Категория: Руководства
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"
1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии
1.1 Сущность понятия проектной деятельности
1.2 Характеристика проектной деятельности
1.3 Использование проектной деятельности в технологии
2. Разработка и апробация уроков по технологии с применением проектной деятельности в разделе «Лоскутная пластика»
2.1 Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»
2.2 Разработка план – конспектов уроков раздела «Лоскутная пластика»
2.3 Методические рекомендации
Актуальность. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.
Включение метода проекта в образовательный процесс было сопряжено с рядом трудностей. Некоторые педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Ведь стать подлинно научным руководителем группы школьников, работающих над проектами, не каждому учителю по плечу. Здесь нужна и высокая квалификация педагога, и достаточный уровень знания преподаваемого предмета, и готовность к дополнительным временным затратам.
Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения проектных заданий. Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности учащихся, так как проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология» предъявляются высокие требования
Объектом исследования является процесс обучения технологии.
Предмет исследования – метод творческих проектов.
Цель курсовой работы – изучить методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология» при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Гипотеза работы – если в процессе обучения технологии использовать метод творческих проектов, то будут развиваться творческие способности учащихся в области проектирования и изготовления изделий.
Задачи курсовой работы следующие:
Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
Разработать методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе «Технология».
Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
Разработать конспекты уроков и план-конспект уроков технологии при изучении раздела «Лоскутная пластика».
Методы работы: анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, анализ педагогической деятельности и передового педагогического опыта, систематизация и обобщение.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности методики руководства проектной деятельностью, который может быть использован в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей учащихся.
Практическая значимость: разработанная методика руководства проектной деятельностью может быть использованы в работе учителей, студентов – практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
1. Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии
1.1 Сущность понятия проектной деятельности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах – США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
В 90-е гг. ХХ в. был накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов: исследовательские; творческие, приключенческие, информационные, практико-ориентированные.
Наиболее полное понятие «проектный метод» представлено в исследованиях И.Д. Чечель. По мнению ученого, исследовательский проект как элемент научного творчества учащихся рассматривается сегодня и как составная часть современных педагогических технологий. Исследователь определяет метод проектов как педагогическую технологию. По мнению автора, цель данной технологии ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, для активного включения в проектировочную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.
Раскрытие сущности проектного метода обучения мы находим в работах В.В. Гузеева. Ученый отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым, корректируют деятельность.
Другой подход к рассмотрению метода проектов мы находим в работах Г.К. Селевко. Ученый рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий.
Так, Г.К. Селевко этот метод представляет как:
– вариант технологии проблемного обучения;
– комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;
– способ группового обучения;
– компонент методики обучения в школе С. Френе;
– способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени.
Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.
Творческий проект – самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга), от идеи до его воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной, выполненное под контролем и консультированием учителя.
Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе ктоторой лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.
Назначение . проектная деятельность учащихся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создании конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую информацию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.
К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:
- проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:
1.поиск и анализ темы проекта
2.сбор и изучение необходимой информации
3.изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального
4.планирование технологического процесса
5.разработка конструкторской и технологической документации
1.выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов
2.выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий
3.текущий контроль качества выполнения технологических операций
4.соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологической культуры, безопасных условий труда
5.внесение, при необходимости, изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления
1.контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания
2.мини маркетинговое исследование
3.анализ общих результатов работы над творческим проектом
4.подготовка и защита проекта перед группой учащихся
Работа учителя по руководству проектной деятельности учащихся:
Требования к подбору проектных заданий:
1.соответствие проектного задания уровню подготовки учащихся
2.создание условий для интеллектуального роста учащихся в процессе проектной деятельности
3.учет материально-технических условий обучения
4.обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:
1.постановка перед учащимися проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека
2.помощь учащимся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта
3.оценка учебно-трудовой деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом
4.анализ и обобщение работы над проектом отдельных учащихся и класса в целом
Некоторые методологические приемы применения метода проектов :
1.создание банка идей проектов
2.создание банка самих проектов
3.оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.
mybiblioteka.su - 2015-2016 год. (0.074 сек.)
