Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Пассажирским Движением img-1

Руководство Пассажирским Движением

Категория: Руководства

Описание

Диспетчерское управление движением транспортных средств

Диспетчерское управление движением транспортных средств

Диспетчерское управление движением транспортных средств - раздел Транспорт, Пассажирские перевозки Диспетчерское Управление Движением Транспортных Средств. Диспетчерское Руково.

Диспетчерское управление движением транспортных средств. Диспетчерское руководство (управление из одного центра) на автомобильном транспорте включает весь комплекс работ по подготовке, организации выпуска и возвращения подвижного состава в АТП и управление их движением на линии.

Принципиальной особенностью диспетчерского управления является его осуществление в реальном масштабе времени. Диспетчерское руководство подразделяется на внутрипарковое и линейное. Внутрипарковое руководство предусматривает: контроль за подготовкой к выпуску; подготовку документации на выпуск; организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию; контроль и учет времени возвращения.

Осуществляется диспетчерской группой отдела эксплуатации АТП. Линейное руководство включает в себя: оперативный контроль за соблюдением каждым транспортным средством маршрутного расписания; регулирование движения; восстановление нарушенного движения; рациональное использование резервного подвижного состава; координацию движения различных видов транспорта; осуществление мер по оперативному регулированию движения; принятие мер по оказанию технической помощи; подготовку суточной отчетности.

Для централизованного управления работой подвижного состава на линии при территориальных транспортных объединениях, либо при крупных транспортных предприятиях, создаются центральные диспетчерские службы(ЦДС). Руководство движением из одного центра, снабженного комплексной системой информации, обеспечивает принятие более рациональных оперативных решений, целесообразных и технически обоснованных, так как они исходят из общих задач наилучшего обслуживания пассажиров на территории населенного пункта.

Типовая структура пассажирских ЦДС представлена на рис. 12. В пассажирскую ЦДС города входят несколько отделений (автобусное, таксомоторное, троллейбусное, трамвайное). Важнейшая функция автобусного отделения ЦДС – это обеспечение регулярности движения автобусов на маршруте, которое оценивается коэффициентом регулярности Rф – Rн ήR =. R где: Rф количество фактически выполненных рейсов; Rн – количество рейсов с нарушением расписания; R – плановое количество рейсов.

Организация работы автобусного отделения диспетчерской службы предусматривает различные методы управления по обеспечению регулярной работы автобусов в целом по обслуживаемому району, которыми пользуются в зависимости от оперативной обстановки и особенностей работы автобусов на каждом маршруте.

Другие статьи

Диспетчерское руководство движением маршрутных такси - Студопедия

Диспетчерское руководство движением маршрутных такси

Эффективное управление движением легковых автомобилей-такси в городах возможно при его централизации в виде таксомоторного отделения в ЦДС с полным соблюдением требований диспетчерской системы. Система диспетчерского управления едина для всех городов и не зависит от объема таксомоторных перевозок. В разных городах с различным числом таксомоторных предприятий и автомобилей-такси в них изменяется лишь организационная структура диспетчерской службы, которая устанавливается с учетом местных условий.

Диспетчерское управление работой таксомоторов должно обеспечивать:

Ø Своевременный выпуск на линию подвижного состава согласно разработанным и утвержденным графикам выпуска

Ø Централизованный прием и своевременное исполнение предварительных заказов на автомобиле-такси

Ø Централизованное регулирование рассредоточением свободных автомобилей-такси по районам города и стоянкам в зависимости от фактического спроса на таксомоторные перевозки

Ø Корректировку плана выпуска автомобилей на линию на основе анализа диспетчерских отчетов

Ø Контроль за качеством обслуживания населения и работой таксомоторных стоянок.

Технологический процесс централизованного управления движением автомобилей-такси состоит из трех подсистем:

1. Информации, поступающей от линейных диспетчеров таксомоторных стоянок, разъездных диспетчеров, водителей радиофицированных такси, пассажиров; обеспечивающей полное удовлетворение спроса н таксомоторные перевозки

2. Контроля за работой такси на линии

3. Регулирования на основании данных контроля и поступающей информации.

Основным принципом диспетчерского управления является обеспечение максимально полного соответствия распределения свободных автомобилей-такси по времени и территории города фактическому спросу на таксомоторные перевозки.

В задачу диспетчера АТП входит:

Ø Контроль за подготовкой такси к очередному выпуску

Ø Подготовка документации по выпуску такси на линию

Ø Организация своевременного выпуска такси на линию в соответствии графика и контроль над фактическим временем выезда

Ø Обеспечение направленного выпуска такси на основании стоянки города

Ø Направление такси по заказам согласно заданиям ЦДС

Ø Регистрация причин и времени преждевременного возврата такси с линии и принятие мер по внеочередному устранению технических неисправностей

Ø Систематический контроль над своевременным прибытием такси в парк

Ø Оформление суточного диспетчерского отчета о работе такси

Введение диспетчерской системы (ЦДС) позволяет:

Ø Обеспечить подачу такси по срочным и предварительным заказам в минимальный срок, с ближайших к месту вызова пунктов

Ø Сокращать неоплаченные пробеги и повышать коэффициент платного пробега

Ø Сокращать время простоя такси на стоянках в ожидании пассажиров

Ø Повышать качество обслуживания пассажиров таксомоторами

Ø Снижать продолжительность простоя такси по техническим причинам путем своевременного регулирования техпомощи.

Руководство таксомоторными перевозками существенно облегчаются при использовании:

Ø Прямой телефонной связи со стоянками такси

Ø Радиотелефонной связи с такси

Ø Радиотелефонной связи с разъездными линейными диспетчерами АТП

Ø Радиотелефонной связи с автомобилями технической помощи

Ø Индуктивные средства связи на стоянках такси

Ø Телевизионной связью со стояками

Ø Автоматизированной системой диспетчерского управления таксомоторами перевозками (АСДУ-Т)

Основы функционирования АСДУ-Т:

Ø Контроль и выполнение АТП плана выпуска такси на линию

Ø Автоматизированный прием срочных и предварительных заказов на такси

Ø Автоматизированный прием информации о количестве и номерах свободных такси находящихся на оборудованных таксомоторных стоянках

Ø Оперативное управление свободными таксомоторами на стоянках при выполнении срочных заказов

Ø Автоматизированное распределение таксомоторов на стоянки повышенного спроса (направленный выпуск)

Ø Равномерная загрузка диспетчеров ЦДС

Ø Составление отчетных данных об использовании заказов, показателях работы водителей, диспетчеров ЦДС и таксомоторных АТП

Ø Сбор, накопление и обработка статистической информации, необходимой для оперативного диспетчерского управления таксомоторными перевозками.

Диспетчерское руководство движением маршрутных таксомоторов в городах, работающих по расписаниям, осуществляются методами и технологиями, принятыми на автобусном транспорте.

Движение маршрутных такси без расписания (с оперативными интервалами по мере накоплениями пассажиров) организуется на маршрутах с неустойчивыми пассажиропотоками при условии, если конечный пункт является основным по пассажиро накоплению. В этом случае движение корректируется диспетчером передвижного диспетчерского пункта, наличием пассажиров на конечных остановках маршрутов и допустимым интервалом движения (не более 10 минут).

При работе автомобилей на постоянных маршрутах в большинстве случаев определяются две конечные остановки. Посадка и высадка в пути следования происходят по требованию пассажиров или на специально установленных остановочных пунктах маршрута. При устойчиво сложившихся пассажиропотоках работа маршрутных такси осуществляется по расписанию.

Управление движением при наличии ЦДС и в условиях, когда все маршруты разрознены, осуществляется через телефонизированные колонки, которые установлены на конечных пунктах маршрутов.

При отсутствии ЦДС в городе управление может осуществляться через диспетчерские пункты автобусов и легковых автомобилей-такси, а контроль – при помощи штамп часов.

Контролировать регулярность движения маршрутных такси может диспетчер при помощи электронной аппаратуры. На конечных пунктах маршрута устанавливают индуктивные контуры, а транспортные средства оборудуют радиоаппаратурой. При движении маршрутных такси радиоволны поступают в индуктивный контур, который передает радиосигналы в аппаратуру ЦДС. Специальное электронное устройство расшифровывает поступившие сигналы, и у диспетчера на электронной схеме по маршруту перемещается светящаяся точка с номером такси. При необходимости диспетчер по рации дает прибывшему на один из контрольных пунктов водителю указание об изменении скорости движения или маршрута следования, направляя его через пункты наибольшего спроса на перевозки.

При работе такси по заявкам в сельской местности могут быть применены следующие формы организации движения:

Ø Фиксированные маршруты с отклонением от направления движения по требованию пассажиров

Ø Оперативные маршруты, которые формируются на основе поданных заявок.

Диспетчерская служба междугородных автобусных сообщений организуют контроль над их работой через диспетчеров диспетчерско-контрольных пунктов. Они проверяют соблюдение водителями утвержденного расписания движения автобусов, заполнение автобусов пассажирами, наличие билетов на проезд и провоз багажа у пассажиров.

В ряде городов организованы ЦДС для оперативного управления движением всех видов городских перевозок пассажиров. Это позволяет оперативно в короткий период времени восстановить объемы перевозок или снимать пиковые нагрузки отдельных видов транспорта за счет увеличения объемов перевозок другими видами транспорта по тем же маршрутам. Причем автобусы, конечно, для этой цели являются предпочтительными самые маневренные.

Тема 4.1: Тарифы и билетная система на автобусном транспорте

Руководство пассажирским движением

29.7. Руководство пассажирским движением

Руководство пассажирским движением осуществляют Главное пассажирское управление МПС, пассажирские службы в управле­ниях дорог и отделы в отделениях дорог. На Главное пассажирское управление МПС и соответственно на пассажирские службы дорог возложены: изучение пассажиропотоков и составление планов пас­сажирских перевозок; разработка графика (расписания) движения пассажирских поездов, оперативное наблюдение и контроль за его выполнением; расчет потребного штата бригад; разработка и осу­ществление мероприятий по внедрению передовых методов труда и новой техники для улучшения перевозки пассажиров и багажа, планов, проектов и смет капиталовложений для обслуживания пас­сажирского движения; организация массовых пассажирских пере­возок (туристов, рабочих на сезонные работы, экскурсий, учащих­ся, курортников, делегатов съездов и др.); составление и внедрение технологических процессов работы пассажирских станций и вокза­лов, обеспечение надлежащего состояния вокзалов и других стан-406

ционных пассажирских помещений (ремонт, поддержание в порядке и чистоте), организация работы станционных и городских билетных касс, камер хранения ручного багажа, бюро обслуживания пасса­жиров; разработка правил перевозок и пассажирских тарифов, ор­ганизация труда работников пассажирского движения, разработка мер по внедрению хозяйственного расчета на пассажирских стан­циях, вокзалах и др.; планирование и распределение пассажирско­го вагонного парка по дорогам; осуществление совместно с други­ми службами мероприятий по обеспечению безопасности пассажир­ского движения.

Оперативно руководит пассажирским движением в границах до­роги пассажирская служба. Она также проводит подготовительную работу к составлению новых графиков движения поездов на основе анализа действующего графика и его выполнения, в том числе изу­чает пригородные пассажиропотоки и планирует пригородные пе­ревозки.

Разрабатывает графики служба движения. Пассажирская служба наблюдает за подготовкой пассажирских вагонов, снабже­нием их постельными принадлежностями и культинвентарем, орга­низует работу вокзалов. Пассажирским службам дорог подчинены пассажирские и городские станции. Личный состав остальных стан­ций, непосредственно занятый обслуживанием пассажиров (билет­ные и багажные кассиры, начальники вокзалов, дежурные по вок­залам и др.), также подчиняется пассажирским службам через на­чальников станций.

Задачи отделов отделений дорог, ведающих пассажирскими перевозками, заключаются в оперативном контроле за подготовкой составов и отправлением поездов строго по расписанию, наблюде­нии за работой хозяйственных единиц (городской станции, вокза­лов), подборе, обучении кадров и руководстве их работой.

Диспетчерское наблюдение за выполнением графика в пассажир­ском движении осуществляют оперативные работники пассажир­ских служб и отделов в отделениях дорог. Ответственность за вы­полнение графика движения пассажирских поездов несут началь­ник отделения дороги и его диспетчерский аппарат. Распоряжения оперативных работников пассажирской службы в части, касающей­ся пассажирского движения, обязательны для диспетчерского аппа­рата отделения.

В конце суток по графикам исполненного движения в отделении дороги определяют процент отправления и проследования пассажир­ских поездов по расписанию, количество поездо-километров, число минут опоздания (если они были), общее и приходящееся на 100 поездо-км. Такой учет ведут отдельно для дальних, местных и при­городных поездов. Затем анализируют причины нарушения графика, намечают мероприятия для обеспечения его выполнения, а также выявляют передовые приемы работы с целью их распространения. Так же учитывают и анализируют выполнение графика движения пассажирских поездов на дороге и в целом по сети.

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Часть V Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Учебное посо

«ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Часть V Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Учебное пособие Ростов-на-Дону 2007 2 УДК 656.2. » НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте Учебное пособие Ростов-на-Дону 2007 2 УДК 656.2 (0.75.8) Зубков, В.Н.

Организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. В 5 ч. Ч. 5. Технология и управление работой железнодорожных участков и направлений: учеб. пособие / В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д: 2006. 120 с. ил. Библиограф. 17 назв.

Изложены основные принципы организации пасажирских перевозок и пути их совершенствования. Освещены вопросы организации работы пассажирской и технической станций, взаимодействия процессов работы технологических элементов пассажирской станции и графика движения поездов, организации движения дальних, местных и пригородных поездов и определения их показателей.

Предназначено для студентов факультета «Управление процессами перевозок» всех специализаций.

Рецензенты: Ш.И. Токаев (СКжд); д-р техн. наук, проф. В.И. Апатцев (РГОТУПС);

Учебное издание Зубков Виктор Николаевич Мусиенко Нина Николаевна

ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Учебное пособие Редактор А.И. Гончаров Техническое редактирование и корректура А.И. Гончаров Подписано в печать 15.06.07. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Ризография. Усл. печ. л. 6,96.

Уч.-изд. л. 9,45. Тираж 100 экз. Изд. № 4. Заказ № Ростовский государственный университет путей сообщения.

Адрес университета: 344038, г. Ростов н/Д, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2.

Ростовский государственный университет путей сообщения,

Система организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в условиях рынка решает комплекс социальных, функциональных, экономических и технологических задач, направленных на повышение эффективности и качества обслуживания пассажиров.

В социальном отношении основными направлениями реализации задач являются:

- решение проблемы приобретения пассажирских билетов;

- повышение культуры, качества перевозок и обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах;

- улучшение качества технического обеспечения и надёжности технических средств, повышение скорости и стабильности пассажирского движения.

В функциональном отношении необходимо:

- повышение конкурентноспособности пассажирских перевозок и регулирования их спроса;

- укрепление материально-технической базы, внедрение автоматизированных систем, автоматов, достижений науки и передового опыта;

- увеличение технического потенциала, введение прогрессивных технических средств транспорта.

Железнодорожный транспорт основной, наиболее прогрессивный вид пассажирского транспорта в пригородных, местных и дальних перевозках.

