Руководства, Инструкции, Бланки

Дневник Внеклассного Чтения Для 1 Класса Образец Оформления img-1

Дневник Внеклассного Чтения Для 1 Класса Образец Оформления

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Формы руководства самостоятельным детским чтением

Формы руководства самостоятельным детским чтением

1. Основная форма – урок внеклассного чтения.

2. Пропаганда книг (списки рекомендуемой литературы, выставка книг-новинок или книг на определенные темы, отзывы о книгах в стенгазете, пропаганда книг библиотекарем и т.д.).

3. Индивидуальная помощь и повседневный контроль: беседы с учащимися о книгах, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, знакомство с домашней библиотекой учащихся, просмотр записей о прочитанных книгах и т.д.

4. Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, рукописный журнал, встречи с писателями и учителями литературы старших классов, литературные экскурсии.

5. Запись в библиотеку.

6. Учет прочитанного:

а) просмотр читательских формуляров;

б) читательские дневники: начальный этап: Ф.И. автора, название книги; основной этап: Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании.

в) запись о книгах на карточках;г) устные формы (индивидуальные беседы).
Виды работы на уроках внеклассного чтения

Основными являются 3 формы работы:

2. рецензирование (устные и письменные отзывы о прочитанных книгах);

3. уроки пропаганды книги (следует использовать нечасто).

Во внеклассное время:

1. организация классной библиотеки, составление списка-каталога, картотеки;

2. составление учителем списка книг для внеклассного чтения;

3. устройство выставки книг-новинок или книг на определенную тему;

4. читательские конференции;

5. беглые беседы учителя с учащимися о прочитанных книгах в перемену или после уроков:

o рассказать, о чем читал;

o пересказать эпизод;

o ответить на вопросы по содержанию;

6. организация различных литературных игр (литературные загадки, викторины, игры в рифмы и т.д.);

7. детские литературные утренники;

8. коллективное чтение книг во внеурочное время.

2. Основные виды учебных материалов на подготовительном этапе обучения чтению:

Основной учебный материал для обучения младших школьников чтению – это детские книги со сказками, загадками, рассказами, так как цель обучения чтению – умение видеть за книгой собеседника, выбирать себе собеседника и самостоятельно беседовать с ним, слушая, запоминая, представляя, воображая и оценивая как его, так и свои собственные возможности и особенности.

Эти книги должны отбираться к урокам чтения в строгом соответствии со следующими требованиями :

1. Разнообразие занятий по тематике, жанру, эмоциональной направленности.

2. Объем книги от 8 страниц книг большого формата.

3. Это может быть книга, содержащая одно произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник), реже – сборник произведений ряда авторов (тематический сборник), но при условии, что фамилии авторов даны под произведениями, а не на обложке, или сборник народных сказок.

4. Оформление обложки типовое, т.е. основные надписи (фамилия автора и заглавие книги) расположены на привычных местах, выполнены легко читаемым шрифтом; смысл заглавия соответствует содержанию иллюстрации на обложке.

5. Произведения для чтения вслух – художественные, доступные первоклассникам по содержанию; объем текста – одна-две печатные страницы.

Первоклассники осваивают на подготовительном этапе :

1. Правила самостоятельной читательской деятельности: восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя. Ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения учителем вслух. Освоение закономерностей: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор. Узнавание прочитанных на уроке книг не менее, чем по двум из этих показателей.

2. Виды библиотечно-библиографической помощи: книжная выставка. Рекомендательный плакат.

3. Основные понятия, которые должны быть усвоены в ходе практической деятельности с книгой, без объяснения. рисунок, (иллюстрация), переплет, обложка, надписи, страницы, заглавие, фамилия автора.

4. Понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник, темы чтения, книжная выставка.

3 Основные структуры уроков обучения чтению на подготовительном этапе.

На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые» произведения; ввести детей в доступный круг чтения.

Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).

Ведущая учебная задача этого периода - показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация ).

На подготовительном этапе занятие начинается с беседы. которая помогает настроить детей на восприятие произведения, затем произведение читается вслух учителем. после чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного. фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу. в которой оно помещено.

Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и внутри книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги. а это приводит их к выводу; о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям .

Прочитанная и рассмотренная книга ставится в «Уголок чтения». Дети еще не умеют читать, поэтому домашнего задания по чтению книг они не получают. Занятие заканчивается рекомендацией учителя просмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия.

На этом этапе обучения учитель впервые учит ребенка ориентироваться в книге. поэтому учебный материал для занятий не может быть отобран произвольно:

- используется детская художественная книга объемом 8-16 страниц в «типовом оформлении», т.е. на первой странице обложки: фамилия автора предшествует заглавию; иллюстрация соответствует заглавию; шрифт - тот, которому учим на уроке обучения грамоте;

- для чтения вслух рекомендуется отбирать короткие стихи, загадки, сказки, рассказы.

- учитель отбирает учебный материал, готовит детей к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; демонстрирует образец рассматривания книги, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время.

- ученики должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, запомнить нужные действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время.

Как известно, результаты обучения зависят от того, насколько учителю удалось обеспечить и соблюсти одновременность и органическое единство трех аспектов подготовки читателей: а) продвижения в приобретении навыка правильного, беглого, выразительного и сознательного раскодирования текста; б) продвижение в обдумывании произведения – до чтения, в процессе чтения и после чтения – для полноценного осмысления и воссоздания содержания прочитанного, в) продвижения в формировании интереса к чтению как личностно значимой деятельности общения с собеседником-книгой по собственному выбору.

Такая целостность подготовки читателей достигается в период обучения грамоте при реализации учителем двух типовых структур уроков обучения чтению :

1. Структура первая – комбинированная. Урок комбинированной структуры состоит из двух частей. Первая часть урока – это аналитико-синтетическая работа детей со звуками, буквами, слогами и словами, т.е. отработка техники и навыка чтения на букварном материале. минимальное время работы – 10-15 минут.

Вторая часть урока – это занятие внеклассным чтением. Минимальное время работы – 18-23 минуты. Эта часть урока складывается из пяти компонентов:
1) предшествующая чтению вслух краткая подготовка детей к восприятию учебного материала.(2-3 минуты)

2) выразительное чтение (и перечитывание) учителем избранного художественного произведения (3-7 минут);

3) коллективное воссоздание прослушанного, размышления о прослушанном (4-6 минут)

4) рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью его отыскания по внешним признакам: иллюстрации, надписи на обложке (3-4 мин)

5) рекомендации к возможной самостоятельной деятельности учащихся (1 мин).

2. Вторая основная структура урока чтения в период обучения детей грамоте, или «урок по букварю», призвана отрабатывать все читательские умения, доступные им в момент проведения занятия.

Эта структура реализуется ежедневно (кроме описанного выше комбинированного урока) и состоит из 5 компонентов:

1). Чтение детьми гласных и работа со слоговой таблицей.

2). Работа по выделению из слов согласных звуков для изучения и обозначения их буквами.

3). Чтение слогов с выделенной согласной и изученными гласными, дополнение слогов до слов. Подбор слов с изученными согласными.

4). Работа со страницей или разворотом Букваря

5). Проверка усвоения изученного материала путем отыскания его на странице учебной книги.

Другие статьи

Шаблон-анализатор - Проверка техники чтения в 1 классе - (автоматический анализ техники чтения класса) - Техника чтения

Шаблон-анализатор "Проверка техники чтения в 1 классе" (автоматический анализ техники чтения класса)

Участие в конкурсе может принять любой желающий в возрасте от 6 до 18 лет, ограничений по стране проживания нет. Конкурс бесплатный, оргвзнос отсутствует. Желающие могут заказать сертификаты участников конкурса в бумажном и электронном виде. Прием работ с 15 декабря 2015 г. по 16 февраля 2017 г. (предварительные сроки).

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению.

Прием «выглядит как, звучит как» известен довольно узкому кругу специалистов. А жаль, ведь он прост, доступен и может принести немалую пользу. Попробуем выяснить, что как использовать прием на занятиях с детьми и взрослыми.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Дневник внеклассного чтения для 1 класса образец

Дневник внеклассного чтения для 1 класса образец

http www. W3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional. Dtd дневник внеклассного чтения для 1 класса образец в 2014 году - tomnud?

Список литературы для внеклассного чтения на лето для 2 класса. Рекомендованной для чтения во 2 классе. Список книг для детей, перешедших во второй класс. Г. Цыферов. Дневник медвежонка. Про цыпленка, солнце и.

Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: вслух про себя Твой читательский ежедневник. Дата Автор, название книги Время, потраченное на чтение Подпись родителей учителя сентябрь. Май Как готовить рассказ о книге? Запомни автора, название книги. Выдели самое интересное, на твой взгляд, что понравилось. Теперь обдумай свой рассказ, Не заучивая фраз. И задумайся о нём: Что рассказано? О чём? Что за чем произошло И к чему всё привело? Прочитай же ещё раз И запомни свой рассказ. Начни свой рассказ со знакомства с автором, названием книги. Пуговка верёвочка, Палочка воровочка! Пряткой будет Женька. Прячься хорошенько! Где мы все и сколько нас. Долго.

Многие читающие взрослые ведут дневник: записывают, когда и какие книги прочитали, а также несколько слов о сюжете, основных героях и идеях книги. Возможно, они сами пришли к необходимости вести дневник, а, возможно, у них осталась привычка с детства. Во многих школах учителя просят вести читательские дневники с первого класса, постепенно усложняя форму отчета о прочитанном.

Поурочные разработки по курсу внеклассного чтения для 1 класса к. Появится новая школьная принадлежность, которая называется дневник.

Список литературы для внеклассного дневник внеклассного чтения для 1 класса чтения 1-4 классы. Образец оформления читательского дневника во время летних каникул. Список литературы.

рассказов из русской истории Верн Ж. Дети капитана Гранта: роман Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы: повесть Гюго В. Козетта: Гаврош: из романа «Отверженные» Горький М.А. «Детство».«Пепе». Губарев В. «Королевство кривых зеркал». Дефо Д. Робинзон Крузо Зощенко М. «Карусель». Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Катаев В.П. Сын полка: повесть Куприн А.И. «Белый пудель». Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес: сказка Лермонтов М.Ю. «Ашик-Кериб». Лондон Дж. «Зов.

Внеклассное чтение, летненеклассное чтение, рекомендации: Не приобретать книгу «Тексты в кратком изложении». Книжные магазины: подробности на сайте Бишкек cовременный. Читать: Кыргызские, Русские народные сказки, золотая книга сказок, андерсен Г.Х Сказки. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек барто А.Л. Стихи для маленьких. Бажов П.П. «Серебряное копытце». Сказки, бианки В.В. «Кто чем дневник внеклассного чтения для 1 класса поёт? Чей нос лучше?» Волков А.М. «Волшебник Изумрудного города». Гримм Я. «Бременские.

Как оформить дневник внеклассного чтения образец

Технологический журнал учета медицинских отходов организации - Для учета медицинских отходов классов «Б» и «В» служат следующие документы: - технологический журнал учета отходов классов «Б» и «В» в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов; - технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их.

Заполнения договора купли продажи автомобиля для физических лиц - Напоминаем, после подписания договора, новый собственник самостоятельно ставит автомобиль на учет в гибдд, присутствие продавца, при этом не требуется. Скачать бланк договора купли-продажи автомобиля года. Посетителям нашего веб-сайта предлагается скачать образец бланка договора-купли продажи автомобиля г. В шести различных форматах. В зависимости от предпочтений и некоторых дополнительных условий, вы можете бесплатно скачать любой из них по.

Отч та о прохождении практики по авиации - Дневник прохождения производственной практики по бухгалтерскому учету на (указывается предприятие) студента_ курса, обучающегося по специальности 080109«Бухгалтерский учет, анализ и аудит (указывается ФИО студента дата, номер и, указать. Примечание, подпись гл. Наиме- какая студента бухгалтера и нование конкрет- (указать руководителя изучае- ная замеченные производст- мой работа отклонения от венной темы выполнялась общеустановленных правил учета) практики.

Образец оформления дневника по внеклассному чтению для начальной школы 29 ноября 2016 года

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ДНЕВНИКА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Эстафеты, Образец оформления дневника по внеклассному чтению для начальной школы. Составляем дневник по практике.

