Руководства, Инструкции, Бланки

Договор О Специальной Оценке Условий Труда Образец img-1

Договор О Специальной Оценке Условий Труда Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья 6

Калькулятор процентов задолженности по ст. 395 ГК РФ
по новым правилам от 1 августа 2016 года (ставки ЦБ от 19 сентября 2016 года) от команды Договор-Юрист.Ру

Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг
по новым правилам от 1 января 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт
по новым правилам от 4 июля 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты
Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст. 236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)

Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:

  • 1) отказаться в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при её проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
  • 2) обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:

  • 1) предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
  • 2) предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьёй 19 настоящего Федерального закона;
  • 3) применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
    [инфо] (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
  • 4) не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать её проведение в случаях:
    • а) непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
    • б) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона;
  • 5) хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комментарии к ст. 6

Вы также можете получить комментарии к ст. 6 О специальной оценке условий труда (СОУТ). Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Другие статьи

Спецоценка условий труда дополнительные соглашения

Спецоценка условий труда дополнительные соглашения

При изменении условий труда, установленных в процессе спецоценки, в трудовой договор необходимо внести поправки. Это оформляется с помощью составления дополнительного соглашения. Из этой статьи вы узнаете: • когда необходимо оформлять дополнительное соглашение по поводу изменений условий труда; • как составлять дополнительное соглашение по итогам спецоценки условий труда; • образец дополнительного соглашения по итогам спецоценки условий труда.

При приеме на работу сотрудника в трудовом договоре устанавливаются условия труда с определением класса, согласно принятой законодательстве системе (ст. 14 закона №426-ФЗ). Всего выделено четыре класса условий труда:

  • 1 класс – оптимальные;
  • 2 класс – допустимые;
  • 3 класс (подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) – вредные;
  • 4 класс – опасные.
Когда необходимо оформлять дополнительное соглашение по поводу изменений условий труда?

Если они признаны опасными или вредными, то в договоре дополнительно указываются гарантии со стороны работодателя, призванные компенсировать работу в небезопасных условиях. В случае, когда изначально условия труда были признаны безопасными, а в ходе спецоценки выявлены факторы риска или угрозы здоровью сотрудника, в трудовой договор должны быть внесены изменения.

Спецоценка условий труда, дополнительные соглашения в результате которой вносятся в трудовой договор, проводится в соответствии с федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в действие с 1 января 2014 года. На основании этого нормативного акта были внесены изменения в отдельные законодательные акты, что зафиксировано федеральным законом № 421-ФЗ, в котором законодательно утверждены все изменения и поправки, связанные с законом о спецоценке.

В зависимости от результатов проведенной спецоценки труда в организации может возникнуть необходимость по составлению дополнительных соглашений. На основании части 2 статьи 57 ТК РФ при составлении Трудового договора с сотрудником в документе указывается категория (класс/подкласс) условий труда. Такие условия определяются для каждого отдельно взятого подразделения и структуры организации или предприятия и обусловлены параметрами рабочего места и характера работы для каждой должности. О результатах спецоценки необходимо оповестить всех работников в течение 30 дней.

Как составлять дополнительное соглашение по итогам спецоценки условий труда?

Дополнительное соглашение – это документ, с помощью которого вносятся изменения в трудовой договор с сотрудником. Данный документ составляется в том случае, когда по итогам спецоценки, условия труда на рабочем месте изменились. Допустимые варианты:

  1. В трудовом договоре с работником условия труда указаны как оптимальные или допустимые, что документально подтверждено результатами аттестации рабочего места. В ходе проведения спецоценки категория условий труда изменилась – они признаны вредными и опасными. На основании итогов проверки составляется дополнительное соглашение.
  2. Изначально условия труда на рабочем месте сотрудника были признаны опасными или вредными, а в результате спецоценки их характеристика изменилась в лучшую сторону. Признание условий труда оптимальными и допустимыми также указывается в дополнительном соглашении.

Прежде чем оформлять документ с указанием изменений, необходимо уведомить работника о внесении изменений в его трудовой договор в связи с ухудшением или улучшением условий труда. Унифицированной формы данного документа не разработано, поэтому он составляется в свободной форме.

В уведомлении следует указать факторы улучшения или ухудшения по результатам спецоценки, привести причины такого изменения. Например, при улучшении необходимо сообщить сотруднику о том, что на предприятии проводились работы по усовершенствованию защиты здоровья работников и условий труда, в результате чего при проведении проверки специальной комиссией они были признаны оптимальными или допустимыми.

Далее в уведомлении указываются гарантии и компенсации, которые получал сотрудник как работающий во вредных или опасных условиях. После чего оповещается, что эти льготы аннулируются в связи с изменениями условий труда. В уведомлении необходимо указать номер документа и дату отчета о спецоценке труда.

Если условия труда при проверке ухудшились, то в уведомлении необходимо указать факторы и параметры, которые признаны опасными для здоровья сотрудника. Также нужно определить установленные при данных обстоятельствах дополнительные льготы и компенсации – предоставление дополнительных дней к оплачиваемому отпуску, доплата за работу во вредных условиях, выдача молока и т.п.

Вопросы, которые будут рассмотрены в рамках вебинара:

  1. Основные полномочия и задачи ГИТ. Виды проверок
  2. Кадровые документы: на что стоит обратить особое внимание
  3. Ответственность за нарушения или сколько это в цифрах
  4. Охрана труда - почему теперь это важно
Читайте по теме в электронном журнале Образец дополнительного соглашения по итогам спецоценки условий труда

После ознакомления сотрудника об изменениях в трудовом договоре под роспись в карте спецоценки условий труда его рабочего места разрабатывается дополнительное соглашение. Типовой образец дополнительного соглашения по итогам спецоценки условий труда принят в январе 2015 года.

В документе указывается номер и дата трудового договора (в который вносятся изменения), стороны его заключившие, наименование организации, данные руководителя, должность сотрудника. Далее по пунктам вносятся изменения:

  • Исключения из договора определенных пунктов (например, о компенсации или дополнительном отпуске);
  • Дополнения в трудовой договор пунктом о дополнительных льготах и гарантиях.

Документ оформляется в двух экземплярах, оба подписываются работником и руководителем предприятия. Один из них остается в кадровом отделе, второй выдается на руки сотруднику.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям

  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении компенсации за вредные или опасные условия труда (образец).doc
  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец).doc

Доступно только подписчикам

  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении компенсации за вредные или опасные условия труда (бланк).doc
  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда (бланк).doc

Корректировка трудовых договоров в связи с законом о специальной оценке условий труда

Корректировка трудовых договоров в связи с законом о специальной оценке условий труда

Федеральным законом от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» была дополнена ст. 57 ТК РФ в части обязательных условий трудового договора. Поэтому и возникли вопросы. Корректировать ли трудовые договоры? Как это сделать – заключить дополнительное соглашение к трудовому договору или перезаключить договор?

Важно обратить внимание на то, что ст. 57 ТК РФ была дополнена еще одним обязательным для включения в трудовой договор условием. Теперь работодатель должен указывать в тексте трудового договора условия труда на рабочем месте.

Включение обязанности по внесению такого условия в трудовой договор обусловлено ст. 21 ТК РФ, согласно которой работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Аналогичное требование содержит и ст. 219 ТК РФ. А ст. 212 ТК РФ установлена обязанность по информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Примечание. Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

Условия и сведения, подлежащие включению в трудовой договор, определены ст. 57 ТК РФ.

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого договора;
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др.);
  • условие об обязательном социальном страховании работника;
  • другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Теперь данный перечень дополнен: работодатель обязан внести в трудовой договор условия труда на рабочем месте, а также указать гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях, если новичок принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Согласно ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч.ч. 1 и 2 данной статьи, это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. То есть перезаключать договор не нужно.

Вновь введенные законодателем условия должны быть включены в текст трудового договора либо приложением к нему, либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые будут неотъемлемыми частями трудового договора.

Относительно формулировки условий труда на рабочем месте можно сказать следующее. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ) условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса:

  • оптимальные (1-й класс);
  • допустимые (2-й класс);
  • вредные (3-й класс);
  • опасные (4-й класс) условия труда.

При этом вредные условия труда дополнительно подразделяются на подклассы.

Если до дня вступления в силу Закона №426-ФЗ у работодателя была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья работодатель может использовать результаты данной аттестации (ст. 27 Закона №426-ФЗ). Следовательно, в трудовой договор можно включить информацию об условиях труда на рабочем месте конкретного работника, полученную по результатам проведенной аттестации рабочих мест.

Напомним, что согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. №342н, рабочие места оценивались комплексно по различным факторам (травмобезопасность, обеспеченность СИЗ, соответствие гигиеническим нормативам) и могли признаваться соответствующими государственным нормативным требованиям охраны труда или не соответствующими с указанием класса условий труда по каждому исследуемому фактору трудового процесса. Отметим, что если при переоборудовании рабочих мест, использовании СИЗ и применении иных мер, направленных на улучшение условий труда, эти условия действительно улучшились, а в трудовом договоре содержатся сведения о том, что сотрудник осуществляет работу во вредных или опасных условиях, то придется вносить изменения в трудовой договор.

