Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Технике Безопасности При Ведении Работ На Гтс img-1

Инструкция По Технике Безопасности При Ведении Работ На Гтс

Категория: Инструкции

Описание

Безопасность гидротехнических сооружений России

Безопасность гидротехнических сооружений России

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) закреплены функции по контролю и надзору в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления).

Ростехнадзор, используя полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в 2009 году обеспечивал проведение надзора и контроля за безопасностью гидротехнических сооружений (далее — ГТС) при их вводе в эксплуатацию, эксплуатации, восстановлении, консервации и ликвидации, а также организацию выполнения необходимых мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, непосредственно и через структурные подразделения территориальных органов в соответствии:

с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Минприроды России) от 29.01.2009 № 14 «Об утверждении Плана действий Минприроды России по обеспечению безопасности ГТС на 2009 год»;

с приказом Ростехнадзора от 29.12.2008 № 1034 «Об утверждении Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Ростехнадзора на 2009 год»;

Административным регламентом исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС (за исключением судоходных ГТС, а также ГТС, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), утвержденным приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 289, зарегистрированным Минюстом России 13.03.2009, регистрационный № 13509;

Административным регламентом исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором государственной функции по государственной регистрации ГТС и ведению Российского регистра ГТС, утвержденным совместным приказом Минприроды России и Минтрансом России от 27.04.2009 № 117/66, зарегистрированным Минюстом России 08.07.2009, регистрационный № 14276.

Государственный надзор и контроль за безопасностью ГТС осуществлялся 31 территориальным управлением Ростехнадзора в 83 субъектах Российской Федерации, в семи федеральных округах.

По федеральным округам Российской Федерации комплексы ГТС поднадзорных Ростехнадзору организаций распределены следующим образом (рис. 23):

Рис. 23. Распределение комплексов ГТС поднадзорных Ростехнадзору организаций по федеральным округам

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов ГТС промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса составляет 37 250, из них:

748 комплексов ГТС жидких промышленных отходов, в том числе: 336 комплексов ГТС хвостохранилищ и шламохранилищ в горнодобывающей промышленности;

274 комплекса ГТС хранилищ отходов предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленностях; 100 комплексов ГТС накопителей отходов металлургической промышленности; 38 комплексов ГТС хранилищ отходов прочих предприятий промышленности;

324 комплекса ГТС топливно-энергетического комплекса, в том числе: ГЭС — 113, ГРЭС — 61, ТЭЦ — 138, ГАЭС — 3, АЭС — 9;

36 178 ГТС водохозяйственного комплекса, в том числе: в ведении Минсельхоза России — 281, в ведении Росводресурсов — 310 (рис. 24).

Рис. 24. Общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов ГТС

ГТС в соответствии со СНиП 33-01–2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» классифицируются в зависимости от их высоты и типа грунтов основания по классам (рис. 25).

Рис. 25. Классификация ГТС в зависимости от их высоты и типа грунтов основания по классам

По данным Российского регистра ГТС, уровень безопасности поднадзорных ГТС оценивается следующим образом (рис. 26):

Рис. 26. Уровень безопасности поднадзорных ГТС

нормальный уровень безопасности, при котором ГТС не имеют дефектов и повреждений, дальнейшее развитие которых может привести к аварии, а эксплуатация ГТС осуществляется с выполнением норм и правил безопасности, имеют 39,4 % комплексов ГТС от общего количества;

пониженный уровень безопасности, при котором сооружения находятся в нормальном техническом состоянии, но имеются нарушения правил эксплуатации, имеют 43,4 % комплексов ГТС;

неудовлетворительный уровень безопасности, характеризуемый превышением первого (предупреждающего) уровня значений критериев безопасности и ограниченной работоспособностью сооружений, имеют 12,5 % комплексов ГТС;

опасный уровень безопасности, характеризуемым превышением предельно допустимых значений критериев безопасности, потерей работоспособности и не подлежащих эксплуатации, имеют 4,7 % комплексов ГТС (рис. 26).

В 2009 году Ростехнадзором рассмотрено и утверждено 182 декларации безопасности ГТС (комплексов ГТС) и экспертных заключений на декларации безопасности ГТС, в том числе:

в центральном аппарате Ростехнадзора — 122;

в территориальных управлениях — 60.

Ростехнадзором в соответствии с положениями Административного регламента исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и Ространснадзором государственной функции по государственной регистрации ГТС и ведению Российского регистра ГТС, утвержденного приказом Минприроды России и Минтрансом России от 27.04.2009 № 117/66 (зарегистрирован Минюстом России 08.07.2009 № 14276), направлены в Росводресурсы информационные данные по 16 объектам, эксплуатирующим ГТС. Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2009 году оформлено и выдано 86 разрешений на эксплуатацию ГТС.

В 2009 году инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора проведено 3917 мероприятий по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС в поднадзорных организациях, что в два раза больше, чем в 2008 году (1934).

В то же время, выявлены и предписаны к устранению 17 029 норм и правил безопасности ГТС, что в два раза больше, чем в 2008 году (8562).

Основными нарушениями являются:

отсутствие соответствующей рабочей документации — 3210 случаев (18,9 %);

наличие различных неисправностей, зашламование, снижение пропускной способности водосбросных и водоотводных сооружений — 1716 случаев (10,0 %);

отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке критериев безопасности ГТС, деклараций безопасности, инструкций и проектов мониторинга безопасности — 3363 случая (19,7 %);

несоответствие проекту и нормативным документам квалификационного уровня службы эксплуатации — 1190 случаев (7,0 %);

отсутствие согласованного плана ликвидации возможных аварий — 1096 случаев (6,7 %);

отсутствие или несоответствие проекту мониторинга безопасности контрольноизмерительной аппаратуры и контрольно-измерительных приборов — 276 случаев (1,6 %).

По результатам проведенных обследований (проверок) ГТС привлечено к дисциплинарной и административной ответственности 663 должностных лица, что на 56 % больше, чем в 2008 году (425), общая сумма штрафов составила 3937 тыс. руб. что на 74 % больше, чем в 2008 году (2258), заслушано 152 руководителя организаций на коллегиях округов и совещаниях в инспекциях, проверено с участием инспекторов знаний требований правил и норм по безопасности гидротехнических сооружений у 765 работников, из них оказались неподготовленными 10 человек (рис. 27).

Во исполнение Плана действий Минприроды России по обеспечению безопасности ГТС в 2009 году, утвержденного приказом Минприроды России от 29.01.2009 № 14, в части осуществления мероприятий по выявлению ГТС, не имеющих собственника (бесхозяйных), территориальными управлениями Ростехнадзора в 2009 году установлено 6778 бесхозяйных ГТС, что составляет 18 % общего количества 36 178 переданных Росприроднадзором ГТС, которые распределились по федеральным округам Российской Федерации представлено на рис. 28.

По имеющейся частичной информации составлена база данных по 6167 ГТС (в основном наименование, месторасположение, класс и предназначение ГТС).

Класс капитальности подавляющего большинства бесхозяйных ГТС в соответствии со СНиП 33-01–2003 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» определен, как IV (6144 ГТС — 99,6 %), 22 ГТС — III класса, одно сооружение II класса.

Подавляющее большинство бесхозяйных ГТС (более 95,0 %) сооружались в целях орошения прилегающих земель, рекреации, рыборазведения, водопоя скота и хозяйственно-бытовых нужд. Доля бесхозяйных ГТС в общем количестве ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, составляет 18,2 % (рис. 29).

В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации бесхозяйных ГТС и обеспечения выполнения требований Федерального закона от 21.07.1999 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» Ростехнадзор предложил Минприроды России (письмо от 24.08.2009 № АФ-42/3252) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации:

1. Ускорить согласование и утверждение в установленном порядке федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», предусмотрев внесение в него ряда новых статей, в том числе «Обеспечение безопасности бесхозяйного гидротехнического сооружения» и

«Консервация и ликвидация гидротехнического сооружения», а также федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта», предусматривающего обязательное страхование гражданской ответственности при эксплуатации ГТС.

2. Разработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» в части уточнения полномочий органов исполнительной власти по надзору в области безопасности ГТС, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности бесхозяйных ГТС или взамен постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 разработать проект нового постановления Правительства Российской Федерации «Об особых случаях эксплуатации гидротехнических сооружений», регламентирующего вопросы безопасности бесхозяйных ГТС.

