Руководства, Инструкции, Бланки

Как Водить Камаз Инструкция img-1

Как Водить Камаз Инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Устройство коробки передач КамАЗ и схема переключения скоростей

Устройство коробки передач КамАЗ и схема переключения скоростей

В управлении грузовыми авто нет ничего сложного и справиться с этим может любой автолюбитель. Но знания о том, как правильно переключать передачи на КамАЗе, точно будут не лишними. Да и разобраться в самом устройстве трансмиссии тоже будет полезно.

Итак, поговорим более подробно о том, что представляет собой коробка передач КамАЗ (схема переключения). Почти все грузовики данной марки имеют механическую коробку из пяти ступеней. Процесс смены скоростей происходит при помощи педали сцепления и рычага.

Трансмиссия КамАЗа может работать в 2-х основных режимах, называемых первичным и вторичным. И для их смены применяется специальный рычаг. Его положение следует переключать в зависимости от того, загружен ли наш транспорт. То есть если вы едете с грузом, то данный рычаг должен быть поднят.

Любое движение всегда рекомендуется начинать с активации пониженной скорости. И все переключения передач производить только в том случае, если педаль сцепления выжата до конца. Переключать скорости на КамАЗе можно в несколько этапов. Это зависит от того, нужен ли вам стандартный разгон, либо же вы начинаете движение вперед в сложных дорожных условиях. Стандартный старт такой: разгоняем движок примерно до 7 тыс. оборотов, а вторую передачу активируем тогда, когда на тахометре будет цифра в 3 тыс. оборотов. Правильное переключение передачи позволит не только продлить срок работы движка и других деталей грузовика, но и способствует экономии топлива.

Теперь о том, как менять скорость при различных условиях. Производитель говорит нам о том, что если машина идет на подъем в гору, то следует активировать повышенные передачи. При смене первой скорости на вторую сцепление выжимаем по два раза. Попутно помним о необходимости удерживать педаль газа, чтобы коленвал авто работал исправно.

Помните, что при подъеме не следует сбавлять обороты движка менее чем в 2000. В противном случае КамАЗовский движок может попросту заглохнуть из-за перегрева. Вот такая вот у него неприятная особенность.

Первичный режим помечается буквой «Н», а вторичный «В». Запомните или запишите следующую стандартную схему переключения: 1В, 2В, ЗВ, 4Н, 4В и последние 5Н и 5В.

Вообще, изначально инженеры создали два режима не из желания усложнить жизнь автомобилистам, а для того, чтобы снизить нагрузку на движок. При режиме повышенной передачи всегда стоит ездить тем, кто серьезно нагрузил прицеп КамАЗа. Также при этом следует следить, чтобы коленвал вращался на оборотах в 2,6 тыс.

При движении грузового авто с крутого спуска не стоит глушить мотор. Если мы это сделаем, то есть риск блокировки рулевого колеса. Также не рекомендуется на спуске отключать вспомогательное торможение и выживать до отказа педаль сцепления. Кстати, благодаря улучшенной коробке передач на последних моделях КамАЗа в разы снижена нагрузка на ведущие детали. А это значит, что даже в сложных условиях и при спусках движок не будет изнашиваться сильнее.

Стоит упомянуть о том, как правильно эксплуатировать КамАЗ на скользкой трассе. Главное правило – всегда оставлять немного хода в запас. Остановку нужно производить дополнительной системой силового агрегата тормоза. Учитываем также тот момент, что при экстренном торможении у КамАЗа блокируются прицепные колеса. Если про это забыть, то можно угодить в серьезный занос на скользкой дороге.

К вопросу о том, можно ли тормозить движком. В принципе, в этом нет ничего опасного. Но вот только это способствует тому, что движок начнет сильнее изнашиваться.

Расскажем о том, как поступать в случае, если грузовое авто угодило в занос. Для начала следует держать сцепление включенным. Если КамАЗ уже сильно несет, то прокручиваем руль в ту сторону, в которую идет занос.

