Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Учителя По Фгос Овз img-1

Должностная Инструкция Учителя По Фгос Овз

Категория: Инструкции

Описание

Материал на тему: Приложения к приказу о подготовке к введению ФГОС ОВЗ

Материал на тему:
Приложения к приказу о подготовке к введению ФГОС ОВЗ

Приложение №_ 2 к приказу №_ 353 от «22_»апреля _2015г.

Состав рабочей группы по обеспечению введения ФГОС ОВЗ

Председатель рабочей группы – Зверева Елена Александровна, заместитель директора по УВР

Члены рабочей группы.

учитель начальных классов – Терехина Наталия Александровна

учитель начальных классов – Патлина Надежда Леонидовна

учитель начальных классов – Ахматдинова Ильсияр Раисовна

учитель начальных классов – Загайнова Ольга Сергеевна

учитель начальных классов – Калганова Инна Александровна

учитель начальных классов – Матвеева Елена Владимировна

учитель начальных классов – Ярусова Александра Анатольевна

учитель начальных классов – Буданцева Ирина Владимировна

учитель физической культуры – Янышевская Ирина Ивановна

учитель музыки – Марченко Оксана Ивановна

учитель-логопед –Климова Татьяна Борисовна

социальный педагог –Комкова Елена Владимировна

учитель-дефектолог – Красноперова Дарья Константиновна

Приложение №3 к приказу № 353 от «22» апреля 2015г.

о Совете по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС ОВЗ

1. Общие положения

1.1. Совет по введению ФГОС ОВЗ начального общего образования (далее – Совет) создан в целях информационного, консалтингового и научно-методического сопровождения процесса по введению ФГОС ОВЗ.

1.2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, Уставом общеобразовательного учреждения, а также настоящим положением.

1.3. Состав Совета определяется решением педагогического совета общеобразовательного учреждения из числа наиболее компетентных представителей педагогического коллектива, администрации и утверждается приказом директора.

1.4. Возглавляет Совет председатель – заместитель директора по УВР начального общего образования.

2. Задачи Совета

2.1. Формирование состава рабочих групп по введению ФГОС ОВЗ.

2.2. Выдвижение кандидатур руководителей проектов по введению ФГОС ОВЗ.

2.3. Информационная и научно-методическая поддержка разработки и реализации комплексных и единичных проектов введения ФГОС ОВЗ.

2.4. Экспертиза единичных и комплексных проектов введения ФГОС ОВЗ.

2.5. Утверждение планов-графиков реализации комплексных проектов введения ФГОС ОВЗ.

2.6. Представление информации о результатах введения ФГОС ОВЗ.

2.7. Подготовка предложений по стимулированию деятельности учителей по разработке и реализации проектов введения ФГОС ОВЗ.

3. Функции Совета

Совет в целях выполнения возложенных на него задач

3.1. Формирует перечень критериев экспертной оценки результатов деятельности учителей и их объединений по введению новых ФГОС ОВЗ.

3.2. Изучает опыт других общеобразовательных учреждений по введению ФГОС ОВЗ.

3.3. Обеспечивает необходимые условия для реализации проектных технологий при введении ФГОС ОВЗ.

3.5. Периодически информирует педагогический совет о ходе и результатах введения ФГОС ОВЗ.

3.6. Принимает решения в пределах своей компетенции по рассматриваемым вопросам.

4. Порядок работы Совета

4.1. Совет является коллегиальным органом.

4.2. Общее руководство Советом осуществляет председатель Совета.

4.3. Председатель Совета: открывает и ведет заседания Совета; осуществляет подсчет результатов голосования; подписывает от имени и по поручению Совета запросы, письма, постановления Совета; отчитывается на педагогических советах о работе Совета.

4.4. На первом заседании члены Совета избирают секретаря Совета.

4.5. Секретарь Совета ведет протоколы заседаний Совета, которые подписываются всеми членами Совета.

4.6. Протоколы Совета сшиваются в соответствии с правилами по делопроизводству и сдаются на хранение.