3. Внести дополнение в статью 15 «Вопросы местного значения муниципального района» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения бесхозяйного ГТС, находящегося на территории муниципального образования, к муниципальной собственности.

4. Внести дополнение в статью 8 «Условия предоставления сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества» Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части включения в перечень организаций и ведомств, которым предоставляется бесплатно информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по их запросам, органы государственного надзора за безопасностью ГТС.

5. Внести коррективы в постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 № 353 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений» в части возможности субъекту Российской Федерации расходовать собственные бюджетные средства и запрашивать дополнительные средства из федерального бюджета на объекты недвижимости, не имеющие собственника.

6. Подготовить предложения по критериям и порядку отнесения бесхозяйных ГТС к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, в соответствии с которыми часть полномочий по контролю за их состоянием передать исполнительной власти субъектов

Российской Федерации и местным органам самоуправления на основе утвержденных Правительством Российской Федерации или субъектов Российской Федерации критериев, оставив за органами государственного надзора надзор за потенциально опасными ГТС.

7. В целях исключения возникновения аварийных ситуаций на бесхозяйных ГТС, не имеющих собственника или собственник которых неизвестен, либо ГТС, от права собственности на которые собственник отказался, законодательно установить предельные (кратчайшие) сроки по постановке их на учет в органах регистрации права на недвижимое имущество.

8. Учитывая дополнительный объем работы по организации надзора и контроля за безопасной эксплуатацией переданных от Росприроднадзора ГТС в объеме более 35 тыс. а также целесообразность осуществления в одном структурном подразделении Ростехнадзора функции по надзору за безопасностью ГТС на всех жизненных циклах, а именно: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации, консервация или ликвидация, считаем целесообразным рассмотреть вопрос передачи функций по осуществлению государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ГТС от отдела государственного строительного надзора в отдел по надзору за ГТС и расширения отдела по надзору за ГТС, а также расширения и комплектации соответствующими специалистами территориальных отделов (подотделов) по надзору за безопасностью ГТС Ростехнадзора пропорционально дополнительному количеству переданных поднадзорных ГТС.

В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, утвержденным приказом Службы от 29.01.2007 № 37, проведена проверка знаний с последующей аттестацией в Центральной аттестационной комиссии Ростехнадзора по вопросам требований безопасности ГТС, установленных федеральными законами и иными нормативны- ми правовыми актами Российской Федерации и нормативными техническими документами 487 руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих ГТС, а также 31 эксперта в области безопасности ГТС.

В целях организации и проведения в 2009 году безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков, предотвращения аварий и чрезвычайных ситуаций на поднадзорных ГТС, во исполнение приказа Минприроды России от 29.01.2009 № 14

«Об утверждении Плана действий Минприроды России по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на 2009 год», Ростехнадзором издан приказ от 09.02.2009 № 51 «О безопасной эксплуатации и работоспособности гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору, в период весеннего половодья и паводка 2009 года».

Созданными на период проведения паводковых мероприятий и прохождения паводка группами оперативного контроля за состоянием безопасности ГТС осуществлялась работа по проведению проверок реализации запланированных паводковых мероприятий, а также готовности служб поднадзорных организаций и аварийноспасательных бригад к выполнению работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на ГТС в соответствии с приказом Ростехнадзора от 29.12.2008 № 1034

«Об утверждении Сводного плана надзорной, контрольной и разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2009 год».

В ходе проверок организаций особое внимание уделялось подготовке к осуществлению комплекса превентивных мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба, включающих:

приведение ГТС в технически исправное состояние, в том числе бесхозяйных ГТС;

готовность к устойчивому функционированию в паводковый период систем водозаборных, водоочистных и канализационных сооружений;

готовность сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий, аварийно-спасательных работ;

наличие и использование созданных резервов финансовых и материальных средств;

выполнение комплекса инженерно-технических мероприятий по углублению и расчистке русел рек, укреплению берегов, отсыпке дамб и дорог.

Руководители территориальных управлений Ростехнадзора принимали активное участие в работе региональных и территориальных противопаводковых комиссий. Представители Ростехнадзора принимали участие в работе селекторных совещаний, проводимых в субъектах Российской Федерации. Результаты работы территориальных управлений Ростехнадзора по подготовке к пропуску паводковых вод в 2009 году доводятся до сведения жителей через средства массовой информации.

