Руководства, Инструкции, Бланки

Тест Соп Инструкция Для Подростков img-1

Тест Соп Инструкция Для Подростков

Категория: Инструкции

Описание

Тесты для подростков

Тесты для подростков

Когда ребенок вступает в переходной возраст, очень часто его психическое состояние оказывается нестабильным. Разобраться в том, что с ним происходит, вам помогут тесты для подростков, позволяющие вовремя выявить психологические проблемы и предотвратить возможные отклонения в поведении.

На сегодня известно более нескольких сотен опросников, которые станут отличным подспорьем в работе не только педагогов, но и родителей. Среди самых интересных тестов для подростков выделим следующие:

  • тест для определения психотипа личности;
  • тест на толерантность;
  • тест «Детектор лжи»;
  • тест Айзенка на выявление типа темперамента;
  • тест на наблюдательность;
  • тест для определения творческих способностей;
  • тест на степень концентрации внимания и состояние памяти;
  • тесты на выявление девиантного поведения подростков.
Тест «Шкала агрессивности»

Предложите старшекласснику честно ответить, считает ли он правильным в отношении себя следующие утверждения:

  1. Я не могу промолчать, если что-либо вызывает мое недовольство.
  2. Меня очень трудно переспорить.
  3. Я сержусь, если мне кажется, что надо мной кто-то подсмеивается.
  4. Я легко начинаю ссору, могу даже физически отплатить обидчику.
  5. Я уверен, что любое задание я способен сделать лучше ровесников.
  6. Иногда мне хочется совершить плохой поступок, который шокирует окружающих.
  7. Мне нравится дразнить животных.
  8. Бывает, что я хочу выругаться без всякой весомой причины.
  9. Если взрослые указывают, что мне делать, я стремлюсь сделать все наоборот.
  10. Я считаю себя самостоятельным и решительным.

Теперь необходимо оценить результаты этого теста на агрессивность для подростков. Каждый положительный ответ – это один балл. 1-4 балла говорят о низкой агрессивности ребенка, 4-8 баллов – показатель средней агрессивности, а 8-10 баллов – сигнал тревоги для родителей и учителей, свидетельствующий о высокой степени агрессии.

Тест на испытываемый стресс

На утверждения этого теста подросток должен дать один из трех возможных вариантов ответа: «нет» (оценивается в 0 баллов), «да, безусловно» (оценивается в 3 балла) и «да, иногда» (оценивается в 1 балл). Опросник призван выявить, раздражает ли ребенка:

  1. Сильный запах духов?
  2. Когда друга или одноклассника приходится постоянно ждать?
  3. Если кто-то постоянно смеется без повода?
  4. Если родители или учителя часто поучают меня?
  5. Громкие разговоры в общественном транспорте?
  6. Люди, жестикулирующие во время общения?
  7. Когда мне дарят неинтересные и ненужные вещи?
  8. Когда мне рассказывают сюжет книги, которую я хочу прочитать?
  9. Если в кинотеатре передо мной кто-то постоянно вертится и разговаривает?
  10. Если кто-то грызет ногти при мне?

Результаты данного теста на стрессоустойчивость для подростков выглядят таким образом: 26-30 баллов – ребенок находится в состоянии сильного стресса, 15-26 баллов – его раздражают только очень неприятные вещи, а бытовые мелочи не способны вывести из равновесия, менее 15 баллов – подросток максимально спокоен и защищен от стрессов.

Тест на тревожность для подростков

Подростку необходимо будет оценить, подходит ли ему какое-либо из утверждений по следующей шкале: «Почти всегда» (оценивается в 4 балла), «Часто» (оценивается в 3 балла), «Иногда» (дает 2 балла) и «Никогда» (дает 1 балл). Сам опросник выглядит таким образом:

  1. Мне кажется, что я очень уравновешенный человек.
  2. Довольство собой – мое обычное состояние.
  3. Мне приходится часто нервничать и беспокоиться.
  4. Мне бы хотелось стать таким же счастливым, как окружающие.
  5. Я ощущаю себя неудачником.
  6. Когда я думаю о своих делах и повседневных делах, я чувствую себя некомфортно.
  7. Я всегда сконцентрирован, спокоен и хладнокровен.
  8. Уверенность в себе – вот то, чего мне не хватает.
  9. Часто я испытываю напряжение.
  10. Меня пугает будущее.

Результат от 30 до 40 баллов говорит о том, что тревожность стала постоянным спутником ребенка, от 15 до 30 баллов – подросток периодически испытывает беспокойство, но это не отражается на его психике, менее 15 баллов – школьник не склонен к тревожности вообще.

Другие статьи

Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе - тема научной статьи по психологии, читайте бесплатно текст научно-исслед

Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе POTENTIALITIES OF PRIMARY PREVENTION OF ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOUR IN SCHOOLS Текст научной статьи по специальности « Психология »
  • ДЕВИАЦИИ , 
  • ПОДРОСТКИ , 
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ , 
  • КОРРЕКЦИЯ , 
  • DEVIATION , 
  • ADOLESCENTS , 
  • PSYCHOLOGICAL FEATURES , 
  • CORRECTION
Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Маслова Ирина Сергеевна

В статье изложены результаты тестирования группы подростков, склонных к девиантному поведению и выраженности неблагоприятных психических состояний. Установлено общее и особенное в показателях для мальчиков и девочек. Экспериментально обоснована возможность в условиях внеклассных занятий в школе снижения уровня девиантности и агрессивности, но в разной степени у мальчиков и девочек.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Maslova Irina Sergeevna

The article presents results of the testing of adolescent propensity for deviant behaviour and evidences of adverse mental state. The author states general and particular signs for boys and girls, and experimentally substantiates possibility of deviant activities and aggression decrease during the extracurricular school activities, but in varying degrees among boys and girls.

Научная статья по специальности " Психология " из научного журнала "Теория и практика общественного развития", Маслова Ирина Сергеевна Текст
научной работы на тему "Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе". Научная статья по специальности "Психология"

?УДК 159.922 ; 159.96 Маслова Ирина Сергеевна
адъюнкт кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России dom-hors@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
Maslova Irina Sergeevna
Postgraduate student of the Psychology and Education Science Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia dom-hors@mail.ru
POTENTIALITIES OF PRIMARY PREVENTION OF ADOLESCENT DEVIANT BEHAVIOUR IN SCHOOLS
Аннотация:
В статье изложены результаты тестирования группы подростков, склонных к девиантному поведению и выраженности неблагоприятных психических состояний. Установлено общее и особенное в показателях для мальчиков и девочек. Экспериментально обоснована возможность в условиях внеклассных занятий в школе снижения уровня девиантности и агрессивности, но в разной степени у мальчиков и девочек.
Ключевые слова:
девиации, подростки, психологические особенности, коррекция.
Summary:
The article presents results of the testing of adolescent propensity for deviant behaviour and evidences of adverse mental state. The author states general and particular signs for boys and girls, and experimentally substantiates possibility of deviant activities and aggression decrease during the extracurricular school activities, but in varying degrees among boys and girls.
Keywords:
deviation, adolescents, psychological features, correction.
Актуальность. Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, философия, наука с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловила возникновение в рамках психологии нового направления (специальной психологической теории) -психологии девиантного поведения. В начале XXI в. психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она переживает настоящий бум.
В последние годы, в связи с общенациональным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования форм девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля - превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и других. Это стимулировало дальнейшее развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов - педагогов, юристов, социальных работников, менеджеров, медиков и других. Строго говоря, собственно теории девиантного поведения пока нет. Это молодая отрасль науки, имеющая, к сожалению, большое будущее.
Известно, что в кризисные, переломные моменты жизни человека происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающее необходимость изменения сложившегося адаптивного поведения. Одним из самых сложных кризисных периодов развития является активный пубертатный период - подростковый возраст. В данном возрасте вследствие социальной дезадаптации часто возникают неблагоприятные психические состояния, которые по-разному влияют на формирование и закрепление свойств личности. Отсюда вполне понятно, что подростковый возраст является наиболее «опасным» для возникновения и закрепления пограничных состояний, а также девиантного поведения, включая его агрессивные формы.
Одним из направлений профилактики девиантного поведения является снижение факторов, предупреждающих проявления повышенной тревожности и агрессивности подростков, а также коррекция личностных черт, обусловливающих его возникновение.
В школах сформировалась новая педагогическая концепция: личностно-ориентированное и дифференцированное обучение. В связи с этим поиск новых подходов к воспитанию подростков требует изучения и экспериментальной работы в плане поиска психолого-педагогических средств коррекции девиантного поведения, что и явилось целью настоящей работы.
Гипотеза. В работе предполагалось, что апробация комплексной программы нивелирует опыт девиантного поведения, оптимизирует положительный опыт, создает и закрепляет позитивные образцы поведения у трудных подростков в школе.
Методика. При проведении тестирования использовались следующие тесты: 1) опросник Кеттела - «СОП»; 2) Фрейбургская анкета; 3) тест Шуберта склонности к риску; 4) психогеометрический тест; 5) опросник Айзенка неблагоприятных психических состояний; 6) методика В. Гарбузова оценки личностной доминанты.
Работа проводилась на базе средней школы № 90 города Краснодара в 1-й четверти учебного года. В исследовании приняло участие 19 учеников (11 - мальчиков 8 девочек). Группа занималась по комплексной профилактической программе, состоящей из 10 занятий, которые проводились циклом ежедневно по 40 минут. В начале и в конце педагогического эксперимента подростков тестировали и анализировалась эффективность апробируемой программы с помощью методов статистического анализа.
Результаты. Согласно полученным данным, у мальчиков по сравнению с девочками зафиксирован достоверно более высокий показатель только склонности к риску. При высоком уровне склонности к риску мальчики имели более высокий показатель склонности к девиантному поведению (методика СОП) по сравнению со средним и низким его уровнем (соответственно t=2,46 и t=3,40).
Девочки же отличались от мальчиков выраженной склонностью к девиантному поведению (что создает впечатление неожиданности) и повышенной тревожностью (везде р<0,05). В показателях неблагоприятных эмоциональных состояний значимых различий по полу не было (таблица 1).
Таблица 1 - Социально-психологические особенности подростков ^ ± m)
Показатели Мальчики п=1 1 Девочки п=8 t Р
Склонность к риску 44,63 ± 2,71 34,18 ± 3,37 2,41 <0,05
Склонность к девиациям 46,46 ± 2,30 53,75 ± 0,76 2,02 <0,05
Тревожность 4,55 ± 1,12 8,5 ± 1,48 2,13 <0,05
Фрустрация 8,00 ± 1,39 8,25 ± 1,25 0,13 >0,05
Агрессивность 10,00 ± 1,04 8,63 ± 1,69 0,69 >0,05
Ригидность 11,27 ± 1,14 10,25 ± 1,40 0,57 >0,05
Фрейбургская анкета 8,45 ± 0,73 7,50 ± 1,25 0,66 >0,05
Данные опросника склонности к девиантному поведению выявили, что при разном уровне этой склонности (высокий, средний, низкий) у мальчиков в других показателях существенных различий нет.
У девочек такие различия между средним и низким уровнем СОП обнаружены в показателях тревожности и фрустрационности (соответственно t=4,14 и t=2,07), а также в показателе агрессивности ^=3,53) (везде р<0,05). Соответственно при высоком уровне тревожности у девочек выше показатели фрустрированности ^=2,04) и агрессивности ^=3,54) по сравнению с низким уровнем тревожности (везде р<0,05).
При высоком уровне результатов Фрейбургской анкеты по сравнению со средним и низким их уровнем у мальчиков достоверно выше агрессивность (соответственно t=2,25 и t=2,19, р<0,05). У девочек на фоне средних показателей этой анкеты достоверно ниже склонность к девиантному поведению по СОП ^=2,39), тревожность 0=2,89) и агрессивность 0=2,14) (везде р<0,05).
При высоком уровне агрессивности по сравнению со средним и низким ее уровнем у мальчиков существенно больше показатели Фрейбургской анкеты и ригидности, а у девочек -показатели по тесту СОП.
Корреляционный анализ выявил у мальчиков взаимосвязь показателей склонности к риску и девиантному поведению (г=0,555); показателя агрессивности с тревожностью (г=0,766), ригидностью (г=0,851) и Фрейбургским тестом (г=0,601). Показатель тревожности взаимосвязан с ригидностью (г=0,660) (везде р<0,01).
У девочек склонность к девиантному поведению положительно связана с тревожностью (г=0,584) и отрицательно - с агрессивностью (г=-0,831). Показатель ригидности равно взаимосвязан (г=0,588, р <0,05) с агрессивностью и фрустрационностью.
Повышенная склонность к девиантному поведению сочетается, как правило, с выбором одного из символов упрямства или сохранения собственного достоинства. У других детей такие символы не встречались. В 4 из 9 случаев девиантность сочетается с повышенной склонностью к риску. В свою очередь, пониженная склонность к риску сочетается с выбором символов самоотверженности и самопожертвования и низкой склонностью к риску.
Что касается данных проективного теста «символы характера», то у девочек доминирует символ творчества (87,5 % случаев). У мальчиков в равной мере присутствует выбор символов педантичнсти и стремления к лидерству (по 18,2 %). Способность понимать других людей -27,2 % выборки. Преобладает предпочтение символа переформирования личности (34,4 %).
В результате формирующего эксперимента у подростков существенно снизились показатели девиантности: у мальчиков на 20,4 % и 6,7 %, а у девочек - на 10,0 % и 13,4 %. Снижению девиантности закономерно сопутствовало и снижение уровня агрессивности (рисунок 1).
¦ мальчики ?девочки

СОП агрессия Фрейбургская
Рисунок 1 - Динамика в процентах показателей девиантности у подростков 13-15 лет в ходе коррекции
Заключение.
1. У исследуемых мальчиков достоверно более высокий показатель склонности к риску, сочетающийся со склонностью к девиантному поведению. Девочки отличались от мальчиков выраженной склонностью к девиантному поведению и повышенной тревожностью, которые сочетаются с агрессивностью.
2. Общей для мальчиков и девочек является корреляция между показателями агрессивности и ригидности при 5 % уровне значимости. Половые различия состоят в том, что показатель тревожности у мальчиков взаимосвязан с агрессивностью и ригидностью, а у девочек - со склонностью к девиантному поведению при 5 % уровне значимости.
3. Апробированная нами комплексная профилактическая программа нивелирования девиантного поведения подростков может быть использована в ДОЦ, школах, санаториях и лечебно-профилактических центрах.
Ссылки:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
2. Василькова Ю.В. Василькова М.А. Социальная педагогика. М. 1999.
3. Василькова Ю.В. Работа социального педагога с трудными подростками // Методика и опыт работы социального педагога. М. 2001. С. 91-121.
4. Гилинский Я. Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб. 1993.
5. Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994.
Т. 15. № 2. С. 57-65.
6. Дубровина И.В. Подростки «группы риска» // Практическая психология образования: уч. пос. для вузов. М. 2003.
С. 376-401.

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Маслова Ирина Сергеевна Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе // Теория и практика общественного развития. 2013. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-pervichnoy-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-shkole (дата обращения: 25.12.2016).

Маслова Ирина Сергеевна "Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе" Теория и практика общественного развития (2013). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-pervichnoy-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-shkole (дата обращения: 25.12.2016).

Маслова Ирина Сергеевна (2013). Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе. Теория и практика общественного развития URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-pervichnoy-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-shkole (дата обращения: 25.12.2016).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Маслова Ирина Сергеевна Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе // Теория и практика общественного развития. 2013. №7 С.56-60.

Маслова Ирина Сергеевна "Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе" Теория и практика общественного развития (2013).

Маслова Ирина Сергеевна (2013). Возможности первичной профилактики девиантного поведения подростков в школе. Теория и практика общественного развития

Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП), краткая характеристика

Склонность к отклоняющемуся поведению (СОП), краткая характеристика Фрагмент текста работы

Краткая характеристика методики СОП, ее психометрического исследования и использованных в ней способов решения некоторых проблем измерения девиантного поведения.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Включает два варианта методики, ориентированных на женскую и мужскую части подростковой популяции, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом. Имеется возможность коррекции полученных результатов с учетом фактора социальной желательности. Предназначен для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов.

Опросник СОП может быть использован как самостоятельная психодиагностическая методика, так и в комплексе с другими методиками, направленными на изучение личности подростка. Тест-опросник предназначен в первую очередь для решения практических задач: в области психодиагностики, в ситуации психологического консультирования, СОП может также использоваться и для исследовательских целей.

Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений девиантного поведения, а также практическую направленность нашей работы мы попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возможностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы отклоняющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как технические ограничения, так и наши представления о важности для диагностической и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения, степени их потенциальной опасности и распространенности среди подростков.

В результате из сферы нашего внимания в данной методике оказались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть суицидного поведения, весь комплекс сексуальных девиаций, дромоманическое поведение. По нашему мнению это слишком объемные, многоплановые явления, требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения.

Также наша методика специально не ориентирована на так называемые патологические формы девиантного поведения, которые, как правило, непосредственно связаны с психопатологией и психическими расстройствами.

Таким образом, предлагаемая методика направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения:

  • агрессивное поведение;
  • саморазрушающее и самоповреждающее поведение;
  • аддиктивное поведение;
  • делинквентное поведение.

В сферу анализа мы также включили такую форму отклоняющегося поведения как поведение, направленное на преодоление каких-либо норм и правил. считая его важной поведенческой характеристикой более обобщенного уровня.

Кроме того в число измеряемых характеристик мы посчитали целесообразным включить такую, как волевой контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих проявлений эмоциональных реакций является характеристикой, в значительной мере определяющей формы и способы проявления девиантных установок.

Учитывая очевидную для испытуемого моральную и оценочную нагруженность большинства шкал и общую направленность методики, мы посчитали необходимым включить в состав методики шкалу, направленную на измерение готовности испытуемого давать о себе по преимуществу социально-одобряемую информацию. Необходимость эта вызвана особенно остро стоящей проблемой достоверности результатов при исследовании девиантного поведения. Как известно, сфера девиантного, а особенно делинквентного поведения является областью социального риска и неизбежно подвергается оценке и давлению со стороны групповых и общепринятых моральных норм и правил.

Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные ответы особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной желательности используются для коррекции результатов по содержательным шкалам методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержательным шкалам методики.

Для женской части подростковой популяции существенно влияет на характер девиантного поведения такая характеристика, как принятие своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и поведенческих стереотипов, связанных с этим. Как известно, помимо специфически женских форм отклоняющегося поведения, девушки подростки принимают, как правило, мужские стереотипы девиантного поведения и зачастую в целом их рисунок поведения носит маскулинный характер. Это побудило нас включить в женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия женской социальной роли.

Похожие материалы Информация о работе

Компьютерная обработка методики А

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

Описание методики, бланки для тестирования и шаблон для обработки результатов можно скачать с сервера архивом.

Сакович Наталья

Маркеры беды Фото с сайта
www.chance.ru

Основными направлениями деятельности психологических служб учреждения образования являются: диагностика, профилактика, просвещение, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по защите прав и законных интересов детей. При организации сопровождения детей в социально опасном положении (СОП) работа педагога-психолога строится по тем же направлениям.

Рассмотрим некоторые аспекты деятельности педагога-психолога в рамках обозначенной группы по каждому из направлений.

Диагностика (исследование, изучение)

В рамках даного направления задачей педагога-психолога является подробный анализ любого психодиагностического материала с целью выявления проблемных зон, имеющих отношение к эмоциональным, поведенческим, личностным и другим нарушениям, так как данные нарушения являются маркерами социально-опасного положения.

Проведя психодиагностический минимум, мы получаем достаточно большой массив информации, который нуждается в анализе, в том числе с позиции раннего выявления нарушений адаптации и социализации. Для раннего выявления не нужно дополнительных диагностических процедур. Кроме того, получить необходимую информацию вы можете, используя такой, к сожалению, незаслуженно забытый диагностический метод, как наблюдение. Наблюдать за ребенком могут учителя (по предложенной вами схеме) и, конечно, вы сами (на уроке, на переменах, во время ваших дежурств по школе или во время школьных мероприятий). (В приложении вы найдете памятку для педагогов, по которой они могут выявить детей группы риска.)

На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):

• отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);

• наличие “набора” хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;

• высокая тревожность, страхи;

• проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, “все плохо”, отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);

• наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.);

• неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);

• проявления агрессии (аутоагрессии);

• проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.

Анализируя таким образом психодиагностическую информацию, вы выявите группу риска и затем с целью определения детей, находящихся в СОП, проведете дополнительное диагностическое обследование.

В него можно включить:

• проективный рисуночный тест (если еще не делали): ДДЧ, “Рисунок человека”, “Человек под дождем” или “Сильвер-тест”;

• “Интеллектуальную шкалу Векслера для детей” (прояснение интеллектуального статуса и его особенностей);

• тест “Незаконченные предложения”;

• карту социальных связей;

• для подростков тест на выявление акцентуации характера (Личко или Леонгард);

• опросник социализации “Моя семья”;

При организации коррекционной работы с выделенной группой предложенную психодиагностическую батарею целесообразно проводить по окончании коррекционной программы с целью анализа динамики.

В рамках реабилитации важной для подростков в СОП является профдиагностика, которая позволяет оказать ребенку помощь в выборе профессии, сориентировать педагогов на усиление подготовки по определенным предметам, спланировать шаги для реализации задуманного.

Что касается семейной диагностики, то при работе с семьями в СОП часто стандартные методики не подходят в силу того, что родители имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень и просто не понимают смысла вопросов и некоторых слов. Рекомендуем использовать метод интервью (с обязательным протоколированием и последующим анализом), “Матрицу определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания”, анализ карты семьи.

Профилактика, просвещение

Все мероприятия, которые проводит в своем учреждении педагог-психолог, направленные на сплочение детских коллективов, на раннюю профилизацию, тематические акции и большие психологические игры, носят профилактический характер. Профилактика в отношении СОП прежде всего связана с ранним выявлением, а также с просвещением педагогов, родителей и самих несовершеннолетних.

Просвещение педагогов — это прежде всего информирование о том, какие существуют признаки, по которым можно увидеть, что ребенок находится в социально опасном положении, правовое просвещение (нормативные документы по СОП, уголовная ответственность в ситуации психологического насилия и др.), а также просвещение в области психолого-педагогического знания (специфика детей из семей СОП, особенности познавательной сферы этих детей и условия обучения, специфика взаимодействия с родителями из кризисных семей и др.).

Просвещение родителей несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, реализуется с целью повышения их психолого-педагогической и правовой грамотности. Очень важно переключить внимание родителей с фиксации на негативном поведении ребенка на себя, на собственные неконтролируемые негативные эмоциональные состояния. Важно, чтобы родители знали, в связи с чем у их ребенка возникают проблемы, а также о правовой ответственности в ситуации насилия в семье.

Работая с родителями в СОП, важно помнить, что они, как никто другой, нуждаются в просвещении. Просто необходимой для них является информация о том, какие есть возможности у членов семьи для медицинской или психологической реабилитации, к кому они могут обратиться за бесплатной помощью, какие есть кружки и секции, куда может ходить их ребенок, какие и когда дополнительные занятия по предметам может посещать их ребенок, какие мероприятия в школе помогут им более эффективно взаимодействовать со своими детьми.

Кроме того, просто необходимо организовать семейный клуб. В обычной жизни родители (особенно неблагополучные) имеют мало возможностей для получения информации о правильном воспитании своих детей и взаимодействии с ними. Организация неформального общения родителей детей группы риска за круглым столом или чаепитием с привлечением специалистов разного профиля (психологов, педагогов, юристов, медиков) является очень важным шагом в оптимизации родительско-детских отношений. Подобные клубы в первую очередь благоприятно влияют на состояние самих родителей. Участие во встречах семейного клуба помогает решить многие личные, семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений. Участники подобного клуба (как правило, мамы) становятся группой поддержки друг для друга.

Дополнительными (к общеклассным и общешкольным) профилактическими мероприятиями для детей в СОП будут консультации по трудоустройству (для детей старше 14 лет) и профилизации (с опорой на справочник, в котором есть информация о наличии общежития, питания и других важных для неблагополучного ребенка условий). Профилактическими мерами будет привлечение детей группы риска в волонтерские или медиаторские группы по профилактике конфликтов, ремонтной работе по школе, помощи неблагополучным детям из младшей школы.

Хочется сказать о еще одной профилактической форме работы с детьми — это социальная гостиная. Целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже при поступлении ребенка в первый класс, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут его к серьезным правонарушениям или когда, вытесненный из семьи и школы, он окажется на улице. А.А. Кибирев предлагает для такой работы особую организационную форму — социальную гостиную при школе.

Социальная гостиная — это не просто место, где находятся дети под присмотром взрослых, как в группе продленного дня. Это специально организованная социально-педагогическая деятельность, которая включает в себя создание особого реабилитационного пространства, выстраивания педагогически целесообразных отношений с ребенком группы социального риска и его родителями для снятия угрозы социального сиротства, для полноценного развития и успешной социализации. Она позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

Такие гостиные появились и работали в режиме эксперимента в семи школах г. Хабаровска в 2005/2006 учебном году. Такая форма профилактики социального сиротства хорошо зарекомендовала себя и в некоторых московских образовательных учреждениях.

Цель работы социальной гостиной — оказание помощи в социальной адаптации детям из неблагополучных семей путем создания безопасного реабилитационного пространства. Реализация этой цели поможет ребенку выйти из зоны повышенного риска, вернуть любовь и внимание родителей, успешно интегрироваться в среду сверстников, повысить свой социальный статус и школьную успеваемость [1].

Методическая работа

Методическая работа в рамках сопровождения детей в СОП включает в себя:

• создание базы нормативных документов, регламентирующих деятельность психолого-педагогической и социальной службы и других субъектов процесса сопровождения семей в СОП;

• организацию методической базы, содержащей коррекционные и профилактические мероприятия для педагогов (классных руководителей);

• оказание методической поддержки педагогам, работающим в социальной гостиной.

Консультирование

Сопровождая семью в СОП, педагог-психолог проводит консультации для педагогов, специалистов, включенных в группу сопровождения, членов семей и подростков.

Индивидуальные консультации всегда ориентированы на случай. Их тематика может быть составлена в соответствии с выявленной проблемой. В ситуации сопровождения семьи в СОП индивидуальные консультации можно (а иногда и намного эффективнее) проводить по месту жительства. У неблагополучного родителя нет мотивации идти к психологу, и вам придется долго ждать его в своем кабинете. Если вы придете к нему, у вас будет возможность установить с ним доверительные отношения, проанализировать условия и особенности проживания детей, заключить договор о дальнейших действиях, дать первичную консультацию по наиболее актуальному вопросу.

Групповые консультации будут носить профилактический или информационный характер.

Для родителей: обзор нормативных документов по СОП (простым языком), виды семейного насилия и его последствия, ранняя алкоголизация, профессиональный выбор ребенка и др.

Для педагогов: обзор нормативных документов по СОП (особенно пункты об ответственности педагогов, в том числе юридической), о специфике обучения детей, находящихся в СОП, о раннем выявлении таких детей с опорой на памятки с маркерами СОП, о психологическом и других видах насилия, о профилактике изоляции ребенка в СОП в классном коллективе и пр.

Характерной особенностью организации консультирования членов семей в СОП является отсутствие мотивации к посещению специалиста. Вам необходимо будет несколько раз лично уведомлять родителей или детей о назначенной встрече и искать интересные для них мотивы. Для родителей мотивом может быть: параллельная социальная или медицинская помощь, конкретная психологическая поддержка от вас, выполнение пунктов заранее заключенного контракта (на оказание помощи семье). Для детей мотивом является: предложенная вами интересная деятельность, возможность получить нужную информацию, возможность получить от вас поддержку в образовательном процессе (психолог договаривается с учителями о дополнительных занятиях, индивидуальном подходе, пересдачах, возможности повышения балла по предмету).

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков развития и поведения, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально-психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.

Социально-психологическая коррекция включает в себя четыре основных компонента: психокоррекцию, коррекцию агрессивного и разрушительного поведения, развитие самосознания, общения, формирование социальных навыков и социальной активности [3].

Специфика коррекционно-развивающий работы с детьми в социально опасном положении заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.), высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем чувства вины и обиды. Отсюда — неадекватная самооценка, негативное самоотношение, рассогласованность образов “Я”. Без снятия острого эмоционального состояния и реабилитации “Я” невозможно провести коррекцию поведения. Часто такие дети на первом этапе сопровождения больше нуждаются в помощи врача, так как имеют психические растройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье.

Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми в СОП остается групповое взаимодействие. В идеале — работа со всем классом (с ориентацией на ребенка группы риска). В таком случае утраченные или неразвитые навыки восстанавливаются в привычной среде сверстников, при этом сплачивается класс, реабилитируется социальный статус ребенка в классном коллективе.

Другой вариант — специально сформированные коррекционные группы. По составу они должны быть смешанными, то есть в них находятся не только дети в СОП, но и дети и подростки, нуждающиеся в коррекции агрессивного поведения, тревожных состояний, в развитии коммуниникативной компетенции или самосознания, и среди них — дети группы риска. Подобный состав группы содействует утраченной адаптации, дети не чувствуют себя изгоями, собранными в специальную группу для исправления. Кроме того, в подобной смешанной группе вам будет легче установить правила и им следовать.

В процессе групповой психокоррекции решаются следующие универсальные задачи:

• идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда;

• принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение;

• избавление от хронического чувства собственной неполноценности;

• повышение самооценки, формирование чувства собственной компетентности;

• принятие собственной уникальности;

• получение подтверждения принятия средой сверстников.

Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.

Коррекционно-развивающие занятия будут включать в себя элементы психотерапии (различных подходов), арт-терапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и др.

Первый шаг в коррекционно-развивающей работе с СОП – гармонизация эмоциональной сферы детей и подростков. Реализовать этот шаг можно с помощью различных мероприятий (общешкольных и групповых), где ребенок (подросток) получит положительный эмоциональный опыт.

• Психологические акции, в ходе которых у эмоционально депривированного ребенка (подростка) появляются новые друзья, новые игрушки (возможности). Например:

— общешкольные (или в параллели) мероприятия типа “Минута славы”, “Фабрика звезд”, в которых эти дети могли бы себя проявить и получить эмоциональные подкрепления;

— “Доска знакомства” или “Наши открытия” — в каждом классе организуется доска на которой размещается информация о ребенке или подростке (фотографии, его творчество, его мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его предпочтений, что-то еще); информация должна носить эмоционально-положительный характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей; через доску знакомства проходят все дети класса;

— “День звезды” — каждый день какой-либо ребенок становится звездой дня (можно как-то символически это обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить.

• организация Выставки достижений, когда каждый депривированный ребенок включается в какую-то интересную и богатую положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка его достижений.

• Тренинг развития эмоционального интеллекта.

Это все — укрепление эмоционального ресурса .

Этот шаг реализуется педагогом-психологом через различные мероприятия, позволяющие актуализировать образы “Я”, переориентировать их, развить самоинтерес, идентифицироваться с положительными образами, сформировать адекватную самооценку.

• В первую очередь организация клубов или студий (открытая форма), в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр или что-то еще) работает в тематически ориентированном формате, и его цель — позитивизация “Я”. Каждая встреча посвящена какой-то теме (темы могут предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: “Имя”, “Прошлое, настоящее, будущее”, “Достижения”, “Мечты и желания”.

• Большие психологические игры. Например, “Кто есть кто в Камелоте?”.

• Поиск и подготовка медиаторов из детей и взрослых, помогающих и поддерживающих позитивный образ “Я” в урочное и внеурочное время.

Это все — укрепление личностного ресурса.

И только при прохождении ребенком (подростком) первых двух шагов, при наличии эмоционального и личностного ресурса возможен третий шагпереориентация поведения .

Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в СОП. Комплекс направлений коррекционно-развивающей работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:

• обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом всей негативной ситуации приемлемым способом;

• обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;

• обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие деструктивных элементов в поведении;

• снижение уровня личностной тревожности;

• формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

Ведущим видом деятельности для подростков является общение, однако у подростков в СОП навык конструктивного общения чаще всего утрачен. Сформировать навыки и умения конструктивного общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.

Необходимо проводить также тренинги социальных навыков. которые могут быть направлены:

— на формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;

— формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

Параллельно социальный педагог, педагог-психолог заняты поиском внешнего ресурса — сверстника, взрослого, который является референтным, значимым лицом для ребенка в СОП и может оказать эмоциональную, дружескую поддержку.

Наталья САКОВИЧ,
ведущий психолог
отдела прикладной педагогической психологии
ГУО “Академия последипломного образования”,
г. Минск, Республика Беларусь
sakovich@academy.edu.by