционными) средствами, разрешенными в установленном порядке. Не допускается сжигание мусора на территории общеобразовательного учреждения, в том числе в мусоросборниках.
12.2. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку молодой поросли, сухих и низких веток. При наличии непосредственно перед окнами учебных помещений высоких деревьев, закрывающих светопроемы и уменьшающих значения показателей естественной освещенности ниже нормируемых, проводят мероприятия по их вырубке или обрезке ветвей.
12.3. Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).
Уборку помещений интерната при общеобразовательном учреждении проводят не реже 1 раза в сутки.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательном учреждении и интернате при общеобразовательном учреждении используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
12.4. Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, и в местах, недоступных для обучающихся.
12.5. С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательном учреждении проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
12.7. В спальных помещениях общеобразовательного учреждения и интерната при общеобразовательном учреждении постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки. Смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не реже 1-го раза в неделю.
Перед началом учебного года постельные принадлежности подвергают обработке в дезинфекционной камере.
В туалетных помещениях мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.
12.8. Ежедневную уборку туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения проводят с использованием дезинфицирующих средств независимо от эпидемиологической ситуации. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы, сиденья на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфицирующими средствами, разрешенными в установленном порядке.
12.9. В медицинском кабинете, помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки, необходимо дезинфицировать медицинские инструменты в соответствии с указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.
Предпочтение следует отдавать стерильным медицинским изделиям одноразового применения.
12.10. При образовании медицинских отходов, которые по степени эпидемиологической опасности относятся к потенциально опасным отходам, их обезвреживают и удаляют в соответствии с правилами сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений.
12.11. Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями.
Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
12.12. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте.
12.13. Санитарное содержание помещений и дезинфекционные мероприятия в подразделениях дошкольного образования проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.
12.14. Санитарное состояние помещений пищеблока следует поддерживать с учетом санитарно-эпидемических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. При наличии бассейна уборка и дезинфекция помещений и оборудования проводится в соответствии с санитарными правилами для плавательных бассейнов.
12.15. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Спортивный инвентарь, размещенный в зале, протирают увлажненной ветошью, металлические части - сухой ветошью в конце каждой учебной смены. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут. Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Спортивные маты ежедневно протирают мыльно-содовым раствором.
12.16. При наличии ковров и ковровых покрытий (в помещениях начальной общеобразовательной школы, групп продленного дня, интернате) их очищают пылесосом в ежедневном режиме, а также 1 раз в год подвергают просушиванию и выколачиванию на свежем воздухе.
12.17. При появлении в учреждении синантропных насекомых и грызунов на территории общеобразовательного учреждения и во всех помещениях необходимо проводить дезинсекцию и дератизацию силами специализированных организаций в соответствии с нормативно-методическими документами.
С целью предупреждения выплода мух и уничтожения их на фазе развития один раз в 5 - 10 дней надворные туалеты обрабатывают разрешенными дезинфицирующими средствами в соответствии с нормативно-методическими документами по борьбе с мухами.

XIII. Требования к соблюдению санитарных правил
13.1. Руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:
- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;
- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;
- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.
13.2. Медицинский персонал общеобразовательного учреждения осуществляет повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.


Приложение 1
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся
1 - 4-х классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки
(4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Гигиенические рекомендации
к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3 уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблицы 1, 2, 3 настоящего приложения), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду (см. таблицы 1, 2, 3).


Приложение 4
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (фм)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо. 2 - и.п. 3 - поворот головы налево. 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п. 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п. 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо. 2 - и.п. 3 - поворот головы налево. 4 - и.п. 5 - плавно наклонить голову назад. 6 - и.п. 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс. 2 - левую руку на пояс. 3 - правую руку на плечо. 4 - левую руку на плечо. 5 - правую руку вверх. 6 - левую руку вверх. 7 - 8 - хлопки руками над головой. 9 - опустить левую руку на плечо. 10 - правую руку на плечо. 11 - левую руку на пояс. 12 - правую руку на пояс. 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.


Приложение 5
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять
1 - 2 раза.


Приложение 6
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня

Общие положения
Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении с 8.00 - 8.30 до 18.00 - 19.00 часов.
Помещения групп продленного дня для обучающихся 1 - 8-го классов целесообразно размещать в пределах соответствующих учебных секций, включая рекреации.
Рекомендуется для обучающихся первых классов группы продленного дня выделять спальные помещения и игровые комнаты. При отсутствии в общеобразовательном учреждении специальных помещений для организации сна и игр могут быть использованы универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, оборудованные встроенной мебелью: шкафы, одноярусные кровати.
Для обучающихся 2 - 8-го классов в зависимости от конкретных возможностей рекомендуется выделить закрепленные помещения для организации игровой деятельности, кружковой работы, занятий по желанию обучающихся, дневного сна для ослабленных.

Режим дня
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся, посещающих группы продленного дня, необходимы рациональная организация режима дня начиная с момента прихода в общеобразовательное учреждение и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен образовательной программой), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2 - 3-го классов, самоподготовка, общественно полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отдых на свежем воздухе
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении для восстановления работоспособности обучающихся перед выполнением домашних заданий организуется отдых длительностью не менее 2 часов. Основная часть этого времени отводится на свежем воздухе. Целесообразно предусмотреть прогулки:
- до обеда, длительностью не менее 1 часа, после окончания учебных занятий в школе;
- перед самоподготовкой, в течение часа.
Прогулки рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. В зимнее время полезно организовать занятия конькобежным спортом, лыжами 2 раза в неделю. В теплое время года рекомендуется организовать занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. Рекомендуется также использовать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе или перенесшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой.
Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений.
В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения.
Местом для отдыха на свежем воздухе и проведение спортивного часа может быть пришкольный участок или специально оборудованные площадки. Кроме того, для этих целей могут быть использованы прилежащие скверы, парки, лес, стадионы.

Организация дневного сна для
первоклассников и ослабленных детей
Сон снимает усталость и возбуждение детей, длительное время находящихся в большом коллективе, повышает их работоспособность. Длительность дневного сна должна быть не менее 1 часа.
Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальные спальные, либо универсальные помещения, площадью из расчета 4,0 м2 на одного учащегося, оборудованные подростковыми (размером 1600 x 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями.
При расстановке кроватей необходимо соблюдать расстояние между: длинными сторонами кровати - 50 см; изголовьями - 30 см; кроватью и наружной стеной - 60 см, а для северных районов страны - 100 см.
За каждым обучающимся должно быть закреплено определенное спальное место со сменой постельного белья по мере загрязнения, но не реже 1 раз в 10 дней.
Спальные помещения рекомендуется проветривать за 30 минут до сна, сон проводить при открытых фрамугах или форточках.

Подготовка домашних заданий
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-х классах - 1,5 ч, в 4 - 5-х классах - 2 ч, в 6 - 8-х классах - 2,5 ч, в 9 - 11-х классах - до 3,5 ч;
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
- проводить физкультурные минутки длительностью 1 - 2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

Внеурочная деятельность
Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п.
Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2-х классов и не более полутора часов в день для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1 - 3-х классов и 1,5 - для обучающихся 4 - 8-х классов.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центров детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Питание
Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим оздоровительным фактором. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак - на второй или третьей перемене во время учебных занятии; обед - в период пребывания на продленном дне, в 13 - 14 часов, полдник - в 16 - 17 часов.

PDF-версия:

Из первых рук