Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Шиномонтажным Работам img-1

Инструкция По Шиномонтажным Работам

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция мастера шиномонтажных работ

- конструктивные и технические характеристики колес;

- содержание технологического процесса и отдельных приемов монтажа и демонтажа колес;

- виды шин, покрышек автомобилей различных марок и комплектующие материалы к ним;

- типы, причины повреждений элементов колес и способы их устранения;

- последовательность операций при устранении повреждений колес;

- технологический процесс восстановления покрышек и шин;

- способы диагностики качества шиномонтажных работ;

- оборудование для вулканизации и изготовления резиновых смесей, монтажа шин и покрышек;

- применяемые шиноремонтные материалы;

- резиновые смеси и их ингредиенты, используемые при ремонте колес;

- назначение и правила пользования рабочими инструментами и приспособлениями;

- правила и приемы балансировки колес;

- причины разбалансировки колес;

- техническую документацию по профилю работы;

- способы и приемы безопасного выполнения работ;

- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

2.1. Перед началом рабочего дня мастер шиномонтажных работ:

- проходит в установленном порядке периодические медицинские осмотры;

- проходит в установленном порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности;

- принимает рабочее место;

- подготавливает рабочее место и средства индивидуальной защиты;

- готовит шиномонтажное оборудование к работе;

- получает расходные материалы;

2.2. В процессе работы мастер шиномонтажных работ:

- использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

- получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

- соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

- немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

- соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

2.3. В течение рабочего дня мастер шиномонтажных работ:

- производит техническое обслуживание, наладку и регулирование режимов работы шиномонтажного оборудования;

- определяет дефекты и производит мелкий ремонт шиномонтажного оборудования;

- производит монтаж-демонтаж колес;

- осуществляет подготовку колес к ремонту;

- выявляет повреждения, определяет годность колес к дальнейшей эксплуатации, излагает свою точку зрения клиентам;

- выявляет повреждения, определяет годность колес к дальнейшей эксплуатации, излагает свою точку зрения клиентам;

- выбирает оптимальный способ устранения повреждений колес в зависимости от их вида, аргументирует собственный выбор, предусматривает последствия выбора;

- подбирает материалы для ремонта;

- выполняет ремонт колес;

- проводит механическую обработку колесных дисков, шин и покрышек с использованием приспособлений и оборудования;

- проводит вулканизационные работы;

- производит балансировку колес;

- контролирует качество шиномонтажных и ремонтных работ;

2.4. Мастер шиномонтажных работ в конце рабочего дня:

- осуществляет уборку рабочего места;

- убирает отходы в установленное место;

- снимает и помещает на хранение спецодежду;

- выполняет гигиенические процедуры, производит осмотр (самоосмотр);

- сдает рабочее место;

При выполнении своих обязанностей мастер шиномонтажных работ обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, мастер шиномонтажных работ привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.

4.2. Мастер шиномонтажных работ несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства.

4.3. Мастер шиномонтажных работ за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

5.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Другие статьи

Инструкция мастера шиномонтажных работ: образец, бланк, шаблон

Инструкция мастера шиномонтажных работ

Мастер шиномонтажных работ

1.2. Мастер шиномонтажных работ должен знать:

- конструктивные и технические характеристики колес;

- содержание технологического процесса и отдельных приемов монтажа и демонтажа колес;

- виды шин, покрышек автомобилей различных марок и комплектующие материалы к ним;

- типы, причины повреждений элементов колес и способы их устранения;

- последовательность операций при устранении повреждений колес;

- технологический процесс восстановления покрышек и шин;

- способы диагностики качества шиномонтажных работ;

- оборудование для вулканизации и изготовления резиновых смесей, монтажа шин и покрышек;

- применяемые шиноремонтные материалы;

- резиновые смеси и их ингредиенты, используемые при ремонте колес;

- назначение и правила пользования рабочими инструментами и приспособлениями;

- правила и приемы балансировки колес;

- причины разбалансировки колес;

- техническую документацию по профилю работы;

- способы и приемы безопасного выполнения работ;

- порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности;

2. Обязанности

2.1. Перед началом рабочего дня мастер шиномонтажных работ:

- проходит в установленном порядке периодические медицинские осмотры;

- проходит в установленном порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности;

- принимает рабочее место;

- подготавливает рабочее место и средства индивидуальной защиты;

- готовит шиномонтажное оборудование к работе;

- получает расходные материалы;

2.2. В процессе работы мастер шиномонтажных работ:

- использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;

- получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;

- соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;

- немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

- оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

- соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;

2.3. В течение рабочего дня мастер шиномонтажных работ:

- производит техническое обслуживание, наладку и регулирование режимов работы шиномонтажного оборудования;

- определяет дефекты и производит мелкий ремонт шиномонтажного оборудования;

- производит монтаж-демонтаж колес;

- осуществляет подготовку колес к ремонту;

