Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Охране Жизни И Здоровья Детей Раннего Возраста img-1

Инструкция По Охране Жизни И Здоровья Детей Раннего Возраста

Категория: Инструкции

Описание

МБДОУ д

МБДОУ д/с «Малышок» Охрана жизни и здоровья воспитаников

Мероприятия по обеспечению безопасности

в МБДОУ д/с "Малышок"

1.Оснащение системой автоматической пожарной сигнализации и средствами оповещения при пожаре.
2.Наличие прямой связи с пультом пожарной охраны.
3.Проведение ремонтных работ субъектами, имеющими лицензии на осуществление данного вида деятельности и граждан, имеющих регистрацию.
4.Круглосуточная охрана сторожа (вахтера) с осуществлением контрольно-пропускного режима.
5.Ежедневный обход территории дежурными администраторами, сторожами-вахтерами с отметкой о результатах обхода в соответствующем журнале.
6.Ежедневный осмотр прогулочных участков воспитателями всех возрастных групп перед начал ом работы МБДОУ.

7.Регулярное проведение инструктажей с работниками учреждения, касающихся порядка действий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и выполнении мероприятий гражданской обороны, порядка действий по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре (проведение учебной эвакуации), о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите воспитанников, по действиям при обнаружении опасных (оставленных без присмотра) предметов.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:

- охрана жизни и здоровья детей;
- противопожарная и техногенная безопасность;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.

В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).

Законодательная база по охране жизни и здоровья детей:

- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;
- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;
-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;
- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;
- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;
- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;
- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;
- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;
- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;
- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Устав МБУ и родительский договор.


Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
- Приказ «О дежурных администраторах»;
- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста;

Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:

- Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;
- Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
- Инструкция № 33 «По организации мероприятий гражданской обороны и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций детского сада», разработанная штабом ГО по чрезвычайным ситуациям ЮВАО г. Москвы, 1997 г.

Локальные акты по пожарной безопасности:

- Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
- План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
- Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
- Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;
- Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».

Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;
- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;
- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М. 1986.

- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.

Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:

- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.

- Инструкция по ГО;
- Положение о комиссии по ЧС;
- Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;
- План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;
- Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;
- Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;
- Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».


ПЕРЕЧЕНЬ методического материала по противопожарной безопасности

1.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв.Госкомобразованием СССР 10 мая 1989г.).
2.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
3.Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
4.Приказ «По обесточиванию здания и подсобных помещений».
5.Приказ «О порядке осмотра и закрытии помещений школы».
6.Приказ «О назначении пожарного расчета».
7.Инструкция о мерах пожарной безопасности.
8.Инструкция по охране труда и пожарной безопасности в учреждении ИОТ-001-2003г.
9.Инструкция дежурным сторожам на случай возникновения пожара или загорания.
10.Инструкция о способах применения первичных средств тушения пожара.
11.Инструкция о мерах по противопожарной защите.
12.Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях социальных учреждений.
13.Инструкция по использованию противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта, пожарного крана).
14.Инструкция по установке и эксплуатации пожарной автоматики.
15.Инструкция системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).
16.Инструкция о порядке действия в случае возникновения пожара.
17.Памятка по обеспечению пожарной безопасности.
18.Порядок действия персонала в случае пожара.
19.Основные правила пожарной безопасности при проведении новогодних елок.
20.Реестр огнетушителей.
21.План мероприятий по организации пожарной безопасности в ЛПУ.
22.Методическое пособие проведения противопожарного инструктажа в быту.
23.Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений.


ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА.

1. Систематически (особенно в начале учебного года – осенью и весной) проводить специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах.
2. Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами, иллюстрациями.
3. В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.
4. Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать игровые приемы, действия детей с макетами улицы.
5. Детей старшего дошкольного возраста знакомить с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время – на специально оборудованной площадке на участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.
6. Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные ситуации на примерах, используя серию картинок.
7. Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, огрганизовывать сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.
8. Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт – в зависимости от возраста детей).
9. Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).
10. В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.
11. Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.
12. Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Для решения поставленной цели необходимо сделать следующее:

- определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
- разработать систему планирования;
- обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, например «Пожар в детском саду», психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывание жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начать с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Воспитанию навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Данная работа ведется через:

- организованную деятельность детей – занятия, занятия-проекты, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Для решения поставленной задачи необходимо создать актив, состоящий из педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями можно начать с изучения знаний и умений родителей. Затем разрабатывается цикл мероприятий с участием педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.
Детский сад может поддерживать тесную связь с солдатами, военнослужащими ОМОНА, с которыми обсуждаются вопросы терроризма и безопасности.
Проводя совместные ситуационные игра: «Служба спасения», «Телефон доверия», мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.

Если работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей будет проводиться в системе, то можно добиться следующих результатов:
1. У детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
2. Появится потребность утвердиться в своём отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

- Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате – их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
- Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых - помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.
- Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников.
- В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Дети усваивают эти знания, учатся оценивать свои действия и действия своих товарищей, рассуждать по поводу этих действий.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы по данной проблеме:

-ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения художественных произведений;
- использование публикаций в периодической печати;
- проведение творческой игры «Мы пожарные»;
-организация тематических конкурсов детских рисунков «Огонь – друг, огонь - враг», и др.;
- использование тематических альбомов и плакатов «Малышам о пожарной безопасности»;
- встречи с интересными людьми профессии «пожарный»;
- экскурсии в музей и пожарную часть;
- просмотр диафильмов и видеофильмов по данной тематике;
- игры-драматизации, развлечения.

Использование разнообразных форм работы по пожарной безопасности с учетом возрастных особенностей детей позволяет воспитателю формировать навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами. Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Главная цель работы детских садов по пожарной безопасности – оградить детей от пожаров и научить их правилам безопасности.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1. Не играй со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
2.Уходя из дома или из комнаты, не забывай выключить электроприборы.
3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (это лучше делать на улице и только со взрослыми).
5. Дома или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА.

1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же потушить его, набросив плотную ткань или одеяло или залив водой.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
3. Если не можешь убежать из горящей квартиры (дома), сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры (дома). После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком - внизу дыма меньше.
5. При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт. Он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Видео

Другие статьи

Персональный сайт

- Конвенция по правам ребенка, ст. 6, п. 1,2, ст.19;

- Конституция РФ, ст. 41, п. 3, ст.;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 № 124-ФЗ;

-Гражданский кодекс РФ, гл. 59, ст. 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда», ст.1065 «Предупреждение причинения вреда»;

- Семейный кодекс РФ, раздел 4, гл. 12, ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»;

- Закон РФ «Об образовании», ст. 32, п. 22.3 «Компетентность и ответственность образовательного учреждения»;

- «Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках », утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955г. № 42;

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.02 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»;

- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000 № 2414 и Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 № 22-06.788 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений »;

- Приказ Минобразования РФ от 26.04.02 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»;

- Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Устав МБДОУ и родительский договор.

Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:

- Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;

- Приказ «Об организации экскурсий»;

- Приказ «О дежурных администраторах»;

- Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста;

- Инструкция по охране жизни и здоровья детей в группах кратковременного пребывания (Приложение 1).

Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:

- Типовые правила пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных учреждений и других учебно-воспитательных учреждений Министерства просвещения СССР от 03.01.1969;

- Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;

- Инструкция «По организации мероприятий гражданской обороны и предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций детского сада».

Локальные акты по пожарной безопасности:

- Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;

- План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;

- Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;

- Обязанности административного дежурного и сторожей в случае возникновения пожара;

- Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».

Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:

- Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;

- Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;

- Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации и оказании экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17 ноября 1995 г.;

- Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М. 1986.

- Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.

Материал для работы с детьми:

- Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М. 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).

Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:

- Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);

- Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);

- Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

- Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.

Локальные акты учреждения:

- Инструкция по ГО;

- Положение о комиссии по ЧС;

- Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;

- План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;

- Приказ «О назначении дежурных администраторов и графике дежурства административных лиц»;

- Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;

- Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».

ПЕРЕЧЕНЬ методического материала по противопожарной безопасности

1.Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 (утв.Госкомобразованием СССР 10 мая 1989г.).

2.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

3.Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».

4.Приказ «По обесточиванию здания и подсобных помещений».

5.Приказ «О порядке осмотра и закрытии помещений школы».

6.Приказ «О назначении пожарного расчета».

7.Инструкция о мерах пожарной безопасности.

8.Инструкция по охране труда и пожарной безопасности в учреждении ИОТ-001-2003г.

9.Инструкция дежурным сторожам на случай возникновения пожара или загорания.

10.Инструкция о способах применения первичных средств тушения пожара.

11.Инструкция о мерах по противопожарной защите.

12.Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях социальных учреждений.

13.Инструкция по использованию противопожарного водоснабжения (пожарного гидранта, пожарного крана).

14.Инструкция по установке и эксплуатации пожарной автоматики.

15.Инструкция системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).

16.Инструкция о порядке действия в случае возникновения пожара.

17.Памятка по обеспечению пожарной безопасности.

18.Порядок действия персонала в случае пожара.

19.Основные правила пожарной безопасности при проведении новогодних елок.

21.План мероприятий по организации пожарной безопасности в ЛПУ.

22.Методическое пособие проведения противопожарного инструктажа в быту.

23.Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений.

Инструкция по охране жизни и здоровья детей в группах кратковременного пребывания

1. Зачислять детей в группы кратковременного пребывания только при наличии результатов бактериологических анализов и справок от врача-педиатра о состоянии здоровья ребенка.

2. Допускать к самостоятельной работе в группах кратковременного пребывания сотрудников, прошедших соответствующую подготовку, инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.

3. Установить персональную ответственность педагогов дополнительного образования за жизнь и здоровье каждого ребенка, вверенного им в период проведения занятий.

4.Обязать каждого педагога группы кратковременного пребывания пройти инструктаж и подготовку к оказанию первой медицинской помощи ребенку при внезапном заболевании или несчастном случае.

5. Иметь в наличии в местах проведения занятий перевязочные средства и средства оказания первой медицинской помощи при травмах.

6. Не включать в присутствии детей бытовые электроприборы

7. Надежно закрепить шкафы с дидактическим и раздаточным материалом.

8. Неукоснительно соблюдать температурный режим и следить за проветриванием помещения.

9. Не использовать в работе с детьми раннего возраста мелкий раздаточный материал.

10. Давать детям ножницы только под присмотром педагога.

11. В работе с детьми использовать только экологически чистые сертифицированные материалы.

12. Неукоснительно выполнять требования, изложенные в Инструктивно-методическом письме Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения ».

13. Мебель должна соответствовать росту детей и иметь соответствующую маркировку.

14. Обязать педагога-организатора вести табель посещаемости детей и принимать детей после длительного отсутствия только при наличии медицинской справки.

15. Разрешить родителям находиться с ребенком во время занятий при хорошем состоянии здоровья и наличии сменной обуви.

ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА.

1. Систематически (особенно в начале учебного года – осенью и весной) проводить специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах.

2. Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами, иллюстрациями.

3. В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.

4. Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать игровые приемы, действия детей с макетами улицы.

5. Детей старшего дошкольного возраста знакомить с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время – на специально оборудованной площадке на участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.

6. Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные ситуации на примерах, используя серию картинок.

7. Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, огрганизовывать сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.

8. Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт – в зависимости от возраста детей).

9. Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).

10. В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.

11. Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.

12. Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Для решения поставленной цели необходимо сделать следующее:

- определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;

- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;

- разработать систему планирования;

- обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.

При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, например «Пожар в детском саду», психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывание жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начать с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Воспитанию навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.

Детский сад - это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Актуальность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:

· Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности

· Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников

· Важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов

· Осмысление противоречий позволило сформулировать проблему - поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

· Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

· Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

· Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно - технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

· Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

· Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

· Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций"

· Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

· Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего учреждения - это прежде всего:

· Нормативно-правовое обеспечение

· Научно-методическое сопровождение

· Разработка методических рекомендаций

Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса - проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ. Для этого необходимо: совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовать распределение обязанностей, совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ, обучать целевые группы (руководитель, медицинский персонал, воспитатели, воспитанники) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.

Следующим этапом является организация номенклатуры деятельности - сформирован перечень нормативно - правовых актов: положения, приказы, инструкции по охране труда. Так, организация охраны труда в МДОУ "Детский сад №14 " регламентируется основными нормативными документами:

· Устав МДОУ "Детский сад №14"

· Коллективный договор МДОУ "Детский сад №14"

· Правила внутреннего трудового распорядка.

· Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности.

· План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности (составляется на учебный год)

На основе требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда разработана организационно- распорядительная документация, которая представляет собой правовые акты ДОУ, устанавливающие правила поведения на рабочем месте для каждого работника и выполнение требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья сотрудников и воспитанников в период их пребывания в ДОУ.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ.

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно - образовательного процесса.

В ДОУ назначаются ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно - образовательного процесса:

· разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций

· разработана инструкция о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· разработано методическое пособие для руководителей, педагогов и обслуживающего персонала ДОУ "Безопасность в дошкольных учреждениях"

· для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ ежемесячно проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, работоспособности охранной сигнализации, обнаружения посторонних предметов.

Запрещена сдача в аренду помещений ДОУ организациям, чья деятельность не связана с основными направлениями функционирования учреждения

ДОУ охраняется предприятием, имеющим соответствующие разрешительные документы

Вопросы пожарной безопасности долгое время находились на втором и даже на третьем плане. В постперестроечное десятилетие в условиях острой нехватки средств износились инженерные коммуникации, пришли в негодность технические системы.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

· Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности

· Противопожарный режим

· План противопожарных мероприятий

В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

· вопросы рассматриваются на педагогических советах;

· создана соответствующая развивающая среда;

· разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности;

· ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности;

Итак, понятие "безопасность" включает не только организацию защиты всех участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:

· Систематизированы и разработаны локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.

· Накоплен опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства.

· Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

· Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно-методические материалы для детей, педагогов, родителей.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 198 - ФЗ (ред.от 09.05.2005 г).

2. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 09.05.2002 г)

3. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ "О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г)

4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

5. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.

6. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М. ТЦ Сфера, 2005 год.

7. Л.И.Лукина "Безопасность дошкольного образовательного учреждения" Управление ДОУ, Москва, 2007 год.

8. Лукина Л.И. Как разработать систему управления ДОУ. Управление ДОУ, М. Сфера, 2007 год.

9. Погребняк Л.П. Охрана труда и технической безопасности в образовательном учреждении. Управление ДОУ, № 7- 2005 год.

10. Сантаева Т.С.Безопасность детей и взрослых. Управление ДОУ, № 3- 2004 год.