Руководства, Инструкции, Бланки

Бухгалтерский Баланс Ано Образец img-1

Бухгалтерский Баланс Ано Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Проводки в некоммерческой организации

Бухгалтерские проводки некоммерческой организации (НКО)

Также в ходе осуществления своей уставной деятельности НКО безвозмездно может получать от других организаций и физических лиц имущество для последующей передачи нуждающимся.

Пример 3 — Получение компьютеров

15.10.2014 НКО для реализации своей уставной деятельности, получила от сторонней организации 10 компьютеров для последующей передачи детскому дому, общей рыночной стоимостью — 200 000 руб.

Получите 200 видеоуроков по 1С бесплатно:

В НКО поступление компьютеров будет отражено проводкой:

10/ «Имущество для безвозмездной передачи»

Безвозмездное поступление компьютеров

Использование целевых средств

Использование целевых средств осуществляется строго в соответствии со сметой НКО по финансированию расходов на ее содержание и осуществление ее уставной деятельности.

Пример 4 — покупка автомобиля

15.10.2014 НКО, согласно утвержденной смете, частично были направлены целевые средства на покупку автомобиля в размере 600 000 руб. для управленческих целей организации. В бухгалтерии НКО были сделаны следующие проводки:

Пример 7 — износ основного средства

Рассмотрим, как происходит начисление износа по основному средству НКО.

В сентябре 2014 года НКО был приобретен автомобиль, его первоначальная стоимость, отраженная в бухгалтерском учете — 180 000 руб. При постановке на учет был определен срок его полезного использования — 5 лет. Согласно учетной политике НКО должна ежемесячно начислять износ по основным средствам.

Сумма износа за год равна 36 000 руб. соответственно месячная — 3 000 руб. Таким образом, 31.10.2014 будет впервые начислен износ: Дт 010 — 3 000 — начисление износа по автомобилю за текущий месяц.

Эту проводку необходимо делать ежемесячно на конец месяца, до окончательного списания стоимости автомобиля, либо до его выбытия.

Закажите услугу по составлению отчетности онлайн:

Другие статьи

ООО применяет УСН

ООО применяет УСН. АНО осуществляет предпринимательскую деятельность, применяет УСН.

ООО применяет УСН. Автономная некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, применяет УСН.
В каком объеме следует представить указанным организациям бухгалтерскую отчетность по итогам 2011 года?
Следует ли вести в обязательном порядке некоммерческой организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет в 2012 году?

1. Состав бухгалтерской отчетности АНО, применяющей УСН

Пунктом 1 ст. 32 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации.

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ определяет, что налогоплательщики обязаны, в частности, представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

В свою очередь, п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ предусматривает, что организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Такие организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, а также ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, формально как у АНО, так и у ООО, применяющих УСН, обязанность по представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности отсутствует. Аналогичное мнение нашло отражение в письмах Федеральной налоговой службы от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ и УФНС России по г. Москве от 12.12.2007 N 18-11/118639@.

Вместе с тем п. 1 ст. 15 Закона N 129-ФЗ указывает, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.

Пунктом 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ определено, что к компетенции высшего органа управления НКО относится, в частности, утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса.

Следовательно, у АНО существует обязанность по представлению бухгалтерской отчетности своим учредителям и органам государственной статистики.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" бухгалтерская отчетность состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета о движении денежных средств;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о целевом использовании полученных средств;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 16-15/083119@).

Действующие в настоящее время формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н).

При этом согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств. Аналогичное мнение нашло отражение в информации Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)".

Приказом N 66н утверждена также форма отчета о целевом использовании полученных средств. Вместе с тем, как следует из п. 2 Приказа N 66н, отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественными организациями (объединениями), не осуществляющими предпринимательскую деятельность и не имеющими, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Иным некоммерческим организациям п. 4 Приказа N 66н рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.

В рассматриваемом случае некоммерческая организация не является общественной, а также осуществляет предпринимательскую деятельность. В этой связи полагаем, что для представления отчета о целевом использовании полученных средств оснований не имеется.

Из пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что средняя численность работников организаций, применяющих УСН, не должна превышать 100 человек. Данное положение согласуется с нормой пп. "б" п. 2 части 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", по которой средняя численность работников малых предприятий не должна превышать 100 человек.

Таким образом, получается, что как АНО, так и ООО, применяющие УСН, являются субъектами малого предпринимательства.
В этом случае бухгалтерскую отчетность АНО вправе составить в сокращенном объеме.

Так, на основании п. 6 Приказа N 66н организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В то же время организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке).

Дополнительно в Информации Минфина России от 19.07.2011 N ПЗ-3/2010 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Информация) разъясняется, что субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности (п. 18 Информации). Кроме того, субъект малого предпринимательства, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе, может не раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, не представлять информацию по сегментам, не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 19 Информации).

Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).

В п. 17 Информации также указано, что решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

В письме УФНС России по Иркутской области от 10.02.2012 N 16-26/002187@ сообщено, что некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.

Учитывая изложенное, годовая бухгалтерская отчетность АНО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании полученных средств составляются по необходимости, т.е. в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Кроме того, в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, то в составе годовой бухгалтерской отчетности представляется и аудиторское заключение*(1).

2. Состав бухгалтерской отчетности ООО, применяющей УСН

Как уже было указано нами выше, ООО, применяющее УСН, вправе не вести бухгалтерский учет в полном объеме, а также не представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Вместе с тем, если ООО ведет бухгалтерский учет на общих основаниях, то годовая бухгалтерская ООО будет состоять из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях капитала, а также пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Также представляется и аудиторское заключение, если проведение аудита носит обязательный характер.

При этом, если ООО, применяющее УСН, относится к субъектам малого предпринимательства, то отчетность общество вправе составлять в сокращенном объеме.

Повторимся, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности, в отчетности не раскрывается информация о связанных сторонах, не представляется информация по сегментам, не раскрывается информация по прекращаемой деятельности.

В письме УФНС России по Иркутской области от 10.02.2012 N 16-26/002187@ сообщено, что субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.

Здесь же разъяснено, что субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

3. Ведение АНО, применяющего УСН, бухгалтерского учета в 2012 году

Как уже сказано выше, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Такие организации ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Схожие разъяснения даны и в письмах УФНС России по г. Москве от 26.08.2011 N 16-15/083119@ и от 12.12.2007 N 18-11/118639@. Фактически в данных письмах работники налогового органа соглашались с тем, что некоммерческие организации, применяющие УСН, освобождаются от ведения бухгалтерского учета.

Минфин России (смотрите, например, письмо от 29.04.2008 N 03-11-04/2/78) также высказывает точку зрения, согласно которой некоммерческие организации, применяющие УСН, освобождены от обязанности по ведению бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.

Вместе с тем ряд экспертов (смотрите, например, материал: АНО, АУ, "упрощенка" и бухгалтерская отчетность (М.О. Денисова, "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2009 г.)) приходят к выводу, что некоммерческие организации, применяющие УСН, должны вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

В качестве аргумента приводятся положения Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), в частности п. 3 ст. 29, согласно которому к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится в том числе утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса, а также п. 1 ст. 32, который прямо указывает на обязанность ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ.

Учитывая изложенное, полагаем, что АНО, применяющему УСН, следует вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке.
Что касается ООО, то требований, аналогичных требованиям Закона N 7-ФЗ, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит.

Вместе с тем в своих многочисленных разъяснениях (смотрите, например, письма от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67, от 13.04.2009 N 07-05-08/156) Минфин неоднократно говорил о необходимости ведения бухгалтерского учета обществами с ограниченной ответственностью, применяющими УСН.

Таким образом, получается, что формально у ООО в 2012 году обязанности по ведению бухгалтерского учета нет. Однако, учитывая устойчивую позицию финансового ведомства, ООО, применяющее УСН, вправе осуществлять ведение бухгалтерского учета на общих основаниях.

Кроме того, следует учитывать, что исходя из положений части 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", вступающего в силу с 01.01.2013, организации, применяющие УСН, будут вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Получается, что в настоящее время возможность отказа от ведения бухгалтерского учета для организаций, использующих УСН, существует фактически только на бумаге.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации ]


___________
*(1) В силу пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.

Смета доходов и расходов автономного учреждения

Смета доходов и расходов автономного учреждения

Уставная деятельность автономной некоммерческой организации (АНО), осуществляется на основании финансового плана или запланированных на предстоящий период (месяц, квартал, год и т.д.) доходов и расходов. Этот план можно представить в виде достаточно привычного для некоммерческих организаций документа - сметы доходов и расходов. Следует учитывать, что отсутствуют четкие указания в законодательстве о некоммерческих организациях по этому вопросу. В настоящем материале по статье А.В.Авдеева. опубликованной в журнале "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3, рассматриваются особенности построения сметы для автономного учреждения.

В США многие вещи стоят в несколько раз дешевле, чем в России. Но большинство людей даже не задумывается о возможности покупок за рубежом. Кажется, что это сложно. Но, благодаря сервису eBayWorld. совершать покупки за рубежом очень просто !

Что предлагает eBayWorld?

