Руководства, Инструкции, Бланки

Старорусское Письмо Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Азбука древнерусского письма уставом

Азбука древнерусского письма уставом

В древнерусских рукописях различается три вида письма

Самым древним видом славянского кириллического письма по праву считается устав.

Отличается уставное письмо тем, что его буквы стоят на значительном расстоянии одна от другой и по пропорциям близки либо к квадрату, либо к прямоугольнику, а ширина пера укладывается в высоту буквы 4-5 раз.

Из-за сложности своего начертания каждая уставная буква выводилась в несколько приемов постановки пера, прямо и аккуратно устанавливалась на строке. Рука, несмотря на то, что ей приходилось поворачивать перо под разными углами, тонко реагировать на переходы от толстых линий к тонким линиям и наоборот, всегда двигалась неторопливо, тщательно выписывая каждый элемент.

Написание большинства букв начиналось и закапчивалось засечкой. Не от того ли уставное древнерусское письмо столь величественно и красиво. Слова писались слитно и почти без сокращений как крупным, так и мелким уставом.

В XI по XIV веке писали древним видом устава в основном на пергаменте. Своим строгим и торжественным ритмом это письмо во многом напоминало греческое уставное письмо. Чтобы понять и почувствовать это сходство, достаточно сравнить фрагмент греческого уставного письма IX века со страницей Остромирова Евангелия, написанного древним уставом.

Выдержать пропорции при написании устава вам поможет соблюдение определенных условий:

  • ширина кончика пера должна укладываться в высоту буквы 4-5 раз;
  • промежуток между буквами (апрош) должен составлять 1-2 ширины пера в зависимости от формы рядом стоящих букв;
  • промежуток между строчками (интерлиньяж) - не менее высоты буквы. Именно в таких пропорциях написаны буквы и текст Остромирова Евангелия — классического образца древнерусского письма.

комментарии к статье

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

старорусское письмо образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Образцы древнерусской письменности ?? Прописи, каллиграфия, учимся писать красиво, графология ?

    Образцы древнерусской письменности

    Новгородское судебное письмо. XIII в.

    Смоленское судебное письмо. XIII в.

    Новгородское судебное письмо. XIV в.

    Литовско-Русское письмо. XIV в.

    Мало-Русское судебное письмо. XV в.

    Московское судебное письмо. XVI в.

    Мало-Русское судебное письмо 1709 года

    Тайнопись. Литорейное письмо

    Тайнопись на монастырском колоколе

    Письмо дощатое по костям

    Знаки бортеваго письма

    Старорусское письмо образец

    Урок9.Тема: "Древнерусское письмо: устав, полуустав, скоропись, вязь"

    Урок9.Тема: "Древнерусское письмо: устав, скоропись, полуустав, вязь"

    Цель: закрепить в памяти названия детей и написание этих шрифтов.

    Оборудование для: урока учащихся- тетради или альбомы, для; ручки учителя- обязательно ксерокопии (каждый письма вид).

    Методические рекомендации: если есть показать, возможность напечатанную книгу с этими шрифтами. использовать Можно сказки с иллюстрациями И. Я. Билибина (вязь). У столах на детей альбомы или тетради, в которых могут они попробовать писать разными шрифтами. детям Раздать ксерокопии "устав", "полуустав", "скоропись", "Дети". вязь записывают названия урока и приклеивают тетради в ксерокопии.

    Информация для учителя. В русских книгах рукописных и в некнижной письменности было три письма вида: устав, полуустав, скоропись, вязь.

    древнейшая - Устав форма кириллицы, характерная для XIII XI-рукописей вв. Буквы отличались прямолинейностью и тщательностью Одна. написания буква писалась отдельно от другой, разделения без текста на отдельные слова. Форма приближалась букв к квадрату. Не было сокращений и надстрочных Перо. знаков, которым писали, было ширококонечным. ранняя Это форма кириллицы. Изменение формы инструмента от зависело, которым писали. Трость или гусиное (перо, лебединое, павлинье). Устав, как почерк особый, господствовал несколько столетий, постепенно он пергамена с перешел на бумагу.

