Руководства, Инструкции, Бланки

Анализ Особенностей Руководства Детским Трудом В Разных Возрастных Группах img-1

Анализ Особенностей Руководства Детским Трудом В Разных Возрастных Группах

Категория: Руководства

Описание

Задание № 1

Задание № 1. Анализ содержания трудовой деятельности в разных возрастных группах

Задание № 2. Формы организации детского труда в условиях ДОУ.

Охарактеризовать формы организации детского труда по следующим направлениям:

– особенности содержания и руководства в разных возрастных группах.

Задание № 3. Подобрать и красочно оформить потешки, стихи, прибаутки, пословицы по теме. Разработать фрагмент занятия с использованием данного материала.

– Дошкольная педагогика / под ред. В.И.Ядешко [и др.]. - М.,1988. – 415 с.

– Дошкольная педагогика: в 2ч. / Под ред. В.И. Логиновой [и др.]. – М. 1988.

– Дошкольник в семье / сост. В.И.Чудакова [и др.]. - Минск,1984.

– Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова - М. 2000. – 416 с.

– Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / под ред. Э.К.Сусловой [и др.]. - М.,2000.

– Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. -М.,1991.

– Воспитание дошкольника в труде / под ред. В.Г.Нечаевой. - М.1983.

– Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н.Година. - М.,1983.

– Сергеева, Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников / Д.В. Сергеева. - М.,1980.

Тема: Художественно - эстетическое воспитание дошкольников

Другие статьи

Реализация метода

Реализация метода. 1. Работа над следующей проблематикой «Особенности руководства трудом детей в природе в разных возрастных группах»

1. Работа над следующей проблематикой «Особенности руководства трудом детей в природе в разных возрастных группах»

2. Демонстрация приемов руководства разными формами организации труда детей в уголке природы.

3. Составление на доске итоговой таблицы.

Возраст- ная группа

Постанов- ка цели

Подготов- ка оборудова- ния

Распреде- ление обязаннос- тей

Приемы обучения труду

Соответ- вие резуль. труда и цели

Форма поведения итогов труда

Метод «Итоговая рефлексивная беседа»

1. Преподаватель организует итоговую рефлексивную беседу, направленную на осознание студентами педагогической ценности труда в природе.

2. Участники беседы обобщают полученную информацию, пополняя объем знаний по изучаемой теме.

Эксперимент как метод ознакомления детей с природой

Значение эксперимента. Виды эксперимента. Структура эксперимента. Требования к проведению экспериментов. Методика проведения экспериментов: постановка познавательной задачи, ее обсуждение, создание условий, активное участие детей в проведении эксперимента, фиксация последовательных изменений в ходе эксперимента, подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить письменное сообщение на тему «Значение эксперимента в умственном воспитании дошкольников»

2. Сделать аннотацию на пособие Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». – М. Сфера, 2004. – 56 с.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается сущность понятия «эксперимент как метод обучения»?

2. Какие виды экспериментов проводятся с дошкольниками?

3. Какие требования предъявляются к проведению экспериментов?

4. Подготовить список литературы по теме занятия.

5. На конкретном примере покажите методику проведения эксперимента (тема и возрастная группа по выбору).

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Барабанщикова, Е. Объект исследования – муравей / Е.Барабанщикова // Обруч. – 2003. - № 4 – С. «8031.

2. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Гахмакова, В.В.Щетинина. – М. ТЦ Сфера, 2005.

3. Иванова, А.И. Методика организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М. Сфера, 2004. – 56 с.

4. Ладутько, Л. Неживая природа: Примерное планирование и занятия / Л.Ладутько // Пралеска. – 2004. - № 2. – С. 41-50.

5. Мир природы и ребенок / под ред.Л.М.Маневцовой, Г.П.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 144-150.

6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С.Н.Николаева. – М. Пед. об-во России, 2003. – 80 с.

7. Оглоблина,И.Ю. Проблема ознакомления с неживой природой детей старшего дошкольного возраста / И.Ю.Оглоблина // Пачатковае навучанне: сям я, дзіцячы сад, школа. – 2003. – С. 26-32.

8. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А.Кудрявцева. – Мозырь: ООО «Белый ветер», 2005. – 55 с.

9. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А.Соломенникова. – М. Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.

10. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н.Подьякова, Ф.А.Сохина. – М. Просвещение, 1988.

Виды труда детей, особенности организации в разных группах - Студопедия

Виды труда детей, особенности организации в разных группах

4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, в природе, ручной и художественный труд. Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дош. детства. В мл. группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Важно хвалить за каждую даже самую маленькую удачу при освоения трудовых умений. Труд всегда должен быть для малыша радостью достижений, а не обязанностью. При обучении используют рассматривание картинок . Они полезны при формировании представлений о последовательности действий, используют и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию. Следует показывать правильные приемы . знакомить с «маленькими секретами», облегчающими выполнение действий. Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми т-навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, быстро, следить за внешним видом. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать, аккуратно складывать ее. В содержание труда у ст. дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек. Конечно, даже в ст. дош. возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого. Хоз-бытовой труд . Содержанием - являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Х-б т. имеет общественную направленность . Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки х-б т. ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Х-б т.- это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать «как мама»: мыть, стирать. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата. Х-б т. мл.-х групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек. Воспитатель формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Важны положит. оценка. Дети ср. и ст. дош. возраста способны к более разнообразному х-б т. и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой группы (протирать пыль, мыть игрушки), участка, в труде по ремонту книг, игрушек. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения т. операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т.п.). Важно формировать представление о значении х-б труда для всех и лично для каждого. Практика показывает, что к старшему дош. возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причины в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками и выполняют все уже без интереса. Содержание х-б т. может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей. Труд в природе. Содержанием являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, участие в чистке аквариума. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие т-навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологич. образования. В мл. гр внимание детей привлекают к растениям и животным. Организуется наблюдения за животными. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами. Обязанности детей ст. дош. возраста - шире. Особенности - результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, посаженное им деревце). Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через время смогли наблюдать результат в виде всходов, плодов. Это помогает воспитывать выдержку, терпение. Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравст. эстетич. умст. физич. развитию.

Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая подарки поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки. Отдельные элементы ручного и худ. труда можно вводить уже в младших группах, участие взрослого обязательно. Дети помогают взрослому в создании поделок. В дош. возрасте можно говорить и о зарождении умственного труда . Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы.

Взаимосвязь средств трудового воспитания детей.

1Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

2Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей. Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. Когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.

3Художественные средства. худ. литература, музыка, изоискусство. формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей. для воспитания нравственных чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства тоже могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребенка и способствуют воспитанию чувств.

Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах - Особенности развития трудовых навыков у дошкольников - Студенческая библиотека онлайн

Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах

Каждый вид детского труда состоит из трудовых процессов, которые составляют его содержание. Например, в содержании труда по выращиванию растений входят: подготовка почвы, посев или посадка, поливка, рыхление, прополка, окучивание и сбор урожая. Труд по уборке помещений - вытирание пыли с мебели, мытье подоконников, дверей и стен, мытье столов и стульев, мытье игрушек и комнатных растений, уборка в ящиках, столах, а можно и мытье (протирание влажной тряпкой) пола. Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям: 1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий (операций); 2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений; 3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно. Такое содержание обеспечивает преемственность в работе с детьми на смежных ступнях по всем вида труда и способствует эффективному усвоению ими трудовых навыков и умений, воспитанию желания трудиться [2,с.105]. В содержание трудовой деятельности детей младшей группы входит самообслуживание, которое включает в себя: Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности дети моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце. Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости - салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол. Прополаскивают рот. Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место. Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место. Содержание хозяйственно - бытового труда включает: Сервировка стола. Дети самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года вводится дежурство по столовой. Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, краски. кисточки, бумагу. Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки. Уборка участка. Совместно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки от снега. Труд в природе. Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, тыкву) гнездовым способом - делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука. Поливка растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем. Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука. Уход за животными. Совместно с воспитателем кормят рыбок, птичку в уголке природы, на участке подкармливают птиц [1,с.18]. Содержание трудовой деятельности детей средней группы

Самообслуживание Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо; засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытирают досуха. Прием пищи. В средней группе дети должны правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания - салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно поласкают рот. Одевание и раздевание. Дети самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки. Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки. В средней группе в самообслуживании добавляется уход за одеждой. Дети замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок). Очищают обувь и одежду от снега [6,с.16]. Хозяйственно - бытовой труд Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы. Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. При помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь. Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки, совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки. Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой или лопатой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место [6,с.17]. Труд в природе Посев. Сажают семена средней величины (горох, редис, овес, свекла), раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке. Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов, принимают участие в посадке картофеля, раскладывая и засыпая клубни землей. Поливка растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы. Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями. Сбор урожая. Вместе с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук - одной удерживать, а другой срывать (горох, огурцы, помидоры, салат). Кормление животных. Самостоятельно дают воду и корм животным, находящимся в уголке природы и обитающим на участке. Готовят корм: крошат, отмеряют по мерке, моют, разливают и т. д. В этом виде трудовой деятельности в средней группе добавляется чистка помещений, в которых содержатся животные. Дети помогают воспитателю чистить клетки, менять воду в аквариуме, моют поилки, кормушки [6,с.18]. Содержание трудовой деятельности в старшей группе. Самообслуживание Умывание. В старшей группе дети уже самостоятельно без напоминания воспитателя моют руки перед едой, лицо - при необходимости. А перед сном самостоятельно моют ноги. Прием пищи. Во время еды дети должны правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, после еды без напоминания убирать посуду на раздаточный стол, полоскать рот и чистить зубы. Одевание и раздевание. Дети уже самостоятельно раздеваются и одеваются, застегивая пуговицы, молнии, кнопки, зашнуровывая ботинки и завязывая шнурки, складывая одежду на место. После сна при помощи взрослого убирают свою постель. Уход за одеждой. Следят за опрятностью своей одежды, при помощи воспитателя сушат свою одежду и обувь. Пришивают оторвавшуюся пуговицу или вешалку. Уход за игрушками и инвентарем. Очищают спортивный инвентарь от песка, снега и грязи. Подготовка к занятиям. Готовят для себя необходимый дидактический материал, после занятий убирают его, приводят в порядок свое рабочее место. Хозяйственно - бытовой труд Сервировка стола. По указанию воспитателя дежурные накрывают столы необходимыми приборами. Раздают второе и третье блюда. Подготовка к занятиям. Дежурные подготавливают необходимый для занятия материал. После занятия моют использованное оборудование (кисточки, баночки, тряпочки), моют и вытирают столы. Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль и при необходимости моют групповую мебель, игрушки, стирают кукольное белье, в уголке природы моют растения (обливая их из лейки), полки, подоконники. Уборка умывальной комнаты. По желанию после умывания моют раковины, вытирают тряпкой пол. Уборка участка. Следят за чистотой участка круглый год. Самостоятельно сгребают граблями листья, мусор, подметают метлой дорожки. Для переноса мусора пользуются носилками. Перекапывают и увлажняют песок в песочнице. Совместно с воспитателем делают уборку на веранде, выполняя работу в определенной последовательности. Труд в природе Подготовка почвы. Совместно с воспитателем перекапывают почву в огороде и цветнике. Посев семян. Сеют различные по величине семена, рассыпая их в борозды или раскладывая в лунки.

Глубину посева определяют в зависимости от величины семени, расстояние между растениями устанавливают по мерке. В старшей группе дети вместе с воспитателем выращивают рассаду. Сеют семена в ящики и совместно с воспитателем высаживают рассаду в грунт. Посадка растений. Вместе с воспитателем пересаживают комнатные растения, а грунтовые растения - из грунта в уголок природы. Сажают черенки, луковицы (чеснок, тюльпаны, нарциссы), усы (клубника, хлорофитум).

В уголке природы сажают корнеплоды (морковь, свекла, петрушка), на огороде высаживают картофель. Глубину и расстояние между растениями определяют в зависимости от вида растения. Поливка растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя частоту поливки в зависимости от стадии роста и развития растения. Рыхление. Рыхлят почву у растений в уголке природы и на участке. Определяют необходимость рыхления по состоянию почвы на ощупь. Прополка. Удаляют сорняки между рядами растений, вырывая их руками. Подкормка. Воспитатель готовит раствор. Дети вместе с ним подкармливают комнатные растения. Сбор урожая. Участвуют в сборе овощей, фруктов, семян, которые не требуют использования специального инвентаря. После сбора урожая очищают цветник и огород от мусора, устраивая компостные кучи. Выкапывают или укрывают на зиму теплолюбивые растения. Кормление животных. Самостоятельно кормят животных в уголке природы и на участке в зависимости от их потребностей. Участвуют в подготовке корма: моют и нарезают ножом листья, чистят вареные овощи. Принимают участие в заготовке корма. Чистка помещений, в которых содержаться животные. Самостоятельно чистят клетки, вольеры, террариумы. Вместе с воспитателем меняют воду в аквариуме. В обязанности дежурных по уголку природы входит работа, которая должна производиться ежедневно (кормление животных, поливка растений, удаление пыли с листьев). Эпизодически по заданию воспитателя дети ухаживают за обитателями экологической комнаты. В старшей группе вводится новый вид трудовой деятельности детей - ручной труд. Он включает: ремонт игрушек и пособий. Дети ремонтируют игрушки, пособия, кукольную одежду (пришивают, зашивают, подклеивают). Изготовление изделий. Из бумаги, картона, ткани изготавливают пособия и игрушки для игр, театральной деятельности. Занятий, сувениры и подарки из природного материала (склеивают, вырезают по выкройке, раскрашивают). Рукоделие. Сшивают ткани швом «вперед иголкой». Плетут коврики из бумаги, прутьев.

Таким образом, рассмотрев содержание трудовой деятельности дошкольников в разных возрастных группах, можно сделать вывод, что процессы трудовой деятельности дошкольников идут от простых (младшая группа) к сложным (старшая группа), соблюдая последовательность усложнения. Так, приобретая элементарные трудовые навыки в младшей группе, в средней группе закрепляют их, совершенствуют их к старшей группе по мере усложнения. Все это достигается за счет повторности действий, но с использованием тех умений, которые требовались в раннее выполняемых процессах [6,с.20].

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter