Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкции О Порядке Допуска Должностных Лиц И Граждан Российской Федерации К Государственной Тайне img-1

Инструкции О Порядке Допуска Должностных Лиц И Граждан Российской Федерации К Государственной Тайне

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке допуска

ИНСТРУКЦИЯ о порядке ДОПУСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне », другими актами действующего законодательства, которые регулируют отношения, связанные с защитой государственной тайны, и определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) к государственной тайне. Ее положения обязательны для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в установленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ (далее именуются - организации).

2. В федеральных органах исполнительной власти в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, особенностями деятельности и характером выполняемых задач при необходимости могут разрабатываться ведомственные инструкции, которые согласовываются с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и утверждаются руководителями этих органов.

3. Допуск граждан к государственной тайне на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

4. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона ;
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом ;
  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

  • Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

    Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

    5. Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» могут являться:

    признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

  • Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

    6. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

    первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

  • Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее именуются - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

    Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, указанного в пункте 26 настоящей Инструкции. осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

    Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

    Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

    Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ.

    7. Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящей Инструкции .

    8. Граждане, принимаемые на работу в подразделения по защите государственной тайны, а также для ведения секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформляются на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме.

    9. Решение о допуске военнослужащих и гражданского персонала военного представительства к государственной тайне принимается руководителем этого военного представительства, который обязан письменно сообщить в подразделение по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства форму и номер допуска этих лиц, а также дату окончания проведения проверочных мероприятий. При отсутствии в военном представительстве подразделения по защите государственной тайны оформление допуска сотрудникам может производиться подразделением по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства.

    Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т. п.) и постоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих филиалов (подразделений, экспедиций и т. п.). Проверочные мероприятия в этом случае осуществляются органами безопасности по месту расположения (республика, край, область) этих объектов.

    10. Военнослужащие военно-строительных отрядов в случае их привлечения организациями к выполнению совершенно секретных строительно-монтажных работ допускаются к таким работам руководителями этих организаций только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности и оформления в установленном порядке допуска по второй форме.

    Указанные военнослужащие допускаются на техническую территорию режимных объектов (Режимные объекты - административные и военные объекты, предприятия, учреждения и организации, для обеспечения функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности) для проведения секретных и несекретных работ на основании справок о допуске по третьей форме, выданных командованием.

    11. Граждане, командируемые на любой срок для работы в российских организациях за рубежом (посольствах, представительствах при международных организациях, консульствах, торговых представительствах и т. п.), в период пребывания за границей допускаются при необходимости к секретным сведениям руководителями этих организаций.

    Члены экипажей судов загранплавания и другие граждане, имеющие допуск для работы на таких судах, могут допускаться к совершенно секретным и секретным сведениям капитанами судов только в тех объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

    12. Члены поездных бригад, экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств (кроме транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации), занимающихся специальными перевозками, буксировкой секретных изделий или совершающих рейсы на режимные объекты, получают допуск по третьей форме, а командный состав указанных бригад и экипажей - по второй форме. Начальники поездных бригад железнодорожных составов, командный состав экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств, не занимающихся специальными перевозками и буксировкой секретных изделий, в пределах выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей получают допуск к секретным сведениям по третьей форме.

    13. Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

    В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ.

    Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке.

    Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в 5 лет.

    При направлении для согласования в орган безопасности разработанной в установленном порядке номенклатуры должностей в сопроводительном письме указывается, когда и с каким органом безопасности была согласована предыдущая номенклатура должностей, какое число должностей предусматривалось в ней для оформления допуска по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения числа указанных должностей в новой номенклатуре.

    Номенклатура должностей работников филиала организации (обособленного подразделения, постоянно действующей экспедиции и т. п.) перед направлением на согласование в орган безопасности по месту нахождения филиала (подразделения, экспедиции) предварительно представляется в подразделение по защите государственной тайны вышестоящей организации.

    14. При несоответствии формы допуска гражданина степени секретности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена.

    Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации с соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3). В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

    О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности.

    Повышение в случае необходимости формы допуска производится в установленном настоящей Инструкцией порядке.

    15. В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в случае:

    расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с сохранением государственной тайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 5 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

  • В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором указанный гражданин работает. Заключение утверждается руководителем организации.

    Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности, а также делается соответствующая отметка в карточке (форма 3).

    Прекращение допуска гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения трудового договора (контракта) с ним, если такое условие предусмотрено в этом договоре (контракте).

    Решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора (контракта) с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

    Прекращение допуска гражданина к государственной тайне не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

    Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

    Переписка по вопросам допуска граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, ведется в порядке, установленном для секретных документов.