4.7. Протоколы Совета носят открытый характер и доступны для ознакомления.

4.8. Члены Совета обязаны: присутствовать на заседаниях Совета; голосовать по обсуждаемым вопросам; исполнять поручения в соответствии с решениями Совета.

4.9. Члены Совета имеют право: знакомиться с материалами и документами, поступающими в Совет; участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня; в письменном виде высказывать особые мнения; ставить на голосование предлагаемые ими вопросы.

4.10. Вопросы, выносимые на голосование, принимаются большинством голосов от численного состава Совета.

4.11. По достижении Советом поставленных перед ним задач и по окончании его деятельности председатель Совета сшивает все документы Совета и сдает их на хранение.

5.1. Вносить на рассмотрение педагогического совета вопросы, связанные с разработкой и реализацией проекта введения ФГОС ОВЗ.

5.2. Вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к ведению Совета.

5.3. Обращаться с предложениями к директору школы и другим членам администрации школы по вопросам, относящимся к ведению Совета.

5.4. Требовать от руководителей проектов необходимые справки и документы, относящиеся к деятельности Совета.

5.5. Приглашать для принятия участия в работе Совета разработчиков проекта внедрения ФГОС ОВЗ.

5.6. Привлекать иных специалистов для выполнения отдельных поручений.

6. Ответственность Совета Совет несет ответственность

6.1. За объективность и качество экспертизы комплексных и единичных проектов введения ФГОС ОВЗ в соответствии с разработанными критериями.

6.2. За своевременность представления информации педагогическому совету о результатах введения ФГОСОВЗ.

6.3. За качество и своевременность информационной и научно-методической поддержки реализации единичных проектов введения ФГОС ОВЗ.

6.4. За своевременное выполнение решений педагогического совета, относящихся к введению ФГОС ОВЗ, планов-графиков реализации комплексных и единичных проектов введения ФГОС ОВЗ.

6.5. За компетентность принимаемых решений

Другие статьи

Школа №15 - ФГОС ОВЗ

МОУ "С(К)ОШ № 15"

Информация о результатах деятельности МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска, реализующего в 2015 – 2016 учебном году федеральный государственный образовательный обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

«Изучение деятельности МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска, реализующей в 2015 -2016 учебном году ФГОС обучающихся с ОВЗ».

  1. Общие сведения об общеобразовательной организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 15» города Магнитогорска создано в 1966 году по решению Магнитогорского горисполкома № 98 от 08 апреля 1966 года (приказ № 230 по Магнитогорскому городского отдела народного образования от 28.06.1966 года)

Школа осуществляет общеобразовательную деятельность в соответствии с Уставом , утвержденным постановлением администрации города Магнитогорска от 14.08.2014 № 11027-П и лицензией серия 74Л02, № 0000411, регистрационный номер 11212 от «02» декабря 2014 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области на осуществление образовательной деятельности, на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по уровням: начальное общее образование, основное общее образование и по подвиду дополнительного образования: дополнительные образовательные общеразвивающие программы.

Организация образовательной деятельности при получении начального общего образования опирается на систему учебниковФедерального перечня учебников. куда входят завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам.

В школе обучаются умственно отсталые дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (по заключению врача – психоневролога и специалистов ПМПК).

Контингент обучающихся в МОУ «С(К)ОШ № 15» на 1.09.2015 года составил 181 человек. В 2015- 2016 учебном году ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью реализуется для обучающихся 1 классов - 16 человек. (Приказ № 77-у от 01.09.2015 г). Сформирован один класс с наполняемостью 16 человек.

Для обучения по адаптированной общеобразовательной программе в МОУ «С(К)ОШ № 15» ребенка направляют органы управления образованием г. Магнитогорска только с согласия родителей, по заключению (рекомендации) областной и/или городской ПМПК и по личному заявлению родителей (законных представителей) ( Бланк заявления ). Все зачисленные в 1 класс дети имеют заключения об обследовании в МУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Магнитогорска и рекомендации по обучению по адаптированной общеобразовательной программе на основе рекомендаций к модельному ОБУП С(К)ОУ VIII вида, 1 класс с 1.09.2015г.; проведение индивидуальных, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с логопедом, психологом. При поступлении на обучение в МОУ «С(К)ОШ № 15» родители (законные представители) заключают Договор о предоставлении обучения по адаптированной общеобразовательной программе.