    Полуустав - это новая кириллицы форма, сложившаяся в XV веке. В это время потребность возрастает в книгах и профессиональные писцы, дорожа писали, временем быстрее и убористей. Почерк более округлый и мелкий. Нет той тщательности, выполнения которая, букв была присуща уставу: нарушается расстояния правильность между буквами, так как писали полууставом быстрее и несколько размашистее. Появились буквы слитные (лигатуры) и надстрочные знаки – титлы, обозначали которые сокращенные слова. По греческому образцу знаки применялись ударения – "силы".

    Скоропись. Этот письма тип получил распространение с середины XIV постепенно, века вытесняя полуустав. Скоропись отличалась начертаниями многообразными одних и тех же букв. Концы вытянуты букв за пределы строки. Ускорение письма, также достигалось сокращением слов и выноской букв строкой над. Скоропись встречается в основном в документах и Вязь.

    письмах - особое декоративное письмо, распространенное в XV Вязью. веке писали названия рукописей. Отличительные вязи черты - различные сочетания букв, сокращения и украшения орнаментальные, декоративное письмо, в котором строка равномерный в связана непрерывный орнамент. Буквы вязи высоте по различны, часто соединены, слова сокращены и Вязью. слитны писалось название книги (сказки). задача Главная - красиво разместить определенное количество пространстве в слов одной строки. Вязь была декоративным излюбленным видом кириллицы на Руси, она широко очень применялась в декоративно-прикладном искусстве. встречается Вязь и на предметах быта, в шитье, в иконописи, на храмов стенах.

    Урок 10. Тема: "Монастырские скриптории"

    рассказать: Цель детям о возникновении монастырей на Руси и их культурном в роли просвещении.

    Оборудование урока: для альбомы - учащихся и ручки; для учителя - ксерокопии (монахов изображение в скриптории), альбомы с видами монастырей.

    рекомендации Методические: начните свой рассказ о монастырях с адресованных, вопросов детям.

    Какие монастыри они Что знают? делают монахи в монастырях? Зачем монастыри? строили Раздать детям ксерокопии, чтобы вклеили они их в тетрадь или альбомы, а уже начать потом рассказывать историю русских монастырей.

    для Информация учителя. При Ярославе Мудром Руси на возникает монашество, появляются первые монастыри. были Монахи очень образованы по тем временам. обучали Они детей грамоте и разным предметам. играли Монастыри роль университетов. Чтобы обучать нужны, детей были книги. В монастырях писали переводили, книги с разных языков, переписывали книги, было их чтобы больше. Составляли летописи, изборники, трактаты философские и др. В Киеве находится первый большой Софии храм, на территории которого установлен памятник Мудрому Ярославу, который стоит с книгой в руке.

    летописи из Текст "Повесть временных лет": "В лето заложил 1037 Ярослав град великий, у этого же Золотые града ворота. Заложил и церковь святой книгам. И к Софии прилежал, читая их часто и ночью и собрал. И днем писцов многих, и переводили они с славянский на греческого язык, и списали они книг ими, множество же поучаются верные люди. Ярослав же, многие книги написав, положил в церкви святой которую, Софии создал сам".

    В монастырях было помещение специальное, где монахи трудились над книг созданием. Латинское слово "скриптор" - писец, переписчик, писарь. В книгах была большая потребность. помогали Монахам и миряне. Над книгой работали переводчики, писцы, переплетчики, редакторы, художники, мастера по пергамена выделке, ювелиры.

    Монахи нашли возможность других из привозить стран книги и переводить их на русский Церковные. язык и светские книги: хроники, исторические сборники, повести изречений, философские и юридические трактаты.

    скрипториях в Работа считалась богоугодным и почетным делом. "есть Добро, братие, почитание книжное. Красота оружие - воину, кораблю - ветрила, так и праведнику книжное почитание". Искусство рукописной книги в средние достигло века высокого совершенства. Многие рукописи большое имеют значение как произведения искусства, иллюстрирования и письма. Вплоть до XII века рукописи пергамене на писали. После появления бумаги стали этот употреблять новый материал, более дешевый, способствовало что удешевлению книг и. увеличению их производства. Но совсем не бумага вытеснила пергамен. Многие книги, церковно особенно-служебные оформлялись с особой роскошью, их писать продолжали на пергамене. На бумаге писали книги, для предназначенные широкого распространения и для длительного большинстве. В хранения рукописных книг текст располагался в столбца два. Столбцы обрамлялись тонкими линейками, бледной проведенными краской (розовой или голубой). строк Линейки прочерчивались острым инструментом, или той проводились же бледной краской. Ширина полей строгим подчинялась требованиям композиции всего разворота. В рисунка выборе шрифта переписчики были свободны. личный их Проявлялся вкус и талант. Шрифты рукописных поражают книг разнообразием и выдержанностью рисунков в определенном Какие.

