Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Всей Системой Рсчс Возложено На img-1

Руководство Всей Системой Рсчс Возложено На

Категория: Руководства

Описание

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. РСЧС

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Во исполнение его и с учетом предложений МЧС России Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик, краев, областей, городов, организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  1. признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  2. соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС, отдание приоритета профилактической работе;
  3. комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  4. построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей состава участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней (рис. 2.1):

  1. федеральный (вся территория РФ);
  2. региональный (несколько субъектов РФ);
  3. территориальный (территория субъекта РФ);
  4. местный (регион, город);
  5. объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующие органы РСЧС:

1. на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

Рис. 2.1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

2. на региональном — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

3. на территориальном — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

4. на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

5. на объектовом, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

  1. на федеральном уровне — МЧС России;
  2. на региональном — 9 региональных центров (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите, Хабаровске);
  3. на территориальном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);
  4. на местном — органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  5. на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органы повседневного управления РСЧС:

  1. пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях МЧС России);
  2. оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) всех уровней;
  3. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
  4. дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Территориальные подсистемы РСЧС (рис. 2.2) создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС (рис. 2.3) создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства МПР России, наблюдение и контроль за стихийными (природными) явлениями — на Росгидромет, контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатом и Гостехнадзор России, экстренная медицинская помощь — на Минздравсоцразвития России, пожарная безопасность — на МЧС России.

Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства: наблюдения и контроля силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают:

Вернуться в оглавление: Безопасность жизнедеятельности

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Персональный сайт - 1 учебный вопрос

Тема 1.5
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1 учебный вопрос
Предназначение и основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) – государственная структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Деятельность Единой системы осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794).

Таким образом, целью создания Единой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и национального достояния от воздействий катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшения их воздействия.

Руководство системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Предназначение РСЧС

РСЧС предназначена для разработки и осуществления государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями, а также военными действиями.

Основные задачи РСЧС

(ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»)

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • подготовка органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям в ЧС;
  • организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
Выводы по первому учебному вопросу
  1. С целью защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени создана и постоянно функционирует Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
  2. Предназначение системы РСЧС состоит в разработке и осуществлении государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
  3. Данная государственная структура, находясь под общим управлением МЧС, объединяет органы управления, силы и средства ряда федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях - раздел Образование, ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ В Соответствии С Федеральным Законом «О Защите Населения И Территорий От Чрез.

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в редакции федеральных законов от 28 октября 2002 г. № 129-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, 4 декабря 2006 г. № 206-ФЗ, 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ функционирует единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель создания РСЧС ‒ объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Организация функционирования РСЧС определена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 7 ноября 2008 г.)

К основным задачам единой государственной системы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций и объектов социального назначения;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, а также сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от последствий ЧС;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководство системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Основными задачами МЧС России являются:

1. Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России.

2. Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

3. Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России,

5. Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Территория РФ разделена на девять регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС. Такие центры функционируют в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.

Система РСЧС действует в трех режимах:

1. режим повседневной деятельности ‒ в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке;

2. режим повышенной готовности ‒ при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозе войны;

3. чрезвычайный режим ‒ при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются:

- на силы и средства наблюдения и контроля;

- силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

- подразделения органов надзора (надзор за состоянием котлов, мостов, атомных электростанций (АЭС), газовых и электрических сетей и др.);

- службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами»

- сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

- лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

- службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, Министерства обороны, Министерства внутренних дел (МВД), невоенизированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России. Основу этих сил составляют войска гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС.

Все темы данного раздела:

Средства индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группа предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных,

Гражданская оборона
Гражданская оборона (ГО) ‒ это система мероприятий по подготовке к защите и непосредственно защите населения, материальных и культурных ценностей на те

Основные виды оружия и их поражающие факторы
Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Обычные средства поражения (ОСП) - эт

Современные обычные средства поражения
Обычные средства поражения классифицируются по способу доставки, калибру, типу боевых частей, по принципу действия на преграды. В понятие обычных средств поражения (ОСП) включается комплек

Ядерное оружие
Ядерное оружие (ЯО) - оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии, ; выделяющейся при цепных реакциях деления тяжёлых ядер некоторых изотопов ур

Химическое оружие
Химическое оружие (ХО) - один из видов оружия массового поражения, поражающее действие которого основано на использовании боевых токсичных химических веществ (БТХВ). К

Биологическое оружие
Биологическое оружие (БО) - это специальные боеприпасы и боевые приборы со средствами доставки, снаряжённые биологическими средствами и предназначенные для массового поражения

Высокоточное оружие
К высокоточному оружию (ВТО) относятся боевые ракеты различного назначения, управляемые снаряды, управляемые авиационные бомбы и др. С помощью ВТО с

Виды оружия на новых физических принципах
Лучевое оружие - это совокупность устройств (генераторов), поражающее действие которых основано на использовании остронаправленных лучей электромагнитной энергии или концентрир

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое ядерное оружие? Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете? 2. Какие существуют боеприпасы обычных средств поражения? Как они классифицируются? 3. Что такое б

Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью создаются системы оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций? 2. Как организованы централизованные системы оповещения населения в чрезвычайных сит

Инженерная защита. Виды защитных сооружений.
Защитные сооружения предназначаются для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных сред

Вопросы для самоконтроля
1. Для чего предназначены инженерные защитные сооружения? 2. Назовите основные виды защитных сооружений. 3. Каким требованиям должны соответствовать современные убежища?

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвыч

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций
Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется в рамках единой системы подготовки населения, основы которой изложены в постановлении Правительства РФ от 2 ноября

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта и при захвате в заложники
Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремятся достичь провозглашенных целей через систематическое использование насилия. Для нагнет

Лекция 8. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются: 1. противопожарная служба Российской Федерации; 2. милиция Российской Федерации;

Словари (справочники)
1. Справочник спасателя. Книга 1. Общие сведения о ЧС. Права и обязанности спасателей. 1995. 2. Справочник спасателя. Книга 2. Спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений,

Руководство всей системой рсчс возложено на

4. Защита населения и территорий в ЧС 4.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11 ноября 1994 г. функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

+ признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

+ соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ,ЧС;

+ приоритет профилактической работе;

+ комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

+ построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС. (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Например, экологическая безопасность возложена на Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России); наблюдение и контроль за стихийными явлениями — на Росгидромет; контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатомнадзор и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь — на Минздрав; противопожарная безопасность — на МВД России.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайны ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС Рос сии).

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:

+ силы и средства наблюдения и контроля;

+ силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль природной среды, опасных объектов, здоровья людям.

4.2. Организация работы комиссии по ЧС объекта

Режим деятельности КЧС. Деятельность КЧ( по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС

Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производствен. но-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий — это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных 8 экологических бедствий.

В режиме повышенной готовности КЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

При необходимости из КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений предотвращению чрезвычайной ситуации, локализации ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Состав оперативной группы (ОГ) определяют зашла временно, в нее входят руководитель ОГ — заместите председателя комиссии (главный инженер) и члены группы — начальник аварийно-технической службы, начала противопожарной службы, заместитель начальника ото ГО и ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации основная деятельность КЧС заключается в непосредственном руководя 1995 г. № 738, организационно-методическими указаниями МЧС России по данному вопросу на очередной год, соответствующими приказами или указаниями старших начальников ГО и начальника ГО объекта.

Основные задачи подготовки, в том числе и в военное время, следующие:

+ обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;

+ обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;

+ практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных (АС) и других работ (ДНР) и методов их проведения.

Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего става, специалистов, командно-начальствующего и лично состава формирований осуществляется на занятиях, КЧС, штабных тренировках, командно- штаба учениях и комплексных учениях (объектовых тренировках). Подготовка персонала объекта, не входящего в состав снов управления и формирований, организуется и проводится по месту работы.

Постановление Правительства Российской Федерации 24 июля 1995 г. № 738 предусматривает регулярное прошение учений и тренировок, позволяющих наряду с обучением проверить степень готовности органов управления, и всего персонала объекта к действиям ЧС.

Практика показывает, что:

+ командно-штабные учения или штабные тренировки на объектах проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток;

+ тактико-специальные учения (продолжительность до 8 ч) проводятся с формированием объектов один раз в три года, с формированиями повышенной готовности — один раз в год;

+ комплексные учения (продолжительность до 2 суток) проводятся один раз в три года на предприятиях с численностью работников более 300 человек, при меньшей численности в этот же срок проводятся тренировки (до 8 ч).

Учения на объектах могут совмещаться с городскими или районными учениями.

Разработка материально-технической базы КЧС включает:

+ создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления, включая локальные;

+ создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты (запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению). Для обеспечения производства работ по активации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий сооружений заблаговременно создают запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;

+ накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО (проводится инвентаризация подвальных и других помещений, которые можно приспособить для укрытия, осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему населения);

+ приобретение необходимой техники и оборудование для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горюче-смазочными материалами).

МКЧС также рассматривает и решает вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией людей.