Руководства, Инструкции, Бланки

Мониторинг Водных Ресурсов Образец img-1

Мониторинг Водных Ресурсов Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Мониторинг водных ресурсов - Студопедия

Мониторинг водных ресурсов

Вода является ценнейшим природным ресурсом. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Рост городов, бурное развитие промышленности, интенсификация сельского хозяйства, значительное расширение площадей орошаемых земель, улучшение культурно-бытовых условий и ряд других факторов все больше усложняет проблемы обеспечения водой. Дефицит чистой пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы. На современном этапе определяются такие направления рационального использования водных ресурсов: более полное использование и расширенное воспроизводство ресурсов пресных вод; разработка новых технологических процессов, позволяющих предотвратить загрязнение водоемов, и свести к минимуму потребление свежей воды. Под мониторингом водных ресурсов понимается система непрерывного (текущего) и комплексного отслеживания состояния водных ресурсов, контроля и учета количественных и качественных характеристик во времени, взаимообусловленного воздействия и изменения потребительских свойств, а также система прогноза сохранения и развития в разных режимах использования. Государственный мониторинг водных объектов (Росгидромет ведет наблюдения на 4 тыс. пунктах – на реках, озерах и водохранилищах) включает поверхностные воды суши, морей, водохозяйственные системы и сооружения (в том числе водохранилища).

Объектом мониторинга окружающей природной среды является оценка ее качества и уровня загрязнения как необходимого условия для принятия научно обоснованных решений об эффективности природоохранных мер.

Основными целями мониторинга являются:

1. своевременное выявление и прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2. оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3. информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе в целях государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Мониторинг водных ресурсов состоит из:

1. мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2. мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон;

3. мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр;

4. наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.

Ведение государственного мониторинга водных объектов осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.

На локальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют водопользователи, которые ведут систематические наблюдения за водными объектами в порядке, определяемом территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, и представляют данные наблюдений в указанные органы в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

На территориальном уровне мониторинг водных объектов осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной служб России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской ведение территориальных банков данных и передачу данных мониторинга на региональный (бассейновый) уровень.

На региональном (бассейновом) уровне мониторинг водных объектов осуществляют бассейновые водохозяйственные управления, региональные геологические центры и другие уполномоченные на то территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

На региональном (бассейновом) уровне проводится обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение региональных (бассейновых) банков данных по соответствующему региону (бассейну) и передача данных на федеральный уровень.

На федеральном уровне ведение мониторинга водных объектов обеспечивается Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
На федеральном уровне осуществляется обобщение данных мониторинга регионального (бассейнового) уровня, ведение банков данных, подготовка данных мониторинга водных объектов для государственных докладов и официальных публикаций, информационный обмен на межведомственном и международном уровнях в установленном порядке

На территории России практически все водоемы подвержены антропогенному влиянию. Качество воды в большинстве из них не отвечает нормативным требованиям. Многолетние наблюдения за динамикой качества поверхностных вод выявили тенденцию к росту их загрязненности. Ежегодно увеличивается число створов с высоким уровнем загрязнения воды (более 10 ПДК) и количество случаев экстремально высокого загрязнения водных объектов (свыше 100 ПДК).

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Мониторинг водных биологических ресурсов - это

Мониторинг водных биологических ресурсов это:

Мониторинг водных биологических ресурсов -1) составная часть системы мониторинга окружающей природной среды; 2) система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики водных биологических ресурсов; М. осуществляется в целях обеспечения экономической безопасности РФ, рационального использования, изучения запасов и сохранения водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ, Каспийского и Азовского морей, а также наблюдения за промысловой деятельностью российских судов на морских акваториях, находящихся за пределами юрисдикции РФ.

Экологическое право России: словарь юридических терминов. — М. Городец. А. К. Голиченков. 2008 .

Смотреть что такое "Мониторинг водных биологических ресурсов" в других словарях:

Государственный мониторинг водных биоресурсов — 1. Государственный мониторинг водных биоресурсов представляет собой систему регулярных наблюдений за: 1) распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биоресурсов, а также средой их обитания; 2) рыболовством и сохранением… … Официальная терминология

мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

-Экологический мониторинг — 1) функция экологического управления; 2) (для целей Федерального закона Об охране окружающей среды ) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Государственный мониторинг окружающей среды — 1) функция экологического управления; 2) составная часть единой системы экологического мониторинга; 3) (для целей Федерального закона Об охране окружающей среды ) мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

Список научных журналов ВАК Минобрнауки России c 2011 года —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус … Википедия

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Импорт — (Import) Понятие импорта, импорт товаров, лицензирование импорта Информация о понятии импорта, импорт товаров, лицензирование импорта Содержание Содержание Косвенный импорт Параллельный импорт Лицензирование импорта товаров Основы… … Энциклопедия инвестора

  • Экология и экономика природопользования. Кабушко А. М. Пособие подготовлено на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений по курсу "Экология и экономика природопользования". В нем в сжатой форме изложены основные… Подробнее Купить за 60 руб

Мониторинг водных объектов на примере бассейна реки Нижняя Обь

Мониторинг водных объектов на примере бассейна реки Нижняя Обь Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Исследование биологической и природной структуры бассейна крупнейшей реки Средней Азии Сырдарьи. Проблемы и меры оздоровления экологической обстановки в бассейне реки. Негативные последствия загрязнения и нерационального использования водных ресурсов.

реферат [26,2 K], добавлен 17.10.2014

Водные ресурсы и их использование. Водные ресурсы России. Источники загрязнения. Меры по борьбе с загрязнением водных ресурсов. Естественная очистка водоемов. Методы очистки сточных вод. Бессточные производства. Мониторинг водных объектов.

реферат [36,9 K], добавлен 03.12.2002

Основные источники загрязнения водных ресурсов: нефть и нефтепродукты, пестициды, синтетические поверхностно-активные вещества, соединения с канцерогенами. Загрязнения водного бассейна в городах. Деятельность по защите и сохранению водных ресурсов.

автореферат [34,1 K], добавлен 18.02.2008

Состояние качества воды в водных объектах. Источники и пути загрязнения поверхностных и подземных вод. Требования к качеству воды. Самоочищение природных вод. Общие сведения об охране водных объектов. Водное законодательство, водоохранные программы.

курсовая работа [2,6 M], добавлен 01.11.2014

Сущность экологической ситуации в Алтайском крае. Основные пути решения проблемы загрязнения экосистемы реки Барнаулки. Оценка загрязнения водных массивов реки и ее притоков нефтепродуктами. Экологическая проблема загрязнения водных массивов в России.

курсовая работа [48,3 K], добавлен 28.11.2008

Оценка современного геоэкологического состояния водных объектов Гомельского района, а также их рациональное использование и охрана. Основные источники загрязнения водных объектов. Проблемы загрязнения поверхностных и подземных вод Гомельского региона.

курсовая работа [3,1 M], добавлен 13.02.2016

Химическое, биологическое и физические загрязнения водных ресурсов. Проникновение загрязняющих веществ в круговорот воды. Основные методы и принципы очистки воды, контроль ее качества. Необходимость защиты водных ресурсов от истощения и загрязнения.

курсовая работа [455,3 K], добавлен 18.10.2014

Экологическое состояние водных ресурсов Архангельской области. Основные мероприятия по использованию и охране водных объектов, направления и особенности их нормативно-правового регулирования согласно современному законодательству российской Федерации.

контрольная работа [26,8 K], добавлен 13.05.2014

Меры по очистке и охране вод, характеристика водных объектов Челябинской области и источников их загрязнения. Регулирование, использование и охрана водных ресурсов, санитарное состояние систем централизованного хозяйственного и питьевого водоснабжения.

реферат [39,2 K], добавлен 20.07.2010

Использование водных ресурсов и последствия пользования. Ситуация в Тульской области. Главный загрязнитель поверхностных вод. Химические и физико-химические методы очистки вод. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

контрольная работа [31,6 K], добавлен 19.09.2013

Размещено на http://www.allbest.ru/

Мониторинг водных объектов на примере бассейна реки Нижняя Обь

загрязнение река обь трансграничный

Нижне-Обское бассейновое водное управление является межрегиональным территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. В зону деятельности Нижне-Обского бассейнового водного управления входят семь субъектов Российской Федерации: Свердловская, Курганская, Омская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Бассейн Нижней Оби исключительно богат водными ресурсами. Достаточно сказать, что годовой сток в устье Иртыша в годы 97% обеспеченности, т.е. самые маловодные годы, составляет 90 км 3. в устье р. Оби - 402 км 3. Но водные ресурсы распределены в бассейне крайне неравномерно, поэтому в бассейне рек Иртыш, Ишим, Тобол - в отдельных районах Омской, Тюменской и Курганской областей существуют проблемы по удовлетворению потребности в воде промышленности, коммунального и сельского хозяйства. Причины водного дефицита на отдельных водохозяйственных участках связаны с зарегулированностью рек Иртыш, Ишим, Тобол на территории Республики Казахстан.

Многие населенные пункты испытывают дефицит питьевой воды не из-за ее недостатка, а по причине низкого качества поверхностных вод, так как основной проблемой в бассейне является их загрязнение. Большая доля загрязняющих веществ приходится на транзитный перенос с вышерасположенных территорий, а это 5 субъектов РФ в бассейне Верхней Оби и 9 областей Республики Казахстан.

Результаты государственного мониторинга водных объектов свидетельствуют, что с трансграничным переносом на территорию бассейна Нижней Оби поступают тяжелые металлы с Урала, пестициды и биогенная группа загрязнителей с Казахстана. Из Казахстана вода рек Иртыш и Ишим в Тюменскую область поступает пятого класса качества - "грязная", из Томской области - также с качеством "грязная", из Свердловской области - "очень грязная". Не менее интенсивное загрязнение поступает через сосредоточенные источники загрязнения - организованные выпуски.

По зоне деятельности БВУ сбрасывается в поверхностные водные объекты 3256,3 млн. м 3 /год сточных вод, из них: доля нормативно-чистых составляет 34% (1105,7 млн. м 3 /год), нормативно-очищенных на сооружениях очистки - 7% (241,9 млн. м 3 /год), загрязненных - 59% (1908,7 млн. м 3 /год).

Всего по зоне деятельности БВУ 948 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты, из них 102 выпуска не имеют очистных сооружений. Для очистки сточных вод эксплуатируется 846 канализационных очистных сооружений (КОС), с проектной мощностью 3245,4 млн. м 3 /год. Суммарные мощности очистных сооружений достаточны для всего объема сточных вод, требующих очистки, так как проектная мощность превышает фактическую на 66%.

Обеспечивают очистку сточных вод до категории нормативно-очищенные 139 КОС (16%). Анализ обстановки по субъектам показал следующее:

в Свердловской области действует 368 КОС со сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты (с проектной мощностью 1 730 млн. м 3 / год) нормативная очистка обеспечивается на 58 КОС (189 млн. м 3 /год), что составляет всего 16%.310 КОС сбрасывают сточные воды с категорией загрязненных недостаточно очищенных;

· по Челябинской области из 210 КОС обеспечивают нормативную очистку - 2 КОС;

· по Курганской области из 30 КОС - 2 КОС;

· по Тюменской области из 63 КОС - 20 КОС;

· по Омской области из 28 КОС - 3 КОС;

· по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре из 94 КОС - 45 КОС;

· по Ямало-Ненецкому автономному округу из 53 КОС - 9 КОС.

Основными причинами недостаточной очистки сточных вод на КОС являются: высокий уровень физического износа оборудования; перегрузка или недогрузка по гидравлике; неудовлетворительная эксплуатация сооружений (нарушается технологический режим); отсутствие системы доочистки (устаревшие технологии); незавершенность пуско-наладочных работ и др. Кроме сосредоточенных контролируемых сбросов, в водные объекты поступает значительное количество загрязняющих веществ, смываемых с водосборных территорий талыми и ливневыми водами. Практически отсутствует во всех городах региона ливневая канализация, обустроенная очистными сооружениями.

Международное сотрудничество В целях улучшения состояния трансграничных водных объектов, координации и объединения деятельности, направленной на восстановление и охрану трансграничных водных объектов, в 1992 году между Правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан было подписано Соглашение "О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов по рекам Иртыш, Тобол, Ишим". В составе Российско-Казахстанской Комиссии по трансграничным рекам Иртыш, Ишим и Тобол созданы три рабочие группы, которые ведут планомерную работу по улучшению состояния водных объектов и решению вопросов водообеспечения населения и отраслей промышленности в Республике Казахстан и в субъектах Российской Федерации. Организован мониторинг состояния водных объектов. Для ведения гидрологического и гидрохимического мониторинга на р. Ишим организованы 2 трансграничных поста - с. Долмато-во (Республика Казахстан) и с. Ильинское (Россия, Тюменская область), на р. Иртыш - с. Татарка (на границе двух государств - России и Казахстана), на р. Тобол - с. Звериноголовское и с. Лютинка, р. Уй - с. Усть-Уйское и с. Луговое, р. Убаган - д. Хутора (на границе двух государств - России и Казахстана), в Челябинской области на реках Синташта, Аят, Тогузак. Ведение государственного мониторинга состояния трансграничных рек возложено на структуры Росгидромета и гидромет-службы Казахстана, за исключением р. Тобол, где мониторинг ведут центры лабораторного анализа и технических измерений Ростехнадзора (ЦЛАТИ). На 6-м заседании Российско-Казахстанской Комиссии утвержден регламент совместных наблюдений, который был усовершенствован и пересмотрен на 1 1 - м заседании в 2002 г. Регламент совместных наблюдений за состоянием трансграничных вод предусматривает принятие единых методов проведения гидрохиманализов; унификацию перечня контролируемых ингредиентов в пограничных створах на р. Ишим и р. Иртыш, Тобол, а также оперативный обмен информацией в паводковый период. Отлажена работа с казахстанской стороной по оперативному обмену гидрологической и гидрометеорологической информацией в паводковый период. По р. Тобол в предполоводный период согласовываются попуски с казахстанских водохранилищ с целью снижения максимальных расходов в многоводные годы на территорию Курганской области путем создания свободной емкости водохранилищ, что позволяет уменьшить ущербы от наводнения на территории России, а в маловодные годы обеспечить наполнение Курганского водохранилища - источника водоснабжения города Кургана. По рекам Иртыш и Ишим с Казахстанской стороной ежегодно согласовываются графики режима работы водохранилищ прежде всего для обеспечения необходимых попусков воды на территорию России в меженные периоды (р. Иртыш - 630-650 м 3 /с, р. Ишим - 10-1 1 м 3 /с). За период 1 5-летней совместной работы в рамках Соглашения можно отметить следующие положительные стороны: Был решен вопрос долевого участия российской стороны (Тюменская область) в финансировании работ по реконструкции Сергеевского гидроузла на р. Ишим с выделением средств в сумме 4 млн. руб. Работы Казахстанской стороной выполнены, в результате чего транзитный сток по реке Ишим в Тюменскую область увеличился до 10-11 м 3 /с, в т. ч. санитарный попуск - 2,4 м 3 /с. Для сравнения следует напомнить, что в 1995 г. состояние Сергеевского гидроузла оценивалось как критическое и попуски в Тюменскую область доходили до 1 м 3 /с Улучшилось качество воды реки Ишим относительно нефтепродуктов на всем протяжении. Это является результатом выполнения большого объема водоохранных мероприятий: установление границ прибрежных полос и водоохранных зон; выявление источников загрязнения, расположенных в водоохранной зоне, в т. ч. емкостей и складов ГСМ; ведение контроля за землепользователями и водопользователями, осуществляющими хозяйственную деятельность в водоохранной зоне. Снизился сброс загрязняющих веществ в р. Ишим, в результате реконструкции КОС г. Ишима, по БПКп - на 38%, взвешенным веществам на 21 %, сухому остатку - на 27%. По бассейнам рек Тобол и Иртыш по большинству ингредиентов качество воды достигло базовых показателей, которые были установлены Регламентом 1997 года. Постепенно улучшается состояние мониторинга трансграничных рек. Северо Казахстанским ГМЦ качество воды р. Ишим определяется по 28 показателям, вместо 22 (2002 г.). Стало учитываться время добегания воды между транс граничными постами (расстояние около 40 км). Для урегулирования вопросов вододеления между сопредельными государствами, совместного использования водных ресурсов разработан водохозяйственный баланс в пограничных створах рек Иртыш, Тобол и Ишим. В 2002 г. российская сторона приступила к разработке Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) р. Ишим. Разработчик - ОАО "Омскгазводпроект". Начата разработка Казахстанской стороной СКИОВР по р. Ишим. В 2006 году планируется завершение работ, рассмотрение и согласование схемы обеими сторонами, обсуждение на заседаниях рабочей группы и РКК. Ведется разработка СКИОВР реки Иртыш. В 2005 году российской стороной выделено 4,0 млн. руб. Основные положения Схемы, разработанные в 2005 году, согласованы со всеми 6-ю субъектами РФ, входящими в Иртышский бассейн. При продолжении работ в 2006 году предложения субъектов будут учтены. На разработку СКИОВР р. Иртыш Казахстанской стороной предусмотрено, в пересчете на рубли, 13,36 млн. рублей. Из них 10,87 млн. рублей освоено. По СКИОВР р. Иртыш на территории Республики Казахстан выполнены следующие работы: определена изученность бассейна, и проанализированы имеющиеся материалы; заключены договора с субподрядчиками, и выданы им задания; производится сбор и анализ материалов в областных и других организациях; разработан макет для составления "Предложений по разработке бассейновой СКИОВР р. Иртыш и концепция устойчивого водопользования бассейна р. Иртыш и механизм ее реализации". На последних заседаниях Российско-Казахстанской комиссии был намечен ряд проблемных вопросов, над которыми рабочим группам необходимо продолжать работу: В бассейне реки Ишим имеет место несоблюдение Регламента совместных наблюдений. Казахстанской стороной качество воды в реке Ишим отслеживается не по полному перечню контролируемых ингредиентов (из 37 регламентируемых показателей выполняется 28), не определяется содержание никеля, полифосфатов, фенолов, пестицидов и др. Это связано со слабым техническим оснащением лаборатории. Российской стороной контролируется полный перечень показателей качества воды р. Ишим, но не все компоненты определяются Тюменским центром, например, для определения металлов и пестицидов пробы воды доставляются почтой в Омск, что сказывается на точности получаемых измерений. При сопоставлении результатов определений Российской и Казахстанской лабораторий отмечается их значительная разница. Для достижения большей достоверности результатов измерений проводятся совместные отборы проб, отрабатываются методы определения, но мы считаем, что основной причиной является длительная доставка проб почтовыми посылками, в процессе чего гидрохимический состав воды неизбежно меняется. Для сокращения сроков доставки необходимо: во-первых, создание экспедиционной группы для отбора и доставки проб автотранспортом в г. Тюмень; во-вторых, оснащение Тюменской лаборатории гидрометцентра необходимым оборудованием. Этот вопрос мы пытаемся помочь решить через Федеральное агентство водных ресурсов. Правительство Тюменской области со своей стороны планирует строительство автоматизированного поста на границе России и Казахстана. Объект включен в программу "Сотрудничество". 3. Согласно информации Омского ЦМС, в бассейне р. Ишим в створе с. Ильинское наблюдается высокое содержание никеля за период с июля 2005 года и по февраль 2006 года (последняя информация), а также случаи высокого загрязнения и экстремально высокого загрязнения никелем. На запросы Нижне-Обского БВУ об источниках загрязнения казахстанская сторона отвечает, что содержание никеля в воде ими не контролируется, и соответственно причины высокого загрязнения объяснить не могут. Этот вопрос будет рассматриваться на заседании рабочей группы по р. Ишим. Отмечается высокое содержание марганца в воде реки Тобол. Ведется работа по выявлению причин. Одной из крупнейших проблем бассейна р. Иртыш является очаг ртутного загрязнения на ОАО "Химпром" (г. Павлодар). В 1997 г. к работам по ликвидации очага загрязнения подключилось Министерство природных ресурсов России. Были организованы 2 экспедиции силами ФГУДП "Омская ГРЭ" по ведению мониторинга подземных и поверхностных вод в районе загрязнения ртутью бассейна р. Иртыш в пределах Омской области и Республики Казахстан. Отбирались пробы воды, почвогрунтов, донных отложений. Выполнен 1 - ый этап работ. По результатам трехлетнего цикла наблюдений в очаге ртутного загрязнения было установлено, что современное состояние демеркуризационных работ нельзя признать удовлетворительным. Возведение "стены в грунте" на ОАО "Химпром" вокруг корпуса № 31 не снимает проблему локализации очага загрязнения в связи с наличием дополнительных источников возможного загрязнения подземных вод. Необходимо соорудить завесы-могильники вокруг озера Былкылдак, спецпруды-накопители в районе насосной станции № 6. В 2004 г. российской стороной утверждена Программа 2-го этапа ведения мониторинга за состоянием недр и окружающей среды в очаге загрязнения до 2009 г. В 2005 г. профинансировано Федеральным агентством водных ресурсов 1,5 млн. руб. Текущий этап работ охватывает период времени, включающий завершение работ по демеркуризации очага загрязнения и контрольный срок не менее года. Намечено обязательное опробование всех компонентов природной среды, с подсчетом количества ртути, поступающей сталыми водами в бассейн реки Иртыш, и изучением влияния её на органический мир реки. В рамках реализации утвержденной Программы с мая 2004 г. начаты режимные наблюдения по ранее созданной сети скважин и установлено, что во всех скважинах режимной сети наблюдается постепенное снижение концентрации ртути. В 2005 г. в подземных скважинах по всей площади исследования ртуть не обнаружена, за исключением скважины № 7р, располагающейся в контуре загрязнения грунтовых вод, в концентрациях, превышающих ПДК. Особое внимание уделяется наблюдениям за возможностью продвижения ртутных соединений по потоку напорных вод в сторону реки Иртыш. Для контроля оборудовано 4 дополнительных скважины. Результаты мониторинга в 2005 г. показали, что в поверхностных водах реки Иртыш и озера Былкылдак ртуть не обнаружена, а также опробование снежного покрова на территории, прилегающей к очагу загрязнения, в двухстах точках ртуть не обнаружена. К решению проблем в бассейне Иртыша были привлечены и зарубежные эксперты, и финансирующие организации. По реке Тобол в 2003 г. завершена работа по проекту ЕС ТАСИС "Мониторинг и оценка качества вод трансграничной реки Тобол", выполненная консорциумом консультантов во главе с компанией Мотт Макдональд (Великобритания). В ходе работ по проекту были протестированы руководящие принципы мониторинга и оценки трансграничных рек. Проект привлек внимание к принципам бассейнового управления, отвечающим Хельсинкской конвенции и Европейской Рамочной Водной Директиве. В рамках проекта решены вопросы по перечню поставки оборудования гидрохимлабораториям. Челябинским филиалом ФГУ "ЦЛАМ МПР России по Уральскому ФО" оборудование получено на сумму 675,0 тыс. руб. по Курганскому филиалу на сумму 3,08 млн. руб. проведено обучение специалистов. Российская и казахстанская стороны заинтересованы в организации нового проекта по бассейну р. Тобол, направленного на оказание технической помощи и предоставление необходимого оборудования для практического внедрения. В рамках Российско-Казахстанской Комиссии было принято решение о подписании меморандума о научно-техническом сотрудничестве в области трансграничного управления водными ресурсами бассейна р. Иртыш между МПР РФ, МПР Республики Казахстан и французским Агентством по развитию. В 2001 - 2003 гг. в бассейне реки Иртыш был выполнен большой международный проект "Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш", направленный на создание системы трансграничного управления бассейна. Проект осуществлялся в Республике Казахстан и Российской Федерации при финансировании Французским глобальным фондом окружающей среды. Задачи проекта: · создание межгосударственной системы оценки, контроля и управления водными ресурсами Иртышского бассейна; · улучшение водоснабжения и качества водных ресурсов Иртыша посредством применения принципов бассейнового управления. · Принцип проекта трансграничного управления был утвержден Казахстаном и Россией в форме Меморандума, подписанного 10.05.00 г. в Париже. Осуществление проекта было поручено консорциуму из Франции. · Перспективы проекта: · расширение зоны управления на весь бассейн Иртыша; · создание гидрохимической модели; · привлечение Китая к участию в процессе трансграничного управления. В настоящее время ведутся подготовительные работы (переговоры, консультации, разрабатывается проект технического задания) о продолжении деятельности по Межгосударственному проекту по управлению речным бассейном Иртыш-Ишим-Тобол. Руководство проектом осуществляет Европейская комиссия. Российской стороной даны предложения в техническое задание по данному проекту. Цель проекта-, рассмотреть бассейн реки Иртыш как единый объект управления и разработать общие для всего бассейна задачи с учетом специфических задач каждого из бассейнов рек Иртыш, Тобол, Ишим. Региональное сотрудничество Согласно действующему федеральному законодательству, взаимодействие между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам владения, пользования и распоряжения водными объектами предусматривалось через институт бассейновых соглашений. В бассейне р. Оби в 1993 г. подписано Соглашение между органами власти 14 субъектов России и Правительством РФ о совместном рациональном использовании, воспроизводстве, охране водных ресурсов, восстановлении водных объектов и координации водохозяйственной деятельности на территории бассейна р. Оби. После подписания Соглашения был создан Обской бассейновый комитет (Совет) в г. Новосибирске под руководством академика АЕН, профессора B. C. Ревякина. Бассейновый комитет просуществовал недолго и в последние семь лет не работал. Предметом бассейнового соглашения должна была стать Целевая программа по охране и восстановлению водных объектов в бассейне реки Оби. Такая программа с 1995 по 1997 год была разработана институтом "Тюменгипроводхоз" по 6 субъектам РФ в бассейне Нижней Оби, т.е. по тем субъектам, которые смогли профинансировать ее разработку, - комплексная программа "Водохозяйственное обустройство бассейна р. Оби с целью устранения негативных экологических и социально-экономических последствий наводнений, маловодья и хозяйственного освоения территории" (КЦП "Обь"). Предполагалось разработать программы по субъектам в бассейне Верхней Оби и обобщить в Федеральную целевую программу. Было принято Распоряжение Правительства о разработке Федеральной целевой программы по охране и восстановлению водных объектов в бассейне реки Оби. Но по объективным причинам по субъектам Российской Федерации в верхнем течении Оби программа так и не была разработана. Программа утверждена и успешно реализуется только в одном субъекте РФ - Ханты-Мансийском АО. В настоящий период сотрудничество с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) по разделу "водные ресурсы". В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", от 19 апреля 2005 г. № 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" и во исполнение приказа Федерального агентства водных ресурсов от 06 июля 2005 г. № 100 "О разработке ведомственных целевых программ", Нижне-Обским бассейновым водным управлением разработаны бассейновые разделы трех ведомственных целевых программ (ВЦП): · ВЦП "Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах"; · ВЦП "Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод"; · ВЦП "Безопасность водохозяйственных сис тем и гидротехнических сооружений". Программы разработаны с принципом "скользящей трехлетки" - в 2005 г. на 2006-2008 гг. Все мероприятия направлены на решение основных водохозяйственных задач: НаучныйвестникВодного гарантированное обеспечение населения и промышленности водой; снижение загрязнения водных объектов; защита от наводнений и минимизация ущербов от вредного воздействия вод; обеспечение безопасности ГТС; снижение антропогенной нагрузки на водные объекты и др. Программы разработаны при тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ, с включением их предложений по объектам строительства и объемам долевого участия средств субъектов РФ. Программы согласованы с правительствами всех субъектов РФ в бассейне Нижней Оби. По всем конкретным мероприятиям, включенным в ВЦП, выполнено обоснование о необходимости их проведения, представлены сведения об ожидаемых результатах работ и эффективности проводимых мероприятий и использовании бюджетных средств. Для выполнения этих работ были привлечены специалисты ФГУП "Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов ЛДПР России". Реализация мероприятий капитального характера, предусмотренных в ведомственных целевых программах, проходит в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Средства поступают в субъекты РФ, которые выступают заказчиками строительства объектов капитального характера. Объемы финансирования из федерального бюджета ориентированы на сумму водного налога, собираемого с каждой территории. Обязательным условием финансирования мероприятий является наличие проектов на строительство и реконструкцию, имеющих положительное заключение экологической экспертизы и Главгосэкспертизы. В 2005 г. объемы финансирования из федерального бюджета были незначительны, так как территории оказались не готовы приступить к их освоению. Отсутствовала наработанная проектная документация или необходимые заключения экспертиз. На 2006 г. в целом по бассейну Оби планируются затраты из федерального бюджета на объекты капитального характера в рамках: · ВЦП "Обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах" - 170 млн. руб; · ВЦП "Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод" - 150 млн. руб; · ВЦП "Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений" - 143 млн. руб. И в заключение своего выступления хочу сказать, что Нижне-Обское БВУ поддержало инициативу Думы Ямало-Ненецкого автономного округа о разработке и реализации межрегиональной программы по обеспечению охраны Обь-Иртышского бассейна и рационального использования его природных ресурсов. Разработанные ведомственные целевые программы могут служить основой одного из разделов этой комплексной программы в части охраны водных объектов и рационального использования водных ресурсов. Считаем, что для дальнейшего развития сотрудничества в бассейне реки необходимо создание бассейнового совета, который объединит структуры власти, водопользователей, общественные объединения. Новая редакция Водного кодекса предусматривает такой институт взаимодействия, но статья 29 нового Водного кодекса РФ, также как и в прежнем Водном кодексе, является отсылочной и предусматривает разработку подзаконных актов. Вновь принятый Водный кодекс предусматривает новое водохозяйственное районирование с созданием 20 бассейновых округов, которые являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.

Размещено на Allbest.ru