    стиле шрифты дети знают? Хранились дьяконнике в книги церкви (у северных ворот) или в где, ризнице хранилась богослужебная утварь. В книгохранительнице (было) не библиотеке специального оборудования. Применялся архаический "Употреблялись". ковчег "коробьи", изготовлением которых славился Употребляли. Новгород для хранения книг сундуки и полки настенные.

    Термин "библиотека" утвердился только с века XVIII. До этого было русское слово "Основоположниками". книгохранительница библиотек древнерусских монастырей были их Современник.

    основатели преподобного Сергия Радонежского рассказывал, преподобный как Сергий вместе с первыми монахами книги писал на бересте. Из-за бедности не имели пергамена. устав Монастырский утверждал должность библиотекаря, который книги хранил, следил за книговыдачей и за пополнением книгохранительницы. По книгохранитель Уставу должен был по удару в било монахов собирать в дни, свободные от работы и раздавать им для книги чтения. Вечером также по сигналу должны монахи были возвращать книги, взятые по Выдача. записи официально предписывалась монастырскими правилами. книжной Организация выдачи подсказывала и соответствующие методы и Мысль. рекомендации о душеполезном чтении, пропитывавшая бытовую и практику литературную старой Руси, носила черты нормы общепризнанной. Форма читательского заказа; книга выдавалась и спрашивалась из хранилища при помощи обычных библиотекарем с переговоров. И в те давние времена стоял вопрос о читателей неаккуратности. В Уставе: "Кто умедлит возвратить подвергнется, да книгу епитимий". Читательская недобросовестность: взятые возвращались не книги. Книжный фонд делился на книги, выдаче подлежащие и не подлежащие. При утере книги является естественным возмещение её дублетом. Однако этот встречается способ крайне редко. Чаще наблюдается утери возмещение другой книгой. Типичны и методы Лишение. наказаний пищи, сухоядение, позорное публичное общем на стояние обеде.

    Какой-либо классификации фонда книжного не существовало. Был единый порядок книги записывать в опись. При расстановке применялась "неподвижная" (крепостная) расстановка книг. Этот метод "книгу" прикрепляет навсегда к одному постоянному месту в Библиотечная. хранилище классификация, комбинированная по нескольким признакам, Русском в зародилась государстве вряд ли ранее конца начала - XVI XVII веков. Содержание библиотек:

    • книги богослужебные,
    • назидательные творения отцов и учителей книги и церкви для келейного чтения,
    • светские житийная,
    • книги литература представлена в минеях, прологах, сборниках, патериках и отдельных списках,
    • сборники назидательных жизни из сказов христианских подвижников,
    • историческая литература,
    • прикладная,
    • естественнонаучная литература,
    • юридические сборники (тексты "правды Русской").

    Урок 11. Тема: "Летописи"

    Цель: детям объяснить, для чего писали летописи, и писал их кто.

    Оборудование урока: для учащихся - ручки и тетрадь; для учителя - ксерокопии ("писец"). Повесть "Книга временных лет". "Песнь о вещем Пушкина" А. С. Олеге.

    Методические рекомендации: записать тему в следующие и тетради слова: "лето" - по - древнерусски "год";"годам по записи", т.е. "записи по летам", в русском языке оба сохранились слова "год" и "лет".

    Спросите как, учеников они скажут свой возраст? значит Что запись "В лето 1037" т. е. "В год Почитайте". 1037 с детьми "Повесть о вещем Олеге" и произведением с сравните А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге".

    для Информация учителя. Каждая запись в летописи таких с начиналась слов: "В лето…". Летописями называются литературные особые произведения Древней Руси, которые событиях о рассказывают русской истории год за годом. На летописи Руси велись с XI - XIII вв. До XIV века, царя времени Ивана Грозного, летописи были видом основным исторического повествования. Летописи составлялись в при, монастырях дворах князей, царей, в канцеляриях Летописцы. митрополитов выполняли поручения или заказы или духовных светских властителей, отражали интересы групп определенных людей. Именно поэтому летописи друг противоречили другу. По своей структуре они погодные представляли статьи. Писали о каждом происшедшем Иногда. событии была краткая информация или форма литературная изложения. Даже в погодные записи включали летописцы обращения князей, их диалоги. Летописи не основные только источники по политическим событиям, но и памятники светской древнерусской литературы. Летописи бывают разные. содержат Некоторые всего несколько строчек текста. летописные Есть Своды, состоящие из нескольких фолиантов, пять охватывающие, шесть или семь веков истории русской. Например, Лицевой Свод, который текстов помимо насчитывает свыше 16000 красочных Составлен. миниатюр этот летописный Свод при Грозном Иване в XVI веке. Записи по годам - велись хроники в средние века и в других странах.

    Но летописи русские - явление уникальное в мировой культуре. начали Летописи составлять в первые годы после Руси Крещения. Первая из известнейших летописей называется "временных Повесть лет", составленная в Киево-Печерском Начал. монастыре писать эту летопись монах Составляя. Нестор Свод, Нестор, прежде всего, том о заботился, чтобы получить в свои руки своих труды предшественников: исторические документы, договоры, завещания, послания князей, исторические повести, жития святых русских. Изучив и переработав труды своих летописцев-предшественников, собрав весь доступный материал, соединил Нестор все в последовательном изложении по годам. помещал Документ под годом, к которому он относился, святого житие - под годом его смерти, повесть историческую, если она охватывала несколько разбивал, лет по годам, и каждую часть помещал своим под годом Построение летописного изложения по было годам удобно. В работе над летописью иногда приходилось устранять противоречия, иногда производить хронологические сложные изыскания, чтобы поместить каждое под событие своим годом. Исходя из своих представлений политических, летописец иногда пропускал то или событие иное, изредка сопровождал их собственными краткими комментариями политическими, но при этом не сочинял новых Закончив.

    известий свою работу "сводчика", летописец этот дополнял материал собственными записями о событиях лет последних. Летопись эта носит энциклопедический нее. В характер включены географические и этнографические сведения, дошедших из не отрывки до нас песен, былин, сказаний и Летописи. легенд Нестора, его современников и последователей не нас до дошли. Их уничтожили при монголо-татарском XIII в нашествии веке. В четвертом классе дети наверное, уже, знают об этом нашествии и могут сами-то что рассказать. В то время были сожжены русские многие города, монастыри, церкви, княжеские летописание. Но дворы не остановилось. Книжники последующих веков труд продолжили киевских летописцев. С благоговением относясь к написанному, слову предшественниками, они включали в составляемые произведения ими и текст "Повести временных лет". считали не Они себя авторами текста. У летописи не быть могло автора, ибо она, летопись, веками составлялась. "Чтобы не перестала память родителей наша и наших, и свеча бы не угасла", - как записал в духовном своем завещании Московский князь Симеон Большинство. Гордый русских летописцев были иноками, Писание. монахами летописи было для них послушанием монашеским, а если иначе назвать - их духовным После.

    подвигом рассказа о летописях можно почитать в "временных Повести лет" "Повесть о вещем Олеге" (написал её как Нестор). А потом прочитать "Песнь о Олеге вещем" А. С. Пушкина и спросить детей, что им понравилось больше.

    Загадка-путаница. Древняя Русь. век XII. В келье монаха Гавриила сидят человек несколько, и переписывают книги. Монах Гавриил гусиное обмакнул перо в изящную фарфоровую чернильницу и на листе папирусном вывел красивую буквицу синими Как. чернилами только книга будет закончена, Гавриил. монах будет украшать ее иллюстрациями. Потом свернут листы в свиток, и отнесут в библиотеку.

    Книги детей для:

    1. Петрова Н.Г. Введение в историю.– М. Русское 1998, слово.– 192 с.
    2. Рассказы Начальной русской Дет.– М. летописи. лит. 1982.– 149 с.Малов В. Слово.– М. Книга, 2002.– 48 с.
    3. Ремнева М.Л. Аз, Буки, Веди.– М. рабочий Московский, 1985.– 133 с.
    4. Щепкин В.Н. Русская АСПЕКТ.– М. палеография Пресс, 1999.– 270 с.