образец оформления дневника по внеклассному чтению для начальной школы - 28 янв 2014. Блог - это дневник, в котором отражается жизнь моего 1 - В класса. Оформление. svetlana: Учитель начальных классов школы № 57 г.

Список литературы для чтения в 1 классе. Титульную страницу читательского дневника можно оформить по своему вкусу. 3. Пример оформление страниц. страница 1. Для внеклассного и семейного чтения. 1. Н.А.Кун «Легенды и. Обязательно ведение читательского дневника ( образец см.4 класс).

26 янв 2014. Блог - это дневник, в котором отражается жизнь моего 1 - В класса. Оформление. svetlana: Учитель начальных классов школы № 57 г.

учащихся и преподавателей средних школ республики «Все - разные. Сборник предназначен для бесплатного распространения в школах. Учитель начальных. а) Чтение текста. (Внеклассное мероприятие). Форма: диспут. оформление, приглашение гостей, подготовка вопросов учащимися.

Именно этот школьный предмет вызывает у учащихся начальной школы живой интерес. Проводится и такая внеклассная работа, как чтение естественной. Это такие работы, как наблюдение в углу живой природы, оформление. 1) наблюдение окружающей природы и записи результатов в дневниках.

Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы. работу и сравнил ее результат с образцом (ответ в учебнике, образец на доске и т. д.);. самостоятельной работы учащихся от начальной к средней школе. Например, мотив чтения дополнительной литературы в I классе не.

Для аудирования/чтения предлагают тексты, принадлежащие к различным. а сделанные учителем исправления в языковом оформлении текста учитываются. и предложений по образцу, перевод и межъязыковые сопоставления. дежурство в классе, урок русского языка, внеклассные мероприятия.

Образовательно-воспитательный процесс в начальной школе имеет. Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника.

Решение общих вопросов летнего оздоровления учащихся школы. К работе воспитателей привлекались учитель начальных классов А.А. Рыжеголова.

Эксклюзивные фигурные стенды для образовательных учреждений!

Олимпиады, викторины и конкурсы для начальной школы 1,2,3 и 4 класс.

Образец оформления найди у нас на сайте с удобным поиском по базе!

Образец оформления дневника по внеклассному чтению для начальной школы. Образование.

Файл: Образец оформления дневника по внеклассному чтению начальная школа Ссылка: Скачать.

В начальной школе в. образцы оформления дневника. или литературному чтению.

Оформления дневника по внеклассному чтению. оформления дневника. начальной школы.

Образец оформления дневника по внеклассному чтению для начальной школы.

Образец заполнения. по внеклассному чтению. УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ О ВЕДЕНИИ.

образец оформления дневника по внеклассному чтению для начальной школы

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Консультант: Мишина А.П. - методист кафедры начального образования УИПКПРО, старший преподаватель.


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Место внеклассного чтения в системе начального обучения. Цели и задачи данного предмета.

  2. Понятие о типах правильной читательской деятельности.

  3. Этапы и периоды формирования читательской деятельности в начальных классах.

  4. Требования к урокам внеклассного чтения.

  5. Схема анализа урока внеклассного чтения.

  6. Виды работы на уроках внеклассного чтения.


Внеклассное чтение - это обязательная часть подготовки младших школьников в области родного языка, это одна из сфер литературного образования, важнейшее средство общего и литературного развития.

Цель уроков внеклассного чтения- выработать у учащихся свой вкус и свои читательские интересы.

Внеклассное чтение создает предпосылки для изучения литературы, но это не фон, а основы литературного развития, поскольку заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта.

При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения русского языка необходимо помнить, что:

  • основная цель уроков обучения грамоте - научить детей читать;

  • уроков литературного (классного) чтения - совершенствование техники чтения и выработка навыков работы с текстом;

  • цель уроков внеклассного чтения - сформировать основы читательской самостоятельности младшим школьникам, т.е. привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание.
Основные задачи уроков внеклассного чтения .

  1. Знакомство учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения младших школьников;

  2. Формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению.

Читательская деятельность социально регулируется:

  1. Стремление к овладению механизмом чтения;

  2. Приобщением к знаниям и получением образования;

  3. Общением с другими людьми через книгу, т.к. чтение – это вид речевой деятельности, а ведущая функция речи – это общение.

