Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция 115-фз Цб Рф Последняя Редакция img-1

Инструкция 115-фз Цб Рф Последняя Редакция

Категория: Инструкции

Описание

Статья 7

Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", N 115-ФЗ | ст 7.3 Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц

1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны:

1) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

2) принимать на обслуживание иностранных публичных должностных лиц только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия;

3) принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

4) на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

5) уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым находящимися на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

2. Требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, не применяются кредитными организациями при осуществлении операций на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами, а также при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. В случае, если финансовым операциям клиента - должностного лица публичной международной организации либо лица, замещающего (занимающего) государственную должность Российской Федерации, должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность федеральной государственной службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должность в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, включенную в соответствующий перечень должностей, определяемый Президентом Российской Федерации, организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, к финансовым операциям такого клиента применяются требования, установленные подпунктами 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи.

4. Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Видео

Другие статьи

С 1 сентября 2016 года действует новая редакция «антиотмывочного» Федерального закона №115-ФЗ

  • О компании
    • История
    • Сотрудники
    • Достижения
    • Отзывы
    • Партнеры
    • Статьи эксперта
  • Услуги
    • Бизнес «Под ключ»
    • Услуги юридическим лицам
    • Услуги физическим лицам
    • Сдача отчетности в Росфинмониторинг
    • Подготовка к проверкам по ПОД/ФТ
  • Обучение ПОД/ФТ
    • 13 Января Вебинар
    • 16 Января Целевой инструктаж
    • 30 Января Целевой инструктаж
    • Очная консультация эксперта по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
    • Дистанционная консультация эксперта по финмониторингу и ПОД/ФТ
    • Дистанционный курс по ПОД/ФТ ВЕБИНАР
    • Записи мероприятий
  • Услуги по ПОД/ФТ
    • Разработка ПВК по ПОД/ФТ для АН, Ювелиров и иных организаций
    • Разработка ПВК в целях ПОД/ФТ для МФО, КПК в т.ч. СКПК, Ломбарда
    • Постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга
    • Абонентское обслуживание по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
    • Разработка правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
    • Постановка в ФКУ Пробирную палату России
    • Разработка иных документов по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
  • Статьи эксперта
  • Контакты
    • Новости
    • О финансовом мониторинге
    • Заказать обратный звонок

Мы проводим обучение и представляем онлайн консультации для организаций и индивидуальных предпринимателей – субъектов федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ

Пинигина Елена Евгеньевна - эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ

С 1 сентября 2016 года действует новая редакция «антиотмывочного» Федерального закона №115-ФЗ.

01 сентября 2016 г. начинает действовать новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон 115-ФЗ).

Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.06.2016 г. №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Всем без исключения субъектам Федерального закон 115-ФЗ необходимо внимательно отнестись к новшествам законодательства, в особенности по отношению к процедурам проведения идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Рассмотрим подробнее основные изменения:

1) Изменения в статью 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Новая редакция затронула перечень сведений устанавливаемых в отношении клиента - юридического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца клиента – юридического лица. Соответственно всем субъектам Федерального закона №115-ФЗ необходимо внести изменения в анкету клиента и в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

ВНИМАНИЕ! Для некредитных финансовых организаций (ломбарды, МФО, КПК, СКПК и др. НФО) срок внесения изменения в правила внутреннего контроля установлен – 3 месяца. Для иных организаций и индивидуальных предпринимателей (ювелирная отрасль, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, лизинговые компании и др.) срок внесения изменений установлен – 30 дней. ОДНАКО! Закон вступил в силу 01 сентября, а значит перечень сведений, устанавливаемый при идентификации клиентов необходимо использовать уже с 01 сентября 2016 г. Используемые вами формы анкет так же необходимо дополнить. Например, теперь необходимо отдельно указывать организационно-правовую форму юридического лица. В анкету необходимо включить и сведения, устанавливаемые для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства.

2) С 01 сентября для субъектов Федерального закона №115-ФЗ появилась возможность определять характер и объем мер, направленных на изучение клиентов при проведении идентификации и дальнейшем обслуживании, с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Речь идет о таких мерах как:

получение информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с организацией или индивидуальным предпринимателем,

определение целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов,

определение источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Указанные изменения положительно скажутся на процедуре идентификации и изучении клиентов, так как в значительной мере позволяют организации или индивидуальному предпринимателю самостоятельно принять решение об объеме принимаемых мер. Следует сразу отметить, что разъяснений надзорных органов о применении такой «дозволенности» на сегодняшний день нет. Но по смыслу законодательства можно сделать вывод, что в отношении клиентов, которые попадают в группу риска с повышенной (высокой) степенью, следует принимать меры в полном объеме и устанавливать всю информацию, предусмотренную законодательством. Кроме того субъектам федерального закона №115-ФЗ необходимо самостоятельно установить объем принимаемых мер и их характер в зависимости от установленного клиенту степени (уровня) риска и зафиксировать соответствующие положения в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

3) С 01 сентября субъекты Федерального закона №115-ФЗ вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

«При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Таким образом указанные новшества позволяют надлежащим образом выполнить требование о подтверждении достоверности сведений, установленных в ходе идентификации, с использованием надлежащим образом заверенных копий в том числе и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Нововведение значительно ускорит документооборот между субъектами федерального закона 115-ФЗ и их клиентами, что позволит ускорить выполнение обязанности по идентификации клиентов до приема на обслуживание и соответственно сократить время для заключения договора.

4) Дополнены и обязанности клиентов. Теперь клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

Мы напоминаем нашим читателям, что в связи с вступившими в силу изменениями им необходимо выполнить обязанности, установленные федеральным законом №115-ФЗ и иными нормативными актами сферы финансового мониторинга, а именно:

Внести изменения в формы анкет клиентов с 01.09.2016 г.

Внести изменения в правила внутреннего контроля в кротчайшие сроки, так как применение правил внутреннего контроля без учета вступивших в силу изменений, может повлечь нарушение законодательства. Если вы приняли решение отложить вопрос по приведению правил в соответствие с действующим законодательством до истечения срока внесения изменения, изменения необходимо применять во внутренних документах при проведении идентификации и изучении клиентов уже с 01 сентября.

Необходимо провести внутреннее обучение и оформить внутренний инструктаж по форме, утвержденной в вашей организации или индивидуальным предпринимателем. Некредитные финансовые организации обязаны провести такое обучение не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих изменений. Иным организациям мы рекомендуем проводить такое обучение в дату вступления в силу изменений.

Для некредитных финансовых организаций существенные изменения, которые касаются правил внутреннего контроля вступают в силу и 3 сентября. Следите за нашими публикациями, мы напишем об этом отдельную статью.

Мы предлагаем абонентское обслуживание по финансовому мониторингу для субъектов федерального закона №115-ФЗ. в которое входит, в том числе и актуализация правил внутреннего контроля, оформление внутренних инструктажей и иных текущих документов

Заказать правила внутреннего контроля в новой редакции за 5000 руб.

Документы: Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О применении Федерального закона № 115-ФЗ» - Ассоциация российских банков

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ «О применении Федерального закона № 115-ФЗ»

Исх. № 12-1-5/2112
от 01.09.2014

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

О применении Федерального закона № 115-ФЗ

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 11.06.2014 № А-02/5-364 и, с учетом мнения Департамента национальной платежной системы, сообщает следующее.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ) не наделяют Банк России полномочиями давать толкования по вопросам их применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить позицию, которая не является официальным толкованием Федеральных законов.

По первому вопросу.

Ответ на указанный вопрос содержится в Информационном письме от 22.07.2014 № 24

ПИСЬМО ЦБ РФ от N 12-1-5

Законодательная база Российской Федерации

ПИСЬМО ЦБ РФ от 17.03.2011 N 12-1-5/382 "О ПРИМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ"

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 01.12.2010 N А-02/5-912 и с учетом позиции Юридического департамента сообщает следующее.

Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон). Вместе с тем считаем возможным высказать мнение по поставленным в обращении вопросам.

По первому и второму вопросам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.

В соответствии с абзацем 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона в числе сведений, которые кредитная организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган по подлежащим обязательному контролю операциям, указаны сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Полагаем, что сопоставление вышеуказанных норм статьи 7 Федерального закона свидетельствует о том, что в целях его исполнения представителем физического или юридического лица следует считать лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет физического или юридического лица, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Кроме того, следует принимать во внимание положения главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, согласно статье 182 ГК РФ представителем является лицо, действующее от имени другого лица, в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Кроме того, учитывая положения статьи 53 ГК РФ, а также положения федеральных законов, определяющих порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение различных юридических лиц, в частности, Федерального закона " Об акционерных обществах" (статья 69 ) и Федерального закона " Об обществах с ограниченной ответственностью" (статья 40 ), полагаем, что представителем юридического лица является также единоличный исполнительный орган юридического лица.

Учитывая, что одним из критериев, определяющих необходимость идентификации представителя клиента, является осуществление операции с денежными средствами, полагаем, что если полномочия лиц, указанных в пунктах б), в) и г) вопроса (лиц, которым предоставлены права по снятию/зачислению денежных средств со/на счета юридического лица, передаче в банк расчетных документов или распоряжений на осуществление операций/сделок по счету клиента, то есть права на совершение действий, в результате которых в дальнейшем будут совершаться операции по счету клиента - юридического лица), подтверждены, в том числе, доверенностью или договором, либо физическое лицо является единоличным исполнительным органом юридического лица, таких лиц, в целях Федерального закона. следует считать представителями клиента.

По третьему и четвертому вопросам.

Во исполнение требований подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитная организация обязана проводить мероприятия по установлению в отношении представителя клиента сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, при этом их достоверность должна быть подтверждена с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

В то же время требование в отношении идентификации физических лиц, установленное подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, носит общий характер и распространяется как на физических лиц - граждан Российской Федерации, так и на физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства.

С учетом изложенного полагаем, что при проведении идентификации представителя клиента - физического лица кредитная организация вправе запрашивать только те документы, которыми физическое лицо обязано располагать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом.

По пятому вопросу.

Полагаем, что идентификацию представителя, являющегося единоличным исполнительным органом юридического лица, следует проводить в момент открытия банковского счета юридическому лицу. Идентификацию иных лиц, являющихся представителями физического либо юридического лица, следует проводить в момент, когда указанные лица будут обозначены клиентом в качестве его представителей.

По шестому вопросу.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П " Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П) кредитные организации могут проводить упрощенную идентификацию физических лиц, в частности, при осуществлении ими банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция Банка России N 113-И).

С 01.11.2010 вступила в силу Инструкция Банка России от 16.09.2010 N 136-И "О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция N 136-И), которой Инструкция Банка России N 113-И признана утратившей силу.

Издание Инструкции N 136-И было обусловлено, в первую очередь, принятием Банком России Указания от 02.04.2010 N 2423-У "О переводе обменных пунктов в статус иных видов внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов кредитных организаций), о закрытии обменных пунктов и об упорядочении деятельности внутренних структурных подразделений", в соответствии с которым кредитные организации не вправе открывать обменные пункты.

Кроме того, Инструкцией N 136-И были внесены изменения в перечень операций с наличной иностранной валютой и чеками, преимущественно технического характера, которые осуществляются уполномоченными банками (их филиалами).

Учитывая изложенное, полагаем, что с 01.11.2010 кредитными организациями может проводиться упрощенная идентификация физических лиц при осуществлении ими операций, указанных в главе 3 Инструкции N 136-И.

Заместитель директора
И.В.ЯСИНСКИЙ

Федеральный закон 115-фз о ПОД

Главная / Кредитные организации / ЦБ подготовил ответ по вопросу применения №115-ФЗ в редакции №403-ФЗ

ЦБ подготовил ответ по вопросу применения №115-ФЗ в редакции №403-ФЗ

Банк России подготовил ответ на запрос Национального совета финансового рынка №НСФР-02/1-67 от 31.01.2014 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ о ПОДФТ». Национальный совет финансового рынка направлял обращение в Банк России по вопросу применения Федерального закона №115-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 №403-ФЗ, в части реализации в кредитных организациях мероприятий в отношении физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Ознакомиться с текстом запроса №НСФР-02/1-67 от 31.01.2014 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ о ПОДФТ» – ссылка

Ссылки в контексте:

Информационное сообщение Росфинмониторинга о типовых вопросах применения Закона № 115-ФЗ — http://115fz.ru/inf-rosfinmonitoring-zakon-115fz/

Запрос АРБ по порядку исполнения Закона 115-ФЗ в редакции Закона 403-ФЗ — http://115fz.ru/arb-zakon-403fz/

Предлагаем ознакомиться с текстом письма от 28.04.2014 № 12-1-5/882 «О применении Федерального закона №115-ФЗ»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга
и валютного контроля

от 28.04.2014 № 12-1-5/882

«О применении Федерального закона №115-ФЗ»

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Национального совета финансового рынка от 31.01.2014 № НСФР-02/1-67 и, с учетом позиции Росфинмониторинга, сообщает следующее.

1. Ведение Росфинмониторингом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

При этом необходимо учитывать, что указанный Перечень состоит из двух разделов, а именно международного и национального.

Физические лица могут быть включены в национальный раздел перечня только по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ. По иным основаниям, а именно основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 3 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в перечень включаются только организации.

Таким образом, требования пункта 2.4 статьи 6 и подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ о неприменении кредитными организациями к физическим лицам, включенным в перечень по основаниям,’ предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих им денежных средств или иного имущества распространяются на всех физических лиц, информация о которых содержится в национальном разделе перечня.

2. Кредитные организации вправе осуществлять операции клиентов, указанные в подпунктах 1-3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе, за счет денежных средств, в отношении которых меры по замораживанию (блокированию) были приняты до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 403-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3. Пункт 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ не содержит перечня операций по расходованию заработной платы, пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи полагаем, что погашение ипотечного кредита, погашение потребительского кредита, выданных кредитной организацией, а также возврат заемных денежных средств, оплата покупки ценных бумаг может осуществляться за счет полученных заработной платы, пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании положений подпункта 2 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

4. Полагаем, что платежи, связанные с погашением кредита, выданного кредитной организацией до включения физического лица в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, и исполнение других обязательств по договорам с кредитной организацией, заключенным до включения физического лица в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, подпадают под операции, которые в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ указанное физическое лицо вправе осуществлять с использованием механизма приостановления кредитной организацией операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

5. В соответствии с Перечнем и описанием реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, установленных Положением Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, кроме прочего может указываться наименование работ, услуг, а также может указываться другая необходимая информация.

Полагаем, что подтверждением того, что денежные средства являются заработной платой, стипендией, пенсией, пособием или иной социальной выплатой может служить информация, указанная в платежном поручении.

Кроме того, считаем, что подтверждением того, что денежные средства являются заработной платой также может служить содержание трудового договора лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор являются место работы, а также условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Указанную информацию клиенты обязаны предоставлять в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

6. Полагаем, что в целях установления физических лиц, относящихся к категории «члены семьи физического лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ», кредитным организациям необходимо руководствоваться положениями Семейного кодекса Российской Федерации, статья 2 которого к членам семьи относит супругов, а также родителей и детей (усыновителей и усыновленных).

К документам, подтверждающим вышеуказанный статус, могут относиться: свидетельство о регистрации брака (статья 30 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);

свидетельство о рождении (статья 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»);

свидетельство об установлении отцовства (статья 56 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»);

свидетельство об усыновлении (статья 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния») и иные документы.

Для установления кредитными организациями физических лиц совместно проживающих с физическим лицом, включенным в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, могут применяться положения постановления Правительства

Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», приказа ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Полагаем, что для установления статуса «не имеющие самостоятельного дохода члены семьи физического лиц, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ» необходимо использовать положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Следует отметить, что пенсии, стипендии, алименты и иные социальные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях реализации требований Федерального закона № 115-ФЗ следует относить к самостоятельным источникам дохода совместно проживающих с лицом, включенным в перечень, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, членов его семьи.

7. В соответствии с пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи, а также получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

В этой связи полагаем, что при осуществлении вышеперечисленных операций с денежными средствами или иным имуществом в размере, не превышающем 10 000 рублей, в том числе по операциям в связи с распоряжением получателя денежных средств, за исключением случаев, если получатель является лицом, указанным в пункте 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также лицами и государственными организациями, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, порядок приостановления кредитными организациями операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ не применяется.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 пункта 2.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также на осуществление выплат по обязательствам, возникшим до включения лица в указанный перечень, должны осуществляться в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Директор Департамента
Ю.А. Полупанов