    Подразделение по защите государственной тайны организации ведет учет фактической степени осведомленности граждан, работающих в данной организации и допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям.

    Другие статьи

    Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

    Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

    Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

    Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

    Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

    Способы доставки
    • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
    • Курьерская доставка (7 дней)
    • Самовывоз из московского офиса
    • Почта РФ

    Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска

    Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г

    Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"

    Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"

    В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

    2. Установить, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего постановления, действителен до окончания срока действия допуска.

    3. Предоставить Федеральной службе безопасности Российской Федерации право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной настоящим постановлением.

    4. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям привести свои акты в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим постановлением.

    5. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4987);

    пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2003 г. N 475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269);

    постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 637 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 47, ст. 4658);

    постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2565).

    6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2010 г.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации

    6 февраля 2010 г.

    Инструкция
    о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне
    (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63)

    1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее - граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

    Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее - организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

    2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

    3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

    "доступ к сведениям, составляющим государственную тайну" - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

    "близкие родственники" - жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

    "постоянное проживание за границей" - проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

    "номер допуска к государственной тайне" - номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий - номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1).

    Кто не идёт вперед, тот идёт назад: Правительством РФ установлены сроки хранения для документов, оформляющих допуск к государственной тайне

    Правительством РФ установлены сроки хранения для документов, оформляющих допуск к государственной тайне

    Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 утверждена «Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». Положения документа вступают в силу с 1 мая 2010 г. Она заменит «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050

    Ведение всей документации предусмотрено только на бумажных носителях, слово «электронный» в документе не используется вообще, но явного запрета на использование компьютеров для работы нет.

    При изучении форм документов, которые создаются в процессе оформления допуска к государственной тайне, меня смутили требования, предъявляемые к порядку ведения некоторых документов. Среди форм (всего их утверждено 15 штук), обнаружились три, у которых в пояснениях к заполнению записано: «Заполнение … от руки не допускается». Это:
    • карточка (форма 1);
    • учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10)
    • списки на оформляемого гражданина и его родственников (форма 11)
    Все эти документы входят в комплект документации, который режимно-секретное подразделение организации направляет в орган безопасности для оформления допуска «к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий» (п. 33). Т.е. спецслужбы не хотят расшифровывать чьи-то каракули – что правильно.

    Однако если от руки заполнять нельзя, то как можно? Когда в документ нужно что-то время от времени дописывать, то проще всего воспользоваться пишущей машинкой (на это, по видимому, требование и рассчитано), - однако пишущие машинки постепенно уходят в небытие, да и работать с ними надо уметь. Использовать для дозаполнения документа обычный принтер слишком сложно, а специальные принтеры – удовольствие не из дешевых (их ещё и разработать надо).

    В Инструкции также установлены сроки хранения для нескольких видов документов.
    «Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63)

    47. После прекращения допуска к государственной тайне копия трудового договора (контракта) или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2), и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

    68. Справка о допуске по соответствующей форме (формы 6 - 8) … выдается командируемому на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет. Журнал учета выдачи справок о допуске (форма 13) после его закрытия в установленном порядке хранится в режимно-секретном подразделении не менее 5 лет .

    72. Предписание на выполнение задания (форма 5) … передается в режимно-секретное подразделение принимающей организации, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Сроки хранения этих документов практически не изменились по сравнению с Инструкцией 1995 года:
    «Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050)

    24. … При ведении карточного учета (форма 8) списки (форма 6) хранятся в организации в течение одного года. после чего они могут быть уничтожены в установленном порядке.

    34. В отношении граждан, которые свыше года после оформления им допуска по первой, второй или третьей форме не соприкасались со сведениями, составляющими государственную тайну, а также граждан, которые уволились из организации, ушли на пенсию или закончили обучение в учебном заведении и на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается, при этом договоры (контракты) об оформлении допуска к государственной тайне (форма 9) и карточки (форма 3) хранятся в подразделении по защите государственной тайны в течение установленного срока (форма 3 - не менее 5 лет, форма 8 - 1 год ), после чего карточки вместе с договорами (контрактами) уничтожаются по акту.

    37. … Журнал [учета выдачи справок о допуске](форма 14) и карточка [учета выдачи справок о допуске] (форма 15) хранятся в подразделении по защите государственной тайны не менее 5 лет после внесения в них последней записи, а затем уничтожаются в установленном порядке.

    42. Предписание на выполнение задания (форма 16) … хранится в специальном деле в подразделении по защите государственной тайны не менее 5 лет. Источник: Гарант
    http://www.garant.ru/hotlaw/federal/230749/