Категория: Инструкции
Данный вопрос регламентируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Повторный инструктаж по охране труда (далее — повторный инструктаж) проводится не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ (услуг).
Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).
Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации.
Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование или выполняющих аналогичные технологические процессы и операции по программе первичного инструктажа или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ.
Повторный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).
Инструктажи завершаются устным опросом каждого работника руководителем работ, проводившим инструктаж.
Проведение повторного инструктажа подтверждается подписями инструктирующего и инструктируемого в журнале регистрации инструктажей установленной формы в организации (структурном подразделении), где проводился инструктаж.
75. Порядок проведения и регистрации внепланового инструктажа по охране труда
Данный вопрос регламентируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Согласно названной Инструкции внеплановый инструктаж по охране труда (далее - внеплановый инструктаж) проводится при:
принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним;
изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
нарушении лицами нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;
поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.
Внеплановый инструктаж проводится также по требованию представителей специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг). Объем и содержание инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Внеплановый инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.
Инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение внепланового инструктажа подтверждается подписями проводившего и прошедшего инструктаж, в журнале регистрации инструктажа.
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе стажировку, инструктаж и проверку их знаний по вопросам охраны труда (п. 12 ст. 226 ТК). В свою очередь работник обязан проходить в установленном порядке стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 4 ст. 232 ТК). Если работник не прошел инструктаж (стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда), то наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) такого работника (п. 2 ч. 2 ст. 49 ТК).
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере инструктажа и проверки знаний по охране труда являются Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее - Инструкция по вопросам охраны труда)[28], и постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее - Постановление о комиссиях по охране труда)[29], которым утверждено Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее - Положение о комиссии организации).
Определение порядка обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда отнесено к компетенции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ч. 3 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда))[15].
Инструктаж по охране труда подразделяют на:
- первичный на рабочем месте;
Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист, на которого приказом нанимателя (работодателя) возложены эти функции, со всеми вновь принятыми на работу по утвержденной руководителем организации программе. В микроорганизациях инструктаж может проводиться руководителем организации.
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица) (п. 59 Инструкции по вопросам охраны труда).
Если работник отказывается от прохождения инструктажа по охране труда или имеется иная причина, по которой он не прошел инструктаж, должностное лицо нанимателя (кроме микроорганизаций) составляет докладную записку на имя руководителя об отстранении работника от работы.
Отметки о прохождении вводного инструктажа вносятся в журнал регистрации вводного инструктажа. Отметки о прохождении первичного, повторного и внепланового инструктажа по охране труда вносятся в журнал регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции по вопросам охраны труда или в личную карточку по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции по вопросам охраны труда. Проведение инструктажа по охране труда подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, в данных журналах (п. 60 Инструкции по вопросам охраны труда).
За отказ без уважительных причин от прохождения инструктажа по охране труда наниматель вправе применить к работнику меры дисциплинарной ответственности (п. б) ч. 2 п. 31 Постановления Пленума № 2). Отстранение от работы работника, не прошедшего инструктаж по охране труда, не является дисциплинарным взысканием.
Пример. Рабочий отказался от проведения внепланового инструктажа по охране труда, так как не согласен с заменой станка, на котором он работал. В данном случае наниматель обязан отстранить работника от работы на основании докладной записки мастера цеха и письменного объяснения работника. За отказ от прохождения инструктажа по охране труда без уважительной причины наниматель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (ст. 198 ТК).
У работника, не прошедшего инструктаж по охране труда, целесообразно затребовать объяснительную записку, чтобы установить, по чьей вине он не прошел инструктаж. Это имеет значение для разрешения вопроса об оплате за время отстранения от работы:
- если работник не прошел инструктаж по охране труда не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК - не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада) (ч. 5 ст. 49 ТК).
Пример. Работник не прошел инструктаж по охране труда из-за того, что уполномоченные должностные лица нанимателя (мастер, начальник участка и т.д.) не предложили ему это сделать или сказали, например, что сделают это потом; работник в день проведения инструктажа по охране труда заболел или отсутствовал на работе вследствие других уважительных причин;
- если работник не прошел инструктаж по своей вине, то за время отстранения от работы заработная плата ему не выплачивается (ч. 4 ст. 49 ТК).