Из вышесказанного следует, что перезаключать трудовые договоры в случае законодательного изменения перечня существенных условий трудового договора не требуется. Недостающие условия должны быть оформлены приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме.

Источник: «Отдел кадров коммерческой организации», №5, 2014.

Подписаться на новости

Специальная оценка условий труда

Самое читаемое Специальная оценка условий труда. Аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда

Теперь аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда. Процедура специальной оценки условий труда предназначена для решения вопроса о предоставлении компенсаций работникам в связи с занятостью на вредном производстве.

С 1 января 2014 года оценка условий труда на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда уже не осуществляется посредством аттестации (федеральные законы от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее — Закон № 421-ФЗ), № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ)). Новые законы предусматривают полную замену данной процедуры. Теперь для исследования рабочего места введена специальная оценка условий труда. Помимо решения вопроса о представлении компенсаций, на основе результатов специальной оценки условий труда будут рассчитываться страховые взносы в ПФР.

Статья публикуется в рамках сотрудничества HRMaximum и журнала "Актуальная бухгалтерия "

До принятия рассматриваемых законов нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в области предоставления льгот работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, были устаревшими и противоречивыми. Они не учитывали реальных условий труда на конкретном рабочем месте и не стимулировали работодателей улучшать их. В связи с отсутствием документа, который устанавливал бы конкретные размеры доплат в зависимости от класса условий труда, возникало множество вопросов по порядку предоставления и размеру гарантий и компенсаций работникам.

Работодателям, с учетом разъяснений, данных Минтрудом России (информационное письмо Минтруда России от 13.02.2013 «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870»), приходилось обращаться к документам советского времени, в частности:

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. пост. Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22).

Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (утв. пост. Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78).

Списки № 1 и 2 производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. пост. Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, с учетом изменений, внесенных пост. Кабинета министров СССР от 09.08.1991 № 591).

Кроме того, в законодательстве предусматривались две процедуры исследования условий труда:

аттестация рабочих мест (ст. 209 ТК РФ в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ) — осуществляется в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и для установления сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительного отпуска, доплат (приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н);

специальная оценка условий труда (далее — СОУТ). Данное понятие было установлено в Законе 212-ФЗ (ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Указанная статья предусматривает принятие отдельного федерального закона о СОУТ для освобождения работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов.

Существовали противоречия между советскими списками и реальными условиями труда, установленными по итогам аттестации рабочих мест, которые необходимо было устранить.

Во-первых, если в списке профессии нет, а вредные условия труда выявлены, работник должен получать льготы (определение КС РФ от 07.02.2013 № 135-О).

Во-вторых, если профессия есть в списке, но аттестация не выявила вредных условий труда, то оснований для снижения страховых взносов нет. По закону это должна была сделать специальная оценка условий труда, но порядок ее проведения не был установлен.

Все это привело к необходимости унифицировать процедуру и создать такую систему исследования условий труда, которая не являлась бы противоречивой, а также экономически стимулировала бы работодателей инвестировать средства в создание безопасных рабочих мест.

Цели и суть реформы

Закон № 426-ФЗ предусматривает введение единой процедуры СОУТ, результаты которой прежде всего будут использоваться в следующих целях:

разработки и реализации мероприятий по улучшению условий труда;

организации в ряде случаев обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;

установления работникам гарантий и компенсаций;

установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

Реформа носит комплексный характер и предусматривает:

принятие федерального закона о специальной оценке условий труда;

внесение поправок в Трудовой кодекс, устанавливающих специальную оценку условий труда как основание для предоставления работникам гарантий и компенсаций;

внесение поправок в подзаконные акты, предоставляющие работникам гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда;

внесение поправок в законодательство о пенсионном и социальном страховании, привязывающих размер страховых взносов к результатам специальной оценки условий труда;

ужесточение административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере оценки условий труда и охраны труда.

Как следует из статьи 3 Закона № 426-ФЗ, СОУТ — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В отношении каких рабочих мест нужно проводить СОУТ

Раньше аттестации рабочих мест подлежали практически все рабочие места, за рядом противоречивых исключений. При этом существовали места, которые действительно нужно было исследовать инструментально, но имелись и такие, в отношении которых все эти измерения не были необходимы.

В ситуации с СОУТ законодатель предлагает дифференцированный подход. По общему правилу, проводить СОУТ нужно в отношении всех рабочих мест, даже тех, которые ранее можно было не аттестовать. Однако если потенциально вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда признаются допустимыми без проведения дальнейших исследований и измерений. Иными словами, для «безопасных» мест вводится своего рода облегченная процедура СОУТ.

В отношении таких мест работодателем подается в территориальную инспекцию Роструда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна в течение пяти лет со дня утверждения результатов СОУТ). По истечении срока действия декларации, если за этот период с работниками, занятыми на указанных в декларации местах, не происходили несчастные случаи, у них не было профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет. Устанавливается, что СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения СОУТ

СОУТ может быть плановой и внеплановой. Плановая СОУТ осуществляется не реже одного раза в пять лет. Данный срок исчисляется со дня утверждения результатов (отчета) СОУТ. Внеплановая СОУТ проводится на рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления одного из следующих случаев:

ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;

изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на работников;

изменение в применении средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на работников;

произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание;

Кем проводится СОУТ

СОУТ проводится совместно работодателем и привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, включенной в специальный реестр. В свою очередь организация, проводящая СОУТ, при ее проведении может заключить договор добровольного страхования ответственности для обеспечения исполнения своих обязательств, связанных с риском наступления ответственности вследствие причинения ущерба работодателям или работникам.

Общий порядок проведения СОУТ

Порядок проведения СОУТ можно разделить на несколько этапов:

- создание работодателем комиссии по проведению оценки СОУТ (число членов комиссии должно быть нечетным; в комиссию включаются представители работодателя, представители профсоюза или иного представительного органа работников — при наличии);

- утверждение графика проведения СОУТ;

- утверждение перечня оцениваемых рабочих мест (если выявлены аналогичные рабочие места, допускается обследование не более 20% от них);

- идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов (осуществляется экспертом специализированной организации; результаты утверждаются комиссией);

- если факторы не выявлены — декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- если факторы выявлены — исследования (испытания) и измерения факторов: оценке подлежат как факторы производственной среды (физические, химические, биологические), так и факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);

- классификация условий труда по степени вредности и опасности;

- оформление отчета о результатах специальной оценки условий труда (работники должны быть под расписку ознакомлены с результатами оценки);

- передача специализированной организацией результатов СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.

Как видим, процедуры специальной оценки и аттестации во многом схожи. Разделение процедуры СОУТ на идентификацию вредных факторов и их последующее исследование является основным процедурным отличием СОУТ от аттестации.

Классификация условий труда

По результатам СОУТ устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте, которые по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса:

3) вредные (в свою очередь делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4),

Компенсации за опасные и (или) вредные условия труда

В части компенсаций за опасные и (или) вредные условия труда законодатель Законом № 421-ФЗ внес поправки в Трудовой кодекс, которые во многом воспроизводят положения действующего в настоящее время постановления Правительства РФ ( пост. Правительства РФ от 20.11.2008 № 870) с некоторыми дополнениями.

Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, сокращенная продолжительность рабочего времени составляет не более 36 часов в неделю. При этом вводится новое правило: на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного в виде соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю, с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Важной новеллой Закона № 421-ФЗ является возможность заменить часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую минимальную продолжительность данного отпуска, отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, как и ранее, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Установлено, что при реализации компенсационных мер их порядок и условия осуществления не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с фактически реализуемыми в отношении работников мерами по состоянию на день вступления в силу Закона № 421-ФЗ.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

С 1 января 2013 года работодатели, сотрудники которых заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, платят дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 2 или 4 процента (в зависимости от вида работ). В 2014 году значения данных показателей увеличились до 4 и 6 процентов соответственно. С 2015 года размер дополнительных тарифов возрастет до 6 и 9 процентов. В рамках реформы предлагается дифференцировать размер дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от класса условий труда. Данные о размере дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР приведены в таблице.


В рамках Закона № 421-ФЗ существенно ужесточена ответственность за нарушения в сфере охраны труда. В частности, в Уголовный кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми штраф за нарушение требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, увеличивается с 200 000 до 400 000 рублей. Кроме того, вводится ответственность за нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

С 1 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен рядом статей, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере охраны труда, за которые для юридических лиц устанавливаются административные штрафы в размере до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Законодатель установил переходный период до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации рабочих мест, проведенной до вступления поправок в силу, остаются действительными в течение срока их действия, но не позднее окончания переходного периода. СОУТ в отношении аттестованных рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, если не возникло обстоятельств, являющихся основанием для внеплановой проверки условий. Организации, аккредитованные на проведение аттестации, вправе проводить СОУТ до истечения срока действия аттестата на аккредитацию, но не позднее окончания переходного периода.

Автор: Ольга Дученко, юрист корпоративной и арбитражной практики компании «Качкин и Партнеры»

Поместить ссылку в:

Последние статьи