Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Пожарной Безопасности В Кабинете Физики По Новым Правилам img-1

Инструкция По Пожарной Безопасности В Кабинете Физики По Новым Правилам

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция № по пожарной безопасности в кабинетах школы

Инструкция № по пожарной безопасности в кабинетах школы

приказом директора муниципального бюджетного образовательного учреждения Богородской средней общеобразовательной школы от «02»сентября 2011 г. № 72-о

по пожарной безопасности в кабинетах школы


  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Настоящая инструкция разработана на основе типовых инструкций в соответствии с «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации»

    2. Обучающиеся и работники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения, план и способы эвакуации из здания в случае пожара, правила поведения в случае возникновения пожара

    3. В кабинетах школы должны находиться: огнетушитель, ящик с сухим песком и совки, либо иные средства пожаротушения


  1. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    1. Курить в помещениях кабинета

    2. Проводить работы при неисправной вентиляции

    3. Загромождать проходы к средствам пожаротушения

    4. Мыть полы и столы легковоспламеняющимися веществами (бензин, керосин, растворители и т.п.)

    5. Сушить вещи на отопительных приборах

    6. Оставлять на рабочем столе промасленные или пропитанные растворителями бумагу, ветошь, вату

    7. Хранить реактивы в емкости без наименования

    8. Оставлять без присмотра зажженные горелки, нагревательные приборы

    9. Использовать пиротехнические средства


  1. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С ОГНЕОПАСНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

    1. Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости должны находиться в кабинете в стеклянных сосудах с плотными крышками (пробками)

    2. Общий запас одновременно хранящихся жидкостей не должен превышать суточную потребность

    3. Все работы с легковоспламеняющимися жидкостями должны проводиться в вытяжном шкафу при работающей вентиляции

    4. Перед началом работы необходимо убрать все предметы и горючие материалы из вытяжного шкафа не связанные с данной работой

    5. Нагревание и разгонка горючей жидкости производится в соответствии с требованиями безопасности

    6. Нагревание колб с горючей жидкостью на открытом огне запрещается

    7. После работы с горючими жидкостями сосуды должны тщательно вымываться соответствующими растворами. Выливать горючие жидкости в канализацию запрещается

    8. При случайных проливах огнеопасных жидкостей необходимо немедленно выключить горелки, нагревательные приборы, место пролива засыпать песком. Загрязненный песок собирается деревянной лопаткой. Применение металлических лопаток и совков запрещено

    9. В случае воспламенения горючего вещества в процессе проведения опыта в вытяжном шкафу необходимо немедля выключить вентиляцию, нагревательные приборы, принять меры к ликвидации пожара путем пользования песка, огнетушителей и т.п.


  1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

    1. Необходимо выключить воду, газ, электроприборы, сжатый воздух и т.п.

    2. Привести в порядок рабочее место, выключить общий газовый кран, общий рубильник и воду, а также проверить – все ли горючие жидкости и материалы помещены на отведенные места

Зав. кабинетом _______________________

Инструкция по пожарной безопасности в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №22»
Инструкция разработана в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации. Работники школы должны знать и соблюдать.

Инструкция о мерах пожарной безопасности в учебных кабинетах
Правительства РФ от 25. 04. 2012 №390 "О противопожарном режиме" учителя, учащиеся и обслуживающий персонал обязаны знать и строго.

Инструкция № о мерах пожарной безопасности Общие требования безопасности
Настоящая инструкция составлена в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ппб-о1-93 и является.

Инструкция по пожарной безопасности для учащихся Общие требования безопасности
При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами.

Инструкция по пожарной безопасности для учащихся
При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами.

Инструкция по правилам пожарной безопасности в лабораториях школы
Каждый вновь поступивший учитель до начала работы и непосредственно перед работой в лаборатории должен быть проинструктирован по.

Инструкция о мерах пожарной безопасности для обучающихся в мбоу «Средняя общеобразовательная школа №22»
При проведении занятий и в свободное время обучающиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности, установленные «Правилами.

Инструкция № о мерах пожарной безопасности
Настоящая инструкция составлена в соответствии с требо­ваниями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ппб-01-93 и является.

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

База данных защищена авторским правом ©lib2.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации

Другие статьи

Инструкция №_____ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ - Инструкции - Каталог статей - МБОУ Калининская школа Красногвардейский район Рес

МБОУ "Калининская школа Каталог статей

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Обеспечение пожарной безопасности в кабинете № 9 определяется Законом о пожарной безопасности.