Об отстранении от работы издается приказ, в котором указывается основание и период отстранения от работы, причина непрохождения работником инструктажа по охране труда, оплачивается либо нет (в зависимости от вины) период отстранения. Докладная и объяснительная записки, а также при необходимости иные документы, подтверждающие наличие либо отсутствие вины работника в непрохождении инструктажа по охране труда, служат основанием для издания приказа об отстранении работника от работы[49,c.61].
В трудовую книжку запись об отстранении не вносится (глава 2 Инструкции о трудовых книжках).
В табеле использования рабочего времени период отстранения отмечается в соответствии с утвержденными в организации обозначениями, например ОР - отстранение от работы. Обозначения утверждаются приказом по основной деятельности предприятия.
Стажировка по вопросам охраны труда (далее - стажировка) представляет собой практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем (абз. 19 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда).
Порядок проведения стажировки регулируется Инструкцией по вопросам охраны труда.
Перед допуском к самостоятельной работе в обязательном порядке проходят стажировку рабочие (п. 23 Инструкции по вопросам охраны труда):
- принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью;
- имеющие перерыв в выполнении работ с повышенной опасностью более 1 года.
Для проведения стажировки назначается руководитель стажировки. Во время стажировки рабочие выполняют работу под его руководством. Назначается руководитель стажировки приказом (распоряжением) руководителя организации из мастеров, бригадиров, инструкторов, высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. При этом за руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. С приказом (распоряжением) о прохождении стажировки должны быть ознакомлены руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку (ч. 1 п. 24 Инструкции по вопросам охраны труда).
Согласно ч. 2 п. 24 Инструкции по вопросам охраны труда в случае, когда в микроорганизации невозможно обеспечить прохождение рабочими стажировки, допускается ее прохождение в другой организации, где имеются аналогичные профессии, выполняются аналогичные виды работ.
Руководитель организации в соответствии с п. 25 Инструкции по вопросам охраны труда с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов:
- утверждает перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку;
- устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ.
Перед допуском к самостоятельной работе специалисты при необходимости проходят стажировку по занимаемой должности (п. 37 Инструкции по вопросам охраны труда):
- принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений;
- занятые на подземных работах.
Проводит стажировку должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации. Руководитель организации (ч. 2 п. 37 Инструкции по вопросам охраны труда):
- утверждает перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку;
- определяет продолжительность ее проведения.
В соответствии с ч. 3 п. 27 Инструкции по вопросам охраны труда, если в микроорганизациях невозможно обеспечить прохождение специалистами стажировки, допускается ее прохождение в другой организации, выполняющей аналогичные виды работ.
При непрохождении работником стажировки он отстраняется от работы. Для оформления такого отстранения руководитель стажировки составляет докладную записку на имя руководителя организации об отстранении работника от работы.
У работника, не прошедшего стажировку, целесообразно затребовать объяснительную записку, для того чтобы установить, по чьей вине он ее не прошел. Это имеет значение для разрешения вопроса об оплате за время отстранения от работы:
- если работник не прошел стажировку не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК - не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада) (ч. 5 ст. 49 ТК);
- если работник не прошел стажировку по своей вине, то за время отстранения от работы заработная плата ему не выплачивается (ч. 4 ст. 49 ТК).
Об отстранении от работы издается приказ (распоряжение), в котором указывается основание и период отстранения от работы, причина непрохождения работником стажировки, оплачивается либо нет (в зависимости от вины) период отстранения. Докладная и объяснительная записки, а также при необходимости иные документы, подтверждающие наличие либо отсутствие вины работника в непрохождении стажировки, служат основанием для издания приказа (распоряжения) об отстранении работника от работы[49,c.62].
В трудовую книжку запись об отстранении не вносится (глава 2 Инструкции о трудовых книжках).
В табеле использования рабочего времени период отстранения отмечается в соответствии с утвержденными в организации обозначениями, например, ОР - отстранение от работы.
О дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда наниматель обязан предупредить работников не позднее чем за 15 дней (ч. 2 п. 9 Инструкции по вопросам охраны труда).
Порядок создания и деятельности комиссии организации для проверки знаний работников по вопросам охраны труда (далее - комиссия) установлен Положением о комиссии организации.
Создается комиссия приказом руководителя организации. Возглавляет ее руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда (п. 2 Положения о комиссии организации).
Руководителям и специалистам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение по охране труда, форма которого установлена приложением 2 к Инструкции по вопросам охраны труда (п. 42 Инструкции по вопросам охраны труда).
Запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда вносится в удостоверение по охране труда по форме согласно приложению 2 к Инструкции по вопросам охраны труда и личную карточку по охране труда (если она применяется) по форме согласно приложению 3 к Инструкции по вопросам охраны труда (ч. 1 п. 28 Инструкции по вопросам охраны труда).
До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок (ч. 1 п. 11 Инструкции по вопросам охраны труда). Поэтому отстранить от работы таких работников возможно на срок не более одного месяца - до следующей проверки комиссией знаний работника по вопросам охраны труда.
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством (ч. 2 п. 11 Инструкции по вопросам охраны труда).
Проверка знаний по охране труда лиц, не прошедших данную проверку в установленный срок по уважительным причинам: вследствие болезни, отпуска и др. - осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу (ч. 5 п. 11 Инструкции по вопросам охраны труда).
Решение комиссии о результатах проверки знаний по вопросам охраны труда принимается большинством голосов присутствующих членов комиссии и оформляется протоколом проверки знаний по вопросам охраны труда по форме согласно приложению к Положению о комиссии, который подписывается председателем (заместителем председателя) и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе (п. 9 Положения о комиссии). В протоколе делается в том числе отметка о проверке знаний (прошел или не прошел работник проверку). На основании протокола проверки знаний по вопросам охраны труда наниматель обязан отстранить от работы работников, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда (п. 2 ч. 2 ст. 49 ТК).
После оформления протокола проверки знаний по вопросам охраны труда целесообразно потребовать объяснительную записку у работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда, чтобы установить, по чьей вине работник ее не прошел. Это имеет значение для разрешения вопроса об оплате за время отстранения от работы:
- если работник не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК - не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада) (ч. 5 ст. 49 ТК);
- если работник не прошел инструктаж по своей вине, то за время отстранения от работы заработная плата не начисляется (ч. 4 ст. 49 ТК).
Протокол проверки знаний по вопросам охраны труда и объяснительная записка работника (а также при необходимости иные документы, подтверждающие наличие либо отсутствие вины работника в непрохождении проверки знаний по вопросам охраны труда) являются основанием для издания приказа об отстранении от работы работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда[49,c.62].
Пример. Руководитель структурного подразделения не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда, о чем имеется отметка в протоколе проверки знаний по вопросам охраны труда. В объяснительной записке работник указал, что не успел выучить ответы на все вопросы. По приказу нанимателя работник был отстранен от работы без начисления ему заработной платы в соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 49 ТК до прохождения им проверки знаний по вопросам охраны труда.
Отказ работника от проверки знаний по вопросам охраны труда без уважительных причин является нарушением трудовой дисциплины (п. б) ч. 2 п. 31 Постановления Пленума № 2).
В трудовую книжку запись об отстранении не вносится (глава 2 Инструкции о трудовых книжках).
В табеле использования рабочего времени период отстранения отмечается в соответствии с утвержденными в организации обозначениями, например ОР - отстранение от работы. Обозначения утверждаются приказом по основной деятельности предприятия.
После прохождения работником инструктажа, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда наниматель допускает его к работе.
Законодательством о труде не урегулирован порядок допуска работника к работе после отстранения. Вместе с тем, поскольку работник отстраняется от работы приказом (распоряжением) руководителя организации, полагаем, что оформлять допуск к работе следует в аналогичном порядке, то есть путем издания соответствующего приказа (распоряжения).
Для оформления такого приказа (распоряжения) необходимо получить документы, подтверждающие факт прохождения работником инструктажа, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда. Так, например, проведение инструктажа и стажировки подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, стажировку, в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции по вопросам охраны труда или в личной карточке по охране труда (в случае ее применения) по форме согласно приложению 3 к Инструкции по вопросам охраны труда (ч. 1 п. 61 Инструкции по вопросам охраны труда). Запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда вносится в удостоверение по охране труда по форме согласно приложению 2 к Инструкции по вопросам охраны труда и личную карточку по охране труда (если она применяется) по форме согласно приложению 3 к Инструкции по вопросам охраны труда (ч. 1 п. 28 Инструкции по вопросам охраны труда).
С приказом (распоряжением) о допуске работника к работе необходимо ознакомить работника под роспись.
Нормативными правовыми актами по охране труда, Системы противопожарного нормирования и стандартизации предусмотрено, что наниматели должны обеспечивать подготовку производственного персонала к действиям в аварийных ситуациях, по предупреждению аварий, их локализации, максимальному снижению тяжести последствий в случаях их возникновения, разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проведение практических тренировок по его отработке.
С целью подготовки персонала к действиям по локализации и ликвидации инцидентов и аварий в организациях, имеющих газо-, взрыво- и пожароопасные производства, цехи, отделения, установки и объекты, для каждого из них разрабатываются Планы локализации и ликвидации инцидентов и аварий, Планы ликвидации аварий (далее — ПЛА).
ПЛА, изменения и дополнения к ним в объеме, необходимом для выполнения предусмотренных мероприятий, должны быть изучены производственным персоналом опасного производственного объекта, специализированных подразделений организации.
Знания ПЛА проверяются при допуске производственного персонала к самостоятельной работе, а также при периодической проверке знаний по охране труда.
На объектах с технологическими блоками высоких категорий взрывоопасности (I и II) для подготовки персонала к действиям по локализации и ликвидации аварий должно организовываться специальное обучение на учебно-тренировочных полигонах, с использованием компьютерных тренажеров, других современных технических средств обучения.
В течение года по всем позициям, предусмотренным ПЛА на уровне аварий "А" (опасная зона не выходит за пределы одного производственного объекта) и "Б" (опасная зона выходит за пределы одного производственного объекта) должны проводиться учебно-тренировочные занятия.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в каждой смене начальником смены (сменным мастером, бригадиром или другим рабочим, назначенным старшим в смене) по графику, утвержденному руководителем ликвидации аварий соответствующего уровня.
Ежегодно на каждом опасном производственном объекте должны проводиться учебные тревоги по одной или нескольким позициям оперативной части ПЛА на уровне "А" и "Б". Учебные тревоги проводятся в разные периоды года и время суток по графику, утвержденному руководителем организации. Проводятся учебные тревоги соответствующим руководителем ликвидации аварий по планам, утвержденным этим руководителем. В проведении учебных тревог должны принимать участие специализированные подразделения, предусмотренные ПЛА.
Положение (Инструкция) по разработке (составлению) ПЛА содержат необходимые методические указания по проведению и разбору учебных тревог.
При неудовлетворительных результатах учебной тревоги она должна быть проведена повторно в течение 10 дней после детального изучения допущенных ошибок.
В соответствии с требованиями п. 9 ст. 17 Закона Республики Беларусь "О пожарной безопасности" руководители и должностные лица организаций должны обеспечить разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводить практические тренировки по его отработке. Межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности это требование конкретизировано в виде обязанностей руководителей и должностных лиц организаций проводить такие тренировки не реже одного раза (двух раз) в год. Данные правила также устанавливают требования по проведению занятий по пожарно-техническому минимуму, который должен включать тему по изучению действий работников при возникновении пожара и других аварийных ситуаций.
72. Вводный инструктаж по охране труда. Содержание, организация проведения и регистрацияДанный вопрос регламентируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Согласно названной Инструкции вводный инструктаж проводится с гражданами (лицами) при:
приеме их на постоянную или временную работу в организацию;
участии в производственном процессе, привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).
Вводный инструктаж проводится также с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.
Вводный инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции), которая разрабатывается с учетом специфики деятельности организации на основании типового перечня вопросов программы вводного инструктажа по охране труда согласно названной Инструкции.
Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности.
При наличии в организации пожарной, газоспасательной и медицинской служб вводный инструктаж по соответствующим разделам программы вводного инструктажа может быть дополнен инструктажем, проводимым работниками указанных служб.
Регистрация вводного инструктажа осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда согласно названной Инструкции.
При территориальной удаленности структурного подразделения руководителем организации могут возлагаться обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения. Регистрация вводного инструктажа в этом случае осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения.
73. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Содержание, порядок проведения и оформлениеДанный вопрос регламентируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (далее — первичный инструктаж на рабочем месте) до начала работы проводят с лицами:
принятыми на работу;
переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;
участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится также с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации. С работниками других организаций, выполняющими работы на территории организации, данный инструктаж проводит руководитель работ при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой проводятся работы.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Первичный инструктаж допускается проводить с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвержденной руководителем организации программе, составленной с учетом особенностей производства (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требований нормативных правовых актов по охране труда, или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ (услуг).
В журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно названной Инструкции или личной карточке прохождения обучения (в случае ее применения) по форме согласно названной Инструкции указываются наименования программ первичного инструктажа на рабочем месте или номера инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж по охране труда.
74. Повторный инструктаж по охране труда, периодичность его проведения и оформленияДанный вопрос регламентируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Повторный инструктаж по охране труда (далее — повторный инструктаж) проводится не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ (услуг).
Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).
Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации.
Повторный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование или выполняющих аналогичные технологические процессы и операции по программе первичного инструктажа или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ.
Повторный инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).
Инструктажи завершаются устным опросом каждого работника руководителем работ, проводившим инструктаж.
Проведение повторного инструктажа подтверждается подписями инструктирующего и инструктируемого в журнале регистрации инструктажей установленной формы в организации (структурном подразделении), где проводился инструктаж.
75. Порядок проведения и регистрации внепланового инструктажа по охране трудаДанный вопрос регламентируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Согласно названной Инструкции внеплановый инструктаж по охране труда (далее - внеплановый инструктаж) проводится при:
принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним;
изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
нарушении лицами нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;
поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.
Внеплановый инструктаж проводится также по требованию представителей специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда.
Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг). Объем и содержание инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Внеплановый инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.
Инструктаж завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
Проведение внепланового инструктажа подтверждается подписями проводившего и прошедшего инструктаж, в журнале регистрации инструктажа.
76. Целевой инструктаж по охране трудаДанный вопрос регулируется Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.
Целевой инструктаж по охране труда (далее - целевой инструктаж) проводят при:
выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другие);
ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;
проведении экскурсий в организации.
Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, фиксируется в наряде-допуске.
Целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица).
Инструктаж завершается устным опросом каждого работника лицом, проводившим инструктаж.
Проведение целевого инструктажа подтверждается подписями инструктирующего и инструктируемого в журнале регистрации инструктажей установленной формы в организации (структурном подразделении), где проводился инструктаж, или в личной карточке проведения обучения.
Допускается регистрация целевых инструктажей в отдельном журнале.
77. Перечень работ с повышенной опасностью. Основные требования к организации их безопасного проведенияПримерный перечень работ с повышенной опасностью, для проведения которых требуется предварительное обучение, стажировка и проверка знаний работников по вопросам охраны труда приведен в приложении 1 к Правилам обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2003 D 164. Данный перечень распространяется на всех нанимателей, независимо от организационно-правовых форм. Наниматель с учетом данного перечня, требований соответствующих нормативных правовых актов должен определить перечень профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью.
Безопасность производства работ повышенной опасности, наряду с другими мерами (издание специальных приказов, распоряжений, дополнительное инструктирование по охране труда, получение специальных разрешений и т.п.) в необходимых случаях обеспечивается применением системы нарядов-допусков.
Применение системы нарядов-допусков предусматривается правилами единого характера (производство работ в действующих электроустановках, газоопасных, огневых и др.), а также отраслевыми правилами (работа в резервуарах, колодцах, коллекторах и других замкнутых пространствах, работы по разборке зданий и сооружений, демонтажу оборудования в условиях действующего производства и др.).
Несмотря на некоторые различия форм нарядов-допусков, порядка их оформления, наряд-допуск — это письменное разрешение на производство работ повышенной опасности, которое определяет характер работы, место, время начала и окончания работы, мероприятия по подготовке объекта к проведению работ и последовательность их выполнения, условия безопасного их проведения и допуска персонала, состав работающих и перечень лиц, персонально ответственных за безопасность проведения работ.
Системы нарядов-допусков, действующие в различных отраслях и регламентирующие проведение отдельных видов работ повышенной опасности, имея некоторые различия, обладают рядом общих признаков:
наряд-допуск оформляется до начала выполнения работ повышенной опасности;
наряд-допуск выдается на определенную работу и на одну рабочую смену либо на срок, необходимый для выполнения работы, указанной в наряде-допуске;
определяются лица, ответственные за подготовку и проведение работ;
до начала проведения работ планируются, отражаются в наряде-допуске, и осуществляются подготовительные мероприятия;
предусматриваются меры, обеспечивающие безопасность проведения работ, в том числе использование средств индивидуальной защиты и необходимых приспособлений;
к производству работ повышенной опасности допускаются работники, прошедшие специальное обучение и показавшие положительные результаты при проверке знаний безопасного производства работ, а во многих случаях и признанные годными к выполнению соответствующих работ по состоянию здоровья;
право выдачи нарядов-допусков имеет строго определенный круг должностных лиц.
Общим является и ограничение допуска к выполнению работ повышенной опасности работников, не достигших определенного возраста, не имеющих достаточного опыта, женщин и др. требование уметь оказывать доврачебную помощь.
78. Общий порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектовПорядок проведения приемки в эксплуатацию объектов, очередей, пусковых комплексов, строительство, ремонт, реконструкция которых завершены в соответствии с утвержденной проектной документацией и которые подготовлены к эксплуатации в объемах, предусмотренных проектной документацией и договором, устанавливает технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.03-59-2008 (02250) «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения», введенный в действие 01.07.2009.
Приемке в эксплуатацию подлежат все объекты, законченные строительством, независимо от форм собственности, источников финансирования (инвестирования), назначения и способов строительства с соблюдением действующего законодательства и положений данного технического кодекса.
Не допускается приемка в эксплуатацию объектов, выполненных с отступлениями от утвержденной проектной документации, не отвечающих требованиям эксплуатационной надежности и безопасности, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм и правил.
Организация приемки законченного строительством объекта возлагается на заказчика и производится за его счет, если иное не предусмотрено договором (контрактом) строительного подряда.
Законченные строительством объекты заказчик, застройщик с участием генерального подрядчика (подрядчика) предъявляет к приемке приемочной комиссии: подрядчик — законченные строительством объекты, сооружаемые на условиях строительства «под ключ», застройщик — объекты, построенные хозяйственным способом.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельно стоящих зданий и сооружений, предприятий производственного и вспомогательного назначения, расположенных во встроенных или пристроенных помещениях, входящих в состав объекта, а также секций жилых домов осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом по отдельному акту.
При приемке объектов строительства в период года, неблагоприятный для выполнения отдельных видов работ, с согласия заказчика (застройщика) допускается перенос сроков выполнения этих работ на ближайший благоприятный период года, если это не препятствует нормальной эксплуатации объекта.
Законченные строительством объекты производственного назначения подлежат приемке в эксплуатацию только в том случае, когда на установленном оборудовании обеспечена полная готовность к выпуску продукции (оказанию услуг), предусмотренной проектной документацией, в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
До приемки объекта в эксплуатацию приемочной комиссией должна быть проведена рабочая комиссия по приемке оборудования после комплексного опробования и (или) объекта в целом.
До проведения комплексного опробования оборудования в установленном порядке должны быть проведены индивидуальные испытания отдельных машин, механизмов и агрегатов.
Опытные (экспериментальные) заводы, цехи подлежат приемке в эксплуатацию в том случае, когда они подготовлены к проведению опытов или выпуску продукции, предусмотренных проектной документацией.
Датой приемки объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией.
Принятые в эксплуатацию объекты подлежат включению в государственную статистическую отчетность после утверждения акта приемки объекта.
Не допускается эксплуатация объектов, не принятых приемочными комиссиями в установленном порядке.
Приемочные комиссии по объектам, заказчиком, застройщиком или уполномоченным ими лицом по которым являются предприятия, организации и другие юридические лица, назначаются юридическими лицами, утвердившими проектную документацию, а по объектам, застройщиками по которым являются граждане, — местными исполнительными и распорядительными органами.
Приемочные комиссии следует назначать не менее чем за 30 дней до начала приемки объекта в эксплуатацию, по объектам, нормативные сроки продолжительности строительства которых составляют менее 30 дней, — не менее чем за 15 дней.
Приемочная комиссия создается из представителей заказчика (застройщика), генерального подрядчика (подрядчика), генерального проектировщика (проектировщика), эксплуатирующей организации, государственного пожарного надзора, а при приемке объектов социальной сферы — и представителя местных исполнительных и распорядительных органов.
По инициативе заказчика (застройщика) в состав комиссии по согласованию с другими организациями и органами государственного надзора могут быть дополнительно включены их представители, в том числе представители организации, проводившей технический надзор за ведением строительства.
Председатели приемочных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию назначаются юридическими лицами, назначившими приемочные комиссии.
Приемка объекта в эксплуатацию оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом, назначившим комиссию.
Соответствие объекта утвержденной проектной документации, требованиям эксплуатационной надежности и безопасности должно быть подтверждено заключениями органов государственного надзора.
Заказчик, застройщик либо уполномоченное им лицо письменно извещает органы государственного надзора о приемке объекта не менее чем за 15 дней до начала работы комиссии.
Органы государственного надзора должны до завершения работы приемочной комиссии представить заключение о готовности объекта или имеющиеся мотивированные возражения.
Приемка объектов без наличия в акте приемки хотя бы одной подписи члена комиссии, а также при наличии мотивированных возражений со стороны органов государственного надзора не допускается.
Приемочная комиссия при выявлении неготовности объекта к эксплуатации представляет мотивированное заключение об этом юридическому лицу, назначившему комиссию.
С момента утверждения акта приемочной комиссии полномочия приемочной комиссии прекращаются.
Вся документация по приемке объекта в эксплуатацию хранится у заказчика (застройщика), а в случае передачи объекта на баланс эксплуатирующей организации — в соответствующей эксплуатирующей организации. Срок хранения — постоянно.
Председатель приемочной комиссии должен представить в орган управления или юридическому лицу, назначившему приемочную комиссию, акт приемки объекта в эксплуатацию.
Акт приемки в эксплуатацию объекта составляется в пяти экземплярах, два из которых находятся у заказчика, два экземпляра представляются балансодержателю объекта, один — подрядчику.
Акты приемки в эксплуатацию объектов утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами или иными юридическими лицами, назначившими комиссию, в срок не более 15 дней после подписания актов. Объекты, по которым указанные сроки утверждения истекли, считаются не принятыми, и по ним назначаются приемочные комиссии повторно.
79. Документация, представляемая заказчиком комиссиям по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектовВ соответствии с требованиями ТКП 45-1.03-59-2008 «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения», введенного в действие с 01.07.2009, заказчик представляет приемочным комиссиям следующую документацию:
— утвержденную проектную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;
— перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;
— документы на право пользования или владения землей;
— заключение органов государственной вневедомственной и государственной экологических экспертиз по проектной документации, которая подлежит вышеназванным экспертизам, и экологический паспорт проекта;
— разрешение на производство строительно-монтажных работ;
— документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
— документы по инженерно-геологическим и гидрогеологическим изысканиям строительной площадки;
— паспорта на оборудование и механизмы;
— справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания и т.п.;
— справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи и др. обеспечат нормальную эксплуатацию объекта;
— акт комплексного опробования смонтированного оборудования;
— справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и генеральным подрядчиком (подрядчиком);
— заключения органов государственного надзора о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, утвержденной проектной документации;
— другие документы, необходимые в соответствии с действующими нормами.