В целях координации действий между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере обеспечения безопасности ГТС на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, обеспечения безопасного состояния бесхозяйных ГТС территориальными управлениями Ростехнадзора были направлены письма в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о создании межведомственных комиссий по вопросам безопасности ГТС.

Результаты проведенных проверок и информация, представленная поднадзорными организациями, свидетельствуют о том, что запланированные паводковые мероприятия в основном выполнены. Дефектов сооружений, оснований и гидромеханического оборудования, опасных для сооружений размывов в зоне отводящих участков русел рек или отводящих каналов, проверками не зафиксировано.

В территориальных управлениях Ростехнадзора осуществлялись постоянный контроль за подготовкой поднадзорных предприятий и организаций к пропуску весеннего паводка, а также за уровнем в водохранилищах и водоемах водохозяйственного назначения, за расходом воды через створы, а также изменениями уровней в верхнем и нижнем бьефе плотин электростанций, контроль за прохождением паводка на поднадзорных объектах эксплуатирующих ГТС.

При подготовке к пропуску паводка поднадзорным предприятиям и организациям также было рекомендовано руководствоваться анализом эффективности противопаводковых предупредительных мероприятий на контролируемых территориях за прошлых год и рекомендациями по снижению риска чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним паводком 2009 года.

Кроме того, во исполнение приказа Минприроды России от 22.01.2009 № 9 «Об утверждении комплекса мер по предупреждению негативного воздействия вод в паводковый период в бассейне реки Лена» в мае–июне 2009 года во взаимодействии с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия), с участием органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) проводились проверки готовности гидротехнических сооружений, водохозяйственных объектов к пропуску паводковых вод, наличия резервов и аварийных запасов материалов для предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций на них.

В целях качественной подготовки к обеспечению безопасного пропуска паводковых вод в период весеннего половодья 2009 года на реках Республики Саха (Якутия) и проведения предупредительных мероприятий создана Правительственная комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

На заседаниях, проведенных в рамках Правительственной комиссии, с участием Ленского управления Ростехнадзора рассмотрены вопросы подготовки к безопасному пропуску паводковых вод, разработан и утвержден План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья 2009 года на территории Республики Саха (Якутия).

Правительством Республики Саха (Якутии) обеспечены финансирование противопаводковых мероприятий и разработка проектов консервации ГТС. В ходе проверок установлено, что эксплуатирующими организациями осуществлен комплекс мероприятий по пропуску паводковых вод для снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий и уменьшению ущерба. Повреждения и дефекты сооружений, связанные с возможностью возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций на ГТС, не выявлены.

Весенний паводок в целом по Республике Саха (Якутия) прошел без аварийных ситуаций на поднадзорных ГТС, мероприятия по пропуску весеннего паводка эксплуатирующими организациями выполнены в полном объеме. Ростехнадзором во исполнение приказов Минприроды России от 22.01.2009 № 9

«Об утверждении Комплекса мер по предупреждению негативного воздействия вод в паводковые периоды в бассейне реки Лены» и от 29.01.2009 № 14 «Об утверждении Плана действий Минприроды России по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на 2009 год» соответствующая информация о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных Комплексом мер и Планом действий в части проверки готовности ГТС к пропуску паводковых вод, направлялась Минприроды России письмами от 01.04.2009 № ВК-42/300, от 06.07.2009 № НФ-42/1984, от 13.07.2009 № НФ-42/2023, от 14.10.2008 № НФ-42/2892, от 18.01.2010 № 00-03-08/177.

18.03.2009 заместитель руководителя Ростехнадзора Б.А. Красных принял участие в заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на котором рассматривались вопросы безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков 2009 года, предотвращения аварий и чрезвычайных ситуаций на ГТС.

Кроме того, представитель Ростехнадзора принял участие в рамках деятельности межведомственной рабочей группы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в проверке готовности территориальных и функциональных звеньев РСЧС Сибирского и Дальневосточного федеральных округов к безаварийному пропуску паводковых вод весеннего половодья 2009 года, о чем Ростехнадзор проинформировал Минприроды России письмом от 23.03.2009 № АФ-42/601.

В целом уровень подготовки в 2009 году к проведению паводка по сравнению с прошлыми годами в большей части регионов был значительно выше и проведенные мероприятия обеспечили требуемый уровень безопасности ГТС.

В соответствии с Планом действий Минприроды России по обеспечению безопасности ГТС в 2009 году, утвержденным приказом Минприроды России от 29.01.2009 № 14, Планом нормотворческой деятельности Минприроды России в 2009 году Ростехнадзор принял участие в разработке следующих нормативных правовых актов:

1. В целях уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти в связи с изменением системы и структуры федеральных органов исполнительной власти согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Ростехнадзором принято участие в подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений». Изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2009 № 970 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1320».

2. В целях совершенствования законодательства в области безопасности ГТС, Ростехнадзор принял участие в разработке следующих нормативных правовых актов: проект приказа Минприроды России «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений» (форма акта преддекларационного обследования ГТС утверждена приказом Минприроды России от 15.12.2009 № 411 «Об утверждении формы акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010 № 16451);

проект приказа Минприроды России «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности».

Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности ГТС и методика их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности ГТС различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утверждены приказом Минприроды России от 15.12.2009 № 412 «Об утверждении Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010, регистрационный № 16452);

проект приказа Минприроды России «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» (форма декларации безопасности ГТС утверждена приказом Минприроды России от 22.07.2009 № 221 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2009, регистрационный № 14706));

проект приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности ГТС утверждены приказом Минприроды России от 24.07.2009 № 231 «Об утверждении Порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2009, регистрационный № 14583));

проект приказа Минприроды России «Об утверждении квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий» (квалификационные требования к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий, утверждены приказом Минприроды России от 30.10.2009 № 358 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений» (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2009, регистрационный № 15347)).

3. В целях приведения в соответствие с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нормативных технических документов Ростехнадзор принял участие в подготовке проекта приказа Минприроды России «О внесении изменений в Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)», утвержденный приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 289.

Изменения внесены приказом от 15.12.2009 № 413 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2010 № 16453).

Кроме того, в целях совершенствования законодательной, нормативной и методической базы в области безопасности ГТС и в соответствии с поручениями Минприроды России:

разработана и письмом от 11.02.2009 № НФ-43/711 направлена в территориальные органы форма заключения территориального органа Ростехнадзора о соответствии состояния ГТС и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке (оценка безопасности ГТС), в целях единообразия при оформлении;

во исполнение п. 2 протокола совещания у заместителя министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Р. Леви от 24.12.2008 № 03-16/180-пр подготовлена первая редакция проекта Административного регламента по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу декларации безопасности ГТС и письмом от 27.05.2009 № НФ-42/1611 направлена в Минприроды России;

во исполнение пункта 4.1 протокола от 27.02.2009 № 01-15/12-пр выездного аппаратного совещания у министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю.П. Трутнева по вопросу «Подведение итогов работы Минприроды России и подведомственных ему федеральных служб, федеральных агентств в 2008 году и приоритетные задачи на 2009 год» даны предложения в Минприроды России (письмо от 12.03.2009 № НФ-42/1059) по подготовке ведомственного нормативного правового акта — методики (порядка) расчета размера оплаты государственной экспертизы декларации безопасности ГТС;

во исполнение ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» разработаны и письмом от 25.03.2009 № НФ-43/1173 направлены в территориальные органы состав и структура правил эксплуатации ГТС.

В соответствии с пунктами 10 и 26 Плана приоритетных нормативных правовых актов, относящихся к компетенции Минприроды России, подлежащих переработке в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № СС-П4-969, Ростехнадзор письмами от 11.06.2009 № НФ-42/1754 и от 18.06.2009 № НФ-42/1811 направил Минприроды России на рассмотрение проекты следующих ведомственных нормативных правовых актов:

методические рекомендаци по ведению мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов, подготовленные с учетом переработки Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.1998 № 2 (зарегистрированным Минюстом России 02.04.1998, регистрационный № 1467);

методических рекомендаций по определению критериев безопасности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, подготовленные с учетом переработки Инструкции о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 04.02.2002 № 10 (зарегистрированным Минюстом России 18.05.2002, регистрационный № 3449).