1.2. Помещение кабинета постоянно должно содержаться в чистоте. Кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями( ящиком с песком или покрывалом из огнеустойчивой ткани). В кабинете должен размещаться на видном месте план эвакуации учащихся на случай пожара.

1.3. Необходимо размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, оборудование, устройства, пособия, плакаты и т.д.

1.4. Все учебно-наглядные приборы необходимо хранить либо в специально отведенных помещениях, либо в кабинете в специальных местах (шкафах, стеллажах и т.д.). В кабинетах хранится только то оборудование и наглядные пособия, которые предусмотрены учебной программой.

1.5. Мебель и оборудование должны устанавливаться так, чтобы они не препятствовали эвакуации. Ширина минимально допустимых проходов должна быть не менее 1 метра. Посторонние предметы хранить не разрешается.

1.6. Штепсельные розетки должны иметь надпись о напряжении в них (220В, 36В, 12В) и смонтированы на огнеустойчивой основе.

1.7. По окончании занятий учитель должен тщательно осмотреть помещение кабинета и закрыть его, обесточив электросеть. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать для приведения их в пожаробезопасное состояние.

1.8. После завершения занятий все пожаро-, взрывоопасные вещества и материалы должны быть убраны из кабинета в специально отведенное для них место.

1.9. Все участники учебного процесса должны знать пожарную безопасность, способы тушения пожара, а также места расположения огнетушителей в школе и уметь пользоваться ими в случае возникновения пожара.

2. В КАБИНЕТЕ БИОЛОГИИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

2.1. Иметь полы, стены и другое оборудование, покрытое легковоспламеняющимися материалами.

2.2. Пользоваться нестандартными (самодельными) электроприборами, плитами с открытой спиралью.

2.3. Применять электропровода с поврежденной изоляцией, самодельные предохранители.

2.4. Использовать неисправные штепсельные соединения для включения электроприборов в сеть.

2.5. Приносить и хранить в кабинете легковоспламеняющиеся жидкости (керосин, спирт, масла).

2.6. Зажигать спички, свечи, зажигалки в качестве освещения при внезапном отключении электричества.

2.7. Курить в помещении кабинета.

2.8. Вносить в помещение кабинета и школы взрывчатые и взрывоопасные вещества.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ 3.1. Необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. 3.2. Нельзя оставлять приборы для проведения лабораторных и практических работ без наблюдения даже на непродолжительное время. 4. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ВОЗГОРАНИЯ И ПОЖАРА

4.1. При возникновении возгорания принять меры к его тушению средствами первичного пожаротушения: песок, вода, брезент, огнетушитель. Легковоспламеняющиеся, горючие вещества, не обесточенную электропроводку гасить песком, огнеустойчивой тканью, порошковым огнетушителем, обесточенную электропроводку можно гасить водой. При невозможности потушить возгорание в течение 40-60 секунд принять меры по эвакуации учащихся из помещения кабинета и здания школы в безопасное заранее определённое место.

4.2. Отключить электричество.

4.3. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 101 и директору школы или заменяющему его работнику.

4.4. Одновременно силами добровольной дружины приступить к тушению очага возгорания и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения до приезда пожарной команды.

4.5. Покидая помещение кабинета, закрыть за собой все двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.

4.6. Эвакуацию проводить по команде учителя без паники, без толкотни, быстрым шагом, но не бегом, не создавать заторы и пробки в дверных проемах.

4.7. С помощью сотрудников школы организовать оцепление горящих помещений с целью не допустить возврата учащихся в горящие помещения.

4.8. Покидать помещение необходимо согласно плану эвакуации.

Заместитель директора по УВР _____________ Т.Н. Смирнова

Учитель биологии _______________ ______________

Инструкция по пожарной безопасности в кабинете физики

Инструкция
по пожарной безопасности в кабинете физики


1. Общие требования пожарной безопасности в кабинете физики.
1.1. В соответствии с правилами пожарной безопасности учителям, учащимся и обслуживающему персоналу необходимо знать и соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в кабинете физики школы, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации учеников, материальных ценностей и способствовать тушению пожара.
1.2. Настоящая инструкция разработана с учетом требований: Федерального Закона РФ от 22.07.2008г №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального Закона от 21.12.1994г №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями на 23 июня 2016г, Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г №390 «О противопожарном режиме» с изменениями на 6 апреля 2016г.
1.3. В кабинете физики недопустимо:

  • производить перепланировку помещения с нарушением требований действующих строительных норм и правил;
  • применять для организации отопления нестандартные (самодельные) отопительные приборы;
  • включать электроплитки, кипятильники, электрочайники, электроутюги;
  • выполнять уборку помещений, очистку деталей и оборудования используя легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
  • хранить в неvпредназначенном для них месте (на рабочих местах и в шкафах), а также оставлять в карманах спецодежды бывшие в употреблении обтирочные материалы;
  • оставлять без надзора включенные в сеть радиоприемники, телевизоры, мультимедийные проекторы, диапроекторы, компьютеры, приборы и др.

1.4. В кабинете физики допускается размещение только необходимых для обеспечения учебного процесса приборов, принадлежностей, пособий, которые следует хранить в шкафах, на стеллажах.
1.5. Хранение материалов и веществ, необходимых для проведения лабораторных работ по физике, необходимо обеспечивать с учетом их физических свойств и требований норм пожарной безопасности. Совместное хранение веществ, взаимодействие которых может вызвать пожар или взрыв, категорически не допустимо.
1.6. Находящаяся в кабинете физики мебель и оборудование не должны создавать препятствий при эвакуации учащихся и к средствам пожаротушения.
1.7. В учебном кабинете физики должны быть размещены первичные средства пожаротушения, а также инструкция по пожарной безопасности кабинета физики .
Огнетушители следует располагать согласно требованиям ГОСТа путем навески на вертикальные конструкции таким образом, чтобы их верхняя часть находилась на высоте не более 1,5 метра от пола. Огнетушители следует вешать таким образом, чтобы была возможность прочтения имеющегося на их корпусе текста инструкции по использованию. Огнетушители должны находиться в легкодоступных местах где полностью исключено непосредственное воздействие на них отопительных и нагревательных приборов.
1.8. Ежедневная проверка сохранности, содержания и готовности к действию первичных средств пожаротушения должна осуществляться учителем физики.
1.9. Ответственность за соблюдение требований правил и норм пожарной безопасности, инструкции по пожарной безопасности в учебном кабинете физики школы возлагается на учителя физики, который проводит в нем занятия и который назначается приказом директора ответственным за пожарную безопасность в учебном кабинете.

2. Требования пожарной безопасности перед началом работы в кабинете физики
2.1. Убедиться в наличии и оценить путем внешнего осмотра исправность первичных средств пожаротушения, а также удостовериться в укомплектованности медицинской аптечки необходимыми медикаментами.
2.2. Осмотреть на предмет отсутствия повреждений электропроводку, заземление, розетки и выключатели.
2.3. Подготовить к работе нужное для проведения урока физики оборудование и приборы, проверить их исправность.

3. Требования пожарной безопасности во время работы в кабинете физики
3.1. Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты, для занятий по другим предметам и для проведения собраний.
3.2. Посещение школьниками лаборантской и самого кабинета физики разрешается только в присутствии преподавателя физики.
3.3. Учащиеся школы не должны допускаться к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
3.4. Лабораторные работы, лабораторный практикум школьниками проводятся строго в присутствии учителя физики или лаборанта.
3.5. Строго запрещено в ходе урока применять для опытов или других целей разбитую или треснувшую стеклянную посуду, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Недопустимо использовать оборудование, приборы, провода и кабели с нарушениями их целостности, открытыми токоведущими частями.
3.6. Не разрешается оставлять без надзора работающие электронагревательные приборы.
3.7. Все электрические приборы должны иметь исправные указатели напряжения, на которое они рассчитаны и полярность.
3.8. Запрещается подключать к рабочим столам школьников напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.
3.9. Недопустимо использование бензина в качестве топлива в спиртовках.
3.10. Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума строго запрещено выдавать школьникам приборы с надписью на корпусах «Только для проведения опытов учителем».
3.11. В кабинете физики не допускается:

  • использовать кабели и провода с имеющимися нарушениями целостности или потерявшие защитные свойства изоляции;
  • оставлять под напряжением электрические провода и кабели с не изолированными концами;
  • использовать в работе поврежденные розетки, осветительные коробки, рубильники и другие электроустановочные приборы;
  • завязывать и скручивать провода, а также оттягивать провода и светильники.