Другие статьи

Схема переключения передач КамАЗ

Схема переключения передач КамАЗ

Управление большегрузом, тем более с несколькими ведущими мостами, а тем боле полноприводным, всегда требует от водителя большего внимания хотя бы потому, что здесь такой нюанс, как переключение скоростей может значительно отличаться от стандартизированного. И дело не только в больших нагрузках и возможном разнообразии рельефа и покрытия – сама схема-рисунок движения рычага иногда заметно другая…

ЕСЛИ ПЕРЕКЛЮЧАТЬ НЕПРАВИЛЬНО

В зависимости от того, какая установлена на КамАЗ коробка передач, схема переключения этих передач может существенно отличаться. Даже без учета раздатки, наличие на многих моделях делителя или демультипликатора, а то и обоих вместе, логично предполагает иное движение руки, чем на «классике». Но если даже водитель назубок знает схематический план переключения, и знает, как пользоваться дополнительными переключателями демультипликаторов, то это не дает никакой гарантии, что сам процесс переключения будет происходить так, как того требует производитель.

Между тем, невыполнение рекомендаций изготовителя может привести к тому, что водитель сам сделает куда больше для того, чтобы угробить детали основной и дополнительной коробок и сцепления, чем самые тяжелые дорожные условия. К примеру, схема переключения передач КамАЗ 6520, для коробок ZF предусматривает обязательное выполнение ряда требований, причем часто в инструкциях по эксплуатации даже сразу прописываются возможные проблемы в случае нарушения этих требований. Итак:

  • • Неполное выжимание педали сцепления при переключении грозит усиленным износом синхронизаторов основной коробки

  • • Такие же проблемы ожидают при «перескакивании» через передачу во время перехода на более низкие скорости. Кстати, при переходе на более высокую передачу пропуск передачи разрешается

  • • Переключение с передач высшего диапазона (5,6,7 и 8) на передачи диапазона низшего (1,2,3 и 4) на скорости большей, чем 30 км/час приводит к усиленному разрушению тех же синхронизаторов, но уже демультипликатора

  • • «Выход ударом» на нейтральную передачу без включенного сцепления автоматически включает демультипликатор. То есть, при включении гарантирована ошибка в выборе передачи, а чем грозит такая ошибка даже не стоит напоминать

  • • Для наших водителей схема переключения передач КамАЗ обязательно включает такой пункт, как езда накатом под уклон. Но подобная экономия топлива гарантированно обеспечит вам повышенный износ подшипников – масляный насос просто не способен при холостых оборотах двигателя и пониженных КП подать необходимое количество смазки

В СЛУЧАЕ ПОЛОМКИ

Помня эти правила, из всех возможных забот вы оставляете себе лишь одну, как следствие эксплуатационного износа и непредвиденных поломок – качественные запчасти. Но с нашей компанией «СпецМаш», это даже не забота, а прямое руководство к действию. Покупая у нас запчасти для КП и сцепления, а также комплектующие, использование которых предусматривает схема тормозная КамАЗ, вы обеспечиваете свой автомобиль деталями с повышенным ресурсом (100 000 км), что документально подтверждают сертификаты МАДИ выданные на нашу продукцию. Если же вам нужны дополнительные доказательства качества наших запчастей, то обратитесь к тем, кто уже стал нашим клиентом, и вы такие доказательства получите.

Консультация по техническим вопросам. приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич


Оформить заявку на приобретение нужных деталей-узлов можно прямо на сайте или же, воспользовавшись телефоном либо электронкой. Выбранный товар оплачивается наличными или по безналу, предусматриваются отсрочки (условия предоставления оговариваются отдельно). Также предусмотрена пересылка покупок в другие регионы, причем во многие города доставка бесплатная. Оптовикам и постоянным клиентам сидки и друге полезно-приятные бонусы.