В МОУ «С(К)ОШ № 15» кадровый состав отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью и профессионального стандарта педагога. Педагоги начальной школы имеют базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию.

Кадровый состав, обеспечивающий реализацию адаптированной общеобразовательной программы

в 2015 – 2016 учебном году

В МОУ «С(К)ОШ № 15» созданы необходимые условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но мониторинг выявил проблему: кадровое обеспечение введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Не в полном объеме соответствует требованиям из-за отсутствия у педагогов КПК по ФГОС ОВЗ, но учитель имеет базовое дефектологическое образование, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, работающие в 1-х классах имеют специальную подготовку по направлениям деятельности. Администрацией составлен график поэтапного прохождения КПК педагогов и поданы заявки на дистанционные курсы, запланировано проведение семинаров-практикумов по вопросам введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Материально – технические условия соответствуют действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения и соответствуют требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: учебные помещения обеспечены необходимым оборудованием в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений – мебелью соответствующих размеров и характеристик, имеется компьютерная техника (компьютер, МФУ, проектор), имеются традиционные средства обучения (в количестве, необходимом для организации индивидуальной и групповой работы).

Библиотечный фонд укомплектован печатными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана АОП, дидактическим материалом, справочной литературой в достаточном количестве.

В МОУ «С(К)ОШ № 15» обеспечен контролируемый доступ участников образовательных отношений к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

В школе имеется специально оборудованные помещения для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ:

- кабинет педагога - психолога,

- игровая комната для детей с расстройствами аутистического спектра,

- кабинет учителя - логопеда.

Спортивные зал оснащен современным спортивным инвентарём для проведения уроков физической культуры у обучающихся с ОВЗ.

Площадка на территории школы оборудована игровым комплексом с учетом возможностей детей с ОВЗ.

Медицинский кабинет располагает необходимым оборудованием и медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, вакцинации, медицинского осмотра учащихся.

Обучающиеся обеспечены горячим питанием, которое соответствует цикличному меню, утвержденному в Роспотребнадзоре. 100 % детей начальной школы получают горячее двухразовое питание.

Режим дня первоклассников с ОВЗ составлен с учетом требований СанПиН к организации образовательной деятельности и режиму дня и предусматривает дневной сон в оборудованной спальне.

МОУ «С(К)ОШ № 15» г. Магнитогорска является победителем конкурсного отбора государственной программы «Развитие образования в Челябинской области на 2014 – 2017 годы». Денежные средства направлены на формирование доступной среды . установлены пандусы и поручни при входе в здание и на этаже школы, переоборудована входная группа, оборудована санитарная комната для детей – инвалидов (туалет и душевая). Приобретено оборудование для коррекционной работы: игровая комната для детей с расстройствами аутистического спектра, сенсорная комната, оборудование кабинета учителя - логопеда, кабинет Монтессори (3 шт.).

На основании письма МоиН «О проведении мониторинга сформированности условий введения ФГОС обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных организациях Челябинской области» 03-02/3252 от 22 апреля 2015г. проведен анализ готовности общеобразовательной организации к введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). который показал, что МОУ «С(К)ОШ № 15» готова к введению ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с 01.09.2015 года в пилотном режиме введен ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью НОО.

Для реализации направлений введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в МОУ «С(К)ОШ № 15 г. Магнитогорска» разработан и утвержден План мероприятий . который предполагает приведение условий реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с ОВЗ.

Приведена в соответствие со стандартом нормативно-правовая база общеобразовательного учреждения:

- О разработке рабочих программ учебных предметов (курсов) /№ 29.2 – П от 17.07.2015 г -.

- О реализации в 2015 – 2016 году ФГОС образования обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / № 29.3 – П от 17.07.2015 г.