    Книги педагога для:

    1. Глухов А.Г. Мировая художественная культура. У русской очага письменности от Ярослава Мудрого до Андрея Вып. Боголюбского. 1.– М. Международный союз книголюбов, 2001.– Глухов с.
    2. 158 А.Г. Русь книжная.– М. Сов. Россия, 222.– 1979 с.
    3. Глухов А.Г. Мудрые книжники Древней Ярослава. От Руси Мудрого до Ивана Федорова.– М. Экслибрис-1997, Пресс.– 256 с.
    4. Столярова Л.В. Из истории книжной русского культуры средневекового города (XI-XVII вв.).– М. Рос. 1999. ун-т, гуманит.– 174 с.
    5. Ухватова Е.В. У истоков русской Изд.– М. письменности. Дом "Муравей", 1998.– 235 с.
    6. Кузнецов Б. Воронецкий Э. Шрифт.– Л. Художник РСФСР, 1975.– Птахова с.
    7. 103 И. Простая красота буквы.– С.-П. Русская 1997, графика.– 288 с.

    Разобравшись с типографской терминологией и рассмотрев основные типы шрифтов в исторической пер­спективе, самое время познакомиться с принципами подбо­ра и сочетания шрифтов в дизайне. Так же как при поиске цветового решения (стр. 110), главная роль при этом при­надлежит началам единст.
    больше

    Фокусы с автодополнением в bash

    После посещения заметки "Создание списка имен хостов для ssh на лету для автодополнения" долго вчитывался в man bash с целью понять, как же там это автодополнение работает. В конце концов, поняв, что с наскоку эту гремучую смесь из фич баша и возможностей readline не осилить, скачал оба исходни.
    больше

    Кто придумал арабские цифры?

    Достижения науки античного периода, исчезнувшие в Европе под давлением инквизиции и религиозных фанатиков, были сохранены в переводах арабских ученых. Например, труд Птолемея «Мегале синтаксис» известен Западной Европе в арабском переводе. В Багдаде, Самарк.
    больше

    Сумасшедшая
    полиграфия
    здесь.
    Посмотри сейчас!

    Старинные письма

    Читая о порче и очищении языка, вспомнил я один случай, во всех других отношениях абсолютно непримечательный.

    Будучи, в далекой юности, приглашен на празднование дня рождения к одному знакомому, по каким-то причинам я был вынужден искать подарок уже по пути. Заскочив в первый попавшийся книжный магазин, кажется, это был "Букинист" на Морском, я стал перелистывать все книги подряд, в надежде найти что-то, подходящее для подарка.

    На дорогие академические издания у меня не хватало капитала, а все остальные книги были как на подбор пусты, бессмысленны, и никак не годились не только в подарок, а и вообще ни для чего на свете. Опаздывая, я перелистывал их все быстрее и быстрее, одну за одной, и перебрав их три-четыре десятка, уже склонялся к мысли купить поваренную книгу, когда в пыльном, никем не посещаемом углу я нашел невзрачную книжку.
    Это были письма какого-то русского путешественника не то 18, не то 19 века, чье имя за давностью лет пропало их моей памяти, адресованые его родне. Начинались письма приблизительно такими словами: "Любезные мои матушка и батюшка, а также сестрицы Наденька и Оленька", и в тех немногих страницах, которые я просмотрел, не происходило ровным счетом никаких примечательных событий. Человек куда-то ехал, что-то кушал, описывал нравы жителей какой-нибудь астраханской губернии, через которую везла его в тот момент, потрюхивая и роняя в пыль лепешки, его смирная лошадка, а более вроде бы и ничего. Так я извинительно бормотал, вручая имениннику книжку, - но язык в ней какой-то странный. Приятный.
    Я имел в виду русский язык.
    Через пару лет, при случайно встрече, тот знакомый сам напомнил мне о книжке, и сказал, что использует ее как образец для написания писем. Уж очень в ней язык приятный.

    Возможно, в старинных письмах можно найти тот неиспорченый язык, и использовать его не как образец для прямого подражания (немало времени с тех лошадок прошло), но как базис, основу, на которую можно опереться в чувстве языка.

    Мне могут возразить, что тот язык был языком немногочисленной просвещенной прослойки, культурной элиты того времени, а крестьяне разговаривали много проще, а мы, нынешние, по социальному статусу скоре соответствуем тогдашним крестьянам. Так что загрязненность нашего языка простительна. Но к чему нам искать себе оправдания, если нас никто не обвиняет?
    Тем более, что нынешняя "культурная элита" как раз весь этот изуродованый язык нам и продуцирует.

    Я тут поискал по интернету старинных писем, но нашел сущие слезы. Да и то через одного масоны, иностранцы или вовсе личности непонятные. Все ж таки выкладываю парочку.
    Поэтому, хотелось бы попросить тех, кто имеет книги со старинными письмами, а также время и желание, при случае переписать одно-два, самых понравившихся, и запостить сюда.
    Очень уж интересно.

    М. В. Ломоносов — И. И. Шувалову

    Милостивый Государь Иван Иванович!

    Никто в жизни меня больше не изобидил, как Ваше Высокопревосходительство. Призвали
    вы меня сего дня к себе. Я думал, может быть какое-нибудь обрадование будет по моим
    справедливым прошениям. Вы меня отозвали и тем поманили. Вдруг слышу: помирись с
    Сумароковым. то есть сделай смех и позор. Свяжись с таким человеком, от коего все бегают и
    вы сами не ради. Свяжись с тем человеком, который ничего другого не говорит, как только всех
    бранит, себя хвалит и бедное свое рифмичество выше всего человеческого знания ставит.
    Тауберта и Миллера для того только бранит, что не печатают его сочинений; а не ради общей
    пользы. Я забываю все его озлобления, и мстить не хочу ни коим образом, и Бог мне не дал
    злобного сердца. Только дружиться и обходиться с ним ни коим образом не могу, испытав чрез
    многие случаи, а зная, каково в крапиву.
    Не хотя вас оскорбить отказом при многих кавалерах, показал я вам послушание;
    только вас уверяю, что в последний раз. И ежели, не смотря на мое усердие, будете гневаться;
    я полагаюсь на помощь Всевышнего, Который мне был в жизни защитник, и никогда не оставил,
    когда я пролил перед Ним слезы в моей справедливости.

    Господин Сумароков, привязавшись ко мне на час, столько всякого вздору
    наговорил, что на весь мой век станет, и рад, что его Бог от меня унес. По разным наукам у
    меня столько дела, что я отказался от всех компаний; жена и дочь моя привыкли сидеть дома,
    и не желают с комедиянтами обхождения. Я пустой болтни и самохвальства не люблю слышать.
    И по сие время ужились мы в единодушии. Теперь по вашему миротворству должны мы вступить
    в новую дурную атмосферу. Ежели вам любезно распространение наук в России; ежели мое к
    вам усердие не исчезло в памяти; постарайтесь о скором исполнении моих справедливых для
    пользы Отечества прошениях, а о примирении меня с Сумароковым, как о мелочном деле,
    позабудьте. Ожидая от вас справедливого ответа с древним высокопочитанием пребываю

    Вашего Высокопревосходительства униженный и покорный слуга
    Михайло Ломоносов.
    1761 года
    Генваря 19 дня.
    .

    М. И. Коваленский - Г. Сковороде
    Любезный мой Мейнгард! *

    Письмо ваше из Таганрога получил я. Как воспоминание, так и письма ваши во мне
    производят сердечное утешение. В толпе светских стечений наиприятнейшее чувство
    есть истины и непорочности. А в сих именах мне всегда представляетесь вы! Где вы теперь
    обретаетесь?
    Я здоров, по милости Бога моего, с семьею милою. Я пустился паки в здешнее море, да
    удобнее к пристани уединения достигну. Все прискучит: и великое, и славное, и дивное. суть
    ничто для духа человеческого.

    Adio, mio caro Mangard! Друг твой Михайла Коваленский.
    Февраля 18, 1782 года

    * "Дружеское прозвище Сковороды - Даниил Мейнгард, по имени одного швейцарского
    знакомого М. И. Коваленского" - прим. источника [sic, что-то скажет galkovsky ] </font>
    .

