Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция Домашней Сигнализации img-1

Инструкция Домашней Сигнализации

Категория: Инструкции

Описание

Как отключить пожарную сигнализацию

Как отключить пожарную сигнализацию

Определите причину срабатывания сигнализации. Нельзя просто отмахнуться от назойливого воя, не проверив, в чем дело, так как абсолютно ложный вызов – довольно редкое явление. Возможно, в каком-то помещении наблюдается задымление или действительно произошло возгорание. При устранении причины включения сигнализация замолчит сама собой. Проветрите комнаты, проверьте все возможные точки возникновения пожара, в том числе электропроводку.

Если сигнализация все же сработала без всякого повода, отключение зависит от ее типа. Самый простой способ – вынуть из датчика в квартире элемент питания. Без батарейки сигнализация превратится просто в своеобразное украшение на потолке. Но помните, что в этом случае вы останетесь без защиты, если возникнет настоящий пожар.

Если в здании есть централизованный пульт управления, отключите сирену с него. Иногда для этого требуется набрать код, который известен только людям, которые отвечают за пожарную безопасность организации, поэтому обратитесь к ним.

Если датчики оказались забиты пылью из-за проведения, например, строительных работ, отключить их можно, аккуратно разобрав и протерев ватной палочкой со спиртом. После устранения причины неполадок сирена замолкнет.

Если вам по каким-то причинам нужно временно отключить пожарную сигнализацию только в одной комнате, например, в общежитии или в серверной, закройте датчик скотчем или обмотайте пленкой, закрыв после этого резинкой. В этом случае он не сработает ни на задымление, ни на повышение температуры.

Самый радикальный метод – перекусить провода, идущие к датчику. Сигнализация замолкнет, но станет бесполезной для дальнейшего использования, пока не будет произведен ремонт. Итак, отключить сигнализацию можно, но лучше все же разобраться с причиной ее срабатывания. Ведь от этого зависит безопасность всего здания, а возможно, и ваша жизнь.

Другие статьи

Сигнализация для дома с оповещением по телефону: сделать своими руками

Сигнализация для дома с оповещением по телефону: сделать своими руками. Лучшая беспроводная GSM сигнализация для дома

Отличительной особенностью беспроводных систем сигнализации является то, что датчики слежения связываются с центральным блоком через сеть GSM. Для работы в него устанавливается SIM-карта выбранного оператора. Оборудование GSM – это сигнализация для дома с оповещением по телефону. Центральный блок после включения находит все установленные датчики и начинает снимать показания. Если один из датчиков срабатывает на движение или другой показатель нарушения, то на центр подается сигнал тревоги и раздается сирена, а на мобильный телефон хозяина поступает сообщение.

Устройство запрограммировано так, что телефон подает сигнал до тех пор, пока не будет дан сигнал приема. Режим центрального блока задается хозяином, каждая зона программируется на определенный сигнал, и при его поступлении выясняется, в каком секторе срабатывает датчик слежения. Оборудование устанавливается в различных сферах производства, применяется в офисах, частных строениях, ставится GSM сигнализация для дома, дачи.

Преимущества беспроводной системы слежения

Устройство имеет массу преимуществ перед обыкновенной сигнализацией:

  • беспроводная система без труда работает в домах и отдельно стоящих помещениях, в которых нет телефонизации и электричества;
  • не оплачивается абонентская плата за быстрое реагирование и приезд охранного наряда, сигнал мгновенно оповещает хозяина, а тот поступает по своему усмотрению;
  • в устройстве системы предусматривается защита от ложного реагирования на движение насекомых и животных, что очень ценно по сравнению с обычным оборудованием.
Составные комплектующие

Устройство комплектуется в стандартном или расширенном варианте. Стандартная схема оснащается так:

  • датчик слежения;
  • датчик оповещения открытия дверного или оконного проема;
  • устройство сирены;
  • набор брелоков.

Стандартная комплектация расширяется за счет дополнительного числа датчиков, причем добавляют дополнительные приборы извещения постепенно после установки основного оборудования.

Обзор модели "Страж Сокол Prof"

Комплект устройств высокого качества используется в беспроводном оповещении системы "Страж". Сигнализация GSM для дома является представителем нового поколения систем, к которым без труда подключаются датчики различных видов. Допускается установка микрофона для прослушивания охраняемой зоны. Передача тревожного сообщения и дозвона происходит на три телефонных номера. Для оповещения центральный пункт контактирует с 9 зонами беспроводного оповещения, предусмотрена круглосуточная работа для установки пожарной сигнализации.

СМС-сообщения на русском языке передает сигнализация для дома с оповещением по телефону. "Страж" характеризуется аккумулятором большой емкости, позволяющим не производить подзарядку системы до трех суток. Программирование системы выполняется с пульта или сообщением по телефону, что экономит расходы на телефон. Если уровень сигнала на центральном пункте теряет интенсивность, то на телефон хозяина поступает сообщение о применении системы подавления сотовых волн при попытке взлома.

Для определения режима работы применяется проводной отдельно стоящий маяк, который оповещает случайных посетителей об охране помещения или объекта. Если на территории есть места, где блокируется радиосигнал по разным причинам, то предусматривается подключение проводных устройств к общему центру. Указанная GSM сигнализация для дома работает как надежная и функциональная система.

Сигнализация Falcon Eyei-Touch

Оборудование относится к стандартным беспроводным устройствам. Продается с установленной программой, расширение поля деятельности предусматривается за счет установки дополнительных считывающих датчиков. Беспроводная GSM сигнализация для дома и дачи отличается тем, что к ней подключается до 50 датчиков и около десятка пультов дистанционного управления, которые легко управляются. Для тревожного сообщения предусматривается 5 телефонных номеров, с которых легко пере программируется работа устройства. Оповещение для владельца приходит при разрядке батарей, емкость которых позволяет им работать автономно на протяжении 5 часов.

Система охраны Falcon Eye Simple

Модель предназначается для установки в жилых домах. Удачный дизайнерский вид легко вписывается в самые изысканные интерьеры. Стандартный набор комплектующих устройств такой же, как и в системе "Страж". Сигнализация GSM для дома также расширяется при необходимости увеличения площади наблюдения. Работает с большим числом считывателей информации, имеет голосовое сообщение, прослушивание контролируемой зоны. Коммуникатор прост в обслуживании и управлении, программирование осуществляется телефонным сообщением. Аккумулятор работает около 8-9 часов.

Signal XM – надежная охрана

Текст в сообщении передается на английском языке, что не всегда удобно. Если окружающая температура понижается до – 5ºС, то возможно снижение емкости аккумуляторов в датчиках. Имеет доступную цену при хорошей функциональной способности. Как разновидность применяется система сигнализации для установки в гараже, называется Signal XQ. У этого устройства имеется несколько видов датчиков, реагирующих на вибрацию, дым, движение. Предоставляется возможность получения один раз в сутки сообщения по телефону или каждый раз по запросу.

Сигнализация Alarm System SGA-G10A Android

Является идеальной для установки в помещениях различного назначения. Беспроводная GSM сигнализация для дома представляет собой готовый комплект для использования в гараже, квартире, доме, офисе. Все устройства налажены, и комплект легко устанавливается человеком без предварительной подготовки, что является отличным способом экономии средств на приглашении специалиста.

Коробка сигнализации имеет удачное дизайнерское решение, позволяет ее установку в различных стилях оформления помещений. Для управления предусмотрены сенсорные элементы, технические параметры системы выводятся для обозрения на экран. Работа упрощена до нажатия одной кнопки, увеличение количества датчиков производится гораздо проще, чем в остальных системах. На сегодня это лучшая GSM сигнализация для дома. Отзывы пользователей положительные.

К центральному блоку разрешается подсоединять до сотни беспроводных зон наблюдения и две проводные, количество номеров для голосового оповещения - 5 штук, СМС-сообщения – 3 шт. Нарушитель обнаруживается на расстоянии до 12 метров, увеличенный угол просмотра зоны составляет 110º. Сигнализация работает с датчиками на частоте 433 МГц. Датчики применяют различных типов: открывания проема, движения, разбития стекла, затопления, протечек, вибрационного воздействия.

Срабатывание сирены слышно на расстоянии нескольких сотен метров, если объектов много, то посмотреть, какой находится в опасности, можно на экране (мини-дисплее), там же высвечивается время срабатывания. Система функционирует в двух стандартах телефонной связи, работает со всеми операторами, подключается, по желанию владельца, к стационарному телефону.

Предусматривается возможность программирования команд с телефона, теперь не требуется запоминать сложные цифровые и буквенные коды, операции осуществляются нажатием одной кнопки. Наименование зон охраны с номерного переименовывается по названию помещений, например кухня, спальня и др.

Комплект охранной сигнализации 30 А

Появилась на рынке недавно и уже собрала много положительных отзывов, благодаря отличному качеству по сравнительно невысокой цене. Устройство заключается в пластиковый корпус с открывающейся крышкой, клавиатура оснащена подсветкой. Встроен жидкокристаллический индикатор с удачно разработанным интерфейсом. Современное устройство новейшего поколения становится не только помощником владельцу от посягательства на территорию, но и говорит о фешенебельности домовладения.

Осуществляется дозвон с голосовым сообщением на 6 номеров телефона. Сигнализация для дома с оповещением по телефону отправляет сообщение на три номера в случае срабатывании датчика. К системе подключается до ста собирателей информации, которые ставятся на все возможные вариации проникновения, например дверь, окно, сейф, разборные ограждающие конструкции. На экране прослеживаются настройки системы, рабочее состояние сигнализации, блок сигнализации используется как телефон для звонков друзьям и знакомым.

Критерии выбора и цена

Рассмотрев особенности и технические характеристики всех систем, выбирают оптимальную по параметрам для установки в выбранном помещении или на открытой местности. Для больших площадей применяют системы с возможностью подключения большого числа датчиков, но такие комплекты стоят дороже. Маленькие экономные помещения, гаражи защищаются небольшими функциональными системами для удешевления за счет небольшого количества датчиков.

Цена часто является определяющим фактором для приобретения оборудования, но для беспроводной сигнализации она составляет одно из достоинств. В среднем стоимость стандартного комплекта составляет около 7-11 тыс. рублей, что делает его доступным для широких слоев населения. Это невысокая цена за приобретение спокойствия за свое имущество, с условием оперативного оповещения в связи с нарушениями.

Сигнализация для дома с оповещением по телефону выбирается с учетом имени производителя и страны производства. Китайские облегченные модели оснащены корпусом из некачественного пластика, часто в комплектации отсутствуют аккумуляторы, иногда гарантия на оборудование не дается. Такие системы стоят дешево, но качество оставляет желать лучшего.

Охранное оборудование выбирается с учетом функциональности, лучшим комплектом служит GSM сигнализация для дома, она мгновенно передает сигнал на телефон владельца и позволяет ему среагировать очень эффективно. Если система оснащается сиреной, то чужие не захотят находиться в квартире даже после удачного взлома.

При выборе учитывают возможность подключения проводных систем, емкость аккумуляторов, наличие удобного экрана с понятным интерфейсом. Ориентируясь на эти данные, выбирают оптимальное решение для охраны объекта. Немаловажными в составе комплекта являются дополнительные функции, такие как контроль температуры, напряжения в сети.

Инструкция подключения

Охранные GSM сигнализации для дома устанавливаются легко, что не займет большого количества времени даже у неподготовленного пользователя:

  • выбирается место для установки центрального блока управления;
  • крепятся датчики слежения в местах их контролирующего назначения, желательно на равном удалении от центрального блока;
  • инфракрасные датчики располагают на линии возможного прохода человека, на высоте не ниже 2 м от поверхности пола, угол наклона составляет не более прямого угла;
  • дальность приема движения датчика - около 8 метров, угол осмотра - не более 110º;
  • датчики на открытие устанавливают на неподвижной раме, магнит ставится на подвижную створку, соблюдается зазор между ними не более 1 см;

Далее настраивается GSM сигнализация для дома. Инструкция с пошаговым описанием прилагается к устройству в комплектации покупки.

Изготовление сигнализации своими руками

Умельцы изготавливают беспроводное оповещение при возникновении опасных ситуаций себе на телефон собственноручно, что помогает сэкономить деньги. Для работы приобретают материалы и инструменты:

  • мобильный телефон с возможностью быстрого набора выбранного номера;
  • датчик считывания звуков из окружающего пространства в виде микрофона;
  • кнопочный датчик открывания проема (оконного или дверного);
  • аккумулятор кислотно-гелевого типа на 12В (разрешается взять батарейку с большей емкостью, что усилит время автономного использования при отсутствии электричества);
  • зарядка аккумулятора;
  • паяльник, припой, куски провода.

Сигнализация для дома с оповещением по телефону работает по принципу замыкания контакта на ячейке одной из цифр в телефоне, на которую запрограммирован быстрый набор номера хозяина.

Порядок действий

Выбирается цифра на клавиатуре, в функциях телефона настраивается возможность быстрого дозвона. Для исключения неожиданностей в будущем проверяется быстрый набор при нажатии на клавишу. После этого снимается задняя поверхность мобильного телефона, затем убирается передняя часть с экраном, и освобождается для работы плата, защищенная белой пленкой.

Для подсоединения проводков делается два надреза под искомой кнопкой. После поднятия пленки становится видна мембрана из металла, расположенная с внутренней стороны. Эта деталь выполняет функцию замыкания двух контактов, средней точки и земли. Провод паяется к двум контактам, желательно взять такой, чтобы в обмотке было две жилы, это позволит уменьшить число наводок и ложных вызовов.

Чтобы исключить непредвиденные замыкания, на мембрану наклеивают небольшой квадратик изоляционной ленты, закрывая ее. Если предусматривается со временем возвратить телефон в обыкновенное рабочее пользование, то мембрану не удаляют. Сотовый телефон подготовлен к работе, и далее устанавливается сигнализация для дома с оповещением по телефону. Сделать своими руками такое подключение несложно, определяются с вариантом замыкания двух контактов.

Используют две микросхемы: К561ЛН2 и К561ЛА7, такая сигнализация настраивает время для выхода владельца за границы охраняемого объекта и определяет период для входа хозяина на территорию для отключения сигнализации. В это время идет задержка реагирования на движение и другие параметры. Беспроводная GSM сигнализация для дома, сконструированная своими руками, расширяет возможности применения за счет установки дополнительных датчиков.

Варианты подсоединения телефона к системе сигнализации

Для одного из них применяется реле с разомкнутыми контактами. Обмотка реле подсоединяется к сигнализационному выходу. Если срабатывает сигнал тревоги, то на обмотку поступает напряжение, контакты соединяются, и происходит нажатие на кнопку телефона, посылая сигнал вызова на телефон владельца.

Второй способ представляет собой подключение двухполярного транзистора непосредственно к клавиатуре телефона. Выход транзистора контактирует с общим проводом, а его коллектор соединяется с кнопочным контактом. Напряжение поступает на транзисторную базу через резистор и начинает работать GSM сигнализация для дома. Отзывы тех, кто пользуется такой схемой, говорят о ее достаточной надежности.

Создать развязанную схему с точки зрения гальваники помогает подключение телефона при помощи оптопары. Оптотрон представляет собой прибор электроники, содержащий световой излучатель и фотоприемник, заключенные в общем едином корпусе. Обе составляющие оптопары не имеют совместных контактов, поэтому охранные схемы выполняются с питанием от разных источников без общих проводов.

Все три способа подключения действительны при подсоединении сотового телефона к любой сигнализации. Устанавливается GSM сигнализация для дома, гаража, без труда подсоединяется к автомобильной охране.

Как обеспечивают бесперебойное питание

Применяют зарядку телефонного аккумулятора обыкновенным устройством. Это простой способ, но батарея постоянно находится в режиме полной зарядки, и литиевый аккумулятор постепенно разрушается.