3.11. Необходимо строго соблюдать требования инструкции по пожарной безопасности кабинета физики в школе, а также общие противопожарные правила в школе .
3.12. Кабинет физики следует содержать в чистоте. Весь сгораемый мусор и бумагу необходимо систематически выносить из кабинета.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. В случаях, когда обнаружены неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением (излишний нагрев, возникающее искрение и т.д.), необходимо немедленно отключить источник электропитания и сообщить о данных фактах администрации школы.
4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их возгорании следует незамедлительно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 101 и приступить к ликвидации очага возгорания используя углекислотный (порошковый) огнетушитель или песок.

5. Требования пожарной безопасности по окончании работы в кабинете физики
5.1. Тщательно осмотреть помещение учебного кабинета физики, устранить все недостатки.
5.2. Обесточить электрические устройства и приборы, отсоединив их от источника питания. Снять напряжение с электросети рубильником.
5.3. Проветрить по окончании занятий кабинет физики.
5.4. Выключить освещение и закрыть кабинет на ключ.

Инструкцию по пожарной безопасности разработал: __________ (________________)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ(специалист или инженер по ОТ) _________ Амосенко Л.Н.
«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлен (а), второй экземпляр получил(а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Паспорт кабинета физики - Мои файлы - Каталог файлов - Математика и физика-сайт Ольчиковой Людмилы Михайловны

Физика и математика

Содержание «Паспорта кабинета»

  1. План кабинета
  2. Задачи
  3. Организационная деятельность
  4. Учебно-методическая деятельность
  5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм
  6. План работы кабинета физики на 2014-2015 учебный год
  7. Перспективный план на 3 года
  8. Список оборудования в кабинете физики
  9. Правила пользования кабинетом физики
  10. Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
  11. Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
  12. Инструкция по охране труда в кабинете и лаборатории по физике
  13. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
  14. Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики
  15. Инструкция по охране труда учителя физики
  16. Инструкция о мерах пожарной безопасности
  17. Программа инструктажа по электропожарной безопасности в кабинете физики
  18. Программа инструктажа по оказанию первой помощи в кабинете физики
  19. Программа инструктажа по использованию технических средств обучения и специального оборудования в кабинете физики.
  20. Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета физики
  21. График занятости кабинета физики 2013-2014 учебный год
  22. Цели и задачи обучения физики
  23. Нормы оценок
  24. Перечень сайтов, полезных учителю физики
  25. Акт приемки кабинета физики на готовность к новому учебному году.
  26. Акт– разрешение на проведение занятий в кабинете физики
  27. Правила поведения в кабинете физики
  28. Должностная инструкция
  29. Положение об учебном кабинете физики в соответствии с требованиями ФГОС ООО
  30. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТА ФИЗИКИ

Просмотров. 4941 | Загрузок. 1900 | Комментарии. 1 | Рейтинг. 0.0 / 0

Правила безопасности

Школьная физика

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ КАБИНЕТА ФИЗИКИ.
(выдержки)

1. Кабинет (лаборатория) оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ.

В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования, универсальный стол-верстак (препараторский стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям выполняет работы по ремонту оборудования, готовит опыты.

2. Расстановка мебели в кабинете (лаборатории) должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов

  • в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до первого ряда столов — не менее 0,5 м; от внутренней стены до третьего ряда столов — не менее 0,5 м; от задней стены (шкафов) до столов — не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов — не менее 2,5 м; между рядами двухместных столов — не менее 0,6 м;
  • рабочие места за первыми и вторыми столами в любом ряду кабинета отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м).
  • школьникам с пониженной остротой зрения отводятся рабочие места в ряду у окна за первыми столами, где освещенность создается естественным светом. При хорошей коррекции зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.
  • в целях профилактики против искривления позвоночника и развития косоглазия следует каждую четверть проводить перемещение учащихся, сидящих в первом и третьем (четвертом) рядах, не нарушая при этом соответствия номеров мебели росту школьников.

3. Кабинет (лаборатория) физики оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, комплектом средств индивидуальной защиты и инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.

4. Согласно СНиП-П-4—79 “Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования” солнечный свет должен падать с левой стороны от учащихся; наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть для учебных кабинетов не ниже 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

5. В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) потребителями кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Электрооборудование кабинета с напряжением питания выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного тока заземляют. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты (лаборатории) физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящик с песком, лопата, плотная мешковина (пропитанная огнестойким составом), углекислотный (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) или порошковый (ОП-1 “Спутник”, ОП-5 “Турист”) огнетушитель. 4. Реактивы химические, источники тока

7. Химические реактивы, предусмотренные Перечнем, хранятся в лаборантской в глухом (со сплошными дверками без стекол) шкафу под замком. Жидкие химреактивы и растворы хранятся в тонкостенных, твердые — в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд должен иметь четкую этикетку. Вещества, не имеющие этикеток, подлежат уничтожению.

