Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция О Порядке Предоставления Результатов Орд От 27.09.2013 img-1

Инструкция О Порядке Предоставления Результатов Орд От 27.09.2013

Категория: Инструкции

Описание

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Приказ от 27 сентября 2013 года №№ 776, 703, 509, 507, 1820, 42, 535, 398, 68

Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Принят 27 сентября 2013 года
Министерством внутренних дел Российской Федерации ,
Министром обороны России ,
Федеральной службой безопасности Российской Федерации ,
Федеральной службой охраны Российской Федерации ,
Федеральной таможенной службой России ,
Службой внешней разведки Российской Федерации ,
Федеральной службой исполнения наказаний ,
Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ,
Следственным Комитетом Российской Федерации Зарегистрирован 05 декабря 2013 года № 30544
Министерством юстиции России

  1. В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1>
Приказываем:

--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

  • Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.
  • Министр внутренних дел Российской Федерации
  • В.КОЛОКОЛЬЦЕВ
  • Министр обороны Российской Федерации
  • С.ШОЙГУ
  • Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • А.БОРТНИКОВ
  • Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации
  • А.МУРОВ
  • Руководитель Федеральной таможенной службы
  • А.БЕЛЬЯНИНОВ
  • Директор Службы внешней разведки Российской Федерации
  • М.ФРАДКОВ
  • Директор Федеральной службы исполнения наказаний
  • Г.КОРНИЕНКО
  • Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • В.ИВАНОВ
  • Председатель Следственного комитета Российской Федерации
  • А.БАСТРЫКИН
  • Другие статьи

    Инструкция орд - Консультант по ст

    5 ноября 2016 года Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд"

    Опубликован 13 декабря 2013 г.

    Вступил в силу 27 сентября 2013 г.

    Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 декабря 2013 г.

    Регистрационный N 30544

    В соответствии с частью четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"1- приказываем:

    Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд.

    1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 26, ст. 3207.

    Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

    1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

    выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

    исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

    исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства судебным искам.

    2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

    3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)5 являются Конституция Российской Федераций, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

    4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

    служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

    быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

    использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

    5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

    II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

    6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности (приложение N 1).

    7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

    8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8 - 14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

    рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

    оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

    9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

    Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

    10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

    Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

    11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

    12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

    13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

    14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

    Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

    В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

    15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

    16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

    При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

    В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

    17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

    Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

    III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

    18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

    20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

    Порядок предоставления результатов орд - открыто обсуждение

    Информация об: Порядок предоставления результатов орд - полезные сведения.

    При представлении органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, получаемых в процессе длящегося оперативно-технического мероприятия, должны быть приняты исчерпывающие меры, обеспечивающие вопросы конспирации проведения данного мероприятия, вплоть до его прекращения. Бастрыкин 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. По замыслу законодателя регулирование процедуры представления результатов ОРД для использования в уголовном судопроизводстве должно носить подзаконный, чисто ведомственный характер. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке: выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве; исполнения требования суда судьи о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны; исполнения требования суда судьи о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в Федерального закона от 29 апреля 2008 г. Это постановление выносится в двух экземплярах. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств. Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд 1. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам органам для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке и УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления руководителя органа подразделения. осуществляющего ОРД начальника или его заместителя. Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.

    Последние новости про Порядок предоставления результатов орд - сегодня обновлено.

    Утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно — розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд «ИНВЕСТИЦИИ И ПРАВО» Утверждена Инструкция о порядке представления результатов оперативно — розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд 23. Представляется, что перекрестные отношения между государственными органами обеспечения правопорядка, связанные с использованием оперативно-розыскных возможностей, не противоречат рассматриваемой Инструкции. В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению. Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда постановления судьи о производстве ОРМ по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. Необходимое условие использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам — защита от возможного разглашения относящихся к этой деятельности сведений, составляющих государственную тайну. Принятию решения о вынесении такого постановления должен предшествовать тщательный анализ имеющихся материалов. Если в процессе пред­ставления результатов ОРД нарушены положения Инструкции, это также может исключить перспективу признания допустимыми соответствующих доказательств.

    Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях выписках. в том числе с переносом наиболее важных частей разговоров, сюжетов на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении рапорте и на бумажном носителе записи переговоров. Постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно, сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице лицах. его совершившем если оно известно. очевидцах преступления если они известны. о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В результативной части постановления формулируется решение руководителя о направлении результатов ОРД и перечисляются оперативно-служебные документы, подлежащие направлению. Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе оперативно-розыскной деятельности предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов. Порядок представления результатов ОРД, полученных при исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, определяется отдельными нормативными правовыми актами. При этом в новой Инструкции уточнено, что указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый их которых направляется следователю, дознавателю или в суд, а второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, к материалам номенклатурного дела.

    НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органа

    Лекция 12. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    В результате изучения главы студент должен:

    • цели, предмет, объекты, основные полномочия и виды правовых средств прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;

    • пользоваться источниками прокурорского надзора в указанной сфере;

    • в соответствии с законом и целями надзора использовать полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД;

    • навыками по составлению актов прокурорского реагирования, анализу и решению практических ситуаций нарушения органами, осуществляющими ОРД, прав, свобод физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, установленного порядка деятельности указанных органов;

    • навыками по защите и восстановлению нарушенных прав.

    Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

    Нормативную базу прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, составляют: Закон о прокуратуре; Закон об ОРД; УПК РФ; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности"; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия"; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2010 г. № 11 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан (утверждена приказом Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122); Типовая инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытию убийств (введена в действие указаниями Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 1993 г. № 315-16-93 и МВД России от 2 августа 1993 г. № 1/3452); указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 29 сентября 2008 г. № 215/69, 1/7818 о порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"); Инструкция о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, органу дознания, следователю или в суд (приложение к приказу МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/ 703/509/507/1820/42/535/398/68).

    Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, имеет исключительное значение для защиты прав физических и юридических лиц. Деятельность указанных органов осуществляется как гласно, так и негласно, а также связана с ограничением конституционных прав граждан, например права на неприкосновенность жилища, тайну телефонных и иных переговоров.

    Целями прокурорского надзора в данном случае являются предупреждение и пресечение возможных нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, устранение причин таких нарушений и способствующих им условий, а также своевременное принятие мер к восстановлению нарушенных прав и интересов, возмещению причиненного вреда, привлечению виновных должностных лиц и сотрудников органов, осуществляющих ОРД, к установленной законом ответственности.

    Прокурорский надзор направлен на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач ОРД но выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, по добыванию информации о событиях, действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; по установлению имущества, подлежащего конфискации.

    В предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, входят:

    – обеспечение законных гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц;

    – соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

    – соблюдение установленных законом запретов при осуществлении ОРД;

    – законность при проведении ОРМ, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, при принятии должностными лицами решений, соблюдение порядка выполнения ОРМ, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов;

    – законность при принятии должностными лицами решений;

    – законность при представлении результатов ОРД следователю, руководителю следственного органа, органу дознания, прокурору и суду;

    – соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД.

    Вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и средств осуществления ОРД, в предмет прокурорского надзора не входят (ч. 3 п. 1 Указания о порядке представления органами внутренних дел оперативнослужебных документов с целью осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих или оказывавших содействие на конфиденциальной основе, представляются только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

    При необходимости указанные лица могут привлекаться к участию в производстве следственных и судебных действий с обеспечением их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности в порядке, определяемом законодательством РФ и органов, осуществляющих ОРД (п. 6 Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд). Предание гласности сведений об указанных лицах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, прокурор проверяет исключительно при наличии жалоб граждан.

    Оперативно-служебные документы об осуществлении органами ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности могут быть истребованы прокурором только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства РФ.

    Сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

    К объектам надзора относятся органы, осуществляющие ОРД. Их перечень закреплен в ст. 13 Закона об ОРД. На территории России право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

    1) органов внутренних дел;

    2) органов ФСБ России;

    3) федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;

    4) таможенных органов РФ;

    7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

    8) органа внешней разведки Минобороны России, который проводит ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий указанных выше органов.

    Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Субъектами данного надзора являются должностные лица органов, осуществляющих ОРД, которые решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

    Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter