Категория: Бланки/Образцы
Пояснительная записка
Данный урок по типу является уроком формирования и закрепления уже имеющихся знаний. Формирование умений, навыков и способов деятельности проводится в форме практикума, ролевой игры.
Цель урока. научить обучающихся заполнять извещение на отправку посылок.
Пояснительная записка
Данный урок по типу является уроком формирования и закрепления уже имеющихся знаний. Формирование умений, навыков и способов деятельности проводится в форме практикума, ролевой игры.
Цель урока. научить обучающихся заполнять извещение на отправку посылок.
Тип урока. комбинированный.
Предварительная работа: экскурсия на почту, оформление стенда «Человек и профессия», беседа на тему «История возникновения почты».
Методическое оснащение урока. технические средства обучения ( стенды для показа рисунков, образцов почтовых отправлений), компьютер, проектор. Образцы посылочных ящиков: картонные, обшитые тканью; бандероль. Предметы, разрешенные и запрещенные для пересылки (рисунки, муляжи).
Слова с выделенными орфограммами.
Индивидуальный раздаточный материал для чтения, бланки на отправление посылки с заданием разной степени сложности, карточки для тестирования по теме. Посылки для проблемного задания.
Методы. На данном уроке используются словесные и наглядные методы: показ, рассказ, беседа, наблюдение, ролевая игра, фронтальный опрос, индивидуальная работа.
Межпредметные связи. Письмо и развитие речи, математика, история.
Образовательные технологии. Объяснительно-иллюстративные, личностно-ориентированные, игровые.
Представленный урок дан в 7 классе. Урок дан в соответствии с планом. Между учителем и учениками в данном классе установлены доверительные и конструктивные отношения. Работоспособность у большинства учащихся выше среднего, что позволяет задавать высокий темп работы.
Дидактическая ценность этого урока в том, что он является частью большого раздела «Средства связи». В соответствии с программой социально-бытовой ориентировки в 7 классе коррекционной школы VIII вида изучается тема «Посылка. Заполнение извещения на отправку посылки». В разделе «Средства связи» изучаются следующие темы:
Главная задача данного раздела – научить пользоваться разными видами связи, сформировать знания о ценности времени, информации и возможности передачи информации разного вида на расстоянии. Закрепление и проверка знаний осуществляется через групповые беседы и обсуждения, тестирование, проведение ролевых игр.
Практическая работа проводится по следующим направлениям:
Целью занятий по разделу «Средства связи» является формирование у обучающихся знаний по разным видам связи, умение пользоваться ею. Это должно способствовать большей адаптации выпускника коррекционной школы во взрослой самостоятельной жизни.
Структура урока
I этап. Мотивация к учебной деятельности
Цель:включение в учебную деятельность на личностно - значимом уровне
II этап. Актуализация знаний
Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
III этап. Пробные действия. Этап выявления места и причины затруднения
Цель: выявление места и причины затруднения
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем
V этап. Реализация построенного проекта
Цель: усвоение нового способа действий
VI этап.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей в его выполнении.
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели
VIII этап. Включение в систему знаний.
Цель:самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания
IX этап.Этап рефлексии
Тема « Заполнение извещения на отправку посылки».
Ход урока.
I этап. Мотивация к учебной деятельности:
Цитата к уроку. Большой успех-это сумма всех малых шажков, которые мы делаем ежедневно. (слайд 2)
Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Обобщение всего сказанного: чтобы добиться успеха в жизни, быть хорошим человеком, приносить пользу себе и людям, надо ежедневно трудиться, не стоять на месте, и каждый день познавать что-то новое. Вот и сегодня мы с вами постараемся узнать то новое, что пригодится вам в жизни, когда вы станете взрослыми, самостоятельными людьми.
II этап. Актуализация знаний
Учитель: Назовите основные средства связи
Обучающиеся . почта, телефон, телеграф, Интернет.
На доске вывешиваются слова, с обозначением орфограмм, где можно допустить ошибки.
Учитель. Давайте вспомним и дадим определение, что такое почта?
Обучающиеся. Почта – это учреждение связи, где можно отправить и получить почтовые отправления. (слайд 3)
Учитель. Какие почтовые отправления вы знаете?
Обучающиеся отвечают, опираясь на слайд № 3.
Учитель. Как называют работника почты?
III этап. Пробные действия. Этап выявления места и причины затруднения
Перед учащимися образец описи вложения в бандероль, образец заполнения конверта, образец извещения на посылку.
Учитель. В чем сходство данных почтовых бланков.
Обучающиеся.Есть место для написания адреса отправителя, адресата.
Учитель. В чем различие?
Обучающиеся. В описи нужно вписать предметы, которые мы отправляем и их ценность.
Учитель. В чем можем встретить затруднения в заполнении извещения на посылку.
Обучающиеся. Не знаем, как заполнить верхнюю строку, место, где надо предоставить данные паспорта, как заполнить обратную сторону извещения.
Учитель. Ребята, как вы думаете, достаточно ли будет нам уже имеющихся знаний, чтобы правильно заполнить извещение?
Обучающиеся. Нет.
Учитель. Что же нам делать? Что мы можем предпринять, чтобы решить данную проблему?
Обучающиеся.Рассмотреть внимательно извещение, разобраться с тем, какие данные мы должны вписать в каждую строку.
IV этап. Этап построения проекта выхода из затруднения:
Цель:
формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем.
Учащиеся в коммуникативной форме работают над:
определением цели (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
согласованием темы урока;
построением плана достижения цели и определением средств для достижения цели - алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель
Цифровое задание.
