Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Анализа Работы Школьной Библиотеки img-1

Образец Анализа Работы Школьной Библиотеки

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал на тему: Анализ работы школьной библиотеки Перемской ООШ по работе с фондом

Материал на тему:
Анализ работы школьной библиотеки Перемской ООШ по работе с фондом

Из таблицы видно, что показатели обеспеченности держатся на 1 уровне, и он будет несколько подниматься при переходе на ФГОС, когда на 1 учащегося должно приходиться 14-16 учебников. Выявление устаревших по содержанию и ветхих изданий содействует улучшению состава фондов. Несмотря на большое списание, учебников в школе хватает и каждый ученик школы обеспечен бесплатным комплектом.

Книгообеспеченность учебниками в нашей библиотеке составляет 100%. Последние 3 года, мы полностью отказались от приобретения учебников родителями.

На постоянной основе ведется работа по сохранности библиотечного фонда:

По мере поступлений библиотека осуществляла прием, систематизацию, техническую обработку новых поступлений, запись в каталоги, в инвентарные книги.

Периодические издания являются частью библиотечного фонда.

Количество периодических изданий

Половина всей подписки – для детей младшего и среднего школьного возраста.

Традиционно выписываем «Учительскую газету», «Вестник образования России», «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», «Ребенок в детском саду», из детских изданий «Мурзилка, » «Пионерская правда», местную газету «Камские зори» Газеты на открытом доступе в метод. кабинете, в рекреации 2-го этажа несколько лет размещали стенд «Газета для вас» с номерами «Пионерской правды».

Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

- книга суммарного учета фонда библиотеки;

- инвентарные книги (2 штуки);

I. Состояние книжного фонда.

Общий фонд библиотеки составляет – 7111 экз.

Из них: учебники – 1090 экз.

электронные учебники и ЦОР - 206 экз. ( приложение № 1)

Анализ пополнения фонда за 4 года

По данной таблице видно, что каждый год перед комплектованием фонда совместно с администрацией школы и Методическими советами при единой цели мы ставили конкретные задачи на данный год:

1.Обеспечить дошкольную группу методической и учебной литературой по программе Васильевой и Гербовой.

2.Комплектование учебной и методической литературой предмета Информатика

3. Обновление и наиболее полное комплектование коррекционного класса-комплекта

1.Продолжение комплектования коррекционного класса-комплекта

2.Комплектования дошкольной группы наглядными и дидактическими материалами

3.В связи с объединением с Таборской школой и изменением контингента учащихся провести дозаказ учебников по всем классам

4.Обеспечение учебных кабинетов учебно-наглядными пособиями (частично)

Обеспечение 1 класса всей необходимой литературой и наглядностью по ФГОС

Закончить комплектование дошкольной группы

Продолжить обеспечение учебных кабинетов учебно-наглядными пособиями

Обновление фонда художественной литературой для среднего школьного возраста

1.Обеспечение 2 класса всей необходимой литературой и наглядностью по ФГОС

2.Текущее обновление устаревших учебников, приоритет 9 классу.

Школьная библиотека организует работу с учебниками. Поэтому предусматривается весь комплекс мероприятий со школьными учебниками – предварительный анализ фонда, заказ, прием, обработка, учет и выдача школьных учебников. Составлен план по работе с учебниками.

Работа по формированию учебного фонда ведется на протяжении всего учебного года: советуется с администрацией школы и руководителями методических объединений, собирает и анализирует информацию о новых учебниках, новых авторах учебных пособий. И только согласовав конечные данные, оформляем заказ на учебники.

В нашей школе работа по комплектованию фонда ведется на должном уровне, благодаря чему показатель «книгообеспеченность» соответствует норме.

Обновление литературы происходит регулярно, несколько раз в год.

дидактика (наглядные пособия, карты, брошюры)

За последний 2011/2012 и 2012/2013 учебные года обновлен фонд учебников библиотеки начальной школы по программе: «Школа России»

Доля обновления общего фонда библиотеки МБОУ «Перемская ООШ»

За последние годы фонд пополняется систематически.

По таблице видно, что процент обновления за последние годы держится примерно на одном уровне 3 – 4 %. исключением является 2011-12 год, когда на приобретение было выделена сумма в 3 раза больше обычной.

Проверка состояния учебников происходит силами учкомовцев. В 2012-13 уч. году она прошла в последнюю неделю сентября и вторично, адресно, в начале октября, в младших классах пройдет ещё раз в 3 – ей четверти, т. к. именно у этой категории учеников состояние учебников хуже. Старшие классы с книгами обращаются бережней.

В конце учебного года по графику проходит сдача учебников.

Прием новых учебников в библиотеке приходится на начало учебного года (июль, август). Все учебные материалы поступают согласно предварительной заявке. Заказ учебников выполняется на 100%. Постоянным партнером является ООО «Учебники» ИП Бакшаев. Данный анализ позволил сделать выводы о качестве фонда:

Фонд учебной литературы укомплектован на 100%

Фонд методической и художественной литературы пополнен, но в нем недостаточно программной и современной литературы.

О бновление фонда – важный аспект в работе школьной библиотеки. В нашей школе такое обновление ведется систематически.

При недостаточности средств на комплектование приоритеты отдаются учебникам, в то время как методическую литературу приобретаем по остаточному принципу. Учителя покупают её сами. Но при смене учителя или его отъезде в школе не остается своей программной и методической библиотечки по предмету. С такой проблемой мы уже сталкивались

Мало заказываем ЦОРОв по предметам, они дорогие.

Хотелось бы заказывать дидактические и КИМы по предметам, т. к. немногие родители их покупают.

За последние 10 лет только в 2011-12 году пополнился фонд художественной литературой, нужно повторять такое целевое комплектование, т. к. фонд стареет

Школьный библиотекарь.______________ /Бердникова О. И 5.10. 2012

Другие статьи

Анализ работы школьной библиотеки за 2014 – 2015 учебный год

Официальный сайт
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Залининская средняя общеобразовательная школа
Октябрьского района Курской области
Анализ работы школьной библиотеки за 2014 – 2015 учебный год

МКОУ «Залининская СОШ за 2014-2015учебный год.

Зав. библиотекой Т.В.Потолова

Анализ работы школьной библиотеки за 2014 – 2015 учебный год.

В течение 2014-12015 учебного года библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом раздела общешкольного плана. Библиотека продолжила работу:

-по совершенствованию библиотеки, как информационного, культурного и образовательного учреждения;

-способствовала формированию личности ребенка через книгу и чтение;

-прививала обучающимся любовь к книге, воспитывала культуру чтения, бережное отношение к печатным изданиям; потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течении всего учебного она

-уделяла внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

-пропагандировала здоровый образ жизни;

-работала над воспитанием правовой и экологической культуры детей и подростков;

-содействовала повышению методического мастерства учителей, воспитателей путем пропаганды педагогической литературы и информации о ней ;

-продолжила работу по добровольному обмену учебников среди обучающихся школы.

Школьная библиотека — это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты) так и из нетрадиционных

Работа с фондом

Работа с фондом это один из основных видов внутри-библиотечной работы. От ее качества зависит наполняемость фонда, и обновление фонда библиотеки. В этом направлении проводилась следующая работа:

В первом полугодии учебного года был произведен прием и техническая обработка учебной и методической литературы.

Проводились работы по комплектованию фонда учебной литературы на учебный 2014-2015 год, оформление заказа на приобретение учебников.

Оформлена подписка на периодические издания для всех участников образовательного процесса: начальное, среднее, старшее школьное звено и педагогический коллектив. Это такие журналы и газеты:

«Учительская газета», «Вестник образования», «Курская правда», «Районные вести», «Школьная библиотека», «Непоседа», «Единая Россия».

Так же в течение года, по мере поступления, производился прием и техническая обработка новой учебной, методической и художественной литературы, поставляемая из Комитета образования и книжных магазинов.

За учебный год фонд учебной литературы увеличился на 1500учебников, по итогам изучения фонда готовится списание методической и учебной литературы учебники 2007-2008 года.