При интенсивном развитии других видов транспорта, железнодорожный занимает ведущую роль в обеспечении пассажирских перевозок.

Доля, приходящаяся на различные виды сообщений:

- в дальнем пассажирообороте 48,2 %;

- в пригородном пассажирообороте 51,8 %.

Удельный вес пассажирских перевозок в общем объёме приведённой работы железнодорожного транспорта 1 %. Доля расходов связанных с перевозками пассажиров 39,7 %, а доходов 12,6 %. Доля основных фондов, участвующих в пассажирских перевозках составляет 9,1 % общей стоимости фондов железной дороги.

Одной из основных причин снижения экономической эффективности пассажирских перевозок является: уменьшение пассажиропотока, повышение цен на проездные документы, увеличение оптовых цен на подвижной состав, материальные, топливно-энергетические ресурсы, а также усиление материально-технической базы пассажирских перевозок. Несмотря на это пассажирские тарифы долгое время оставались без изменения.

В связи с ростом инфляции пассажирские тарифы стали поэтапно повышаться, чтобы соответствовать фактическим затратам на перевозки, которые по своим целям и задачам всё в большей степени становятся самостоятельной отраслью, связанной с грузовыми перевозками только движением по одним и тем же путям. Для этого потребовались структурные и организационные перемены, которые ликвидировали межведомственные барьеры, сосредоточили в одних руках: начальные и конечные операции, обслуживание пассажиров в поездах, подготовку составов в рейс, обеспечили перемещение поездов в соответствии с расписанием. Это привело к усилению прав и ответственности централизованного руководства, которое должно считаться с самостоятельностью и творческой активностью на всех уровнях хозяйствования.

Конкуренция между видами транспорта требует новых, нестандартных подходов в организации пассажирских перевозок. Основными аргументами и факторами, определяющими спрос на пассажирские перевозки остаются: время, затрачиваемое на поездку, стоимость билета, а также время отправления и прибытия на конечные пункты.

Традиционные способы повышения скоростей движения поездов за счет усиления пути и локомотивного парка из-за известной капиталоемкости не могут полностью реализоваться. Снижение затрат времени на поездки следует достигать за счет раздельного освоения прямых пассажиропотоков по зонам дальности скоростными поездами на пассажиронапряженных направлениях.

Так, на скоростном поезде с независимой от профиля пути скоростью, при вечернем отправлении с начальной станции и утреннем прибытии скоростного поезда на конечный пункт с учетом 10 часов времени на отдых и сон, затраты дневного рабочего времени в поезде и самолете практически выравниваются. Стоимость билета согласно действующих тарифов в купированном вагоне в 4 раза дешевле, чем на самолете, что немаловажно для предпочтения поездов самолетам. Экономически выгодное переключение части пассажиропотока с воздушного транспорта на поезда отвечает возростающим экономическим требованиям.

1 ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

1.1 Задачи железных дорог в области пассажирских перевозок Важность оптимизации управления пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте определяется прежде всего их размерами, которые в настоящее время и на ближайшую перспективу будут весьма велики.

Ежедневно услугами железных дорог пользуются миллионы пассажиров.

Например, в 2005 г. перевезено 1300 млн. пассажиров. Причиной этого является то, что железнодорожный транспорт обладает рядом преимуществ перед другими видами транспорта при перевозке пассажиров, а именно:

- регулярность пассажирских перевозок независимо от времени года и погодных условий;

- большие удобства, предоставляемые пассажирам в поездах (спальные места, рестораны, вагоны повышенной комфортности и др.);

- большая скорость доставки пассажиров, достигающая 2000 км/сут.

- сравнительно низкая себестоимость проезда.

Эти преимущества требуют гармоничного развития в комплексе совершенствования пассажирского сервиса. Как показывает отечественный и мировой опыт, пассажирские перевозки особенно при наличии сезонности являются нерентабельными и требуют определенной дотации государства. При больших объемах грузовых и пассажирских перевозок на наших дорогах было незаметно, так как расходы, связанные с пассажирскими перевозками, компенсировались за счет доходов от грузовых (перекрестное субсидирование). Однако при переходе на рыночные условия работы этого сделать уже невозможно, так как поддержание высоких тарифов на грузовые перевозки по железным дорогам делают последние неконкурентоспособными. Часть грузовых перевозок по этой причине выполняется другими видами транспорта.

Исходя из этих положений основной задачей железных дорог стало снижение себестоимости пассажирских перевозок и повышение доходов за счет создания для пассажиров наиболее благоприятных условий на вокзалах и в процессе поездки. Коренное улучшение пассажирских перевозок осуществляется по следующим направлениям:

- реорганизация пассажирских перевозок путем выделения их в отдельную подотрасль и создание федеральной пассажирской компании, дирекции пассажирских вокзалов и др. что позволяет получить дотации из федеральных и местных бюджетов на развитие пассажирских перевозок, привлечь больше грузов и пассажиров, исключить перекрестное субсидирование, снизить тарифы на грузовые перевозки, сократить эксплуатационные расходы на 50 млрд руб. а полученные доходы использовать на покупку локомотивов и вагонов;

- расширение ассортимента нетрадиционных услуг, предлагаемых пассажирам на вокзалах и в поездах (минимальные затраты времени на приобретение проездных документов, доставка их на дом, дополнительные удобства в коммерческих вагонах, предоставление разного вида информация, экспресс-посылки, упаковка багажа, передвижные камеры хранения и др.);

- увеличение скоростей движения пассажирских поездов за счет повышения качества состояния путей и подвижного состава, сокращения стоянок поездов для технических надобностей, что позволяет ускорить время проезда пассажиров;

- совершенствование графика движения поездов для создания пассажирам удобств при отправлении и прибытии на конечные станции;

- совершенствование технологии работы пассажирских станций и вокзалов, развитие централизованной продажи билетов с использованием системы «Экспресс-3»;

- наилучшее использование подвижного состава (пассажирских вагонов и локомотивов), станционных и вокзальных устройств, что достигается составлением рациональных графиков оборота составов в пунктах приписки и оборота, разработкой эффективного технологического процесса работы станций и вокзалов;

- экономичность пассажирских перевозок, снижением их себестоимости и повышение производительности труда работников, связанных с перевозками пассажиров;

- постоянное совершенствование технических средств и технологии работы всех звеньев процесса пассажирских перевозок;

- правильное сочетание пассажирского и грузового движения (расположение на графике пассажирских поездов не должно нарушать равномерности прокладки грузовых поездов и др.);

- приведение технических средств и штата пассажирских подразделений в соответствие с выполняемым объемом перевозок. При этом необходимо наилучшим образом использовать перевозочные средства и штаты пассажирских подразделений при безусловном обеспечении безопасности движения поездов и техники личной безопасности пассажиров и работников транспорта.

1.2 Структура управления пассажирскими перевозками На сети железных дорог существуют следующие структурные подразделения пассажирского комплекса: государственные унитарные предприятия – дорожные дирекции по обслуживанию пассажиров дальнего следования и дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, региональные дирекции по обслуживанию пассажиров на уровне отделений дорог. Организация и технология пассажирских перевозок осуществляется в тесной связи с экономическими интересами предприятий пассажирского комплекса, усилилась их заинтересованность в работе на единый конечный финансовый результат пассажирских перевозок.

Предприятия пассажирского комплекса объединены в обособленную отраслевую производственную структуру с оперативно-производственной и финансово-экономической самостоятельностью. У предприятий пассажирского комплекса развивается экономическая мотивация повышения качества и роста объемов пассажирских перевозок.

В результате структурной реформы изменилась система финансирования линейных предприятий пассажирского комплекса. Получила развитие система пассажирского маркетинга, направленная на исследование рынка пассажирских перевозок, изучение его сегментации, стимулирование спроса на транспортные и иные услуги на основе развития системы прогнозирования объемов пассажирских перевозок с учетом изменения внутренних и внешних факторов.

Аккумулирование в едином комплексе технических средств обеспечивает техническое развитие пассажирского транспорта, реализацию инвестиционных проектов, внедрение пассажирской автоматики и новых технологий по ремонту и эксплуатации подвижного состава. Осуществляется поиск внутренних и внешних привлекаемых источников инвестиций.

Сформирована конкурентная среда в вопросах ремонта и модернизации подвижного состава и в первую очередь пассажирских вагонов. Осуществляется коммерческое использование пространства вокзалов, иного недвижимого и движимого имущества пассажирского комплекса.

Новая структура сформировала основу для конкурентной среды в пассажирских перевозках между дорожными компаниями и иными операторами пассажирских перевозок.

Конкуренция между операторами позволила не только снизить стоимость перевозок, но и повысить их качество и уровень обслуживания, увеличить доходы и эффективность перевозок. Дополнительный финансовый результат направлен на материальное стимулирование работников, расширенное воспроизводство и развитие материально-технической базы пассажирского комплекса.

Изменение структуры управления направлено на достижение единой технической и технологической политики в руководстве и развитии пассажирского комплекса, а также централизованного финансово-экономического управления пассажирскими перевозками, включая взаимодействие с региональными и федеральным бюджетами.

Преимущество новой структуры управления пассажирским хозяйством заключается в сокращении звеньев управления, переходе от территориальнопроизводственной к отраслевой структуре управления, объединении оперативно-производственных и финансово-экономических рычагов управления в едином отраслевом производственном центре – дирекции по обслуживанию пассажиров.

Управление пассажирскими перевозками осуществляется в соответствии со схемой, приведенной на рис. 1.1.

Вопросами обеспечения перевозок пассажиров в дальнем сообщении занимается Департамент пассажирских перевозок (рис. 1.2), являющийся центром продаж всем перевозчикам на недискриминационной основе услуг инфраструктуры ОАО «РЖД» в пассажирских сообщениях. На него возложена разработка Правил перевозок пассажиров, графика движения пассажирских поездов, планирование пассажирских перевозок, разработка типовых технологических процессов пассажирских и технических станций и др.

В Департаменте обобщается передовой опыт работы пассажирских станций и вокзалов, пассажирских депо и резервов проводников по обслуживанию пассажиров и пр. Он имеет в функциональном подчинении пассажирские службы железных дорог.

В задачу Департамента корпоративных финансов входит разработка проездных документов и снабжение ими через склады бланков билетных касс, проверка на дорогах и станциях правильности поступления доходов от пассажирских перевозок и т. д.

На Департамент информации и корпоративных процессов управления (через Главный вычислительный центр) возложено внедрение системы Экспресс-3 и ее обслуживание.

Руководство пригородных перевозок осуществляет Управление пригородных пассажирских перевозок – центр организации пригородных перевозок.

Имеет в функциональном подчинении пригородные службы железных дорог.

Федеральная пассажирская дирекция (рис. 1.3) – центр продаж и организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении. Имеет в своем подчинении региональные дорожные пассажирские дирекции (РПД).

Рис. 1.1. Принципиальная функционально-организационная схема управления Ведение договорной работы, Разработка технических и Прием и согласование финансовых взаиморасчетов по технологических нормативов и запросов перевозчиков.

предоставлению услуг инфраструктуры стандартов пассажирского Назначение и отмена ОАО «РЖД». Подготовка предложений подвижного состава в дальнем пассажирских поездов всех по внесению изменений в нормативные следовании и контроль за их категорий, организация акты по перевозке пассажиров и выполнением перевозчиками. оперативного изменения железнодорожным транспортом. развития пунктов технического движения пассажирских Разработка основных параметров, обслуживания пассажирских поездов по заявкам плановых заданий по объемам вагонов, пунктов смены перевозчиков. Контроль за реализации продуктов и услуг, колесных пар, координация выполнением графика показателям производственной ОАО «РЖД» в этой сфере.

деятельности в части объемов ОАО Контроль за соблюдением «РЖД» по предоставлению услуг по перевозчиками требований использованию инфраструктуры. нормативных актов в области Совершенствование тарифной политики безопасности движения пассажирских перевозок во внутреннем пассажирских поездов.

и международном сообщениях, в части услуг по использованию инфраструктуры и локомотивной тяги Рис. 1.3. Схема управления Федеральной пассажирской дирекции Дирекция железнодорожных вокзалов (рис. 1.4) – центр продаж услуг вокзальной инфраструктуры в области пассажирских перевозок в дальнем следовании. Имеет в своем составе (региональные) дорожные дирекции железнодорожных вокзалов (РДВ). На дорогах и отделениях пассажирскими перевозками занимаются службы по предоставлению услуг инфраструктуры в пассажирском сообщении.

Они разрабатывают планы пассажирских перевозок, организуют продажу билетов, оперативно регулируют движение пассажирских поездов, определяют потребности в пассажирских вагонах, реконструкции пассажирских станций и вокзалов, реализуют задания и т. д.

Дирекция по ремонту пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава – центр организации и продаж капитального ремонта пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава. Имеет в ведении заводы по ремонту пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава (Заводы ВРМ).

Проектно-конструкторское бюро по пассажирским перевозкам – центр проведения и продаж проектно-конструкторских работ в области пассажирских перевозок. В настоящее время вопросы организации пассажирских перевозок в дальнем сообщении возложены на пассажирскую службу, службу вагонного хозяйства, дирекции по обслуживанию пассажиров и отделения дороги.

Служба по предоставлению услуг инфраструктуры в пассажирском сообщении осуществляет:

- общее руководство в вопросах технологии и технической оснащенности, а также контроль предприятий в части выполнения ими обслуживания пассажиров;

- оперативно-техническое управление пассажирскими перевозками как в дальнем сообщении, так и в пригородном.

Отделение дороги осуществляет руководство хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятий пассажирского комплекса.

1.2.1 Структура пассажирских дирекций по обслуживанию пассажиров дальнего следования железной дороги Одним из мероприятий, обеспечивающим функционирование системы, является создание на базе хозяйствующих структур отделений государственных унитарных предприятий «Дирекций по обслуживанию пассажиров дальнего следования железной дороги».

Созданная структура объединяет в единую систему управление пассажирскими перевозками, их организацию, обслуживание пассажиров на вокзалах и в поездах; исключает двойственность руководства со стороны вагонной и пассажирской служб; проводит единую политику в вопросах ремонта подвижного состава, внедрения новых технологий, подготовки кадров; обеспечивает аккумулирование (с правом распоряжения) в едином управляющем органе материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а следовательно, обеспечивает их эффективное использование, повышает финансовую результативность пассажирских перевозок дальнего следования, ответственность конкретНачальник дирекции Организационно-штатный отдел ных органов управления пассажирскими перевозками как за результаты текущей оперативно-производственной деятельности, так и за объемы получаемых и привлекаемых дорогой инвестиционных ресурсов.

Задачами Дирекции являются:

- организация перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, обеспечение пассажиров проездными документами, их культурное и качественное обслуживание в поездах и на вокзалах;

- организация работы по распределению и учету мест в пассажирских - разработка графика движения пассажирских поездов под планируемые объемы перевозок;

- проведение расчетов потребности в перевозках пассажиров в дальнем сообщении на планируемый период (год с разбивкой по кварталам);

- оптимизация схем составов;

- подготовка составов в рейс – экипировка, техническое обслуживание и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов;

- обслуживание пассажирских составов в пути следования (обслуживание вагонов поездными бригадами, а также техническое обслуживание вагонов на промежуточных станциях);

- ремонт и модернизация парка пассажирских вагонов, оборудования и - обеспечение надлежащего санитарно-технического состояния пассажирских и технических станций, вокзалов, деповских и других объектов;

- другие работы общехозяйственного назначения.

В аппарат управления Дирекции включены следующие отделы обслуживания пассажиров на вокзалах, по контрольно-ревизионной работе, организации перевозок, технологии ремонта и содержания пассажирских вагонов. На балансе региональной дирекции, имеющей статус юридического лица, находится имущество вокзального хозяйства и вагонное депо со штатом поездных бригад и приписным парком пассажирских вагонов Структурная схема организации ДОП показана на рис. 1.5.

Целесообразность такой структуры дирекции и включения в ее состав вокзальных комплексов обусловлена двумя важными обстоятельствами.

Во-первых, в билетных кассах и справочных службах вокзалов зарождается информация о конкретных направлениях и временных характеристиках пассажиропотоков, спросе на определенные типы вагонов и категории поездов. Она определяет работу всех других подразделений пассажирского комплекса: вагонного депо, резерва проводников, оперативного отдела, службы маркетинга.

Если из структуры дирекции изъять вокзальный комплекс, то пассажирское предприятие не будет ориентировано на решение основной задачи – полное и качественное обслуживание пассажиров.

В этом случае может возобладать принцип «потребитель для производства», а не «производство для потребителя», усилиться ориентация не на Рис. 1.5. Cтруктура аппарата управления дирекции ДОП конечный результат, а на «раскручивание» затратного механизма. Это означает, что не будет реализована сама идея создания дирекции как предприятия, эффективно объединяющего все рычаги управления при обслуживании пассажиров (технология и оперативное управление, техническая политика, экономика, маркетинг и финансы).

Во-вторых, в составе пассажирского комплекса вокзальное хозяйство представляет собой доходообразующую часть, а вагонное – расходную. С этой позиции целесообразно их объединение в дирекции, что позволяет добиться сбалансированности финансов предприятия и оптимизировать движение финансовых потоков. При этом обеспечивается более рациональное финансовое управление работой пассажирского предприятия.

При разработке вариантов организационных структур управления пассажирскими перевозками следует учитывать ряд факторов, в том числе эксплуатационную длину, конфигурацию (разветвленность) и географическое положение дороги, наличие и размещение крупных пассажирообразующих центров, объем и структуру пассажирских перевозок, состояние и перспективы развития материально-технической базы пассажирского хозяйства (вокзальных и вагоноремонтных комплексов).

В зависимости от сочетания этих факторов на железных дорогах используются три варианта организационной структуры дирекций по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании:

3 Прямое подчинение.

Региональный вариант предусматривает управление пассажирским хозяйством через региональные пассажирские дирекции, образованные, как правило, на базе предприятий пассажирского комплекса одного или нескольких отделений железной дороги. В состав региональной дирекции по обслуживанию пассажиров входят вагонные депо, ПТО, ЛБК, вокзалы, остановочные пункты и т. п. (такой вариант нашел применение на Приволжской железной дороге).

Региональный вариант организационной структуры дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании представлен на рис. 1.6.

Комбинированный вариант структуры управления характеризуется сочетанием управления через региональные дирекции и прямого управления предприятиями вагоноремонтного и вокзального профиля. Он целесообразен при неоднородном распределении предприятий пассажирского комплекса, т. е.

при достаточно протяженной и разветвленной сети дороги и наличии одногодвух пассажирообразующих центров, как правило, крупных железнодорожных узлов с большой концентрацией объектов пассажирского хозяйства. При этом предприятиями пассажирского хозяйства на удаленных участках дороги удобнее управлять через региональные пассажирские дирекции, а расположенными в железнодорожном узле, где, как правило, находится управление дороги, напрямую через дорожную дирекцию по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании.

Рис. 1.6. Региональный вариант структурной схемы управления пассажирским Комбинированный вариант организационной структуры дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании представлен на рис. 1.7.

Организационная структура управления пассажирскими перевозками по третьему варианту предусматривает прямое подчинение предприятий без создания региональных дирекций.

Такая система управления целесообразна на небольших по протяженности и развитию дорогах при небольшом числе предприятий пассажирского профиля.

Рис. 1.7. Комбинированный вариант структурной схемы управления Организационная структура управления пассажирскими перевозками по третьему варианту представлена на рис. 1.8.

Специализированные предприятия прямого подчинения Вагоноремонтного Вокзального Рис. 1.8. Вариант прямого подчинения по специализированному принципу структурной схемы управления пассажирским хозяйством 1.2.2 Структура пассажирских дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении В зависимости от размеров пригородного движения и числа субъектов Российской Федерации, охватываемых полигоном пригородных сообщений, возможны три варианта организационной структуры управления пригородными перевозками:

1 Создание в составе дороги одного предприятия по пригородным перевозкам – дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

2 Организация в составе дороги нескольких предприятий по пригородным перевозкам – региональных дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

3 Возложение функций пригородного предприятия на дорожную дирекцию по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании.

В состав пригородных дирекций включаются пригородные вокзалы, павильоны, платформы, локомотивные депо.

Разделение функций руководства пассажирскими перевозками между управлением дирекцией должно способствовать управляемости пассажирским комплексом и отсутствию дублирования в управлении.

Для этого в структуре управления дороги сохраняется пассажирская служба или иное подразделение с функциями обеспечения безопасности и единой технологии движения, технической и правовой политики в пассажирском комплексе, взаимодействия всех дорожных служб, осуществляющих пассажирские перевозки, с дирекциями по обслуживанию пассажиров и дирекций между собой. При создании пригородных дирекций обеспечивается обязательное руководство пассажирским предприятием со стороны дорожной локомотивной службы по технологическим и техническим вопросам, связанным с подвижным составом, и по системе подготовки и работы локомотивных бригад. На дирекцию возлагаются функции производственно-хозяйственного управления пассажирскими перевозками.

1.2.3 Порядок финансирования дирекций по обслуживанию пассажиров дальнего следования железной дороги Механизм финансирования должен решить две основные задачи:

1 Создание экономической заинтересованности дирекций в эффективном управлении пассажирскими перевозками;

2 Привлечение средств из бюджетов всех уровней для компенсации убыточности пассажирских перевозок.

Механизм финансирования пассажирских предприятий призван способствовать компенсации убытков от пассажирских перевозок за счет привлечения финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, поэтапному сокращению перекрестного субсидирования, экономическому стимулированию эффективного использования ресурсов дирекциями. При этом обеспечивается централизованное управление финансовыми ресурсами по пассажирским перевозкам через лимиты авансового финансирования и сохраняется единая система учета, отчетности и планирования эксплуатационных расходов.

Финансовые результаты деятельности по пассажирским перевозкам и работы самих пассажирских дирекций должны быть «прозрачными».

Возможны несколько вариантов формирования финансовых результатов дирекций по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (схема финансирования дорожной дирекции представлена на рис. 1.9).

Вариант 1 Продукцией по перевозкам дирекции является выполненная работа по обслуживанию пассажиров на пассажирских станциях (вокзалах) и в поездах, формированию пассажирских составов, техническому обслуживанию, экипировке и ремонту пассажирских вагонов, находящихся на ее балансе. Расходы на выполнение именно этих работ учтены при построении пассажирского тарифа в части плацкарты. Поэтому на начальном этапе формирования дорожных пассажирских дирекций предлагается, чтобы их доходная часть складывалась из доходов, непосредственно определяемых деятельностью предприятий пассажирского комплекса, а расходы – из затрат на содержание только собственных предприятий и подразделений дирекции.

По первому варианту финансовые результаты деятельности включают в себя:

- доходы от перевозок пассажиров в части плацкарты (начальная операция), включая доплату за фирменность;

- доходы от перевозок багажа;

- доходы от дополнительных услуг, предоставляемых пассажирам;

- доходы от услуг в международном сообщении по пассажирским перевозкам;

- дотации на покрытие убытков дирекции;

- собственные расходы линейных предприятий и других структурных подразделений, входящих в состав дирекции.

При реализации этой модели в доходах дирекции не предусмотрены доходы за движенческую операцию (доходы за билет). Они причитаются железным дорогам, которые несут расходы по продвижению поездов.

Введение системы финансирования дорожных пассажирских дирекций дольнего следования по заработанным ими доходам от плацкарты и дополнительных услуг стимулирует эффективную работу создаваемых предприятий.

Недостаток такого механизма формирования финансовых результатов дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании заключается в неполном отражении всех доходов, расходов и убытков на ее балансе.

Вариант 2 (перспективный) В балансах дирекций отражаются все доходы и расходы от пассажирских перевозок дальнего сообщения, т. е. расходы, которые несут не только предприятия дирекции (ВЧ, ВЧД, ЛВОК), но и других хозяйств (пути, СЦБ, локомотивного и др.) по этому виду сообщения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

дальнем следовании дальнем следовании

ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ Компенсация убытков

ПАССАЖИРОВ В ДАЛЬНЕМ

Железная дорога Отчисления в Фонд Рис. 1.9. Схема финансирования дирекции по обслуживанию При этом в состав доходов пассажирской дирекции входят доходы от:

- пассажирских перевозок по тарифу в части плацкарты, включая доплату за фирменность билета;

- перевозок багажа и почты;

- дополнительных услуг пассажирам;

- услуг в международном сообщении по пассажирским перевозкам.

Расходы пассажирского предприятия формируются из:

- прямых расходов по пассажирским перевозкам – собственных расходов по перевозочной деятельности предприятий, входящих в состав дирекции;

- оплаты услуг железных дорог по продвижению пассажирских поездов формирования дирекции, других работ и услуг.

Для организации взаимоотношений между дирекциями и железными дорогами вводится автоматизированная система финансовых расчетов, техническая возможность реализации которой создает АСУ «Экспресс-3».

В настоящее время для упрощения расчетов предлагается использовать третий вариант формирования финансовых результатов дирекций по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании.

Вариант 3 В расходах инфраструктуры железных дорог по дальним пассажирским перевозкам учитывают издержки на продвижение поездов не только дирекции, но и всех остальных пассажирских поездов дальнего следования, проходящих по дороге, в состав которой входит дирекция. Это же касается и доходов в части билета. В доходах дирекции будут учтены доходы от перевозки не только от своих поездов, а от всех поездов, прошедших по дороге. В этом случае доходы и расходы дорожной пассажирской дирекции не будут отличаться от доходов и расходов дороги, в которую входит дирекция.

По этому варианту для обеспечения безубыточного функционирования дирекций по обслуживанию пассажиров дальнего следования целесообразно создать фонд финансовой поддержки пассажирских перевозок ОАО «РЖД».

Его формирование осуществляется за счет:

- компенсаций из федерального бюджета;

- отчислений из доходов от грузовых перевозок, направляемых на покрытие убытков от пассажирских перевозок. Размер этих доходов согласовывается на определенный период (полугодие или год).

Средства фонда направляются на финансирование дирекций и компенсацию убытков от пассажирских перевозок. Сумма доходов дирекции и средств фонда, величина ее расходов ежемесячно планируются целевым назначением и утверждаются ОАО «РЖД» в составе финансового плана дороги. Создание таких фондов компании ОАО «РЖД» и железной дороги, а также предлагаемый порядок финансирования позволит в явном виде показать размер перекрестного субсидирования и полностью обеспечить адресную направленность и подконтрольность средств на покрытие убытков от пассажирских перевозок. Обязательным условием введения этой системы финансирования является оптимальное распределение ресурсов внутри самой дирекции.

Реализация этих условий возможна по схеме, представленной на рис.

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ДОРОЖНАЯ ДИРЕКЦИЯ

Плацкарта (1) Рис. 1.10. Схема финансирования региональных дирекций, входящих Она призвана стимулировать устойчивое функционирование и обеспечить единство целей всех подразделений, входящих в состав пассажирской дирекции.

1.2.4 Порядок финансирования дирекций по обслуживанию Финансирование дирекций по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении предлагается осуществлять аналогичным способом. При этом на дороге целесообразно создание дорожного фонда финансовой поддержки пригородных перевозок. Предлагаемая схема финансирования пригородных дирекций представлена на рис. 1.11.

льготы и дотации

ДИРЕКЦИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПАССАЖИРОВ ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ

Рис. 1.11. Схема финансирования дирекций по обслуживанию Оптимальное распределение ресурсов по схеме финансирования пригородных дирекций представлено на рис. 1.12.

ДОРОЖНАЯ ДИРЕКЦИЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИРЕКЦИЯ

% выручки от услуг на Рис. 1.12. Схема финансирования структурных подразделений региональных дирекций по обслуживанию пассажиров Эффект от изменения структуры управления пассажирскими перевозками достигается за счет:

- более эффективного внутрипроизводственного управления (сокращения звенности управления; достижения единства технологической и финансовой политики; перехода на маркетинговые принципы управления);

- приведения железнодорожного транспорта в соответствие с фактическими объемами пассажирских перевозок (исключения избыточных мощностей; перехода на экономические взаимоотношения между дорогами и дирекциями);

- перехода на договорные формы взаимоотношений пассажирского железнодорожного транспорта с федеральным и местными бюджетами (повышения финансовой «прозрачности» работы пассажирских дирекций; компенсации федеральным бюджетом убытков от социально значимых дальних пассажирских перевозок и перевозок граждан, имеющих право льготного проезда; участия местных органов исполнительной власти в финансировании пригородных перевозок).

В рамках реформирования отрасли реализуются современные логистические технологии обслуживания пассажиров и маркетинговые принципы управления пассажирскими перевозками, создаются объективные условия для повышения конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг и обеспечивается выполнение одной из важнейших конституционных гарантий государства – свободы передвижения населения.

1.3 Виды пассажирских перевозок и классификация поездов В целях наиболее правильного учета особенностей пассажиропотока, создания необходимых удобств пассажирам, наилучшего использования технических средств в зависимости от объема работы, условий проезда, скорости и расстояния следования и других факторов имеет место деление пассажиропотока по видам сообщений, поездов и вагонов по категориям.

Различают следующие виды сообщений:

- пригородное в пределах пригородного участка, примыкающего к крупному узлу на расстояние 150 км, а в некоторых случаях и более, при зонном тарифе до 200 км;

- местное между станциями одной железной дороги;

- прямое в пределах двух и более дорог;

- международное в пределах двух и более стран.

Прямое и местное сообщения называют дальним.

Поезда, предназначенные для перевозки пассажиров в зависимости от расстояния следования делятся на дальние ( 700 км), местные (150. км) и пригородные (до 150 км); от скорости следования пассажирские с маршрутной скоростью следования до 50 км/ч, скорые – от 50 до 91 км/ч, ускоренные – свыше 65 км/ч, скоростные – от 141 до 200 км/ч, высокоскоростные – свыше 200 км/ч. У скорых наиболее высокая марш-рутная скорость благодаря меньшему числу остановок и их длительности. Эти поезда формируют из наиболее комфортабельных вагонов, курсирующих меж-ду важнейшими центрами, а также между этими центрами и курортными рай-онами.

Часть скоростных поездов отличаются особой комфортабельностью. Они называются фирменными и носят индивидуальные названия: «Тихий Дон», «Аврора», «Россия» и др. Масса и населенность таких поездов несколько меньше, чем у пассажирских.

Куда инвестировать свои деньги, время, энергию.

Секрет выгодного вложения.

У пассажирских поездов меньшая маршрутная скорость из-за большего числа остановок и несколько меньшей технической скорости. Местные пассажирские поезда имеют вагоны с креслами для сидения. Часть из них обслуживаются составами дизель и электросекций и являются ускоренными.

Незначительные, но устойчивые потоки пассажиров обслуживаются отдельными вагонами или группами вагонов прямого беспересадочного сообщения. От станции отправления до станции назначения они следуют с разными поездами, расписания которых согласуются на узловых пунктах перецепки вагонов.

На направлениях, где значительны перевозки багажа и почты, назначаются почтово-багажные поезда. В них включаются и пассажирские вагоны.

На малодеятельных линиях курсируют грузо-пассажирские поезда, сформированные из вагонов грузового и пассажирского парков.

Массовые людские перевозки (например, перевозки строительных отрядов, призывников в армию и др.) выполняются специальными поездами.

Рост деловых и культурных связей с зарубежными странами обусловил развитие беспересадочных международных сообщений. Поезда и отдельные вагоны, обслуживающие их, называются поездами и вагонами международного сообщения.

Для перевозки туристов назначаются туристические поезда.

Очередные поезда в порядке приоритетности представлены пассажирскими скоростными, пассажирскими скорыми, остальными пассажирскими, почтово-багажными, воинскими, грузопассажирскими, людскими поездами. Людскими считаются грузовые поезда, в состав которых входят не менее десяти вагонов, занятых людьми.

В зависимости от категории поездов существует следующая нумерация поездов:

- скорые от 1 до 298. При этом скорые поезда:

- круглогодичного обращения в дальнем и местном сообщении - сезонного обращения в дальнем и местном сообщении 201 – 298;

- скоростные круглогодичного и сезонного обращения в дальнем и местном сообщении 151 – 168;

- ускоренные круглогодичного и сезонного обращения в дальнем и местном сообщении 171 – 198;

- пассажирские в дальнем сообщении:

- ускоренные в дальнем и местном сообщении, обслуживаемые составами дизель и электросекций:

- без предоставления дополнительных услуг 851 – 898;

Каждый пассажирский поезд формируется из конкретного числа вагонов определенного типа, называемого его составом. Составы поездов разных категорий (скорых, пассажирских) различны. Конкретное расположение определенного числа вагонов в составе называют композицией (схемой). Схемы составов каждой категории унифицированы, чтобы обеспечить их взаимозаменяемость. Это позволяет увеличить среднесуточные пробеги составов.

Вагоны в составах располагают группами по типам, начиная с головы поезда. Схемы фирменных поездов отличаются от унифицированной. Состав пассажирского поезда отличается от скорого меньшим числом купейных и жестких плацкартных вагонов и большим числом купейных с общими местами и вагонов с местами для сидения. В таком поезде многие пассажиры едут не на всем протяжении его следования, а входят и выходят на станциях, расположенных в пути его следования, поэтому число вагонов со спальными местами может быть сокращено.

1.4 Основные руководящие документы, регламентирующие управление пассажирскими перевозками К руководящим документам, регламентирующим управление пассажирскими перевозками относятся:

1 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (Устав).

Устанавливает права, обязанности и ответственность железных дорог и пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом, а также регламентирует основные условия перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почты.

2 Правила перевозок и проезда пассажиров. Содержат условия перевозок пассажиров, тарифную систему (прейскурант 10-02), комплекс стандартов и нормативов по обслуживанию пассажиров. В них также содержатся особые условия пассажирских перевозок, связанных с бесплатным проездом по железным дорогам различных категорий пассажиров, условия перевозок туристов, переселенцев и т. д.

3 Сборники правил перевозок и тарифов, издаваемые периодически. Они включают дополнения, изменения к Правилам перевозок и проезда пассажиров, Уставу и др.

4 Соглашение о международном пассажирском сообщении. Устанавливает прямое международное сообщение для перевозок пассажиров, багажа и товаробагажа на дорогах государств участников содружества, Латвийской, Литовской и Эстонской республик.

5 Правила перевозок воинских пассажиров, багажа и грузобагажа определяют порядок перевозки воинских пассажиров, багажа и грузобагажа, оформление проездных документов на эти перевозки, условия их выполнения и др.

1.5 Технические средства К техническим средствам относятся прежде всего пассажирские вагоны и локомотивы, путевое развитие, служебные здания и сооружения, устройства автоматики и телемеханики, предназначенные для обслуживания пассажиров.

Они должны удовлетворять следующим требованиям:

- быть достаточно мощными и соответствоватъ заданному объему пассажирских перевозок;

- иметь высокую надежность;

- обеспечивать высокие скорости движения и безопасность следования, комфортность поездки пассажиров в поездах и обслуживание их на вокзалах, эффективность и экономичность пассажирских перевозок и др.

На сети железных дорог более 85 % протяженности главных путей имеют тяжелые рельсы (R-75 кг/1 м погонной длины). Для пропуска скоростных поездов укладываются стрелочные переводы пологих марок 1/11, 1/15, 1/22. Получают распространение стрелочные переводы с подвижным сердечником крестовины. Стрелки типа Р-50 марки 1/18 обеспечивают пропуск поездов на боковые пути со скоростями 80-90 км/ч, типа Р-65 марки 1/22 до 120 км/ч.

Современные пассажирские локомотивы имеют большую мощность и конструктивную скорость от 120 до 180 км/ч. На электрифицированных линиях переменного тока работают локомотивы ЧС-4, ЧС-8 мощностью 5100 и кВт и скоростью 260 и 180 км/ч, отечественные локомотивы ВЛ-60 и ВЛ-65.

На участках постоянного тока используют электровозы ЧС-2, 3, 6, 7, ЧС-200.

Последний позволяет водить поезда со скоростью выше I60 км/ч, его мощность 8000 кВт. В последние годы Новочеркасским заводом создан новый пассажирский электровоз отечественного производства – ЭП-1.

На неэлектрофицированных линиях вождение пассажирских поездов обеспечивается тепловозами ТЭП60 мощностью 3000 л.с. ТЭП70 – 4600 л.с. конструкционная скорость 160 км/ч и ТЭП75. Тепловозы как и электровозы обеспечивают возможность следования дальних и местных поездов с ходовыми скоростями 120. 160 км/ч.

Выбор типа тяги для пригородных сообщений в значительной степени определяется характером тягового обеспечения грузового и пассажирского движений. На электрифицированных линиях пригородные перевозки обслуживают электропоезда. Они обычно состоят из 8, 10 или 12 вагонных составов, которые сформированы из мотор-вагонных секций. Секции состоят из моторного вагона (М), имеющего тяговые двигатели, и прицепного (П), на котором устанавливается дополнительное электрооборудование, необходимое для работы в составе секции. Вагоны секций, имеющие пульт управления, называются головными.

На линиях постоянного тока используют электропоезда ЭР1, ЭР2, ЭР22, ЭР22. Число мест для сидения в ЭР1 и ЭР2 1056, ЭР22 и ЭР22 м рассчитано на 988 и 968 человек. Число вагонов соответственно (5M + 5П), (4М + 4П), из них два вагона головных.

На участках переменного тока эксплуатируются электропоезда ЭР9 (5М + 2Г + ЗП) с числом мест для сидений 1050 и ЭР11 (П+М+П+M)2 с числом мест 988. Конструкционная скорость электропоездов V к =130 км/ч.

На неэлектрифицированных железных дорогах пригородное движение обслуживают дизель-поезда, автомотрисы, тепловозы (одна секция), рельсовые автобусы. Дизель-поезда (ДП) венгерского производства, состоящие из 2. вагонов, суммарной мощностью тяговых двигателей от 620 до 1640 л.с. и максимальной скоростью до 160 км/ч. Отечественные дизель-поезда ДР1А и ДР2 суммарной мощностью от 1600 до 2000 л.с. с числом вагонов в поезде 6, а вместимостью в моторном вагоне 68 человек и прицепном 128 человек.

Автомотрисы состоят, как правило, из моторного и прицепного вагонов с числом мест в моторном 20, а в прицепном 100. Мощность автомотрисы до 400 л.с.

Большинство обращающихся на железных дорогах страны вагонов цельнометаллические (ЦМВ). Они имеют электроотопление и кондиционирование воздуха. В перспективе предусматривается снижение тары вагонов за счет применения легких и высокопрочных материалов, алюминивых сплавов и полимеров. Предусматривается увеличение поставок вагонов с трансформируемыми купе.

В связи с ростом скорости движения важное значение приобретает совершенствование их тормозной системы, автосцепки, рессорного подвешивания. Поезда обычно оборудованы электропневматическими тормозами, применяются также дисковые и магнитные тормоза.

Вагоны подразделяются на пассажирские, почтовые, багажные, вагонырестораны и специальные. Пассажирские вагоны бывают жесткие, купейные и некупейные (65 %), мягкие купейные, мягко-жесткие (микст) и межобластного сообщения, оборудованные только местами для сидения.

Общее количество вагонов в составе устанавливается в зависимости от населенности, требуемой маршрутной скорости, категории поезда. Масса поезда составляет от 600 до 1100 т. В скорые поезда включается от 10… вагонов (багажный, ресторан, 1..2 мягких, остальные жесткие купейные и некупейные вагоны). В состав пассажирских включают от 14. 17 вагонов, из которых один мягкий, 2. 3 купейных, а остальные некупейные и общие, багажный и почтовый, ресторан. В состав могут быть включены вагоны, предназначенные для отдельных категорий пассажиров (с детьми, военнослужащих, коммерсантов и др.). В отдельных вагонах выделяются места отдыха для проводников, работников ресторана. В таблице 1.1 приведен пример композиции пассажирского поезда.

Узнайте, что такое Саентология.

Ваша жизнь поменяется.


«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра информационных систем ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов специальности 230201 Информационные системы и технологии всех форм обучения Самостоятельное учебное. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра технологии деревообрабатывающих производств ПРОИЗВОДСТВО ДРЕВЕСНЫХ ПЛИТ Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов специальности 250403 Технология деревообработки всех форм обучения. »

«Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Методические указания к выполнению лабораторных работ №3 — № 4 по дисциплине “Администрирование информационных систем” для студентов специальности 7.080401 – Информационные управляющие системы и технологии всех форм обучения Севастополь Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com) УДК 004. Методические указания к. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Е. А. РОСТОВЦЕВ ИСТОРИЯ КНИЖНОГО ДЕЛА Часть 3 Учебное пособие Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЕЛ РОСТОВЦЕВ ИСТОРИЯ КНИЖНОГО ДЕЛА Часть Учебное пособие Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета УДК 93/99(075.8) ББК. »

«Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению расчетной части раздела Охрана труда в дипломных проектах РАСЧЕТ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ для студентов технических специальностей всех форм обучения Севастополь Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com) УДК 628.5:628. Методические указания по выполнению расчетной части раздела Охрана труда в. »

«КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н.ТУПОЛЕВА – КАИ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ КАФЕДРА РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ (РИИТ) Кирсанов А.Ю. Обеспечение дистанционного доступа и управление виртуальными приборами LabVIEW Методические указания к лабораторной работе по дисциплине Сетевые информационные технологии Казань 2013 Цель работы: 1. Ознакомление с программным пакетом LabVIEW. 2. Выработка практических навыков. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине Системотехнические методы и средства отображения информации для студентов специальности 7.090803 ЭлС (Электронные системы) Рассмотрено на заседании кафедры электронной техники. Протокол №3 от17.10.2007г Утверждено на заседании учебно-издательского совета ДОННТУ протокол№263 Пр. №2 от12. 12. 2007г Донецк, Методические указания к выполнению. »

«Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Э.Г. Миронов МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ Учебное пособие Учебное электронное текстовое издание Подготовлено кафедрой автоматики и информационных технологий Научный редактор: доц. канд. техн. наук В.И. Паутов В учебном пособии приводятся основные положения по теории и практике метрологического обеспечения технических измерений. Рассматриваются методы. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра информационных систем ИНФОРМАТИКА Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов специальности 110302 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства всех форм обучения Самостоятельное учебное. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРНЫЙ УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе профессор В.Л. ТРУШКО ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ВЕЩЕСТВ, МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, соответствующей направленности (профилю) направления подготовки научно-педагогических кадров в. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра древесиноведения и специальной обработки древесины Е. И. Стенина С. С. Тютиков НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕРЕВООБРАБОТКЕ Методические указания по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения специальности 250403 Технология деревообработки направления 250300 Технология и оборудование лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств Екатеринбург 2009 Печатается по решению. »

«Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ) УТВЕРЖДАЮ первый проректор _ В.Г. Прокошев _ 2011 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280102-БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОДСТВ Программа рассмотрена на заседании каф. ТСБ протокол № от Зав. каф. ТСБ. »

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ТОКСИКОЛОГИЯ для направления 111900-бакалавр ВСЭ Краснодар, 2013 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Цели и задачи дисциплины..5 1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 2. Содержание дисциплины (лекционный курс). 3. Практические (семинарские) занятия. 4. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева Супруненко Александр Николаевич ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Рекомендовано учебно-методической комиссией специальности 130404 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых в качестве электронного издания для практических работ Кемерово 2012 1 Рецензенты. »

«Министерство образования и науки Российской Федерации Сыктывкарский лесной институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова Кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения УЧЕТ И АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИИ Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов по специальности 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит всех форм. »

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Методические указания для подготовки дипломированных специалистов по направлению 651600 Технологические машины и оборудование специальности 150405 Машины и оборудование лесного комплекса СЫКТЫВКАР 2007 1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО. »

«Электронный архив УГЛТУ С.В. Будалин С.В. Ляхов ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКА ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОПОЕЗДОВ Екатеринбург 2013 Электронный архив УГЛТУ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра автомобильного транспорта С.В. Будалин С.В. Ляхов ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКА ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОПОЕЗДОВ Методические указания к практическим занятиям для магистрантов направлений подготовки 190600. Эксплуатация транспортно-технологических машин и. »

«Общая сОциОлОгия Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.М. Вышегородцева Рекомендовано ФГУ Федеральный институт развития образования в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования КНОРУс • МОсКВа • 2013 УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 О-28 Рецензенты: А. Л. Маршак, заведующий кафедрой социологии и гуманитарных дисциплин Российской академии предпринимательства, д-р филос. наук. »

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Э.Баумана Кафедра Высшая математика Блюмин А.Г. Федотов А.А. Храпов П.В. ЧИСЛЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫЧИСЛЕНИЯ ИНТЕГРАЛОВ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ДЛЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу Численные методы Mосква 2008 Блюмин А.Г. Федотов А.А. Храпов П.В. Численные методы вычисления интегралов и решения задач для обыкновенных дифференциальных уравнений: Методические указания к выполнению. »

«Министерство образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный горный университет Хибинский технический колледж А.И. Назаров ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ЭЛЕКТРОСНАЖЕНИЕ КАРЬЕРОВ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсовой работы по дисциплине Электрооборудование и электроснабжение карьеров для студентов специальности 140613 Кировск 2011 2 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ЦК ГЭМ Зам. директора ХТК “”2010 г. по УМР Председатель ЦК ГЭМ _В. А. Ганичева Е.В. Саяпина “”2010 г. »