Руководства, Инструкции, Бланки

Методы И Приемы Руководства Продуктивной Деятельностью Дошкольников img-1

Методы И Приемы Руководства Продуктивной Деятельностью Дошкольников

Категория: Руководства

Описание

Урунтаева Г

ГЛАВА 7. Развитие продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б.Эльконин).

Видео

Другие статьи

Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка 5-6 лет

Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка 5-6 лет

Методическая разработка по теме «Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка»

Автор: Соснина Светлана Валерьевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №45 комбинированного вида» г. Новокузнецк.
Описание матеериала: Материал предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Этот материал направлен на организацию правильной системы продуктивной деятельности с использованием различных инструментов, материалов и техник, в которых ребенок овладевает сложными, координированными и тонко дифференцированными движениями пальцев рук работа по преодолению трудностей в развитии мелкой моторики.

Одним из компонентов общего двигательного развития является мелкая моторика. Понимание данного термина рассматривают разные авторы. Результаты исследований показывают, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затруднят овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, а также ручной ловкости дошкольников способствуют разнообразные виды продуктивной деятельности.
Наиболее сложную технику предполагают те виды деятельности, которые требуют специальных действий, связанных с использованием инструментов-орудий (ножниц, кистей, карандашей, стек и т. п.). Однако нельзя говорить об отсутствии техники и в тех видах деятельности, которые осуществляются непосредственно руками (раскатывание и примазывание в лепке, сгибание и обрывание в аппликации, разнообразные приемы складывания бумаги в оригами). Все эти техники требуют освоения не менее сложной системы действий. В ходе изобразительной деятельности дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок.
Формирование продуктивных видов деятельности – это базис воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат основой для становления познавательной деятельности, с другой – играют важную роль в воспитании личностных качеств ребенка и его поведения.
Продуктивные виды деятельности помогают координировать зрение и движение, овладеть формами, развивают чувственно – двигательную координацию. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности первые появления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность.
Исходя из выше сказанного, я предположила, что работа по преодолению трудностей в развитии мелкой моторики при правильной системной организации продуктивной деятельности с использованием различных инструментов, материалов и техник, в которых ребенок овладевает сложными, координированными и тонко дифференцированными движениями пальцев рук может быть успешна.
Целью моей работы стало: изучить использование продуктивной деятельности в развитии и коррекции мелкой моторики дошкольников; воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области таких видов деятельности, как изобразительное искусство, художественно-декоративное творчество.
Задачи, которые я ставлю для достижения цели
• Знакомство с новыми, нетрадиционными технологиями в изобразительном искусстве
• Развитие моторных способностей через овладение ручными разнообразными операциями, влияющими на психофизические функции ребенка.
• Вооружить детей знаниями в изучаемой области,
выработать необходимые практические умения и навыки,
• Приобщить ребенка к изобразительному искусству,
• Выработать необходимые практические умения и навыки,
• Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
• Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Для решения поставленных задач была проведена коррекционно – развивающая работа, которая была построена на ведущей деятельности детей дошкольного возраста и включала в себя:
• Нетрадиционное рисование;
• Конструирование из бумаги, бросового материала;
• Лепка;
• Комбинированные виды продуктивной деятельности.
Данная работа состояла из трех блоков:
1 блок – включал подгрупповую непосредственно образовательную деятельность, которая проводилась в соответствии с тематикой в первой половине дня.
2 блок включал в себя задания с использованием различных видов продуктивной деятельности и проводился во вторую половину дня в соответствии с планом работы.
3 блок включал индивидуальную работу в рамках свободной деятельности.
При проведении коррекционно – развивающей работы использовались различные методы и приемы: сюрпризные моменты; создание проблемной ситуации; рассматривание образца и выделение главных частей, второстепенных; показ способов выполнения работы; подробное объяснение; вербальные средства коммуникации (понимание детьми словесных инструкций, уточняющие вопросы). Форма работ подгрупповая, так как именно данная форма организации обеспечивает наилучшее усвоение задания, а в дальнейшем и его выполнение.
Дети знакомились с различными техниками выполнения, которые спланированы в последовательности от простого к сложному. Основными средствами выразительности являются: форма, цвет, композиция изображения.
У детей появилось увлечение темой, желание выполнить красиво, внести что-то свое.
Важным моментом в процессе организации продуктивных видов является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста. Использование игровых моментов позволяет решить проблемные ситуации на занятиях по изобразительной деятельности, которые стали осмысленными, в то же время интересными и увлекательными.
На начальном этапе работы у детей наблюдались значительные трудности в усвоении предложенного материала, отмечалось множество допускаемых ошибок, поэтому необходимо было полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны взрослого. Но в ходе дальнейшего проведения работы мы замечали, что у детей ошибок становилось значительно меньше. Дети стали охотно выполнять задания, стали более внимательными, начали зрительно соотносить детали на собственных поделках. Движения пальцев рук стали более чёткими, точными, координированными, мышечный тонус стал более размеренным, улучшилась динамическая организация и зрительно моторная координация, руки и пальцы стали более чувствительными. Уровень скоррегированности повысился по всем параметрам мелкой моторики.
Следовательно, систематичное использование продуктивных видов деятельности действительно оказало эффективное влияние на развитие и коррекцию мелкой моторики. И мое предположение о том, что работа по преодолению трудностей в развитии мелкой моторики при правильной системной организации продуктивной деятельности с использованием различных инструментов, материалов и техник, в которых ребенок овладевает сложными, координированными и тонко дифференцированными движениями пальцев рук может быть успешна подтвердилось.