Задачи школы - научить ребенка самостоятельно, добровольно находить, выбирать книгу – собеседника; научить полноценному общению с книгой =>тип правильной читательской деятельности - это сформированная у читателя способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения, т.е. читательская самостоятельность.

Читательская самостоятельность - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. общения ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книги для себя и прочитывает книгу по всем правилам. Весь путь своего отношения к книге ребенок проходит только с помощью самой книги, которой он овладел как приспособлением для чтения. На помощь ребенку направлены все элементы книги: заглавия, иллюстрации, сведения об авторе, сноски, шрифты и т.д.

Чтение с помощью взрослых – это несамостоятельное детское чтение, т.к. книга не стала еще пока инструментом чтения, ребенок может читать лишь под руководством.

Показатели готовности к самостоятельному чтению.

  1. сформированность интереса к книге-объекту;

  2. владение грамотой и хороший темп чтения (30-45 слов вслух и 45-60 про себя);

  3. широта читательского кругозора (96-98 книг, по каждой теме должен воспроизвести не менее 2-3 названий);

  4. упорядоченность накопленного кругозора хотя бы по 2 основным линиям связи (книга- автор, книга- автор);

  5. глубина чтения, т.е. способность вспомнить, представить, назвать героев произведения, узнать знакомые эпизоды по иллюстрациям или описаниям, воспроизвести их содержание в контексте и соотнести с книгой.

Такой уровень должен быть достигнут к концу 1- середине 2 года обучения, только тогда можно приступать к освоению процесса самостоятельного выбора и чтения детских книг во внеурочное время.

Одно из главных условий эффективности и интенсивности формирования у детей любви к книге и чтению - это практическая деятельность с книгами из доступного круга чтения.

Круг чтения - это систематизированное множество книг, адресованное читателям =>нельзя подменять практическую деятельность с книгой работой с хрестоматией по внеклассному чтению. Учебным материалом для уроков внеклассного чтения являются детские книги. а не тексты и задания к ним, как на уроках литературного (классного) чтения.

Книга представляет собой единство текста и внетекстовой информации. Это и определяет специфику основного метода обучения. Ведущим является метод чтения- рассматривания. Книгу смотрят:

  1. До чтения. чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение;

  2. В процессе чтения. чтобы, ориентируясь на шрифт, рис. выделить главное, а с помощью сносок и иллюстраций не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного;

  3. Пересматривают после прочтения. чтобы уточнить правильность общей оценки прочитанного, выводов.


Организационно курс внеклассного чтения разбивается на 3 этапа: подготовительный, начальный, основной; и 4 периода. Они связаны не с возрастом учащихся, а с уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеет класс.

Этапы различаются:

  1. ведущими задачами и условиями обучения;

  2. структурой урока;

  3. характером постановки и разрешения учебных ситуаций.

Периоды характеризуются:

  1. количеством времени, отведенным на классно-урочную форму работы с детской книгой;

  2. учебным материалом;

  3. объемом и содержанием коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

Временные границы этапов, периодов и классов совпадают лишь частично.
Подготовительный этап (1 период).

Пр. 1-4 – весь 1 класс.

Учебный материал. одна детская книга в типовом оформлении объемом 8-16 стр.

Количество времени. 15-20 мин. в конце урока обучения грамоте 1 раз в неделю.

Учебная деятельность. обязательная коллективная деятельность с учителем на занятии и необходимая индивидуальная по образцу во внеурочное время.

Метод и способ освоения учебного материала. слушание, рассматривание книг в процессе усвоения грамоты и литературные игры во внеурочное время.

Структура урока определяется основной целью этапа - представить детям, еще не овладевшим грамотой, мир доступных книг и научить ориентироваться в книге.

  1. Подготовка к восприятию на слух избранного произведения (1-2 мин).

  2. Выразительное чтение и перечитывание произведения учителем (3-7 мин).

  3. Коллективное воссоздание прочитанного в деталях и картинках, размышления о прочитанном (4-6 мин).

  4. Рассматривание книги с целью осмысления внешних примет воспринятого на слух содержания (на обложке и в тексте) и отыскание в книге произведения, с которым познакомились (4-6 мин).

