Руководства, Инструкции, Бланки

Комплаенс Программа Образец img-1

Комплаенс Программа Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Комплаенс в России 2016

ВТОРАЯ ЕЖЕГОДНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПРОШЛА 2 ДЕКАБРЯ 2016 | МОСКВА

КОМПЛАЕНС В РОССИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ КОМПАНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЭКОНОМИКИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ.

Сегодня эксперты все чаще поднимают тему комплаенс во время проведения различных семинаров и конференций. Чем вызван такой интерес? В наши дни система комплаенс внедрена практически во всех крупных международных компаниях и крупных российских банках. А должное соблюдение основных принципов системы напрямую влияет на успех и целостность самой организации и на благополучие ее персонала, что в конечном итоге повышает эффективность бизнеса. Комплаенс служит основой для совершенного процесса принятия руководством принципиальных решений, а значит, содействует достижению установленных стратегических и тактических целей компании.

Предстоящее в Москве мероприятие призвано обобщить практический опыт создания и работы комплаенс подразделений в отечественных и зарубежных компаниях. Неизменность принципа «актуальность и своевременность» в построении программы конференции, тщательный подбор тем и острота поднимаемых к обсуждению вопросов, делает посещение данного мероприятия обязательным в Вашем деловом календаре.

Поставить перед экспертами актуальные вопросы требующие разъяснений и практических рекомендаций для решения существующих проблем в области построения комплаенс системы и управления комплаенс рисками.

К участию в конференции приглашены директора и менеджеры по комплаенс, руководители юридических отделов, главы отделов внутреннего контроля и управления рисками, а также другие подразделения, отвечающие за защиту интересов и репутации компании.

  • Современные тенденции в сфере комплаенс;
  • Комплексный подход к построению комплаенс-функции;
  • Повышение эффективности системы комплаенс контроля;
  • Комплаенс и антикоррупционная защита бизнеса;
  • Комплаенс в финансовых институтах.

Видео

Другие статьи

Комплаенс программа

Архив метки: комплаенс программа

14 мая 2014 года Распоряжением Правительства РФ №816-р утверждена Программа по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы. Программа содержит в себе перечень мероприятий образовательного характера для повышения уровня осведомленности российских граждан, в том числе чиновников, предпринимателей, сотрудников компаний частного сектора по вопросам борьбы с коррупцией .

МГИМО стал первым ВУЗом в России, где введен курс, посвященный комплаенс, в рамках которого существенное внимание уделяется вопросам антикоррупционного просвещения.

Курс: «Compliance — управление рисками в современной компании » преподается слушателям Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО(У) и состоит из теоретической и практической частей.

Примерная структура курса выглядит следующим образом:

Теоретические основы комплаенс: понятия, история появления и развития.

Опыт зарубежных стран и особенности внедрения комплаенс в Российской Федерации.

Разновидности комплаенс: антикоррупционный, антимонопольный, налоговый, трудовой, и.т.д. Комплаенс -риски.

Основы антикоррупционного комплаенс в организации. Понятие коррупции, нормативная база, регулирующая вопросы борьбы с коррупцией: Закон РФ «О противодействии коррупции», Закон США «О коррупции за рубежом», Закон Сарбейнза-Оксли, Закон Додда-Франка, Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством», международные соглашения в области борьбы с коррупцией.

Создание системы комплаенс в организации. Различные подходы, их достоинства и недостатки. Роль комплаенс менеджера в бизнес процессе.

Особенности разработки политик и процедур в области комплаенс.

Практика ведущих компаний в области внедрения и организации системы комплаенс. Известные антикоррупционные дела, в том числе дело Siemens, дело Daimler Benz, и др. Практика Комиссии по ценным бумагам США (SEC) и Министерства юстиции США (DOJ) по ведению коррупционных дел. Практика Управления по борьбе с крупным мошенничеством (UK Serious Fraud Office) Великобритании. Коррупционные дела в России, в том числе в области частного сектора.

Особенности антимонопольного комплаенс в России. Практика ФАС РФ в данной области.

Особенности создания и внедрения этического регулирования в организации.

Ответственность юридических и физических лиц за правонарушения.

Правила проведения внутреннего корпоративного расследования в организации. Права и обязанности участников, допустимые доказательства, порядок применения мер ответственности.

В рамках курса слушатели решают практические задания.

С сентября 2014 г. курс «Правовые аспекты управления рисками в энергетических компаниях» преподается студентам магистратуры Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО(У).

Курс читает доцент кафедры конституционного права МГИМО, кандидат юридических наук, партнер Юридического бюро Ex Officio, Елена Александровна Кремянская .

По любым вопросам, связанным с данным курсом, Вы можете обратиться:

У специалистов по комплаенс, в сферу ответственности которых входит контроль контрактных и иных отношений, в которые вступает организация, также как у юристов компании часто возникает вопрос — на что необходимо обращать внимание в отношениях с контрагентами с точки зрения FCPA, UK Bribery Act, а также российского антикоррупционного законодательства .

Как известно, в частности нормами FCPA закрепляется ответственность организаций за действия третьих лиц. например за действия посредников, агентов, консультантов, брокеров, юридических представителей и других. Таким образом, во избежание рисков нарушения норм закона, которые могут возникнуть в результате действий третьих лиц, необходимо убедиться в «чистоте» контрагента. Одной из форм проверки является проведение процедуры due diligеnce или процедуры проверки контрагента.

Какая информация о контрагенте должна привлечь внимание при проведении такой проверки?

Мы постарались определить проблемные вопросы. на которые имеет смысл обращать внимание. Безусловно, это не полный перечень, однако с практической точки зрения это наиболее часто встречающиеся «проблемные зоны».

Финансовые взаимоотношения сторон:

Форма запрашиваемой оплаты является нестандартной для рынка, на котором работают компании.

Скидки и предлагаемые бонусы серьезно превышают стандартные скидки и бонусы, предоставляемые в отношении аналогичных продуктов на аналогичных рынках.

Счет компании-контрагента расположен за пределами страны регистрации и/или страны оказания услуг и поставки товаров, а также в известных оффшорных зонах.

Контрагент просит в инвойсе указывать суммы превышающие реальную стоимость товаров или услуг.

Инвойс не содержит четкое описание предмета оплаты.

Оплата полностью или частично запрашивается в наличной форме.

В рамках сделки контрагент предлагает включить в схему сделки подставную компанию.

Поставщик услуг или товаров просит осуществить платеж в адрес третьего лица.

Контрагент просит «разбить счет» и осуществить часть оплаты на один счет, а часть — на другой, возможно даже в адрес иного юридического лица.

Контрагент просит заключить дополнительно маркетинговое соглашение или соглашение о предоставлении консультационных услуг и оплатить туда часть стоимости, при этом отсутствует реальная необходимость в таких услугах, либо стоимость их завышена.

Контрагент просит сделать пожертвование в адрес третьего лица.

Особенности статуса контрагента:

Контрагент уже являлся участником публичных коррупционных скандалов.

Должностные лица контрагента были осуждены за различные экономические преступления.

Известны прецеденты расторжения отношений между контрагентом и третьими лицами в связи с делами о коррупции.

Информация о контрагенте, предоставленная его представителями не соответствует действительности, документы подделаны или вызывают серьезные сомнения в их подлинности.

Контрагент (в России это скорее можно применить к иностранным организациям) не применяет комплаенс практику, отказывается предоставлять информацию о себе и учредителях, иную информацию, в том числе и после заключения соглашения о конфиденциальности.

Связи контрагента с государственными организациями и чиновниками

Должностные лица контрагента, принимающие решения имеют тесные семейные связи с государственными чиновниками или государственными органами, а также чиновниками и органами международных организаций.

Должностные лица контрагента ранее являлись высокопоставленными сотрудниками государственных органов, международных организаций, особенно, если сфера деятельности контрагента связана со сферой деятельности этих государственных органов или международных организаций.

Контрагент финансирует деятельность политических партий.

Государственные чиновники «рекомендуют» заключить сделку именно с тем или иным контрагентом.

Контрагент является «лоббистом» определенной отрасли. При этом не обязательно, чтобы статус «лоббистов» был определен законом. Либо контрагент нанимает таких «лоббистов» в определенных целях.

Третье лицо предлагает заключить сделку с условием предварительного согласования ее условий с определенными чиновниками (если только речь не идет об официальном предварительном согласовании сделок, как, например, в соответствии с нормами антимонопольного законодательства).

Контрагент — это юридическое лицо без соответствующего персонала, который может оказывать услуги, осуществлять поставки и выполнять условия контракта.

Финансовые результаты деятельности контрагента не позволяют рассчитывать на него как на надежного партнера.

Контрагент оказывается предоставлять информацию о своей структуре, отказывается проходить проверку в рамках процедуры due diligence.

Контрагент отказывается от подписания письменного договора.

Отсутствует возможность осуществлять аудит соблюдения контрагентом положений антикоррупционного законодательства.

Необходимо отметить, что наличие таких «проблемных зон» не должно давать однозначный запрет сделке или иным взаимоотношениям с контрагентом. В каждом случае решение необходимо принимать индивидуально.

В целях снижения возможных рисков можно рекомендовать следующее:

1) Задокументировать все выявленные «проблемные зоны»

2) Рассмотреть их совместно с представителями бизнес-направления компании, оценить перспективность сделок, взвесить все «за и против».

3). При наличии сомнений, запросить в письменной форме у контрагента дополнительную информацию .

4) При проведении мониторинга, уже после заключения договора или оформления иным образом взаимоотношений с третьим лицом, уделять серьезное внимание всем выявленным «проблемным зонам», в том числе выбирать сделки с этими контрагентами для тестовых проверок в рамках мониторинга.

5) Документировать все выявленные факты и новые обстоятельства.

6). В случае выявления новых обстоятельств обсуждать их с представителями бизнес направлений и рассматривать вопрос о способах снижения рисков и о продолжении отношений с контрагентом .

Эти и другие меры позволят снизить риски нарушения законодательства, в том числе в области борьбы с коррупцией и таким образом обеспечить реализацию функций комплаенс подразделения на надлежащем уровне.

Система 3 — Комбинированная структура.

Является сочетанием централизованной и децентрализованной системы.

Руководитель службы комплаенс отвечает за весь спектр комплаенс вопросов.

Это включает в себя:

— общее руководство;

— организацию обучения руководства и персонала;

— организацию взаимодействия со всеми подразделениями компании по вопросам комплаенс.

— мониторинг исполнения

— организацию и участие во внутренних расследованиях, коммуникациях с внешними партнерами по вопросам комплаенс.

Каждый из руководителей подразделений несет ответственность за анализ рисков, политик и процедур на местах по своим направлениям.

Комплаенс в отдельных отраслях обеспечивается соответствующими подразделениями компании (налоговый – финансовым отделом/бухгалтерия)

Данная система позволит обеспечить глубокое понимание соответствующей области комплаенс при условии общей координации деятельности, контроля, обучения со стороны руководителя службы комплаенс .

Комбинированная система позволит реализовать преимущества комплаенс в полной мере:

  • Закрепить контрольные механизмы в организации

Увеличить прозрачность финансовых и бизнес процессов в организации

Создать четкие и понятные «правила игры » для сотрудников

Повысить привлекательность компании для инвесторов и иностранных партнеров

Существенно снизить риски совершения коррупционных правонарушений

Существенное снизить риски нарушения антимонопольного, налогового, трудового, таможенного и др. видов законодательства

Существенно уменьшить размеры выплаченных штрафов и других санкций, применяемых государственными органами за нарушение законов

Упростить бизнес процессы

Снизить объем личного контроля учредителей и топ менеджмента над внутренними процессами

В современной бизнес практике можно выявить несколько различных подходов к структуризации службы compliance в организации.

На основании проведенного анализа попробуем выявить особенности каждой из систем, включая ее достоинства и недостатки.

Система 1 — Централизованная структура.

Один руководитель службы комплаенс несет ответственность за работу всей комплаенс функции, вне зависимости от сферы применения комплаенса.

Комплаенс-контролеры находятся в подчинении у менеджеров бизнес единицы) или подчиняются только руководителю службы комплаенса;

Руководитель службы комплаенс несет ответственность за эффективность системы комплаенс и внедрение.

Руководитель службы комплаенс может быть отдельной единицей, а может совмещать должность с должностью руководителя юридического отдела или финансового.

Организация процессов и контроль результатов в одних руках – это приводит к единообразию подходов и возможности в целом контролировать эффективность системы.

Подчинение комплаенс контролера менеджеру бизнес единицы приводит к наличию давления на контролера и, соответственно, приоритет может отдаваться не всегда тем решениям, которые будут соответствовать законам и этическим правилам, поскольку окончательное решение принимается менеджером бизнес единицы. Конфликт интересов между бизнес подразделениями и комплаенс контролерами. Удаленность комплаенс службы от интересов и понимания бизнеса.

Одним из результатов коррупционного скандала в Siemens в 2006 году стал обновленный подход компании к созданию и функционированию комплаенс функции.

В 2007 году принимаютсяSiemens Business Conduct Guidelines — основы комплаенс политики компании Siemens.

1. Наличие одобренной Программы комплаенс в компании, которая в обязательном порядке включает в себя положения, соответствующие FCPA, включая запрет коррупционной деятельности, правила ведения бухгалтерской и финансовой документации.

2. Создание и внедрение системы финансовых и бухгалтерских процедур, включая систему полноценного внутреннего бухгалтерского контроля.

3. Создание и внедрение новых стандартов комплаенса и новых процедур, которые снизят риск нарушений антикоррупционного законодательства. Эти стандарты должны быть применимы ко всему менеджменту компании, сотрудникам, а также консультантам, представителям, дистрибьюторам, партнерам, в том числе по совместным предприятиям и иным третьим лицам.

4. Назначение ответственных лиц за программу compliance на уровне топ менеджмента с возможностью прямого контакта с акционерами компании.

5. Создание механизмов контроля за соблюдением внедренных программ: мониторинга, тренингов сотрудников всех уровней, а также бизнес партнеров, консультантов и иных третьих лиц.

6. Создание эффективной системы информирования о потенциальных коррупционных нарушениях, в том числе нарушениях процедур сотрудниками, а также третьими лицами (партнерами, консультантами, и.т.д.)

7. Создание и внедрение необходимых дисциплинарных процедур, которые могут быть применены в случаях нарушений.

8. Применение программ оценки контрагентов (due diligence).

9. Включение антикоррупционной оговорки во все соглашения, которые подписывает компания.

10. Проведение периодического тестирования знаний внутренних процедур и основных антикоррупционных законов сотрудниками компаний.

Свежие записи

Комплаенс - бизнес без коррупции

Комплаенс - бизнес без коррупции

Правовой центр Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан
Комплаенс-консультант
Зиннатуллина Юлия Сергеевна
Тел. (843) 236-06-27, 238-61-04
E-mail: arbitrage@tpprt.ru ; lex@tpprt.ru

Комплаенс (compliance) – комплекс мер, принимаемых в целях выявления, устранения и предотвращения нарушений российского и международного законодательства, а также морально-этических норм.

Комплаенс-программы тесно связаны с противодействием коррупции. Коррупция с точки зрения действующего законодательства является административным и уголовным нарушением, за которое установлена ответственность. Однако компаленс-программы по своему содержанию шире антикоррупционных мер. Комплаенс подразумевает не только противодействие коррупции, но создает условия и основы для ведения честного и прозрачного бизнеса. Комплаенс как требование пришло в российскую правовую систему под влиянием международного бизнес-сообщества. С учетом того, что Россия интегрируется в мировую экономику, российское национальное законодательство устанавливает требования, которым должны соответствовать российские организации. Данные требования распространяются на все организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, а не только на тех, которые взаимодействуют с иностранными контрагентами.