В 2009 году в соответствии с распоряжениями Ростехнадзора от 01.06.2009 № 35-рп и от 04.08.2009 № 47-рп проведено два семинара с государственными инспекторами территориальных органов Ростехнадзора, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах, по теме: «Совершенствование государственного надзора и контроля в сфере безопасности гидротехнических сооружений на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

В работе семинаров приняли участие 143 человека, в том числе представители 13 территориальных управлений Ростехнадзора Центрального, Северо-Западного и

Южного федеральных округов, девяти экспертных и специализированных организаций, аналитических центров по ведению мониторинга технической безопасности ГТС, отраслевых институтов.

В ходе семинара были обсуждены актуальные и проблемные вопросы, связанные с безопасной эксплуатацией ГТС, в частности подробно остановились на проблеме бесхозяйности ГТС и недостаточности контроля за их техническим состоянием.

Одновременно с изложенным, подводя итоги 2009 года, необходимо отметить допущенные недостатки и ошибки, чтобы уменьшить их количество в будущем.

17 августа 2009 года в филиале ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» произошла авария — внезапное разрушение гидроагрегата

№ 2 с поступлением через шахту гидроагрегата под большим напором значительных объемов воды.

Причины разрушения гидроагрегата № 2:

работа гидроагрегата в зоне эксплуатационной характеристики, не рекомендованной к работе (повышенная вибрация);

обрыв шпилек крышки турбины.

В акте комиссии Ростехнадзора указаны шесть лиц, причастных, по мнению комиссии, «к созданию условий, способствующих возникновению аварии» и 19 должностных лиц, «несущих ответственность за предотвращение инцидентов и аварий на станции», и перечислены выявленные комиссией нарушения при осуществлении ими их должностных обязанностей.

Мероприятия, необходимые для предотвращения подобных аварий:

внесение необходимых изменений в законодательство, предусматривающих усиление контроля и надзора на опасных производственных объектах и объектах электроэнергетики;

в целях стимулирования модернизации генерирующих станций, электрических сетей и повышения ответственности собственников за техническое состояние оборудования энергохозяйства подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе по разработке соответствующих технических регламентов и стандартов;

проработка совместно с организациями электроэнергетики мер по обеспечению бесперебойной работы целостной системы комплексного технического контроля за состоянием оборудования энергообъектов;

анализ практики совершенствования конструкций гидротехнических агрегатов, включая гидроэнергетическое оборудование для высоконапорных ГЭС, в том числе с учетом имеющегося мирового опыта, с проведением натурных испытаний;

устранение всех замечаний, выявленных при проведении проверок Ростехнадзора;

разработка комплексной программы научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в области повышения надежности и безопасности функционирования действующих и разрабатываемых гидроагрегатов и обеспечение мониторинга и координации работ по изготовлению энергосилового оборудования для Саяно-Шушенской ГЭС имени П.С. Непорожнего.

По результатам технического расследования причин аварии, происшедшей 17.08.2009 в филиале ОАО «РусГидро» — «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего», Ростехнадзор (письмо от 12.10.2009 № НФ-45/2843) поручил ОАО «РусГидро»:

разработать и по согласованию с Ростехнадзором утвердить Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности Саяно-Шушенской ГЭС, предусмотрев ремонтновосстановительные работы, в том числе и ранее выполненные мероприятия, с указанием лиц, ответственных за исполнение;

разработать и по согласованию с Ростехнадзором утвердить График выполнения рекомендаций и мероприятий по предупреждению подобных техногенных катастроф (аварий) на гидроэлектростанциях ОАО «РусГидро», в том числе и ранее вы- полненные мероприятия, с указанием лиц, ответственных за исполнение (по каждой гидроэлектростанции);

еженедельно (четверг) представлять в Ростехнадзор информацию о выполнении комплекса мероприятий по обеспечению безопасности Саяно-Шушенской ГЭС и Графика выполнения рекомендаций и мероприятий по предупреждению подобных техногенных катастроф (аварий) на гидроэлектростанциях ОАО «РусГидро»;

разработать и по согласованию с Ростехнадзором утвердить График переработки деклараций безопасности ГТС всех гидроэлектростанций ОАО «РусГидро», а также расчетов вероятного вреда в случае возможной аварии на ГТС, предусмотрев сценарии возможной аварии ГТС при разрушении (выходе из строя) агрегатов и оборудования, размещенных на ГТС.

Еженедельно ОАО «РусГидро» представляет в Ростехнадзор отчеты о выполнении мероприятий, предусмотренных указанными планами и графиками.

В связи с задержкой в получении филиалом ОАО «РусГидро» — «СаяноШушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» заключения МЧС России о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС имело место срыва срока представления декларации безопасности ГТС Саяно-Шушенской ГЭС.

Для повышения надежности и безопасности ГТС, эффективности государственного надзора за их безопасной эксплуатацией Ростехнадзору необходимо:

1. Во исполнение приказа Минприроды России от 29.12.2009 № 428 «Об утверждении Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и реализовать мероприятия, направленные на обеспечение защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики, а именно:

обеспечение эксплуатационной надежности и безопасности ГТС, эксплуатируемых поднадзорными организациями;

сокращение числа аварийных и бесхозяйных ГТС;

повышение эффективности государственного надзора за безопасностью ГТС;

обеспечение декларирование безопасности ГТС и актуализации баз данных по поднадзорным ГТС;

повышение наполняемости Российского регистра ГТС.

2. В соответствии с Планом нормотворческой деятельности Минприроды России на 2010 год, утвержденным приказом Минприроды России от 20.01.2010 № 17, подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.1999

№ 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» в части уточнения порядка осуществления государственного надзора и контроля за безопасностью ГТС, а также конкретизации процедуры обеспечения безопасности бесхозяйных ГТС исходя из правоприменительной практики.

3. В соответствии с Планом переработки ведомственных нормативно-правовых актов, относящихся к компетенции Минприроды России, разработать следующие документы:

Порядок определения критериев безопасности ГТС, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Методические указания по осуществлению собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, надзор за которыми осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомного надзору, природных и техногенных воздействий и оценки безопасности ГТС;

Правила безопасности ГТС предприятий, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

4. В целях определения направления затрат для обоснования платы за проведение государственной экспертизы декларации безопасности ГТС экспертными комиссиями, сформированными экспертными центрами, включенными в перечень организаций (экспертных центров), определенных для проведения экспертизы деклараций безопасности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, и обеспечения единого методологического подхода при формировании сметы на проведение экспертизы декларации безопасности ГТС, разработать нормативный правовой документ — Рекомендации по содержанию сметы на проведение государственной экспертизы декларации безопасности ГТС.

5. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 16.03.2009 № Пр-626 о проработке вопроса о бесхозяйных ГТС в части организации проведения мероприятий в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и сокращения бесхозяйных ГТС организовать в соответствии с утвержденными планами-графиками действий территориальных органов Ростехнадзора по сокращению количества бесхозяйных ГТС и обеспечению их безопасности на период до 1 июля 2011 года работу по:

выявлению бесхозяйных ГТС и проведению их обследования с применением технических и инструментальных средств;

созданию информационной базы данных о бесхозяйных ГТС с уточнением данных о месте их нахождения, техническом состоянии, степени потенциальной опасности с привлечением для технического сопровождения ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» Ростехнадзора;

информированию федеральных органов власти, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены бесхозяйные ГТС, для принятия мер по определению собственника (эксплуатирующей организации);

мониторингу мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по определению собственника (эксплуатирующей организации) и обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС;

организации взаимодействия с органами прокуратуры и судебной власти в случаях непринятия действенных мер федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению безопасности бесхозяйных ГТС;

декларированию безопасности ГТС, поднадзорных Ростехнадзору.

6. Государственный контроль и надзор за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС в 2010 году осуществлять в соответствии с Планом действий Минприроды России по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на 2010 год и Планом проведения плановых проверок Ростехнадзором на 2010 год.

7. В целях организации и проведения в 2010 году безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков, предотвращения аварий ГТС, поднадзорных Ростехнадзору, во исполнение приказов Минприроды России от 29.12.2009 № 428 «Об утверждении Плана мероприятий Минприроды России по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» и от 22.01.2009 № 9 «Об утверждении комплекса мер по предупреждению негативного воздействия вод в паводковый период в бассейне реки Лена» разработать, организовать и осуществить мероприятия по безаварийному пропуску половодья и паводков в 2010 году.

8. В соответствии с Планом проведения семинаров (совещаний) с работниками территориальных органов Ростехнадзора на 2010 год провести семинары с инспекторским составом Ростехнадзора по вопросам совершенствования государственного надзора и контроля в сфере безопасности ГТС.

Другие статьи