- Об утверждении адаптированной общеобразовательной программы на 2015 – 2019 годы / № 48-П от 28.08.2015 г.

- О принятии нормативных локальных документов, регламентирующих образовательную деятельность /№ 48-П от 28.08.2015 г.

  1. Адаптированная общеобразовательная программа, разработанная на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АОП НОО обучающихся с умственной отсталостью (вариант С) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП НОО.

Структура и содержание АОП соответствует требованиям ФГОС и состоит из целевого, содержательного, организационного разделов.

Целевой раздел состоит из:

  • пояснительной записки;
  • планируемых результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АОП НОО;

- системы оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО.

В содержательном разделе представлены:

1. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью при получении начального общего образования.

2. Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

3. Программа нравственного развития обучающихся.

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5. Программа коррекционной работы.

6. Программа внеурочной деятельности.

В организационном разделе имеются

- учебный план начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью,

- календарный учебный график,

-описана система условий реализации адаптированной общеобразовательной программы.

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для умственно отсталых детей МОУ «С(К)ОШ № 15» составлена на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с умственной отсталостью (вариант С).

Учебный план начального общего образования МОУ «С(К)ОШ № 15» составлен на основе модельного областного базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, для обучающихся с умственной отсталостью (вариант1).

Обязательная часть (образовательные области) – реализующая федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Внеурочная деятельность – коррекционно – развивающее направления и другие направления деятельности. Коррекционные курсы (часть, формируемая участниками образовательного учреждения – компонент общеобразовательного учреждения) – отражает особенности обучения в школе и направленная на коррекцию отклонений в развитии.

При формировании учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений (другие направления внеурочной деятельности), учитывается мнение родителей (законных представителей), проведено анкетирование по выявлению запросов родителей (законных представителей). (АНКЕТА ). Для обучающихся с ОВЗ, обучающихся на дому составляется индивидуальный учебный план (ИУП) представляющий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения учащимся с ОВЗ из учебного плана, составленного на основе ФГОС «Положения об индивидуальном обучении на дому ».

Учебный план соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

Таким образом, в МОУ «С(К)ОШ № 15» созданы условия, обеспечивающие реализацию адаптированной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); локальная нормативная база, регламентирующая реализацию в 2015 -2016 учебном году ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированная общеобразовательная программа разработана и соответствует по структуре и содержанию требованиям ФГОС образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

МБОУ СШ № 9 г

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ ( в стадии разработки)

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

  1. Протокол заседания органа самоуправления образовательного учреждения, на котором принято решение о введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в ОУ
  2. Приказ «О создании рабочей группы по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
  3. Приказ « О разработке адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с ЗПР, УО (или иной категории)
  4. Приказ « Об утверждении перспективного плана повышения квалификации педагогических работников»
  5. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
  6. Приказ « О внесении изменений в должностные инструкции учителя-предметника, заместителя директора по УВР, классного руководителя, психолога, педагога дополнительного образования
  7. Приказ « О переходе ОУ на обучении по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС образования обучающихся с УО)
  8. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования.
  9. Внесение изменений и дополнений в Устав МБОУ СШ № 9
  10. Разработка Положения о текущем контроле и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся с ОВЗ

Финансово-экономическое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  1. Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования
  2. Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками (с учетом требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ).

Методическое сопровождение внедрения федерального государственного образовательного стандарта НОО обучающихся с ОВЗ

  1. Разработка план методической работы ОУ. обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО ОВЗ
  2. Разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО ОВЗ
  3. Определение оптимальной модели организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  1. Должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС образования обучающихся с УО).
  2. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС образования обучающихся с УО).
  3. Мероприятия по обеспечению укомплектованности ОУ специалистами сопровождения (психолог, логопед, дефектолог (при необходимости), социальный педагог
  4. Организация участия педагогов в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах по проблемам введения ФГОС ОВЗ

Материально-техническое обеспечение и информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ

  1. Информация о введении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС образования обучающихся с УО), размещенная на официальном сайте ОУ в сети Интернет.
  2. Соответствие материально-технической базы ОУ требования ФГОС НОО ОВЗ
  3. Обеспеченность ОУ учебниками в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ
  4. Обеспечение укомплектованности библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами для реализации ФГОС ОВЗ
  5. Информационно-аналитическая справка о материально-техническом обеспечении ОУ в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС образования обучающихся с УО), санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОУ, нормами охраны здоровья обучающихся.
  6. Информационно-аналитическая справка о создании в ОУ информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (ФГОС образования обучающихся с УО).
  7. Проведение родительских собраний, заседаний Совета школы по введению ФГОС НОО ОВЗ

Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС - начальные классы, прочее

  1. Главная
  2. Начальные классы
  3. Прочее
  4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Введение ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу 1 сентября 2016 года, а, значит, каждый педагог должен ознакомиться с методическими рекомендациями, указанными в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. Главное, что должен понять каждый педагог, работающий с детьми с ОВЗ, что это особенные дети очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. В данной статье освещаются ключевые вопросы по введению ФГОС НОО ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Зайцева Светлана Валентиновна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории

Творческий проект на тему:

«Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федеральных государственных стандартов»

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи

Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства- участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (ст. 24).

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:

•создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;

•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

•психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;

•развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.

Введение ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу с 01.09.2016г. а значит, и педагогический коллектив должен ознакомиться с методическими рекомендациями, указанными в Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» и руководствоваться ими в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий. В связи с этим, считаю необходимым в методических рекомендациях осветить ключевые вопросы: условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении; основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании; особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении.

Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса философий и принципов инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного учреждения, относятся:

- системность развития инклюзивного образования в регионе – наличие

образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная

образовательная вертикаль: система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);

- преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;

- наличие в регионе структур, оказывающих эффективную методическую,

организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-центрах);

- создание и функционирование регионального Совета по инклюзивному

- взаимодействие с социальными партнерами.

Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные, кадровые и средовые :

- Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-

педагогическими комиссиями (ПМПК);

- Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями

вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен

технологиями, материалами, информацией и документами;

- Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;

- Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;

- Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по

инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др.;

- Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами;

- Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

- Наличие специального оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство класса /группы.

II. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ.

Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционного обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально- техническую базу.

В образовательном учреждении всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость (прохождение дополнительной диагностики (при ее необходимости или для уточнения индивидуального образовательного маршрута), посещение дополнительных занятий, контролирует результативность обучения и психолого-медико- педагогического сопровождения). Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга.

Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах, которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков. Принцип – руководящая идея, основное правило деятельности.

1. Принцип педагогического оптимизма.

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

2. Принцип ранней педагогической помощи.

Современная специальная педагогика считает одним из ключевых условий успешной коррекционно- педагогической помощи обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

3.Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося, воспитанника, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития.

4. Принцип социально-адаптирующей направленностиобразования

позволяет преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.

Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно- педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.

В специальном образовании распространена коллективная предметно- практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении.

Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остаётся меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение – 30%, при наблюдении предмета (опора на наглядность) в памяти остаётся примерно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти детей до 70% информации.

Урок тогда будет эффективен, когда на нём будет учительско – ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приёмами. Если обучение строится только на интересе, то на практике это оказывается профанацией педагогического процесса. Нужно уметь строить учебно – воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Ученик должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учёбы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.

Пути такой работы:

- формирование интереса только через деятельность самих ребят;

- отказ от излишней словесной педагогики;

- мотивация деятельности является решающим условием в успехе хорошего урока;

- перевод внешних мотивов во внутренние, появление у детей желания учиться.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный подход к детям и подросткам с особыми образовательными потребностями в условиях коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные 24 особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов. Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

9. Проявление педагогического такта.

Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

III. Требования к педагогам, сопровождающих детей в инклюзивном образовании.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе.

В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик:

направленность на ребёнка, включающую в себя:

- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и учащимися.

Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.

Тьюторство как педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей. Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Тьютор может выполнять следующие функции:

- педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать. Полный функционал тьютора представлен в должностной инструкции Приложение 1.

IV. Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

Признанным подходом в обучении детей выступает системно-деятельностный, т.е. учение в форме проектной деятельности, которая предполагает:

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;

- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя коррекционной школы также, как и общеобразовательной школы ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.

Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

формировать (формирование) у учащихся представления о …;

знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

воспитывать настойчивость и терпение;

воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Коррекционно-развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей задачи предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр. включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

коррекция и развитие зрительных восприятий…;

развитие слухового восприятия…;

коррекция и развитие тактильного восприятия…;

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)

Как определить коррекционно-развивающую задачу? Педагог, планируя урок, должен задуматься: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на уроке в связи с изучаемым материалом?». В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы.

Как определить коррекционно-развивающую задачу (цель) урока?

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного. так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече, через много лет

Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнуться вам в ответ

От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к. чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

- активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу.

Приведу пример рефлексивного приема «Солнышко и туча».

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использование мультимедийной презентации открывает большие перспектива для:

- повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;

- создание доброжелательной атмосферы, активного творческого труда;

-смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;

- стимулирования познавательного мышления учеников;

- наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

Мультимедийная презентация помогает учителю в реализации учебной задачи. Так, например, при написании изложения младший школьник часто испытывает затруднения: запомнить последовательность событий, воспроизвести письменный пересказ. И совсем другое дело, когда учитель знакомит с изложением, проводит предварительную подготовку к нему через мультимедийную презентацию. Свой опыт работы я представила на сайте http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/01/12/izlozhenie-3-klass-puteshestvennitsa-prezentatsiya

В компетенции учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока. Приложение 2.

Такая работа должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов. Сочетая предметное, метапредметное, личностное, коррекционное и развивающее направления, опираясь педагогические методы и приемы, учитель организует коррекционно-образовательный процесс и управление познавательной деятельностью. Используя простые игровые приемы в работе с обучающимся с ограниченными возможностями, мы даем максимально возможную работу по «добыванию» знаний.

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.

Дидактические игры, используемые при обучении детей с ОВЗ

Дидактические игры на уроках русского языка :

- Игра «Покупка слова». У учителя должны быть готовые, красиво оформленные пустые карточки, куда он будет вписывать новое словарное слово. «Платежом» могут быть разнообразные задания: например, подбери пять прилагательных или глаголов к этому существительному; укажи у этого существительного склонение, род….; разбери это слово по составу, используя буквы этого слова, придумай новые и др. Например, словарное слово: кабинет. Кто больше произвел операций со словом, тот и «покупатель» слова. («Я могу у этого слова указать род: м.р.», «я к м.р. могу добавить число: ед. ч», «Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к этому существительному могу подобрать два/три прилагательных/глагола», «Я могу по составу разобрать это слово….»). Игру ограничиваем временем, которое учитель обычно использует для словарно-орфографической работы на уроке.

В задуманном предложении сказуемое такое же, как в предложении: Наступила на камень.

Подлежащее такое же, как в предложении: Осень - прекрасная пора.

(Ответ: Наступила осень.)

Дидактические игры на урокахлитературного чтения :

- Игра «Остатки – сладки». (чтение текста с неполными словами)

В старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка Фрося. Она очень любила

Грызть книжки, которые лежали на полке… Как-то мышка нашла вкусную книжку, но так как она уже была сыта, то, подобно малышу, который из булочки выковыривает и ест только изюминки, выгрызла не всё, а то, что она посчитала вкусным. Потом Фрося бросила книжку и убежала в норку. Давайте посмотрим, что за текст нам оставила мышка-буквоедка.

Ёжик Пошёл тём. ночью серый ёжик по ле. гулять. Уви. красную клюквин. и наколол на серую иголоч. Уви. жёлтые лис. и тоже нако.

- Чтение с наращиванием. «Лесенка»

Для расширения поля зрения подбираются столбики слов с наращиванием букв слева или справа: