Руководства, Инструкции, Бланки

Knights Of The Old Republic Официальное Руководство Prima По Стратегии img-1

Knights Of The Old Republic Официальное Руководство Prima По Стратегии

Категория: Руководства

Описание

Обзор Star Wars: Knights of the Old Republic на

Star Wars: Knights of the Old Republic

Когда речь заходит об играх, созданных по мотивам (или на основе) известных фильмов, лично мне на ум сразу же приходит вселенная Star Wars. Огромное количество игровых проектов почти любого жанра – от шутера до пошаговой стратегии – настоящий рай для поклонников творчества господина Лукаса. Выход же этой РПГ, состоявшийся в 2003 году, вновь показал всем несостоявшимся конкурентам Bioware, кто в доме хозяин. Потому что круты неимоверно.

Star Wars: Knights of the Old Republic

Как закалялась сталь


По Star Wars вышло великое множество книг разной степени паршивости, оценки которым, на мой взгляд, можно уместить где-то между «можно полистать в метро» и «фу, какой отстой». К последнему, в частности, можно отнести повесть, в которой Люк Скайуокер прогуливается в открытом космосе без каких-либо намеков на скафандр. Было такое дело, было. Если бы KotOR были книгой, то почти наверняка стали бы лучшим представителем жанра «книга по SW». Доселе достаточно нелепые моменты, которые сочиняют авторы средней руки для резиновой вселенной Джорджа Лукаса, в антураже Knights of the Old Republic выглядят очень интригующе и вполне естественно. Одно дело читать про таинственную расу инопланетян «из-за границ галактики» и совсем другое – слушать, как тебе о них рассказывает один из твоих партийцев. Он прямо не говорит, кто это, – почем ему знать, но факт остается фактом – сценаристы серьезно поработали с многочисленными «первоисточниками».

События KotOR происходят за четыре тысячи лет до того момента, как торговая федерация высадила дроидов на Набу. Республика пока еще живет и не собирается загибаться, но и ситхи весьма многочисленны и сдаваться пока не торопятся. Десятки лет назад разразилась война между Республикой и мандалорианами – воинственной расой (что примечательно – человеческой), которая славилась своей кровожадностью и готовностью к битве в любое время суток. Республика теряла одну систему за другой до тех пор, пока два джедая – Реван и Малак – не объявили, что так дальше жить нельзя, и, взяв с собой других несогласных с официальной позицией не в меру бесхребетного Совета Джедаев, не отправились громить интервентов на всех фронтах. Это все хорошо, но мы-то с вами умные, смотрели две трилогии Лукаса и в курсе, что бывает, если не слушаться старших. Разгромив мандалориан, джедай углубились в неизведанную часть галактики, откуда вскоре вернулись с огромным флотом и титулами «дарт». Что они там обнаружили и с чего вдруг свернули на неправедный путь темного джедайства и стали ситхами (впрочем, в отдельных книгах авторы пытаются размежевать понятия «ситх» (владеющий силой, а не ситх в общем смысле) и «темный джедай», но лично мне разница не вполне очевидна) – тайна за семью печатями.

Вполне логично, что, увидев, «какая тут каша варись» (© Джа-Джа), Республика и джедаи начинают громить свежеиспеченных темных властелинов, которые, как выяснилось, не даром разбили мандалориан. Тогда предпринимается попытка уничтожить лидера злодеев – дарта Ревана. Она заканчивается весьма успешно (без предательства Малака тут не обошлось), но теперь главной целью ситхов стала джедай Бастила, которая обладает уникальным даром боевой медитации, которая раз за разом спасала Республику в кровопролитных боях с неиссякаемыми силами противника. Решив стереть с карты галактики пятнышко силы под названием «Бастила», Малак атакует корабль «Эндар Спайр», части экипажа которого удается эвакуироваться и высадиться на близлежащей планете – Тарисе. Одним из этих счастливчиков оказывается главный герой игры.

D&D Star Wars Edition


В первый раз, когда я играл в KotOR, мне почему-то даже в голову не пришло, что они, по большому счету, суть развитие идей Neverwinter Nights (которая, по моему личному мнению, далека от звания «хорошей РПГ», ну да ладно). Ролевая система является до жути изуродованной D&D третьей редакции, в которой, само собой, все классы и умения были переименованы в соответствии с нуждами далекой-далекой галактики. Вместо взлома замков – вскрытие систем безопасности, вместо заклинаний жреца – «силы» джедая. Оглашать все возможные варианты не стану, ибо долго, но вот на классах можно было бы остановиться подробнее.

Изначально мы создаем персонажа одного из трех стандартных классов – солдата, разведчика и вора. Первый, само собой, плохо обращается с отмычками, является неуверенным пользователем ПК и вообще ни на что не годен, кроме как на интенсивное избиение врагов всеми возможными средствами. Разведчик – ослабленный вариант солдата, который не может носить излишне крутую броню, зато имеет большее число очков навыков на каждом уровне и развивается гораздо более динамично. Главное - пустить перед таким кого покрепче, а уж разведчик за его широкой спиной не пропадет. Вор же не пропадет за широкой спиной врага – в этом и состоит его главное предназначение: подобраться в режиме невидимости (шикарный режим – в первый раз, помнится, долго соображал, куда же делся мой «невидимый» персонаж…), пульнуть в темечко и бежать побыстрее и подальше от места схватки. На этом его боевые заслуги заканчиваются и начинаются заслуги небоевые – треп и… собственно, все. Толкового бойца из вора не вырастить («вор» - это я его условно так обозвал, всё равно воровать в игре нечего и не у кого), хакер тоже не получится. Зато если вам хочется почаще валяться в коме и получать максимум очков опыта из диалогов – берите именно его, смертники.

Но рано или поздно речь зайдет о полноценном джедайстве, и тогда можно будет забыть о скорострельных карабинах и наглых ударах в спину. Не наш метод. Джедай-консул – слабак из слабаков, место которому – за спинами ребят покрепче. Оттуда он корчит рожи, насмехается над врагами и пытается применить на них различные джедайские «силы» (которых не то чтобы и много). Что особенно «приятно», на отдельных товарищей (читай – самых опасных) эти силы вообще не действуют, так что пользы от консула в боях с такими ребятами – как от лыж летом. Джедай-страж – золотая середина, которая, на мой взгляд, получилась ну уж слишком средненькой. Слабенько бьет, фиговенько колдует – если джедай-консул должен прятаться за спиной крепкого солдата, то джедай-страж, по такой логике, встает между консулом и солдатом и пытается из-под мышки последнего ткнуть во врага лазерным мечом. Самый крутой боевой класс – джедай-хранитель: с этим парнем чувствуешь себя, как за каменной стеной. В крайнем случае, может колдануть что-нибудь полезное и в буквальном смысле напрыгнуть на врага, махая парой лазерных мечей. Преимущество хранителя перед классическим D&D-шным воином очевидно: перед боем он может самостоятельно наложить на себя что-нибудь защитное, подлечиться (магическим способом) и самостоятельно порвать врага на лоскуты. После прохождения игры хранителем встает вопрос – как в *это* можно играть более слабым в физическом плане персонажем? Ответ прост – молча, изящнее, но сложнее.


Игровой процесс прост и незамысловат: путешествуя по планетам, мы посещаем немногочисленные города, беседуем с NPC, зачищаем пещеры, пустыни, леса и поля, постепенно набираясь опыта, кристаллов для своего лазерного меча и прочих полезных вещей. Неким подобием базы в игре служит звездолет Ebon Hawk – тут располагаются «неактивные» в данный момент члены команды, на нем же мы путешествуем по галактике. Свежий ход с «собственным» кораблем, видимо, так понравился Bioware, что она, кажется, решила применять его чуть ли не в каждой игре. Ну, не суть.

Нелегкая занесет нас на целый ряд планет, о которых мы до этого или знали многое (спасибо Лукасу), или знали, но лишь в общих чертах (спасибо книгам по SW), или не знали вообще ничего. Таинственный Коррибан, буквально пропитанный темной силой, – не самое лучшее место для пикников, впрочем, нам удастся внедриться в местную академию ситхов; жаль, что кое-кто из джедаев не сможет участвовать в боевых действиях на этой планете… Классический Татуин красив и лаконичен, как и полагается планете, полностью состоящей из бесконечных песков. «Злые» корпорации, свободолюбивый песчаный народ, нелепые джавы и робот-убийца в качестве приятного бонуса прилагаются. Странноватый Манаан, темный Кашиик, где так много диких вуки и тусуется весьма придурковатый джедай, и скучный в своей правильности Дантуин – каждая из этих планет приготовила для игрока свой уникальный набор квестов – как сюжетных, так и побочных.

В чем нельзя упрекнуть разработчиков игры, так это в нежелании разнообразить игровой процесс. Самокопирования в рамках KotOR объявлены вне закона (отдельные моменты можно списать на требования великолепного сюжета…), а в плане органичности сосуществования игрока (и его команды) с игровым миром KotOR приблизился к сериалу BG, где отдельные события происходили только при наличии в отряде определенных NPC. При гораздо более скромных размерах (что-то вроде трех десятков часов на прохождение – это ничто в сравнении с BG) KotOR обладает чуть ли не рекордной плотностью «скрытых» сюжетных линий на единицу игрового времени. У каждого члена отряда по традиции имеется большое количество секретов и тайных переживаний. До секса дело не дойдет (это же Лукас, товарищи!), но задушевные беседы – гарантированы.

Кроме наемника – мандалорианина, – чьи рассказы о боевых походах можно слушать беспрерывно, в мой личный хит-парад лучших NPC затесался НК-47 – непонятно, что означает эта маркировка, но сам НК уверяет, что он может многое. В том числе – великолепно убивать людей. Только «Тссс! Никому не говорите об этом». Суждения НК об отдельных персонажах игры и их поступках достойны того, чтобы разойтись огромным тиражом по различным игровым цитатникам. Ну в какой другой игре вы обнаружите робота с мировоззрением что-то вроде Chaotic Evil? Вообще-то в игре существует своя собственная шкала мировоззрения, где есть добро и зло, а все, что кроме, не существует вовсе. От ваших взглядов на жизнь зависит благосостояние партии (добрый герой раздает кредиты направо и налево, а злой не только не раздает, так еще и сам все отнимет) и количество очков опыта. Причем еще неизвестно, за что вы получите очков больше – за мирный договор с песчаными людьми или за факт их тотального истребления.

Из маленьких шедевров побочных заданий можно вспомнить задание-проверку навыков следователя у игрока. Кто кого убил, хотел убить, стрелял, но не убил или ранил, но не хотел стрелять – большой вопрос. Save/Load, конечно, велики без вариантов, но попытайтесь для начала сами разобраться в сложившейся ситуации. Вообще, в 2003 году сама игра выглядела (на мой взгляд) крайне необычно, я бы сказал – не по канонам, а потому задания, в которых надо подкармливать бант, воспринимаются как должное. Среди всего прочего встречаются задания на сообразительность, логику и парочка мини-игр на реакцию (гонки на местных болидах и стрельба из крупного калибра по истребителям врага… карточную игру пазаак в расчет не беру – нет ни одного критичного для сюжета задания, связанного с ней). Эти вещи приятно разнообразили игровой процесс и не дали игре скатиться в… ну, скажем так, в Mass Effect.


В 2003 году я испытывал настоящие муки ада, вызванные жутчайшими багами, как выяснилось, звука. Игра дико тормозила в определенных локациях, что лечилось принудительным отключением звука в лаунчере. Теперь, спустя годы, впечатление от игры не только не ослабилось, но многократно увеличилось. Потрясающая (по тем временам) и достаточно милая (по временам сегодняшним…) графика радует глаз – KotOR, гости с Xbox, конечно, не блещут технологичностью, но глаз всенепременно радуют, причем им даже не важно, чем радовать: бесконечными пустынями, подводными глубинами или дремучими лесами – все едино – потрясающе. Сюда же «сваливаем» и музыку – величественные композиции, достойное воплощение того, что мы слышали в фильмах, теперь - в игре «по мотивам».

Есть ли у игры недостатки? Есть, и очень много. Во-первых, после ее завершения хочется добавки, но сейчас, спустя пять лет, понятно, что ее не будет. Вторую часть разрабатывали в Obsidian (почему я не люблю эту контору? Поиграйте в KotOR2 – сами все поймете), а третьей (и уж тем более из-под пера канадцев из Bioware) нам и вовсе не дождаться – готовьтесь к онлайн-игре по KotOR. Во-вторых, игру до сих пор не локализовали. Почему – великая тайна, но вот так вот сложилось. Лично для меня Knights of the Old Republic – образец интересной, нетривиальной, вдумчивой современной РПГ. Тут есть всё, что нужно настоящему ролевику: отличные диалоги, необъятный игровой мир с гигантским количеством информации буквально обо всем, уйма NPC, тонны оборудования (с возможностью апгрейда в домашних условиях на специальных монтажных столиках), изящная ролевая система и т.д. и т.п. Я даже скажу больше. На мой взгляд, Knights of the Old Republic – последняя великая РПГ от создателей Baldur’s Gate. Согласитесь, Jade Empire и Mass Effect – совсем не *то*. Со временем эту игру наверняка причислят к классике ролевого жанра наравне с Fallout и всё тем же BG. Хотя лично я так уже…

P.S.
Дожили. вот и KotOR состарились. А ведь время, когда я считал дни до выхода игры, кажется, было совсем недавно. Об особенностях Knights of the Old Republic можно рассказывать очень долго. Но не лучше ли один раз увидеть все это великолепие собственными глазами.

Видео

Другие статьи

Star Wars: Knights of the Old Republic - рецензия и обзор на игру на

Обзор игры Star Wars: Knights of the Old Republic

Вселенная Star Wars гораздо старше, чем думают те, кто знаком с ней лишь по лукасовским нетленкам. Стараниями Lucasfilm и авторов многочисленных книг, сериалов, комиксов и игр рамки кинотрилогии были раздвинуты аж на 250 столетий и нынче охватывают все — от изобретения первого гиперпространственного двигателя до приключений внучатых племянников Люка С. Жизнь течет размеренно и ровно, изредка прерываемая вторжениями очередного тирана-неудачника из Внешних Пределов в пространство Республики. Здесь не слышали о техническом прогрессе, но запчасти для роботов продаются в каждой овощной лавке, а вражда добрых джедаев и подлых ситхов и вовсе кажется вечной.

Pentium III/Athlon 1 ГГц

3D-ускоритель с 32 Мб памяти

3.7 Гб на винчестере

Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц

3D-ускоритель со 128 Мб памяти

4 Гб на винчестере

Минус 4000 лет до Джа-Джа Бинкса и дружной семейки Скайуокеров. Толпы разношерстных инопланетян, характерное «вжжж» световых мечей и культовый негодяй в черном плаще прилагаются. Перед вами — отчет о знакомстве с первой в мире CRPG из далекой-далекой галактики.

Новая надежда

Адаптация всякого более-менее известного сеттинга сродни игре на чужом поле. Лишь наиболее талантливым под силу обойти искусно разложенные грабли всевозможных нюансов, выдержать натиск орды полубезумных фанатов, продемонстрировать «высокий штиль» и выдать в конечном итоге вещь, которая могла бы стать популярной даже без заветной приставки в названии. К этой немногочисленной когорте разработчиков относится компания BioWare, поистине виртуозно работающая с чужим материалом. Сплетая воедино атмосферу оригинала с новым сюжетом и персонажами, ее дизайнеры не опускаются до уровня «литературных негров» и всеми средствами избегают чрезмерной «отсебятины». Поистине редкое качество.

Все эти дифирамбы можно произнести и в адрес Knights of the Old Republic. Трудно было найти лучшую команду для превращения настольной RPG «по мотивам» Star Wars в RPG компьютерную. Каждый пиксель, каждый звук яркого шоу, что разворачивается на наших глазах, пропитаны магией, четверть века назад пленившей первых зрителей «Эпизода IV». Стилистика выдержана безупречно. Не имеет значения, что мы видим — закованную в металл планету-метрополию Тарис, бескрайнее море дюн Татуина или негостеприимные каньоны мертвого Коррибана, — ощущение пребывания внутри «Звездных войн» не исчезает ни на секунду.

Взяв за основу чужие мысли, BioWare добавила в KotOR немало своих идей, да так ловко, что лишь прожженные фанаты смогут уловить разницу. Дикого вида гуманоиды, роботы и животные, бесцельно гуляющие туда-сюда по улицам городов, кажутся старыми знакомыми — столь искусно поработали художники над обликом и повадками персонажей. Дизайн кораблей и оружия, причудливая речь алиенов, симфонические оркестровки Джереми Соула. инкрустированные бессмертной музыкой Уильямса. обязательное напутствие «May the Force be with you» — из тонны таких вот «кирпичиков» складывается единая картина мира. Он не похож на вымученные поделки от владельцев «толстых» лицензий, и уже за это бригаде канадских докторов полагаются высокие почести.

Им же достанется и почетная медаль за один из самых зрелищных проектов уходящего года. Odyssey Engine, выросший на костях Aurora, заставляет скрипеть от натуги клавишу «PrtScn». «Заскриншотить» хочется решительно все. Пыльную дымку на улицах татуинского поселения Анкорхед. Блики на изумительно красивой броне, втридорога купленной у хозяина «бонусной» станции, что болтается вокруг Явина. Рыбьи морды обитателей водного мира Манаан, сверкающие под лучами местного солнца. Лица наших собеседников, пусть похожие друг на друга, как Боба Фетт — на армию клонов, но сделанные с великим тщанием. Битвы с участием двух и более джедаев автоматически отправляются в галерею любимых картинок; пока добро расшвыривает врагов в разные стороны струями горячего воздуха, зло демонстрирует впечатляющий набор голливудских спецэффектов. Негодяй картинно вытягивает руки а-ля Император из шестого «Эпизода», и весь отряд дружно трясется под высоковольтным разрядом. Другой «читает» Force Drain, и от жертвы к реципиенту вытягивается кроваво-красная полоса, символизирующая жизненные силы. Стоит кому-нибудь вынуть из-за пазухи световой меч, как начинается форменная свистопляска ослепительных вспышек, фонтанов искр и каскадерских трюков, благодарить за которые следует Neverwinter Nights . Не пожалейте трафика, зайдите в галерею и полюбуйтесь.

Dungeons & Jedis

«Допустим, мир прекрасен, — спросит не по годам пытливый падаван, — но есть ли буквы „R“ и „P“? Можно ли играть, не подставляя под клавиатуру специальный тазик?»

О да, ибо KotOR. даже с учетом нелепых реверансов в сторону Xbox-аудитории, высоко держит знамя продукции BioWare. Обросшая необычными классами (scout, scoundrel, soldier), имплантами, заменившими бижутерию, джедайскими «перками» и Force-«заклинаниями», ролевая система Knights of the Old Republic в глубине души остается родной сестрой D&D 3rd Edition. Концепция мировоззрения упрощена до термометра «Light Side — Dark Side», чутко реагирующего на все мало-мальски важные действия и высказывания нашего аватара. До боли знакомые атрибуты, идентичные правила ведения боя, StrDexConIntWisCha, далее везде. d20 System, принадлежащая Wizards of the Coast, снова на коне. Подробности читайте в нашем превью.

Есть здесь и свои престиж-классы: Jedi Consular, Jedi Guardian и Jedi Sentinel. Смена «профессии» строго регламентирована сюжетом и происходит по завершении обучения в Академии на Дантуине. После бегства с Тариса именно эта планета должна стать вашим первым пунктом назначения. Чем быстрее вы встанете на стезю познания Силы, тем больше способностей успеете освоить до наступления неминуемого «level cap». Высота планки стандартная — 20 уровень. Не отстает от ГОСТ и шкала набора «экспы». Все девять наших спутников получают опыт синхронно и в полном объеме, независимо от того, гуляют ли они в составе свиты протагониста или же прохлаждаются на корабле. Настораживает лишь подозрительно быстрая скорость «прокачки», свою лепту в которую вносят «высококалорийные» монстры, возрождающиеся в наиболее популярных местах. Впрочем, тех, кто предпочитает игнорировать побочные задания и удирать от врагов, данная проблема не побеспокоит — им баланс KotOR покажется идеальным.

Увы, этим гражданам неведомо, как много они теряют, отказываясь выполнять субквесты. Мини-адвенчуры гораздо увлекательнее основного сюжета и почти всегда ставят нас перед очередной морально-этической дилеммой. Совершить FedEx-променад во благо несправедливо «заказанной» мадам или прикончить беднягу на месте и получить вознаграждение? Стоит ли помогать таинственному ордену киллеров, члены которого поддерживают стабильность в демократической Республике посредством жестоких и подлых убийств? Чья сторона вам ближе: трансгалактических капиталистов из «Czerka Corp», поработивших предков мохнатого Чуи в целях наживы, или бывшего вождя вуки, считающего всех без исключения «пришельцев» злыми «оппрессорами»? Фантастическая версия «Ромео и Джульетты», детективное расследование бытового преступления, борьба с очередной «чумой века», гладиаторские бои и даже визит в своеобразную мини-«Матрицу» — вот лишь малая часть аппетитного блюда, приготовленного лучшими «поварами» BioWare. Некоторые из поручений настолько хороши, что заслуживают повторного прохождения ради просмотра второго варианта концовки.

К слову, «добрякам» придется несоизмеримо труднее, нежели приверженцам идей ситхов. Во-первых, «правильный» путь решения проблемы в 99% случаев требует: развитого умения «Persuade»; запаса терпения, необходимого во время частых пробежек по десяткам локаций; толстого кошелька, поскольку настоящие альтруисты не берут мзду за помощь, и сообразительности. У темных джедаев все проще: р-р-раз, и голова с плеч. Во-вторых, баллы за хорошие поступки игра выдает с гораздо меньшей охотой, чем штрафы — за злодеяния, так как именно от положения стрелки «термометра» зависит стоимость заклинаний обеих ветвей Силы. Да и, уж чего греха таить, наступательные «спеллы» темной стороны на порядок эффективнее всех прочих. Неудивительно, что Люк Скайуокер аж два эпизода подряд мучался внутренним кризисом!

«Shall I blast him now?»

Еще больший интерес вызывают наши соратники, составляющие, пожалуй, лучшую RPG-партию со времен Baldur's Gate 2 и Planescape: Torment . На сей раз канадские сценаристы переплюнули всех, включая самих себя, великолепно потрудившись над характерами и диалогами действующих лиц (за исключением робота Т3-М4; подобно R2-D2, маленький дроид ограничивается невыразительным «пиликаньем», но зато делает отличные электронные отмычки, необходимые для взлома местных компьютеров). Это не просто куклы, обученные нападать на врагов и подчиняться нашим командам, а яркие индивидуумы, каждый со своими мыслями, привычками, тайнами и предубеждениями. Их реплики не похожи на заунывный трындеж, а безукоризненно подобранные голоса наполнены всамделишными чувствами; они делятся с нами страхами и переживаниями, спорят между собой и выдают сочные комментарии во время диалогов с NPC. Их слова и поступки вызывают целую гамму эмоций, среди которой нет лишь одной — равнодушия.

Вечно печальная забрачка Джунани, язвительный «дедушка» Биндо, острая на язычок сиротка Mission Vao — у любого из наших последователей висит в шкафу огромный скелет. Бастила Шан, образцовая «Мисс джедай года» поглощена ненавистью к матери, а ее поступками движет нечто большее, чем просто желание лучше узнать смысл странных снов нашего протеже. Хладнокровный мандалорианский наемник Кандерос, привыкший истреблять целые миры, сталкивается с призраками из давно забытого прошлого и впервые в жизни начинает сомневаться в правильности своих действий. Кровожадный андроид HK-47, наделенный, помимо таланта переводчика, неутолимой тягой к истреблению органических форм жизни, выдает уморительно циничные фразы, достойные Бендера из «Футурамы». «Хозяин, хозяин, предводитель Песчаного народа говорит, что не желает с вами сотрудничать. Можно я с ним разберусь?» Попробуйте раскрыть тайну его стертой памяти, и вы получите в награду щедрую дозу здорового гомерического хохота. И не вздумайте пропустить встречу солдата-республиканца Карта с его бывшим наставником — какая драма, какой накал страстей, потрясающая игра актеров!

А «осликов» для поклажи оставьте в Dungeon Siege .

Во власти зеленого шарика

Помните, главой выше мы упомянули некие проконсольные реверансы? Даже маститая BioWare не удержалась от соблазна пофлиртовать с владельцами Xbox, причем в весьма извращенной форме. Пальцы уже привыкли к чечеточному ритму бездумных платформеров, в голове проносятся эскадрильи «тай-файтеров», а перед глазами стоят воспоминания об ужасах Star Wars: Racer Revenge (пожалуйста, не стесняйтесь отправлять в отдел маркетинга LucasArts свои мнения об этом названии) — ну разве можно было оставить несчастных без «акшена»?

Так что получите, распишитесь и не возмущайтесь. Аркады убогие, 2 штуки. Первая — чистой воды драг-рейсинг а-ля Need for Speed Underground . Даже «блюрит» на высокой скорости точно так же, даром что вместо машин — антигравитационные драндулеты. Задача — побить три рекорда. Приз — неплохие деньги и возможность выполнить окологоночный субквест. Препятствия: кочки, камни, буйки, необходимость каждый раз вносить в кассу $100, отсутствие кнопки «Retry» и прочих опций во время заезда, непроматываемые скриптовые сценки плюс обязательный обмен репликами после проигрыша (к началу третьего тура на Манаане они раскаленным тавром отпечатаются в вашей памяти). С учетом всего вышеперечисленного победить сложно, однако эту часть игры можно в случае чего игнорировать.

С другой аркадой такой фокус не пройдет. Уничтожьте, пожалуйста, 10 вражеских истребителей, летающих по заранее просчитанным траекториям вокруг «Эбенового ястреба», с помощью ультрамедлительной пушки, от одного вида которой Хан Соло умер бы со смеху. Цели едва заметны, а о нормальном прицеле в футуристической вселенной никто не слышал. Проигрывать не советуем, ибо неудача — еще один повод полюбоваться главным меню. «Retry», разумеется, снова не прикрутили, поэтому для ролевиков, предпочитающих ум рефлексам, первое знакомство с пришибленной мини-игрой во время бегства с Тариса обернется загрузкой последнего «сейва». А от момента посадки на корабль и до пострелушек нас отделяют почти две минуты обязательных для просмотра роликов (и, возможно, битва с парочкой «боссов»). Захотелось добавки? Сколько угодно: назойливая «забава» встревает всякий раз, когда герои повторно отправляются на какую-либо планету. Иными словами, часто.

Шаг вперед, два шага назад

Смешанное впечатление оставляет интерфейс, ни дать ни взять — воплощение борьбы тьмы со светом. Дизайнеры не поленились приспособить его под связку «WASD+мышь», что, учитывая подноготную игры, хорошо уже само по себе. Для героя и его текущих спутников есть личный «стек команд», позволяющий программировать несколько действий вперед. «Пробел» вновь работает «паузой», часто используемые бонусы вроде аптечек и энергощитов закреплены за «горячими» клавишами. Круглые сутки доступен «quicksave», автокарта снабжена пометками, а от лишней беготни по заведомо безопасным локациям спасает комбинация «Return to Ebon Hawk/Transit Back» и опция моментальной смены состава партии.

А дальше начинаются ужасы плохой эргономики, и невозможность развернуть камеру под любым углом — лишь верхушка айсберга. Оцените-ка лучше это: все служебные экраны, будь то инвентарь, меню экипировки или блокнот для квестов, жестко зафиксированы в 640х480 и никак не реагируют на увеличение разрешения. При этом они, разумеется, полностью перекрывают основное игровое окно, что вызывает дополнительные трудности во время купли-продажи. К финалу ковыряние в раздувшемся списке вещей превращается в тест на внимательность: элементы слишком крупные, предметов — тонна, значки слишком похожи друг на друга. На простейший поиск нужного КПК с важными хинтами может уйти добрый десяток секунд даже с использованием системы фильтров. По сравнению с Neverwinter Nights эта часть KotOR смахивает на лоботомированного уродца в компании брата-вундеркинда.

Есть претензии и к сторилайну. «Туториал», замаскированный под пролог, поистине кошмарен. Топорные фразы и неловкие попытки скормить нам больше сведений, чем требуется, могут запросто угробить первое впечатление от игры. Терпите, друзья, пытка длится недолго. Правда, осадок все равно остается. Вот фрагмент вступительного диалога с одним из членов экипажа корабля:

— Эй, вставай, на нас напали!
— А ты кто?
— Я? Ну, блин, мы же с тобой вахту несем, только в разные смены. Видимо, поэтому мы до сих пор ни разу не пересекались.
1
— Гм, понял. А я кто?
(Далее следует пятиминутное изложение краткой биографии протагониста; в соседних помещениях тем временем идут нешуточные сражения с абордажным отрядом ситхов).

Чуть позже, когда на сцене появится главная кукла для битья — гнусный редиска Дарт Малак, прибравший к рукам древний артефакт «Star Forge», — полотно событий примет нормальный вид. Смущают лишь легкость, с которой на протяжении игры герои переубеждают своих врагов из противоположного лагеря, да многочисленные пересечения с предыдущими работами BioWare. Проницательные ветераны BG и NWN предугадают «неожиданные» сюрпризы гораздо раньше остальных (возможно, еще в первой четверти действа) и получат законное право возмутиться обилием штампов и самоповторов, по вполне понятным причинам не обнаруженных Xbox-аудиторией. Жаль, что авторы избрали путь наименьшего сопротивления и в очередной раз построили интригу вокруг до смерти избитого слова на букву «А».

Впрочем, даже такие конфузы не в силах затмить все достоинства Knights of the Old Republic. Атмосфера культовой вселенной имени Лукаса. проверенная годами ролевая система, интересные персонажи и захватывающие баталии c легкостью поглотят как минимум 40 часов вашего времени. May the Force be with you, BioWare!

1 Корабль, о котором идет речь, не тянет даже на средних размеров крейсер.