    Н.М. Карамзин
    Письмо П. А. Вяземскому
    С.Петербург, 11 января 1826

    Любезнейший князь! Пишу к вам, с г. Погодиным, и тем искреннее могу сказать, сколько
    мы обрадовались, что бурная туча не коснулась до вас ни краем, ни малейшим движением
    воздушным. Только ради Бога и дружбы не вступайтесь в разговорах за несчастных
    преступников, хотя и не равно виновных, но виновных по всемирному и вечному правосудию.
    Главные из них, как слышно, сами не дерзают оправдываться. Письма Никиты Муравьева к
    жене и матери трогательны: он во всем винит свою слепую гордость. обрекая себя на казнь
    законную в муках совести. Не хочу упоминать о смертоубийцах, грабителях, злодеях гнусных;
    но и все другие не преступники ли, безумные или безрассудные, как злые дети? Можно ли
    быть тут разным мнениям. о которых вы говорите в последнем вашем письме с какойто
    значительностью особенной? Если мы с женой ошиблись в смысле и в применении, то все
    сказанное мною само собою уничтожается; останется только чувство нежнейшей к вам дружбы,
    принадлежность нашей сердечной жизни!
    Александра нет: связь и прелесть для меня исчезли; вижу без очков, сужу без закупа и
    смиряюсь духом более, нежели когданибудь. Еще повторяю от глубины души: не радуйте
    изветников ни самою безвиннейшею нескромностью! У вас жена и дети, ближние, друзья, ум,
    талант, состояние, хорошее имя: есть что беречь. Ответа не требую. Уведомьте только о здоровье
    детей милых и своем. Целую руку у любезнейшей княгини, всех вас обнимая нежно. Ваш

    В. А. Жуковский - С. Л. Пушкину
    13-го Марта 1837 г. [Петербург].

    Благодарю тебя за твое письмо, почтенный Сергей Львович. Не пеняй мне, что я не
    передал твоего письма Государю; гораздо приличнее если оно будет от тебя послано
    обыкновенным порядком: это дело я отклонил от себя не для того, чтобы не хотел
    исполнить твоего желания, в этом надеюсь ты и уверен. Пользуясь отъездом Г-на Бартенева,
    посылаю тебе ящик с тремя масками, одну для тебя, другую для Нащокина, третью для
    Баратынскаго. котораго за меня обними. Пакет с письмами И. И. Дмитриева прошу тебя
    передать ему своеручно. Мы занимаемся теперь изданием Современника; но нас семь нянек ,
    и от того все что-то не подвигается вперед.
    Прости, обнимаю тебя. Дай Бог тебе сил сносить свое несносное нещастие.

    Жуковский.
    13 Марта 1837 г.
    Прилагая пакеты с письмами Нащокина и Баратынскаго, прошу тебя им передать их.
    Пакет с письмами И. И. Дмитриева я перешлю после.
    .


    P.S. Правда, есть некоторые условия: это должны быть именно письма, дореволюционного времени, обращенные к друзьям, родственникам и т.п. то есть сугубо бытовые и заведомо не предназначенные для чужих глаз.

    Письма, специально написаные с прицелом на публикацию ("в эпистолярном жанре"), или даже с оглядкой на возможность публикации (частый случай у знаменитостей), поскольку имеют язык уж слишком нарочито художественный, с красивостями и пафосом, для данных целей не годятся.

    May. 5th, 2005 01:47 am (UTC)

    Я могу только вот это предложить:

    Это что-то типа "открытого письма", предсмертные записки о своей
    жизни для тех, кому эти записки попадутся. Очень красиво и весьма
    трагично. Конечно, "заведемо предназначены для чужих глаз", но
    простонародный разговорный слог наличествует, без всяких выкрутасов.

    А то, что привели Вы, как-то даже и комментировать не хочется. Чужое оно.

    May. 5th, 2005 02:44 am (UTC)

    Посмотрел. Увы, слишком уж грамматика изменилась, тяжело читать "аще еже не быти - несть". Разве что заменить на современные? Наверное, смысла нет, получится искусственно. Но ведь язык развивался естественным образом по крайней мере до революции, вот то бы вытащить, до начала уродования.

    А то, что привели Вы, как-то даже и комментировать не хочется. Чужое оно.

    Да. По интернету находятся всё "знаменитости", а кто у нас в знаменитостях понятно.

    May. 5th, 2005 02:53 am (UTC)

    После определенного навыка и со словарем под боком быстро привыкаешь. Зато красота-то какая! Где теперь тот певучий, одухотворенный язык. (

    "По интернету находятся всё "знаменитости", а кто у нас в знаменитостях понятно."

    http://www.nadyn.biz/articles/Arsenev.h tm
    Арсеньев, тоже знаменитость, но наша, сибирская. Там только отрывки, но и этого на первый раз должно хватить. Опять-таки, это не письма, у путевые заметки во время путешествия по дебрям тайги ("В дебрях Уссурийского края").