- выявляет повреждения, определяет годность колес к дальнейшей эксплуатации, излагает свою точку зрения клиентам;

- выявляет повреждения, определяет годность колес к дальнейшей эксплуатации, излагает свою точку зрения клиентам;

- выбирает оптимальный способ устранения повреждений колес в зависимости от их вида, аргументирует собственный выбор, предусматривает последствия выбора;

- подбирает материалы для ремонта;

- выполняет ремонт колес;

- проводит механическую обработку колесных дисков, шин и покрышек с использованием приспособлений и оборудования;

- проводит вулканизационные работы;

- производит балансировку колес;

- контролирует качество шиномонтажных и ремонтных работ;

2.4. Мастер шиномонтажных работ в конце рабочего дня:

- осуществляет уборку рабочего места;

- убирает отходы в установленное место;

- снимает и помещает на хранение спецодежду;

- выполняет гигиенические процедуры, производит осмотр (самоосмотр);

- сдает рабочее место;

При выполнении своих обязанностей мастер шиномонтажных работ обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

4. Ответственность

4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, мастер шиномонтажных работ привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.

4.2. Мастер шиномонтажных работ несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства.

4.3. Мастер шиномонтажных работ за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

5. Заключительные положения

5.1. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

О травматизме при выполнении шиномонтажных работ - Охрана труда в Беларуси

Информационное письмо
Департамента государственной инспекции труда
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь
О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Накачивание колеса производится в специальной «клетке»

В марте 2012 года в связи с ростом количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ, Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) в адрес органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов было направлено информационное письмо, содержащее примеры наиболее характерных нарушений требований безопасности труда при их выполнении и были предложены мероприятия по устранению указанных нарушений.
Год подходит к концу, однако как показывает анализ оперативных данных Департамента ситуация с травмированием работников элементами колес в результате их разрыва при производстве вышеуказанных работ существенно не изменилась. За период с апреля по ноябрь 2012 года в республике произошло 8 несчастных случаев с тяжелым исходом (всего за истекший период 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в республике пострадало 13 работников, в том числе 1 – погиб).
Проведенный мониторинг причин несчастных случаев, происшедших в период с апреля по ноябрь 2012 г. показывает, что в большинстве из них по прежнему имели место нарушения, связанные с недостатками в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, допуске потерпевших к работам не по специальности, неудовлетворительным содержанием и организацией рабочих мест, а также невыполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (46,2 процента от общего количества причин). При этом вина нанимателя была установлена в 57 процентах расследованных несчастных случаев.
Вместе с тем, следует обратить внимание и на значительный удельный вес несчастных случаев, происшедших исключительно по вине работников. Так в 3-х из 7 расследованных случаев единственной причиной, приведшей к их наступлению, явилось нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда потерпевшими. С одной стороны указанное свидетельствует о беспечности самих работников, а с другой – о недостатках в системе контроля со стороны руководства организаций к обеспечению охраны труда, что зачастую порождает такую беспечность.
Так 9 апреля 2012 г. при попытке сдвинуть при помощи лома внутреннее колесо задней оси автомобиля МАЗ, в результате разъединения съемных деталей обода колеса, тяжелую травму получил водитель автомобиля КУП «Минскметрострой». Специальное расследование данного несчастного случая показало, что его причинами явились как нарушения требований безопасности, допущенные самим работником, так и должностным лицом нанимателя, не обеспечившим проверку транспортного средства после прибытия с линии.
Травмированием с тяжелым исходом работника СПК «Достоево» Ивановского района Брестской области 6 июня 2012 г. закончилась попытка съема с автомобиля МАЗ колеса с разборными ободьями, из шины которого предварительно не был спущен воздух. Результатом такой беспечности явилась открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, закрытый оскольчатый перелом обеих костей правой голени и другие травмы потерпевшего.
20 августа 2012 г. при попытке подкачать колесо трактора «на глазок» при помощи компрессора, не укомплектованного контрольным манометром на конце шланга, таблицей с указанием в ней допустимого давления по типоразмерам шин и инструкцией по охране труда для работника, в результате разрушения избыточным давлением колеса пострадали два работника ОАО «Морочь» Клецкого района Минской области. Как показали результаты специального расследования данного группового несчастного случая, к его наступлению привели, как недостатки в организации рабочих мест, допущенные нанимателем, так и нарушения требований инструкций по охране труда самими работниками. Оба потерпевших в результате разрыва колеса получили тяжелые сочетанные травмы.
Выполнение работником не порученной ему работы по замене колеса прицепа и невыполнение при этом требований инструкции по охране труда по предварительному спуску воздуха из шины колеса привели 31 августа 2012 г. к несчастному случаю в ГУП «ЖРЭО Заводского района г. Минска». Как показало специальное расследование, потерпевший знал о необходимости спуска воздуха из шины перед снятием колеса, однако не сделал этого из-за «спешки». Результатом неисполнения требований трудовой дисциплины и «спешки» явилась тяжелая травма обеих рук.
1 октября 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в результате разрыва колеса вылетевшим замочным кольцом был тяжело травмирован водитель ЧСУП «АСБ Новатор» Бешенковичского района Витебской области. Специальным расследованием установлено, что квалификации по профессии «монтировщик шин и шинно-пневматических муфт» указанный работник не имел. Кроме того, ни на одном из ремонтных участков организации нанимателем не были предусмотрены шиномонтажные отделения или приспособленные для этих работ помещения с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.
Аналогичные нарушения требований безопасности в части допуска потерпевшего к выполнению шиномонтажных работ привели к несчастному случаю водителя Добрушского районного потребительского общества 12 октября 2012 г. Травму потерпевший получил в результате подкачки колеса вне специального металлического ограждения (клети). Обучение инструктаж и проверку знаний по охране труда при проведении шиномонтажных работ указанный работник не проходил. Результат – обширная рваная рана лица, перелом левой скуловой дуги и закрытый перелом левой большой берцовой кости.
Таким образом, установленные нарушения требований безопасности труда, повлекшие несчастные случаи с тяжелыми последствиями, в полной мере позволяют сделать вывод о том, что отдельными должностными лицами организаций различных организационно-правовых форм собственности не принято должных мер по реализации предложений Департамента, изложенных в информационном письме о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ (исх. № 02-15/182 от 14 марта 2012 г.).