Используется обыкновенный аккумулятор телефона, но для зарядки применяют фиксированное напряжение источника питания до 4 вольт с допустимым нагрузочным током от 700 до 1000 мА. Такое питание позволяет накапливать в аккумуляторе не полный объем, а только до 70-75 %.

Еще одним вариантом является отказ от стационарной телефонной батареи и подключение к аккумулятору охранной системы, который составляет до 12 вольт и постоянно подзаряжается. В этом случае устанавливается преобразователь тока или трансформатор. Перед подключением такого устройства к телефону обязательно проверяют напряжение на выходе, которое не должно превышать 3,9-4,0 вольт.

Свое жилище, рабочее предприятие, гараж, машину обязательно защищает прозорливый владелец от попытки взлома и проникновения. Беспроводная сигнализация помогает выполнить эту функцию надежно, экономно, без трудностей и проблем.

ЦРБ-757 - Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации

ЦРБ-757. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (далее - настоящая Инструкция) устанавливает систему видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.

2. Настоящая Инструкция обязательна для всех подразделений и работников федерального железнодорожного транспорта, а выполнение требований сигналов, установленных настоящей Инструкцией, обеспечивает бесперебойность и безопасность движения поездов и маневровой работы.

Настоящая Инструкция может быть изменена только приказом Министра путей сообщения Российской Федерации.

3. Все инструкции и другие указания, относящиеся к сигнализации на железных дорогах, должны строго соответствовать требованиям настоящей Инструкции.

1.1. Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые.

ВИДИМЫЕ СИГНАЛЫ

1.2. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы - светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:

дневные, подаваемые в светлое время суток; для подачи таких сигналов служат диски, щиты, флаги и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения, устройств сбрасывания и гидравлических колонок);

ночные, подаваемые в темное время суток; такими сигналами служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, фонарях на шестах и сигнальных указателях.

Ночные сигналы должны применяться и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости - менее 400 м, маневровых - менее 200 м;

круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток; такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели, постоянные диски уменьшения скорости, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), красные диски со светоотражателем для обозначения хвоста грузового поезда, сигнальные указатели и знаки.

В тоннелях применяются только ночные или круглосуточные сигналы.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

1.3. Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и то же.

Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды.

Взрыв петарды требует немедленной остановки.

2.1. Светофоры по назначению подразделяются на:

входные - разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;

выходные - разрешающие или запрещающие поезду отправиться со станции на перегон;

маршрутные - разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;

проходные - разрешающие или запрещающие поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

прикрытия - для ограждения мест пересечений железнодорожных путей в одном уровне другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником;

заградительные - требующие остановки при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях;

предупредительные - предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);

повторительные - для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

локомотивные - для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

маневровые - разрешающие или запрещающие производство маневров;

горочные - разрешающие или запрещающие роспуск вагонов с горки.

Один светофор может совмещать несколько назначений (входной и выходной, выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.). На участках, где сохраняются семафоры, порядок их применения устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

2.2. Светофоры применяются линзовые (см. рис. 2.5, а ) и прожекторные (см. рис. 2.5, б ); они подразделяются на мачтовые (см. рис. 2.6, а , б и г ), карликовые (см. рис. 2.6, в ) и устанавливаемые на мостиках и консолях.

Сигнальные огни на светофорах применяются: нормально горящие, нормально негорящие, немигающие и мигающие (периодически загорающиеся и гаснущие).

Нормально негорящие сигнальные огни проходного светофора на участках, оборудованных автоблокировкой, загораются при вступлении подвижного состава на блок-участок перед ним и гаснут после выхода подвижного состава с этого блок-участка.

Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные - буквами или буквами с цифрами.

2.3. Основные значения сигналов, подаваемых светофорами (независимо от места установки и их назначения), следующие:

один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью»;

один желтый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;

один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;

два желтых огня, из них верхний мигающий, - «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт»;

два желтых огня - «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу»;

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

Применение перечисленных сигналов на светофорах различного назначения предусматривается в соответствующих пунктах настоящей Инструкции. Порядок применения этих сигналов в других не предусмотренных настоящей Инструкцией случаях с соблюдением их сигнального значения устанавливается МПС России.

ВХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.4. Входными светофорами подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт» (рис. 2.1, а );

одни желтый мигающий огонь «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 2.1, б );

один желтый огонь - «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт» (рис. 2.2, а );

два желтых огня, из них верхний мигающий, - «Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт» (рис. 22, б );

два желтых огня - «Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.2, в );

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.2, г ).

Входными светофорами для приема поездов на станцию с неправильного пути двухпутного (многопутного) перегона подаются сигналы:

два желтых огня - «Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего выходного (маршрутного) светофора или предельного столбика»;

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

2.5. На входных и маршрутных светофорах при приеме поездов на боковые пути по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок применяются сигналы:

один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса «Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч» (рис. 2.3, а );

два желтых огня, из них верхний мигающий, и одна зеленая светящаяся полоса «Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 80 км/ч на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью» (рис. 2.3, б );

два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - «Разрешается поезду следовать на станцию со скоростью не более 60 км/ч на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.3, в ).

В необходимых случаях на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал один зеленый мигающий огонь - «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его со скоростью не более 60 км/ч» (рис. 2.4, а ).

На отдельных станциях в случаях, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, на входных и маршрутных светофорах может применяться сигнал три желтых огня - «Разрешается моторвагонному поезду, одиночному локомотиву, мотовозу, дрезине следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20 км/ч до маршрутного светофора с красным огнем» (рис. 2.4, б ).

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ

2.6. Пригласительный сигнал - один лунно-белый мигающий огонь разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора (или до предельного столбика при приеме на путь без выходного светофора) со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения (рис. 2.5 ).

Этот сигнал применяется на входных, а также маршрутных и выходных (кроме групповых) светофорах.

Отправление по пригласительному сигналу выходного светофора разрешается только по правильному пути двухпутного перегона, оборудованного автоблокировкой.

ВЫХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.7. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка» (рис. 2.6, а );

один желтый огонь - «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис 2.6, б );

два желтых огня, из них верхний мигающий, - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис. 2.6, д );

два желтых огня - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис. 2.6, е );

2.8. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, при отправлении поездов с отклонением по стрелочным переводам с крестовинами пологих марок подаются сигналы:

один зеленый мигающий и один желтый огни и одна зеленая светящаяся полоса - «Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 80 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт» (рис. 2.7, а );

два желтых огня и одна зеленая светящаяся полоса - «Разрешается поезду отправиться со станции со скоростью не более 60 км/ч; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт» (рис. 2.7, б ).

2.9. Выходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.8, а );

одни красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.8, б );

два желтых огня - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.9, а );

два желтых огня, из них верхний мигающий, - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен; входной светофор следующей станции открыт» (рис. 2.9, б ).

2.10. Выходными светофорами на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, подаются сигналы:

один зеленыйи один лунно-белыйогни «Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободны два или более блок-участка» (рис. 2.10 );

один желтый и один лунно-белыйогни «Разрешается поезду отправиться со станции, впереди свободен один блок-участок» (рис. 2.11 );

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

2.11. При наличии ответвления, оборудованного путевой блокировкой, а также для указания пути, на который отправляется поезд на многопутных участках, оборудованных путевой блокировкой, и на двухпутных участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, огни выходного светофора в необходимых случаях, установленных МПС России, дополняются соответствующим показанием маршрутного указателя.

При отсутствии маршрутного указателя разрешение поезду отправиться на ответвление, или по одному из путей многопутного участка, или по неправильному пути при двусторонней автоблокировке может подаваться сигналом два зеленых огня на выходном светофоре, что указывает при автоблокировке на свободность не менее двух блок-участков, а при полуавтоматической блокировке - на свободность перегона до следующей станции (путевого поста) (рис. 2.12 ).

При отправлении по неправильному пути на участках, оборудованных двусторонней автоблокировкой, применение маршрутных указателей или сигнала два зеленых огня обязательно.

На двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора, а также на двухпутных участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, выходными светофорами при отправлении со станции на неправильный путь подаются сигналы:

один желтый мигающий и один лунно-белый огни - «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора» (рис. 2.13 ).

2.12. На станциях, имеющих выходные светофоры, при наличии ответвления, не оборудованного путевой блокировкой, готовность маршрута отправления на ответвление указывается одним лунно-белым огнем выходного светофора; поезда отправляются на ответвление с выдачей машинисту жезла или путевой записки при лунно-белом огне и погашенном красном огне выходного светофора (рис. 2.14 ).

МАРШРУТНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.13. Маршрутными светофорами в зависимости от места их установки подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;

один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»;

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;

один желтый мигающий огонь - «Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;

два желтых огня, из них верхний мигающий, - «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;

два желтых огня - «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор закрыт».

ПРОХОДНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.14. Проходными светофорами на участках, оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка» (рис. 2.15 );

один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт» (рис. 2.16 );

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.17 ).

2.15. На участках, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, проходными, входными, маршрутными по главному пути и выходными светофорами подаются сигналы:

2.16. На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной или четырехзначной сигнализацией, на проходных светофорах, расположенных перед входными светофорами (предвходных), применяются, кроме того, сигналы:

один желтый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции» (рис. 2.19, а );

один зеленый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его со скоростью не более 80 км/ч; поезд принимается на боковой путь станции» (рис. 2.19, б ).

На мачте предвходного светофора устанавливается оповестительная табличка с отражателями на ней (см. рис. 2.19 ).

Предвходной светофор но неправильному пути, по которому движение осуществляется по сигналам локомотивного светофора, сигнализирует теми же сигналами, что и предвходной на участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией.

2.17. Проходными светофорами на участках, оборудованных полуавтоматической блокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; перегон до следующей станции (путевого поста) свободен» (рис. 2.20 );

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.21 ).

2.18. На участках, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, на светофоре (входном, маршрутном, выходном или проходном), ограждающем на главном пути блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути, устанавливается световой указатель белого цвета в виде двух вертикальных стрел (см. рис. 2.16 ), а на предупредительном к нему светофоре - такой же указатель в виде одной стрелы (см. рис. 2.15 ).

УСЛОВНО-РАЗРЕШАЮЩИЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА

2.19. На участках с автоблокировкой условно-разрешающий сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый щитом с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы «Т» (рис. 2.22 ), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.

СВЕТОФОРЫ ПРИКРЫТИЯ И ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЕ

2.20. Светофорами прикрытия подаются сигналы:

один зеленый огонь - - «Разрешается движение с установленной скоростью»;

один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

2.21. Заградительными светофорами подается сигнал один красный огонь - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2.23, а ).

Предупредительными светофорами перед заградительными подается сигнал один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; основной заградительный светофор закрыт» (рис. 2.23, б ).

Нормально сигнальные огни заградительных светофоров и предупредительных к ним не горят (рис. 2.23, в ), и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют. Мачты этих светофоров имеют отличительную окраску - чередующиеся черные и белые наклонные полосы.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ И ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.22. Предупредительными светофорами перед входными, проходными и светофорами прикрытия на участках, не оборудованных автоблокировкой, подаются сигналы:

один зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; основной светофор открыт» (рис. 2.24 );

один желтый огонь - «Разрешается движение с готовностью остановиться; основной светофор закрыт» (рис. 2.25 );

один желтый мигающий огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции».

2.23. Повторительный светофор одним зеленым огнем указывает, что выходной или маршрутный светофор открыт (рис. 2.26 ).

Нормально сигнальные огни повторительных светофоров не горят, и в этом положении светофоры сигнального значения не имеют.

Пассажирские поезда, имеющие остановку на станции, могут быть приведены в движение только при наличии зеленого огня на повторительном светофоре. Если из-за неисправности повторительного светофора (или выходного) нельзя зажечь зеленый огонь, порядок его проезда устанавливается Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

ЛОКОМОТИВНЫЕ СВЕТОФОРЫ

2.24. На участках, оборудованных автоблокировкой и автоматической локомотивной сигнализацией, локомотивными светофорами подаются сигналы:

зеленый огонь - «Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь» (рис. 2.27, а );

желтый огонь - «Разрешается движение; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит один или два желтых огня» (рис. 2.27, б );

желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться; на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит красный огонь» (рис. 2.27, в ).

В случае проезда путевого светофора с красным огнем на локомотивном светофоре загорается красный огонь (рис. 2.27, г ).

Белый огонь (рис. 2.27, д ) указывает, что локомотивные устройства включены, но показания путевых светофоров на локомотивный светофор не передаются и машинист должен руководствоваться только показаниями путевых светофоров.

Локомотивный светофор также сигнализирует:

зеленым огнем - о приближении поезда к путевому светофору с одним желтым мигающим огнем, с одним зеленым мигающим огнем или с одним желтым и одним зеленым огнями;

желтым огнем - о приближении поезда к путевому светофору с двумя желтыми огнями, из них верхний мигающий, а также с другими огнями, указывающими на следование с отклонением по стрелочному переводу.

2.25. На участках, где автоматическая локомотивная сигнализация применяется как самостоятельное средство сигнализации и связи при движении поездов, локомотивными светофорами подаются сигналы:

зеленый огонь - «Разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок-участка»;

желтый огонь - «Разрешается движение с уменьшенной скоростью, впереди свободен один блок-участок»;

желтый огонь с красным - «Разрешается движение с готовностью остановиться на блок-участке; следующий блок-участок занят».

В случае вступления поезда на занятый блок-участок на локомотивном светофоре загорается красный огонь.

Белый огонь указывает, что локомотивные устройства включены, сигналы с пути на локомотив не передаются.

При подходе к путевым светофорам локомотивные светофоры подают сигналы, указанные в пункте 2.24 настоящей Инструкции.

ОБОЗНАЧЕНИЕ НЕДЕЙСТВУЮЩИХ СВЕТОФОРОВ

2.26. Недействующие светофоры должны быть закрещены двумя планками, а сигнальные огни на них погашены (рис. 2.28 ).

СИГНАЛЫ ОГРАЖДЕНИЯ ПОСТОЯННЫЕ ДИСКИ УМЕНЬШЕНИЯ СКОРОСТИ

3.1. Диском желтого цвета (рис. 3.1, а ) подается сигнал: «Разрешается движение с уменьшением скорости и готовностью проследовать опасное место, огражденное сигнальными знаками «Начало опасного места» и «Конец опасного места» (см. рис. 5.19 ), со скоростью, указанной в приказе начальника железной дороги»;

1 В табл. 3.1 и на всех схемах, помещенных в настоящей Инструкции, расстояния даны в метрах.

Схемы установки постоянных дисков уменьшения скорости и сигнальных знаков «Начало опасного места» и «Копен опасного места» на однопутном участке приведены на рис. 3.2, а . на одном из путей двухпутного участка - на рис. 3.2, б , на обоих путях двухпутного участка - на рис. 3.2, в.

Перечень перегонов с указанием расстояния, на котором должны соответственно укладываться петарды и устанавливаться сигналы уменьшения скорости в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне, устанавливается начальником железной дороги.

ПЕРЕНОСНЫЕ СИГНАЛЫ

3.2. К переносным сигналам относятся: щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной стороны красного, а с другой белого цвета, квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого цвета), фонари на тестах с красным огнем, красные флаги на шестах.

3.3. Переносными сигналами предъявляются требования:

прямоугольныйщит красного цвета (иликрасный флаг на шесте) днем и красный огонь фонаря на шесте ночью - «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 3.3, а );

квадратный щит желтого цвета днем и ночью (рис. 3.3, б ) при расположении опасного места:

на перегоне - «Разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью»;

на главном пути станции - «Разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью»;

на остальных станционных путях - «Разрешается проследование сигнала со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его - со скоростью не более 25 км/ч».

Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью (рис. 3.3, в ) на перегоне и на главном пути станции указывает на то, что машинист имеет право повысить скорость до установленной после проследования опасного места всем составом.

ОГРАЖДЕНИЕ МЕСТ ПРЕПЯТСТВИЙ
ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ И МЕСТ
ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ПЕРЕГОНАХ

3.4. Всякое препятствие для движения поездов на перегоне должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет.

Места производства работ на перегоне, требующие остановки поездов, ограждаются так же, как и препятствия.

Препятствия на перегоне ограждаются с обеих сторон на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка переносными красными сигналами. От этих сигналов на расстоянии Б, указанном в графе 4 табл. 3.1. в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне укладывается по три петарды и на расстоянии 200 м от первой, ближней к месту работ петарды, в направлении от места работ устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости.

Схемы ограждения препятствий и мест производства работ на однопутном участке приведены на рис. 3.4, а . на одном из путей двухпутного участка на рис. 3.4, б . на обоих путях двухпутного участка - на рис. 3.4, в .

Переносные сигналы уменьшения скорости и петарды должны находиться под охраной сигналистов, стоящих с ручными красными сигналами в 20 м от первой петарды в сторону места работ. Переносные красные сигналы должны находиться под наблюдением руководителя работ.

При производстве работ развернутым фронтом (более 200 м) места работ ограждаются в порядке, указанном на рис. 3.4, г.

Переносные красные сигналы, установленные на расстоянии 50 м от границ участка, требующего ограждения, должны находиться под охраной стоящих около них сигналистов с ручными красными сигналами.

Если место препятствия или производства работ на перегоне находится вблизи станции и оградить это место в установленном порядке невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано в настоящем пункте, а со стороны станции переносной красный сигнал устанавливается на оси пути против входного сигнала (или сигнального знака «Граница станции») с укладкой трех петард, охраняемых сигналистом (рис. 3.5 ). Если место препятствия или производства работ расположено на расстоянии менее 60 м от входного сигнала (или сигнального знака «Граница станции»), то петарды со стороны станции не укладываются. Схема ограждения препятствия перед входным сигналом приведена на рис. 3.5 .

При подходе поезда к переносному желтому сигналу машинист обязан подать один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава, а при подходе к сигналисту с ручным красным сигналом подать сигнал остановки и принять меры к немедленной остановке поезда, чтобы остановиться, не проезжая переносного красного сигнала.

Сигналисты для отличия от других работников железнодорожного транспорта должны носить головной убор с верхом желтого цвета и сигнальный жилет.

Места препятствий для движения поездов и места производства работ на многопутных перегонах ограждаются в соответствии с порядком, установленным МПС России.

3.5. При внезапном возникновении препятствия и отсутствии необходимых переносных сигналов следует немедленно на месте препятствия установить сигнал остановки (рис. 3.6 ): днем - красный флаг, ночью - фонарь с красным огнем и с обеих сторон на расстоянии Б. указанном в графе 4 табл. 3.1. в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения поездов на перегоне уложить по три петарды.

Петарды должны охраняться работниками железной дороги, которые обязаны стоять с ручными красными сигналами на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места препятствия.

Сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны ожидаемого поезда. На однопутных участках, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны спуска к ограждаемому месту, а на площадке со стороны кривой или выемки.

Детальный порядок действий работников при ограждении внезапно возникших препятствий определяется соответствующей инструкцией MПC России.

3.6. Места, через которые поезда могут проходить только с проводником (со скоростью менее 15 км/ч), а также сплетения путей на двухпутных участках в одном уровне ограждаются как место препятствия для движения, по без укладки петард. Об установке этих сигналов на поезда выдаются письменные предупреждения.

При необходимости пропустить с проводником поезд, на который не выдано предупреждение, укладка петард обязательна.

Если пропуск поездов с проводником устанавливается на продолжительное время, то переносные красные сигналы допускается заменять светофорами прикрытия, оставляемыми в закрытом положении, с установкой впереди них предупредительных светофоров (рис. 3.7 ).

Об установке этих светофоров прикрытия объявляется приказом начальника железной дороги, и в этом случае предупреждения на поезда не выдаются.

При открытии с обеих сторон ограждаемого места путевых постов движение поездов между этими постами производится по одному из применяемых средств сигнализации и связи бел проводника. В отдельных случаях при этом для наблюдения за следованием поезда по огражденному месту с установленной скоростью может назначаться и проводник.

3.7. Петарды во всех случаях укладываются в количестве трех штук: две на правом рельсе пути по ходу поезда и одна на левом (см. рис. 3.6 ). Расстояние между петардами должно быть по 20 м.

3.8. Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» устанавливаются по схемам, указанным на рис. 3.2 .

Если место, требующее уменьшения скорости на перегоне, расположено вблизи станции и оградить его в установленном порядке невозможно, то со стороны перегона оно ограждается так, как указано настоящем пункте, а со стороны станции в порядке, указанном на рис. 3.8 .

При подходе к переносному желтому сигналу машинист обязан подать один длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава и вести поезд так, чтобы проследовать место, огражденное переносными сигнальными знаками «Начало опасного места» (рис. 3.9, а ) и «Конец опасного места» (рис. 3.9, б ), со скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии предупреждения - со скоростью не более 25 км/ч.

Сигнальный знак «Конец опасного места» помещается на обратной стороне знака «Начало опасного места».

Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки «Начало опасного места» и «Конец опасного места» на станционных путях и много-путных перегонах могут применяться с укороченными шестами.

б) желтым развернутым флагом днем и желтым огнем ручного фонаря ночью - «Разрешается движение со скоростью, указанной в предупреждении или в приказе начальника железной дороги, а при отсутствии этих указаний - со скоростью не более 25 км/ч (рис. 4.3 ).

Желтый огонь ручного фонаря может применяться только в пределах станций. При отсутствии ночью ручного фонаря с желтым огнем сигнал уменьшения скорости на станции может подаваться медленным движением вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 4.4 ).

Сигнал уменьшения скорости на перегоне ночью во всех случаях должен подаваться только медленным движением вверх и вниз ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (см. рис. 4.4 ).

4.2. При опробовании автотормозов подаются сигналы:

требование машинисту произвести пробное торможение (после устного предупреждения): днем - поднятой вертикально рукой, ночью - поднятым ручным фонарем с прозрачно-белым огнем (рис. 4.5 ). Машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и приступает к торможению;

требование машинисту отпустить тормоза: днем - движениями руки перед собой по горизонтальной линии, ночью - такими же движениями ручного фонаря с прозрачно-белым огнем (рис. 4.6 ). Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.

Для передачи указания при опробовании автотормозов могут применяться радиосвязь или устройства двусторонней парковой связи.

4.3. Дежурный по станции, где ему вменено в обязанность провожать поезда, при отправлении или проходе поезда по станции без остановки показывает: днем - поднятый вертикально в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с черным окаймлением, или свернутый желтый флаг; ночью - поднятый ручной фонарь с зеленым огнем (рис. 4.7 ).

Это означает, что поезд может отправиться со станции (с путей, не имеющих выходных сигналов, при наличии соответствующего разрешения на занятие перегона) или следовать безостановочно со скоростью, установленной для прохода по станции. Указанный сигнал при следовании поезда без остановки показывается до прохода локомотива прибывающего поезда мимо дежурного по станции.

Для остановки пассажирского, почтово-багажного и грузо-пассажирского поезда, не имеющего ее по расписанию, дежурный по станции, где ему вменено в обязанность встречать поезда, должен показывать: днем - ручной красный диск или развернутый красный флаг; ночью - красный огонь ручного фонаря (рис. 4.8 ).

На станциях, где рабочее место дежурного по станции вынесено на стрелочный пост, дежурный по станции в случае приема поезда на боковой путь или с остановкой на станции (вне зависимости от расписания) показывает: днем - развернутый желтый флаг; ночью - желтый огонь ручного фонаря.

Дежурный по станции должен встречать и провожать поезда в головном уборе с верхом, красного цвета.

4.4. Сигналисты и дежурные стрелочных постов встречают поезда:

в случае пропуска по главному пути без остановки на станции: днем - со свернутым желтым флагом; ночью - с прозрачно-белым огнем ручного фонаря (рис. 4.9 );

в случае приема поезда на боковой путь или с остановкой на станции: днем - с развернутым желтым флагом; ночью - с желтым огнем ручного фонаря (рис. 4.10 ).

4.5. Сигналисты и дежурные стрелочных постов провожают поезда, отправляющиеся со станций, во всех случаях со свернутым желтым флагом днем и прозрачно-белым огнем ручного фонаря ночью.

4.6. Сигнал остановки с поезда подается машинисту локомотива: днем - развернутым красным флагом; ночью - красным огнем ручного фонаря.

4.7. При отправлении пассажирского поезда со станции после остановки проводники пассажирских вагонов с радиокупе (штабного) и хвостового (кроме случаев отправления поездов с тупиковых путей) должны показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы):

днем - свернутый желтый флаг;

ночью - ручной фонарь с прозрачно-белым огнем.

Это указывает на благополучное следование поезда Проводники остальных вагонов при трогании поезда закрывают боковые двери вагона и наблюдают через тамбурное окно за возможной подачей сигналов при следовании вдоль платформы

4.8. На перегонах обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений и дежурные по переездам при свободности пути встречают поезда: днем со свернутым желтым флагом; ночью - с прозрачно-белым огнем ручного фонаря (рис. 4.11 ). В местах, огражденных сигналами уменьшения скорости или остановки, они встречают поезда днем или ночью с сигналами, соответствующими установленным на пути.

Для указания номера пути, с которого разрешено движение поезду, на групповых выходных и маршрутных светофорах устанавливаются маршрутные световые указатели зеленого цвета (рис. 5.1, б ).

Эти указатели могут использоваться и для указания номера пути, с которого разрешено движение маневрового состава при наличии на выходном или маршрутном светофоре лунно-белого огня.

СТРЕЛОЧНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

5.2. Освещаемые стрелочные указатели одиночных стрелок в обе стороны показывают:

стрелка установлена по прямому пути - днем белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью - молочно-белый огонь (рис. 5.2, а );

стрелка установлена на боковой путь - днем широкая сторона указателя; ночью - желтый огонь (рис. 5.2, 6 ).

5.3. Положение перекрестных стрелок обозначается двумя обычными стрелочными указателями, которые показывают, что стрелки установлены:

по прямому пути - днем на обоих указателях белые прямоугольники узкой стороны указателей; ночью молочно-белые огни (рис 5.3, а );

с пересечением прямого пути - днем на обоих указателях широкие стороны указателей; ночью - желтые огни (рис. 5.3, б );

с прямого на боковой путь - днем на ближнем указателе видна широкая сторона указателя; ночью- желтый огонь, а на дальнем - днем виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью молочно-белый огонь (рис. 5.3, в );

с бокового на прямой путь - днем на ближнем указателе виден белый прямоугольник узкой стороны указателя; ночью молочно-белый огонь, а на дальнем днем видна широкая сторона указателя; ночью - желтый огонь (рис. 5.3, г ).

5.4. Неосвещаемые стрелочные указатели показывают:

стрелка установлена но прямому пути - стреловидный указатель направлен ребром вдоль пути (рис. 5.4, а );

стрелка установлена на боковой путь - стреловидный указатель направлен в сторону бокового пути (рис. 5.4, б ).

УКАЗАТЕЛИ УСТРОЙСТВ СБРАСЫВАНИЯ
И ПУТЕВОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ

5.5. Указатели устройств сбрасывания и путевого заграждения показывают:

«Путь загражден» - днем виден белый круг с горизонтальной черной полосой; ночью - молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 5.5 ).

«Заграждение с пути снято» - днем виден белый круг или прямоугольник с вертикальной черной полосой; ночью молочно-белый огонь с той же черной полосой (рис. 5.6 ).

Места установки устройств сбрасывания (сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков или сбрасывающих стрелок) оборудуются указателями в тех случаях, когда эти устройства не включены в централизацию и не имеют контроля заграждающего положения.

Указатели путевого заграждения на упорах устанавливаются на правом конце бруса и дают сигнальное показание только в сторону пути (рис. 5.7 ). Эти указатели могут быть освещаемые и неосвещаемые, что определяется техническо-распорядительным актом станции.

В качестве сигнальных приборов путевого заграждения разрешается использовать типовые стрелочные фонари.

УКАЗАТЕЛИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ КОЛОНОК

5.6. Указатель гидравлической колонки - фонарь - показывает ночью красный огонь в обе стороны, если поворачивающаяся часть колонки установлена поперек пути; днем видна сама поворачивающаяся часть колонки, окрашенная в красный цвет, - сигнал «Стой!» (рис. 5.8 ).

Если поворачивающаяся часть колонки установлена вдоль пути, ночью виден в обе стороны прозрачно-белый огонь.

УКАЗАТЕЛИ НАЛИЧИЯ НЕИСПРАВНЫХ ВАГОНОВ В ПОЕЗДАХ

5.7. На участках железных дорог, где установлены средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда применяются сигнальные световые указатели, помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 5.9 ) или речевые информаторы.

При появлении на сигнальном указателе светящихся полос прозрачно-белого цвета, сигнализирующих о наличии неисправных вагонов в составе поезда, и получении указания по радиосвязи от дежурного по станции (поездного диспетчера) о возможности следования поезда на станцию или необходимости немедленной его остановки на перегоне машинист обязан соответственно:

принять меры к плавному снижению скорости до 20 км/ч и следовать с особой бдительностью, наблюдая за составом, на путь приема станции с остановкой независимо от показаний выходного сигнала;

остановить поезд служебным торможением на перегоне, сообщить об этом машинистам поездов, находящихся на перегоне, осмотреть неисправные вагоны и доложить дежурному по станции (поездному диспетчеру) о возможности следования с поездом на станцию или затребования к составу осмотрщиков вагонов.

Дежурный по станции (поездной диспетчер) при этом принимает дополнительные меры, обеспечивающие безопасный пропуск поездов: информирует машинистов поездов, следующих по смежным путям и при необходимости задерживает отправление поездов со станции.

Нормально сигнальные указатели не освещаются и сигнального значения не имеют.

УКАЗАТЕЛИ ГРАНИЦЫ БЛОК-УЧАСТКОВ

5.8. На участках железных дорог, где применяется автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи, на границах блок-участков устанавливаются сигнальные знаки со светоотражателями и цифровыми литерными табличками (рис. 5.10 ).

УКАЗАТЕЛИ «ОПУСТИТЬ ТОКОПРИЕМНИК»

5.9. На электрифицированных участках постоянного тока перед воздушными промежутками, где в случае внезапного снятия напряжения в одной из секций контактной сети не допускается проход электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками, применяются сигнальные световые указатели «Опустить токоприемник», помещаемые на опорах контактной сети или отдельных мачтах (рис. 5.11 ).

При появлении на сигнальном указателе мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета машинист обязан немедленно принять меры к проследованию ограждаемого воздушного промежутка с опущенными токоприемниками.

Нормально сигнальные полосы указателей не горят и в этом положении указатели сигнального значения не имеют.

ПОСТОЯННЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ

5.10. Постоянные сигнальные знаки «Газ» и «Нефть» (рис. 5.12, а . б ) устанавливаются в местах пересечения железнодорожных путей с нефтегазо-продуктопроводами непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдительностью).

Постоянные сигнальные знаки «Начало карстоопасного участка» и «Конец карстоопасного участка» (рис. 5.12, в , г ) устанавливаются в местах прохождения железнодорожных путей в закарстованных зонах непосредственно на опорах контактной сети или отдельных столбах и указывают на проследование огражденного участка с повышенным вниманием (бдительностью).