Список использованной литературы:
1. Анучина, Н. А. Таланты детей – на кончиках пальцев [Текст] //Дошкольное воспитание.- 2006, №2
2. Богатеева, З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. [Текст]//Дошкольное воспитание 1987. №8.С.49 – 53.
3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]. часть 1/ Г. Н. Давыдова. -М. «Скрипторий 2003», 2007.-80 с.
4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования [Текст] / Р. Г. Казакова. - М. Сфера, 2007. - 125 с.

Формы организации продуктивной деятельности - Картинка 106143-12

Формы организации продуктивной деятельности

<< Создание условий для творческой активности детей

Формы организации продуктивной деятельности >>

Формы организации продуктивной деятельности. Игровые образовательные ситуации. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность детей.

Картинка 12 из презентации «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

Размеры: 301 х 401 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 6752 КБ.

Похожие презентации

краткое содержание других презентаций на тему картинки

«Виды деятельности» - Форма жизни детей. Игровая деятельность. Виды деятельности. Рекреационная. Творческая деятельность. Все люди талантливы, но талант необходимо развивать. Созидательная. Материально-социальная. Мастерство, вдохновение. Основывается на предшествующем опыте и знаниях. Ученик. Потребительская. Происхождение.

«Деятельность и профессии» - Ошибки выбора профессии. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Управление (руководство чьей-то деятельностью). Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Объекты деятельности: Образование (воспитание, обучение, формирование личности). Высоко развиты двигательные и словесные способности.

«Виды учебной деятельности» - Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Задачи педагогов, решаемые в ходе реализации данной программы. Виды деятельности младших школьников. овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам).

«Исследовательская деятельность» - Задачи учебного исследования. культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Результаты. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. Проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями). Основные типы творческих работ учащихся.

«Образовательная деятельность в детском саду» - Но процесс обучения остается. Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности. Современные подходы к организации образовательной деятельности детей в детском саду. Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

«Профессиональная деятельность школы» - Внеклассная работа. В основе Программы развития школы. Таможенник. Информационно-справочная система. Научиться стать зрелым для своих лет. Задуматься о перспективе развития, обустройстве, международном авторитете своей Отчизны – России. Справочник вузов Перми. Тесты на интеллект. Дать общие понятия по данному направлению.

Развитие ребенка

19 презентаций о развитии ребенка

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Характеристика процесса обучения детей дошкольного возраста, основные методы и приемы. Конспект дидактической игры с математическим содержанием. Методика игровой деятельности с развитием речи "Поможем мишке". Воображаемая игра как метод обучения.

курсовая работа [30,1 K], добавлен 25.04.2014

Психологические предпосылки для развития художественного восприятия ребенка. Художественно-педагогические игры на уроках изобразительного искусства. Игровые приёмы в обучении детей рисованию. Примеры дидактических игр и упражнений для начальной школы.

курсовая работа [447,3 K], добавлен 28.10.2013

Значение сюжетного рисования в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Задачи, методика и содержание обучения сюжетному рисованию в разных возрастных группах. Рисунок воспитателя как один из эффективных приемов наглядного обучения детей.

контрольная работа [36,6 K], добавлен 10.08.2013

Содержание обучения детей рисованию животных на разных возрастных этапах. Использование нетрадиционных приемов. Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром. Планирование занятий по обучению рисованию животных в дошкольном учреждении.

курсовая работа [6,8 M], добавлен 08.04.2011

Процесс рисования дошкольника. Развитие технических умений у детей. Роль образца, показа и подражания в младшей и старшей группе. Задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства. Средства эстетического воспитания детей.

реферат [13,2 K], добавлен 20.12.2009

Понятие звукового анализа слова, культуры речи. Методика обучения дошкольников грамоте. Материальность и дискретность слова. Формирование знания о звуковой форме слова как о процессе. Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 09.05.2014

Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Игровые обучающие ситуации в непрерывной образовательной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Изучение уровня развития движений у детей.

курсовая работа [48,2 K], добавлен 24.02.2014

Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Ее виды и способы (конструктивный, пластический, комбинированный). Основные задачи и содержание обучения технике лепки из пластилина детей различных возрастных групп детского сада.

презентация [769,7 K], добавлен 20.11.2015

Выявление возможностей использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Технические способы, приёмы работы с пластическими материалами. Разработка конспекта по развитию мелкой моторики рук у детей в процессе обучения лепке.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 11.12.2014

Мышление человека как высшая ступень познания. Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста и его вопросы в современной психолого-педагогической литературе. Организация различных видов продуктивной деятельности детей.

реферат [36,8 K], добавлен 26.05.2009

Размещено на http://allbest.ru

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

дошкольный продуктивный поведение образование

ТЕМА: формы, методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности.

ЦЕЛЬ: формировать умение работать с первоисточником, формирование умение ставить цель задачи занятий по продуктивным видам деятельности.

План. Теоретическая часть:

1. Понятие продуктивная деятельность.

2. Формы продуктивной деятельности.

3. Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности.

1. поставить цель и задачи к занятию по рисованию в старшей группе ДОУ по теме: «Дивный сад».

1. Понятие продуктивной деятельности

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. К продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация, театральная деятельность и др. в продуктивных видах деятельности тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы.

Дошкольный возраст как отмечается многими психологами и педагогами (В.С. Мухиной, Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.П. Усовой, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным), является сенситивным периодом для становления многих видов деятельности. Продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (Воображения, мышления, память, восприятия), раскрывают их творческий потенциал.

Занятия различными видами художественной деятельности и конструированием создают основу для полноценного и содержательного общения детей с взрослыми и сверстниками.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, обменом изображении.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представление ребёнка об окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство диагностики когнитивного и личностного развития ребёнка - дошкольника.

Важно отметить, в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребёнка в самостоятельности и активности, подражанию взрослому, освоению предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Продуктивные виды деятельности, с точки зрения их педагогической значимости, изучены ещё не достаточно, хотя широко применяются в работе педагогов и психологов.

Методологической основой послужили работы, проведённые в области развития и применение продуктивных видов деятельности в дошкольных образовательных учреждениях А.П. Усова, Е. А. Флерина, Л.Ф. Бурлачук, В.И. Гарбузовым, А.Н. Давидчук, Я.Л. Коломерским, Т.С. Комаровой, Я.С. Соколовой, Д.Б. Эльконин и др.

Использование в работе педагога дошкольного общеобразовательного учреждения изобразительной деятельности и конструирование является мощным терапевтическим средством нормализации психических процессов ребёнка. Рисование, лепка, аппликация, конструирование способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые ими при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает детям справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами, что позволяет использовать продуктивную деятельность в коррекционно - терапевтических целях. Поэтому педагоги отвлекают детей от грустных и печальных мыслей, событий, снимают напряжение, тревогу, страхи. Вопрос по использованию продуктивной деятельности в работе педагогов и психологов в настоящее время является актуальным на сегодняшний день.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, пластилин и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребёнок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определённое отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задания, доводить начатую работу до конца.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материала, использование разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремлённости в работе, умении довести её до конца.

Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает всё яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользовать материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определённой последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда.

Целенаправленная подготовка детей к учёбе в школе на занятиях продуктивной деятельностью будет способствовать нравственному, эстетическому и умственному воспитанию дошкольников, и развитию их художественного вкуса и творческих способностей. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку конспектов занятий продуктивной деятельностью как важного средства всестороннего развития детей.

Продуктивная деятельность дошкольников теснейшим образом связана с арт-терапией. В случае коррекционно - развивающего обучения занятия по формированию продуктивной деятельностью в определённой степени играют психотерапевтическую роль.

Арт - терапия, как метод - безболезненно, не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе.

Техники арт - терапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арт - терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а так же через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

2. Формы продуктивной деятельности

· Основная форма работы - обучение детей на занятиях

· Фронтальная (групповая) форма

· Индивидуально - творческая деятельность

· Интегрированная форма обучения

На первом этапе работы воспитатель ставит перед собой цели:

· Дать детям знания и представления о формах самостоятельного поведения;

· Довести детей к пониманию нравственной категории самостоятельности, её значимости в личностном и социальном смысле;

· Ввести в лексикон слова «сам», «самостоятельный»;

· Способствовать приобретению форм самостоятельного поведения

1. Подбор художественной литературы.

2. Просмотр видеофильмов и видеороликов.

3. Постановка кукольного театра.

4. Создание проблемных ситуаций.

5. Проведение эстетических бесед на тему: «Самостоятельность»

На втором этапе работы воспитатель ставит перед собой цель:

· Формировать интерес и положительное отношение к выбранному виду продуктивной деятельности.

4. Рассматривание картинок, работ по выбранной теме.

5. Тематическое занятие.

На третьем этапе работы ставится цель:

· Накопление детьми умений и навыков работы в данном виде деятельности;

· Развитие общественных мотивов деятельности;

· Приобретение детьми элементов самоконтроля и самооценки;

· Формирование самостоятельного поведения.

1. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

2. Работа детей с помощью пошаговой инструкции.

3. Работа детей по инструкционным картам.

4. Упражнения в раскрашивании готовых поделок и игрушек.

5. Коллективные работы.

6. Домашние задания.

На первом этапе перед ними ставится задача сформировать у детей представления о формах самостоятельного поведения и подвести к пониманию самостоятельности, как значимого качества личности. С этой целью рекомендуется использовать примеры литературных и сказочных героев. При отборе содержания должна учитываться его динамичность, созвучность личному опыту дошкольника, чтобы оно вызвало у детей отклик и сопереживание.

Чтение художественных произведений побуждает детей к обмену впечатлениями по поводу содержания в виде реплик, оценочных суждений, в виде связных высказываний, созвучных услышанному повествованию («Невеличка маленькая совсем, а умеет сама убираться…», «Я тоже штаны порвал, научусь сам зашивать….», «Сам умею одеваться, я большой…», «Некрасиво с дырками ходить…», «Если бы он сам одевался, так бы не получилось…», «Папа мне сделает лопатку, я сам буду копать…»).таким образом, опыт каждого ребёнка становится достоянием детского коллектива.

Перед просмотров видеофильмов требуется некоторая подготовка детей- перед ними будут становиться вопросы, на которые они должны были ответить после просмотра. Если дети затрудняются с вопросами, проводить повторный показ отдельных кадров или фрагментов фильма. Через некоторое время организовывать повторный показ фильмов, после чего в беседе с детьми побуждать их не столько к пересказу, сколько к анализу фактов, установлению связи между ними.

Для закрепления знаний о самостоятельности и формах самостоятельного поведения очень хорошо использовать специально организованные и стихийно возникшие проблемные ситуации во время прогулок, занятия, режимных моментов. Тем самым у детей возникает необходимость активно использовать слова «сам» и «самостоятельный» и демонстрировать свою способность действовать самостоятельно в тех или иных ситуациях.

С целью суммирования, уточнения и систематизации знаний, приобретённых детьми в результате проделанной работы следует провести этическую беседу «О самостоятельности». В процессе беседы можно вспомнить эпизоды из художественных и мультипликационных фильмов, рассмотреть иллюстрации уже в знакомых книгах. Детям предлагать вопросы, направленные на установления связей, отношений, обобщений усвоенных знаний. Это побуждает детей активно пользоваться термином «самостоятельный», вспоминая эпизоды из рассказов, сказок, кукольных постановок, а так же реальные ситуации, происходящих с ними: «Я маленькая была - тоже ходить не хотела, теперь сама могу ходить…», «Я уже самостоятельный, сам на улицу одеваюсь….», «надо быть самостоятельным, чтобы никогда не просить…», «самостоятельный - кто делает всё сам…» и др.

На втором этапе для создания у детей интереса и положительного отношения к виду деятельности можно использовать беседу о том, какую пользу приносит людям тот вид деятельности, который дети сейчас выполняют. В ходе её детям полезно рассматривать иллюстрации, послушать стихи, вспомнить знакомые потешки.

На следующем этапе нашей работы для накопления навыков и умений у детей для занятий очень важно использовать игры для развития тонкой моторики пальцев, так как любая продуктивная деятельность связана с работой рук и требует сноровки и ловкости в обращении.

Первые детские поделки лучше создавать при непосредственном участии педагога. Освоив некоторые приёмы лепки, дети переходят к работе посредством пошаговой инструкции - педагог объясняет и показывает, дети повторяют все действия.

Затем можно применить усложняющиеся задания с использованием инструкционных карт. На них графически изображается ход работы с тем или иным материалом продукта деятельности, например лепка(на сколько нужно разделить основной кусочек пластилина, какие формы сделать, последовательность сборки игрушки - это послужит своеобразным упражнением в самоконтроле. («Гусенички», «Божьи коровки», «Цыплята»)

Параллельно с лепкой дети могут освоить технику раскрашивания объёмных фигурок сначала по образцу, а затем по собственному замыслу. Так получится ещё одна возможность формирования у детей элементов самоконтроля (игрушку нужно раскрасить со всех сторон).

Когда дети в большинстве своём освоят основные навыки и приёмы лепки и раскрашивания, можно ввести дополнительный сказочный персонаж. Помимо Колобка на занятие к ребятам приходит Незнайка, который ничего не знает, не умеет, но всему хочет научиться. Дети здесь выступают в роли учителя, обнаруживая тем самым умение планировать деятельность, выбирать средства, ставить цель.

Для закрепления форм самостоятельного поведения с детьми можно использовать ряд домашних заданий, например: «Научи маму подготовить пластилин для лепки», «придумай, сделай и покажи друзьям», «у кого, что получилось». Дети делают игрушки дома и приносят их в детский сад. Благодаря этому имеется возможность судить о степени эффективности усилий воспитателя в работе.

3. Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста продуктивным видам деятельности

У детей дошкольников обнаруживается интерес к продуктивной деятельности. У них уже имеется представления о труде, о некоторых профессиях. Продолжается воспитание уважения к тем, кто трудится, бережное отношение к предметам и вещам. Дети ближе знакомятся с предметами окружения, учатся любоваться их красотой, оригинальностью формы. По возможности осуществлять сенсорный анализ, выделяя особенности их строения, свойства, качества, связывая их с назначением предметов, с материалами, из которых они сделаны. Дети знакомятся с современными и старинными зданиями, мостами, транспортом. Учатся рассматривать их, выделять функциональное назначение, оформление.

В этом возрасте у них совершенствуются конструктивные навыки, развивается умение комбинировать детали, сочетания их по форме, величине, цвету.

Обучение детей среднего дошкольного возраста носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует со строительным и природным материалом.

Совместная деятельность педагога и детей часто начинается с элементов игры, сюрпризных моментов - неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует детей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство (форма, величина, устойчивость) и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать. Выяснение конструктивных свойствами проходят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами (длинный - короткий, большой - маленький, широкий - узкий и т.п.). Совершенствуются элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри). Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции. Педагог учит создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Практика показывает, что взаимоотношения детей в конструктивной деятельности сами по себе не всегда строятся на правильной основе. Поэтому роль воспитателя приобретает здесь важное значение. Он должен учить своих воспитанников коллективно работать, предварительно вместе обсуждать замысел, четко распределять обязанности в процессе выполнения построек, игрушек, согласовывать свою работу с действиями товарищей.

При этом следует воспитывать у детей способности мотивировать свои предложения, осмысливать предложения товарищей и умение выбирать лучший вариант, отказавшись от своего, если он окажется не совсем удачным.

В процессе совместного выполнения конструкции ребята должны оказывать помощь друг другу, доброжелательно откликаться на просьбы товарищей, быть чуткими и внимательными к их работе. При этом развивается не только творчество, изобразительность, но и эстетический вкус. Побуждает обыгрывать сооружения, объединяться в играх. Дети дошкольного возраста способны выполнять довольно сложные действия в определённой последовательности. Педагог в совместной деятельности и в последовательной деятельности предлагает детям несложные конструкторы для экспериментирования с деталями. Однако если ребенок не справляется с заданием, работает не произвольно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий: показывает способы крепления деталей, монтажа несложных конструкций, рассматривает чертежи конструкций. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует два три раза, обращая внимание детей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работе педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Все ошибки исправляются непосредственно в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть назойливыми, многословными.

Дети дошкольного возраста лучше усваивают эмоционально воспринятый материал. Запоминание у них характеризуется непреднамеренностью. Поэтому совместной деятельности педагога и детей широко используется игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще не элементарной, но позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности).

С дошкольного возраста начинается приобщение к работе с природным материалом: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т.д. во время свободной деятельности. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить их сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью различных дополнительных материалов. Дети учатся способам склеивания деталей. Педагог побуждает проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не разбрасывать не нарушать красоту и уют в помещении. Порядок на рабочем месте - необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитание у детей навыков организованного труда, эстетических чувств. Можно давать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые задания, и тренировать их в том, что усвоено ранее. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Методы продуктивной деятельности детей.

Информационно-рецептивный метод направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации.

Репродуктивный метод направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение нецелостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения).

Исследовательский метод. Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приемов.