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

  1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.
  2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

2.1. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.
2.2. Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. Организовать посты смены колес.
2.3. Запретить демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, а также снятие с транспортного средства колес с разборными ободьями, когда шина находится под давлением.
2.4. Не допускать накачивание шин в сборе с ободом вне специального металлического ограждения, способного защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.
2.5. Укомплектовать компрессоры, используемые для накачивания шин манометрами на корпусе, необходимым количеством шланга с контрольным манометром на конце шланга, таблицами с указанием допустимого давления по типоразмерам шин и инструкциями по охране труда для работников. Компрессоры оградить сеткой.
2.6. Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте. утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования. утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.


Источник: сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Материалы по теме

Какие требования безопасности должны соблюдаться при выполнении шиномонтажных работ?

Какие требования безопасности должны соблюдаться при выполнении шиномонтажных работ?

Вследствие невыполнения требований безопасности наибольшее количество несчастных случаев происходит при выполнении шиномонтажных работ.

Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и обода, допускается производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели транспортного средства.

Монтаж и демонтаж шин следует проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

После монтажа шины на обод необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.

Установка замочного кольца на колесо должна выполняться с помощью специальной монтажной лопатки без применения ударного действия.

При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.

При проведении монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились снаружи транспортного средства, обозначения внутренних шин были обращены внутрь транспортного средства.

Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением; снятие с транспортного средства колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением; выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу кувалдой (молотком);

накачивать шины свыше установленной организацией-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины. Следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет; заменять золотники различного рода заглушками; накачивать шины на разборных ободьях с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;

работа на неисправном оборудовании, применение неисправного инструмента и приспособлений;

производство работ без применения необходимых средств коллективной и индивидуальной защиты.

Накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого организацией-изготовителем.

В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

При накачивании шин необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной колонки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник.

В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов.

Накачивание бескамерных шин производится при повышенной подаче воздуха в начале накачивания.

В целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест-накрест).

Подкачка шин без демонтажа производится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

Перед монтажом шины на обод необходимо ее внутри, а камеру снаружи припудрить тальком или покрыть смазкой.

Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими или резиновыми колпачками.

Накачивание шин в сборе с ободом производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

Для изъятия из шин металлических предметов, гвоздей следует пользоваться клещами, применение отвертки, шила или ножа не допускается.

При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

Не допускается монтаж и использование на транспортных средствах шин не предусмотренных типоразмеров и назначения, а также шин (покрышек) с предельно изношенным или отслоившимся протектором, поврежденными бортами или значительными местными повреждениями протектора и боковин.

Не допускается монтировать шину на обод колеса, если: обод и диск имеют повреждения или деформацию; замочное кольцо деформировано, неплотно прилегает к ободу и устанавливается с большим усилием;

ремонт (вулканизация) камеры, покрышки выполнен некачественно и не обеспечивает требуемой герметичности;

воздушный вентиль слабо укреплен на камере шины.

В процессе накачки шины необходимо вести постоянное наблюдение и контроль за:

показаниями манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);

положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.

Манометры, контролирующие давление воздуха в шинах при накачке, должны проходить регулярную поверку в установленном порядке и быть опломбированы (иметь клеймо поверки).

Не допускается производить накачку шин при неисправных манометрах, отсутствии пломб (клейма поверки) и нарушении сроков испытания (поверки) манометров.

Остались вопросы?

Мы разрабатываем полный комплект документации по охране труда "под ключ" и осуществляем подготовку организаций к проверке по вопросам охраны труда