5.11. Постоянные сигнальные знаки «Начало торможения» (рис. 5.13, а ) и «Конец торможения» (рис. 5.13, б ) указывают машинисту локомотива места проверки действия автотормозов в пути следования.

Порядок расстановки таких сигнальных знаков определяется комиссионно и утверждается начальником железной дороги.

5.12. В случае применения сигнальных указателей «Опустить токоприемник» перед ним устанавливается постоянный сигнальный знак с отражателями «Внимание! Токораздел» (рис. 5.14, а ).

Постоянный сигнальный знак «Поднять токоприемник» с отражателями на нем устанавливается за воздушным промежутком в направлении движения (рис. 5.14, б ).

Схема установки сигнальных указателей «Опустить токоприемник» и постоянных сигнальных знаков «Поднять токоприемник» и «Внимание! Токораздел» приведена на рис. 5.15. Размещение их не должно ухудшать видимость и восприятие постоянных сигналов.

При обращении 12-вагонных электропоездов расстояние от воздушного промежутка до постоянного знака «Поднять токоприемник» должно быть не менее 250 м.

5.13. Опоры контактной сети, ограничивающие воздушные промежутки, должны иметь отличительный знак - чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные полосы. Первая опора по направлению движения поезда, кроме того, дополнительно обозначается вертикальной черной полосой (рис. 5.16, а ).

Знаки могут наноситься непосредственно на опоры или щиты, закрепляемые на опорах (рис. 5.16, б ). На многопутных участках допускается установка указанных знаков на конструкциях контактной сети над осью пути. Остановка электроподвижного состава с поднятыми токоприемниками между этими опорами (знаками) запрещается.

5.14. Предельные столбики указывают место, далее которого на пути нельзя устанавливать подвижной состав в направлении стрелочного перевода или глухого пересечения (рис. 5.17, а , б ). Предельные столбики у главных и приемо-отправочных путей должны иметь отличительную окраску (см. рис. 5.17, б ).

Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.

6.5. Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива (моторвагонного состава), специального самоходного подвижного состава, подтверждающими принятие их к исполнению.

Задание сигналисту или дежурному стрелочного поста установить стрелку на тот или иной путь может подаваться звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции в соответствии с порядком, установленным техническо-распорядительным актом станции.

СИГНАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ
ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОЕЗДОВ, ЛОКОМОТИВОВ
И ДРУГИХ ПОДВИЖНЫХ ЕДИНИЦ1

7.1. Голова поезда при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса (рис. 7.1, а ).

1 В этой главе все указания по размещению сигналов с правой или левой стороны даны по направлению движения.

Голова поезда при движении по неправильному пути обозначается днем и ночью - красным огнем фонаря с левой стороны, с правой стороны - прозрачно-белым огнем фонаря (рис. 7.1, б).

На локомотиве, следующем в голове поезда или без вагонов, при движении на однопутных и по правильному и неправильному пути на двухпутных участках ночью добавляется сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора. Голова моторвагонного поезда ночью может обозначаться и одним прозрачно-белым огнем прожектора.

7.2. Голова грузового поезда при движении вагонами вперед на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса (рис. 7.2, а ).

При движении вагонами вперед но неправильному пути голова грузового поезда обозначается: днем - развернутым красным флагом, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником, находящимся на передней переходной площадке; ночью - прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса и красным огнем ручного фонаря, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником (рис. 7.2, б ).

7.3. Хвост поезда при движении на однопутных и но правильному и неправильному пути на двухпутных участках обозначается:

грузового и грузо-пассажирского днем и ночью - красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны (рис. 7.3, а );

пассажирского и почтово-багажного днем и ночью - тремя красными огнями (рис. 7.3, б ).

При прицепке грузового вагона, не имеющего постоянных сигнальных фонарей, хвост пассажирского и почтово-багажного поезда обозначается: днем - красным диском или развернутым красным флагом у буферного бруса с правой стороны; ночью одним красным огнем буферного фонаря с правой стороны (рис. 7.4, а ).

Локомотив, находящийся в хвосте грузового поезда, а также локомотив, следующий без вагонов, сзади обозначаются: днем и ночью - красным огнем фонаря у буферного бруса с правой стороны (рис. 7.4,б ).

7.4. Подталкивающий локомотив и специальный самоходный подвижной состав обозначаются сигналами так же, как и локомотив без вагонов.

Подталкивающий локомотив и хозяйственный поезд при возвращении с двухпутного перегона по неправильному пути обратно на станцию отправления обозначаются сигналами следования по неправильному пути.

7.5. В случае разрыва на перегоне грузового поезда хвост части поезда, отправляемой на станцию, обозначается: днем - развернутым желтым флагом у буферного бруса с правой стороны; ночью - желтым огнем фонаря (рис. 7.5, а ).

Последняя убираемая часть поезда обозначается так же, как хвост грузового поезда.

7.6. Поезда на многопутных участках обозначаются так же, как на однопутных и двухпутных в зависимости от установленного порядка движения по одному или другому пути многопутного участка.

7.7. Снегоочиститель при движении на однопутных и по правильному пути на двухпутных участках обозначается:

если в голове снегоочиститель: днем - два желтых развернутых флага на боковых крюках; ночью - два желтых огня боковых фонарей, а в сторону локомотива - два прозрачно-белых контрольных огня (рис. 7.5, б );

если в голове локомотив: днем - два желтых развернутых флага у буферных фонарей; ночью - два желтых огня буферных фонарей (рис. 7.6, а ).

Хвост снегоочистителя обозначается как хвост одиночно следующего локомотива.

7.8. Снегоочистители при движении их в голове по неправильному пути на двухпутных участках обозначаются: днем - два желтых развернутых флага и красный развернутый флаг под желтым слева на боковых крюках; ночью - соответственно два желтых и один красный огни фонарей, а в сторону локомотива - три прозрачно-белых контрольных огня (рис. 7.6, б ).

Если в голове локомотив, то он обозначается так же, как снегоочиститель при движении в голове (см. рис. 7.6, б ).

7.9. Локомотив при маневровых передвижениях, в том числе при следовании к составу и от состава поезда, ночью должен иметь по одному прозрачно-белому огню впереди и сзади на буферных брусьях со стороны основного пульта управления локомотивом.

7.10. Дрезины съемного типа, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы при нахождении на перегоне должны иметь:

на однопутных и при движении по неправильному пути на двухпутных участках днем - прямоугольный щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или развернутый красный флаг на шесте; ночью - спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте;

на двухпутных участках при следовании по правильному пути днем - прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый и с задней в красный цвета; ночью - впереди прозрачно-белый огонь и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.

Съемные ремонтные вышки на электрифицированных участках при работе на перегоне должны иметь:

на однопутных и при движении по неправильному пути на двухпутных участках днем - развернутый красный флаг с двух сторон; ночью - спереди и сзади красный огонь фонаря;

на двухпутных участках при следовании по правильному пути днем - развернутый красный флаг с правой стороны по ходу движения поездов; ночью впереди прозрачно-белый огонь фонаря, сзади - красный огонь фонаря.

Сигналы во всех случаях должны быть закреплены на верхнем уровне заземленного пояса съемной ремонтной вышки.

Съемные ремонтные вышки и путевые вагончики на перегоне должны быть, кроме того, ограждены с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением ремонтной вышки и вагончика, на расстоянии Б, указанном в графе 4 табл. 3.1. в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости на перегоне.

При работе на станции съемная ремонтная вышка должна иметь: днем - развернутый красный флаг с двух сторон; ночью - спереди и сзади красный огонь фонаря;

путевой вагончик: днем - щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или красный флаг на шесте; ночью - спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.

При движении по станционным путям и стрелочным переводам съемная ремонтная вышка и путевой вагончик, кроме того, должны быть ограждены на расстоянии не менее 50 м с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной ремонтной вышки и путевого вагончика.

Ограждение с обеих сторон путевых тележек разного типа и других съемных подвижных единиц, применяемых при работах, производится в случаях, предусмотренных соответствующей инструкцией МП С России.

Если на двухпутном или многопутном участке по смежному пути будет следовать встречный поезд, то красный сигнал, ограждающий съемную ремонтную вышку, путевой вагончик или другую съемную подвижную единицу с передней стороны, до прохода поезда снимается.

На двухпутных электрифицированных участках, кроме участков, оборудованных двусторонней автоблокировкой, и участков, где пассажирские поезда обращаются со скоростью более 120 км/ч, допускается ограждение съемных ремонтных вышек только со стороны движения поездов по правильному пути. Порядок организации работы съемных ремонтных вышек на таких участках, обеспечивающий безопасность движения поездов, устанавливается с учетом местных условий начальником железной дороги на основании указаний МПС России.

Работники железной дороги, ограждающие съемные ремонтные вышки, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы, а также работники, руководящие передвижением съемных единиц, должны быть снабжены, кроме переносных щитов, ручных флагов и сигнальных фонарей, петардами и духовыми рожками для подачи сигналов о приближении поезда, а также сигналов для остановки поезда, если это потребуется.

ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ

8.1. Звуковые сигналы при движении поездов подаются свистками локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава, духовыми рожками, ручными свистками.

Примечание. При следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист второго локомотива повторяет все сигналы вслед за подачей их с подталкивающего локомотива. Порядок подачи в этом случае машинистом подталкивающего локомотива сигнала «Опустить токоприемник» устанавливается начальником железной дороги.

При наличии радиосвязи звуковые сигналы при следовании поездов двойной тягой или с подталкивающим локомотивом могут заменяться переговорами между машинистами.

8.2. Оповестительный сигнал - один длинный свисток, а при движении по неправильному пути - один длинный, короткий и длинный свисток локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава подается:

при приближении поезда к станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам «С», выемкам, кривым участкам пути, тоннелям, железнодорожным переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам;

при приближении поезда к месту работ начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов;

при восприятии ручного сигнала «Опустить токоприемник», подаваемого сигналистом;

при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, указанных в приказах начальника железной дороги.

При следовании во время тумана, метели и других неблагоприятных условиях, понижающих видимость, оповестительный сигнал повторяется несколько раз.

Составители поездов, прекратившие маневры из-за приема поезда, сигналисты и дежурные стрелочного поста по оповестительному сигналу обязаны каждый на своем участке проверить и убедиться в том, что безопасность движения принимаемого поезда обеспечена.

8.3. Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава и периодически повторяется:

при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрешающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку;

при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим после стоянки перед ним и дальнейшем следовании по блок-участку;

при подходе к входному светофору с лунно-белым огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного сигнала;

при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного сигнала по этому пути). Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции.

8.4. При встрече поездов на перегонах двухпутных участков подаются оповестительные сигналы одним длинным свистком: первый сигнал - при приближении к встречному поезду, второй - при подходе к хвостовой части встречного поезда.

8.5. Звуковые сигналы о приближении поезда подаются: на перегоне - обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, дежурными по переездам, руководителями путевых работ и работ по контактной сети или работниками, сопровождающими съемные ремонтные вышки и путевые вагончики; на станциях - сигналистами и дежурными входных стрелочных постов. Оповещение о приближении нечетного поезда производится одним, а четного поезда - двумя длинными звуковыми сигналами.

Сигналисты и дежурные входных стрелочных постов, услышав сигнал отправления поезда, подают один длинный звуковой сигнал.

8.6. На станциях и перегонах, расположенных в черте крупных городов и населенных пунктов, курортных мест, по перечню, установленному начальником железной дороги, подача звуковых сигналов локомотивами (моторвагонными поездами), специальным самоходным подвижным составом должна производиться свистком малой громкости, за исключением случаев следования локомотивов в поездах с подталкиванием, возникновения угрозы наезда на людей или препятствия, а также необходимости подачи сигналов бдительности и тревоги.

На этих же станциях сигналы свистком локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава не подаются при отправлении поездов, опробовании автотормозов и при движении по деповским путям. Порядок оповещения пассажиров об отправлении поездов на таких станциях устанавливается начальником железной дороги.

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

9.1. Сигналы тревоги подаются гудками, свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава, сиренами, духовыми рожками, воинскими сигнальными трубами, ударами в подвешенные металлические предметы.

Звуки, обозначенные в схеме звуковых сигналов, в случае подачи их ударами воспроизводятся:

длинные - часто следующими один за другим ударами;

короткие - редкими ударами по числу необходимых коротких звуков.

9.2. Сигнал «Общая тревога» подается группами из одного длинного и трех коротких звуков

в следующих случаях:

при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;

при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

9.3. Сигнал «Пожарная тревога» подается группами из одного длинного и двух коротких звуков.

Сигнал подается при необходимости каждым работником железной дороги.

9.4. Сигнал «Воздушная тревога» подается протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2 - 3 минут.

На станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта, расположенных в городах, сигнал воздушной тревоги, поданный в городе сиренами или переданный по радиотрансляционной сети, немедленно повторяется сиренами, а также свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава и гудками.

На станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта, расположенных вне городов, сигнал воздушной тревоги подается этими же средствами по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия.

На перегонах сигнал воздушной тревоги подается свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава:

в воинских поездах - по распоряжению наблюдателя, выделяемого из личного состава перевозимой части;

в других поездах - машинистом локомотива, ведущего поезд.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети (в поездах, на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта) оповещение о подаче сигнала воздушной тревоги производится также через эту сеть.

9.5. Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» подается в течение 2 - 3 минут:

на перегонах - свистками локомотивов (моторвагонных поездов) и специального самоходного подвижного состава группами из одного длинного и одного короткого звуков

на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта - частыми ударами в подвешенные металлические предметы.

Сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта подается по распоряжению соответственно начальника станции, завода, предприятия, а на перегонах - машинистом ведущего локомотива (моторвагонного поезда) и специального самоходного подвижного состава.

При наличии железнодорожной радиотрансляционной сети оповещение о радиоактивной или химической опасности производится также через эту сеть передачей текста указанных сигналов.

9.6. Об окончании воздушной тревоги, а также миновании угрозы поражения радиоактивными или отравляющими веществами работники железных дорог и пассажиры оповещаются:

на станциях, заводах и других предприятиях федерального железнодорожного транспорта - по указанию соответственно начальника станции, завода, предприятия или лица, ими уполномоченного, через радиотрансляционную сеть и другие средства связи, включая и посыльных:

в пассажирских поездах - по указанию начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда, передаваемому через работников, обслуживающих поезд, и по поездной радиотрансляционной сети;

в людских и воинских поездах - по указанию начальника эшелона средствами связи эшелона при получении извещения от дежурного по станции;

в грузо-пассажирских, почтово-багажных и грузовых поездах - дежурным по станции.

9.7. Для предупреждения локомотивных бригад и других работников, обслуживающих поезд, о следовании поезда на зараженный участок, а также для предотвращения входа людей на него без индивидуальных средств защиты (противогазов, защитных костюмов и др.) такой участок ограждается специальными указателями «Заражено» (рис. 9.1 ).

Указатели «Заражено» на станциях и перегонах устанавливаются на расстоянии не более 50 м от границ зараженного участка. Перегоны, кроме того, с обеих сторон зараженного участка с правой стороны по направлению движения на расстоянии 1200 м от первых указателей «Заражено» ограждаются вторыми такими же указателями. Указатели «Заражено» устанавливаются на обочине земляного полотна или в междупутье. Перед первым по ходу поезда указателем «Заражено» или перед местом, указанным в уведомлении, полученном от дежурного но станции о наличии зараженного участка (независимо от того, огражден участок указателями или нет), машинист ведущего локомотива обязан подать сигнал «Радиационная опасность» или «Химическая тревога» и проследовать зараженный участок с установленной скоростью.

Указатели «Заражено» ночью должны освещаться.

9.8. Сигнальные огни светофоров, фонарей, стрелочных указателей, поездных, ручных и других сигналов должны обеспечиваться светомаскировочными устройствами.