Требования российского законодательства

С 1 января 2013 г. все организации, осуществляющие деятельность на территории России, должны принимать меры по противодействию коррупции (ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции»).

Меры по предупреждению коррупции могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Ответственность за коррупционное преступление теперь несет не только гражданин, но и организация-работодатель. Минимальный штраф установлен ч. 1 ст. 19.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере 1 000 000 руб.

Международные требования устанавливаются международными правовыми актами, частности, Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции" (заключена в г. Нью-Йорке 31.10.2003 г.), Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173) (заключена в г. Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенцией по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (заключена в г. Париж, 17 декабря 1997 г.).

Кроме этого, иностранные государства (США, Великобритания) принимают антикорупционные законы, которые распространяются не только на граждан и организаций своей юрисдикции, но и на их зарубежных контрагентов.

Закон США о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act - FCPA) – первый в мире закон о запрете подкупа иностранных должностных лиц, который предусматривает принятие компаниями комплаенс-программ. Закон вступил в силу в 1977 году, но до недавнего времени применялся достаточно редко. Начиная с 2005 года число расследований в рамках FCPA значительно возросло. Наблюдается значительное увеличение размеров штрафов и иных санкций.

Описание основных положений FCPA и практики их применения за несколько десятилетий содержит сотни страниц. Начать необходимо с так называемого «юрисдикционного теста»: применяется ли к российским организациям FCPA? Первоначально его нормы распространялись на американских граждан и американские компании. Позднее поправки создали возможность применения закона по отношению к любым лицам, нарушившим требования FCPA.

Компания Statoil (Норверия) «попала под FCPA» по двум причинам: из-за листинга своих акций в США и потому, что соответствующие платежи, признанные коррупционными, были осуществлены через американские банки. А дело Siemens (Германия), где разнообразные коррупционные платежи составляли многомиллионные суммы, подпало под действие закона, потому что взятки платились в долларах США и, следовательно, через корреспондентские счета американских банков, этого оказалось достаточно. Одна из аудиторских фирм, действовавших в Индонезии, была привлечена к ответственности за то, что искажения в отчетности привели к занижению налоговых платежей их клиента в США. Таким образом, практически любое лицо, совершавшее денежные операции в долларах США или заключавшее сделки с американскими контрагентами, может быть привлечено к ответственности.

Необходимо учитывать тот факт, что американские компании, при выборе партнера в других странах, ориентированы на компании приверженные принципам FCPA.

Британский закон «О взяточничестве» (Bribery Act) был принят 8 апреля 2010 г. Закон содержит положения относительно взяточничества, как в самой Великобритании, так и за рубежом. Важно, что под понятием «взяточничество» понимается как дача, так и получение взятки, а деяние, совершенное за рубежом, признается преступным, если бы по английскому праву оно являлось преступлением в случае совершения его в Великобритании.

В соответствии с законом, наказуемыми признаются следующие действия:
  • Предложение или дача взятки;
  • Вымогательство или получение взятки;
  • Подкуп иностранного должностного лица;
  • Неисполнение организацией обязанности по принятию мер для противодействия взяточничеству.

За нарушение закона установлена уголовная ответственность физических и юридических лиц (в Великобритании, существует уголовная ответственность юридических лиц.) Организация может быть признана виновной в совершении преступления, если связанное с нею лицо осуществляет подкуп другого лица с намерением получить для данной организации какое-либо преимущество.
Способом защиты организации от обвинения в данном преступлении может быть принятие ею адекватных мер по предотвращению фактов взяточничества среди связанных с нею лиц.

Иностранные компании вынуждены затрачивать колоссальные денежные средства на проверку своих российских контрагентов .

Российским предпринимателям необходимо учитывать требования законов как США, так и Великобритании, поскольку:

1. к российским компаниям, работающим с иностранными контрагентами, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные FCPA, Bribery Act;

2. российская компания, обладающая эффективной комплаенс-программой, готова для заключения сделок с иностранными контрагентами.

Торгово-промышленная палата Республики Татарстан имеет опыт по разработке различных комплаенс-программ (в частности, по борьбе с коррупцией, по противодействию корпоративному шантажу), их внедрению и мониторингу эффективности реализации. Для этих целей специалисты ТПП РТ прошли обучение в США (г. Вашингтон, г. Сан-Франциско, г. Хьюстон) и России (г. Москва, г. Саратов).

Торгово-промышленная палата Республики Татарстан готова предложить Вам следующие услуги:

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА

ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА30.04.2012

Ремедиум, Москва, 30 апреля 2012 6:00:00
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС ДЛЯ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА
Автор: Екатерина ПУСТОВАЛОВА, к.ю.н. региональный директор по России и СНГ International Compliance Association (ICA), президент International Compliance Services (ICS)
Финансовые потери, отзыв лицензий, уголовная ответственность руководителей, потеря деловой репутации - все это не зависит от того, требует закон от организации выстраивать систему внутреннего контроля над недопущением нарушений или нет. Функция комплаенса универсальна и крайне важна для руководителей, заинтересованных в устойчивом долгосрочном развитии компании и понимании реальной ситуации по рискам.
Ключевые слова: система комплаенса, комплаенс-менеджер, комплаенс-регулирование, внутренний контроль, комплаенс-риски, мотивация к внедрению, риск-менеджмент, новая философия бизнеса
КОМПЛАЕНС-РЕГУЛИРОВАНИЕ
На настоящий момент международное комплаенс-регулирование очень многообразно и обусловлено спецификой страны, причинами и целями появления регулирования, секторами экономики (различными субъектами) и областями законодательства.
Первым в России вопросами комплаенса озаботился банковский сектор: термин "комплаенс-контроль" был введен Указанием Банка России от 7 июля 1999 г. "№"603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля над соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях", нов 2004 г. указание "№"603-У было признано утратившим силу.
На международном уровне также одним из первых документов по комплаенсу стали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы), принятые 30 октября 2000 г. 11 ведущими банками мира.
В последующем комплаенс-регулирование, направленное на противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в банковской сфере продолжало развиваться и детализироваться как за рубежом, так и в России.
Важной областью комплаенс-регулирования является противодействие коррупции. Помимо Закона о борьбе с коррупцией за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA) 1977 г. нормативное регулирование в этой области развивалось следующим образом:
Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций (OECD Conventionon Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions) 1997 г. далее (Конвенция ОЭСР против коррупции); Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 1999 г.; Конвенция ООН против коррупции 2003 г.; UK Bribery Act.
В России ключевые документы по противодействию коррупции следующие:
Федеральный закон от 25.12.2008 "№"273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Указ Президента РФ от 19.05.2008 "№"815 "О мерах по противодействию коррупции"; Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. "№"96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"; Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. "№"460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.";
"Национальный план противодействия коррупции" (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 "№"Пр-1568).
Требования и рекомендации по вопросам организации системы комплаенса содержатся в следующих документах:
Руководство ОЭСР о лучших практиках по внутреннему контролю, этике и комплаенсу (OECD Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics, and Compliance) от 18.02.2010 г. [1]; Раздел 7 Руководства для международных компаний (Section VII - Guidelines for Multinational Enterprises) [2] Конвенции ОЭСР против коррупции устанавливает требования к системе внутреннего контроля и функции комплаенса; Подробное описание принципов внедрения "адекватных" процедур приведено в Bribery Act 2010 Guidance [3], а в краткой и простой форме пояснения и рекомендации Министерства юстиции Великобритании по соответствию UK Bribery Act приведены в Quick Start Guide) [4]; Также имеются Руководства Transparency International о внедрении "адекватных" процедур (Guidance on Adequate Procedures under the UK Bribery Act 2010) [5].
Тем не менее российское антикоррупционное законодательство в настоящий момент не содержит требований к построению системы внутреннего контроля и рекомендаций комплаенс-менеджеру, но в связи с присоединением России к Конвенции ОЭСР против коррупции можно ожидать, что ситуация изменится.
Также с точки зрения международного комплаенс-регулирования актуальными областями комплаенса являются: регулирование порядка ведения бизнеса (conduct of business regulation) [6] (одна из основных целей - защита интересов потребителей), противодействие финансовым преступлениям (в международной практике эта область комплаенса включает в себя сделки с использованием инсайдерской информации, манипулирование рынком) [7].
Здесь следует упомянуть принятый в России в июле 2010 г. Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", который содержит требования к системе внутреннего контроля над недопущением нарушений.
Следует отметить, что комплаенс-регулирование - это не инициативы отдельных стран, а глобальный международный процесс, который имеет определенные межгосударственные цели и широкий круг защищаемых субъектов:
устойчивость финансовой системы и недопущение финансового кризиса, дефолта по обязательствам, вт.ч. перед гражданами-вкладчиками (требования к достаточности капитала и ликвидности);
честное ведение бизнеса и справедливая конкуренция, лучшее качество товаров и услуг по лучшей цене (недопущение коррупции, недопущение сделок с использованием инсайдерской информации и манипулирования рынком); обеспечение достоверной информацией для принятия решений, защита акционеров, инвесторов, потребителей (полнота и достоверность отчетности и раскрываемой информации) и т.д.
Мы рассмотрели лишь основную часть требований в различных областях регулирования, которые содержатся в документах разных стран. Все эти требования и подходы необходимо знать для построения функции комплаенса, которая может быть успешно применена к любой области законодательства, риски нарушения в которой и применения последствий наиболее актуальны для конкретной организации.
Нельзя не отметить, что российские организации при построении системы комплаенса все чаще ориентируются на лучшие практики и международные стандарты управления комплаенс-рисками. Для этого специалисты по вопросам комплаенса делают гэп-анализ требований российского и зарубежного законодательства и зачастую обеспечивают соответствие их организаций более жестким требованиям.
КОМПЛАЕНС В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
В мировой практике тема построения функции комплаенса в сфере охраны здоровья хорошо разработана. Выработана методология построения системы контроля над соблюдением установленных стандартов в привязке к бизнес-процессам, собраны и обобщены лучшие практики необходимых мероприятий и документов по комплаенсу [8].
Вместе с тем, помимо отраслевого комплаенса, для фармацевтических компаний важно своевременно выявлять и управлять также и другими комплаенс-рисками, которые могут возникнуть по общим областям комплаенс-регулирования. Компаниям нужно постоянно следить не только за изменением требований применимого законодательства, но и за практикой его применения (включая обстоятельства, послужившие основанием реализации комплаенс-риска, оценку фактов), критически пересматривая свои внутренние системы контроля над недопущением нарушений. Так, например, система контроля над неправомерным использованием инсайдерской информации позволит не быть вовлеченной стороной в нарушения при совершении сделок слияний-поглощений. Реализация налоговых, трудовых комплаенс-рисков, рисков в связи с M&A, выходом на рынки капитала в большинстве своем связана не с ошибками в оценке материальности или вероятности реализации рисков, а с отсутствием контроля в соответствующих бизнес-процессах организации.
Сейчас очевидно прослеживается движение в сторону этики, корпоративной социальной ответственности [9]. Существует международный рейтинг наиболее этичных компаний (The World's Most Ethical Companies) [10]. Многие, в т.ч. и российские компании, выстраивают внутренние программы поэтике и комплаенсу. То есть комплаенс-регулирование, изначально ориентированное на недопущение финансовых потерь (акционеров, вкладчиков), честное получение дохода и прибыли, обращается и к другим ценностям. Поскольку фармацевтическая отрасль напрямую связана с жизнью и здоровьем огромного числа граждан, следует ожидать появления специального регулирования в части требований к системе внутреннего контроля над недопущением нарушений в этой сфере и отдельной ответственности за отсутствие эффективного контроля. И инициаторами в таком случае могут выступить сами фармацевтические организации или их объединения, тем более что в этой отрасли очень сильна роль профессионального бизнес-сообщества.
Альтернативно появление таких требований можно ожидать со стороны межгосударственных организаций.
Так, недавно 11 стран - участниц Совета Европы подписали конвенцию "Медикрим" [11], которая, по словам экспертов, изменит ситуацию на мировом фармацевтическом рынке, повысит ответственность участников медицинского рынка, будет способствовать защите интересов и здоровья миллионов людей. Принятие конвенции предусматривает обязанность стран, присоединившихся к ней, обеспечить уголовную ответственность за производство и сбыт, рекламу и незаконную транспортировку, а также за фальсификацию документов поддельной медицинской продукции, к которой отнесены не только лекарства и субстанции для них, но и все медицинские изделия, приборы, технологии, биологически активные и пищевые добавки, лечебная косметика..
ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПЛАЕНС: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ
Успех управления комплаенс-рисками зависит от двух ключевых-факторов:
наличие хорошего специалиста по комплаенсу. В отсутствие официальной профессии в России во многих компаниях такой специалист, тем не менее, есть. Называется он по-разному: комплаенс-менеджер, комплаенс-офицер, комплаенс-контролер, комплаенс-чемпион, комплаенс-амбассадор. В настоящее время заинтересованные российские и зарубежные профессиональные организации активно обсуждают порядок включения комплаенс-менеджера в официальный перечень профессий в России; грамотная и эффективная интеграция системы комплаенса в сопряженные подсистемы: корпоративного управления, риск-менеджмента, систему внутреннего контроля, корпоративной безопасности (рис.).
Хороший специалист по комплаенсу обязательно должен знать и хорошо ориентироваться во всем спектре (в т.ч. международном) комплаенс-регулирования. Чтобы хорошо делать свою работу, ему необходимо не только обладать высокой квалификацией, но и получать и анализировать очень широкий спектр информации. Мониторинг множества источников, их анализ требует много времени. Поэтому мы реализуем в настоящее время ряд информационных проектов для специалистов по комплаенсу, создавая базу знаний:
настольная книга комплаенс-менеджера 2012; ежеквартальный обзор по комплаенсу; справочник о реализовавшихся комплаенс-рисках.
Как и у любой международной профессии, в комплаенсе существуют стандарты компетенции для уже практикующих специалистов1, а по результатам их освоения присваивается международная сертификация. В дальнейшем требуется ежегодное подтверждение квалификации. По комплаенсу в нашей стране такая сертификация осуществляется International Compliance Association (ICA) в партнерстве с The Manchester Business School. C 2001 г. более 40 000 специалистов по всему миру прошли программы сертификации ICA, более 10 000 являются членами и продолжают общение в международном сообществе комплаенс-менеджеров. В России и СНГ уже более 130 специалистов, которые прошли или проходят программу подготовки ICA по комплаенсу. Причем более 50% составляют слушатели из компаний реального сектора экономики, 7% из которых - представители фармацевтических компаний.
В заключение хотелось бы отметить, что система комплаенса - дело непростое. Необходимо ориентироваться на лучшие практики и методологические наработки. Но поверьте профессионалам, что все ваши усилия будут оправданы: эффективный комплаенс - это залог успешного бизнеса.

ПУБЛИКАЦИИ

Государственные закупки: направления развития

"Газпром" взяли за трубу

Практическое пособие "Обучение противодействию коррупции в бизнесе"

Внедрение лучших антикоррупционных практик и обмен опытом противодействия коррупции в России

Совершенствование процесса государственных закупок

Рекомендации правильной проверки партнеров и посредников / Good Practice Guidelines on Conducting Third-Party Due Diligence

Практика обращения в суды в случае экологического преступления

Россия: незаконные финансовые операции и роль “теневой экономики” / Russia: Illicit Financial Flows and the Role of the Undergruond Economy

Восьмое исследование Глобальных рисков / Global Risks 2013 Eighth Edition

Комплаенс и скрытая стоимость облачных хранилищ

Corruption Impact on Liquidity, Investment Flows, and Cost of Capital