  5. Рекомендация детям: что можно попробовать сделать в свободное время самому, если захочется: пересмотреть книгу, найти такую же книгу или о том же среди других книг (1-2 мин).
Требования к отбору детских книг на подготовительном этапе

    1. Жанровое и тематическое разнообразие (сказки, стихи, загадки, короткие рассказы). Тематика: 5-6 тем (о детях, о животных и т.д.).

    2. Детские книги для чтения вслух должны быть относительно новыми, неизвестными.

    3. Доступность по содержанию.

    4. Для того чтобы обеспечить необходимый эмоциональный тон урока, отбираемые для чтения произведения должны нравиться самому учителю.

    5. Произведения должны быть невелики по объему: 1-2 печатные страницы из книги объемом 14-30 стр. Нельзя использовать тексты из изданной для взрослых, из журналов и специальной методической литературы. Допускается нечастое использование подарочных изданий и книжек- самоделок.

    6. Книги должны быть разными по структуре:

    • содержащие 1 произведение одного автора;

    • содержащие несколько произведений одного автора;

    • содержащие произведения разных авторов.

Под руководством учителя ребенок должен эти особенности научиться различать.

  1. Эстетическая выразительность книги, т.е. определенное соотношение формата, объема, издания, текста, рис. четкость её структурных элементов:

    • большой формат (60х90 1/8);

    • хорошая бумага (плотная, белая, матовая № 1);

    • четкий крупный шрифт;

    • небольшой объем;

    • соотношение текста, полей и иллюстраций: текст ? 25 % от площади стр. остальное поля или иллюстрации; либо 1 стр. текст- 1 стр.- 1,5 стр. иллюстрации.

  1. Книга должна быть в типовом оформлении, т.е. на обложке по порядку должны быть обозначены Ф.И. автора, название книги и дана характерная для книги иллюстрация.
Ведущие методы и приемы работы с текстом на подготовительном этапе

    1. перечитывание художественного произведения;

    2. близкое к тексту или дословное воспроизведение отрывков;

    3. словесное рисование;

    4. изображение ситуаций;

    5. беседа- дискуссия;

    6. рассматривание следует сразу после прочтения, после работы над содержанием, не вклинивается в чтение.
Требования к рассматриванию

  1. Порядок рассматривания: сначала все 4 стр. обложки, затем медленно перелистывая страницы.

  2. Следует приучать детей обдумывать то, что изображено на обложке; разграничивать иллюстрации и надписи, определять одна или несколько иллюстраций, какие и почему именно такие.

  3. Демонстрировать порядок чтения надписей сверху вниз, выделять на обложке фамилию автора и заглавие книги.

  4. Формирование умения соотносить фамилию автора с личным читательским опытом ребенка; соотносить заглавие книги с заглавием прочитанного вслух произведения и с рис. На обложке.

  5. Формирование умения отыскивать прочитанные произведения внутри книги путем рассматривания постраничных иллюстраций и чтения надписей.

Начальный этап (II период)

Учебный материал. 2-4 детских книг объемом 8-30 страниц в любом оформлении.

Время на работу. 40-45 мин (один урок) один раз в неделю.

Учебная деятельность. обязательная индивидуальная деятельность по образцу под наблюдением учителя, а по желанию и в свободное время.

Методы. чтение- рассматривание книг и аналитико-синтетические упражнения по ориентации в группе книг.

Цель. приучить учащихся самостоятельно рассматривать книгу, чтобы настроиться на чтение и осмысленно прочитывать текст под наблюдением, но без вмешательства учителя.

  1. Решение задач по ориентировке в группе книг с целью выбора нужной книги по заданным учителем приметам (5 мин).

  2. Чтение книги учителем вслух (до 7 мин).

  3. Размышление о прочитанном, беседа-рассуждение (до 5 мин).

  4. Самостоятельное знакомство с новой книгой (5 мин).

  5. Чтение нового произведения про себя (10-12 мин).

  6. Коллективная оценка самостоятельной работы (7-10 мин).

  7. Рекомендация: что и как читать, что можно попробовать сделать самому в свободное время.
Требования к отбору книг

  1. Предпочтение отдается хорошо оформленным детским книгам серий «Читаем сами», «Для маленьких», «Мои первые книжки» и т.д.