Перед детьми лежит шифр.
Задание. определите зашифрованное слово.
10, 9, 3, 6, 27, 6, 15, 10, 6.
Работа в тетради. Записать тему урока
Словарная работа. (Чтение учителем лексического значения слова посылка из словаря Ожегова.)
Посылка – упакованная вещь (вещи), пересланная кому-нибудь по почте или с кем-нибудь.
Учитель. Что такое посылка, как почтовое отправление?
Обучающиеся. Посылка - это почтовое отправление, весом до 10 кг.
(слайд №6)
V этап. Реализация построенного проекта.
Задание на внимание и память.
(Вывешивается картинка почтальона Печкина с посылкой) (слайд №7)
Учитель. Кто из действующих лиц адресат? А кто отправитель?
Обучающиеся. Адресат - Дядя Федор. Отправитель – родители.
Учитель. Кто такой адресат?
Обучающиеся. Адресат – это лицо, которому предназначено почтовое отправление.
Учитель. Кто такой отправитель?
Обучающиеся. Отправитель - это лицо, которое отправляет почтовое отправление.
Учитель. Давайте вспомним последовательность написания адреса.
Ф.И.О. адресата или отправителя
Индекс улица дом квартира населенный пункт название области, республики, страны (проверка слайд №8)
VI этап.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Задание. Рассматриваем извещение на посылку.
Вспоминаем, что посылки бывают простые и ценные.
Учитель. Для чего нужно оценивать посылку?
Обучающиеся. Если вдруг потеряется или придет в негодность, то отделение связи должно выплатить стоимость посылки. (Рассматриваем на какой строчке мы записываем ценность посылки)
Учитель. Что еще необходимо нам иметь для заполнения извещения?
Обучающиеся. Паспорт.
Учитель. Где будем смотреть данные паспорта: номер, серию, кем выдан.
Обучающиеся. На страницах……. ( с детьми желательно рассмотреть необходимые страницы в паспорте)
Физминутка (слайд №9, 10)
Задание: Совместно заполняем 1 часть бланка. (верхнюю таблицу) (слайд №11)
VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание. Обучающиеся заполняют самостоятельно нижнюю таблицу извещения, сверяясь по предложенному эталону.
VIII этап. Включение в систему знаний.
У нас с вами состоялась экскурсия на почту.
Учитель. Как называют человека, который проводит экскурсию?
Обучающиеся.Человека, который проводит экскурсию, называютэкскурсовод.
Учитель. Сегодня экскурсию на почту проведет …….
Обучающийся проводит краткую экскурсию, опираясь на слайды.
- Мы с классом ходили на экскурсию, на почту, которая находится по адресу … (слайд №12). Нас встретила заведующая почтовым отделением……… Она провела нас в сортировочный цех, где почтовый работник сортирует корреспонденцию (письма, газеты и журналы, извещения на посылки и бандероли) по адресам. (слайд № 13).
Нам рассказали, какие еще услуги может предоставлять почта – отправлять почтовые переводы, оплачивать коммунальные услуги, отправлять и получать посылки, бандероли, письма. Здесь можно за отдельную плату пользоваться почтовым ящиком (слайд № 14). купить конверты, открытки, упаковочную тару для отправки бандеролей и посылок (слайд № 15). Еще можно выйти в Интернет, сделать копии документов, распечатать какую-либо информацию. (слайд № 16)
Для посетителей есть информация на стендах, что можно отправлять в посылке и бандероли, как правильно написать адрес (слайд № 17)
Затем нам показали пункт хранения посылок. (слайд № 18) Мы даже попробовали собрать коробку для посылки. Нам рассказали и видах упаковок посылок: посылки могут отправляться в специальных картонных коробках, обшитые тканью, в конвертах. Показали пломбу, которой опечатывают посылки. Вот так мы сходили на экскурсию.
Задание. Проигрывание сюжетно-ролевых ситуаций.
Цель: формирование навыков заполнения извещения на посылку и самостоятельного взаимодействия с сотрудниками учреждения.
Задание. Обучающимся предложены заполненные извещения с пропусками в записях адреса, необходимо исправить недочеты и обратиться к работнику почты (роль почтового работника исполняет обучающийся или учитель).
Здравствуйте (добрый день)
Вы должны заплатить …. руб
Творческое домашнее задание. Со словами, относящимися к данной теме, составить кроссворд.
IX этап.Этап рефлексии:
Цель. Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности
Задачи. Соотнесение учащимися своих целей и результатов
Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности
Что вы сегодня узнали и чему научились?
Как вы считаете, где и когда могут пригодиться вам полученные знания?
Довольны ли вы вашей работой?
Оцените свою работу с помощью карточек разного цвета.
Красная – отлично.
Синяя – поработали хорошо.
Зеленая – работа вызвала трудности.
Учитель. Спасибо за урок. (слайд № 19)
Список использованной литературы
«Учимся жить самостоятельно» Методические рекомендации для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по организации занятий СБО. Сыктывкар, 2008 г.
Девяткова Т. А. Кочетова Л.Л. под редакцией Щербаковой А. М.
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя.
Хилько А. А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. – СПб: филиал издательства «Просвещение». 2006
Воронкова В. В. Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. – М. Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС,2010
Субчева В. П. Социально-бытовая ориентировка. 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный Издательский Центр ВЛАДОС, Москва, 2010
С. А. Львова. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. Москва, ВЛАДОС, 2005
Задание. Определите зашифрованное слово
10, 9, 3, 6, 27, 6, 15, 10, 6.