Демонстрацию изучаемых технич-их объектов, процессов и их изображений можно рассматривать с разных точек зр. С одной стороны это реализация принципа наглядности в обуч-ии.С др. средства наглядности и их примен-ие в уч-ом процессе.С 3-ей cтop. эти демон-ции м/б объ-ом изуч-я, тогда образ этого объекта становится главным источником знаний для уч-ся. В этом случае демонстр-и выступают уже в роли метода обуч-я, кот использ-я в Т очень широко. Наряду со средствами наглядности или нагл, пособиями при обуч-ии Т широко использ-ся ТСО.
ТСО- комплекс технич.устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения уч-ся ЗУН и повышения эффективности работы уч-ля по осуществлению уч. процесса и контролю за его результатом.
К ТСО относятся уч. кино, телевидение, звукотехника, визуальные технич-ие устрой-ва, сред-ва программированного обуч-я и контроля, тренажеры, а также различ-я электоронно-вычислит-я техника и др.техич. устр-ва. Применение ТСО способствует прежде всего лучшей реализации принципа наглядности в обучении Т. Здесь они как бы дополняют средства наглядности, расширяют их возможности.
Одна из дидактических особенностей ТСО- информационная насыщенность.
Они передают уч-ю информа-ю за более короткий промеж, времени, чем это можно сделать ч/з устное изложение уч. матер-ла уч-ем. ТСО позволяет осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие уч. мат-ла. уч-ся. Незаменима роль ТСО в образном представлении уч-ся длительных и широких производствен-х процессов (показ уч кино произ-го процесса на промыш-ом предпр-ии) С помощью уч. кино и ТВ можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению(средствами мультипликации можно показать движение электронов в проводнике).В обучении Т при формиров-ии практических У и Нов играют большую роль тренажеры (для формир-ния начальных У и Нов в управлении автомобилем используется спец (тренажер).В настоящее время и в перспективе особо значимую роль играет в обучении Т эл. вычислит, техника. Она выступает не только как средство обуч-я, но и как объект изучения уч-ся. Применение при обучении Т ЭВТ создаст -возможность накопления в значительных объемах текстовой аудиовизу-ой уч-ой и справоч-й информации. С помощью компьютеров можно создать такие уч. ситуации, когда уч-ик будет сам составлять прикладные программы и вводить их в машину, работать с этими программами, использовать информ-ю из
компьютерного банка данных.
14. Методика руководства проектной деятельностью учащихся.Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.
Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.
Назначение . проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.
К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:
проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:
поиск и анализ темы проекта
сбор и изучение необходимой информации
изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального
планирование технологического процесса
разработка конструкторской и технологической документации
выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов
выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий
текущий контроль качества выполнения технологических операций
соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда
внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления
контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания
мини маркетинговое исследование
анализ общих результатов работы над тв. проектом
подготовка и защита проекта перед группой уч-ся
Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:
Требования к подбору проектных заданий:
соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся
создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности
учет материально-технических условий обучения
обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:
постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека
помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта
оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом
анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом
Некоторые методологические приемы применения метода проектов :
создание банка идей проектов
создание банка самих проектов
оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.
Творческий проект – самостоятельно разработанная и изготовленное изделие (услуга), от идеи до ее воплощения, обладающая субъективной или объективной новизной, выполненная под контролем и консультированием учителя.
Сущность методов проектов представляет собой организацию творческой работы учащегося, в основе кт. лежит проектирование и осуществление полного цикла деятельности по созданию продукта (товара или услуги) начинается от идеи (замыслов) до реализации продукта.
Назначение . проектная деятельность уч-ся способствует активному формированию у них целой системы технологических знаний необходимых при создание конкурентно способных товаров и услуг. Развивает умение видеть проблемы в технической деятельности и принимать по ним решения, находить и использовать для этого необходимую инф-цию, планировать и контролировать свою работу, формирует коммуникативные навыки, инициативность, умение сотрудничать с партнерами по труду, предприимчивость и др. важные деловые качества личности.
К основным этапам проектной деятельности уч-ся относится:
· проектировочный этап (поисково – конструкторский) он состоит из:
1. поиск и анализ темы проекта
2. сбор и изучение необходимой информации
3. изучение различных вариантов конструкции объекта и выбор наиболее оптимального
4. планирование технологического процесса
5. разработка конструкторской и технологической документации
1. выполнение необходимых тренировочных упражнений в трудовых действиях и рабочих приемов
2. выполнение запланированных обработочных, отделочных и сборочных операций по изготовлению изделий
3. текущий контроль качества выполнения технологических операций
4. соблюдение в работе технологической и трудовой дисциплины, технологич. культуры, безопасных условий труда
5. внесение при необходимости изменений в конструкцию изделий и в технологию его изготовления
1. контроль изготовленного изделия и при необходимости его испытания
2. мини маркетинговое исследование
3. анализ общих результатов работы над тв. проектом
4. подготовка и защита проекта перед группой уч-ся
Работа учителя по руководству проектной деятельности уч-ся:
Требования к подбору проектных заданий:
1. соответствие проектного задания уровню подготовки уч-ся
2. создание условий для интеллектуального роста уч-ся в процессе проектной деятельности
3. учет материально-технических условий обучения
4. обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда
Деятельность учителя технологии при использовании методов проекта:
1. постановка перед уч-ся проблемы осознания потребности в различных видах деятельности человека
2. помощь уч-ся в выборе темы проекта в проектировании и реализации проекта
3. оценка учебно-трудовой деятельности уч-ся на каждом этапе работы над проектом
4. анализ и обобщение работы над проектом отдельных уч-ся и класса в целом
Некоторые методологические приемы применения метода проектов :
1. создание банка идей проектов
2. создание банка самих проектов
3. оформление уголка проектов в учебной мастерской, в нем может быть представлена тематика проектов и образцы уже выполненных проектов.
Подготовка учителя технологии к занятиям.
Качество каждого занятия по технологии и достижение поставленной цели зависит от подготовки преподавателя к занятию, т.е. продумывание его структуры содержания, методики проведения, подготовки оборудования, технической документации и т.п.
I. Подготовка учителя к занятиям состоит из двух частей:
1. Предварительная, завершающаяся планированием системы уроков
2. Непосредственной подготовки к данному занятию
Предварительное планирование системы уроков: это
1. изучение учебной программы и объяснительной записки к ней, определения объема и содержания ЗУНов по каждой теме, кт. должны овладеть уч-ся
2. изучение пособий по технике, технологии и организации труда.
3. изучение новых методических материалов, статей, журналов, освещающих опыт и теоритич. вопросы содержания, организации и методики проведения занятия по предмету в целом и отдельным вопросам разделов и программы.
4. проверяется и приводится в порядок оборудование в мастерских, кабинетах, производится его ремонт и обновление, приобретаются недостающие приборы и приспособления
5. проводится обследование наглядных пособий и тех. докум. Разраб. недостающие пособия, сост-ся новые тех-е карты и инструкционные документы
6. рассчитываются потребности в материалах, приобретаются материалы, продумывается порядок их учета, хранения, приготовление заготовок и выдача их уч-ся
7. намечается перечень изделий для изготовления уч-ся, с учетом программных требований
8. продумывается технология изготовления изделий, некоторые из новых изделий учитель должен изготовить сам, чтобы проверить последовательность технологии и расходование времени
Завершающим этапом предварительной подготовки явл-ся продумывание системы урока по каждой теме и составление рабочего плана
II. Подготовка учителя к занятиям:
1. анализ предшествующего урока, в процессе кт. учитель устанавливает как была достигнута его цель и выполнен план, какие остались пробелы в знаниях и умениях учащихся, на основе этого уточняется тема и цель урока
2. определение структуры урока и продумывание его проведения, структура зависит от содержания и дидактической цели занятия, так же опред. содержание, последовательность изложения, методы изложения нового материала и т.д.
3. разработка методики инструктирования пробного выполнения действий учащимися, учитель должен точно определить вид инструктажа, что и как будет показано ученикам, что будет объяснять, кого вызовет на пробное действие, как организует практическую работу, как будет проводить текущий и заключительный инструктаж.
4. учитель тщательно проверяет исправность оборудования и инструментов, кт. будет пользоваться для демонстрации или работы
5. контрольное изготовление учителем того изделия, кт. будут выполнять ученики на уроке оно будет использоваться как наглядное пособие; в процессе изготовления уточняются тех. операции, уточняется время выполнения работы
6. продумываются воспитательные, развивающие, профориентационые задачи и пути их решения.
Отражаются в цели
В результате этой работы учитель составляет план урока в кт. отражается след. инф-ия:
Оборудование и материалы
Структура (ход) урока
На ряду с планом учитель составляет конспект урока, это помогает более тщательно подготовиться к занятию, продумать и систематизировать материал.