Библиотека приобретает, сохраняет и предоставляет в свободное пользование документы разных типов. Сохранность документов является необходимым условием обеспечения доступности информации для пользователей библиотеки. Обеспечить сохранность того, чем мы располагаем — лучший способ удовлетворить запросы потенциальных пользователей. Для этого постоянно ведутся такие работы, по сохранности фонда, как:

  • Контроль, за своевременным возвратом материалов.
  • Контроль, за качеством возвращаемых документов.
  • Работа с задолжниками.
  • Работа с читателями по утраченным книгам.
  • Общий фонд библиотеки на конец учебного года составил 13699 экземпляров. Фонд учебников расположен в отдельном помещении и. составляет 7087 экземпляров Расстановка фонда произведена по классам. Вся поступившая литература отражена в документах учета библиотечного фонда. Библиотека строго следит за состоянием и сохранностью этих учебников. Систематически (один раз в четверть) проходят рейды по проверке учебников. Лучшими классами по итогам года по проверке учебников стали обучающиеся 3,6,7, классов В конце года проводилась акция «Подари учебник школе». В ходе этой работы дети могут брать учебники для повторения на дом, для подготовки к экзаменам и для повторения пройденного материала на лето.
  • В целях профилактики сохранности учебников библиотекарем проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, классных часах и родительских собраниях. Из федерального и местного бюджета выделены деньги на приобретение бесплатных учебников для обучающихся 9-11 классов по новым стандартам ФГОС.
  • Фонд художественной литературы составляет 6612 экземпляров. За прошедший год поступило 1030 экземпляров литературы по разным отделам и отраслям знаний из фонда Филипповской сельской библиотеки. Сейчас ведется работа по обработке литературы и постановке ее на учет. Это позволяет увеличить число посещений и книговыдачу пользователей библиотеки среднего и старшего звена. Остро стоит вопрос о пополнении методической литературы, так как библиотека обслуживает педагогический коллектив, насчитывающий более 40 человек. Поэтому этот вопрос остается важным и на него необходимо обратить внимание.

Работа с читателями:

В библиотеке ведется Дневник работы библиотеки, в бумажном варианте, в который ежедневно заносятся данные о посещаемости и книговыдачи за день. Как показывает анализ читательской активности обучающихся, статистические данные полученные за этот учебный год

Увеличение читательской активности происходит за счет педагогов, они все чаще дают задания, выполнение которых возможно с помощью информационных ресурсов библиотеки. Так на конец учебного года, по посещаемости библиотеки, лидирующим классом стал 3б класс, 2а класс, 11класс.

Анализ читательских формуляров показывает, что интерес к чтению в начальной школе традиционно высок. Учителя активно пропагандируют книги. Особенно хочется отметить обучающихся 1-4 классов — частые посетители библиотеки, они особенно активно интересуются художественной литературой и периодическими изданиями… Среднее звено 5-8 классы наряду с художественной литературой и периодическими изданиями используют в образовательном процессе информационный ресурс читального зала. Среди обучающихся старшего звена наибольшим спросом используются периодические издания и школьная программная литература. С читателями проводятся беседы по выбору художественной литературы в соответствии с возрастной категорией, индивидуальными интересами и предпочтениями обучающихся. Регулярно проводились беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

Основная индивидуальная работа с читателями:

  • Перерегистрация читателей.
  • Рекомендательные беседы по выбору литературы.
  • Беседы о прочитанном.
  • Просмотр читательских формуляров.

Помочь сориентироваться обучающимся в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни. Работа школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

В этом помогает, немаловажное направление деятельности библиотеки раскрытие фонда через выставки к предметным неделям и юбилейным и знаменательным датам.

  • «Учитель, перед именем твоим…»
  • «Шедевры русской классики»
  • «Произведения-юбиляры»
  • «День народного единства»
  • «Россия вчера, сегодня, завтра…»
  • «День героев Отечества»
  • «Самое нежное слово на свете»
  • «Я помню! Я горжусь!» .К 70-летию Великой Победы

Также имеются постоянно действующие книжные выставки, ко­торые регулярно обновляются вновь поступившей литературой:

  • «Здоровье в твоих руках
  • «В дар школьной библиотеки»
  • ««Край мой соловьиный»
  • «Природа и ты»
  • «Календарь знаменательных и памятных дней»
  • «Профессии, которые мы выбираем»

Наиболее значимыми и удачными были выставки :

  • «Героев помним имена»
  • «Старый Новый год-история и традиции»
  • «Великие сыны России»
  • «У памяти Великой на посту»
  • «Верный друг ребят»
  • «Самое лучшее слово на свете»

Подбирая материал к этим выставкам, мы старались рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам:

o« В гостях у Б. Заходера.»

o«Серьезнейший из юмористов!»

o«200-летию со дня рождения М Ю Лермонтова»

Читателям предлагалась краткая биография писателей, выставлялись книги юбиляров, проводились викторины и кроссворды по произведениям. Выставки — это своего рода диалог библиотекаря с читателем, у каждой выставки есть своя тематика. При помощи наглядной демонстрации можно заинтересовать читателя той или иной книгой, автором. Обратить внимание на определенную дату или немаловажное событие. За учебный год было оформлено 22 выставки. Помимо основных выставок так же было проведено 3 выставки – обзора, вниманию обучающихся представлялись такие выставки «Новинки литературы», «Шедевры русской классики», «Книги-юбиляры».

Библиотека проводила мероприятия, ставящие своей целью как привлечение к чтению обучающихся, расширяющих их кругозор, так и помощь в подготовке к занятиям. В течение этого учебного года было проведено 10 уроков Библиотечно-Библиографических знаний. Здесь ребята познакомились с понятием «библиотека», «абонемент», «книжный фонд», «читальный зал», с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, и многое другое необходимое для повышения информационной культуры личности обучающихся.

В сентябре традиционно прошло знакомство со школьной библиотекой у обучающихся первых классов. А в конце декабря проходила запись в библиотеку, библиотечные уроки «Правила пользования библиотекой», «Структура книги», «Твои первые журналы», «В гостях у любимых писателей». Детям было очень интересно, так как библиотечный урок сопровождался презентацией, было красочно и интересно. Благодаря книжным выставкам, обучающиеся взяли дополнительно значительное количество книг. Большой интерес и отклик вызвали беседы о выдающихся русских ученых и полководцах «Великие сыны России». В них приняли участие не только библиотекарь, классный руководитель, но и сами обучающиеся, которые готовили рефераты и рассказы об ученых. Эта работа вызвала у них большой интерес. В работе библиотеки просматривается тесная связь нравственного и патриотического воспитания. Одним из самых приоритетных направлений библиотеки является формирование у детей и подростков любви к Отечеству, своей истории, к малой родине, личной ответственности за происходящее вокруг, четкой гражданской позиции. В библиотеке прошел урок мужества и презентация по письмам выпускника нашей школы Героя Советского Союза А.Ф. Симоненко в начальных классах. Ребята старших классов проделали большую поисковую работу по сбору материала о Симоненко. Много работали в районном краеведческом музее. Читали, обсуждали, писали сценарий о неизвестной страничке жизни и любви нашего героя. Собрали богатый материал к проведению урока, с интересом участвовали в проекте «Память-жива».

Конкурс чтецов « О Родине, о школе, о войне» прошел среди обучающихся 1-4 классов.22обучающихся начальной школы приняли участие в этом конкурсе.

Победителями стали: Плохих В. 3бкласс. Гребенюк М.4бкласс, МишинаД. 2бкласс. участники и победители конкурса награждены сладкими призами и почетными грамотами. Классный час «Верный друг ребят» и презентация жизни и творчества писателя прошли в 3-х – 5-классах». На неделе детской книги прошли громкие чтения и обсуждения по теме:

Писатели и юбиляры 2015года (1-11 классы).

Конкурс рисунков по произведения любимых книг.

В гостях у Б.Заходера. ( 1-4 классы).

«Чтобы мир добрее стал». Урок-рассуждение по творчеству детских писателей.

Работа книжкиной больницы.

«Почитаем — поиграем» — в гостях у сельской библиотеки.

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, формирующее привлекательный образ книги

Для повышения интереса детей к чтению и книгам библиотекой проводились различные викторины, игры, виртуальные путешествия, кроссворды, беседы.

Так же помимо основных мероприятий в течении года проводились и другие мероприятия:

  • «Учитель, перед именем твоим…»
  • Классный час по сказкам А.С.Пушкина.
  • «Он покорил и время, и пространство» обзор литературы, громкие чтения.
  • «Мне о России надо говорить…»ко дню Героев России
  • Инсценирование сказок «Рукавичка»- театрализованное мероприятие.
  • «Посиделки»-театрализованное мероприятие.
  • «Посвящение первоклассников в читатели» театрализованное мероприятие.
  • Работа с активом.

Библиотечный актив – это одна из перспективных форм работы с читателями, установление доверительного контакта с ребенком

Актив библиотеки состоит из 8 человек обучающихся 5-11 классы. По составленному плану велась следующая работа: знакомство с фондом, расстановка книг по разделам. При поступлении новых изданий художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп; для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам; один из самых любимых этапов работы — обслуживание читателей на абонементе. Дети учились записывать книги в формуляры, помогали в выборе книг учащимся начальных классов и принимали активное участие во многих мероприятиях по линии школьной библиотеки — в подготовке и проведении праздника «Посвящение первоклассников в читатели», в проведении Новогодних утренников, в проведении недели детской книги осуществляли поиск и подбор ко всем общешкольным мероприятиям.

Оказывая помощь библиотекарю, они помогают себе, так после многократной расстановки фонда они лучше ориентируются при выборе необходимой книги для себя. Проводя мелкий ремонт, испорченной литературы, они начинают понимать всю силу выражения «бережное отношение». Актив помогает и в работе с должниками, напоминая им о необходимости возврата взятых книг.

По работе с родителями

  • Предоставлялась учебная и художественная литература способствующая самообразованию.
  • Проводилось индивидуальное информирование родителей об обеспеченности учебной литературой.
  • Проводились беседы при выдаче учебников по их сохранности и бережному отношению.
  • Беседы об ответственности за утерянную учебную или художественную литературу.
  • Рекомендательные беседы по выбору художественной литературы в соответствии с возрастной категорией.
  • Индивидуальное информирование родителей о посещаемости библиотеки.
  • Одним из основных направлений работы библиотеки -это привлечение детей к чтению, показать значимость книги в жизни каждого. Об этом шел разговор на родительских собраниях, где родителям были даны рекомендации по привлечению детей к чтению.

По работе с педагогическим коллективом

  • Взаимное сотрудничество с как классными руководителями, так и с воспитателями ГПД по проведению библиотечных уроков и иных мероприятий.
  • Информирование педагогов о новых поступлениях учебной литературы.
  • Совместная работа по формированию заказа на учебную литературу
  • Подбор литературы в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий;
  • Подбор литературы в помощь педагогам для проведения родительских собраний, педсоветов.
  • Оформление книжных выставок к проведению предметных недель.
  • На педагогических совещаниях, при директоре школы, выступления по обеспеченности учебной и методической литературой на начало учебного года, и с годовым отчетом работы библиотеки.

Библиотекарь участвовала во всех библиотечных семинарах и выступала на МО школьных и сельских библиотекарей по теме: «Проектная работа в школьной библиотеке.

Так же для повышения профессиональных навыков используются опыт работы других библиотекарей интернет ресурсы: http://rusla.ru/rsba/technology/infores/ -Информационный портал школьных библиотек России, и другие сайты школьных библиотек

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, ведется подбор литературы к какому-либо мероприятию.

В библиотеке систематически ведется дневник работы, в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации.

Также в библиотеке проводится отдельная работа по приобщению к художественной и популярной литературе обучающихся, беседы, на которых выясняются интересы, увлечения, предлагается та или иная книга, часы совместного чтения, после которых предлагаются викторины, конкурсы, обмен мнениями.

Низкие количественные показатели выдачи книг «2», «3», «4», «5» объясняются отсутствием большого выбора литературы и интереса читателей. Большая книговыдача раздела «6/8,9» объясняется тем, что у детей пользуются большим спросом журналы, находящиеся в малом количестве. Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

-книга суммарного учета фонда библиотеки;

— картотека и тетрадь учета учебников;

Основные показатели библиотеки за 2014-2054учебный год.

Книжный фонд – 13699 кземпляров книг

Фонд учебников – 7087кземпляров .

Фонд художественной и литературы – — 6619

Количество читателей – 482

Количество книговыдач –. 12431 с учебниками

Количество посещений – 5265 .

Обращаемость фонда – 0,9% без учебников

Читаемость-10.9 посешений без учебников

Книгообеспеченность -13,7 без учебников.

Задачи на новый учебный год:

1.Поддержание и обеспечение образовательных целей школы.

2.Формирование качественного библиотечного фонда.

3.Расширение кругозора участников образовательного процесса.

4.Развитие навыков литературного чтения; развитие обще учебных навыков; повышение культурного уровня.

5.Оказание учебно-методической помощи участникам общеобразовательного процесса: формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, умения отбора необходимой литературы, оказание помощи в поиске, обработке информации, развитие коммуникативных навыков.

6.Ведение базы данных справочно-библиографического аппарата библиотеки.

7.Информационно-библиографическое обслуживание читателей, проведение уроков информационной грамотности.

8.Популяризация литературы с помощью индивидуальных и массовых форм работы.

9.Взаимодействие с другими школьными и сельскими библиотекам.