Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Евросоюза Состав img-1

Руководство Евросоюза Состав

Категория: Руководства

Описание

Список стран, входящих в Евросоюз на сегодняшний день в 2017 году

Хочу уехать за границу

С пятидесятых годов двадцатого века существует Европейский союз, объединивший на сегодняшний день 28 стран западной и центральной Европы. Процесс его расширения продолжается, но есть и недовольные единой политикой и экономическими проблемами.

Карта Евросоюза с указанием всех государств входящих в него

Страны, входящие в Евросоюз

Большинство государств Европы экономически и политически объединены в союз, называемый «Европейским». В рамках этой зоны действует безвизовое пространство, единый рынок, используется общая валюта. В 2017 году в это объединение входят 28 европейских стран, в том числе подчинённые им, но расположенные автономно, области.

Полный список стран ЕС

Также в ЕС вошла Хорватия в 2013 году.

История ЕС

Первоначально создание союза рассматривалось лишь с экономической точки зрения и имело целью соединения угольной и сталелитейной отраслей двух стран – Германии и Франции. Об этом, ещё в 1950 году, заявил глава МИД Франции. В те годы сложно было представить, сколько государств войдёт впоследствии в объединение.

В 1957 году был образован Евросоюз, включивший такие развитые государства, как ФРГ, Королевство Нидерландов. Италия. Франция. Великое Герцогство Люксембург и Королевство Бельгия. Он позиционируется как особенное международное объединение, включающее черты и межгосударственной организации, и единого государства.

Население стран Евросоюза, обладая независимостью, следует общим правилам, касаемо всех сфер жизни, внутренней и международной политики, вопросов образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Карта Бельгии. Нидерландов и Люксембурга, входящих в Евросоюз

С марта 1957 года в этом объединении числятся Ирландия и Великобритания. В 1973 году в ЕС вступило Датское королевство. В 1981 году к союзу присоединилась Греция. а в 1986 — Испания и Португалия .

В 1995 году членами ЕС стали сразу три страны — Финляндия. Австрия и Швеция. Спустя девять лет, состав единой зоны пополнили ещё десять стран – Венгрия. Республика Кипр. Латвия. Литва. Мальта. Польша. Словения. Словакия. Чехия и Эстония. В Евросоюзе идёт не только процесс расширения, так, в 1985 году ЕС покинула Гренландия после обретения независимости, присоединённая к нему автоматически в 1973 году в составе Дании. так как её население изъявило желание выйти из объединения.

Вместе с некоторыми государствами Европы, в состав Евросоюза вошёл и ряд территорий, расположенных вне материка, но относящихся к ним политически.

Подробная карта Дании с указанием всех городов и островов

К примеру, вместе с Францией к объединению присоединились и Реюньон, Сен-Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. За счёт Испании организация обогатилась Канарскими островами и провинциями Мелилья и Сеута. Вместе с Португалией вступили в союз Азорские острова и Мадейра.

Напротив, входящие в состав Датского королевства, но имеющие большую политическую свободу, Фарерские острова не поддержали идею вступления в единую зону и не входят в состав ЕС, несмотря на членство в нём самой Дании.

Также присоединение ГДР к Евросоюзу произошло автоматически при объединении обеих Германий, так как ФРГ на тот момент уже входила в его состав. Последняя из стран, вступившая в объединение — Хорватия (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС. На момент 2017 года ситуация не изменялась ни в сторону увеличения зоны, ни в сторону её уменьшения.

Критерии вступления в Евросоюз

Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.

По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства. Большое внимание уделяется развитию конкурентоспособности экономик потенциального члена Еврозоны, а общеполитический курс государства должен вытекать из целей и стандартов Европейского союза. Страны-члены ЕС перед принятием какого-либо значимого политического решения обязаны согласовать его с другими государствами, так как это решение может повлиять на их общественную жизнь.

Каждое европейское государство, желающее пополнить список стран, вступивших в объединение, тщательно проверяется на предмет соответствия «Копенгагенским» критериям. По результатам обследования выносится решение о готовности вступления страны в Еврозону, в случае отрицательного решения составляется список, в соответствии с которым необходимо привести отклоняющиеся параметры в норму. После этого производится регулярный контроль над выполнением предписаний, по результатам которого делается заключение о готовности страны к вступлению в ЕС.

Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро.

Так выглядят деньги Евросоюза – евро

На 2017 год поддержали и приняли хождение евро на территории своего государства 19 стран из 28, входящих в Евросоюз, признав его государственной валютой.

Остальные государства, имеющие членство в Евросоюзе, готовятся к переходу на единую валюту после подготовки всех необходимых механизмов. Исключением стали Дания и Великобритания, имеющие специальный отказ. Швеция, по состоянию на 2017 год, также отказалась от евро, но, возможно, присоединится к Европейскому механизму валютных курсов, что означает начало перехода на единую валюту в этом королевстве.

Страны-кандидаты на вступление в Евросоюз

Многие европейские государства стремятся стать членами ЕС. На 2017 год известно о пяти официально заявленных кандидатах на вступление в Евросоюз: Сербии. Турции. Черногории. Македонии и Албании. В потенциальных кандидатах числится Босния и Герцеговина. Сколько-то государств, население которых изъявило желание присоединиться к ЕС, в настоящее время, из-за общеполитического курса, отсталости экономик и прочих причин, их не рассматривают как возможные члены Европейского союза.

В разные годы договор об ассоциации с ЕС подписал ряд стран, в том числе находящихся за пределами Европы, что свидетельствует о выходе Евросоюза за пределы евразийского континента. На вступление претендуют не только развитые, как основные европейские государства, но и страны развивающихся экономик.

В 1998 году соглашение об ассоциации подписал Тунис, в 2000 – Мексика, Марокко, Израиль и ЮАР, в последующие годы – Иордания, Чили, Египет и Ливан.

Население Украины и Молдавии выразило желание вступить в объединение одним из последних (в 2014 году). Какие изменения произойдут при присоединении к Евросоюзу развивающихся экономик, остаётся только предполагать.

Особенности экономической деятельности Евросоюза

Экономика Европейского союза складывается из экономик всех входящих в него стран. В то же время каждое государство выступает как самостоятельная единица на международном рынке. Евросоюз, являясь общим рынком, предстаёт на международной арене отдельным членом, называемым «Европейские Сообщества».

Евросоюз представляет интересы каждого члена перед мировым сообществом и решает все конфликтные вопросы. Каждая страна-участница вносит свою долю ВВП в общую долю. Основные государства, какие приносили наибольший доход, это Франция, Германия, Италия, Великобритания и Испания. Сколько конкретно поступает от каждого участника, подсчитывает специальная организация. Если учитывать природные богатства всех входящих в сообщество государств, можно просчитать, какие объёмы ресурсов имеются у Евросоюза на 2017 год. Основные природные ископаемые – нефть, уголь и газ. Общие запасы нефти выводят ЕС на 13 место по её добыче.

Другой мощный источник дохода – туризм. Население Еврозоны активно перемещается между соседними государствами, чему способствует «прозрачность» границ. Этот фактор, а также единая валюта обуславливают оживлённые торговые взаимоотношения между этими государствами. Таким образом, Евросоюз, задумывающийся изначально лишь как торговое объединение ряда стран, разросся к 2017 году практически до статуса самостоятельного государства, включившего 28 стран, население которого насчитывает более 500 млн человек. Слияние экономик способствует эффективному перераспределению средств и ресурсов и поддержке более слабых государств. Процесс изменения границ зоны идёт и сейчас, поэтому сказать, сколько участниц будет окончательно, сложно.

Другие статьи

1 ноября к работе приступает новый состав руководства Евросоюза

1 ноября к работе приступает новый состав руководства Евросоюза

1 ноября к работе приступает новый состав руководства Евросоюза под председательством бывшего премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера, который назвал свою новую команду "Еврокомиссией последнего шанса".

"От нас зависит то, чтобы почерк европейской социальной модели был отчетливо виден во всем, что мы делаем. Потому что Европа — это защитный щит для всех нас, кто может назвать этот великолепный континент своим домом", — обрисовал цели ЕК Юнкер, считающийся сторонником усиления евроинтеграции.

