Категория: Бланки/Образцы
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа
Работа над словарем
Елена Логвинова
Паспорт логопедического кабинета
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ
Влажная уборка кабинета производится 5 раз в неделю;
Ежедневно проводится проветривание кабинета;
Перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
1. Настенное зеркало
2. Столы для детей – 6 штуки
3. Скамейки детские – 6 штуки
4. Стол для логопеда
5. Стул для взрослых – 1 штука
6. Доска учебная
7. Шкафы и полки для методической работы
8. Коробки и папки для пособий
1. Индивидуальные зеркала –10 штук
2. Набор зондов для постановки звуков – 7 штук
6. Зеркало настенное.
1. Инструкция по технике безопасности учителя – логопеда
2. Инструкция по охране труда
3. Речевая карта на каждого ребенка
4. Журнал учета посещаемости
5. Перспективный план работы учителя – логопеда на учебный год
6. Перспективный тематический план занятий по развитию речи на учебный год.
7. Перспективный тематический план занятий по обучению грамоте
8. Календарное планирование подгрупповых занятий
9. Логокоррекционная работа на каждого ребенка
11. Анкеты для родителей
12. Журнал учёта проводимых консультаций
13. Журнал первичного обследования
14. Журнал медицинских заключений
15. Журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПК
16. Журнал учёта и движения детей логопедической группы
1. Н. Н. Белавина «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов» Харьков 2008 г.
2. Н. Н. Белавина «Логопедические карточки для обследования фонематического восприятия детей» Харьков 2008 г.
3. Н. Н. Белавина «Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей»
4. О. Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Москва Владос, 2005 г.
5. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» Москва, 2014 г.
6. С. Д. Забрамная, Боровик О. В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» М. Владос, 2005 г.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
1. Артикуляционные упражнения (карточки)
2. Профили звуков (папка)
3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.
4. Пособия для работы над речевым дыханием
5. Предметные картинки на все изучаемые звуки
6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков
7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков
8. Лото для автоматизации поставленных звуков
Развитие слухового внимания (неречевые звуки)
1. Звучащие игрушки: бубен, барабан, дудочка, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки-пищалки, гармошка.
2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука, плоды шиповника).
Формирование фонематического слуха и восприятия
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков
2. Предметные картинки на дифференциацию звуков
3. Тексты на дифференциацию звуков
4. З. Е. Агранович Альбом «Фонематическое восприятие»
5. Звуковые линейки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
1. Магнитная азбука
2. Схемы для анализа предложений
3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги
5. Кассы букв и слогов – 10 штук
6. Тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.
Работа над словарем
ПАПКА 2. «Головные уборы»
16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.
Правила пользования логопедическим кабинетом
• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• перед каждым применением и после него производится обработка ло-гопедических зондов и шпателей медицинским спиртом;
• кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для ин-дивидуальных занятий, игровой зоной;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с тре-бованиями САНПиН и ФГОС и основными педагогическими принципами:
Зоны в логопедическом кабинете
1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.
2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоаль-бомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.
3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.
4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.
5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.
6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.
7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.
8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артику-ляционной гимнастике.
9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.
10. Методическая Зона — планы, конспекты, библиотека методической ли-тературы и др.
Оснащение логопедического кабинета
1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.
2. Детские столы — 2 шт.
3. Детские стулья — 8 шт.
4. Стол для логопеда — 1 шт.
5. Шкафы для пособий — 3 шт.
6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.
7. Магнитная доска мини — 1 шт.
8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.
9. Персональный компьютер – 1 шт.
10. Принтер – 1шт.
11. Картотека имеющихся пособий.
12. Коробки и папки для хранения пособий.
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
1. Набор логопедических зондов — 6 шт.
2. Спиртовые салфетки.
3. Вата стерильная.
4. Пособия для индивидуальной работы.
5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.
6. Материалы для обследования устной речи.
Библиотека кабинета представлена личными фондами учителя-логопеда в количестве 100 экземпляров.
Коррекция и развитие
лексико-грамматического строя речи
коррекционно-образовательной деятельности (комплексные)
Дидактические игры и пособия
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений, эмоций.
«Отгадай-ка», «Найди тень», «Угадай что это?», «Больше-меньше», «Посмотри и запомни», «Прятки», «Электронная муха», «Найди похожее», «Найди отличия», «Улитки», «Логический поезд», «Всё о времени», «Размышляй-ка», «Логическая цепочка», «Сложи квадрат», «Чудо-крестики», «Сложи узор», «Цифры», «Почтовый ящик» + набор геометрических фигур, мозаики различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», пирамидка, набор емкостей различного объема и цвета, счетные палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник», «Часть и целое», «Построй дорожку», «Что сначала, что потом», «Парная картинка»; тестовые задания серия «Готов ли ты к школе?» — память, мышление, окружающий мир, развитие речи; пиктограммы, папки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций.
«Логопедическое лото –З-Зь, С-Ш, Ш, Ж», «Игры в картинках С-Ш», «Лабиринты», «Звуковая улитка», «Домик пчёлки Жу-жу», «Закончи историю», «Ходилки», «Мыльные пузыри», «Собери листья», «В гости к лягушке», «Назови общий звук в словах», «Снеговик», «Ракета на старт», «Рыбалка», «Составь предложение по картинкам», «Помоги Лунтику», «Лягушка убегает от цапли», «Лягушка ловит комаров», «Проведи дорожку», «Звенит-не звенит», «Необычные цветы», «Найди лишнюю картинку», Логопедическое лото «Подбери и назови», звуковые дорожки, волшебная верёвочка»,картотека предметных и сюжетных картинок на звуки; тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свистулька, свисток, барабан, колокольчики; «Что услышал, что увидел», «Волшебный коврик», «Подари подарки», «Звуковое лото», схемы слова для определения позиции звука в слове, схема предложения (полоски различной длины, с уголком); звуковые модели,
«Отгадай слова по первым звукам», «Делим слова на слоги», «Дин-Дон», «Читай-считай», «Я учу буквы» -2 шт. «Умный телефон» — 2шт. тестовые задания «Готов ли ты к школе? –обучение грамоте, чтение», «Читаем сами», Магнитная азбука, касса букв, книги «Азбука», слоговые кубики, кубики с буквами, слоговые таблицы, Звуковички, Звукоежка-Буквоежка, принцессы-Гласа и Согласа,коробки для занятий по количеству детей, картинный материал, карточки-задания и т.д.
лексико-грамматического строя речи
Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Головные уборы», «Дом и его части», «Посуда», «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Рыбы», «Птицы», «Игрушки», «Насекомые, «Транспорт», «Семья», «Профессии», «Времена года», «Транспорт» и др.; игры на развитие навыка словообразования; карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя; игры на подбор антонимов «Контрасты», «Сравни и узнай», лото «В мире животных», «Животные и их детёныши», «Собери урожай», Лото «Зоопарк», Лото «Все работы хороши», «Кто, что делает», «Кто где живёт?», Магнитный транспорт, «Рифмы», «Чей домик?», «Чей это домик?», «Кто как устроен?», «Времена года», «Четыре сезона –лето», «Прогулка по городу»,«Маленькая хозяйка»,«Пирамида», «Чего не хватает?», «Рифмочки –нерифмушки», «Овощное лото», лото «Где что растёт», «Что из чего сделано?»
Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа; набор «Кукольный театр», «Сказки», «Истории в картинках» -2ч.,
Развитие мелкой моторики рук
волчок, мозаики различных видов, кубики, конструкторы, массажные мячи, деревянные массажёры-2 шт. шнуровки- шнуровальный планшет, ботиночки-2 шт. Укрась ёлку, вкладыши, «Собери бусы», «Волшебный узелок», шарики- Суджок-18 шт. колечки массажные-30 шт. пазлы –простые, сложные, трафареты, шаблоны,контуры, «Выложи из палочек», «Собери обезьянок», «Попади на дерево»
Формирование речевого дыхания
«Сдуй снежинку, листок, ватку, пёрышко», «Подуй на цветочек, вертушку, бабочек, птичек, кораблик»,свистульки, мыльные пузыри, «Забей мячик в ворота».
Консультации для педагогов и родителей
«Формирование фонематического слуха у детей младшего и старшего дошкольного возраста»,«Требования к речи педагога»,
«Комплексный подход к формированию у детей дошкольного возраста правильной, грамотной связной речи и речевой культуры»,
«Игрушка, как средство развития речи детей в детском саду»,
«Игра, её значение в жизни ребёнка», «Искусство говорить с детьми»,
«Создание книжного уголка в группе ДОУ»,
«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»,
«Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»,
«Развитие речи в онтогенезе и дизонтогенезе»,
«Что такое ОНР и для чего необходима группа компенсирующей направленности»,
«Особенности работы воспитателя в логопедической группе»,
«Порядок комплектования логогрупп»,
«Интеграция специалистов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ»,
«Артикуляционная гимнастика, правила проведения»,
«Профилактика речевых нарушений»,
«Развитие речевого дыхания у дошкольников».
«Проблемы психического развития и саморазвития»,
«Организация логопедической помощи в рамках ДОУ»,
«Взаимосвязь и взаимозависимость развития мелкой моторики пальцев рук и развития речи».
«Методика обучения грамоте по программе 2100»;
«Личность ребёнка с заиканием».
«Речевые нарушения и причины их возникновения»; «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения»; «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»; «Особенности овладения детьми звукопроизношением»; «Особенности обучения детей чтению в домашних условиях»; «Знакомство с артикуляционным аппаратом»«Какие игрушки необходимы детям», «Зачем нужен логопед?», «Стоит ли ждать 5летнего возраста?», «Зарядка для язычка с 1.5 лет», «Когда нужно обращаться к логопеду?», «Если ребёнок плохо говорит», «Развиваем пальчики-стимулируем речевое развитие», «Почему у ребёнка формируется речи с задержкой?», «Советы родителям, у которых ребёнок не говорит». «Этапы развития речи», «Признаки нарушений речи», «Формирование мелкой моторики рук», «Профилактика заикания»,
«Причины нарушений звукопроизношения в возрасте от 2 до 5 лет», «Как разговаривать с ребёнком». «Типичные возрастные особенности звукопроизношения», «Условия развития речи в норме», «Профилактика речевых нарушений», «Почему ребёнок говорит неразборчиво», «Характеристика детей с ОНР, причины недоразвития речи». «Краткие сведения о развитии речи ребёнка по возрастам», «Профилактика нарушения
Чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста», «Речевые игры и упражнения», «Памятки по подготовке к овладению элементарными навыками чтения и письма». «Формирование связной речи», «Формирование звуковой стороны речи», «Формирование лексико-грамматических средств языка».
Попова Ирина Семеновна,
учитель-логопед,
ГБДОУ № 42 компенсирующего вида,
Адмиралтейский район г. Санкт-Петербург
Нормативно правовые документы:
Основные направления развития национальной системы образования (Постановление Совета Министров от 12. 04. 1999г. № 500 – в сб. «Нормативные документы Мнистерства образования 1999г. № 6).
Закон РБ «О правах ребенка» от 19. 11. 1993г. № 2-570 (Ведомости Верховного Совета).
Закон РБ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребенка» (палата представителей от 02.10. 2000г. Одобрено 12.10.2000г. — Ж. «Пачатковая школа» № 11, 2001г.)
Закон РБ «О внесении изменений и дополнений Закон «Об образовании РБ» от 19.03.2002, № 95 – 3, — в сб. «Нормативные документы Министерства образования».
Концепции реформирования специального образования (приказ министерства образования РБ 03.11.1999, № 600, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 1.
Программа Реформирования специального образования РБ (Приказ Министерства образования РБ от 31.08.2001, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 11.
Концепция о дошкольном образовании РБ (Постановление Министерства образования от 16.08.2000г. № 35, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 10.
Программа реализации концепции дошкольного образования РБ (Приказ Министерства образования 29.12.2000, № 500, — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 3.
Положение об интегрированном обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (постановление Министерства образования 25.02.2002 № 5 – в сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2002г. № 7.
Примерное положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в РБ (Приказ Министерства образования 28.06.1993 № 203 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1993г.
Положение о ПКПП – 20.11.2000г. № 5
Дополнение о внесении изменений в положение о ПКПП от 01.04.2003г.
Примерное положение о ЦКРОиР (Пириказ 31.08.1999 №559 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1999г. № 11.
Методические рекомендации по упорядочению деятельности ГЦКРОиР (Постановление от 05.04.2000 г. № 08 – 06/75 — сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 6.
Положение об учреждении обеспечивающим получение дошкольного образования.
Концептуальная модель ранней педагогической помощи детям с особенностями развития. Е.М.Калинина (Ж. «Дефектология № 4 2004г.).
Закон РБ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития» (специальном образовании) от 18.05.2004 № 285 – 3, «Настауніцкая газета» от 05.06.2004г.
Положение «О внесении изменений и дополнений в Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (Постановление Министерства образования РБ от 09.11.2004 № 65).
1.Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников 3-4 лет
2.Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников 4-5 лет
3.Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников 5-6 лет
Материал по работе с родителями, педагогическое просвещение:
Темы консультаций для родителей
Темы консультаций и практикумов для воспитателей и специалистов.
Дидактические игры и пособия