Уроки вождения

mistermauzer › Блог › Уроки вождения

Учиться водить автомобиль мне пришлось давно. Было это на заре девяностых годов прошлого века. Обучаясь в военном училище, по программе авто подготовки, нам давали не только теорию, но и на практике учили управлять машиной.
Лично мне выпала честь учиться вождению на КАМАЗе. Это отличная машина. Высоко сидишь, далеко глядишь. На дороге чувствуешь себя не в пользу бедных. Катали мы КАМАЗ за пределами городской черты. В десяти километрах асфальтовой дороги и, что примечательно, всё больше по прямой. Поворотов было мало. Это или нас жалели, или инструктору было запрещено. Хотя выпадали случаи исключений.
Только вот оттачивать мастерство вождения пришлось на ЗИЛе-131. ЗИЛок — машина бортовая и рядом не встанет с КАМАЗом рядом, если сравнивать их обоих. Не помню, что помешало нам тогда закончить начатую программу подготовки на КАМАЗе, но решено было доучить нас на ЗИЛе-131.
Самое обидное, что поменялся инструктор по вождению. Старший прапорщик Полейвода был дядькой сердитым. Учил без всякого стеснения, грубо и по-мужски. После нескольких выездов за городом поехали мы с ним в сторону городских дорог. Помню, как очканул перед светофором первым. Дорога в две полосы туда и рядом обратно через разделительный ряд клумб. Пешеходный переход впереди. Светофор начал моргать. Скидываю скорость, но до светофора ещё метров пятьдесят ехать. Прапор ругаясь кричит что-то, руки и ноги слушаться отказываются. Машина катится. На переходе пешеходном уже люди пошли туда и сюда, а машина катится. Прапор что-то начал исполнять и железный конь встал, как вкопанная Сивка Бурка. Ругаясь инструктор вылез из машины. Обошёл перед кабины и открылась моя водительская дверь. Причитая на языке исключительно русского происхождения инструктор вытащил меня на волю. Приказал садиться на пассажирское сидение. Так прошло моё первое самостоятельное познание водительского мастерства в условиях реального города.

Потом были следующие выезды, а за ними и очередные косяки. Всего чего происходило долго вспоминать. Да и не один том книги уйдёт наверно. Это сегодня вспоминать смешно, а тогда глаза были широкие, сердце где-то в пятках. В руках вялость. В ногах дрожь. Однако это мне не помешало успешно сдать водительский экзамен и получить зачёт. Только вот такой подготовки конечно было не достаточно. Часов вождения было мало. Однако если сравнивать с настоящим временем, то тогда вождение у нас было обязательным и бесплатным. А сегодня курсанты военного училища за вождение деньги сдают в кассу. Это для того, чтобы их научили водить боевую машину. Данный подход к делу снижает количество желающих и качество обучения падает. В итоге в войска приходят офицеры без водительских удостоверений. Не все, но приходят.
Да и не всем приходится водить боевые единицы. Попав в войска мне тоже не каждый день приходилось зализать в кабину грузовика. Водительские права и практический опыт понадобился лишь спустя много лет, когда была куплена первая машина.
Если начинать водить, то только с копейки. Именно в 2004 году осенью получил возможность вспомнить навыки вождения приобретённые в далёких девяностых годах. До этого времени все вождения считаю ребяческим лепетом на детской площадке. Так началось моё знакомство с делом авто любительским. Не по желанию, по вынужденным тогда причинам. О коих сейчас утаю.

Накатавшись вдоволь на копейке было принято решение менять "железного коня". Столько железо не живёт, да и причин его содержать уже не было. Давно хотел именно Вектру. Надёжный автомобиль. Прост в обслуживании и эксплуатации.

Итог всего поста в том, что научиться водить машину просто. Нужно только быть всегда за рулём, но при этом знать прописные истины. Постоянно быть начеку и учить себя совершенствуя своё мастерство. Именно сегодня возвращаясь в далёкое прошлое понимаю, что будь ты семь пятниц во лбу — этого недостаточно. Мастерство вождения нужно постоянно поддерживать. Это на велосипеде сел и поехал. На машине всё по другому. Другими словами. Не боясь сев за руль, будь готов его крутить!

Осень 1990 года. г. Вильнюс, Литовской ССР

три года назад Метки: вождение обучение опыт

Нравится 5 Подписаться

Комментарии 2

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Старший прапорщик Полейвода. Вот так совпадение. Он у нас на военной кафедре преподавал. "Учил без всякого стеснения, грубо и по-мужски." — это про него, в точку…

Может совпадение? Давно это было.

Полная версия сайта

Особенности вождения автомобиля КамАЗ

Особенности вождения автомобиля КамАЗ

При правильном вождении автомобиля КамАЗ увеличивается средняя скорость движения. снижается расход топлива, повышается эффективность использования автомобиля (автопоезда) и срок его службы

Перед началом движения прогрейте двигатель.

Начинайте движение только после того, как прекратит работать звуковой сигнализатор (зуммер) и погаснут сигнальные лампы, что свидетельствует о заполнении тормозных систем воздухом.

При трогании с места нагруженного автомобиля включите первую передачу. Переключайте передачу плавно и обязательно выключив сцепление, при этом рекомендуется кратковременно задержать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не включайте передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора Если же не удается включить передачу при трогании с места, вторично выключите сцепление и снова включите передачу.

Рекомендуется следующий порядок переключения передач при разгоне автомобиля:

  • на дорогах с твердым покрытием. 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В
  • в тяжелых дорожных условиях. 1Н-2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В

При выборе момента переключения передач контролируйте частоту вращения коленчатого вала по тахометру.

Ниже приведены рекомендации по выбору частоты вращения коленчатого вала для переключения передач при разгоне автомобиля. Выполнение этих рекомендаций обеспечит работу двигателя в наиболее экономичном режиме.

  1. В тяжелых дорожных условиях или при движении на подъеме перед переключением с низших (первая и вторая) передач рекомендуется повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2600 об/мин. После переключения частота вращения должна быть не менее 1800 об/мин.
  2. Во время движения автомобиля на горизонтальном участке дороги с хорошим покрытием следует повышать частоту вращения коленчатого вала двигателя на промежуточных передачах не более чем до 2300 об/мин.
  3. Во время движения автомобиля в условиях малого дорожного сопротивления (движение «под уклон на дороге с хорошим покрытием) максимальная частота вращения коленчатого вала на всех передачах не должна превышать 2000 об/мин.
  4. При движении по магистралям обязательно следует использовать самую высшую передачу. При этом необходимо помнить, что движение с частотой вращения коленчатого вала более 2200 об/мин (что на передаче 5В соответствует скорости автомобиля 70 км/ч) неэкономично.

После движения накатом (по инерции, с выключенной передачей) нажмите на педаль подачи топлива для выравнивания угловых скоростей ведущего и ведомого валов коробки передач, затем включите нужную передачу.

На низшую передачу следует переходить заблаговременно, не допуская перегрузки двигателя.
При переходе с высших передач на низшие должно применяться двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую этот способ переключения обязателен.
Передачу заднего хода нужно включать только после полной остановки автомобиля. При движении не следует постоянно держать ногу на педали сцепления.
Перегрузка автомобиля приводит к преждевременному выходу из строя шин, механизмов рулевого управления, деталей трансмиссии, увеличивает расход топлива и усложняет вождение. Полные массы автомобиля и автопоезда не должны превышать установленных норм.

При маневрировании необходимо учитывать, что во время поворотов прицеп автопоезда смещается к центру поворота. При движении с прицепом (полуприцепом) следует обратить особое внимание на виляние, подергивание, увод и другие признаки износа деталей седельно-сцепного и тягово-сцепного устройств.

Движение автопоезда должно быть равномерным, без резких торможений и рывков. Торможение автомобиля рекомендуется осуществлять плавно, не допуская скольжения колес, так как это приводит к повышенному износу протектора тин и увеличивает тормозной путь автомобиля.

При значительном снижении давления воздуха в контуре III пневмопривода тормозных механизмов (менее 540 кПа (5,5 кгс/см2)) автомобиль автоматически затормаживается. Если это произойдет в местах, не допускающих остановки (перекресток, железнодорожный переезд), нажмите кнопку "Аварийное растормаживание" и, не отпуская ее, на малой скорости выведите автомобиль из опасной зоны.

Останавливать автопоезд на подъеме или спуске не рекомендуется. В случае вынужденной остановки для предотвращения скатывания автопоезда нужно включить стояночную тормозную систему и подложить противооткатные клинья под задние колеса автомобиля и прицепа.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, немедленно должна быть включена система аварийной сигнализации и остановлен автомобиль для устранения неисправностей.

При движении на уклонах необходимо соблюдать определенные правила. Короткие подъемы на хороших дорогах должны преодолеваться с использованием запаса скорости. При преодолении крутых и затяжных подъемов передачи делителя и коробки передач надо выбирать с учетом нагрузки автомобиля, длины и крутизны подъема, не допуская чрезмерного снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя (стрелка тахометра должна находиться в "зеленом поле" шкалы). По возможности нужно использовать передачу, которая обеспечит движение без дополнительных переключений и остановок.

При движении на спусках накатом категорически запрещается выключать двигатель, так как при этом не работают рулевой гидроусилитель и компрессор пневматического привода тормозных систем автомобиля.

Для замедления движения на спуске нужно пользоваться вспомогательной тормозной системой, при необходимости притормаживая рабочей тормозной системой. При включенной вспомогательной тормозной системе нельзя выключать сйепление и не переключать передач.

При движении по скользкими обледенелым дорогам следуеттормозить запасной или вспомогательной тормозными системами; при этом в первую очередь срабатывают тормозные механизмы прицепа (полуприцепа). В исключительных случаях и для полной остановки автопоезда допустимо притормаживание рабочей тормозной системой при включенном сцеплении. При торможении нельзя допускать скольжения колес.

При необходимости преодолении брода перед началом движения необходимо проверить исправность сцепления, предохранительных клапанов на раздаточной коробке и мостах, вентиляционных трубок на коробке передач, заглушки в пробке топливного бака, промерить глубину брода, исследовать состояние донного грунта, выбрать и проверить места въезда и выезда автомобиля и отметить вехами глубокие места. Для преодоления брода нужно выполнять следующее:

  • включить первую передачу раздаточной коробки и механизмы блокировки межосевого и межколесного дифференциалов; если уровень воды окажется выше лопастей вентилятора, отключить вентилятор;
  • провести герметизацию аккумуляторных батарей, установив на заливные отверстия герметизирующие пробки взамен обычных;
  • снизить давление воздуха в шинах до 80-170 кПа (0,8-1,7 кгс/см2) в зависимости от плотности прибрежного и донного грунта.

Въезжать в воду нужно осторожно (не создавая волны) на первой или второй передаче коробки передач при средней частоте вращения коленчатого вала. Двигаться по броду не останавливаясь, по возможности прямолинейно и без крутых поворотов. Протяженность брода, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности, может быть достаточно большой и ограничивается только временем движения автомобиля в воде, которое должно быть в пределах 10-15 мин. Если по какой-либо причине двигатель остановился, надо попытаться 2-3 раза пустить его стартером, в случае неудачи немедленно отбуксировать автомобиль на берег.

После выезда из воды, особенно зимой, сразу же надо просушить тормозные механизмы, для чего надо несколько раз притормозить автомобиль при движении для нагрева тормозных барабанов; разгерметизировать аккумуляторные батареи заменой герметизирующих пробок обычными. Проверить состояние масла в агрегатах и, обнаружив воду, немеденно заменить масло. Смазать через пресс-масленки все точки смазывания. Для удаления воды из камеры сгорания и газоходов предпускового подогревателя необходимо включить его на продувку на 3-5 мин.

Вывернуть пробку нижнего люка картера сцепления, слить воду и ввернуть пробку. Наличие воды в агрегатах и системах автомобиля не допускается.

В случае заноса нельзя выключать сцепление, надо плавно уменьшать подачу топлива, рулевое колесо поворачивать в сторону заноса. Переключение передач и выключение сцепления на скользком участке дороги нежелательны. Перед троганием с места на скользком участке дороги нужно заблокировать межосевой дифференциал рычагом, расположенным на панели приборов. При этом загорается контрольная лампа и горит все время, пока дифференциал заблокирован. После прохождения скользкого участка дороги следует нажать на педаль сцепления до упора и немедленно разблокировать дифференциал.

Если автомобиль забуксовал, надо затормозить автомобиль, заблокировать дифференциал, включить вторую передачу и при наименьшей частоте вращения коленчатого вала двигателя (такой, чтобы только не остановился двигатель) плавно отпустить педаль сцепления.

При движении по колее нельзя удержать более 15 с рулевое колесо, повернутым до упора в крайнее положение (для вывода управляемых колес из колеи).

При движении во время тумана. дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с частыми крутыми поворотами для улучшения видимости рекомендуется пользоваться противотуманными фарами, которые включаются клавишей.

При выходе из строя рулевого гидроусилителя пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.
Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя надо выполнить следующее;

  • соедините шлангом идущие от насоса трубки высокого и низкого давления и, если можно, включить радиатор для охлаждения масла;
  • закрыть нагнетательное и сливное отверстия гидроусилителя;
  • долить в бачок насоса масло до уровня указателя (допускается временное использование масла, применяемого для двигателя, с последующей заменой его при первой возможности);
  • при движении автомобиля поддерживать режим работы двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала и наблюдать за температурой масла в бачке; при температуре масла выше 100 °С остановиться и дать маслу остыть.
Буксирование автомобиля

Для буксирования неисправного автомобиля используется специально изготовленный жесткий буксир (рис. 363 ). Применение буксиров иных конструкций допускается при снятом переднем буфере.

При буксировании автомобиля с неработающим двигателем для заполнения тормозного пневмопривода сжатым воздухом используется шланг для накачивания шин. Шланг подсоединяется к клапану, расположенному на конденсационном ресивере.

Перед буксированием на большое расстояние (свыше 150 км) надо отсоединить карданный вал промежуточного моста.


Рис. 363. Жесткий буксир: а - для автомобилей типа 6x4; б - для автомобилей укомплектованных передними буксирными вилками

Нельзя блокировать дифференциал в момент буксования колес. На автомобилях можно использовать цепи противоскольжения, их надевают на наружные колеса ведущих мостов автомобиля с обеих сторон. Для удобства монтажа цепей в проставочных кольцах колес имеются окна.

Особенности вождения автомобилей КамАЗ-5320, Камаз-5380 и Урал 4320

Особенности вождения автомобилей КамАЗ-5320, Камаз-5380 и Урал 4320

Правильное вождение автомобилей является важнейшим условием безаварийной работы, увеличения срока их службы и средней скорости движения, снижения расхода топлива и обеспечения высоких технико-экономических показателей использования этих транспортных средств.

Загрузка автомобиля не должна превышать установленной заводом нормы. Перегрузка приводит к преждевременному выходу из строя шин, рулевого управления, деталей трансмиссии, увеличивает расход топлива.

Движение следует начинать после прогрева двигателя, плавно, избегай рывков, так как резкое трогание с места приводит к пробуксовке колес, ускоренному износу шин и перерасходу топлива. Попытки начать движение с заторможенными колесами приводят к поломке деталей трансмиссии.

Переключать передачи следует, плавно перемещая рычаг и обязательно выключив сцепление. Рекомендуется кратковременно задержать рычаг в нейтральном положении. Почувствовав сопротивление перемещению рычага, не следует включать передачу резкими толчками. Необходимо плавно усиливать давление на рычаг до полного включения синхронизатора. Если не удается включить передачу при трогании с места, надо вторично выключить сцепление и снова включить передачу. При выборе момента переключения передач и скорости движения в целях лучшего использования мощности двигателя и его динамических качеств контролируют частоту вращения коленчатого вала по тахометру. Его стрелка во время движения должна находиться в пределах зеленого сектора, что соответствует оптимальному, наиболее экономичному режиму работы двигателя на частоте вращения коленчатого вала 200…220 рад/с (2000…2200 об/мин).

Максимальная мощность двигателя развивается при частоте вращения коленчатого вала 260 рад/с (2600 об/мин), но длительная езда на этих частотах ведет к повышенному расходу топлива и износу деталей двигателя. Поэтому, достигнув максимальной мощности двигателя на данной передаче, переходят на более высокую.

Для повышения срока службы синхронизаторов рекомендуется при переходе с высших передач на низшие применять двойное переключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение указанного выше способа переключения обязательно.

Передачу заднего хода можно включать только после полной остановки автомобиля.

По возможности надо пользоваться накатом (за исключением движения по горным дорогам и на затяжных крутых спусках), но не выключать двигатель, так как при этом не работает компрессор и гидроусилитель рулевого управления. После движения по инерции следует включать передачу, соответствующую скорости движения автомобиля в момент включения. Необходимо помнить диапазоны скоростей на различных передачах: 5В — 100…80; 5Н — 80… 65; 4В — 65…50; 4Н — 50…40; ЗВ — 40…30; ЗН — 30…25.

При движении на затяжном подъеме необходимо заранее перейти на передачу, обеспечивающую подъем без переключения.

Нельзя забывать, что при снижении давления воздуха в контуре III пневмопривода тормозов автомобилей КамАЗ до 500 кПа (5 кгс/см2) происходит автоматическое затормаживание автомобиля. Если это произойдет в местах, не допускающих остановки (перекресток, железнодорожный переезд), то надо нажать на кнопку аварийного растормаживания и, не отпуская ее, на малой скорости вывести автомобиль из опасной зоны. При отсутствии воздуха энергоаккумуляторы надо отключить.

Ведя автомобиль, необходимо постоянно следить за показаниями приборов и сигналами контрольных ламп. Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна быть в пределах 75… 98 °С, давление воздуха в контурах пневматического привода тормозов 600…750 кПа (6,0…7,5 кгс/см2), давление масла в системе смазки двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала не менее 100 кПа (1 кгс/см2), при номинальной частоте — 400…550кПа (4,0…5,5 кгс/см2). Контрольные лампы загораются в случаях падения давления в системе смазки двигателя ниже 40. 80 кПа (0,4… 0,8 кгс/см2), повышения температуры охлаждающей жидкости выше (100 ± 3) °С, уменьшения топлива в баках до 1/8 полного объема.

При возникновении каких-либо неисправностей, угрожающих безопасности движения, следует немедленно остановить автомобиль для их устранения и включить систему аварийной сигнализации.

Движение в горных условиях

Дороги в горной местности отличаются большим количеством затяжных подъемов (спусков), крутых поворотов с ограниченной видимостью, узкой проезжей частью, наносами на дорожном полотне, крутыми отвесами и обрывами по бокам проезжей части. Условия движения ухудшаются значительным разрежением воздуха — недостатком кислорода, атмосферными осадками с образованием гололеда и скользких участков. При движении по горным дорогам надо точно рассчитывать скоростной режим движения, учитывать изменения тягово-динамических свойств автомобиля при падении мощности двигателя, производительность компрессора в условиях разреженного воздуха.

Перед рейсом в горах необходимо тщательно проверить техническое состояние автомобиля, особенно тормозов, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации. Предохранитель против замерзания конденсата заправляется спиртом. Тщательно проверяется герметичность всех систем, так как с понижением атмосферного давления вероятность утечки воздуха, топлива и смазки значительно возрастет. Тепловой режим двигателя регулируется с помощью жалюзи и переключением режима работы гидромуфты. Нормальное давление и температура системы смазки поддерживается включением и отключением масляного радиатора. В условиях пониженного атмосферного давления при температуре 80…90 °С необходимо постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и при необходимости доводить его до нормы с соблюдением мер безопасности.

Перегрев двигателя (температура более 92 °С) может произойти из-за длительного движения автомобиля с перегрузкой. В этом случае следует остановиться и подождать, пока охлаждающая жидкость остынет.

Перед движением на затяжном крутом подъеме надо держать наготове противооткатные клинья на случай остановки автомобиля, а на очень крутых подъемах (более 30 %) подвязывать клинья ва расстоянии 20…30 см от колес так, чтобы при самооткате они попали бы под колеса. Если самооткат все-таки произошел и затормозить автомобиль не удается, надо включить передачу заднего хода и под острым углом прижать автомобиль к откосу скалы или другому естественному препятствию.

На крутых спусках следует тормозить рабочим тормозом при включенной пониженной передаче без выключения сцепления. На затяжных спусках притормаживать запасной тормозной системой, регулируя темп замедления положением рукоятки в пределах 2/3 хода.

Для замедления движения на затяжных спусках следует пользоваться вспомогательным тормозом. При развитии двигателем частоты вращения коленчатого вала выше 2600 об/мин необходимо периодически интенсивно притормаживать автомобиль рабочим тормозом.

Движение по скользким или обледенелым дорогам и в условиях бездорожья

Движение по скользким дорогам обязывает водителя соблюдать особую осторожность, оно должно быть равномерным, со скоростью, обеспечивающей безопасность.

В случае заноса следует, не выключая сцепления, плавно уменьшить подачу топлива и поворачивать рулевое колесо в сторону заноса. Для замедления движения при опасности заноса надо пользоваться вспомогательным тормозом. В исключительном случае или для полной остановки автомобиля допустимо притормаживание рабочим тормозом при включенных передаче и сцеплении.

До въезда на тяжелый участок пути (снег, грязь, мягкий грунт, песок) необходимо обязательно блокировать дифференциал раздаточной коробки (на КамАЗ-5320 — межосевой дифференциал) и снижать давление воздуха в шинах до величины, соответствующей наилучшей проходимости на данном участке пути в соответствии с инструкцией (для автомобилей с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах).

Во всех других случаях движения дифференциал раздаточной коробки (межосевой дифференциал) необходимо разблокировать во избежание дополнительных нагрузок на трансмиссию и увеличения расхода топлива.

Переключать раздаточную коробку на автомобиле Урал-4320 с высшей передачи на низшую можно только после полной остановки автомобиля. Установка рычага управления раздаточной коробки в нейтральное положение при включенной передаче в коробке передач и включенной коробке дополнительного отбора мощности не допускается.

>b>Преодоление брода автомобилями КамАЗ-4310 и Урал-4320

Для преодоления брода глубиной до 1 м необходимо закрыть радиатор шторой (жалюзи), снизить давление воздуха в шинах в соответствии с плотностью прибрежного грунта, закрыть резьбовые отверстия для стока смазки в нижней крышке картера сцепления пробкой.

При глубине брода более 1 м надо отключить вентилятор, установить тягу управления муфтой вентилятора в среднее положение, отключить систему эжекции, установить резиновые прокладки под пробки аккумуляторных батарей или специальные пробки, очистить привалочную поверхность фланца эжектора от грязи, установить бродовый клапан на трубу глушителя, проверить крепление соединений системы выпуска газов и системы эжекции.

Преодолевать брод надо на первой или второй передаче коробки передач с заблокированным межосевым дифференциалом и пониженной передачей в раздаточной коробке. Выезжать следует осторожно, на малой скорости, не создавая волны перед автомобилем. Время преодоления брода не должно превышать 10… 15 мин.

Если в процессе преодоления брода заглох двигатель, надо сделать две-три попытки (с интервалом до 1 мин каждая) пуска двигателя стартером. Если двигатель не пустился, автомобиль следует немедленно эвакуировать из воды.

После каждого преодоления брода надо проверить, не попала ли вода в систему смазки двигателя и основные агрегаты автомобиля. Наличие капель воды на указателе уровня масла или повышенный его уровень являются признаками попадания масла в картер двигателя. При наличии воды в агрегатах заменить в них масло. Подшипники скольжения, шлицевые и шарнирные соединения прошприцевать.

После преодоления брода узлы и агрегаты автомобиля привести в состояние для работы в нормальных дорожных условиях. Устранить причины проникновения воды в агрегаты автомобиля. Для поддержания готовности автомобиля к преодолению брода необходимо систематически следить за состоянием шлангов, трубок, их соединений, уплотнений агрегатов и своевременно устранять неисправности.

Канавы, кюветы и рвы необходимо преодолевать на малой скорости. В особо сложных условиях — блокировать дифференциал раздаточной коробки. Преодолевать канавы надо под прямым углом, иначе при наклоне автомобиля перераспределение нагрузки вызовет буксование разгруженных колес.

Движение при неработающем гидроусилителе

При выходе из строя гидроусилителя рулевого управления пользоваться рулевым механизмом можно только кратковременно.

Длительная эксплуатация автомобиля с неработающим гидроусилителем категорически запрещается, так как это приводит к быстрому износу механизма рулевого управления или его поломке.

При разрыве шлангов насоса гидроусилителя необходимо соединить трубопроводы высокого и низкого давления, идущие от насоса, и по возможности включись радиатор для охлаждения масла, закрыть сливное и нагнетательное отверстия гидроусилителя деревянными пробками, долить в бачок насоса масло до уровня указателя, при необходимости использовать масло, применяемое для двигателя, с последующей его заменой; начинать движение при- работе двигателя с возможно малой частотой вращения коленчатого вала, наблюдать за температурой масла в бачке. При нагреве его более чем на 100 °С сделать остановку и дать маслу остыть.

К атегория: - Автомобили Камаз Урал