Основных проблем, которыми в ближайшее время намерена заняться Еврокомиссия, три: прежде всего, восстановление экономического роста и борьба с безработицей, трансатлантическое партнерство – о необходимости урегулировать отношения с США, и все, что касается проблем "к востоку от ЕС".

Неделю назад Европейский Совет, в который входят главы государств и правительств стран — членов ЕС, одобрил выделение 300 млрд евро на программу Юнкера по восстановлению экономики.

Напомним, накануне состав Еврокомиссии был одобрен Европарламентом. Его поддержали 423 депутата, 209 выступили против, еще 67 воздержались. Полномочия новых членов органа исполнительной власти ЕС продлятся пять лет и истекут 31 октября 2019 г. Новый состав Европейской комиссии: Федерика Могерини (Италия) — первый вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности

Валдис Домбровскис (Латвия) — вице-президент; монетарная политика

Юрки Катайнен (Финляндия) — вице-президент по вопросами рынка труда, роста, инвестиций и конкуренции

Кристалина Георгиева (Болгария) — вице президент; бюджет

Андрус Ансип (Эстония) — вице-президент; телекоммуникации

Франс Тиммерманс (Нидерланды) — вице-президент; регулирование вопросов с правом вето

Аленка Братушека (Словения) — вице-президент; энергетический союз

Вера Йоурова (Чехия) — юстиция

Сесилия Мальмстрём (Швеция) — торговля

Марос Сефочвич (Словакия) — транспорт

Мигель Ариас Канет (Испания) — климат и энергетика

Маргарет Вестагер (Дания) — конкуренция

Йоханес Хан (Австрия) — соседская политика

Филл Хоган (Ирландия) — сельское хозяйство

Тибор Наврачич (Венгрия) — налоги

Корина Крету (Румыния) — региональная политика

Марианн Тюссен (Бельгия) — занятость и социальные дела

Кармену Велла (Мальта) — рыболовство и окружающая среда

Димитрос Аврамополис (Греция) — миграция и внутренние дела

Элижбета Биенковска (Польша) — внутренний рынок и промышленность

Кристос Стилианидес (Кипр) — культура

Карлос Моедас (Португалия) — исследования

Невен Мимица (Хорватия) — международное сотрудничество

Пьер Московичи (Франция) — экономические дела

Витенис Андрюкайтис (Литва) — здравоохранение и пищевая безопасность

Гюнтер Эттингер (Германия) — цифровая экономика и общественные вопросы

Лорд Хилл (Великобритания) — финансовая стабильность

Любое использование материалов c сайта или программ телеканала 112 Украина разрешается при условии гиперссылки на www.112.ua в первом абзаце новости. Руководство сайта не несет ответственности за достоверность материалов, присланных нашими читателями. Администрация сайта, публикуя статьи наших читателей, предупреждает, что их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА “Українські Новини”, в каком-либо виде строго запрещены.

Воспользуйтесь приложением 112 Украина для IOS

Европейский союз, Евросоюз, ЕС

История и состав Европейского союза

Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях.

В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.

Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции.

Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года. Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы.

Органы власти и политика Европейского союза

Европейский Союз построен на единственной в своем роде системе институтов.

Страны-члены ЕС передают полномочия в решении некоторых вопросов независимым институтам, которые представляют интересы Европейского Союза в целом, его государств-членов и граждан. По традиции Европейская Комиссия защищает интересы Союза в целом, в то время как каждое национальное правительство представлено в Совете Министров, а члены Европейского Парламента напрямую избираются гражданами ЕС. Таким образом, демократия и верховенство закона являются краеугольными камнями этой структуры.

Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Основными целями Союза являются:

· Создание европейского гражданства

· Обеспечение свободы, безопасности и законности

· Содействие экономическому и социальному прогрессу

· Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:

· Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

· Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

· Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

· Суд (соблюдение закона);

· Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

· Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);

· Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);

· Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);

· Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);

· Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).

Расширение Европейского Союза произойдет в 2004 году, когда в состав ЕС войдут новые страны из восточной и южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). Три другие страны - Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

ЕЦБ улучшил прогноз роста ВВП для стран ЕС на 2010 и 2011гг.

Европейский центральный банк улучшил прогноз роста ВВП стран Европейского союза на конец 2010г. и 2011г. По обновленным оценкам, в текущем году экономика региона вырастет на 1,6%, тогда как ранее прогнозировался подъем на уровне 1%. За следующие 12 месяцев ВВП европейских стран увеличится на 1,4% (согласно более раннему прогнозу - на 1,2%). "По сравнению с июньскими макроэкономическми оценками прогноз роста реального ВВП был пересмотрен в сторону повышения за счет соответствующих показателей за II квартал 2010г, оказавшихся выше наших ожиданий", - заявил председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише.

Он также затронул ключевой для мировых фондовых бирж вопрос восстановления европейской экономики после мирового финансового кризиса. "Хотя неопределенность все еще сохраняется, данные свидетельствуют, что процессу восстановления европейской экономики был задан положительный вектор. Наблюдаемый в настоящее время рост в мировой экономике, с которым связано увеличение спроса на европейский экспорт, а также гибкая кредитно-денежная политика в совокупности с мерами, направленными на выправление финансовой системы, и в будущем будут оказывать поддержку экономике еврозоны", - резюмировал председатель Европейского ЦБ.

Ж.-К. Трише также сделал несколько важных заявлений относительно инфляции в регионе. По его словам, в связи с "эволюцией" цен на энергоносители и прочее сырье, отличное от нефти, прогноз роста цен может быть изменен. "Увеличение косвенных налогов и административные расходы могут оказаться выше, чем ожидается в настоящий момент, что доказывает необходимость финансовой консолидации", - отметил Ж.-К.Трише. Что касается самой инфляции, то в ЕЦБ прогнозируют лишь незначительный ее рост. В 2011г. данные показатель, как полагают аналитики, останется в умеренном диапазоне, чему будет способствовать уровень цен на внутреннем рынке. Прогнозируется, что в 2010г. цены в странах Евросоюза вырастут в среднем на 1,5-1,7%, в 2011г. - на 1,2-2,2%. Отметим, что данные оценки несколько расходятся со сделанными ранее - они были скорректиррованы с учетом роста цен на сырье.

Ранее 2 сентября управляющий совет Европейского центрального банка принял решение оставить учетную ставку без изменений - на уровне 1%. Базовая ставка ЕЦБ находится на неизменном уровне в 1% уже больше года. Аналитики не ожидают изменения монетарного курса ЕЦБ как минимум до начала 2011г. Инфляция в еврозоне стабильно ниже ориентира центробанка в 2%, что позволяет ему продолжать мягкую денежно-кредитную политику.

экономические статьи

Совет Европейского Союза: *(65) Состав и порядок формирования

Совет Европейского Союза

*(65)
Состав и порядок формирования. Совет Европейского Союза - "межправительственный" институт, состоящий из должностных лиц исполнительной власти государств-членов, обычно в ранге министра. "В Совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена" (ст. 203 Договора о ЕС).
В отличие от Европейского парламента, члены Совета выражают и защищают интересы своих государств и связаны указаниями органов, их направивших (т.е. национальных правительств).
Договор о ЕС, как видно из процитированной статьи, не определяет, каких министров государства-члены должны направлять для участия в заседаниях Совета. Поскольку на этих заседаниях обсуждаются и принимаются решения по широкому кругу общественных проблем, Совет стал собираться в разных составах. Они получили название формации Совета.
Так, Совет по вопросам правосудия и внутренних дел принимает нормативные акты и другие решения в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также в области гражданского судопроизводства, визовой, иммиграционной политики и убежища. Членами Совета данной формации выступают министры внутренних дел или юстиции государств-членов.
Совет по вопросам окружающей среды в составе компетентных министров государств-членов рассматривает и утверждает мероприятия в сфере экологической политики ЕС.
Всего в настоящее время в Совете функционируют девять формаций. Среди них приоритетную роль играет Совет по общим вопросам и внешним сношениям (в составе министров иностранных дел), который отвечает за принятие решений в сфере внешней политики, а также решает другие вопросы "общего" характера (в том числе о распределении обязанностей между прочими формациями Совета).
В случаях особой важности, прямо предусмотренных учредительными договорами, Совет обязан собираться на уровне не "просто" министров, но высших руководителей исполнительной власти государств-членов - Совет в составе глав государств или правительств. В будущем (согласно Лиссабонскому договору) эта формация должна исчезнуть.
Из сказанного следует, что Совет - единственный из институтов Европейского Союза, который не имеет фиксированного состава членов и срока полномочий. Подобная многоликость Совета создает некоторые проблемы, но в целом заметно повышает профессионализм и компетентность "межправительственного" института Европейского Союза.
Председательство в Совете. Так как Совет заседает в разных составах (формациях), руководство данным институтом не может быть поручено отдельному человеку.
В этой связи Договор о ЕС установил, что председательство в Совете осуществляют государства-члены, которые руководят работой всех его формаций и вспомогательных органов через своих должностных лиц (министр иностранных дел государства-председателя возглавляет Совет по общим вопросам и внешним сношениям и т.д.).
Пост Председателя Совета не является выборным. Государства-члены занимают его поочередно, в порядке ротации, каждое в течение одного полугодия. Очередность замещения поста Председателя определяет сам Совет, принимая на этот счет специальное решение (Решение от 1 января 2007 г. "Об установлении порядка очередности осуществления председательства в Совете"). Так, в 2008 г. председателями Совета Европейского Союза являлись Словения (первое полугодие) и Франция (второе полугодие), в 2009 г. - Чехия (первое полугодие) и Швеция (второе полугодие).
Государство-председатель не только направляет работу Совета Европейского Союза (в частности, путем составления программы его деятельности на конкретное полугодие и предварительных повесток дня сессий разных формаций), но и обладает важными полномочиями общеполитического характера.
Согласно Договору о Европейском Союзе именно государство-председатель является высшим представителем Союза по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, ведет международные переговоры и делает официальные заявления от имени данной организации в целом. Ввиду этого обстоятельства пост Председателя Совета для государств-членов является очень престижной должностью, а в средствах массовой информации государство-председателя часто называют Президентом Европейского Союза.
В дальнейшем, после вступления в силу Лиссабонского договора о реформе Европейского Союза (см. вопрос N 17), действующая система замещения поста Председателя Совета сохранится с одним существенным изменением: с целью обеспечить большую последовательность и преемственность председательство в Совете планируется сделать коллективным. Его будут осуществлять сообща по три государства-члена (сопредседатели) сроком полтора года. Если бы такая модель действовала сейчас, то с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. "коллективным председателем" Совета являлись бы Франция, Чехия и Швеция с соответствующим распределением обязанностей между собой.
С другой стороны, Лиссабонский договор лишает Председателя Совета права представлять Европейский Союз за рубежом в рамках общей внешней политики и политики безопасности. Эти общеполитические полномочия переходят к новым должностным лицам Союза, работающим на постоянной основе, - Председателю Европейского совета (см. вопрос N 36) и Верховному представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности (см. ниже в настоящем вопросе).
Функции и полномочия. Несмотря на то что членами Совета являются представители исполнительной власти государств-членов, данный институт Европейского Союза выступает, прежде всего, в роли законодателя по общему праву*(66). В настоящее время Совет реализует законодательную функцию совместно с Европейским парламентом, однако, в отличие от последнего, вето Совета на законопроекты всегда носит абсолютный характер.
В сферах, где законопроекты издаются на базе консультационной процедуры (см. вопрос N 70), именно Совет принимает документ в окончательной редакции, в том числе вопреки возможным возражениям Европарламента. Как уже отмечалось, подобные документы оформляются как единоличные акты Совета Европейского Союза: регламент Совета, рамочное решение Совета и т. п.
Совет осуществляет бюджетную функцию, принимая совместно с Европейским парламентом бюджет Европейского Союза, а также утверждая автономные бюджеты некоторых органов последнего (например, бюджет Европола).
Наряду с законодательной и бюджетной, Совет Европейского Союза осуществляет также функции определения политики и координации (так они названы в Лиссабонском договоре). Основными полномочиями в рамках этих функций выступают:
- принятие ежегодно "главных ориентиров экономической политики", адресуемых всем государствам-членам, а также иных мер по координации и контролю за их экономической политикой и финансовым положением (в том числе санкции по отношению к государствам-членам, в которых существует чрезмерный бюджетный дефицит). Специальные "ориентиры" Совет издает также в сфере политики занятости ЕС, направленной на сокращение безработицы;
- утверждение всех мероприятий, в том числе правовых актов, в рамках общей внешней политики и политики безопасности, сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (т.е. второй и третьей опор Европейского Союза), а также контроль за их исполнением государствами-членами (через собственного Председателя и Генеральный секретариат)*(67);
- заключение соглашений Европейских сообществ и Союза с третьими странами и международными организациями.
Среди иных полномочий Совета важно отметить назначение на многие должности в институтах и органах Европейского Союза, единолично или с согласия Европарламента (Председатель и члены Европейской комиссии; члены Счетной палаты, Экономического и социального комитета и др.), а также отдельные права в сфере учредительной власти. Именно Совет созывает конференцию по пересмотру учредительных документов Европейского Союза и может самостоятельно вносить поправки в некоторые их статьи без ратификации государствами-членами (см. вопрос N 69).
Организация работы и принятия решений. Совет Европейского Союза, как и Европейский парламент, работает в сессионном порядке. Однако, поскольку членами Совета выступают министры правительств государств-членов, его сессии не могут продолжаться длительное время. В течение года проходят в среднем 100 сессий Совета в разных формациях; каждая сессия длится, как правило, один день (реже два дня).

Количество сессий Совета и даты их проведения определяются заранее, в программе государства-председателя, рассчитанной на срок его полномочий (шесть месяцев).
Наряду с официальными сессиями, где принимаются нормативные акты и другие решения, в практике Совета получили широкое распространение неформальные заседания (также в разных формациях), на которые министры съезжаются для обсуждения текущих проблем развития Европейского Союза.
Кворум на заседаниях Совета составляет большинство от его списочного состава (т.е. 15 из 27), причем один член Совета может делегировать свое право голоса другому члену (такая возможность используется очень редко).
В качестве основных способов принятия решений Советом выступают единогласие и квалифицированное большинство; какой именно способ подлежит использованию в конкретном случае, определяют уполномочивающие статьи учредительных договоров. Например: "Совет, постановляя единогласно. может принимать любые регламенты" в целях регулирования вопросов государственной помощи предприятиям (ст. 89 Договора о ЕС); "пошлины общего таможенного тарифа устанавливаются Советом, постановляющим квалифицированным большинством. " (ст. 26 Договора о ЕС).
Единогласие в Совете предполагает, что проект решения получил поддержку со стороны всех его членов. Голосование, тем не менее, не проводится: документ считается одобренным, если никто из присутствующих на заседании министров не выступил против. Таким образом, на практике в Совете вместо единогласия используется консенсус (принятие решений без голосования при отсутствии прямо заявленных возражений).
В связи с тем что единогласие (de facto консенсус) дает возможность государствам-членам через собственных министров накладывать вето на проекты, данный способ принятия решений постепенно заменяется другим, более гибким и эффективным - квалифицированным большинством.
В соответствии с проектом Конституции именно этим способом Совет по общему правилу будет утверждать европейские законы и рамочные законы, а также иные правовые акты. Единогласие сохранится лишь как исключение, в наиболее "чувствительных" для государств сферах жизни.
Особенность квалифицированного большинства в Совете заключается в том, что оно учитывает дуалистическую (двойственную) природу организации Европейский Союз: объединение государств и союз народов. Соответственно для принятия решения в данном случае необходимо выполнить два основных условия:
- проект должны поддержать абсолютное большинство членов Совета (т.е. 15 из 27), а по некоторым вопросам - 2/3 (т.е. 15 из 27)*(68);
- "за" должно быть подано не менее 255 из 375 так называемых взвешенных голосов. "Взвешивание" голосов представителей разных стран производится в соответствии с численностью их населения, причем соответствующие квоты (как и для числа избираемых депутатов Европарламента) жестко зафиксированы в Договоре о ЕС (ст. 205). Так, министры из Германии, Великобритании, Франции и Италии имеют каждый по 29 "взвешенных голосов"; испанский и польский министры - по 27; нидерландский - 13 и т.д. Наименьшее число "взвешенных голосов" у представителя Мальты (3);
Зафиксированные в Договоре о ЕС квоты государств-членов не являются строго пропорциональными (т.е. неточно отражают соотношение их по численности населения). По этой причине Ниццкий договор 2001 г. наделил каждого члена Совета правом требовать проверки того, что "государства-члены, образующие это квалифицированное большинство, представляют не менее 62 % всего населения Союза. Если окажется, что данное условие не выполнено, то соответствующее решение не принимается" (новый параграф 4 ст. 205 Договора о ЕС).
Лиссабонский договор 2007 г. предусматривает отмену "взвешенного голосования" (вместе с дополнительным условием о перепроверке 62%). Он устанавливает новое определение квалифицированного большинства на основе метода "двойного большинства" (большинство представленных в Совете государств-членов + большинство населения Европейского Союза в целом).
Согласно ст. 16 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора квалифицированное большинство в Совете определено следующим образом: "не менее 55% членов Совета, включая как минимум пятнадцать из них, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза". По некоторым вопросам предусмотрено также суперквалифицированное большинство: "не менее 72% членов Совета, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза" (ст. 238 Договора о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора).
В то же время, по настоянию ряда государств-членов, прежде всего Польши, введение в действие нового определения квалифицированного большинства отложено Лиссабонским договором до 1 ноября 2014 г. До наступления этой даты в Совете продолжит использоваться метод "взвешенного голосования", как он существует в настоящее время (переход к методу "двойного большинства" будет осуществляться постепенно и должен окончательно завершиться к 1 апреля 2017 г.).
Кроме единогласия (консенсуса) и квалифицированного большинства Совету известен и такой способ принятия решений, как простое большинство (большинство от списочного состава). Он используется, в основном, для принятия процедурных решений*(69).
С учетом непостоянного характера работы Совета в функционировании данного института огромную роль играют вспомогательные органы (комитеты). Важнейший среди них - Комитет постоянных представителей, обозначаемый также аббревиатурой Coreper (от франц. Comite des representants permanents). В его состав входят главы официальных представительств государств-членов при Европейском Союзе (в ранге послов) либо их заместители.
Coreper в предварительном порядке рассматривает проекты, вносимые на утверждение Совета, и старается достигнуть консенсуса между представителями государств-членов. Если это удалось, то Совет, как правило, автоматически (без обсуждения) утверждает текст, согласованный в Coreper. Так происходит примерно в 75-80% случаев, т.е. Coreper своей деятельностью существенно "разгружает" Совет*(70).
Наряду с Coreper в структуре Совета имеются ряд специальных комитетов (по сельскому хозяйству, по вопросам политики и безопасности и др.), а также создаются рабочие группы по отдельным вопросам, число которых варьируется от 250 до 300*(71).
Аппарат Совета представлен его Генеральным секретариатом (примерно 3000 сотрудников). Руководитель последнего с 1999 г. совмещает две должности: Генеральный секретарь Совета - Высокий представитель Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности (сокращенно: "Генеральный секретарь - Высокий представитель"). В качестве Высокого представителя это должностное лицо помогает Председателю Совета в осуществлении внешнеполитических функций Европейского Союза.
В целях усиления последовательности и согласованности внешней политики Европейского Союза Лиссабонский договор 2007 г. предусматривает ликвидацию совместной должности Генерального секретаря - Высокого представителя. Пост Генерального секретаря Совета в дальнейшем сохранится лишь в качестве внутренней административной должности (начальника аппарата).
Что касается поста Высокого представителя, то вместо него вводится новое должностное лицо под названием "Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности" (в проекте Европейской конституции 2004 г. на основе которой был подготовлен Лиссабонский договор, этой должности планировали дать более лаконичное название - "Министр иностранных дел Союза").
Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности будет курировать все аспекты внешнеполитической деятельности Европейского Союза, действуя в двойном качестве:
- с одной стороны, Верховный представитель наделен правом председательствовать (без права голоса) на заседаниях Совета Европейского Союза при принятии им внешнеполитических решений (в формации "Совет по иностранным делам" на уровне министров иностранных дел государств-членов);
- с другой стороны, Верховный представитель будет являться вице-председателем главного исполнительного института Союза - Европейской комиссии.