  2. Отбор книг становится более тщательным, т.к. становится обязательным самостоятельное чтение. Книги отбираются учителем в соответствии с возможностями класса, а так же целью и формой работы (коллективной или индивидуальной).

  3. Книги должны соответствовать общепринятым гигиеническим нормам:

  • шрифт 4,5 мм и более;

  • бумага № 1 (белая, плотная, матовая);

  • оптимальный размер строки 80-130 мм;

  • соотношение текста, полей, иллюстраций: 50х50 (текст ? 50-60% от площади стр. остальное - 40-50% поля или иллюстрации).

  1. Вводится осложненное оформление книг:

  • отсутствие на 1 стр. обложки фамилии автора, заглавия или и того, и др.;

  • начертание букв и слов, составляющих фамилия автора и заглавие книг, графически осложнено, а расположение надписей необычное, неожиданное;

  • большое количество дополнительных надписей на обложке.

Сохраняются и требования, предъявляемые к книгам на подготовительном этапе.
Особенности урока на начальном этапе

  1. Максимум времени (до 35 мин.) отводится самостоятельной деятельности учащихся с книгой. Нет коллективного рассматривания книги после прочтения. Вместо этого - коллективное или индивидуальное просматривание книг до чтения.

  2. Нет необходимости в предварительной беседе в начале урока, т.к. тему занятия дети сами определяют, рассматривая выставку книг до урока. Необходимо приучить рассматривать книги, выставленные на доску, до урока.

  3. Для самостоятельного индивидуального чтения лучше использовать книжки-коллективки.

  4. Дети последовательно приучаются воспринимать, а затем и воспроизводить в записи названия книги, с которыми класс работает на уроке.

Например, 1. В. Бианки

Образец показывает учитель, затем учащиеся самостоятельно начинают делать такие записи на карточках или в тетрадях - читательских дневниках. Записи могут сопровождаться рисунками.



  1. После того, как книги-коллективки розданы, ученик должен сразу приступать к работе (рассмотреть, перелистать книгу, по внешним приметам догадаться, о чем предстоит читать; по оглавлению найти нужное произведение, прочесть заглавие, настроиться на чтение и затем прочитать его, не мешая другим).

  2. Никогда чтение-рассматривание новой книги не предваряется коллективной работой с ней. Работа самостоятельная. Перечитывание может быть в завершение беседы по итогам чтения, но не перед беседой. Выборочное индивидуальное чтение вслух - обязательный элемент работы с детской книгой, когда дети подтверждают свои высказывания текстом.

  3. На этапе самостоятельной работы детей с книгой учитель занимает позицию наблюдателя, вмешивается лишь в крайних случаях.

Основной этап (III и IV периоды)

3 период. Пр. 1-4 - 3 класс.

Учебный материал. художественные и научно познавательные детские книги с ограничением объема, группировка монографическая.

Время занятия. 40-45 мин (1 урок) 1 раз в неделю.

Учебная деятельность. обязательная самостоятельная по заданным признакам на уроке и вне.

Метод. чтение-рассматривание с целью выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием.

4 период. Пр. 1-4 - 4 класс.

Учебный материал. художественная, научно-познавательная и справочная детская книга без ограничения объема, группировка книг тематическая.

Время на работу. 40-45 мин (1 урок) один раз в две недели.

Учебная деятельность. обязательно самостоятельная индивидуальная деятельность в рамках избранной темы на уроке и вне урока.

Метод. чтение-рассматривание с целью выбора печатных источников и освоения их содержания в зависимости от личных читательских возможностей и предпочтений.
Требования к отбору детских книг

  1. Круг чтения расширяется, охватывает 10-12 тем, плюс детские журналы и газеты.

  2. Объем книги не имеет четкой регламентации: от 16 до 300 страниц. В III период толстые книги - сборники рассказов, дети могут прочитать несколько. В IV период - книги-повести.

  3. Размер шрифта лучше сохранить, т.к. мелкий шрифт трудно воспринимается.
Структура и содержание типового урока. развиваются основы читательской самостоятельности. Урок - главная форма обучения, умению самостоятельно выбирать и правильно читать книги, хотя большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения.

  1. Самостоятельно прочитанные во внеурочное время книги учащиеся приносят в класс, выставляют у доски и коллективно рассматривают. Выделяют те книги, которые представляют интерес со всех точек зрения. (3-5 мин).

  2. Всесторонний анализ выделенных книг, беседа о героях прочитанных книг и их авторах. (20-25 мин).

  3. Дополнение, расширение читательского опыта детей учителем: знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями; под руководством учителя выявляются закономерности, которые помогут в дальнейшем самостоятельном выборе книг действовать более квалифицированно. (15-20 мин)

  4. Сообщение темы следующего урока внеклассного чтения, разъяснение целей. Содержания и приемов самостоятельного выбора и чтения детских книг. (2-3 мин).

-4- Требования к урокам внеклассного чтения

  1. На каждом уроке проводится учет того, что дети читали самостоятельно.

  2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг.

  3. На каждом уроке чтение какого-либо произведения.

  4. На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях, имеют место элементы анализа прочитанного в форме беседы и в форме свободных высказываний.

  5. Словарная работа играет вспомогательную роль, пересказ отходит от традиционной формы.

  6. Вопросы беседы должны быть рассчитаны на более высокую самостоятельность учащихся.

  7. Необходима тщательная продуманность форм самостоятельной работы.

Схема анализа урока внеклассного чтения

  1. Соответствует ли структура урока этапу обучения: по элементам, по времени, в целом и на каждый элемент обучения.

  2. Отвечает ли количество и качество учебного материала установленным правилам и нормам и содействует ли этот материал расширению читательского кругозора и литературному развитию детей.

  3. Были ли на уроке учебные ситуации, т.е. чему учились, что закреплялось и отрабатывалось, как было разъяснено домашнее задание.

  4. Не было ли на уроке лишних пособий, портретов, иллюстраций, технических средств.

  5. Верно ли определены и реализованы учителем его роль и место на уроке; не выполнил ли он за детей то, что им доступно и когда и в чем проявил себя как опытный читатель, любящий и знающий книги.

Формы руководства самостоятельным детским чтением

  1. Основная форма – урок внеклассного чтения.

  2. Пропаганда книг (списки рекомендуемой литературы, выставка книг-новинок или книг на определенные темы, отзывы о книгах в стенгазете, пропаганда книг библиотекарем и т.д.).

  3. Индивидуальная помощь и повседневный контроль: беседы с учащимися о книгах, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, знакомство с домашней библиотекой учащихся, просмотр записей о прочитанных книгах и т.д.

  4. Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, рукописный журнал, встречи с писателями и учителями литературы старших классов, литературные экскурсии.

  5. Запись в библиотеку.

  6. Учет прочитанного:

а) просмотр читательских формуляров;

б) читательские дневники:

начальный этап: Ф.И. автора, название книги;

основной этап: Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании.

в) запись о книгах на карточках;

г) устные формы (индивидуальные беседы).


Виды работы на уроках внеклассного чтения

Основными являются 3 формы работы:

  1. рассказывание;

  2. рецензирование (устные и письменные отзывы о прочитанных книгах);

  3. уроки пропаганды книги (следует использовать нечасто).

Во внеклассное время:

  1. организация классной библиотеки, составление списка-каталога, картотеки;

  2. составление учителем списка книг для внеклассного чтения;

  3. устройство выставки книг-новинок или книг на определенную тему;

  4. читательские конференции;

  5. беглые беседы учителя с учащимися о прочитанных книгах в перемену или после уроков:

    • рассказать, о чем читал;

    • пересказать эпизод;

    • ответить на вопросы по содержанию;

  6. организация различных литературных игр (литературные загадки, викторины, игры в рифмы и т.д.);

  7. детские литературные утренники;

  8. коллективное чтение книг во внеурочное время.

Литература

  1. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М. 1977, 1991.

  2. Светловская Н.Н. Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М. 1981

Внеклассное чтение во 2 классе. – М. 1983

Внеклассное чтение в 3 классе. – М. 1985.



  1. Джежелей О.В. Сергеева В.А. Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. – М. 1997.

Формирование читательской самостоятельности младших школьников

Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами математики в материалах фгос второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности как условия её самоактуализации»

Формирование читательской деятельности младших школьников