Категория: Инструкции
В байдарке необходимо все время находиться в спасжилете и обуви. Спасжилет не должен сниматься с человека вверх
Байдарка должна быть снабжена двумя причальными веревками с колышками, буксирной веревкой, в носу и в корме – по несколько надутых волейбольных камер (или воздушные шарики). В байдарке должен быть ремнабор, (клей, шкурка, изолента, ножницы, нитки с иголкой, резина, лейкопластырь) и аптечка первой помощи.
Личные вещи, снаряжение и продукты должны быть упакованы в непромокаемые мешки и привязаны к байдарке.
При посадке в байдарку развернуть ее носом вниз. Один участник удерживает байдарку за корму, другой берется двумя руками за борта, ставит в байдарку одну ногу, затем вторую.
При выходе из байдарки взяться двумя руками за борта и по очереди перенести ноги на берег.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ В БАЙДАРКЕ ВСТАВАТЬ В ПОЛНЫЙ РОСТ, СИДЕТЬ НА ФАЛЬШБОРТАХ.
При движении выдерживать между байдарками интервал, следить за сигналами впереди идущей байдарки.
О замеченной опасности и препятствиях сигнализировать следующей байдарке поднятым веслом или криком.
При прохождении крутого поворота с песчаной отмелью лучше идти вдоль противоположного берега.
При прорыве байдарки – выгребать воду из байдарки и грести к берегу.
При перевороте байдарки следует, вынырнув из воды, подплыть к байдарке и буксировать ее к берегу. Следить, чтобы в это время не уплыли весла.
На берег можно вытаскивать только разгруженную байдарку.
Техника безопасности водных походов.
Сплав по рекам давно стал любимым видом отдыха.
Байдарки, надувные лодки и плоты, катамараны несложно управляются, но следует придерживаться правилам и техники безопасности.
1.Спланируйте маршрут, время его прохождения с учетом сложности маршрута, возможностей плавсредств, опыт путешественников, погоду и ветер.
2. Снаряжение: рюкзаки, мешки, продукты необходимо упаковать в водонепроницаемые мешки, надежно закрепить веревками к плавсредству: он займет меньше места, не будет смыт водой.
3. Следует надеть водонепроницаемую одежду, сапоги, иметь дождевик на случай непогоды.
4. Желательно переждать дождь и сильный встречный ветер, особенно когда у вас в запасе имеется время. А место для стоянки в непогоду надо искать раньше, займет больше времени заготовка дров, разжигание костра, приготовление пищи.
Сильный ветер утром и в течение дня стихает к вечеру, если вы пойдете в это время, то можно пройти больше, затратив меньше сил.
5. Ночной сплав исключается, это крайне опасно, особенно на таежных реках. На реках бывают завалы, топляки, конструкции старых мостов, арматура, острые камни, шиверы, пороги, прижимы, «расчески». Возможна встреча с провисшими проводами ЛЭП.
При слепящем солнечном свете ограничивающем видимость следует плыть в темных очках.
6. Опасные участки в водном путешествии проходятся с предварительным осмотром – разведкой по берегу, поочередно, если плавсредств два и более. Первым всегда должно проходить опасные участки плавсредство с наиболее опытным экипажем. За ним вблизи от берега идут другие. В случае опасности первое и все остальные суда высаживаются и с берега делают разведку дальнейшего пути.
При осмотре опасных участков выбирают способ движения. «Кораблики» (палки, куски пенопласта, пластиковые бутылки) помогут определить движение потока.
При сложном фарватере, при невидимых с воды препятствиях на берегах устанавливают вехи из палок или веток, или на берегу дежурят люди для указания судам направление маневрирования. Ниже опасного места (под порогом) выставляют людей со спасательными средствами.
На спокойных реках суда движутся по струе потока, в ней глубоко и наибольшая скорость.
На быстрых и сложных реках двигаются с одного мыса на другой, пересекая фарватер на плесах. Важно на крутом повороте или препятствии не оказаться в главном потоке, иначе может прижать судно к берегу, «затащить» на валуны, острые камни, топляки с острыми сучьями.
Если вас начало прижимать к препятствию, то не надо паниковать, следует технично отталкиваться от данных препятствия веслами и даже ногами, чтобы избежать столкновения.
Нельзя плыть спиной вперед!
Помните. эти правила написаны ценой жизни многих людей, они сберегут здоровье и жизнь!
топляки, камни, заросли, завалы, пороги и «сухие пороги» – наиболее опасные препятствия.
На небольших реках часто встречаются затонувшие деревья (топляки), одиночные камни. Когда они под водой, то их выдают круги на воде, буруны ниже препятствия, а также называемая «вершина треугольника», которая образуется двумя струями разбивающегося потока, разбивающегося потока.
Передние гребцы высматривает препятствия, командует задним с какой стороны их лучше обходить да. Экипаж усиленно работает веслами.
Если вас «выбросило» на топляк или камень, осторожно раскачивайте судно, отталкивайтесь от препятствия нижней стороной весла, это поможет освободиться .
Заросли. Нависшие над водой кусты и большие ветви – «расчески», подмытые деревья могут переворернуть судно, особенно байдарку. На реках с быстрым течением держитесь подальше от вогнутого берега с нависающей растительностью, не пытайтесь хвататься за ветки – это смертельно опасно!
Если вас занесло под ветки, деревья, нагнитесь быстро вперед или откиньтесь назад, и спокойно проплывете под препятствием.
На быстрых реках веслами снизу вверх приподнимите ветви, небольшое дерево и спокойно проплывите под ними в проем.
На реках сильно заросших водорослями и водными растениями приходится протаскивать судно вручную, это утомительно.
Завалы, упавшие деревья перегораживают реку, могут достигать больших размеров. Слышны из далека шумом падающей воды. Их обносят по суше.
Завалы опасны на большой скорости, туда может затянуть, можно пропороть судно об острые сучья, разбиться, не спасет спас. жилет и каска.
При высокой скорости течения реки необходимо заранее причалить к берегу, если река сильно извилиста, необходимо постоянно делать разведку.
В некоторых случаях, когда переноска плавсредства по берегу будет не возможна, то плавсредства придется полностью разбирать, сдувать и упаковывать в рюкзаки для дальнейшей переноски.
Для определения безопасного маршрута обноса всех вещей делают разведку, идут только по твердому грунту.
Пороги – это непродолжительный участок реки с большим падением и скоростью воды, обычно осложненный многочисленными камнями, со стоячими волнами от сходящихся струй.
«Сухие пороги» отличаются от порогов наличием большого количества по всей реке камней с торчащими над водой верхушками, которые могут длиться на протяжении до 10-12 км. В таком случае «сухие пороги» лучше проходить за один день.
О приближении к порогу можно узнать по следующим признакам:
- шум бурлящей воды или гул от падающей воды;
- видимая издалека белая линия пены и тумана от падающей воды;
- замедление течения реки, в случае навала воды реки на валуны (подводные камни);
- скорость течения реки возрастает, если на порогах высота местности уменьшается.
Не доходя до порогов, причальте и сделайте разведку. Пройдите вперед, осмотрите пороги и постарайтесь отыскать безопасный проход. Если прохода нет, обнесите суда по суше.
Иногда на берегу стоят предупреждающие знаки о приближении к порогам. В некоторых случаях о приближении к порогам можно не услышать на извилистой таежной реке с высокими берегами.
Скорость движения плавсредства при прохождении порогов, может достигать 33 км/ч! Под порогом часто лежат огромные валуны, на них может вынести потоком, экипажу нужно действовать слаженно.
Судно, заходя на порог и во время прохождения, должно быть параллельно берегам, подгребая веслами для его устойчивости. Разворот может привести к переворачиванию.
Несложный порог, хорошо просматриеваемый, преодолевают, как быстрину, набрав скорость больше, чем скорость потока реки.
Если камней в русле реки много и их нельзя обойти, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притормаживать, притабанивать веслом со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом плавсредства, постоянно просматривая дальнейший путь вперед и высматривая препятствия.
На небольших реках необходимо держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, на самую высокую вершину волн. При прохождении порогов передним будет лететь в лицо вода, не стоит пугаться. При заходе на пороги держаться на плавсредстве надо как можно крепче, крепко сжимать в руках весло.
Если осмотр порога не радует в успешности его прохождения, надо обносить плавсредства или проводить их вдоль берега.
Если вы перевернулись, сразу ловите судно и весло, чтобы их не унесло. Не переворачивайте плавсредство в воде. Плывите перпендикулярно течению к ближайшему берегу, удерживая плавсредство и весло.
Если впереди водоворот, сразу же причаливайте к берегу. Если же вы не успели это сделать, старайтесь направлять судно дальше от края водоворота.
Если все же попали в водоворот, не раздумывая прыгайте в воду.
Ныряйте как можно глубже, чтобы оказаться ниже водяных вихрей. Плывите под водой подальше от водоворота, пока не почувствуете, что он остался позади. После этого выныривайте на поверхность и сразу же направляйтесь к берегу.
На всех сплавщиках должны быть спасательные жилеты.
Опасные искусственные препятствия
Мосты, мостки и нависающие над водой тросы и провода – являются наиболее опасными препятствиями искусственного происхождения. особенно во время паводка.
Иногда можно проплыть, наклонившись вперед или назад, весла положите на судно. Если проплыть под препятствием невозможно, то его обносят по берегу.
Внимательно следите за препятствиями впереди. Если сомневаетесь в прохождении причальте к берегу и сделайте разведку.
Под мостами в низкую воду проходите по самому глубокому месту реки, у мостов дно усеяно всевозможными металлическими конструкциями и топляками, о соприкосновение с которыми можно повредить судно.
Вы пошли за дровами, или прогуляться в лес и заблудились.
7. Передвигаясь на местности, делайте метки, отмечайте на карте видимые ориентиры, которые помогут вам найти дорогу обратно.
Соблюдайте эти правила и ваше путешествие принесет вам много радости!
Трагедия часто происходит незаметно.
Дети часто тонут на глазах родителей, взрослых, а они не понимают, что происходит.
1. Тонущий человек часто неспособен позвать на помощь. Он не в состоянии набрать в лёгкие достаточно воздуха, потому что рот его на миг только оказывается над водой.
2. Человек запрокидывает голову назад, чтобы иметь возможность поднять рот над водой и глотнуть воздуха.
3. Он не контролирует движения, не может помахать рукой, чтобы привлечь к себе внимание или подплыть к чему-либо, ухватиться за спасательный круг.
4. Тело "стоит" вертикально, нет барахтанье и шлепанья руками. Если не спасти его - через минуту он утонет.
5. Иногда утопление начинается с паники, он бьёт руками по воде, кричит, но человек может сам выплыть, ухватиться за спасательный круг.
- голова расположена низко, запрокинута, рот открыт на уровне воды,
- остекленевшие пустые или закрытые глаза, неспособные сфокусироваться,
- ног не видно, тело расположено вертикально,
- учащённое, затруднённое дыхание,
- безуспешные попытки плыть в определённом направлении, движения не происходит,
- попытка перевернуться на спину,
- движения, будто человек карабкается по лестнице.
Если вы заметили что-то подобное, спросите человека, всё ли с ним в порядке.
Если он не ответит – ему нужна помощь, у вас меньше 30 секунд!
Запомните, дети плещутся в воде шумно. Если наступила тишина – спешите на помощь!
Отправляясь в водный поход всегда нужно помнить, что водная стихия имеет свои собственные законы поведения. Безопасность человека на воде зависит от многих факторов – размера и глубины водоема, температуры воздуха и воды, рельефа дна и т.д. Перед составлением маршрута все эти данные в обязательном порядке тщательно изучаются и анализируются, что позволяет правильно продумать снаряжение и сводит риск возникновения непредвиденных критических ситуаций в походе к минимуму. Безопасность водных походов складывается из ряда составляющих.
Организация и безопасность водного похода: восемь составляющихСоблюдение свода правил, гарантирующих защищенность на воде, является главным требованием к каждому участнику сплава.
Водный сплав – мероприятие увлекательное, но рискованное, и для его проведения требуется профессиональная подготовка. Организация водных походов и их безопасность лежит на ответственности компании, предлагающей водные сплавы под руководством инструктора. В случае самостоятельной подготовки маршрута и автономной отправки на воду без руководителя ответственность за сохранность своего здоровья несут сами участники.
Водный поход: обеспечить и гарантировать безопасность
Отправляясь в водный поход всегда нужно помнить, что водная стихия имеет свои собственные законы поведения. Безопасность человека на воде зависит от многих факторов – размера и глубины водоема, температуры воздуха и воды, рельефа дна и т.д. Перед составлением маршрута все эти данные в обязательном порядке тщательно […]
Общие правила техники безопасности
1. ЗАПРЕЩЕНО распитие алкогольных напитков и курение на воде. 2. ЗАПРЕЩЕНО нахождение в байдарке без спасжилета. 3. ЗАПРЕЩЕНО умышленно таранить соседние байдарки, и выполнять действия которые могут привести к несчастному случаю, и опрокидыванию. 4. Вы ОБЯЗАНЫ оповестить инструктора о полученных травмах, об обострении хронических заболеваний, аллергических реакций, всякого рода болезней, и пищевых отравлениях. 5. На протяжении всего маршрута участником необходимо следить друг за другом и оставаться в зоне видимости других участников похода, при необходимости замедлить ход. 6. Все команды инструктора, даже если вы не видите в них смысла, требуют не обсуждения, а выполнения в полной мере касательно: — состава экипажей байдарок, — погрузки в байдарки снаряжения и продуктов, — перемещения по воде, — организации стоянок, водных и пеших экскурсий, — купания, — хозяйственной деятельности (заготовка дров, разведение костров, приготовление пищи и т.п.). 7. Перед прохождением препятствия необходимо выслушать рекомендации инструктора. 8. Запрещено оставлять полученное оборудование и снаряжение без присмотра (спасжилет, весло, палатку, тур. коврик и др.)
Техника безопасности на стоянке
1. Не надо нырять с берега с разбега. С судов на сплаве тоже не надо купаться. Почему. классика жанра — головой в дно. 2. Совсем нельзя курить в палатке. зажигать в ней свечи, светить зажигалкой. Палатка горит меньше минуты. 3. Будьте осторожны с кипятком — особенно когда ставите или снимаете котелки. Ручка котелка может быть раскалена — одевайте рукавицы. 4. Без разрешения инструктора вы никогда не берёте топор. 5. С местным населением (если оно есть) участникам похода на байдарках лучше не общаться. Толку от этого мало, а вот конфликты могут возникнуть. 6. На ночь всё, что может быть украдено убирается под тенты палаток. 7. За собой весь мусор на поляне убираем. кому не в тягость — можно поднять и не тобой брошенную бумажку. В лесу живут зверушки — это их дом, мы в нём гости. К сожалению, они не могут убрать за своими гостями, у них нет рук и пакетов для мусора. 8. Далеко от стоянки и реки в лес не уходим. Поиск заблудившегося может отнять много времени. 9. Никаких змеек, ящерок и белочек вы не обижаете и не дразните. Если вы рыбак — готовьте и ешьте улов или отпускайте в реку. 10. Ночью в лес без фонарика мы не ходим. и ни в коем случае не бегаем по ельнику. Еловыми ветками очень просто попасть в глаз. Касается в первую очередь детей- сначала весело, а потом очень больно…. 11. Во избежание пожара горящие спички и окурки тушить!
При несоблюдении Правил Вы несёте ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих вас людей!