  • Доставка товаров с аукциона eBay. У сервиса есть снайпер, который позволяет выигрывать торги за минимальную цену и существенно экономить на покупках! Покупать на аукционе eBay становится очень просто.
  • Доставка товаров из любых интернет-магазинов США. Через eBayWorld Вы можете купить ЛЮБОЙ товар в ЛЮБОМ американском интернет-магазине так же просто, будто Вы находитесь в США.
  • Услуга "Виртуальный адрес в США". Эта услуга будет полезна тем, кто хорошо владеет английским и имеет опыт самостоятельных покупок за рубежом. Услуга "Виртуальный адрес в США" предоставляет Вам адрес доставки, который Вы можете использовать при оплате товара в интернет-магазине! Сотрудники компании примут Ваши посылки и отправят их в Россию по Вашему настоящему адресу.
  • Удобные способы оплаты. Вам не нужно заводить PayPal или рисковать своей банковской картой, чтобы совершать покупки. EbayWorld принимает к оплате рубли, электронные деньги (Яндекс.Деньги, WebMoney, Qiwi-кошелек и т.д.), денежные переводы и многое другое.
  • Низкая комиссия - от 7%. У сервиса есть система поощрения постоянных покупателей. Чем больше Вы пользуетесь услугами сервиса, тем меньшую комиссию Вы платите. Это очень выгодно тем, кто совершает множество покупок!

Начинаем составление сметы некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях <1> некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение - аналог п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Каких-либо требований и условий к составлению этих документов ни в названном Законе, ни в подзаконных актах не установлено. Стоит ли в данном случае под самостоятельным балансом подразумевать бухгалтерский баланс, который является лишь одной из форм бухгалтерской отчетности, составлением которой занимаются и АНО, - вопрос достаточно спорный (хотя многие эксперты именно так и поступают). В то же время, что подразумевается под сметой, тоже не понятно, кроме того, не уточняется, идет ли речь о смете доходов и расходов.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы).

Кроме того, в п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях указано, что высший орган управления НКО (в АНО - это коллегиальный высший орган управления) утверждает финансовый план некоммерческой организации и внесение в него изменений. Следовательно, остается следующее. Во-первых, АНО в силу требований законодательства РФ составляют бухгалтерский баланс. Во-вторых, поскольку положений об обязательном составлении сметы доходов и расходов (финансового плана) в нормативных актах нет, считаем, что решение о необходимости составления сметы АНО принимает самостоятельно, руководствуясь принципом целесообразности. При этом смету доходов и расходов в обязательном порядке должен утвердить высший орган управления АНО либо постоянно действующий коллегиальный орган управления, если таковой создается в соответствии с учредительными документами.

Автономная некоммерческая организация помимо того, что принимает решение о необходимости составления сметы, самостоятельно определяет перечень статей доходов и расходов, размер доходов и расходов исходя из имеющихся источников средств и особенностей своей деятельности.

Примечание. В Законе об автономных учреждениях <2> отсутствует указание на необходимость составления АУ сметы доходов и расходов. В то же время для них есть другой документ аналогичного содержания - это план финансово-хозяйственной деятельности. По сравнению со сметой (финансовым планом) он является более объемным документом, включающим не только доходы и расходы, но и другие, в том числе натуральные, показатели деятельности, такие как объем оказанных населению услуг <3>.

<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

<3> Подробнее с порядком составления плана финансово-хозяйственной деятельности можно ознакомиться в статье М.В. Семенова "Составляем план финансово-хозяйственной деятельности АУ", N 10, 2008.

Смету по сравнению с планом финансово-хозяйственной деятельности составить проще. Однако в обоих случаях некоммерческие организации сталкиваются с одной и той же проблемой: отсутствуют четкие указания по порядку их составления. В поисках решения вопроса о том, как составить смету, обратимся к бюджетным инструкциям, в частности к Общим требованиям к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения <4>. Для такого учреждения смета является бюджетом, а сам процесс ее составления - бюджетированием.

<4> Утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н.

В бюджетной смете выделяются вступительная, содержательная и оформляющая (заключительная) части. Во вступительной части указываются основные реквизиты (наименование организации, единицы измерения показателей, включаемых в смету, отчетный год и т.д.). Содержательная часть, как правило, оформляется в виде таблицы, включающей наименования направлений расходования средств и соответствующих им доходов, а также конкретные суммы средств. Заключительная (оформляющая) часть формы сметы содержит подписи (с расшифровкой) должностных лиц, ответственных за отраженные в смете данные. К таким лицам относятся руководитель, начальник планово-финансового отдела или иное уполномоченное лицо, а также непосредственно сам исполнитель документа, после которого указывается дата подписания (подготовки) сметы. После того как смета составлена, она представляется на утверждение, при этом не считается лишним, если к ней прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Автономная некоммерческая организация, конечно, не бюджетное учреждение, но она может позаимствовать структуру и основные показатели сметы бюджетников. При этом у АНО больше возможностей для маневра при составлении данного документа, так как ее не ограничивают рамки Бюджетного кодекса. Со своей стороны добавим, что АНО, осуществляющая деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущей сметы и доработать их, а если смета не была выполнена, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АНО за предыдущий период. АНО, которая не имеет наработок для подготовки сметы доходов и расходов, за основу может взять показатели АНО или АУ, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и других сферах деятельности. На основании данных "конкурентов" АНО может запланировать свои доходы и расходы на предстоящий год с учетом потребностей и возможностей в оказании социальных услуг.

Доходы и расходы, включаемые в смету.

По своей структуре смета может напоминать одну из форм бухгалтерской отчетности - отчет о целевом использовании полученных средств (форму N 6), различие заключается в том, что отчет составляется по факту прошедшего периода, в то время как в смете указываются планируемые показатели. Другое различие состоит в том, что в смете каждая организация выбирает самостоятельно, как ей выделять доходы и расходы. В отчете о целевом использовании полученных средств организация отражает показатели в том порядке, который рекомендован финансовым ведомством (Приказ от 22.07.2003 N 67н).

В составе доходов указываются все доходы АНО, получаемые как в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений, так и от предпринимательской деятельности. К первой группе относятся вступительные (членские) взносы, добровольные пожертвования, целевые поступления на уставную деятельность АНО. Во вторую группу входят поступления от оказания платных услуг населению, доходы от использования имущества некоммерческой организации (в том числе целевого капитала) и другие "коммерческие" поступления. Перечисленные доходы следует отразить в смете с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными АНО расходами.

Так же как и в отношении доходов, в смету включают все расходы, запланированные некоммерческой организацией на предстоящий год. Ряд экспертов рекомендует попытаться распределить расходы в планируемом бюджете по источникам финансирования, что упростит соблюдение сметы доходов и расходов. Такой подход заложен в основу отчета о целевом использовании полученных средств. В нем все расходы разделены на две группы: затраты на целевые мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В первой группе можно выделить основные статьи затрат АНО, такие как заработная плата (включая начисления в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение и ремонт основных средств, инвентаря, аренда помещения, коммунальные услуги, командировочные, материальные и все иные расходы, финансируемые за счет целевых источников. Перечень расходов второй группы, связанных с предпринимательской деятельностью, аналогичен и включает ряд основных (зарплата, приобретение для оказания платных услуг оборудования) и прочих расходов. При этом не все расходы можно однозначно отнести к затратам, связанным с оказанием платных услуг. Есть ряд расходов общего плана, порядок распределения которых по видам деятельности организация устанавливает самостоятельно как для целей бухгалтерского учета, так и для составления сметы доходов и расходов.

При составлении сметы расходы определяются по прогнозируемым объемам предоставления АНО социальных услуг и нормам (нормативам) финансовых затрат на их предоставление. Большинство плановых норм и нормативов (кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций работникам) при составлении смет рассчитывается некоммерческими организациями с учетом местных цен и тарифов (например, расходы на коммунальные услуги). При этом следует учитывать повышение цен, которое нередко проводят поставщики коммунальных услуг в начале года.

Важно понимать, что все активы приобретаются за счет сметы некоммерческой организации, независимо от их назначения (для уставной или предпринимательской деятельности) <5>. Поэтому у бухгалтера АНО нет оснований исключать какие-либо расходы из сметы некоммерческой организации, за исключением случая, когда у АНО нет уверенности в том, что предполагаемые расходы будут осуществлены. Возможна и обратная ситуация, когда организация запланировала расходы, но они не осуществлены. Это две крайние ситуации. Чаще в организациях бывает так, что расходы осуществлены, но в меньшем или большем размере, чем планировалось. Что делать в таком случае?

<5> См. Письмо Минфина России от 25.11.2002 N 16-00-14/453.

Если остались неизрасходованные средства.

По окончании года у АНО может остаться неизрасходованный остаток полученных по смете средств, что вполне допустимо. В отличие от бюджетных учреждений целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено источником таких целевых поступлений. По мнению Минфина, если лицо, являющееся источником целевых средств, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо от 09.04.2008 N 03-03-06/4/24). Исходя из этого остаток неиспользованных целевых средств (например, членских, вступительных взносов, добровольных пожертвований) АНО может расходовать в следующем году, учтя это при составлении сметы на следующий период.

Но может случиться так, что организация не использовала полностью целевые средства, поступившие на определенную программу, срок выполнения которой заканчивается в текущем году. Тогда организации следует либо вернуть неиспользованные целевые средства, либо изменить условия, на которых они предоставлялись. Если не сделать ни того, ни другого, налоговики могут обвинить АНО в нецелевом использовании средств и обложить этот остаток налогом на прибыль как внереализационный доход (п. 14 ст. 250 НК РФ). Заметим, в названной статье Налогового кодекса речь идет об имуществе, использованном не по целевому назначению, а не об имуществе, которое вообще не было использовано. Поэтому у АНО есть шанс оспорить претензии налоговиков, которым предстоит доказать, что АНО использовала выделенные средства не по целевому назначению. Тем не менее не стоит доводить дело до суда, а следует попытаться до налоговой проверки согласовать с распорядителем целевых средств новый срок, в течение которого АНО может эти средства использовать. Если этого сделать не удастся, то организации лучше вернуть неизрасходованные средства и (при необходимости) внести изменения в смету. Возможно ли такое?

Изменение сметы АНО.

Поскольку по своей сути смета является плановым, а не фактическим документом, для того, чтобы внести в нее коррективы, нужны веские основания, а не простое изменение текущих доходов и расходов. Например, для бюджетников таким основанием является изменение объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств. Для некоммерческих организаций корректировка сметы возможна при изменении целевых программ, когда либо уменьшаются, либо увеличиваются объемы средств запланированных источников целевого финансирования (целевых поступлений). В таком случае, исходя из ожидаемых доходов, АНО нужно скорректировать запланированные расходы, что позволит организации уложиться в смету по итогам года. Организация вправе изменить смету не только по количеству, но и по качеству, когда общая сумма расходов (доходов) может остаться неизменной, а доходы (расходы) перераспределяются между собой.

Вносимые в смету изменения, так же как и сама смета, утверждаются для того, чтобы придать им законную силу. Как мы уже говорили, смета утверждается органом управления некоммерческой организации. Директор АНО не обладает достаточными полномочиями, чтобы утверждать бюджет некоммерческой организации, в то же время на нем лежит обязанность контроля за исполнением бюджета.

Очевидно, что внесение изменений в смету возможно в случае существенных изменений обстоятельств получения и расходования средств. При этом поправки следует подкрепить документальными доказательствами существенного изменения условий деятельности АНО. Если изменения не существенны, то организации можно оставить все как есть, а превышение или занижение доходов (расходов) обосновать объективными причинами, в том числе и перед проверяющими органами.

Расходы превысили затраты по смете.

В такой ситуации АНО следует проанализировать причины допущенного превышения сметы, с тем чтобы как можно точнее спрогнозировать свои доходы и расходы на следующий год. Что касается прошедшего года, то в нем все расходы, в том числе и те, которые превысили запланированные, осуществляются за счет средств, полученных некоммерческой организацией. Других вариантов финансирования АНО не заложенных в смету расходов просто нет, вопрос только в том, за счет каких поступлений отражать такие расходы. Целевые средства идут на финансирование определенных расходов, превышение которых допустимо, но только после того, как соответствующие изменения будут внесены в смету. Если таких изменений в смету в текущем году не было внесено, то в распоряжении АНО остаются доходы от предпринимательской деятельности, которые не так строго лимитированы как целевые средства. В связи с этим у АНО больше возможностей отнести превысившие смету расходы на счет поступлений от оказания платных услуг населению. При этом следует помнить, что в отношении коммерческой деятельности АНО является плательщиком налогов (налога на прибыль или единого налога в случае применения УСНО). Уменьшение налоговой базы на сумму незапланированных расходов налоговики могут квалифицировать как занижение налога на необоснованные расходы. Поэтому АНО следует заранее позаботиться о документальном подтверждении и обосновании незапланированного перерасхода полученных средств.

Отчет об исполнении сметы.

Смета доходов и расходов является плановым документом, для контроля за исполнением которого организации следует составить фактический документ - отчет об исполнении сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются плановые показатели доходов и расходов с фактическими данными. Они берутся из бухгалтерского учета АНО, который является наиболее полной системой обобщения информации о ее деятельности. С помощью сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько исполнена смета, и если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей. Это учитывается при составлении сметы на следующий год, в которую могут быть заложены отклонения по смете за предыдущий год. И еще. Отчет о выполнении сметы доходов и расходов, так же как и сама смета, является важным финансовым документом, подтверждающим, что некоммерческая организация действует в рамках своей уставной деятельности.