8. Пребывание учащихся в помещении кабинета (лаборатории) физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя физики.

9. Кабинеты физики не должны использоваться в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики:

  1. Индивидуальные перевязочные антисептические средства— Зшт. пакеты без бинтов (Зшт.), с бинтами (3 шт.).
  2. Бинты (3 шт.).
  3. Вата (2 пакета).
  4. Жгут (1 шт.).
  5. Настойка йода — 1 флакон (10 ампул).
  6. Нашатырный спирт — 1 флакон (10 ампул).
  7. Сода питьевая — 1 пачка.
  8. 2—4%-ный раствор борной кислоты — 1 флакон (250 мл).
  9. 3%-ный раствор уксусной кислоты — 1 флакон (250 мл).
  10. Валидол — 1 тюбик.
  11. Перманганат калия (свежеприготовленный раствор).
  12. Пероксид водорода.

На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.

Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета физики.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖА ПО РПАВИЛАМ

ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ.

Для усвоения учащимися правильных и безопасных приемов работы учителя обязаны проводить инструктаж по соблюдению требований техники безопасности и гигиены труда.

Инструктаж проводится со всеми учащимися

  • при первом посещении кабинета (вводный инструктаж)
  • перед выполнением каждой лабораторной и практической работы (на рабочем месте).

На вводном инструктаже учитель в форме беседы знакомит учащихся с правилами работы в кабинете физики, обращает их внимание на опасные моменты, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и сообщает о соответствующих мерах предосторожности.

Инструктаж на рабочем месте имеет целью ознакомить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места при выполнении конкретной работы, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможными опасными моментами и правилами поведения при их возникновении. Он должен быть кратким, содержать четкие и конкретные указания и в необходимых случаях сопровождаться показом правильных и безопасных приемов выполнения работы.

В процессе выполнения работы учитель и лаборант обязаны систематически контролировать действия учащихся.

Ниже приводятся: инструкция для учителя с перечислением мер безопасности, которые необходимо соблюдать при проведении занятий в кабинете физики, типовая инструкция на основе которой учитель (заведующий кабинетом) разрабатывает конкретные инструкции за своей подписью, утверждаемые директором общеобразовательного учреждения; образец оформления журнала, куда заносятся сведения об инструктаже.

Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов.

1. Демонстрационные опыты готовит учитель физики, соблюдая при этом требования правил безопасности труда.

2. При работе со стеклянными приборами необходимо:

  • применять стеклянные трубки с оплавленными краями;
  • правильно подбирать диаметры резиновых и стеклянных трубок при их соединении, концы трубок смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином;
  • использовать стеклянную посуду без трещин;
  • не допускать резких изменений температуры и механических ударов;
  • соблюдать осторожность при вставлении пробок в стеклянные трубки и обратном процессе;
  • отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и учащихся.

3. При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха на демонстрационном столе, со стороны учащихся устанавливают защитный экран, а учитель пользуется защитными очками. В случае разрыва сосуда запрещается осколки стекла убирать руками. Для этого используются щетки и совок. Так же убирают железные опилки, используемые при наблюдении магнитных спектров.

Запрещается закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до тех пор, пока она не остынет; нельзя брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.

4. Температура наружных элементов конструкций изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна быть выше 45 °С. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45 °С на видном месте этого изделия должна быть сделана предупреждающая надпись “Берегись ожога!”

5. Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.

6. Запрещается применение: парообразователей металлических, ламп лабораторных бензиновых, прибора для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром).

7. Запрещается использовать металлические асбестированные сетки и нафталин.

8. Нельзя превышать пределы допустимых скоростей вращения на центробежной машине, универсальном электродвигателе, вращающемся диске, обозначенные в технических описаниях. Во время демонстрации необходимо следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Чтобы исключить возможность травмирования отлетевшими деталями, необходимо устанавливать защитный экран.

9. Запрещается применение пылесоса и других воздуходувов при постановке демонстрационных опытов с прибором по механике на воздушной подушке, если уровень фонового шума превышает установленный ГОСТом 12.1.003—76. 5.2.10. При постановке всех видов физического эксперимента запрещается применение:

  • металлической ртути;
  • генератора УВЧ на октальных лампах;
  • индукционных катушек ИВ-50, ИВ-100 и прибора для демонстрации электроискровой обработки металлов, так как эти приборы создают сильные радиопомехи;
  • электрического учебного оборудования с открытыми контактами на напряжения выше 42 В переменного тока и 110 В постоянного.

10. До включения электро-, радиоприборов в сеть необходимо убедиться в соответствии положения переключателя сетевого напряжения его номинальному значению, а также в исправности предохранителей.

11. При измерении напряжений и токов измерительные приборы присоединяются проводниками с надежной изоляцией, снабженными одно-, двухполюсными вилками. Присоединять вилки (щуп) к схеме нужно одной рукой, причем вторая рука не должна касаться шасси, корпуса прибора и других электропроводящих предметов. Особую осторожность следует соблюдать при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы.

12. Замена деталей, а также измерение сопротивлений в цепях учебных установок производятся только после их выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.

13. При необходимости настройки или регулировки радиоустройства (подстройка контуров, регулировка подстрочечных конденсаторов или резисторов и т. п.) во включенном состоянии пользуются инструментом с надежной изоляцией.

14. При налаживании и эксплуатации осциллографов и телевизоров необходимо с особой осторожностью обращаться с электронно-лучевой трубкой. Недопустимы удары по трубке или попадание на нее расплавленного припоя, так как это может вызвать взрыв трубки.

15. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, так как в этом случае электролитические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда и взрываются.

16. При перегреве трансформатора, появлении запаха гари, искрении внутри баллонов радиоламп или разогревании их анодов радиоустройство следует немедленно выключить.

17. Нельзя оставлять включенные электро-, радиоустройства без надзора и допускать к ним посторонних лиц.

18. При эксплуатации источников высоких напряжений (электрофорная машина, преобразователи типа ^разряд”) необходимо соблюдать следующие предосторожности:

  • не прикасаться к деталям и проводникам руками или токо- проводящими предметами (материалами);
  • высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового разрядника следует перемещать с помощью изолирующей ручки (можно использовать чистую сухую стеклянную трубку);
  • после выключения нужно разрядить конденсаторы путем соединения электродов разрядником или гибким проводником в хлорвиниловой изоляции.

19. Категорически запрещается использование в школах безнакальных трубок: рентгеновской, для отклонения катодных лучей, вакуумной со звездой, вакуумной с мельничкой и др.

20. Не допускается прямое попадание в глаза учителя и учащихся света от электрической дуги, проекционных аппаратов, стробоскопа и лазера.

21. Не разрешается эксплуатация лазера без защитного заземления прибора и ограничения экраном распространения луча вдоль демонстрационного стола. Запрещаются перемещение лазера по оптической скамье во включенном состоянии и все виды регулировок при снятой верхней части корпуса.

Меры безопасности при постановке и проведении лабораторных работ и работ практикума.

1. Все положения по защите от механических, тепловых и других травмирующих факторов, изложенные в разделе <Меры безопасности при подготовке и выполнении демонстрационных опытов”, распространяются на постановку и проведение лабораторных работ и работ практикума.

2. При выполнении работ на установление теплового баланса воду следует нагревать не выше 60—70 °С.

3. Запрещается зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки.

4. Проведение лабораторных работ и демонстрационных опытов с применением ртути категорически запрещается.

5. Запрещается нагружать измерительные приборы выше предельных значений, обозначенных на их шкале.

6. При постановке лабораторных и практических работ запрещается применение учащимися приборов с надписями на их панелях (корпусе) “Только для проведения опытов учителем”.

7. Учебные приборы и изделия, предназначенные для практических работ учащихся, по способу защиты человека от поражения электрическим током должны иметь двойную или усиленную изоляцию или присоединяться непосредственно к источникам питания с напряжением не выше 42 В.

Типовая инструкция по правилам безопасности труда для учащихся.

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.

4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание я ход выполнения.

5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива.

6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность. Не вынимайте термометры из пробирок с затвердевшим веществом.

7. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся частям машин.

8. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.

9. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).

10. Источник тока и электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.

11. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей до отключения источника электропитания.

12. Следите за тем, чтобы во время работы случайно не коснуться вращающихся частей электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях машин до полной остановки якоря или ротора машины.

13. Не прикасайтесь к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам отключенных конденсаторов.

14. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.

15. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.

17. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

18. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

19. При ремонте электрических приборов пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с невыступающими контактными поверхностями.

Примечание. На основании данных типовых инструкций в ОУ разрабатываются собственные документы и инструкции по правилам безопасности труда для учащихся, которая утверждается директором школы.

Должностные обязанности
по охране труда
учителя физики и заведующего кабинетом

Учителя и заведующие кабинетами являются ответственными за организацию и проведение на вверенных им участках занятий и работ в соответствии с требованиями охраны труда. Они обеспечивают:

  • выполнение постановлений, распоряжений и приказов Московского комитета образования по вопросам охраны труда;
  • включение вопросов безопасных условий труда, производственной санитарии и противопожарной техники в планы уроков по физике и в экзаменационные билеты;
  • создание всех необходимых мер для здоровых и безопасных условий труда и занятий, а также контроль за выполнением установленных положений, правил, норм по охране труда;
  • проведение лабораторных занятий и других работ только при наличии соответствующего оборудования и других условий, требуемых правилами и нормами охраны труда;
  • размещение установок и стендов в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности и производственной санитарии;
  • безопасное состояние учебных мест, приборов, инструментов;
  • нормальное санитарное состояние учебных рабочих мест, приборов, инструментов;
  • нормальное санитарное состояние помещений;
  • ввод в эксплуатацию вновь созданных, а также реконструируемых кабинетов с санкции приемной комиссии;
  • составление и ежегодный пересмотр инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности, осуществление надзора за выполнением (инструкции согласовываются с профкомом школы и утверждаются директором);
  • систематическое проведение первичного и повторного инструктажа с лаборантом и учащимися, соответствующее их оформление;
  • ежегодную разработку мероприятий по охране труда для включения их в планы и соглашения по охране труда;
  • выполнение мероприятий, включаемых в соглашение по охране труда;
  • своевременное расследование и учет несчастных случаев, связанных с работой учащихся в кабинетах физики и принятие необходимых мер по устранению причин, которыми вызваны несчастные случаи;
  • проверку знаний и выполнение лаборантом и учащимися правил и инструкций по безопасным условиям труда;
  • тщательную проверку подготовленных опытов;
  • проведение в сроки, установленные администрацией и ПК школы контроля за состоянием охраны труда в кабинетах физики

Правила пожарной безопасности
в кабинете физики

  1. Каждый работник школы, каждый учащийся должен обязательно знать и обязательно выполнять правила пожарной безопасности, в случае возникновения пожара принять все зависящие от него меры к спасению людей и тушению пожара.
  2. Помещение должно содержаться в чистоте. Весь сгораемый мусор и бумагу следует систематически выносить из кабинета.
  3. В кабинете должны быть средства для тушения пожара: огнетушитель, песок, плотное одеяло.
  4. В физическом кабинете запрещается работа учащихся с электрическими и нагревательными приборами без руководства учителя или лаборанта.
  5. Материальные ценности в кабинете физики хранятся строго по ассортиментам. При этом не разрешается совместное хранение легко воспламеняющихся жидкостей с другими материалами.
  6. К работе допускаются учащиеся, которые знакомы с техникой безопасности.
  7. По окончании работы в кабинете ответственный за пожарную безопасность должен тщательно осмотреть помещение, устранить все недочеты. Снять напряжение с электросети рубильником или двухполюсным выключателем.
  8. В процессе эксплуатации электрической сети и электрических приборов воспрещается подвешивать электропроводку на гвоздях и заклеивать обоями, применять электропровода с поврежденной изоляцией, использовать некалиброванные предохранители, обертывать электрические лампы бумагой или тканью, использовать электропровода для подвешивания стендов, таблиц.
  9. Нельзя оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть приборы.
  10. В случае возникновения пожара в кабинете необходимо соблюдать спокойствие, снять напряжение с электрической сети, эвакуировать учащихся по плану школы, позвонить по телефону 01.

Инструкция по безопасным условиям труда
в кабинете физики (лаборатории) для учащихся

  1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
  3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. Производите сборку электрических цепей, изменения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключении источника питания.
  7. Не включайте источник электропитания без разрешения учителя.
  8. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
  9. Следите за тем, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  10. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, что бы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
  11. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания, их сначала нужно разрядить.
  12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
  13. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
  14. При получении стеклянной посуды проверьте ее цельность, не ставьте посуду на край стола и близко к нагревательным приборам. Помните, что стекло не выдерживает резких перепадов температуры, не наливайте в стеклянную посуду горячей воды без предварительного прогрева сосуда.
  15. При работе с источниками тепла (электроплитками, газовыми горелками, спиртовками) соблюдайте максимальную осторожность. Помните, что длинные волосы могут быть источником травматизма при невнимательной работе с нагревательными элементами. При работе с нагревательными приборами пользуйтесь изолирующими прокладками.
  16. Колющие и режущие инструменты при неправильном использовании могут причинить травму вам или вашему товарищу. Будьте предельно осторожны при работе с этими инструментами.
  17. Для сохранения зрения будьте осторожны при работе с источниками света. Не смотрите на сильные источники света без предохранительных светофильтров.
  18. Осторожно обращайтесь с химически активными веществами.

Правила по безопасным условиям труда
7 КЛАСС

  1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
  3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
  7. Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
  8. По окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
  9. При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.
  10. Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола руками или тряпкой, надо пользоваться щеткой или метелкой с совком.
  11. При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.
  12. При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что нитки нельзя обрывать пальцами, надо применять ножницы.
  13. При опускании груза в жидкость нельзя резко отпускать груз.
  14. При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

Правила по безопасным условиям труда
8 КЛАСС

Тема: “ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ”

  1. При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.
  2. Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагревать до 60-70 С.
  3. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку с совком.
  4. Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.

Тема: “ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ”

  1. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  2. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводников были наконечники.
  3. Все изменения в электрической цепи и ее разборку можно проводить только при выключенном источнике электрического питания.
  4. Не включайте электрическую цепь без проверки ее учителем.
  5. Во всех случаях повреждения электрического оборудования, измерительных приборов и проводов необходимо отключать напряжение и сообщать об этом учителю.
  6. Категорически запрещается трогать что-либо на демонстрационном столе и электрораспределительный щит.
  1. При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
  2. При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
  3. При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить и сообщить учителю.
  4. Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.

Правила по безопасным условиям труда
9 КЛАСС

  1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
  3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. При использовании весов взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.
  7. Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.
  8. При окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.
  9. При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель на шкале.
  10. При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что их нельзя обрывать пальцами, надо использовать ножницы.
  11. При опускании груза в жидкость, нельзя резко отпускать его.
  12. При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

Правила по безопасным условиям труда
10 КЛАСС

Тема: “МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА”

  1. При выполнении лабораторных работ нельзя использовать разбитые стеклянные трубки, трубки с трещинами.
  2. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
  3. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого нужно использовать щетку и совок.
  1. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  2. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения работы.
  3. Производите сборку электрических цепей, изменения в них, монтаж в них только при отключенном источнике питания.
  4. Не включайте источник питания без разрешения учителя.
  5. Проверяйте наличие напряжения на источниках питания или других частях электроустановки с помощью прибора для измерения напряжения.
  6. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники. При сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  7. Выполняйте измерения и наблюдения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).
  8. Не прикасайтесь к конденсаторам, даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить.9.По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите электрическую цепь.
  9. Обнаружив неисправность в электрических установках, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник тока и сообщите об этом учителю.

Правила по безопасным условиям труда
11 КЛАСС

  1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.
  2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.
  3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.
  4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.
  5. Перед тем, как приступить к выполнению работы тщательно изучите ее описание, уясните ход ее выполнения.
  6. При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.
  7. При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.
  8. При обнаружении трещин на стекле и линзах прекратить работу и сообщить учителю.
  9. Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Нужно использовать щетку и совок.
  10. Проверку электрических цепей, изменение в них, монтаж и ремонт производите только после отключения источников питания.
  11. Не включайте источники питания без разрешения учителя.
  12. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью приборов для измерения напряжения.
  13. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, на концах проводов были наконечники. При сборке цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно соединяйте с клеммами.
  14. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам.
  15. По окончании работы отключите источник питания, после чего разберите цепь.
  16. Обнаружив неисправность в электрической установке, находящейся под напряжением, немедленно отключите источник питания и сообщите учителю.

Заключение Мы надеемся, что предлагаемый нами подбор инструкций по данной теме сэкономит время учителю физики по подготовке к проведению демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ. Позволит сделать их выполнение безопасным для учеников. Данные инструкции составлены в соответствии с действующими программами и нормативными документами по безопасным условиям труда.